"Ключик к успеху"
рабочая программа по чтению (4 класс) по теме

Косоротова Надежда Николаевна

Программа кружка  является  модифицированной, так как разработана на основе внеклассного чтения Н.Н.Светловской  и чтения З.И.Романовской, с использованием разделов: «Культура», «Искусство», «Компьютерные технологии».                                                                                                              

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon klyuchik_k_uspehu.doc89 КБ

Предварительный просмотр:

Пояснительная записка

       В современный период происходит становление информационного общества, в котором главными ценностями являются творческий потенциал и умственные способности человека. Успех и устойчивость личности в обществе зависит от способности легко учиться, осуществлять образование.

      Большая роль в  самообразовании, в непрерывном повышении знаний  принадлежит книге.

      Важным моментом является проведение педагогически организованного общения с книгой: использование технических средств и красочных наглядных пособий, проведение экскурсий, которые способствует развитию познавательной активности, воспитанию любознательности.

      Развитию интереса к работе с книгой способствует организация открытого доступа к фондам, выставочная работа, консультация у книжных полок, обзоры книг, рекомендательные  индивидуальные и групповые беседы.  Всё это предусмотрено в программе кружка «Ключик к успеху».

      Данная программа  поможет вызвать у  школьников устойчивый интерес к книге, привить ребёнку первоначальные навыки работы с книгой, газетой, журналом.

      Раннее приобщение детей к работе с книгой позволяет наиболее полно определять и развивать интеллектуальные  и творческие способности.

Программа кружка  является  модифицированной, так как разработана на основе внеклассного чтения Н.Н.Светловской  и чтения З.И.Романовской, с использованием разделов: «Культура», «Искусство», «Компьютерные технологии».                                                                                                              

Направленность программы – интеллектуально- познавательная,  так как она направлена  на развитие интереса к чтению и познавательной активности в области формирования  основ информационной культуры.

Актуальность данной программы   состоит в том, что она  помогает учащимся адаптироваться в сложном информационном потоке.  Учит их работать с книгой, систематизировать и обобщать полученные знания. Формирует у детей умение читать осознанно  и избиратель, соотнося свои потребности и возможности.      

      Реализация Программы  способствует развитию интеллектуальных, творческих способностей  и интересов детей, вооружает их приёмами  познавательной деятельности, углубляет и расширяет знания и практические навыки, развивает память и  внимание.  

    Программа способствует  воспитанию трудолюбия, ответственности, целеустремлённости, способности к сотрудничеству.  

Цель программы -  формирование у учащихся стойкого читательского интереса и стремления  к развитию своих  творческих способностей и практических навыков поиска необходимой информации.

Задачи программы:

   Обучающие:

  1. формирование навыков выразительного чтения;
  2. формирование основ  библиографической грамотности;
  3. формирование умений организовывать самостоятельное чтение.

   Воспитательные:          

  1. воспитание бережного отношения к книге;                                              
  2. воспитание познавательной активности и устойчивого интереса к книге.

   Развивающие:    

     -    расширение кругозора детей;

     -    пробуждение творческой активности ребёнка;

-   раскрытие индивидуальных способностей;

-   формирование у детей  элементов творчества;

-   формирование литературного вкуса.

   Основное отличие программы от других Программ дополнительного образования в том, что она  активизирует интерес к чтению и усвоению библиографических знаний с младшего  школьного возраста.

Формы и режим проведения занятий.

Формы занятий:

  1. Урок.

2.  Урок-путешествие.

 3.  Викторина.

      4.  Экскурсия.

 5.  Устный журнал.

 6.  Беседа.

 7.  Тестирование.

  1. Праздник  Детской книги.
  2. Выставки работ учащихся (рисунки, книжки-малышки, дневник чтения).

   Занятия проводятся продолжительностью не более 40-45 минут с использованием  физкультминуток.

Способы организации учебной деятельности

  1. индивидуальный;
  2. коллективный   (конкурсы, выставки, практические работы);
  3. фронтальный;
  4. групповой  (при проведении экскурсий и выполнении заданий);
  5. работа в парах

   

Предполагаемые  результаты :

Ученики  должны

знать:

  1. элементы книги;
  2. ключевые понятия библиографии;
  3. виды справочной литературы;
  4. информационные источники информации;
  5. правила коллективной и самостоятельной деятельности;
  6. основные понятия создания проектов;

     уметь:

  1. систематизировать полученные знания;

-    находить нужный источник информации;

  1. объединять в единое целое полученную информацию;
  2. анализировать творческую деятельность свою и товарищей;
  3. проявлять оригинальность мышления;
  4. самостоятельно составлять дневник чтения и  модель выставки.

