Конспект урока ко Дню матери
план-конспект урока по чтению (2 класс) по теме

Чернышова Наталья Валериевна

В конце ноября в нашей стране отмечают День матери. Урок составлен так, чтобы развивать устную речь учащихся, увеличить знания устного народного творчества детей, воспитать доброе и уважительное отношение к женщине-матери.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konspekt_besedy_o_mame.doc51 КБ

Предварительный просмотр:

Беседа по развитию речи, к программе «Речевая копилка»

 «Мама – первое слово»

Автор:     Чернышова Наталья Валериевна -  учитель начальных классов,

первой        категории.

Самарская область, г. о. Тольятти

МБУ лицей 67.

Тип урока: урок комплексного применения знаний

Вид урока: беседа

Программное содержание беседы:

познакомить детей с новым общественным праздником «День матери»;

развивать у детей эстетическое восприятие, учить видеть красоту; умение рассматривать произведения художников.

познакомить детей с художниками разных эпох.

формировать представления детей о труде и профессиях своих мам. 

воспитывать у детей доброе, внимательное, уважительное отношение к маме, стремление ей помогать, радовать ее;

учить отвечать на вопросы, правильно строить предложения в рассказе о маме;

вызвать желание рассказывать о взаимоотношениях с мамой, поделиться своими мыслями и чувствами о своей маме.

Предварительная работа:

рассматривание картин разных художников на тему материнства;

чтение художественной литературы;

заучивание стихотворений и пословиц о маме;

предварительная беседа в кругу семьи (ребенка с мамой) о ее труде;

обучение составлению рассказа из собственного опыта.

Материалы и оборудование: репродукции используемых картин; всё необходимое для изготовления аппликации.

Ход занятия:

- В нашей стране в конце ноября отмечается общественный праздник «День Матери». Поэтому тема телепередачи очень важна. Дети, как вы думаете, какое слово самое лучшее на свете? (ответ детей). Самое лучшее слово на свете «МАМА». Слова «мама», «мать» - одни из самых древних на Земле и звучат почти одинаково на языках разных народов: «мами», «мутти». Это говорит о том, что все люди почитают и любят матерей. А как ласково можно назвать маму по-русски? (Ответы детей: мамуля, мамочка).

- А теперь давайте скажем чудесные слова о маме, каждый по слову.

СЛОВЕСНАЯ ИГРА «ПОДБЕРИ СЛОВЕЧКО»

************

*мама - самая красивая 

*мама – самая умная 

*мама – самая трудолюбивая 

*мама – самая активная 

*мама – самая ответственная 

*мама – самая артистичная 

*мама – самая весёлая 

*мама – самая терпеливая 

*мама - самая серьёзная 

*мама – самая талантливая 

*мама – самая милая 

*мама – самая спортивная 

*мама – самая прекрасная 

- Я хочу побеседовать с вами о маме, чтобы вы еще внимательнее и бережнее относились к своим мамам, чтобы вы еще больше любили их. И чтобы мальчики поняли, что девочки когда-то тоже станут мамами и их нужно уже сейчас беречь и уважать. Хочу познакомить вас с несколькими картинами художников о мамах. Во все времена, во всех видах искусства образу матери отводилось особое место, и мы с вами будем рассматривать репродукции картин, посвященных теме нашего занятия.

1. Давайте подойдем к репродукции картины Алексея Гавриловича Венецианова «На пашне. Весна». Художник написал эту картину два века назад в нашей Тверской губернии, под Вышним Волочком. В то далекое время женщина выполняла тяжелую работу, она была занята в поле, а детских садов тогда не было, и она вынуждена была брать ребенка с собой в поле. Ребёнок терпеливо ждёт, когда мама закончит работу и подойдёт к нему. Ему тяжело так долго ждать маму. И вот он видит, что мама приближается. Мальчик очень рад!

2. Предлагаю рассмотреть следующую репродукцию картины. Перед вами «Мадонна Литта» великого итальянского художника Леонардо да Винчи. Вглядитесь в лицо матери. Обратите внимание на руки женщины. Может быть, эта мама поет своему ребенку такую же колыбельную, какую ваши мамы пели вам, когда вы были маленькими.

3. И ещё одна картина о маме: Геннадий Квашура «Казачка». Это современный кубанский художник. Он пишет картины о казаках, их жизни. Тему материнства, любви к маме он тоже не обошёл. На картине изображена казачка, идущая с поля с ребёнком. Мальчик был с ней на работе. Они оба устали, мальчик прижался к маме - без неё так скучно сидеть в тени и ждать когда мама закончит, и они вместе пойдут домой.

- Мы посмотрели лишь несколько картин о маме. Их очень много. Почти каждый художник обращается к этой теме. Потому, что у художников, как и у любого другого человека, есть мама. Любовь мамы согревает и помогает всю жизнь. Недаром говорят: пока у тебя есть мама, ты ещё ребёнок. Про маму есть много высказываний у разных знаменитых людей. Про маму есть и много пословиц. Давайте вспомним пословицы о маме.

       Дети рассказывают пословицы:

При солнышке тепло, при матушке добро.

Нет лучшего дружка, чем родная матушка.

Птица рада весне, а младенец матери.

Материнская ласка не знает конца.

Хороша дочка Аннушка, коли хвалит мать да бабушка.

          Работа с одной пословицей.

