Конспект урока по литературному чтению в 4 классе
план-конспект урока по чтению (4 класс) по теме

Жилина Татьяна Борисовна

Обобщающий урок по сказке С.Т. Аксакова "Аленький цветочек".

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное  общеобразовательное  учреждение лицей №4

Урок

 по литературному чтению в 4 классе.

учителя  русского языка  и  литературы

 Жилиной  Татьяны Борисовны.

Тема урока: С.Т. Аксаков « Аленький цветочек»

ГЛАВНОЕ В НЕЙ – ДОБРОТА И ЛЮБОВЬ

В. Солоухин

Ход  урока

1.Организация класса.

   Прозвенел звонок весёлый,

   Начинается урок.

2. Речевая разминка.

Текст  для жужжащего  чтения

Думается, трудно найти человека, кто в детстве не читал сказку С. Т. Аксакова "Аленький цветочек" или по крайней мере не слыхал о ней. Начинается сказка со сцены наказов дочерей отцу, уезжающему в дальние страны. В противоположность старшим сестрам, пожелавшим дорогих подарков, "меньшая дочь поклонилась отцу в ноги и сказала: "Государь ты мой батюшка родимый! Не вози ты мне золотой и серебряной парчи, ни черных соболей сибирских, ни ожерелья бурмицкого, ни венца самоцветного, ни тувалета хрустального, а привези ты мне аленький цветочек, которого бы краше не было на белом свете".

А почему, собственно, так мил и люб был младшей купеческой дочери аленький цветочек и она предпочла его всем соблазнам богатых одежд и украшений?

Ради обладания цветком с необычной окраской герои сказок совершают невообразимые подвиги, из которых и складывается сюжетная канва…

Сначала уточним, что такое алый цвет. Наиболее точно его определяет в своем "Толковом словаре живого великорусского языка" В. И. Даль: "светло -, ярко-красный; самого густого цвета розы, яркой (не золотистой) зари; багряный, багрецовый (не багровый), краски крови боевых жил».

…Вот почему в нашей бедной теплыми ярко-красными цветками стороне, где нет ни колибри, ни медососов, героиня сказки Аксакова как лучший подарок пожелала себе заморский аленький цветочек.

Еще раз присмотритесь к пылающим пунцовым цветом растениям наших садов: все они - гости издалека. Пионы несут китайскую "кровь", флоксы - североамериканскую, алые тюльпаны напоминают о Средней Азии, гладиолусы - о Южной Африке.
В заключение несколько видоизменим вопрос, заданный в начале публикации: "Почему купеческая дочка попросила именно аленький, а не красный или ярко-красный цветочек?". Ответ для многих, думается, очевиден. Однако напомним, что прилагательное "красный" в старину не имело непосредственного отношения к цвету. Достаточно вспомнить пословицу "Не красна изба углами, красна пирогами" или фольклорное "красна девица". На современный язык его можно перевести как однокоренное "красивый", "прекрасный".Центральная площадь Москвы - Красная получила свое имя отнюдь не по цвету стен Кремля и не по цвету крови, пролитой на Лобном месте. Она заслужила названия "красивой" исключительно благодаря шедеврам своих строителей. В значении "красивый" порой используют и слово "алый". Недаром говорили в народе: "Алый цвет мил на весь свет", а милого друга в старину иногда называли "аленьким дружком".
Может претендовать на роль заморского сказочного алого цветка гравилат. Родом он как раз 'из-за тридевяти земель' - с Балканского полуострова, из Турции, куда частенько 'хаживали' русские купцы. Цвет его - алее не бывает! И форма красивая: ровные блестящие лепестки и множество тычинок в серединке. На фото - гравилат коралловый (Geum coccineum).

                                          Доктор биологических наук Б. ГОЛОВКИН.

3. Словарная работа.    

- Найдите в прочитанном тексте, что В.И. Даль говорил о цвете -  алый.  

- Обращаю Ваше внимание, что это книга у нас стоит на полочке.    

4. Выставка книг и Ваших рисунков.

- Где мы с этой книгой познакомились? (урок внеклассного чтения: В.И.Даль Словари. Сказки).

- Какие ещё  Вы видите книги? (книги С.Т. Аксакова). Их можно взять почитать в нашей библиотеке. Рисунки мы уже обсуждали на прошлом уроке. Они являются украшением нашего  заключительного урока по сказке С. Т. Аксакова  «Аленький цветочек», ( на доске). Эпиграф нашего урока : «ГЛАВНОЕ В НЕЙ – ДОБРОТА И ЛЮБОВЬ» В. Солоухин. Вот об этом мы сегодня и будем говорить о доброте и великой силы любви.

- Подскажите мне, какое было д/з? ( подг. чит . по ролям. и в.3, с. 216.).

5. Проверка д/з.

а)  чтение по ролям (3 ученика); оценки.

б)  ответ на вопрос 3, с. 216.

6. Запись д/з. 

- Выучить наизусть стихотворение Э. Этош «Аленький цветочек» (листок у вас на столе, положите в дневник.); второе задание более интересное, но трудное – сочинить своё стихотворение  про аленький цветочек.

Физминутка  для  глаз. (смотрим на жучков).

7. Работа по вопросам.

- Глазки немного отдохнули. Возвращаемся к сказке и теме урока6 доброта и любовь».

