урок литературного чтения в 3 классе
методическая разработка (чтение, 3 класс) по теме

Баузер Алла Владимировна

Урок направлен на выработку умения учащихся ориентироваться в тексте, делить текст на части, составлять план и пересказывать по плану.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_moya_rodina_konspekt.docx22.29 КБ

Предварительный просмотр:

                                  Урок  литературного чтения в 3 классе

Тема: М.М. Пришвин «Моя Родина».

Цель: Познакомить с творчеством М.М.Пришвина, пробудить интерес к чтению его произведений. Помочь детям разобраться в идейном замысле рассказа» Моя Родина». Совершенствовать навыки сознательного, выразительного и беглого чтения, развивать логическую речь. Обогащать словарный запас учащихся. Воспитывать любовь к Родине, бережное отношение к природе.

Оборудование: оформленная доска, портрет писателя, ребус, презентация.

Литература: Львов М.Р. Методика преподавания русского языка в начальных классах: Учебное пособие для студентов высших учебных заведений.- М.: Издательский центр « Академия», 2002.-с.148 – 157.

Ефросинина Л.А. Литературное чтение. 3 класс. Часть втора.Москва: Издательский центр «Вентана – Граф» 2010г.

                                                                   Ход урока

I.Организационный момент

Психологический настрой

Цель: Проверить готовность учащихся к уроку, создать положительный настрой.

II. Речевая разминка

Цель: разогреть речевой аппарат, подготовить к активной деятельности на уроке.

Методические указания: учитель объясняет и выполняет специальные упражнения, учащиеся повторяют за ним.

Упражнения для развития диафрагмально- реберного дыхания ( 2 – 3 упражнения), на правильную артикуляцию («Колечко», «Жало», «Хоботок» и др.) проговаривание скороговорки с разной интонацией и в разном темпе.

III. Изучение нового материала

1.Прогнозирование темы урока, постановка задачи

Цель: через ребус угадать фамилию автора

Метод. указания: на доске ребус

3

1

7

2

6

4

5

и

п

н

р

и

ш

в

2.Сообщение темы урока

Цель: познакомить учащихся с темой урока и задачами

Метод. указания: учащиеся самостоятельно формируют учебные задачи

- На уроке познакомимся с творчеством М.М. Пришвина, его произведением «Моя Родина»

3. Подготовка к восприятию произведения

а) Сообщение о личности писателя

Цель: познакомить с творчеством писателя, пробудить интерес к чтению его произведений

Мет. указания: сообщение ученика

 Михаил Михайлович Пришвин (1873 – 1954)г.г.

Творчество М.М.Пришвина «Крупнейшего поэта и великого жизнелюбца», как называл его великий Горький, проникнуто напряжёнными размышлениями о сущности человеческой личности и её взаимодействиях с окружающей природой, обществом. Обращаясь к юному читателю. Писатель утверждает, что мир полон чудес и «это… чудеса не как в сказке о живой и мёртвой воде. А настоящие… они совершаются везде и всюду и во всякую минуту нашей жизни, но только часто мы , имея глаза, их не видим, имея уши – не слышим». Пришвин видит и слышит эти чудеса и раскрывает их нам в своих рассказах: «Лисичкин хлеб», «Гости», Шёпот в лесу», «Колокольчик» и др. произведения.

б) словарная работа

Цель: выяснить лексическое значение слов

Мет. указания: слова записаны на слайде, поставлены ударения

кладовая солнца (автор образно называет природу)

румяной пенкой

необыкновенно вкусное

вставать до солнца

великими сокровищами

4. Первичное восприятие текста

Цель: дать целостное восприятие произведения

Метод. указания: чтение учащимися рассказа по цепочке, детям предлагается подумать

- Почему так назван рассказ?

5. Проверка восприятия произведения

Цель: проверить эмоциональное восприятие произведения

Метод. указания: беседа

- Понравился ли рассказ?

- Что особенно понравилось?

- Как вы думаете, почему так назван рассказ?

- Кто главные герои?

6. Вторичное чтение и анализ по частям в единстве формы и содержания

Цель: отрабатывать навыки выразительного, сознательного, беглого чтения, учить правильно анализировать, используя пересказ и выборочное чтение

- Из скольких частей состоит рассказ? (4 части)

а) чтение и анализ 1-й части

Метод. указания: образцовое чтение учителя; беседа по прочитанному

- Какие герои в отрывке?

- Чем угощала мама Пришвина?

- К чему приучился писатель?  Почему?

- Что главное в этой части?

- Как можно озаглавить? (Вкусный чай)

б) чтение и анализ 2-й части

Метод. указания: выборочное чтение учащимися по вопросам

- Когда автор писал произведения?

- О чём задумывался автор?

- Прочитайте этот отрывок с выражением, передавая настроение, эмоции автора.

- Как можно озаглавить часть?  (Вставать до солнца)

в) чтение и анализ 3-й части

Метод. указания: бинарное чтение подготовленными учениками; беседа

- Что делал автор после чаепития?

- Как вы понимаете высказывание «моя охота была и тогда и теперь – в находках»?

- Найдите и зачитайте объяснение в тексте.

- Что главное в этой части?

