Календарно- тематическое планирование по литературному чтению
календарно-тематическое планирование по чтению (4 класс) на тему

Литературное чтение

Скачать:


Предварительный просмотр:

Пояснительная записка

Рабочая программа по литературному чтению разработана на основе авторской программы Л.Ф. Климановой, В.Г. Горецкого, М.В. Головановой «Литературное чтение» («Школа России». Концепция и программы для начальных классов. В 2-х частях. Ч. 1. – 4-е изд. – М.: Просвещение, 2010. – 158 с.).

Данная программа соответствует образовательным стандартам начального среднего образования, базисному учебному плану общеобразовательных учреждений России, соответствует цели работы школы в 2011-2012 учебном году «Повышение доступности качественного образования соответствующего современным потребностям общества и каждого гражданина, в условиях функционирования базовой (опорной) школы».

Литературное чтение один из основных предметов в системе подготовки младшего школьника. Наряду с русским языком он формирует функциональную грамотность, способствует общему развитию и воспитанию ребенка. Успешность изучения курса литературного чтения обеспечивает результативность обучения по другим предметам начальной школы. В результате освоения предметного содержания литературного чтения  учащиеся должны приобрести общие учебные умения, навыки и способы деятельности: осознанно читать, строить диалогические и монологические высказывания на основе литературного произведения и личного опыта; описывать и сопоставлять различные объекты, самостоятельно пользоваться справочным аппаратом учебника, находить информацию в словарях и др.

Цель данной программы: осознание учащимися особенностей художественного восприятия и выражения мира в ходе слушания, чтения произведений и собственного литературного творчества.

Таким образом, курс литературного чтения нацелен на решение следующих основных задач:

  1. развивать у детей способность полноценно воспринимать художественное произведение;
  2. учить детей чувствовать и понимать образный язык художественного произведения;
  3. формировать умение воссоздавать художественные образы произведения;
  4. развивать поэтический слух детей;
  5. формировать потребность в постоянном чтении книги;
  6. обогащать чувственный опыт ребенка;
  7. расширять кругозор детей через чтение книг различных жанров;
  8. обеспечивать развитие речи школьников.

Для реализации содержания программы используется: «Литературное чтение»: учебник для 4 класса. Ч. 1, 2. Л.Ф. Климанова, В.Г. Горецкий, М.В. Голованова. – М.: Просвещение, 2009.

Программа рассчитана на 102 часов (3 часа в неделю) - 34 недели за год. Один час в неделю добавлен из вариативной части Базисного учебного плана.

В соответствии с Уставом МАОУ «Средняя общеобразовательная школа №33 с углубленным изучением отдельных предметов» в 4-х классах учебный план рассчитан на 35 недель, поэтому в планирование вносятся 4 часа (1 неделя) на изучение раздела «Зарубежная литература». За счет этого   увеличилось количество часов в разделе «Былины. Летописи. Жития» - 12 час. «Зарубежная литература» - 18 час.  На внеклассное чтение отводится 20 минут два раза в неделю.  Общее количество часов составило 140 часов, в том числе для проведения:

- контрольных работ – 8 час.

Урок является основной формой организации учебного процесса для решения задач данной программы. Текущий контроль проводится в форме контрольных работ и проверки техники чтения.

Формы и средства контроля

по литературному чтению


п/п

Виды проверочных работ

Кол-во по программе за год

Запланировано за год по четвертям

I

II

III

IV

1

Контрольная работа

3

1

1

1

2

Контроль техники  чтения

5

2

1

1

1

Всего контрольных работ

8

2

2

2

2

        



Предварительный просмотр:

Содержание программы

4 класс (140 часов)

Былины. Летописи. Жития (12 ч), Из русской классической литературы (20 ч), Поэтическая тетрадь (19 ч), Сказки русских писателей (18 ч), Делу время -потехе час (7 ч), Страна далекого детства (10 ч), Природа и мы (17 ч), Родина (11 ч), Страна «Фантазия» (8 ч), Зарубежная литература (18 ч)

Былины. Летописи. Жития

 «И повесил Олег щит свой на врата Цареграда…»

 «Житие Сергия Радонежского»

 «Ильины три поездочки»

«И вспомнил Олег коня своего…»

Из русской классической литературы

П.П.Ершов «Конек- горбунок»

А. С. Пушкин. Стихи «Няне», «Туча», «Унылая пора!...»

