Русская народная сказка "Белые пёрышки"
план-конспект урока (чтение, 2 класс) по теме

Свистунова Наталья Петровна

План-конспект урока литературного чтения и самоанализ урока

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл belye_pyoryshki.docx43.25 КБ

Предварительный просмотр:

План-конспект урока литературного чтения во 2 классе «А»

Автор учебника Л.А. Ефросинина

Тема урока: русская народная сказка «Белые пёрышки».

Цели урока.

Продолжить работу по ознакомлению учащихся с произведениями устного народного творчества на примере русской народной сказки «Белые пёрышки».

Формировать читательские умения: различать сказки авторские и народные, различать реальное и выдуманное в сказках.

Прививать интерес к художественной литературе.

Вырабатывать у детей навыки сравнительного анализа.

Воспитывать слушателя, читателя и творца путём обогащения читательского опыта и расширения литературного кругозора.

Задачи урока.

Образовательная и обучающая.

Обогатить словарный запас детей, учить правильно выражать свои мысли, повысить уровень общих знаний.

Развивающая.

Развивать память, быстроту реакции, навыки выразительного чтения.

Воспитательная. Воспитывать интерес к художественной литературе, умение слушать друг друга, наблюдательность, умение рассуждать.

Оборудование.

1.Смарт-доска.

2.Макбуки.

Ход урока.

I. Организационный момент. Приветствие учащихся.

II. Мотивация. Составление на смарт-доске из слогов названий жанров фольклора (потешка, загадка, скороговорка, пословица, закличка); введение слова – обобщения «Фольклор».

III. Актуализация знаний. Введение в тему урока посредством определения  отсутствующего названия жанра - «Сказка».

IV. Знакомство с новым произведением. 

Название новой сказки вы узнаете, если справитесь с заданием.

Название состоит из двух слов. В первом слове корень взят из слова белок, окончание – из слова славные, во втором слове корень, как в слове перина, суффикс, как в слове солнышко, окончание из слова ребятишки.

Белые пёрышки.

Вот диво — так диво! На море, на океане, на острове Буяне стоит древо — золотые маковки. По этому древу ходит кот Баюн: вверх идет — песню заводит, вниз идет — сказки сказывает. Это еще не сказка, а присказка, сказка вся впереди.

 Чтение сказки учителем до слов

-А как же я? – спросил глухарь.

Далее предложить детям определить развитие сюжета.

После высказывания детей продолжить чтение сказки.

V.  Обмен впечатлениями.

  1. Ожидали ли вы такого развития событий?
  2. Какие чувства вы испытывали, когда слушали сказку? В какой момент вам было грустно? А весело, радостно было?
  3. С чего я начала чтение сказки? ( С присказки)

VI. Самостоятельное чтение сказки.

VII. Анализ сказки.

  1. Какая беда произошла с глухарём?
  2. К кому он обратился за помощью?
  3. Как лебеди отнеслись к просьбе глухаря?
  4. Какими качествами обладали лебеди, раз не оставили глухаря в беде?
  5. Каким был глухарь?
  6. Как лебеди решили облегчить полёт глухаря?
  7. Чем закончилось путешествие глухаря?
  8.  «Сказка – ложь, да в ней намёк! Добрым молодцам – урок». (А.С. Пушкин). Что в этой сказке выдумка? (зимующие птицы боятся не холодов, а голода, перелёт на верёвочке.) А что - правда? (Лебеди – перелётные птицы, глухари – зимующие). На что намекает сказка?        (сострадание, сопереживание, желание помочь, поддержать, умение рассчитывать силы).
  1. Какую литературную сказку вам напоминает путешествие глухаря?

(В. Гаршин. Лягушка-путешественница). Иллюстрации детей на смарт-доске.

  1. Что общего в сказках? (Путешествие на птицах)
  2. В чем вы видите различия?

Лягушка – прутик Глухарь верёвочка.

Лягушка – хвастливая. Глухарь – спокойный, добрый, боязливый.

Лягушка – любопытство. Глухарь – боязнь холодов.

VIII. Чтение произведения учащимися. Работа над выразительностью.

IХ. Тестирование. Работа на макбуках.

  1. Какими словами начинается сказка "Белые пёрышки" ?

Выберите один ответ.

a. В некотором царстве, в некотором государстве...

b. Жили-были...

c. Давным-давно это было.

d. Летела сова - весёлая голова.

  1. Верно ли, что сказка "Белые пёрышки" - волшебная сказка?