- Как озаглавить эту часть?  («Охота» за наблюдениями)

г) чтение и анализ 4-й части

Метод. указания: чтение по цепочке и беседа

- Как автор обращается к читателям?  О чём это говорит?

- О каких сокровищах пишет автор?

- К чему призывает писатель?

- С каким настроением исполняется призыв?  Почему?

Образцовое исполнение призыва наизусть учителем

Цель: показать образец исполнение, предотвращение ошибок у учащихся

Хоровое чтение призыва молодым друзьям

Цель: показать важность , значимость слов, помочь детям разобраться в замысле произведения, проникнуться любовью к своей Родине.

Метод. указания: хоровое чтение призыва

Беседа

- Зачем человеку нужна Родина

- Что говорит об этом автор

- Как озаглавим часть  (Призыв к молодым друзьям)

д) пересказ прочитанного по плану

- Цель: развивать логическую, связную речь

Метод. указания: план записан на слайде, пересказ любой части в парах, затем индивидуальный пересказ по плану (опрос нескольких учащихся)

                План:

  1. Вкусный чай
  2. Вставать до солнца
  3. «Охота» за наблюдениями
  4. Призыв к молодым друзьям

7.Обобщающая беседа по частям

Цель:  проверить на сколько дети прониклись произведением, обобщить знания учащихся

Метод. указания: беседа

- Каким показан автор?

- Какие качества ему подходят?  Почему?

- В чём заключалась Родина для М.М.Пришвина?

Вывод: Родина у человека начинается с песни матери, с картинки в букваре, с берёзки, растущей рядом с домом. Так и для автора рассказа Родина связана с воспоминаниями о деревне. Стремясь ещё раз встретиться с радостью, мальчик начал вставать рано. Это вошло в привычку. Повзрослев, Пришвин осознаёт, как приятно и полезно работать  ранним утром. Совершая прогулки, он внимательно смотрит вокруг, изучает природу. Рассказывая об этом , он призывает и читателя наблюдать за природой, любить и беречь всё живое. Для М.М.Пришвина слова «ПРИРОДА» и «РОДИНА» неразделимы.

8. Обобщение.

Цель: Проверить усвоение замысла писателя детьми

Метод. указания: беседа

- Какова основная мысль рассказа?

- Почему «охранять природу – значит охранять Родину»?

- Что значит «охранять природу»?

Метод. указания: на слайде слово «охранять», вместе с детьми раскрывается его смысл; беседа с учащимися о том, что значит беречь окружающую природу

«охранять»: наблюдать, беречь, заботиться, помогать, обогащать, любить

- В нашей стране существует Закон «Об охране природы», который обязывает людей беречь природу, помогать ей, заботиться о ней.

IV. Итог урока

Цель: выяснить, на сколько усвоен материал, подвести итог

Метод. указания: беседа

- С каким рассказом познакомились?

- Кто автор произведения?

- О чём произведение?

оценивание учащихся с комментарием

VI. Домашнее задание

Метод. указания: творческое, индивидуальное

- выучить  «призыв молодым друзьям» из рассказа

- нарисовать уголок своей Родины


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок математики 1 класс. Тема "Литр". Тип урока - урок- проблема

данный урок составлен с помощью  технологии деятельностного метода с элементами проблемного обучения. Урок 84. Математика. 1 класс.Тема: Литр.Тип урока:  урок – проблема.Структура:1....

Презентация к разработке урока по математике 1 класс Конспект урока по математике1 класс по программе "Школа 2100", авторы: Демидова Т.Е., Козлова С.А., Тонких А.П. Тема: Уравнения с неизвестным вычитаемым.

Презентация к уроку по математике 1 класс по программе "Школа 2100" , авторы: Демидова Т.Е., Козлова С.А., Тонких А.П. Тема: Уравнения с неизвестным вычитаемым....

План-конспект открытого урока по музыке по системе развивающего обучения Л.В. Занкова (Г.С. Ригина, 2012г. Учебник: Музыка. 2 класс) 25.10.2013г Урок № 7 2 класс Тема: «Сказочные образы в музыке Эдварда Грига».Учитель музыки Зайцева Т.Г.Межгорье Башкирия

План-конспектоткрытого урока по музыке по системе развивающего обучения Л.В. Занкова (Г.С. Ригина, 2012г. Учебник: Музыка. 2 класс) 25.10.2013гУрок № 72 классТема: «Сказочные образы в музыке Эдварда Г...

Урок математики 2 класс, урок русского языка 2 класс.

Урок математики по теме :"Четные и нечетные числа", " Выражения со скобками"Русския язык " Правописание буквосочетаний ЧК, ЧН.".....

Реализация исследовательского подхода на уроках окружающего мира в начальных классах 9(на примере урока "Насекомые" 1 класс. УМК "Школа России)

На примере урока "Насекомые" 1 класс. УМК "Школа России показан прием реализации исследовательского подхода....

Интегрированный урок с презентацией по русскому языку и литературному чтению во 2 классе.Тема: Пословицы и поговорки"Закрепление изученного в 1 классе.Составила урок учитель начальных классов МОУ сош №9 г.Надыма Кульбашева Ольга Николаевна.

Интегрированный урок по русскому языку и литературному чтению рекомендуется проводить во 2 классе в начале учебного года.Цель урока: формирование ключевых компетенций у учащихся.На уроке закрепляются ...