А.С.Пушкин «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях»

М.Ю.Лермонтов «Дары Терека»

М.Ю.Лермонтов «Ашик-Кериб»

Л.Н.Толстой «Детство»

Л.Н.Толстой «Как мужик убрал камень»

А.П.Чехов «Мальчики»

Поэтическая тетрадь

Ф.И.Тютчев «Еще земли печален вид…», «Как неожиданно и ярко…»

А.А.Фет «Весенний дождь», «Бабочка»

Е.А.Баратынский «Весна, весна! Как воздух чист…», «Где сладкий шепот…»

А.Н.Плещеев «Дети и птичка»

И.С.Никитин «В синем небе плывут над полями…»

И.А.Бунин «Листопад»

Н.А.Некрасов «Школьник», «В зимние сумерки нянины сказки…»

В.Я.Брюсов «Опять сон», «Детская»

М.И.Цветаева «Бежит тропинка с  бугорка…», «Наши царства»

С.А.Есенин «Бабушкины сказки»

Б.Л. Пастернак «Золотая осень»

С.А.Есенин «Лебедушка»

Д.Б. Кедрин «Бабье лето»

Н.М.Рубцов «Сентябрь»

С.А.Клычков «Весна в лесу»

Сказки русских писателей

В.Ф.Одоевский «Городок в табакерке»

В.М.Гаршин «Сказка о жабе и розе»

С.Т. Аксаков «Аленький цветочек»

П.П.Бажов «Серебряное копытце»

Делу время -потехе час

Е.Л. Шварц «Сказка о потерянном времени»

В.Ю.Драгунский «Главные реки»

В.Ю.Драгунский «Что любит Мишка»

В.В. Голявкин «Никакой горчицы я не ел»

Страна далекого детства

Б.С.Житков «Как я ловил человечков»

М.М.Зощенко «Елка»

К.Г.Паустовский «Корзина с еловыми шишками»

Природа и мы

Д.Н. Мамин – Сибиряк «Приемыш»

А.И.Куприн «Барбос и Жулька»

М.М.Пришвин «Выскочка»

Е.И.Чарушин «Кабан»

В.П.Астафьев «Стрижонок Скрип»

Родина

И.С.Никитин «Русь»

С.Д.Дрожжин «Родине»

Б.А.Слуцкий «Лошади в океане»

А.В.Жигулин «О, Родина! В неярком блеске…»

Страна «Фантазия»

Е.С.Велтистов «Приключения Электроника»

К.Булычев «Путешествие Алисы»

Зарубежная литература

Дж.Свифт «Путешествие Гулливера»

Г.Х.Андерсен «Русалочка»

С.Лагерлеф « В Назарете»

С. Лагерлёф «Святая ночь»

М.Твен «Приключения Тома Сойера»



Предварительный просмотр:

Календарно-тематическое планирование

Литературное чтение


п/п

Наименование раздела и тем

Часы учебного времени

Плановые сроки прохождения

Примечание

Былины. Летописи. Жития 

1-2

Ознакомление с учебником.

Летописи. «И повесил Олег щит свой на врата Цареграда…»

2

1.09

2.09

3-4

Вн/чт. Былины о русских богатырях.

«И вспомнил Олег коня своего…»

2

6.09

7.09

5-7

Вн/чт. Былины.

«Ильины три поездочки»

3

8.09

9.09

13.09

8-9

«Житие Сергия Радонежского» Вн/чт «Житие Сергия Радонежского»

2

14.09

15.09

10

Входной контроль техники чтения

1

20.09

11-12

Вн/чт. Былины о русских богатырях.

Обобщающий урок. Игра «Летописи, былины, сказания, жития»

2

16.09

21.09

Из русской классической литературы

13-16

Вн/чт. Творчество П.П.Ершова

«Конек-горбунок»

4

22.09

23.09

27.09

28.09

17-18

А. С. Пушкин. Стихи «Няне», «Туча», «Унылая пора!...»

Вн/чт А.С.Пушкин. стихи об осени

2

29.09

30.09

19-22

Вн/чт. Творчество А.С.Пушкина

 А.С. Пушкин «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях»

Вн/чт. Сказки А.С. Пушкина

4

4.10

5.10

6.10

7.10

23

М.Ю.Лермонтов «Дары Терека» Вн/чт М.Ю. Лермонтов Стихи

1

11.10

24-25

М.Ю.Лермонтов «Ашик-Кериб»

2

12.10

13.10

26-27

Вн/чт. Рассказы Л.Н.Толстого для детей.

