Связная речь
план-конспект урока по чтению (3 класс) на тему

Сырышева Надежда Семёновна

 

 

ОСОБЕННОСТИ   РАБОТЫ   НАД   РАЗВИТИЕМ    СВЯЗНОЙ   РЕЧИ    МЛАДШИХ   ШКОЛЬНИКОВ   В    УСЛОВИЯХ   НОВОГО     ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО   СТАНДАРТА

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon svyaznaya_rech_syrysheva_n.s.doc44.5 КБ

Предварительный просмотр:

Сырышева  Надежда  Семёновна,

учитель начальных классов высшей квалификационной  категории

МБОУ «СОШ №9»

города Набережные Челны

ОСОБЕННОСТИ   РАБОТЫ   НАД   РАЗВИТИЕМ    СВЯЗНОЙ   РЕЧИ    МЛАДШИХ   ШКОЛЬНИКОВ   В    УСЛОВИЯХ   НОВОГО     ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО   СТАНДАРТА

С древнейших времён краткость и простота в изложении мысли почитались высшей добродетелью. Едва ли найдётся человек, который стал бы отрицать, как важно хорошо владеть словом. Умение говорить убедительно, ясно, точно и кратко — забота и желание каждого из нас. Владение речью приводит человека к успеху, ведь «хорошее слово—половина счастья».

Красноречие было в чести во все времена. В разных странах во время высочайших взлётов культуры народов появлялась наука о мастерстве речи, общения, убеждения словом. Именно так возникла риторика в Древней Греции. В античном мире ей приписывали божественное происхождение.  Эта наука оказала сильное влияние на всю европейскую культуру.

Речь — это вид деятельности человека, реализация мышления на основе использования средств языка. Под развитием речи подразумевается обогащение словарного запаса, развитие      связной речи (обучение построению различных типов текста, как устных, так и письменных – описания, повествования, рассуждения).

Федеральный государственный образовательный стандарт          начального общего образования, введённый в действие с 1 января 2010 года подразумевает, что после освоения основной общеобразовательной программы начального общего образования дети должны овладеть различными навыками. В  том числе и «… осознанно, строить речевое высказывание в соответствии с задачами коммуникации и составлять тексты в устной  и   письменной формах». Развитие речи – важная задача обучения  языку. Логически чёткая, доказательная, образная устная и письменная речь ученика – показатель его умственного развития. Речь возникает из потребности высказаться. Научить  правильно,  строить предложения, т.е. не пропускать слова, ставить слова в определённой последовательности, правильно согласовать их друг с другом и правильно произносить слова, а потом  это всё оформить письменно – задача учителя.

Именно в начальной школе дети начинают овладевать   нормами устного и письменного литературного языка, учатся использовать языковые средства в разных условиях общения в соответствии с целями и задачами речи. При этом учитель      должен помочь     детям осмыслить требования к речи, учить младших  школьников при формулировке мыслей следить за правильностью, точностью, разнообразием, выразительностью языковых средств. Развитие речи учащихся имеет свой       арсенал методических средств, собственные виды упражнений; наиболее важные из них – это упражнения в связной речи—рассказы,  пересказы, сочинения. Успехи учащихся в связной речи обеспечивает и в большей мере  определяет успех в учебной работе по всем предметам, в частности  способствует     формированию полноценного читательского навыка, и формированию основ орфографической грамотности.

Одним из видов творческих работ является сочинение, которое в школе занимает особое место:    ему в известной степени подчинены    другие речевые упражнения. Оно служит эффективным средством воспитания, возбуждает эмоции, приучает детей осмысливать и оценить виденное и пережитое, развивает наблюдательность; требует самостоятельности школьника, активности, увлечённости, внесения чего-то своего, личного в текст; способствует становлению личности учащегося. Выбор слов, оборотов речи и предложений, обдумывание композиции рассказа, отбор материала, установление логических связей, проверка орфографии – весь этот комплекс действий требует от ребёнка высокого напряжения его творческих сил.

