Урок литературного чтения
план-конспект урока по чтению (3 класс) по теме

Лешкевич Татьяна Павловна

Урок литературного чтения по теме Н. Носов "Федина задача"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon chtenie_v_3kl._nosov.doc69.5 КБ
Файл novaya_papka.rar891.09 КБ

Предварительный просмотр:

Знакомство с содержанием рассказа

Н.Н.НОСОВ «ФЕДИНА ЗАДАЧА».

        Цели и задачи:

  1. продолжить знакомство детей с творчеством  Н.Н.Носова;
  2. развивать навыки правильного  чтения;
  3. формировать умение передавать содержание, описывать эмоциональное состояние героев, их поступки;
  4. развивать память, внимание, воображение;
  5. способствовать полноценному восприятию текста.

Оборудование:

  1. портрет Н.Н.Носова;
  2. книги других произведений Н.Н.Носова;
  3. детские рисунки к произведениям Н.Н.Носова;
  4. отрывки из музыкальных произведений.

ХОД УРОКА.

  1. Организационный момент.
  2. Проверка домашнего задания.
  1. - Дома вы учили наизусть стихотворение Н.Берендгофа «Осень».

-Сейчас проверим, как вы выполнили домашнее задание. Нужно будет прочитать стихотворение наизусть.

(Стихотворение читают трое  учеников).

  1. Анализ ответов. (Анализируют учащиеся).
  2. Оценка ответа учеников.
  3. Молодцы, хорошо подготовили чтение стихотворения. Остальных ребят я спрошу на следующем уроке.

  1. Постановка учебной задачи.
  1. Отгадайте, из каких произведений эти отрывки: (отрывки читает ученик)
  1. «Он переложил лишнюю крупу из кастрюли в тарелку и подлил в кастрюлю воды. Стали варить дальше. Варили, варили – смотрим, опять каша наружу лезет.

- Ах, чтоб тебя! – говорит Мишка.        

- Куда ты лезешь?

Схватил ложку, опять стал лишнюю крупу откладывать. Отложил и снова бух туда кружку воды».  (Мишкина каша)

Как вы думаете, почему автор так назвал рассказ?

  1. «А может быть, её кто-нибудь за верёвочку дёргает?

- Ну, пойди, посмотри.

- Пойдём вместе. Я возьму кочергу. Если она к нам полезет, я её кочергой тресну.

- Постой, я тоже кочергу возьму.

- Да у нас другой кочерги нет.

- Ну, я возьму лыжную палку».  (Живая шляпа)

Подходит ли этот заголовок или нет? Почему?

  1. «О, говорит, хорошая горка получилась! Сейчас скачусь. Только полез на горку – бух носом.

- Ого! – говорит. – Скользкая.

Поднялся на ноги и снова – бух! Раз десять падал. Никак на горку взобраться не может.

- Что делать? – думает. Думал, думал и придумал. (На горке)

Вы согласны с заголовком автора?

Есть ли рисунки, которые подходят к этим произведениям?

Молодцы, хорошо знаете эти произведения.

  1. Ребята, посмотрите на доску. Здесь произошла какая-то путаница. Помогите разобраться. Названия, каких произведений написаны на доске?

Приключения                        шляпа

Федина                                Незнайки

Мишкина                                задача

Живая                                каша

  1. Кто автор этих произведений?
  2. Рассказ ученика о Н.Н.Носове:

Носов Николай Николаевич родился 28 ноября 1908 года в городе Киеве в семье актёра. Н.Н.Носов не сразу стал профессиональным писателем. К 30 годам он успел освоить множество профессий: ему приходилось быть землекопом и косарём, возчиком брёвен и рабочим кирпичного завода; он увлекался радиолюбительством и фотографией, химией и электротехникой; учился играть на скрипке и импровизировал на мандолине; торговал газетами и играл в шахматы; играл в школьном оркестре и пел в хоре; учил малышей грамоте и дрессировал собаку. В 1927 году учился в Киевском художественном институте, из которого перевёлся в Московский институт кинематографии. После окончания почти 20 лет работал режиссёром мультипликационных, научных и учебных фильмов.

  1. Чем интересны рассказы Носова? Какие они?
  1. Сегодня мы познакомимся с произведением Н.Н.Носова «Федина задача».
  2. Как вы думаете, кто главный герой этого произведения?
  3. Как, по-вашему, справится ли Федя с задачей?
  4. Послушайте рассказ и подумайте, что же помешало мальчику решить задачу?

  1. Первичное восприятие текста.
  1. Рассказ читает учитель с элементами музыки до слов: «- Плохая песня, - решил Федя и опять принялся читать задачу…»
  2. Как вы думаете, сумеет ли Федя решить задачу? Почему?
  3. Учитель читает текст дальше.

       

  1. Проверка первичного восприятия текста.
  1. О чём рассказ?
  2. Ваши впечатления от рассказа?
  3. Какие чувства, размышления он вызвал?
  4. Почему Федя не смог решить задачу?
  5. Разве плохо, что Федя слушал музыку?
  6. А как вы готовите домашнее задание? Что для этого надо сделать?
  7. Почему Федя решил обратиться за помощью к Юре?
  8. Сможет ли Юра растолковать трудную задачу?

  1. Вторичное восприятие и анализ текста.
  1. Сейчас мы с вами будем работать над содержанием рассказа, и готовиться к чтению отрывка по ролям.
  1. Откроем учебник с. 83.
  2. Прочитаем первый абзац. Чему обрадовался Федя?  Почему?
  3. Что сделал Федя, прежде чем сесть за уроки? Как он включил радио? Почему?
  4. Чтение дальше. Какие непонятные слова встретились здесь? (Объяснение непонятных слов).