Л.Н. Толстой «Детство»

2

14.10

18.10

28

Л.Н.Толстой «Как мужик убрал камень»

Вн/чт. В мире приключений

1

19.10

29-31

Вн/чт. А.П.Чехов «Беглец», «Детвора».

А.П. Чехов «Мальчики».

3

20.10

21.10

25.10

32

Вн/чт. Произведения писателей русской классической литературы.

Обобщающий урок - КВН

1

26.10

Поэтическая тетрадь

33-34

Вн/чт. Ф.И. Тютчев. Стихи.

Ф.И. Тютчев «Еще земли печален вид…», «Как неожиданно и ярко…»

2

26.10

27.10

35

Контроль техники чтения

1

1.11

36-37

А.А.Фет «Весенний дождь», «Бабочка»

Вн/чт Книги о ребятах сверстниках

2

2.11

3.11

38-39

Вн/чт. Стихи поэтов о красоте русской природы.

Е.А.Баратынский «Весна, весна! Как воздух чист…», «Где сладкий шепот…»

2

4.11

15.11

40

А.Н.Плещеев «Дети и птичка»

1

16.11

41

Вн/чт. И.С.Никитин  «Утро на берегу озера».

И.С. Никитин «В синем небе плывут над полями…»

1

17.11

42-43

Н.А.Некрасов «Школьник», «В зимние сумерки нянины сказки…»

Вн/чт Книги о жизни трудового народа

2

18.11

22.11

44

Вн/чт. И.А. Бунин «Северная береза».

И.А.Бунин «Листопад»

1

23.11

45-46

Обобщающий урок по разделу «Поэтическая тетрадь»

2

24.11

25.11

Сказки русских писателей

47-50

Вн/чт. Творчество В.Ф. Одоевского.

В.Ф.Одоевский «Городок в табакерке»

Вн/чт. Из истории нашей Родины

4

29.11

30.11

1.12

2.12

51-53

В.М. Гаршин «Сказка о жабе и розе»

Вн/чт.  Что за прелесть эти сказки!

3

6.12

7.12

8.12

54

Контрольная работа «Проверка уровня начитанности»

1

9.12

55-58

Вн/чт. Творчество П.П. Бажова.

П.П.Бажов «Серебряное копытце»

4

13.12

14.12

15.12

16.12

59-62

Вн/чт. Творчество С.Т. Аксакова.

С.Т. Аксаков «Аленький цветочек»

Вн/чт. Книги о науке и технике

4

20.12

21.12

22.12

23.12

63

Обобщающий урок- игра «Крестики – нолики»

1

27.12

64

Контроль техники чтения

1

28.12

Делу время – потехе час      

65-67

Вн/чт.

Е.Л. Шварц «Сказка о потерянном времени»

3

29.12

13.01

17.01

68

В.Ю. Драгунский «Главные реки»

Вн/чт. Книги о путешествиях

1

18.01

69

В.Ю.Драгунский «Что любит Мишка»

1

19.01

70

Вн/чт. М.М. Зощенко «Глупая история».

В.В. Голявкин «Никакой горчицы я не ел»

1

20.01

71

Обобщающий урок по разделу «Делу время – потехе час»

1

24.01

Страна далекого детства

72-75

Б.С.Житков «Как я ловил человечков»

Вн/чт Книги о путешествиях

4

25.01

26.01

27.01

31.01

76-79

К.Г. Паустовский «Корзина с еловыми шишками»

Вн/чт. К.Г. Паустовский «Заячья лапа»

4

1.02

2.02

3.02

7.02

80

М.М.Зощенко «Елка»

Вн/чт. По страницам былин

1

8.02

81

Обобщающий урок по разделу «Страна далекого детства»

1

9.02

Поэтическая тетрадь

82

Вн/чт. Стихи поэтов о детстве.

В.Я. Брюсов «Опять сон», «Детская»

1

10.02

83

С.А.Есенин «Бабушкины сказки»

Вн/чт. Книги о ратных подвигах русского народа

1

14.02

84

М.И.Цветаева «Бежит тропинка с  бугорка…», «Наши царства»

1

15.02

85-86

Вн/чт. Саша Черный «Серебряная ёлка»

Обобщающий урок по разделу «Поэтическая тетрадь»

2

16.02

17.02

Природа и мы

87-90

Д.Н. Мамин – Сибиряк «Приемыш»

Вн/чт Рассказы – загадки про зверей и птиц

4

21.02

22.02

23.02

24.02

91-92

Вн/чт. А.И. Куприн «Скворцы».