приобрести навыки:

-   практическая работа (самостоятельно изготавливать проекты, правильно оформлять  дневник чтения и  модель выставки);

  1. первичного анализа  информации.

Учебно-тематический план

Разделы

Темы занятий

Всего часов

«Когда и кем создавались книги»

История создания книги.

6

-Как возникла письменность? Путешествие в прошлое.

-Папирус…Пергамент…Бумага  

-Что такое книга?  

-Рукописная книга.

-Печатная книга.  Беседа и рассматривание иллюстраций.

-Устный журнал «Разноцветные страницы»

«Что такое библиотека?»

Остров в океане информации.

9

-Библиотека школьная, районная, областная.  

-Библиотека как остров в океане информации.

-Что такое абонемент? Беседа по вопросам.

-Что такое читальный зал? Беседа по вопросам.

-Понятие «носители информации». Книга, как основной носитель  информации.

-Экскурсия в детскую библиотеку.

- Заседание круглого стола «Библиотека, или город твоих друзей».

-Выбор книг в библиотеке.

-Работа в читальном зале.

«В гостях у королевы книг».

Книгоиздательские конструкции.

8

-Типы и виды книжных изданий по конструкции.

-Книга- миниатюра.

-Книга- гигант.

-Книжки-игрушки.

-Книжки-картинки.

-Электронные книги.

-Изготовление книжки-малышки

-Изготовление книжки-малышки

«Как познакомиться с книгой?»

Понятия о элементах книги.

9

-Понятие об элементах книги. Титульный лист, оглавление, издательская аннотация.  Ознакомительная беседа.

-Иллюстрация и её информационный потенциал.

-Значение  выбора книги  для развития чтения.

-Тематическая расстановка книг.

- Диспут «Как рождается книга?»

-Составление иллюстрации.

-Составление иллюстрации.

-Создание макета титульного листа.

-Создание макета титульного листа.

«Из почтовой сумки почтальона Печкина».

Периодические издания для детей.

5

-Специфика периодики, как вида издания.

-Структура журнала.

-Репертуар периодических изданий для детей школьного возраста.

-Обзор-игра «Детские журналы».

-Обзор-игра «Детские журналы».

«Радостное чтение и некоторые его правила».

Правила чтения книг.

6

-Место и время чтения.

-Чтение и словарный запас (понимать все слова).

-Чтение и фантазия.  Чтение и обдумывание ( понимать смысл прочитанного).

-Чтение и творчество (творческая деятельность на основе чтения).

-Беседа «Словарный запас»

-Записки о прочитанном. План чтения.

 -Записки о прочитанном. План чтения.

«Книжный мир раскрывает тайны».

Кто расскажет обо всём?

6

-Справочная и энциклопедическая литература.

-Особенности назначения, виды энциклопедий для маленького читателя.

-Составление справочного аппарата библиотеки.

-Приёмы поиска информации в справочном издании.

-Интеллектуальная игра «Что? Где ?Когда?» по энциклопедии «Что такое? Кто такой?»

-Интеллектуальная игра «Что? Где ?Когда?» по энциклопедии «Что такое? Кто такой?»

«Как не заблудиться в книжном мире?»

Средства и способы ориентации в книжном пространстве.

6

-Книжные выставки.

-Книжные рекламные буклеты.

-Место и роль устных рекомендаций в читательском самоопределении.

-Составление рекламного буклета.

-Составление рекламного буклета.

-Выставка работ « Реклама книги».

«Чтение и творчество».

Иллюстрации в книжном мире.

7

-Художники-иллюстраторы детской книги.

-Художник-иллюстратор как читатель и соавтор книги.

-Разные прочтения одних и тех же книг в иллюстрации.

-Создание книжной иллюстрации.

-Создание книжной иллюстрации.

-Создание книжной иллюстрации.

-Итоги работы над книжной иллюстрацией.  Награждение.

«Живи, книга!»

Книжкина больница.

6

-Почему книжки болеют?

-Необходимые инструменты для лечения.

-Методы лечения болезни.

-«Помоги книге!» уроки бережливости.

- Итоговая конференция «В мире книги».

- Выставка творческих работ (альбомы, рисунки, книжки-малышки, рекламные буклеты).

