урок литературного чтения в 3 классе
план-конспект урока (чтение, 3 класс) по теме

Ледовская Светлана Евгеньевна

урок с элементами проектной деятельности

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_literaturnogo_chteniya.docx37.12 КБ

Предварительный просмотр:

Урок литературного чтения. 3 класс.

Тема: Сказка как литературный жанр.

Цели и задачи:

  1. Обучающие: знать определение сказки как жанра, знать виды сказок, находить отличия сказки от легенды, сказочной повести, былины.
  2. Развивающие: учить анализировать художественное произведение, сравнивать различный литературный материал, работать со справочной и художественной литературой, владеть элементарными способами получения и обработки информации.
  3. Воспитывать умение работать в группах, развивать толерантность.

Ход урока.

- Сегодня у нас с вами обобщающий урок. Мы подведем итоги работы над большим разделом: « Сказки». Давайте поставим перед собой цели и задачи. О чем мы должны вспомнить на уроке? А так как работа у нас итоговая, то мы проведем не простой урок, а урок – проект по сказкам.

Внимание! На экран!

Слайд 1. Урок – проект « Все о сказках».

- мы работаем в группах. Каждая группа будет выполнять свою работу. У нас будут следующие группы:

1. АНАЛИТИКИ

2. ЭКСПЕРИМЕНТАТОРЫ.

3. ИЛЛЮСТРАТОРЫ.

4. ИССЛЕДОВАТЕЛИ.

- Мы с вами изучили много разделов, связанных со сказками, получили много информации. Для того чтобы все это правильно использовать, нужно научиться её обрабатывать и систематизировать.

- Давайте придумаем разные варианты проектов: (альбом, опорная таблица, памятка, игра, схема), т.е. что мы сможем реально сделать за урок.

- Обсудим эти варианты. Выберем тот, который более приемлем для нас.

( остановимся на опорной таблице).

Слайд 2. Цель проекта: учиться …

Слайд 3. Задачи: создать …

Слайд 4. План проекта.

1. Формулирование определения сказки.

- Каждая группа предлагает включить что-то о сказках. Задание АНАЛИТИКАМ: выбрать наиболее важное из предложенных учащимися. После выступления АНАЛИТИКОВ, на доске появляется схема:

                  Все о сказке

                                                                                                                                                                               

Что такое сказка?

Виды сказок

Признаки волшебной сказки

Отличие сказки от других жанров

Язык сказки

Иллюстрирование сказки

 Слайд 5. Создание проекта.

-План мы создали. Теперь мы будем работать над каждым пунктом.

Сформулируем определение сказки. В работу включаются АНАЛИТИКИ.

Сейчас мы познакомимся с разными высказываниями. АНАЛИТИКИ должны выбрать правильный из предложенных вариантов ответ и вынести его на доску.

Внимание! На экран! Дети по очереди читают с экрана: слайд 6-8

  1. Сказка – это научно – фантастическое произведение.
  2. Сказка – это произведение о вымышленных лицах и событиях, чаще с участием волшебных фантастических сил.
  3. Сказка  - это произведение, в котором разговаривают животные.

- Итак, слушаем первую группу. Верный ответ под №2, прикрепляют к доске.

2. Создание классификации сказок.

- Кто пишет сказки? Как  различаются такие сказки? ( ПО АВТОРСТВУ)

             - О чем пишут в сказках? Как  различаются такие сказки? ( СОДЕРЖАНИЕМ)

На доске появляется следующая схема:

По авторству

По содержанию

- Сейчас в работу включается 2 группа - ЭКСПЕРИМЕНТАТОРЫ.

Они будут зачитывать отрывки из разных сказок, а мы будем определять содержание сказок.

Затем АНАЛИТИКИ заполняют нижнюю таблицу, а ИССЛЕДОВАТЕЛИ верхнюю. В помощь я даю опорные слова: ( на доске на карточках). Итак, подведем итог…

  1. Богатырские
  2. Волшебные
  3. Поучительные
  4. О животных
  5. Смешные
  6. Бытовые
  7. Былины
  8. Легенды
  9. Сказочные повести
  10. Авторские
  11. Народные

Дети зачитывают отрывки из сказок.