А.И. Куприн «Барбос и Жулька»

2

28.02

29.02

93

Контрольная работа

Проверка читательских умений работать с текстом художественного произведения

1

1.03

94-95

М.М. Пришвин «Выскочка»

Вн/чт. Рассказы о животных

2

2.03

6.03

96-97

Е.И. Чарушин «Кабан»

2

7.03

8.03

98

Контроль техники чтения

1

9.03

99-102

В.П.Астафьев «Стрижонок Скрип»

Вн/чт Рассказы о художниках

4

13.03

14.03

15.03

16.03

103

Обобщающий урок

Конкурс знатоков «Природа и мы»

1

28.03

Поэтическая тетрадь

104

Б.Л. Пастернак «Золотая осень»

1

29.03

105

С.А. Клычков «Весна в лесу»

Вн/чт В мире фантастики

1

30.03

106

Д.Б. Кедрин «Бабье лето»

1

3.04

107

Н.М.Рубцов «Сентябрь»

1

4.04

108

Вн/чт. Стихи поэтов о красоте русской природы.

С.А.Есенин «Лебедушка»

1

5.04

109

Обобщающий урок

Конкурс «Поэзии прекрасные страницы…»

1

6.04

110

И.С.Никитин «Русь»

Вн/чт В мире фантастики

1

10.04

111

С.Д. Дрожжин «Родине»

1

11.04

112

А.В. Жигулин «О, Родина! В неярком блеске…»

1

12.04

113

Б.А.Слуцкий «Лошади в океане»

Вн/чт В стране литературных героев

1

13.04

114

Обобщающий урок по разделу «Родина»

1

17.04

Страна «Фантазия»

115-117

Е.С.Велтистов «Приключения Электроника»

Вн/чт В стране литературных героев

3

18.04

19.04

20.04

118-120

Вн/чт. Творчество К. Булычева.

К. Булычев. «Путешествие Алисы»

Вн/чт. К. Булычев «Девочка с планеты Земля».

3

24.04

25.04

26.04

121-122

Обобщающий урок – путешествие «По Стране  Фантазии»

2

27.04

1.05

Зарубежная литература

123-125

Дж.Свифт «Путешествие Гулливера»

Вн/чт Рассказы про школу

3

2.05

3.05

4.05

126-129

Г.Х.Андерсен «Русалочка»

Вн/чт Мои любимые книги

4

8.05

9.05

10.05

11.05

130

Контрольная работа «Проверка уровня начитанности»

1

15.05

131-133

 Вн/чт. Произведения М. Твена о детях и родителях.

М.Твен «Приключения Тома Сойера»

Вн/чт. М. Твен «Дик Бейкер и его кот»

3

16.05

17.05

18.05

134-136

С. Лагерлёф «Святая ночь»

Вн/чт Библейские сказания

3

22.05

23.05

24.05

137

С. Лагерлеф « В Назарете»

1

25.05

138

Итоговый контроль по проверке техники чтения

1

29.05

139

Вн/чт. Феликс Зальтен «Бемби»

Обобщающий урок по разделу «Зарубежная литература»

1

30.05

140

Урок – игра «Литературные тайны»

1

31.05



Предварительный просмотр:

Требования к уровню подготовки учащихся

Обучающиеся должны:

  1. владеть навыком сознательного, беглого, правильного и выразительного чтения целыми словами при темпе громкого чтения не менее 90 слов в минуту;
  2. понимать содержание прочитанного произведения, определять его тему, уметь устанавливать смысловые связи между частями прочитанного текста, определять главную мысль прочитанного и выражать ее своими словами;
  3. передавать содержание прочитанного в виде краткого, полного, выборочного, творческого пересказа; придумывать начало повествования или его возможное продолжение и завершение;
  4. составлять план к прочитанному;
  5. вводить в пересказы – повествования элементы описания, рассуждения и цитирования;
  6. выделять в тексте слова автора, действующих лиц, пейзажные и бытовые описания;
  7. самостоятельно или с помощью учителя давать простейшую характеристику основным действующим лицам произведения;
  8. знать названия, темы и сюжеты 2-3 произведений больших фольклорных жанров, а также литературных произведений писателей-классиков;
  9. знать наизусть не менее 15 стихотворений классиков отечественной и зарубежной литературы;
  10. знать не менее 6-7 народных сказок, уметь их пересказывать;
  11. знать более 10 пословиц, 2-3 крылатых выражения, понимать их смысл и объяснять, в какой жизненной ситуации можно употребить каждую из них;
  12. уметь полноценно слушать; осознанно и полно воспринимать содержание читаемого учителем или одноклассником произведения, устного ответа товарища, т.е. быстро схватывать, о чем идет речь в его ответе;
  13. давать реальную самооценку выполнения любой проделанной работы, учебного задания.


