Сказки водят хоровод. Открытый урок по литературному чтению
методическая разработка по чтению на тему

К уроку дети подготовили два мини-спектакля:  "Яичко золотое" и "Сказка о рыбаке и рыбке (экологическая)" Данный урок можно провести как внеклассное мероприятие.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon skazki_vodyat_horovod_avtosohranennyy.doc51.5 КБ

Предварительный просмотр:

ОТКРЫТЫЙ УРОК ПО ЧТЕНИЮ

«СКАЗКИ ВОДЯТ ХОРОВОД»

ИГРА – КВН

Цели: повторение и обобщение знаний учащихся о русских народных сказках, воспитание стремления совершать добрые дела; развитие самооценки. Учить различать русские народные сказки и авторские. Познакомить с экологической сказкой. Прививать интерес к сказкам и литературе в целом. Развивать образное мышление детей, речь, память.

Ход урока.

1 Сообщение темы урока.

- Сегодня мы с вами совершим интересное, увлекательное

путешествие в сказку. Сказка родилась давно, прежде чем человек научился читать и писать. Сказки сочиняли народные мечтатели и рассказывали их родным и друзьям. А те передавали сказку дальше, и шагала она по свету из уст в уста, яркая, умная, весёлая. Так, не раз перед сном рассказывали вам сказки ваши мамы и папы, бабушки и дедушки. Это русские народные сказки.

            Нам очень нравятся сказки А.С Пушкина, Г.Х Андерсена, Ш. Перро. Это авторские сказки.

- Давайте узнаем, различаете ли вы  сказки?

     Работа с выставкой книг. ( Авторская сказка или русская народная сказка?)

             Современные дети стали меньше верить в сказки, в чудеса. Об этом мы сейчас услышим из песенки  «Спор Маши и Вити о сказках».

2. Музыкальная полянка.

 Слушание песни «Спор Маши и Вити о сказках».

  - Подумайте и скажите: чьё мнение (Маши или Вити) вам ближе?

3 Мудрые мысли.

…Русские сказки – память нашего давно минувшего, хранилище русской мудрости.

                                                   Н.А. Некрасов

Сказка – ложь, да в ней намёк – добрым молодцам урок.

                                                   А.С. Пушкин

4. Конкурсная программа.

Конкурс 1. «Сказки водят хоровод».

Узнайте сказку.

2. В некотором царстве, в некотором государстве, жил да был царь с царицею; у него было три сына – все молодые, холостые, удалые такие, что ни в сказке сказать, ни пером описать…»    

(Русская народная сказка «Царевна – лягушка»).

«Жил-был царь Берендей, у него было три сына, младшего звали Иваном.

       И был у царя сад великолепный; росла в том саду яблоня с золотыми яблоками…»

(Русская народная сказка «Иван-царевич и серый волк»)

«В некотором царстве в давние времена жили-были в маленькой избушке дед да баба, да дочка, и была у неё кукла…»

(«Василиса Прекрасная»)

«Жил – был старик, у него было три сына. Старшие занимались хозяйством, были щеголеваты, а младший Иван - дурак, был так себе - любил в лес ходить по грибы, а дома всё больше на печи сидел. Пришло время старику умирать…»

(«Сивка – бурка»)

5. Конкурс «Сказочный переполох».

            Перепутались названия сказок. Начался переполох. Царевна стала Хаврошечкой, Кощей – Ясным Соколом. Не должно беспорядка в сказках быть. Получите карточки с названиями сказок и соедините начало и конец названий сказок.

«Царевна                                   Хаврошечка»

«Иван царевич и                       Василиса Царевна»

«Крошечка-                               Лягушка»

«Финист                                     Бессмертный»

«Жар – птица и                          Серый волк»

«Кощей                                       Ясный сокол»

6. Учитель читает стихотворение.

О чем-то скрипят деревья,

И птицам опять не спится.

В лесной чащобе звери

Затеяли мудрый спор.

И сразу меняются лица,

Меняются звуки и краски,

Тихонько скрипят деревья,

По лесу ходят сказки.

7. Сказка о  рыбаке и рыбке.

СКАЗКА О РЫБАКЕ И РЫБКЕ (экологическая)

Действующие лица:

Автор.

Старик.

Старуха.

Золотая рыбка.

Автор.

Жил старик со своею старухой

У самой  Москвы реки,

Они жили в новом коттедже

Ровно 30 дней и 3 ночи.

Старик ловил сеточкой рыбу,

Старуха на рынок ходила,

Там рыбу она продавала

И деньги домой приносила.

Вот пошёл раз старик рыбачить,

И поставил он в реку сети.

А когда стал улов смотреть он,

Оказалось там банки и склянки.