- За что полюбила чудища младшая дочь? Сколько лет он был в этом облике? (30) Какая по счёту из девушек была  была купецкая дочь(12).

- Вспомните ,как купец оказался в дремучем лесу? («Налетели на него разбойники бусурманские, турецкие да индейские».)

-Где увидел отец цветок? (В саду на пригорочке зеленом. пригорок муравчатый с. 206 - литературоведческий словарик с 221.)

- Почему так рассердился на него «зверь лесной, чудо морское»? Какое купцу было наказание за это? (Купец сорвал цветок – утеху всей жизни чудища: он «всякий день утешался, на него глядючи»; наказание было – умереть смертью безвременной или прислать вместо себя одну из дочерей своих.)

- Как можно было попасть во дворец к «зверю лесному»? (При помощи перстня: «кто наденет его на правый мизинец, тот очутится там, где пожелает, во единое ока мгновение».)

- Когда купец вернулся домой, как приняли его подарки дочери? (Две старшие – рассматривали гостинцы и не могли опомниться от радости; младшая, «увидав цветочек аленький, затряслась вся и заплакала, точно в сердце ее что ужалило».)

- Кто из дочерей согласился спасти отца? (Младшая.) 

- Что стало с цветочком, когда младшая дочь оказалась у «зверя лесного»? (Он сам вылетел из рук ее и прирос к стеблю.) 

- Показался ли девушке хозяин дворца – зверь лесной? Как он с ней сначала разговаривал? (Сначала не показывался, его слова появлялись на мраморной стене огненными буквами.)

- Что случилось, когда купецкая дочь впервые увидела зверя лесного? (Упала без памяти.)

- Почему девушка вернулась домой? ( отец заболел0 Что сделали сёстры из- за зависти? ( перевели часы назад).

Физминутка (часики).

8. Тест.

1. Материал, из которого изготовлен подарок для старшей дочери купца: фарфор, стекло, золото?

2. Место, где рос аленький цветочек: лес, луг, сад?

 3. Чудище подарило купцу волшебный: башмачок, перстень, колпачок?

4. Старшая дочь купца прочила привезти ей: венец, ковер, рубин?

5. В чудище злой волшебницей был превращен: барон, князь, принц?

6.Кому посвятил сказку С.Т. Аксаков: дочери, внучке, сыну?

Проверка (по ключу за доской). Взаимная проверка. Встаньте, кто не сделал ни одной ошибки, 1,2,

.9.Работа в группах.

- Ответственные руки подняли.

- Каждый член группы напишет главное качество младшей дочери на лепесточке,  не повторяясь.  Ответственный охарактеризует свой аленький цветочек и прилепит его на доску.

- Посмотрите, сколько у нас аленьких цветочков!

10. Итог урока.

Чему был посвящён урок и тема. «Главное в ней – доброта и любовь. »

Владимир Солоухин в своем очерке «Аксаковские места» пишет о сказке «Аленький цветочек»: «Главное в ней – доброта и любовь. И то, что нехорошие чувства: жадность, зависть, себялюбие – не торжествуют, а черное зло побеждено. Чем побеждено? Любовью, Добром, Благодарностью. Эти качества живут в душе человека, они суть души и ее лучшие побуждения. Они-то и есть   тот аленький цветочек, который посеян в душе каждого человека, важно только, чтобы он пророс и расцветал». Именно такое стих. Сочинила Э. Лотош об аленьком цветочке. Спасибо всем! Встали. Людей искусства благодарят аплодисментами.  Давайте поблагодарим  С.Т. Аксакова за его бессмертное творение аленький цветочек.

г.о. Коломна 2010 -2011


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока по литературному чтению 4 класс Традиции семейного чтения С. Аксаков «Детские годы Багрова - внука»

Конспект урока по литературному чтению 4 класс Традиции семейного чтения С. Аксаков «Детские годы  Багрова - внука»...

Конспект урока по литературному чтению 3 класс "Внеклассное чтение. Литературные сказки"

Учащиеся научатся при выборе книг и поиске материала опираться на информационный аппарат книги, её элементы; находить книги для самостоятельного чтения в различных библиотеках (школьной, домашней, гор...

Конспект урока по литературному чтению 4 класс Внеклассное чтение. Сказки любимых писателей.

Конспект урока по литературному чтению 4 класс  Внеклассное чтение. Сказки любимых писателей. Школа России...

Конспект урока по литературному чтению 3 класс УМК Перспектива Тема: «Литературная сказка. «Лунная сказка» Тим Собакин»

КОНСПЕКТ УРОКА ПО ЛИТЕРАТУРНОМУ ЧТЕНИЮТема: «Литературная сказка. «Лунная сказка» Тим Собакин»Цели деятельности учителя:ознакомление с авторской сказкой Тим Собакин «Лунн...

конспект урока по литературному чтения 3 класс "Оценка достижений. Проверка техники чтения"

КОНСПЕКТ УРОКА ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯТема: «Оценка достижений. Проверка техники чтения»Цель деятельности учителя: проверка знаний, умений и навыков чтения учащихся. Планируемые результа...


 

Комментарии

Жилина Татьяна Борисовна

Данный урок интересен тем, что есть тест по тексту. За этот урок все учащиеся получают оценки.