Детское сочинение – это творческая работа,  в которой ученик выражает свои индивидуальные склонности, интересы, вкусы, даёт выход воображению. Систематическая работа над сочинениями разных видов способствует обогащению словаря, повышению уровня речевой культуры, развитию творческого мышления,   что обеспечивает высокий уровень развития речи у младших школьников.  

В чём же я вижу пути повышения эффективности развития речевой деятельности   учащихся? Во-первых,   повышению эффективности развития речевой деятельности способствует целенаправленная подготовка урока русского языка. Планируя урок, чётко представляю себе, с чем на данном   уроке     должны познакомиться учащиеся и   что должно быть ими усвоено, чем они должны овладеть на уровне практического применения. Эта целенаправленность и определяет композиционную структуру урока.

1.Цель планирую как для учителя, так и    для ученика (изучить, запомнить, научиться).

2.С целью обогащения словарного запаса и уменьшения времени  на организационный момент,        часто планирую нестандартное начало урока:

-  составь словосочетания, изменяя при необходимости     форму слова: представить,  продукт, карий, отчёт, натуральный, глаза;

-   скажи наоборот: холодно - ,  сладкий - ,  близко - .

Важную роль в речевом развитии детей имеет внимательное отношение учителя к речи учащихся. Образцом правильной, ясной, точной содержательной   речи должна быть речь учителя. Важную роль играет оценка. Она должна быть систематической. Оценка может быть    словесная, мимическая или материализованная. Оценка стимулирует ученика к овладению речевыми умениями, показывает его продвижение. Одновременно надо учить оценивать речь товарища, тем самым  ученик подводится к самооценке.

Во-вторых, я считаю, что одна из важнейших задач   сегодняшней школы – обучение живому языку, «очеловеченному». Слово должно представляться не только с позиций формально-грамматических, но в первую очередь нравственно-эстетических (живое слово). Следует приобщать детей к искусству слова, помочь им понять и почувствовать эстетическую ценность русского слова. Обучение родному языку должно строиться не только                                                на основах  описательной грамматики языка, но и  на осознании его использования в различных речевых и житейских ситуациях. В «Планируемых результатах начального общего образования» в содержательной линии «Развитие речи» говорится: «Соблюдать в повседневной жизни нормы речевого этикета и правила устного общения (умение       слышать, точно реагировать на реплики, поддерживать разговор, приводить доводы). («Планируемые результаты начального общего образования», М., Просвещение, 2011, с. 36). Слово — это часть строительного материала для предложений, ключ  к пониманию всего предложения. Если  ребёнок не умеет вникать в смысл слова, плохо понимает  или вообще не понимает его значения, он всегда будет страдать от непонимания самого предмета. Скудный словарный  запас  лишает его успешной работы.  Поэтому нужно не просто познакомить   ребят с новым словом, но и сделать его объектом  наблюдения, анализа, учитывая его этимологию и вместе с детьми выяснить, каким может быть слово. В результате беседы вывод:

СЛОВО

Убедительное

Живое

Трепетное

Волнующее

 Занимательное

Уместное

Красивое

Искреннее

Что может сделать слово?

Обогатить

Растревожить

Озадачить

Успокоить

Излечить

Побудить

Спасти

Ранить

Подружившись со словом, можно сделать вывод:

Слова умеют плакать и смеяться,

Приказывать, молить и заклинать.

И, словно сердце, кровью обливаться,

И равнодушно холодом дышать,

Призывом стать, и отзывом, и зовом.

И проклинают, и клянутся словом,

Напутствуют, и славят, и чернят.

Подобран комплекс упражнений, направленных  на содержательность, логичность, точность, выразительность,  произносительность,  правильность.

В первую группу упражнений,  направленных на точность, логичность и коммуникативную целесообразность, языковая правильность отнесены следующие упражнения:

1. Составь текст о котике по рисунку или расскажи о своем котике (устно).

2. Составь из слов два предложения.

Я, дереве, на, увидел, долбил, дятла, крепким, он, клювом, осину.

3. Составь из слов предложение и напиши его, диктуя себе по слогам.

Весной, в, купаются, воробьи, лужах.

Составь еще одно предложение о воробьях, чтобы получился текст. Запиши его.

4. Прочитай. Составь из слов два предложения.