Предварительный просмотр:

Формы и средства контроля

Особенности организации контроля по литературному чтению

В начальной школе проверяются следующие умения и навыки, связанные с читательской деятельностью: навык осознанного чтения в определенном темпе (вслух и «про себя»); умения выразительно читать и пересказывать текст, учить наизусть стихотворение, прозаическое произведение.

При проверке умения пересказывать текст произведения особое внимание уделяется правильности передачи основного содержания текста, последовательности и полноте развития сюжета, выразительности при характеристике образов.

Кроме техники чтения учитель контролирует и собственно читательскую деятельность школьника: умение ориентироваться в книге, знание литературных произведений, их жанров и особенностей, знание имен детских писателей и поэтов и их жанровые приоритеты (писал сказки, стихи о природе и т.п.).

Текущий контроль по чтению проходит на каждом уроке в виде индивидуального или фронтального устного опроса: чтение текста, пересказ содержания произведения (полно, кратко, выборочно), выразительное чтение наизусть или с листа. Осуществляется на материале изучаемых программных произведений в основном в устной форме. Возможны и письменные работы - небольшие по объему (ответы на вопросы, описание героя или события), а также самостоятельные работы с книгой, иллюстрациями и оглавлением. Целесообразно для этого использовать и тестовые задания типа «закончи предложение», «найди правильный ответ», «найди ошибку» и т.п.

Тематический контроль проводится после изучения определенной темы и может проходить как в устной, так и в письменной форме.

Итоговый контроль по проверке чтения вслух проводится индивидуально. Для проверки подбираются доступные по лексике и содержанию незнакомые тексты. При выборе текста осуществляется подсчет количества слов (слово «средней» длины равно 6 знакам, к знакам относят как букву, так и пробел между словами). Для проверки понимания текста учитель задает после чтения вопросы.

Тексты для контроля техники чтения

КРАПИВНОЕ СЧАСТЬЕ

Выросла на краю поляны Крапива. Поднялась над травами и смутилась. Цветы вокруг красивые и душистые, ягоды вкусные. Одна она бесталанная: ни вкуса приятного, ни яркого цвета, ни сладкого запаха!
И вдруг слышит Крапива:
– Не велико счастье красивым-то быть! Кто ни увидит – сорвёт... – Это белые ромашки прошептали.
– Думаете, душистым быть лучше? Как бы не так! – прошелестел Шиповник.
– Хуже всего быть вкусной! – покачала головкой Земляника. – Всяк съесть норовит.
– Вот так-так! – удивилась Крапива. – Выходит, что самая счастливая тут я? Меня ведь никто не трогает: не нюхает, не срывает.
– Мы завидуем твоей спокойной жизни! – хором пропели цветы и ягоды.
– Как я рада, как я счастлива! – крикнула обрадованная Крапива. – Как мне хорошо, – добавила она задумчиво. – Расту – не обращают внимания, цвету – не нюхают, засохну – и не вспомнят...
И вдруг Крапива всхлипнула:
– Будто меня и не было совсем, будто я и не жила! Пропади пропадом такое крапивное счастье!
Цветы и ягоды внимательно слушали Крапиву. И больше никогда не жаловались на свою беспокойную жизнь.

(158 слов)
(
Н. Сладков)

Вопросы и задания

1. Отчего смутилась Крапива?
2. Почему цветы и ягоды сначала завидовали её спокойной жизни?
3. Объясни причину грусти Крапивы.

Кто хозяин?

Большую чёрную собаку звали Жук. Два мальчика, Коля и Ваня, подобрали Жука на улице. У него была перебита нога. Коля и Ваня вместе ухаживали за ним, и, когда Жук выздоровел, каждому из мальчиков захотелось стать его единственным хозяином. Но кто хозяин Жука, они не могли решить, поэтому спор их всегда кончался ссорой.
Однажды они шли лесом. Жук бежал впереди. Мальчики горячо спорили.
– Собака моя, – говорил Коля, – я первый увидел Жука и подобрал его!
– Нет, моя, – сердился Ваня, – я перевязывал ей лапу и таскал для неё вкусные кусочки!
Никто не хотел уступить. Мальчики сильно поссорились.
– Моя! Моя! – кричали оба.
Вдруг из двора лесника выскочили две огромные овчарки. Они бросились на Жука и повалили его на землю. Ваня поспешно вскарабкался на дерево и крикнул товарищу:
– Спасайся!
Но Коля схватил палку и бросился на помощь Жуку. На шум прибежал лесник и отогнал своих овчарок.
– Чья собака? – сердито закричал он.
– Моя, – сказал Коля.
Ваня молчал.