  1. Сказка о потерянном времени. С. 109
  2. Честное гусеничное. С.93
  3. Сестрица Аленушка и братец Иванушка. С.26
  4. Бой на калиновом мосту. С.92.
  5. Сказка про храброго зайца. С.225

После обсуждения схемы заполняются на доске.

  1. Определение особенностей волшебной сказки.

Работа с отрывками из сказок. Читают « цепочкой», отмечая карандашом то, что свойственно волшебной сказке.

АНАЛИТИКИ – озвучить признаки волшебной сказки.

ИЛЛЮСТРАТОРЫ – подобрать схемы к признакам.

ИССЛЕДОВАТЕЛИ И ЭКСПЕРИМЕНТАТОРЫ читают отрывки.

  1. Жила – была женщина. День и ночь она работала, чтобы накормить и одеть трех своих дочерей. И выросли дочери, быстрые ,как ласточки, лицом похожие на светлую луну. Одна за одной вышли замуж и уехали из дома.
  2. Разозлилась Айога на девочку. Зашипела, замахала руками, пальцы растопырила, побелела вся от злости. Так замахала руками, что руки в крылья превратились. Плавает и кричит: Ах, какая я красивая, го – го – го! Ах, какая я красивая!
  3. Слез Емеля с печки, обулся, оделся, взял ведра да топор и пошел на речку. Прорубил лед, зачерпнул ведра и поставил их, а сам глядит в прорубь. И увидел Емеля в проруби щуку. Изловчился и ухватил щуку в руку. Вдруг щука и говорит ему человечьим голосом. Емеля, отпусти меня в воду, я тебе пригожусь.
  4. Ходит честной купец, дивуется. И вдруг видит он, на пригорке зеленом цветет цветок цвета алого, красоты невиданной и неслыханной, что ни в сказке сказать, ни пером написать. У честного купца дух занимается; подходит он ко тому цветку, запах от цветка по всему саду ровно струя бежит. Возговорил он голосом радостным: вот подарок, о котором просила меня дочь младшая.
  5. В некотором царстве, в тридесятом государстве жил-был царь с царицею. У них было три сына – все молодые, холостые, красавцы удалые, что ни в сказке сказать, ни пером описать.
  6. Кто построит такой корабль, чтобы мог лететь, за того выдаст царевну замуж. Брать решили выполнить условие и отправились в путь – дорогу.

Проверка: дети выделяют особенности сказок, а АНАЛИТИКИ и ИЛЛЮСТРАТОРЫ выполняют задание. Все проверяют.

Физкультминутка под песню « Маленькая страна».

  1. Отличие сказки от других жанров.

  1. Учитель читает отрывок из былины « Добрыня Никитич». Дети должны определить жанр. Назвать отличительные признаки.

Слайд 9. Былина – русская народная эпическая песня о богатырях.

Демонстрируем картину « три богатыря».

  1. Учитель читает отрывок из сказочной повести « Случай с Евсейкой». Дети называют отличительные особенности повести.

Слайд 10 . сказочная повесть – литературное произведение со сказочным сюжетом. Демонстрируем картинку.

  1. Учитель читает отрывок из легенды о Персее. Дети угадывают жанр и называют его отличительные особенности.

Слайд 11. Легенда – поэтическое предание о каком – либо историческом событии.

Демонстрируем отрывок из книги.

Подводим итоги: АНАЛИТИКИ еще раз называют отличительные признаки этих жанров. ИЛЛЮСТРАТОРЫ подбирают картинки к каждому жанру.

  1. Особенности языка сказки.

- Сказку можно определить по особым выражениям, словам. Давайте попробуем сыграть в игру.