Он в другой раз поставил сети,

Но улов – лишь бутылки пустые.

Взял старик динамита две пачки

И закинул их в воды речные.

Но и тут не увидел рыбы

И в слезах воротился к старухе.

Старуха.

Дурачина ты, простофиля,

Вот возьми телефон мобильный

Позвони Золотой рыбке,

Попроси у неё улова.

Автор.

Вот пошёл старик опять к речке,

Стал звонить он Золотой рыбке.

Приплыла к нему рыбка, спросила:

Золотая рыбка.

Чего тебе надобно, старче?

Автор.

Ей с обидой старик отвечает:

Старик.

Слушай, ты, государыня рыбка,

Что-то речка сегодня вздурилась,

Не даёт старику мне улова.

Покупать хотел я машину,

А без рыбы какое ж богатство?

Автор.

Разозлилась Золотая рыбка

И хвостом по воде плеснула.

Золотая рыбка.

Хочешь рыбы? Ну что же, попробуй –

На часок стань ты тоже рыбкой.

Автор.

Не успел старик оглянуться,

В карася в тот же миг превратился,

Очутился в речных он водах,

И поплавать решил в глубине он.

Не успел проплыть он и метра,

Увидал над собою сети,

Еле жив наш карась остался.

А вода-то в реке не простая,

Загрязнённая, еле живая.

Годом час старику показался,

Наконец, дома он оказался.

Старуха его увидела:

Старуха.

Ну как, помогла тебе рыбка?

Старик.

Да, помогла Золотая,

Помогла понять нашу жадность!

Оглянись вокруг – стонет природа,

Беднеет она год от года!

Беречь мы её забываем,

Животных кругом убиваем?

Растения стонут и воды!

Старуха.

Прости, если сможешь, природа!

Исправим свои мы ошибки,

Попросим прощенья у Рыбки.

И станем её мы друзьями,

А чудо свершм мы и сами.

Золотая рыбка.

Ведь вовсе не надо волшебником быть,

Чтоб Землю родную беречь и любить!

Учитель.

- Давайте, ребята, повторим все вместе (хором)

   слова Золотой рыбки:

Ведь вовсе не надо волшебником быть,

Чтоб Землю родную беречь и любить!

Это золотые слова. Их всегда надо помнить!

- Как вы будете вести себя в природе?

- Ребята, подумайте ,почему эта сказка экологическая?

- Чему нас учит эта сказка?

8. Конкурс «Волшебные предметы».

      - Сейчас я буду называть предмет, а вы скажите, как они связаны с героями сказок.

Волшебная игла  ( На конце той иглы была смерть Кощея.)

Уздечка. ( Волшебная уздечка, когда до неё дотрагивались, издавала звук: трубы трубили, барабаны били, и сторожа от того звука пробуждались.)

Серебряное блюдце. ( Показывало города и поля, леса и моря, гор высоту и небес красоту, всю Русь – матушку.)

Зёрнышко заветное. ( Бросила его Марьюшка, и явился  к ней её жених, Финист – ясный сокол.)

Горошины (Принцесса на горошине)

Санки. ( Кай, Снежная королева.)

Скорлупа грецкого ореха. (Дюймовочка)

Бумажный кораблик (Стойкий оловянный солдатик.)

Утиное яйцо. (Гадкий утёнок)

9. А сейчас сказка «Золотое яичко».

Литературный сюрприз.

» МИНИ – СПЕКТАКЛЬ   «ЯИЧКО ЗОЛОТОЕ»

Баба.      Эй, старик! Проснись скорей!

Дед.     Волки, что ли, у дверей?

            Ты чего шумишь, старуха?

Баба.      Да гляди, что я нашла!

               Наша курочка Пеструха

               Под кустом яйцо снесла!

Дед.     Ну, снесла! Какое дело!

             Что ты, баба, обалдела?

             Чтоб будить в такую рань.

Баба.      Да яйцо-то не простое,

               А гляди-ка  - золотое!

Дед.    Вправду, дивные дела!

            Золотое! В самом деле!

            Мы с тобой разбогатели!

Баба.      Погляди – горит как жар!

Дед.    Не случился бы пожар!

Баба.      Ох, блестит! Слепит глаза!

Дед.    Чудеса!

Баба.      Чудеса!

Дед.    Может вор его украсть.

Баба.      В самом деле! Вот напасть!

Дед.    Ты в сундук запри его!

     Кто-то стучится в дверь.

Баба.      Нету дома никого!

               Ишь, соседей, как назло,

               Ненароком принесло.

Дед.     Ты пойди, задвинь засов,

             Да спустить бы надо псов!