(152 слова)

(В. Осеева)

Вопросы и задания

1. Из-за чего ссорились мальчики?
2. Кто напал на Жука в лесу?
3. Чем закончился спор?

Рекс и Кекс

Слава и Витя сидели на одной парте.
Мальчики очень дружили и как могли, помогали друг другу. Витя помогал Славе решать задачи, а Слава следил, чтобы Витя правильно писал слова и не пачкал свои тетради кляксами. Однажды они сильно поспорили:
– У нашего директора есть большая собака, её зовут Рекс, – сказал Витя.
– Не Рекс, а Кекс, – поправил его Слава.
– Нет, Рекс!
– Нет, Кекс!
Мальчики поссорились. Витя ушёл на другую парту. На следующий день Слава не решил заданную на дом задачу, а Витя подал учителю неряшливую тетрадь. Спустя несколько дней дела пошли ещё хуже: оба мальчика получили по двойке. А потом они узнали, что собаку директора зовут Ральф.
– Значит, нам не из-за чего ссориться! – обрадовался Слава.
– Конечно, не из-за чего, – согласился Витя.
Оба мальчика снова уселись на одну парту.
– Вот тебе и Рекс, вот тебе и Кекс. Две двойки мы из-за спора схватили! И подумать только, из-за чего люди ссорятся!..

(151 слово)
(В. Осеева)

Вопросы и задания

1. Из-за чего поспорили мальчики?
2. Почему они получили по двойке?
3. Как звали собаку директора?

        

Орёл
(Быль)

Орёл свил себе гнездо на большой дороге, вдали от моря, и вывел детей.
Один раз подле дерева работал народ, а орёл подлетал к гнезду с большой рыбой в когтях. Люди увидали рыбу, окружили дерево, стали кричать и бросать в орла каменьями.
Орёл выронил рыбу, а люди подняли её и ушли.
Орёл сел на край гнезда, а орлята подняли свои головы и стали пищать: они просили корма.
Орёл устал и не мог лететь опять на море; он спустился в гнездо, прикрыл орлят крыльями, ласкал их, оправлял им пёрышки и как будто просил их, чтобы они подождали немного. Но чем больше он их ласкал, тем громче они пищали.
Тогда орёл отлетел от них и сел на верхний сук дерева.
Орлята засвистали и запищали ещё жалобнее.
Тогда орёл вдруг сам громко закричал, расправил крылья и тяжело полетел к морю. Он вернулся только поздно вечером, он летел тихо и низко над землёю, в когтях у него опять была большая рыба.
Когда он подлетал к дереву, он оглянулся – нет ли опять вблизи людей, быстро сложил крылья и сел на край гнезда.
Орлята подняли головы и разинули рты, а орёл разорвал рыбу и накормил детей.

(186 слов)
(
В. Осеева)

Вопросы и задания

1. Для кого орёл добыл рыбу?
2. Почему он её выронил?
3. Какая сила вынудила птицу лететь за добычей во второй раз?

  1. Аист и соловей

Было время, когда птицы не умели петь. Как-то они узнали, что в одной далекой стране живет старый мудрый человек и учит музыке. Тогда птицы послали к  нему аиста и соловья.

Аист  очень торопился. Ему не терпелось стать первой  в мире птицей – музыкантом.

Он так спешил, что вбежал к мудрецу в дом и даже не постучался, не поздоровался со стариком, а изо всех сил крикнул ему прямо в ухо:

-Эй, старикан! Научи-ка меня музыке!

Но мудрец решил сначала поучить его вежливости. Он вывел аиста за порог, постучал в дверь и сказал:

-Нужно делать вот так!

-Всея ясно! – обрадовался аист. Это и есть музыка? – и улетел, чтобы поскорее удивить мир своим искусством.

Соловей на меленьких крыльях прилетел позже. Он робко постучал в дверь, поздоровался, попросил прощения за беспокойство и сказал, что ему очень хочется учиться музыке.

Мудрецу понравилась приветливая птица. И он обучил соловья петь.

С тех пор скромный соловей стал лучшим в мире певцом.

