Урок литературного чтения в 3 классе
план-конспект урока по чтению (3 класс) по теме

Тупоносова Светлана Михайловна

 

Урок литературного чтения по теме "А.П. Платонов "Цветок на земле". 3-й класс

Скачать:


Предварительный просмотр:

Урок литературного чтения по теме "А.П. Платонов "Цветок на земле". 3-й класс

Тупоносова Светлана МихайловнаУчитель начальных классов

Статья отнесена к разделу: Преподавание в начальной школе

Класс: 3.

Тема: А.П. Платонов “Цветок на земле”.

Цели урока: 

1) Формировать навыки выразительного чтения и умение давать характеристику герою.

2) Развивать навык грамотной устной речи учащихся, ее обогащения за счет словарной работы и глубокого проникновения в значение слова; навыки смыслового и беглого чтения, умение работать с текстом развивать эстетический вкус, творческое воображение, внимание, память.

3) Воспитывать чувства доброты и сострадания.

Тип урока: Комбинированный урок.

Используемые учебники и учебные пособия: Л.Ф. Климанова "Литературное чтение" 3 класс. М: Просвещение, 2007.

Используемое оборудование: Компьютер, проектор, колонки, презентация, DVD проигрыватель.

Ход урока

I. Организационный момент.

II. Проверка домашнего задания.

1) Выразительное чтение отрывка о бабушке.

2) Краткий пересказ рассказа бабушки о Мите.

3) Рассказ о своей бабушке (прослушивание сочинения).

III. Речевая разминка.

1. Работа над пословицами и поговорками. (Пословицы напечатаны на листочках)

-  Прочитайте пословицы и поговорки. Объясните их смысл.

1) И старость не страшна, коли молодые помогут.

2) Молодость летает пташкой, а старость ползает черепашкой.

3) Не обижай малого, уважай старого – сам в почёте будешь.

2. Работа над правильным выразительным чтением.

-  Прочитайте пословицы и поговорки выразительно, без ошибок.

IV. Работа с текстом до чтения.

Цель – развитие антиципации, т.е. умения предполагать, предвосхищать содержание текста по заглавию, иллюстрации и группе ключевых слов.

1. Дети читают фамилию автора, заглавие произведения, рассматривают иллюстрацию, которая предшествует тексту, затем высказывают свои предположения о героях, теме, содержании.

-  Сегодня мы ознакомимся с рассказом А.П. Платонова “Цветок на земле”. Как вы понимаете название?

-  О чём, по-вашему,  рассказ?

-  Кто герои рассказа?

-  Какие могут быть события в рассказе с таким названием?

2. Дети читают (про себя, затем вслух) ключевые слова, которые учитель заранее вычленяет из текста и записывает на доске.

Уточняют свои предположения о героях, теме, содержании.

-  “Глаза жмурятся”. Как вы это понимаете? (Сужаются веки)

-  А “Глаза смежать”. Как это? (Закрывать)

V. Физкультминутка. 

VI. Работа с текстом во время чтения.

Цель – достижение понимания текста на уровне содержания.

1. Чтение вслух по предложениям или небольшим абзацам с комментариями. (Уточняющие вопросы на понимание, словарная работа). Вопросы учителя – вопросы к автору: ответы надо искать или уже в прочитанной части, или читать дальше. Комментарии ёмкие / дети идут по тексту вслед за автором, попутно думают над смыслом слов, наблюдают, как разворачиваются характеры героев, работают над языком, представляют картины, которые нарисовал автор, видят, как постепенно накапливаются смыслы в тексте.

1) - Почему Афоне стало “скучно жить на свете”?

- Сколько лет было деду Титу?

- Сколько лет было Афоне?

- От чего у деда глаза слабые стали?

2) - Как вы понимаете выражение “глаза смотрели равнодушно”? (Без интереса)

-  Расскажите: “Какой он есть” – дед Тит.

3) - Почему Афоне опять стало скучно жить на свете? (Ходил, не зная, что делать)

4) - Посмотрите внимательно на текст на следующей странице. Как называется такой вид текста? (Диалог) 

- Как вы думаете, кто с кем там говорит? Давайте прочитаем диалог по ролям.

- Что же хотел узнать Афоня у деда, когда тот проснулся ненадолго?

- А какие вопросы вы задаёте своим дедушкам?

- Будет ли Афоня будить деда дальше?

5) - Как заснул Афоня возле деда?

- Перечитайте ещё раз последнее предложение первого абзаца. Почему автор пишет, что грудь деда пахла тёплой землёю.

- Как вы думаете, удастся ли Афоне разбудить деда?

6) - Зачем Афоня остановил часы? (Они баюкали деда)

- Зачем же пошли дед с внуком наружу из избы? (“Белый свет пытать”)

- Как вы это понимаете? (Изучать). Пытать – быть пытливым, любознательным.

- Как вы думаете, узнает сейчас Афоня от своего деда “про всё”?

7) - Что значит осерчал?

- О каком удивительном чуде узнал Афоня от своего деда?

- Прочитайте эти главные слова в тексте.

- Скажите, понял ли внук своего деда. Что главное?

- А как это дедушка будет жить опять из своего праха?

- Как вы думаете, чем займётся Афоня в поле?

8) - Что мы узнали о мальчике из этой части. Каков он?

- Прочитайте первое предложение последнего абзаца. Как вы понимаете смысл таких слов? О чём подумал дед?

VII. Работа с текстом после чтения.

Цель – достижение понимания на уровне смысла (понимание основной мысли, подтекста – “чтение между строк”)

1. Определение главной мысли рассказа.