Баба.      Лучше нам его продать –

               Груду денег могут дать.

               В среду в город я поеду –

               Там базар бывает в среду.

               Богатеев много там –

                Им яичко и продам!

                Как дадут мне денег груду,

                Накидают мне рублей,

                На салоп себе добуду

                Я сибирских соболей!

                Тонких кружев накуплю я,

                 Разных юбок сорок штук,

                 Шаль, в цветочках, голубую,-

                   До краёв набью сундук!

Дед.      Что ты мелешь небылицы?

              Ишь, сыскалась молодица –

              Наряжаться в разный хлам!

              Нет уж!

              Если мы богаты,

              Я построю вместо хаты

              Трёхэтажные палаты

              И беседки по углам!

Баба.         Наказанье с глупым мужем!

                  Что ты, старый, не блажи!

                   Мы живём других не хуже,

                   Ни к чему нам этажи.

                   А за эти за беседки

                   Засмеют тебя соседки.

Дед.      Пусть смеются.

        Стучит кулаком по столу.

              Мне не жалко.

Баба.        Да уймись ты, не кричи!

                 Вон упала на пол скалка,

                 Чугуны звенят в печи.

                 Ох, не мил мне белый свет…

Дед.    Я хозяин али нет? (Топает ногой)

Баба.         Ах, яичко покатилось!..

Дед.      Покатилось! И разбилось!..

Баба.         Ох, лишились мы всего,

                  Из-за спора твоего!

    Села на скамейку и заплакала.

Дед.     Ну, чего мы затужили?

             От чудес одна беда!

             Будем жить, как прежде жили,

             И работать, как всегда!

Баба.         И шубёнку справить можно…

Дед.     И подправить можно дом…

Баба.         Только то, видать, надёжно,

                  Что даётся нам трудом!

Дед.     Да, нежданное богатство

            Нам с тобой пошло не впрок.

Баба.          Стали мы гостей пугаться,

                   Запираться на замок.

Дед.     Размечтались, как глупцы…

Баба.          Про наряды и дворцы!

Дед.     Нам бы надо не браниться,

             Глупых ссор не заводить,

             А с друзьями поделиться…

Баба.          Всем подарков накупить.

Дед.    Отворяй, старуха, дверь!

            Что нам прятаться теперь?

    Открыли дверь, стали приглашать гостей.

- Вам понравилась сказка?

- Кто вам больше понравился: дед или баба ? Почему?

- Чему учит нас эта сказка?

10.Подведение итогов.

Сказка по лесу идёт –

Сказку за руку ведёт,

Из реки выходит сказка,

Из трамвая! Из ворот!

Это что за хоровод?

Это сказок хоровод!

Сказка умница и прелесть

С нами рядышком идёт

Чтобы,

Чтобы.

Чтобы снова

Добрый злого победил!

Чтобы добрый,

Чтобы злого

Стать хорошим убедил!

В сказке солнышко горит,

Справедливость в ней царит

Сказка – умница и прелесть!

Ей повсюду путь открыт.

                            ( Ю. Мориц )

11.Музыкальная полянка.

     Послушайте песню « В мире много сказок»

12. Работа с учебником.

13. Задание на дом.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект открытого урока по литературному чтению во 2 классе по программе "Школа 2100" на тему "Что высмеивают сказки. Сатирическая японская сказка "Ивовый росток. ""

Конспект открытого урока по литературному чтению во 2 классе по программе "Школа 2100" на тему "Что высмеивают сказки. Сатирическая японская сказка "Ивовый росток. ""...

Открытый урок по литературному чтению Ю.Коваль "Вода с закрытыми глазами"

Тип урока: Формирование предметных навыков и УУД, овладение новыми предметными умениями.Планируемые результаты:- Предметные: провести сравнительный анализ двух рассказов Ю.Коваля с общими героями - «Б...

Открытый урок по литературному чтению "Сказка –цепочка. Русская народная сказка «Репка»

На данном уроке учащиеся познакомились с русской народной сказкой "Репка" и учились ее инсценировать....

открытый урок по литературному чтению "Уроки истины в сказке Антуана де Сент-Экзюпери "Маленький принц" 4 класс Школа России

конспект открытого урока по литературному чтению с использованием парной и групповой работы согласно требованиям ФГОС....

Открытый урок по литературному чтению "Сказки авторские и народные. Русская народная сказка «Рукавичка».

Открытый урок по литературному чтению, в котором прослеживается связь авторских и народных сказок....

Открытый урок по литературному чтению по теме«Литературные сказки».

Форма проведения: урок-игра.Тип: урок развивающего контроля.Цель: создание условий для организации работы учащихся по повторению и обобщению знаний, полученных при изучении темы «...