Итого

68

Дидактический материал и оборудование:

-использование книг и учебных пособий:

Валькова,В.Г.,  Спаль,А.Н.  Книжкин дом./В.Г.Валькова, А.Н.Спаль.- М.: Книжная палата, 1990

Илдаркина,Е.В. Библиотечные уроки. Выпуск 1./Сост.Е.В.Илдаркина.-

2-е изд,М.:Глобус,2007

Илдаркина,Е.В. Библиотечные уроки. Выпуск 2./Сост.Е.В.Илдаркина.-

2-е изд,М.:Глобус,2007

Тимофеева,И.Н. 100 книг вашемуребёнку,/И.Н.Тимофеева.-

М.:Просвещение,1987

Чирва,А. Книга в твоих руках. /А.Чирва. -М.:Просвещение, 1985

-сценарии массовых мероприятий, разработанные для досуга детей:

Бесова,М.И. Шутки, игры, песни соберут нас вместе./Бесова М.И.-Ярославль: Академия развития,2002

Сухин,И.Г. Незнайка, Хоттабыч, Карлсон и все, все…/И.Г.Сухин.-М.:Новая школа,1997

-оборудование: ПК, диски КМ-шк.

-творческие работы (сочинения, рисунки), стенды «Любимые герои  сказок», «По страницам книг».

Формы подведения итогов:

-анкетирование;

-тестирование;

-викторины;

-создание проекта.             

Список литературы для детей

1.Афанасьев, А.Н. Русские детские сказки./А.Н.Афанасьев.- М.:Дет.лит,19871

2.Аникин, В.П. К мудрости ступенька./В.П.Аникин.- М.:Дет.лит.,1988

3.Багрова, Л.А. Я познаю мир: Растения./Сост. Л.А.Багрова.- М.:АСТ, 2000

  1. Библиотечно-библиографические знания – школьникам Практ.пособие/Гос.респ.дет.б-ка.3-е изд.- М.:Книжная палата,1989
  2. Всё обо всём: популярная энциклопедия для детей.- М., Ключ,1995
  3. Даль, В.И. Толковый словарь живого великорусского языка (любое издание)
  4. Даль, В.И. Пословицы, поговорки, прибаутки русского народа. - В 2т.-СПб.,1998

9.Дубань, Н.Е. Как хорошо уметь читать!/Сост.Н.Е.Дубань.- М.:Дет.лит, 1990
10.Жук, Л.И. Традиции. Обычаи. Обряды. /Сост. Л.И.Жук.-Минск: Красико-
Принт, 2004

11.Казакова, А.Г. Друзья человека./Сост. А.Г.Казакова.- М.:Дет.лит,1987

12.Кузнецов, С.П. Большой толковый словарь русского языка/ Гл.ред. С.А. Кузнецов.-   СПб.,1998

14.Кун, Н.А. Легенды и мифы Древней Греции./Н.А.Кун.- Ростов-на-
Дону: Феникс,2005

15.Крупенкова ,0. Рисуем 50 персонажей любимых сказок./Сост.
О.Крупенкова.- МинскЮОО «Попурри»,2001

16.Кондрашова, Л. Что? Зачем? Почему?/Сост.Л.К.Карташова.-М.:АСТ,2000

17.Ляхов, П.Р. Я познаю мир: Животные./Сост. П.Р.Ляхов.- М.:АСТ,2000

18.Миловский, А. Скачи, добрый единорог. Очерки./А.Миловский.-
М.:Дет.лит,1987

19. «Миша». Иллюстрированный журнал для детей. М.: Евразия +, 2006

20.«Мурзилка». Ежемесячный журнал для детей. М.:ЗАО «Редакция
журнала Мурзилка»,2004

21.Светланова, Ю.Г. Скандинавские сказания./Переск. Ю.Г.Светланова.-
М.:Дет.лит.,1988

22.Сергеев, Б.Ф. Дет.энциклопедия:Тайны человека./Б.Ф. Сергеев.-
М.:Астрель,2000

23.Селиванов, Ф.М. Русские пословицы и поговорки./Сост.Ф.М. Селиванов, Б.П.Кирдан, В.П. Аникин. -М. :Худ. лит, 1988

24.Торопыгин, В. Стихи и сказки. /Сост.В.Торопыгин.-Ленинград: Дет. лит, 1985

25.Ушаков, Д.Н.Большой толковый словарь современного русского
языка./Д.Н.Ушаков.- М.: Альта-Принт,2006