- Определите, какая же главная мысль рассказа.

(Цветок этот – самый труженик, он из смерти работает жизнь. Люди – пахари, хлебу помогают расти. Труд делает жизнь, создаёт её.)

/Тема, идея/

2.   Восстановление содержания рассказа по деформированному плану.

-  Вы внимательно читали рассказ, следили за чтением товарищей. Сейчас переверните листок и прочитайте, что там записано.

- Как вы думаете, что это? (План)

- Совпадает ли он с событиями в тексте? (Нет)

- Возьмите карандаш и расставьте номера по порядку, пользуйтесь текстом.

  1. На печи рядом с дедом.
  2. Скучно Афоне жить на свете.
  3. Дед Тит.
  4. Опять скучно жить на свете.
  5. Пошли “белый свет пытать”.
  6. Цветок – труженик, он из смерти работает жизнь…
  7. Проснулся ненадолго.
  8. Гребешок для деда.

- Прочитайте план. Проверяем все у себя.

3. Беседа по содержанию текста в целом.

- Понравился ли вам рассказ? Чем?

Повторное, выборочное чтение. Ответ на вопрос: в чём совпали и в чём не совпали первоначальные предположения о теме, о содержании текста, развитии событий, о героях.

VIII. Знакомство с биографией писателя.

1. Беседа с детьми о личности писателя. (Просмотр презентации)

Андрей Платонович Платонов (настоящая фамилия Климентов) родился 1 сентября 1899 года в Ямской Слободе, предместье Воронежа.

Его отец был паровозный машинист. С 1906 по 1914 г. Андрей учился в церковно-приходской школе и городском училище.

Как старший в семье из 11 детей, с 14 лет начал работать. В 1919 начал писать стихи и прозу.

Платонов унаследовал от отца любовь к технике и “потной работе”, преклонение перед поэзией паровозов и иных машин и мастерством человека - рукодельца, от матери, “дочери часового мастера”, глубоко верующей женщины, - понимание души русского православного люда, высокий идеализм христианского мироотношения.

С 1939 года стал писать для детей. Среди них сборник рассказов “Июльская гроза” (1940), в который вошли “Ещё – мама”, “Железная старуха”, “Сухой хлеб”, “Неизвестный цветок”, “Цветок на земле”, “Солдатское сердце” и т.д.

С октября 1942 года и до конца войны Платонов – фронтовой корреспондент газеты “Красная звезда”. Работать Андрей Платонович не переставал до конца. Он скончался 5 января 1951 года в Москве.

IX. Итог урока.

- Почему рассказ назван “Цветок на земле”?

- Чему научил вас этот рассказ?

- Почему этот рассказ отнесли к этой теме “Собирай по ягодке – наберешь кузовок”?

X. Оценки.

XI. Домашнее задание.

Выберите эпизоды, описывающие дедушку, и подготовьте выразительное чтение этих эпизодов.

Подготовьте текст – описание своего дедушки и запишите в тетрадь.

Презентация


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Разработка урока литературного чтения во 2 классе Автор Пушкарных Людмила Ивановна, учитель начальных классов МОУ «СОШ № 17» г. Палласовки Волгоградской области 2 «А» класс 2010/2011 учебный год УРОК ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ (2 КЛАСС, СИСТЕМА Л.В. ЗАНКОВ

Разработка урока литературного чтения во 2 классеАвтор Пушкарных Людмила Ивановна,учитель начальных классовМОУ «СОШ № 17»г. Палласовки Волгоградской области2 «А» класс 2010/2011 учебный год...

Урок литературного чтения. 4 класс. Тема "Литературные сказки. С.Т.Аксаков "Аленький цветочек"."

Цели урока:1) Обучающая: ознакомление с жизнью и творчеством писателя; обучение выразительному чтению (отдельных эпизодов, отрывков), обогащение словарного запаса учащихся;2) Развивающа...

ПРОЕКТ УРОКА Литературное чтение 1 класс Тема: _Е.Чарушин «Теремок». Русская народная сказка «Рукавичка» Сравнение литературной и народной сказки.

Проект урока литературного чтения 1 класс. Е.Чарушин "Теремок". Русская народная сказка "Руковичка"....

Технологическая карта урока литературного чтения 1 класс по теме : "Чтение слогов и слов с буквой «й»."

Технологическая карта урока литературного чтения 1 класс по теме : "Чтение слогов и слов с буквой «й»." и презентация к ней...

технологическая карта урока литературного чтения 2 класс УМК "Перспектива" А. П. Гайдар "Чук и Гек" Внеклассное чтение

Второй урок по произведению А. Гайдара с опорой на отрывок, предложенный авторами учебника, дополнен викториной по рассказу "Чук и Гек".Учащиеоя на предыдущем уроке разбились на группы по ин...

Конспект урока литературного чтения 2 класс по программе Н.Ф. Виноградовой.В.И. Даль «Девочка Снегурочка». Анализ сказки. Обучение ролевому чтению

Конспект урока литературного чтения 2 класс по программе Н.Ф. Виноградовой.В.И. Даль «Девочка Снегурочка». Анализ сказки. Обучение ролевому чтению...

Фрагмент урока литературного чтения 3 класс "Школа России". И.З.Суриков "Детство" по технологии продуктивного чтения.

Фрагмент урока литературного чтения по технологии продуктивного чтения на примере урока И.З. Суриков "Детство", 3 класс , УМК "Школа России".Показан фрагмент с 3-мя этапами работы ...