На лугу паслись козы и овцы они щипали траву.

Составь рассказ по картинкам. Как ты его озаглавишь?

Почему?

6. Рассмотри рисунок. Озаглавь его. Расскажи, что произошло в лесу.

Во вторую группу упражнений, направленных на выразительность, содержательность, ясность речи, входят следующие упражнения:

1. Прочитай текст.

Подруги.

Оля часто болела. А ее школьная подруга Лена росла ловкой и сильной. Девочки задумались: почему так? Каждый день Лена начинает с зарядки. Зимой катается на лыжах и коньках. Лена решила помочь Ольге стать сильной.

Подготовь продолжение текста о том, как Лена будет помогать Оле. Напиши два предложения.

2. Рассмотри рисунки. Составь текст на тему "Мы любим спорт".

3. Составь из данных слов четыре предложения. Напиши.

Есть, театр, в Москве, удивительный.

На сцене, медведи, обезьяны, лисицы, слоны, выступают.

Много, приносит, встреча, радости, со зверями, детям.

Актеров, Наталья Юрьевна Дурова, готовит.

4. Прочитай начало сказки.

В сказочном городе жил кукольный мастер. Он делал чудесные игрушки.

Однажды к мастеру пришел... .

Придумай продолжение сказки.

5. Составь текст из трех - четырех предложений на тему "Дятел - полезная птица". Начни текст предложением: Не зря дятла лесным доктором называют! Напиши текст.

6. Прочитай и сравни два заголовка: "Наш класс", "Наш класс дружный". Одинаковы они или отличаются друг от друга? Объясни.

Составь текст, используя один из заголовков. Напиши три - четыре предложения.

7. Составь по рисунку рассказ. (Можно пользоваться опорными словами)

Опорные слова: игра, обруч, следят, две команды, ловко.

Пролезть, упала, опечалилась, внимательно.

Итак, прежде чем развивать связную речь, необходимо использовать различные приемы и методы, направленные на развитие связной речи младших школьников .

В заключение хочется отметить, что обучение видам речевой деятельности — это условие успешной учебной деятельности  школьника внутри  любой образовательной области. Таким образом, трудно переоценить значение овладения   видами речевой деятельности в начальной  школе для всего последующего  обучения в школе. Это – орудие его саморазвития, то, что делает  возможным  его самообразование, социализацию. его дальнейшее познавательное  и личностное развитие.          


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План - конспект занятия по развитию связной речи учащихся первого класса, с фонетико- фонематическим и лексико-грамматическием недоразвитием речи.

В процессе  нормализации фонетико - фонематических и лексико-грамматических средств языка,  необходимо учащихся  научить пользоваться средствами языка, уметь связно и последовател...

Анкета для родителей на тему:" Развитие связной речи у детей с общим недоразвитием речи"

Общее недоразвитие речи-это нарушение всех компонентов языковой системы. Уровень сформированности связной речи у детей с ОНР очень низкий. Анкетирование помогает логопеду определить уровень компетентн...

Формирование связной речи у детей с нарушением интеллекта на уроках развития речи

В статье описаны задачи, методы и приемы на уроках развития устной речи....

Формирование связной речи у детей с общим недоразвитием речи на уроках в 1 классе

Среди учащихся школы все чаще встречаются дети, имеющие те или иные отклонения в речевом развитии. Эти отклонения носят различный характер и по-разному сказываются на общем развитии ребенка, препятств...

Конспект занятия по развитию лексико-грамматического строя речи и связной речи для детей с ОВЗ

Занятие разработано для работы с учениками начальных классов, имеющих общее недоразвитие речи, с детьми классов коррекционно-развивающего обучения, испытывающими трудности при развернутых ответах на в...

Исследование состояния связной речи глухих детей на уроках развития речи.

Проведён содержательный анализ теоретической и методической литературы по исследуемому вопросу, самостоятельно проведено исследование с помощью подобранных методик.Актуальность обусловлена неоьходимос...

Моделирование связной речи у детей с системным недоразвитием речи приемами мнемотехники

Моделирование связной речи у детей с системным недоразвитием речи приемами мнемотехники...