Ответ:

Верно Неверно

  1. Как вы думаете?

Глухарь отправился в путешествие с лебедями

Лягушка из сказки В. Гаршина отправилась в путешествие с утками

Лебеди и утки улетают осенью на юг

  1. Что подарил лебедь глухарю, чтобы он не скучал?

Х. Подведение итогов урока.

  1. Почему сказка названа именно так – Белые пёрышки»?
  2. Что придумал народ, чтобы объяснить такую необычную раскраску глухаря?

XI.Домашнее задание.

Читать сказку. Подготовить пересказ.

  1. Можно ли в сказку ввести новых героев, изменить сюжет, конец сказки?  Попробуйте придумать свою сказку со слов: «А как же я?». Можете начать сказку с присказки.

Самоанализ

урока литературного чтения по теме:

«русская народная сказка «Белые пёрышки»

На уроке продолжилась работа по формированию УУД (универсальные учебные действия)

Личностные

Метапредметные :

Познавательные- классификация, сравнение, анализ, вывод, обобщения, причинно-следственные связи.

Регулятивные – управление своей деятельностью

Коммуникативные – суждение, рассуждения, умение сотрудничать

Предметные

Воспринимать на слух художественное произведение в исполнении учителя, учащихся, отвечать на вопросы по содержанию литературного текста,

отражать главную мысль сказки.

Читать вслух предложения; плавно читать целыми словами. читать с интонационным выделением знаков препинания; выразительно читать сказку, используя интонации, паузы.

        Дидактическим стержнем урока является преобразующая деятельность учеников путём наблюдения, сравнения, сопоставления, обобщения, формулировки выводов. В результате обмена мнениями, диалогической формы построения урока происходило формирование нравственных убеждений детей.

        Сложившиеся доброжелательные отношения с детьми способствовали созданию комфортной обстановки и достижению целей урока.

        Прилагаю творческое домашние задания учащихся.

Цели урока.

Продолжить работу по ознакомлению учащихся с произведениями устного народного творчества на примере русской народной сказки «Белые пёрышки».

Формировать читательские умения: различать сказки авторские и народные, различать реальное и выдуманное в сказках.

Прививать интерес к художественной литературе.

Вырабатывать у детей навыки сравнительного анализа.

Воспитывать слушателя, читателя и творца путём обогащения читательского опыта и расширения литературного кругозора.

Задачи урока.

Образовательная и обучающая.

Обогатить словарный запас детей, учить правильно выражать свои мысли, повысить уровень общих знаний.

Развивающая.

Развивать память, быстроту реакции, навыки выразительного чтения.

Воспитательная. Воспитывать интерес к художественной литературе, умение слушать друг друга, наблюдательность, умение рассуждать.

Оборудование.

Смарт-доска, макбуки.

Для достижения этих целей были использованы следующие методы: объяснительно-иллюстративные, наглядные, репродуктивный, частично-поисковые.

Формы: фронтальная, парная.

Межпредметные связи: окружающий мир, русский язык.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Литературное чтение на тему: «Произведения о животных. Русская народная сказка «Белые пёрышки». ( урок с презентацией)

Урок литературного чтения во 2 классе по программе «Начальная школа ХХ I века».Аджниязова Муршидя Мухамедрахимовна, учитель начальных классов МБОУ  «Яксатовская СОШ» Приволжского района Аст...

Методическая разработка урока литературного чтения по теме «Русская народная сказка «Белые пёрышки»» УМК «Начальная школа XXI век».

ТемаРусская народная сказка «Белые пёрышки» Цели Образовательные: продолжить знакомство с русскими народными сказками, учить анализировать и оценивать прочитанное, совершенствовать тех...

Методическая разработка урока литературного чтения по теме «Русская народная сказка «Белые пёрышки»» УМК «Начальная школа XXI век».

Образовательные: продолжить знакомство с русскими народными сказками, учить анализировать и оценивать прочитанное, совершенствовать технику чтения; развивать речь,  пополнять словарный запас, при...

Кроссворд по литературному чтению. Русская народная сказка "Белые пёрышки"

Кроссворд по  литературному чтению  Русская народная сказка "Белые пёрышки" 2 класс УМК  "Школа 21 века"...

Литературное чтение. Русская народная сказка" Белые пёрышки"

Конспект урока. Русская народная сказка " Белые пёрышки"...

Презентация . Русская народная сказка " Белые пёрышки"

Эта презентация поможет при проведении урока литературного чтения во 2 классе....