26. Чудакова,Н.В.  Я познаю мир. Культура. /Сост.Н.В.Чудакова.-И:АСТ,2005

Список литературы для педагога

1.Аверьянова, Н.В. Библиомозаика./Сост.Н.В. Аверьянова.- Выпуск 1.
Тамбов, 2004

2.Адаменко, А.С. Библиотека и юный читатель./Л.А. Балашова, Л.В. Жукова,
А.Г. Куликова, И.И. Лавринович и др.- М. .Книжная палата ,1987

3.Валькова, В.Г. Библиотечно-библиографические знания - школьникам./
Сост.В.Г. Валькова.-М.:Книга, 1991

4.Воронина, Т. Играя, обучаем и воспитываем./Т. Воронина.// Воспитание
школьников.-Школа- Пресс,2002, №8,с.62

5.Гендина, Н.И. Формирование информационной культуры в библиотеках и
образовательных учреждениях./Н.И. Гендина.- М: Школьная
библиотека,2003-с. 18.

6.Ершов, П.М. Технология актёрского искусства. / П.М.Ершов.-Т.1.
М.:Слово,1992

7.Егорова, Б.Ф. Пути анализа литературного произведения./Б.Ф. Егорова. -
М. Лросвещение, 1991

8.Илдаркина, Е.В. Библиотечные уроки./Сост. Е.В.Илдаркина.- Выпуск 1.
М.:Глобус,2007

9.Илдаркина, Е.В. Библиотечные уроки./Сост. Е.В.Илдаркина.- Выпуск 2.
М.:Глобус,2007

10.Иванова,Г.А. Руководство чтением детей в библиотеке: учебное
пособие./Г.А. Иванова.- М.:ВМК МК СССР, 1990

11.        Кто есть кто: новейший справочник школьника.- М.: Фил.об.Слово,2006
12.Кузьмин,Е.И. О программе ЮНЕСКО «Информация для всех»/Е.И.
Кузьмин, А.А.Демидов//Науч. итех.б-ки.-2004-№1,с.83.

13.Кутявина, СВ. Универсальные разработки по внеклассному чтению./С.В. Кутявина.- М.:Вако,2006

14.Колоскова, Н.Е. Книги, помогающие жить./Сост. Н.Е. Колоскова.- М.: Чистые пруды, 2008

15.Мазок,Н.Н.Кружок переплётного дела./Н.Н.Мазок.-М..Просвещение, 1982

16.Олифант, М. Древние цивилизации. /М. Олифант.-М.:Слово, 1994

ПолозоваД.Д. Всем лучшим во мне я обязан книгам./ Т.Д.Полозова,
Т.А.Полозова.- М. Лросвещение, 1990

17.Патрина, Л.Н. Библиотека: исторический аспект и современное
состояние./Сост. Л .Н.Патрина. - Тамбов,2000

18.Рожнова, П. Семья в народных традициях./П. Рожнова.-// Воспитание
школьников.-1998, №5,с.29

19.Славкович, Д.Ф. Библиотекарь. - Минск: народная асвета, 1983

20.Сухин, И.Г. Незнайка, Хоттабыч, Карлсон и все-все./И.Г.Сухин.-
М. :Новая школа, 1997

21.Тарасова, Е.Г. Прарусская культура./Е.Г.Тарасова.// Читаем, учимся ,
играем.М.:Либерея,2007,№12,с.55

22.Шрамкова, Г.И. Художественное наследие древнего мира./Г.И.Шрамкова.- М.: Изобразительное искусство, 1999.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Классный час о доброте " Золотые ключики к сердцам"

 Классный час«Золотые ключики к сердцам»Цели: формирование нравственного знания; развитие у детей чувство товарищества, взаимопомощи; воспитание вежливости, внимания, уважения к людям.Краткий ход бесе...

«Мой личный успех - в успехе моих учеников».Моя педагогическая философия.

Учитель! Сколько надо любви и огня, Чтобы слушали, чтобы верили, чтобы помнили люди тебя!...

Презентация на тему:"Успех порождает успех".

"Успех в учении – единственный источник внутренних сил, рождающий энергию для преодоления трудностей, желания учиться"...

От твоего успеха зависит мой успех и от моего успеха зависит твой успех

Какие навыки должны приобрести ученики, чтобы преуспеть в своей будущей карьере? ...

От успеха в спорте к успеху в жизни (воспитание характера на уроках физической культуры).

Одно из значимых мест в процессе воспитания человека играет физическая культура. Физическое воспитание является специфической частью учебного процесса и включает обучение движениям, развитие физически...