"А я ищу сказку"
классный час по чтению (4 класс) по теме

Творчество Юрия Васнецова

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tvorchestvo_yu.vasnecova.rar1.84 МБ

Предварительный просмотр:

А Я ИЩУ СКАЗКУ.

(О творчестве художника Ю.А.Васнецова)

Учитель начальных классов МБОУ «СОШ с.Каменный Яр» Черноярского района Астраханской области Упмал Мария Никитична

Оборудование: книги «Волк и козлята», «Ладушки», «Краденое солнце»; копии с иллюстраций Ю.Васнецова; рисунки вятских игрушек; портрет художника; высказывания писателей и художников о народной сказке.

*Ведущий. В некотором царстве, в нашем государстве жил-был добрый волшебник. И как все добрые волшебники, делал только добрые дела – приносил людям радость. Был он художником. Звали его Юрий Алексеевич Васнецов. Вы спросите: «Почему волшебник? Ведь волшебники только в сказках бывают?» Верно. И не верно. Он, конечно, не мог превратить избушку в хрустальный дворец и вершить прочие чудеса, но зато мог нарисовать всё, о чём рассказывается в сказках. Да так, что сказка предстаёт перед нами в зримых образах. Разве это не волшебство?

Творчество Ю.Васнецова широко известно. Уже не одно поколение ребят смотрит книги с его иллюстрациями. Его работы наполнены сказочной, животворящей силой. Они притягивают к себе, излучая доброту и радость.

*А каким был сам художник? Послушайте его интервью.

 Ведущий. Редко кому удаётся пронести детские впечатления через всю жизнь, как это удалось Ю.Васнецову. Он ярко вспоминал народные праздники, *необыкновенные ярмарки: « Как наяву помню всё. В памяти и вышитые петухами полотенца, и расписанные короба, а кроме всего – игрушки. Разноцветные глиняные и деревянные кони с раззолоченными ушками, барашки в ярких штанишках, куклы-барыни. От сердца, от души расписаны», - восхищался работой народных умельцев Ю.Васнецов.

--А где родился художник? * Портрет.

1 уч. Юрий Васнецов родился в старинном городе Вятке. Вся Вятская губерния славилась кустарными промыслами – мебельными, сундучными, кружевными, игрушечными.

2 уч. Художник не только смотрел, любовался, но и сам мастерил, чинил, красил – «кипел в жизни всё время, без дела не жил!» Любил всевозможный ручной труд.

3 уч. Ему интересно было шить сапоги и переплетать книги, расписывать печи и дуги, кататься на коньках, пускать змея, ловить рыбу. И любимое слово Ю.А.Васнецова: «интересно».

Ведущий. Каждый раз, когда художник работал над книжкой, возникал волшебный мир сказки, так хорошо знакомый и любимый с детства. Озарённые его фантазией, *появлялись и мохнатенькая вятская лошадка, напоминавшая Конька-горбунка, *рыба-кит, похожая на большущего сома. Всё оттуда, из детства.

А сейчас отгадайте загадку.

Дом со всех сторон открыт, он резною крышей крыт.

Заходи в зелёный дом – чудеса увидишь в нём. (лес из сказки «Три медведя»)

*Ведущий. Образ сказочного дремучего леса часто появляется в иллюстрациях Ю.Васнецова. Лес для художника – место действия самых страшных волшебных сказок. Когда Юрий Алексеевич говорил: «Я боюсь леса…»- это было не причудой, а свойством непосредственной натуры, обладающей яркой памятью детства. Вот лес из сказки «Три медведя»: огромные стволы деревьев и маленькая фигурка девочки сразу вводят нас в атмосферу волшебной жути. Так и представляешь себя таким же маленьким, и затягивает в тёмные объятия этот таинственный великан, и чудятся зеленоватые мерцания волчьих глаз, уханье ушастого филина, неведомый леший с кикиморой, какие-то шорохи, тени лесных обитателей – ух, страшно, но хорошо и сладко на душе.

4 уч. Сказки оставались для Ю.А.Васнецова любимым чтением до старости, он их читал вслух, многие знал наизусть. Читая народные песенки, потешки, прибаутки, сказки, он словно видел наяву знакомые вятские игрушки. Они оживали перед ним, разыгрывая увлекательные спектакли, только успевай рисовать.

*Ведущий. Художник вспоминал: « В детстве мне мама все книжки, сказки читала. Сказка вошла в меня… Сказке нигде не загорожено. Вот она прилетела и заворожила. От радости художество народное, русское, настоящее зачиналось и шло… Мне вот дают в издательстве текст.А бывает, что в нём сказки нет. бывает, что он всего в четыре или даже в две строки, и сказку из него не сделаешь. А я ищу сказку».(видео)

Если собрать вместе все картинки, нарисованные художником за его долгую жизнь, то получится одна большая добрая сказка. О многом она рассказывает, чего и в книжке не написано.