Я буду начинать выражение из сказки, а вы хором продолжать…

  1. Скоро сказка сказывается…        (да не скоро дело делается).
  2. Ни в сказке сказать…..                  ( ни пером описать)
  3. Растет не по дням…..                    ( а по часам).
  4. Что ты, молодец, не весел……..( что ты голову повесил).
  5. Сказка ложь, да в ней намек….( добрым молодцам урок)
  6. Ложись спать, утро……                ( вечера мудренее).

Ну, а сейчас, источником информации будет инсценированный диалог. Посмотрим отрывок из сказки и найдем особые слова и выражения. АНАЛИТИКИ , будьте готовы делать выводы.

Выступают ИЛЛЮСТРАТОРЫ.

Подведем итог.

  1. Мы подошли к последнему этапу проекта. Иллюстрирование сказок. Чтобы сказки было приятно читать, их иллюстрируют. Посмотрите на нашу выставку. Что вы можете сказать, об использовании разных цветов?

Выступают ИССЛЕДОВАТЕЛИ. Они представляют иллюстрацию к сказке «Снегурочка».

  1. Слайд 12. Подводим итоги.

Вы знаете, что когда проект готов, его нужно представить на суд зрителей, т.е. презентовать. Кто попробует защитить наш проект?

- Удалось ли нам достигнуть поставленных целей и задач? Какие трудности встретились? Что показалось наиболее интересным?

Д/З. Представить свою любимую сказку, рассказать наиболее понравившийся отрывок.

  1. Слайд 13. Спасибо за работу!. А чем в сказках награждали за хорошую работу? Вот и вам награда – хорошие оценки и сладкие призы.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Разработка урока литературного чтения во 2 классе Автор Пушкарных Людмила Ивановна, учитель начальных классов МОУ «СОШ № 17» г. Палласовки Волгоградской области 2 «А» класс 2010/2011 учебный год УРОК ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ (2 КЛАСС, СИСТЕМА Л.В. ЗАНКОВ

Разработка урока литературного чтения во 2 классеАвтор Пушкарных Людмила Ивановна,учитель начальных классовМОУ «СОШ № 17»г. Палласовки Волгоградской области2 «А» класс 2010/2011 учебный год...

Урок литературного чтения. 4 класс. Тема "Литературные сказки. С.Т.Аксаков "Аленький цветочек"."

Цели урока:1) Обучающая: ознакомление с жизнью и творчеством писателя; обучение выразительному чтению (отдельных эпизодов, отрывков), обогащение словарного запаса учащихся;2) Развивающа...

ПРОЕКТ УРОКА Литературное чтение 1 класс Тема: _Е.Чарушин «Теремок». Русская народная сказка «Рукавичка» Сравнение литературной и народной сказки.

Проект урока литературного чтения 1 класс. Е.Чарушин "Теремок". Русская народная сказка "Руковичка"....

Технологическая карта урока литературного чтения 1 класс по теме : "Чтение слогов и слов с буквой «й»."

Технологическая карта урока литературного чтения 1 класс по теме : "Чтение слогов и слов с буквой «й»." и презентация к ней...

технологическая карта урока литературного чтения 2 класс УМК "Перспектива" А. П. Гайдар "Чук и Гек" Внеклассное чтение

Второй урок по произведению А. Гайдара с опорой на отрывок, предложенный авторами учебника, дополнен викториной по рассказу "Чук и Гек".Учащиеоя на предыдущем уроке разбились на группы по ин...

Конспект урока литературного чтения 2 класс по программе Н.Ф. Виноградовой.В.И. Даль «Девочка Снегурочка». Анализ сказки. Обучение ролевому чтению

Конспект урока литературного чтения 2 класс по программе Н.Ф. Виноградовой.В.И. Даль «Девочка Снегурочка». Анализ сказки. Обучение ролевому чтению...

Фрагмент урока литературного чтения 3 класс "Школа России". И.З.Суриков "Детство" по технологии продуктивного чтения.

Фрагмент урока литературного чтения по технологии продуктивного чтения на примере урока И.З. Суриков "Детство", 3 класс , УМК "Школа России".Показан фрагмент с 3-мя этапами работы ...