А чудак аист умеет только стучать клювом. Да еще хвалится и учит других птиц:

-Эй, слышите! Надо делать вот так! Это и есть настоящая музыка! Если не верите, спросите старого мудреца!

Кого птицы отправили учиться пению?

Каким оказался аист?

Почему мудрец научил соловья петь?

        

Контрольная работа «Проверка уровня начитанности»

1. Перечисли жанры (3–4), которые можно включить в раздел устного народного творчества.

2. Почему ряд жанров устного народного творчества называют малыми фольклорными жанрами?

3. Приведи пример малого фольклорного жанра особенно запомнившегося тебе.

4. Распредели с помощью цифр имена былинных героев в порядке старшинства:

А) Илья Муромец;
Б) Святогор-богатырь;
В) Алёша Попович;
Г) Добрыня Никитыч.

5. Какой из сыновей в волшебных русских сказках выходит с честью из любых испытаний?

А) Младший;
Б) средний;
В) старший.

6. Назови имена традиционных героев (2–3) русских волшебных сказок.

7. Запиши названия (1–2) сказок с участием животных, где слабые, объединившись, побеждают сильных, злых.

8. Кого из перечисленных авторов мы называем великим русским баснописцем?

А) С.В. Михалков;
Б) И.А. Крылов;
В) Л.Н. Толстой;
Г) Жан де Лафонтен.

9. Запиши название басни, которая тебе особенно запомнилась.

10. Перечисли фамилии поэтов (2–3), чьи произведения о зиме ты читал.

11. В какой из сборников ты поместишь В. Бианки?

А) Повести;
Б) рассказы;
В) сказки-несказки.

12. Назови автора, который написал Гимн России и стихи о дяде Стёпе.

13. К чьим советам при выборе книг ты особенно прислушиваешься?

А) Товарищей;
Б) учителя;
В) библиотекаря;
Г) родителей.

14. Книги по какой тематике ты любишь больше читать и почему?

Контрольная работа

Проверка читательских умений работать с текстом художественного произведения

Плясунья

Ну и погодка, чтоб ей ни дна, ни покрышки!
Дождь, слякоть, холод, прямо – бр-р-р!.. В такую погоду добрый хозяин собаку из дому не выпустит.
Решил и я свою не выпускать. Пусть дома сидит, греется. А сам взял бинокль, оделся потеплее, надвинул на лоб капюшон – и пошёл! Любопытно все-таки поглядеть, что в такую непогоду зверье делает.
И только вышел за околицу, вижу – лиса! Мышкует – промышляет мышей. Рыскает по жнивью: спина дугой, голова и хвост к земле – ну чистое коромысло.
Вот легла на брюхо, ушки торчком – и поползла: видно, мышей-полёвок заслышала. Сейчас они то и дело вылезают из норок – собирают себе зерно на зиму.
Вдруг вскинулась лиска всем передом, потом пала передними лапами и носом на землю, рванула – вверх взлетел чёрный комочек. Лиса разинула зубастую пастишку, поймала мышь на лету. И проглотила, даже не разжевав.
Да вдруг и заплясала! Поскакивает на всех четырёх, как на пружинах. То вдруг на одних задних запрыгает, как цирковая собачка: вверх-вниз, вверх-вниз! Хвостом машет, розовый язык от усердия высунула.
Я давно лежу, в бинокль за ней наблюдаю. Ухо у самой земли – слышу, как она лапками топочет. Сам весь в грязи вымазался. А чего она пляшет – не пойму!
В такую погоду только дома сидеть, в тёплой сухой норе! А она вон чего выкомаривает, фокусы какие ногами выделывает!
Надоело мне мокнуть – вскочил я во весь рост. Лиса увидала – тявкнула с испугу. Может, даже язык прикусила. Шасть в кусты – только я её и видел!
Обошёл я жнивьё и, как лиса, все себе под ноги гляжу. Ничего примечательного: размокшая от дождей земля, порыжелые стебли. Лёг тогда по-лисьему на живот: не увижу ли так чего? Вижу: много мышиных норок. Слышу: в норках мыши пищат. Тогда вскочил я на ноги и давай лисий танец отплясывать! На месте подскакиваю, ногами топочу.
Тут как поскачут из-под земли перепуганные мыши-полёвки! Из стороны в сторону шарахаются, друг с другом сшибаются, пищат пронзительно... Эх, был бы я лисой, так...
Да что тут говорить: понял я, какую охоту испортил лисичке.
Плясала – не баловала, мышей из их норок выгоняла... Был бы у неё тут пир на весь мир!
Оказывается, во какие звериные штучки можно узнать в такую погоду: лисьи пляски! Плюнул бы я на дождь и на холод, пошёл бы других зверей наблюдать, да собаку свою пожалел. Зря её с собой не взял. Скучает, поди, в тепле-то под крышей.