*5 уч. Идёт коза рогатая, идёт коза бодатая

Ножками топ-топ, глазками хлоп-хлоп. Кто каши не ест, молока не пьёт, забодает, забодает, забодает.

Ведущий. Сорока- белобока, кашу варила, гостей созывала.

*6 уч. -Сорока, сорока, где была?

-Далёко! Печку топила, кашку варила, на порог скакала – гостей созывала.

Гости прилетели, на крылечко сели.

*7 уч. Замечательные избы рисовал Васнецов для своих любимых зверей – расписные, узорные, уютные, гостеприимные. Сразу видно, что живёт в них неплохой народец – мастер на все руки. Значит, и одет он должен быть под стать.

Ведущий. Одевает Васнецов своих героев нарядно, празднично.

*Кошке обязательно нарисует цветную юбку всю в оборках да кружевах, а на зайку *тёплую кофту наденет.  Медведей,волков, лис, которые добрым зверям жить *мешают, старался художник не наряжать – не заслужили они красивой одежды.

*Резвого конька художник розовыми бантами разукрасил. Разрисовал зелёными яблоками. Грива и хвост завитые и седло с цветными узорами.

Вся картинка тёплая, ярко – жёлтая. Красное солнце распустилось на небе, как цветок, и утки летят с букетами в клювах – видно, в гости торопятся.

8 уч. Ходит конь по бережку, вороной по зелёному.

Он головушкой помахивает, чёрной гривушкой потряхивает, Золотой уздой побрякивает. Все колечушки – то –бряк,  бряк, бряк!

Золотые они – звяк, звяк, звяк!

*Ведущий. Но когда приходит к героям Васнецова беда, тревожно становится на картинке. Волнуется камыш, клювы летящих гусей своим красным цветом на тревожном синем фоне будто предупреждают об опасности. Ещё бы: свирепый волк украл гуся, припустился наутёк, держа его в страшной пасти…

Уч.-Гуси вы, гуси, красные лапки!

Где вы бывали, что вы видали?

-Мы видали волка: унёс волк гусёнка,

Да самого лучшего, да самого большего!

-Гуси вы, гуси, красные лапки!

Щипите вы волка, спасайте гусёнка!

*Ведущий. И вот долгожданное утро – большая радость. Запел во всё горло голосистый красный петушок – вся картинка стала звонко синей, золотое солнце пустило стрелы – лучи.

9 уч. Петушок, петушок, золотой гребешок,

Маслена головушка, шёлкова бородушка!

Что ты рано встаёшь, голосисто поёшь, Ване спать не даёшь?

*Ведущий. Открылись расписные ставни, проснулся малыш, слетелись к нему птицы, заиграли солнечными крыльями, стало празднично, красно кругом – ладушки – лады.

10 уч. -Ладушки, ладушки! Где были?

-У бабушки.

-Что ели?

-Кашку.

-Что пили?

-Бражку.

Кашка масленька, бражка сладенька, бабушка добренька.

Попили, поели, домой полетели, на головку сели, ладушки запели.

*Портрет.

*Ведущий. Тут и сказке конец, кто дослушал – молодец.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Праздник миниатюр «Русская сказка всем сказкам сказка»

Данное мероприятие сплачивает участников конкурса "Русская сказка - всем сказкам сказка"...

Урок литературного чтения по системе Л.В.Занкова. 2 класс. Авторская сказка и её связь с сюжетом и структурой сказки народной. ( на примере сказки Д.Мамина-Сибиряка "сказка о храбром Зайце...")

Авторская сказка и её связь с сюжетом и структурой сказки народной. Д.Мамин-Сибиряк «Сказка про храброго Зайца – длинные уши, косые глаза, короткий хвост». Урок литературного чтения по системе Л.В.Зан...

Исследовательская работа на тему: "Сказка ложь, да в ней намёк..." (русские народные сказки и сказки народов Севера: сходства и различия)

«Сказка ложь, да в ней намек…» (русские народные сказки и сказки народов Севера: сходства и различия)АннотацияЦель исследования:Исследовать особенности русских народных сказок и сказок наро...

Презентация Урок литературного чтения 2 класс А.С.Пушкин "Сказка о рыбаке и рыбке" и "От сказки авторской к сказке народной"

Данная презентация поможет провести работу над произведением А.С.Пушкина "Сказка о рыбаке и рыбке", провести анализ произведений "Мороз Иванович" и "Морозко"...

Урок-игра "Цветик-семицветик" по тексту сказки Г.Цыферова "Маленький Тигр» И русской народной сказке «Сказки в сказке»

Цель: расширение  знаний о  разнообразных формах художественных произведений (сказка, пословица, скороговорка,  поговорка).    Задачи урока: ·...