Репродуктор – в радиовещании громкоговоритель.

Блоха – маленькое прыгающее насекомое-паразит.

Бас – самый низкий мужской голос.

Портной – мастер, специалист по шитью одежды.

Кафтан – старинная мужская долгополая верхняя одежда.

Бархат – плотная шёлковая или хлопчатобумажная ткань с мягким гладким и густым ворсом.

Чурбан – обрубок бревна, а здесь неповоротливый, тупой человек.

Справился ли портной со своей задачей? Как Федя назвал эту песню?

Почему?

  1. Чтение дальше. Что такое сени?

Сени – в деревенских избах и в старину в городских домах помещение, между жилой частью дома и крыльцом.

  1. Чтение дальше. Почему эта песенка понравилась Феде? Что он стал делать? А кто знает, что это за произведение?

Тройка борзая – упряжка в 3 лошади, быстрая, резвая.

Колокольчик однозвучный – издающий один и тот же монотонный звук.

Утомительно – вызывающий утомление, усталость.

  1. Алмазы– прозрачный, драгоценный камень, блеском и твёрдостью превосходящий все другие минералы;
  2. Жемчуг – состоит из перламутра образование в двустворчатых раковинах некоторых моллюсков в виде зёрен, употребляется как драгоценный камень.
  3. Давайте найдём в тексте слова, которые показывают, как реагирует мальчик на радио. Меняется ли его настроение? Почему у него меняется настроение? Как нужно читать эти строки?

  1. Обобщение.
  1. Что же помешало Феде решить задачу?
  2. Какова идея этого рассказа?
  3. Какими пословицами можно выразить идею этого рассказа?
  4. Какая из пословиц подходит больше? Почему?

  1. Подведение итогов.
  1. Поблагодарить за работу на уроке.
  2. Оценки не ставить.

  1. Домашнее задание.
  1. Выразительное чтение рассказа.
  2. Разгадать ребус.
  3. Подготовить чтение отрывка по ролям.

ПРИЛОЖЕНИЕ.

«Он переложил лишнюю крупу из кастрюли в тарелку и подлил в кастрюлю воды. Стали варить дальше. Варили, варили – смотрим, опять каша наружу лезет.

- Ах, чтоб тебя! – говорит Мишка.        

- Куда ты лезешь?

Схватил ложку, опять стал лишнюю крупу откладывать. Отложил и снова бух туда кружку воды».  

     «А может быть, её кто-нибудь за верёвочку дёргает?

- Ну, пойди, посмотри.

- Пойдём вместе. Я возьму кочергу. Если она к нам полезет, я её кочергой тресну.

- Постой, я тоже кочергу возьму.

- Да у нас другой кочерги нет.

- Ну, я возьму лыжную палку».  

  «О, говорит, хорошая горка получилась! Сейчас скачусь. Только полез на горку – бух носом.

- Ого! – говорит. – Скользкая.

Поднялся на ноги и снова – бух! Раз десять падал. Никак на горку взобраться не может.

- Что делать? – думает. Думал, думал и придумал». 

РЕШИ

ОТГАДАЙ КРОССВОРД

1

2

3

4

5

  1. Как звали мальчика, который побывал на луне?
  2. Кто испортил горку?
  3. Как звали кота, который попал под шляпу?
  4. Что строили ребята?
  5. Как называется рассказ: «…..   Малеев в школе и дома»?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок литературного чтения в 3 классе по учебнику О.В. Кубасовой «Литературное чтение. Любимые страницы» Тема: Жизнь дана на добрые дела. Х.К. Андерсен. «Пятеро из одного стручка»

Цель урока: - обеспечить эстетическое восприятие и осознание текста. Формирование у детей правильной читательской деятельности, объективного восприятия.Задачи: Образовательные: ...

Разработка урока литературного чтения во 2 классе Автор Пушкарных Людмила Ивановна, учитель начальных классов МОУ «СОШ № 17» г. Палласовки Волгоградской области 2 «А» класс 2010/2011 учебный год УРОК ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ (2 КЛАСС, СИСТЕМА Л.В. ЗАНКОВ

Разработка урока литературного чтения во 2 классеАвтор Пушкарных Людмила Ивановна,учитель начальных классовМОУ «СОШ № 17»г. Палласовки Волгоградской области2 «А» класс 2010/2011 учебный год...

Урок литературного чтения с элементами интегрирования в 4 классе ( литературное чтение, музыка, изобразительное искусство). Тема "К.Г. Паустовский "Скрипучие половицы".Обобщающий урок.

Урок литературного чтения с элементами интегрирования в 4 классе .                (Литературное чтение, музыка, изобразительн...

Урок литературного чтения Тема урока: Лев Николаевич Толстой Учебник литературного чтения В.Г.Горецкого, Л.Ф.Климановой , 3 класс

Цели урока:Познакомить с биографией писателяРасширить знания учащихся о жизни и творчестве Л.Н.ТолстогоРазвитие у детей интиреса к русской классической литературеВоспитание гуманизма, уважения к общеч...

Информационная карта урока литературного чтения во 2 классе по теме: Решение проектной задачи на уроке литературного чтения при работе с рассказом А. Митта "Шар в окошке", систематизация знаний о способах подготовки к пересказу.

Информационная карта урока литературного чтения во 2 классе по теме: Решение проектной задачи на уроке литературного чтения при работе с рассказом А. Митта "Шар в окошке", систематизация знаний о спос...