На доске пословица «При солнышке светло, а при матушке добро».
Ребята, прочитайте пословицу:
Как вы её понимаете?
Как вы думаете, что общего между солнечным светом и мамой? (вешаю на доску солнышко).
А сейчас, давайте создадим солнышко материнской любви. Скажите, от каких маминых качеств нам становится тепло и светло?

(все перечисленное детьми записывается на лучах солнца материнской любви: доброта, ласка, забота, любовь, терпение...)

Вот какое получилось у нас чудесное солнышко материнской любви.

- Молодцы, дети, много пословиц про маму знаете. А сейчас я предлагаю рассказать вам о своих мамах: о том, какие они, как их зовут, где они работают, что вы любите делать вместе. (Заслушиваются три-четыре рассказа.)

СТИХИ О ПРОФЕССИЯХ

*******

**Тёплые вещи быстро и тихо 

Шьёт для детишек мама – портниха. 

**Зубки больные без всяких уколов 

Вылечит мама --врач- стоматолог. 

**В детском саду очень много занятий 

Мама там няня и воспитатель. 

**В школе не меньше занятий. Смотрите: 

Ставит оценки мама – учитель. 

** Из корешка растить не устанет 

Чудо – растение мама – ботаник. 

**Пишет в газеты статьи и записки 

Мама – писатель и журналистка. 

**Вкусной колбаски достала с витрины 

Мама, она продавец в магазине. 

**Доит корову с утра спозаранку 

В чистом загоне мама – доярка. 

**Плюшки и булочки кушать спешите 

Их испекла мама – кондитер. 

ФИЗМИНУТКА

***********

Дружно помогаем мама,

Мы бельё полощем сами.

Раз, два, три, четыре -

Потянулись, наклонились.

Хорошо мы потрудились.

Сказка.

Молодцы, ребята! Раз вы так хорошо справились с зарядкой, я расскажу вам сказку. Вы внимательно ее послушайте и скажите, кто же из дочек по-настоящему любил маму.
   
Было у матери семь дочек. Однажды, поехала мать к сыну, который жил далеко. Ввернулась домой только через неделю. Когда мать вошла, дочки, одна за другой стали говорить, как они скучали по матери.
- Я скучала по тебе, как  маковка по солнечному лугу, - сказала первая дочь.
- Я ждала тебя, как сухая земля ждет каплю воды, - проговорила вторая.
- Я плакала по тебе, как маленький птенчик плачет по птичке, - сказала третья.
- Мне тяжело было без тебя, как пчеле без цветка, - щебетала четвертая.
- Ты снилась мне, как розе снится капля росы, - промолвила пятая.
- Я высматривала тебя, как вишневый сад высматривает соловья, - сказала шестая.
А седьмая дочка ничего не сказала. Она сняла с мамы ботинки и принесла ей воды в тазу – помыть ноги.                 (В.Сухомлинский)
 
     Итак, ребята, кто же из дочек по-настоящему любил маму? Почему вы так решили? Как вы думаете, что труднее: говорить красиво или поступать красиво? Подумайте и скажите, что каждая дочка из сказки могла бы сделать для своей мамы. А что вы хорошего делаете для своей мамы? Расскажите. И на этой основе мы создадим «Цветок помощи маме».
 Вешаем на доску серединку от цветка. Дети перечисляют, чем и как они помогают маме. Все перечисленное детьми записываю на лепестках ромашки, прикрепляю их на доску. Получается цветок помощи маме.

- Какие вы молодцы. И какие чудесные у вас мамы! Вам нужно чаще радовать своих мам вниманием, заботой, подарками, которые вы можете сделать своими руками. Давайте подумаем, что мы можем подарить маме в этот пасмурный осенний день? (Дети высказывают свои предположения).

- Предлагаю вам сделать открытки с цветами для наших мам (Дети проходят к столам, где приготовлено всё для изготовления открыток с аппликацией.)

        В этот день хочется сказать слова благодарности всем мамам, которые дарят свою любовь, добро, нежность и ласку.
Ребята, чаще говорите теплые слова вашим любимым мамам!

Итог.
Беседа с ребятами о том, что нового и интересного сегодня узнали.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока" Повторение изученного материала в 3 четверти" 2 класс

Подробный конспект урока по теме " Повторение изученного в 3 четверти". Учебник Моро.2 класс...

Схема-конспект урока накопления фактического материала (групповая форма работы) по русскому языку в 1 классе по теме "Текст, предложение, диалог"

Схема-конспект урока накопления фактического материала(групповая форма работы) по русскому языку ...

Конспект урока. Закрепление изученного материала по теме: «Скорость, время, расстояние».

Данная разработка урока помогает и учителю и учащимся легко обобщить знания по теме: "Скорость, время, расстояние"....

Конспект урока "Закрепление пройденного материала по теме "Числа от 1 до 100. Умножение и деление".

В конспекте дан ход повторения по теме "Числа от 1 до 100. Умножение и деление". Урок проводится в форме путешествия Московский зоопарк....

Учебно-методический комплект (конспект урока+презентация+учебный материал) для 3 класса. Тема: "Трёхзначные числа".

Предмет: Математика.Класс: 3Тема урока: Трёхзначные числа.Цели урока: создать условия для повторения изученного ранее материала и формирования новых знаний.Планируемые результаты:·...