(383 слова)
(
Н. Сладков)

Прочитай текст «Плясунья» Н. Сладкова. Выполни задания. Отметь утверждения, соответствующие содержанию прочитанного текста.

1. В какое время года происходят события, описанные в тексте?

а) Зимой;
б) весной;
в) летом;
г) осенью.

2. Обоснуй свой ответ словами из текста.

3. Выпиши из текста устойчивое выражение, характеризующее погоду.

4. Определи верное значение слова жнивьё.

а) Поле с созревшими зерновыми культурами;
б) поле, засеянное льном;
в) невспаханное поле с остатками соломы на корню, с которого (поля) сжаты хлеба.

5. Определи значение слова околица в данном тексте.

а) Изгородь вокруг деревни;
б) окраина селения;
в) окольная, не прямая дорога.

6. С какой целью вышел автор из дому? Запиши ответ словами текста.

7. Какое зверьё встретил автор-рассказчик на поле?

a) Зайца, лису, мышей-полёвок;
б) зайца, мышей-полёвок;
в) лису, мышей-полёвок.

8. Восстанови последовательность действий лисы при мышковании.

а) Разинула пастишку, поймала мышь на лету;
б) пала передними лапами и носом на землю;
в) легла на брюхо, поползла;
г) рванула;
д) вскинулась всем передом;
е) проглотила, даже не разжевав.

9. Какие образные выражения использует автор, описывая пляску лисы?

10. Какой опыт проделал автор-рассказчик, чтобы разгадать причину пляски лисички?

11. Запиши разгадку пляски лисоньки.

12. Восстанови последовательность пунктов плана прочитанного текста.

а) Отплясывание лисьего танца автором-рассказчиком.
б) Лисья пляска.
в) Поход за околицу.
г) Тайна разгадана.
д) Мышкование лисицы на жнивье.
е) Желание разгадать тайну поведения лисы.

13. Составь план текста из трёх пунктов.

14. Что нового из жизни природы ты узнал?

Правильные ответы к заданиям

 

А

Б

В

Г

Д

Е

1

 

 

+

 

 

 

2

Дождь, слякоть, холод

3

Третье предложение

4

 

 

+

 

 

 

5

 

+

 

 

 

 

6

Седьмое предложение

7

 

 

+

 

 

 

8

5

3

1

4

2

6

9

Как на пружинах, как цирковая собачка, выкомаривает, фокусы какие ногами выделывает

10

Сам сплясал лисий танец

11

Шестое предложение с конца

12

5

3

1

6

2

4

Контрольная работа «Проверка уровня начитанности»

1. Приведи 2–3 примера малых фольклорных жанров.

2. Запиши 2–3 названия жанров произведений, входящих в раздел «Устное народное творчество». Укажи названия произведений к каждому из жанров.

3. На какие три группы можно разделить народные сказки? Запиши названия произведений каждой из групп.

4. Чем авторские сказки отличаются от народных?

5. Запиши 2–3 названия произведений писателей-сказочников.

6. Назови своего любимого сказочного персонажа. Чем он тебе симпатичен?

7. Запиши 2–3 имени детских поэтов и писателей.

С кем из персонажей этих авторов тебе хотелось бы подружиться и почему?

8. Басни каких авторов тебе особенно запомнились?

9. Назови 2–3 фамилии великих русских писателей и поэтов.

10. Запиши название своего любимого стихотворения о русской природе.

11. С какими детскими журналами ты знаком?

12. Запиши названия книг, относящихся к справочно-познавательной литературе, которыми ты чаще всего пользуешься.



Предварительный просмотр:

        Перечень учебно-методических средств обучения

  1. Есенина С.А. «Тетрадь по чтению к учебнику В.Г. Горецкого, М.В. Головановой, Л.С. Климановой «Родная речь», 4 класс»; М.: «Грамотей», 2010г.

  1. Климанова, Л.Ф. Уроки литературного чтения: методическое пособие к учебнику /Л.Ф. Климанова. – М.:  «Просвещение», 2009 г.

  1. Концепция и программы для начальных классов в 2 частях, 2-е издание.

Доработанное. Руководитель проекта «Школа России» А.А.  Плешаков. М.: «Просвещение».2011 г. Авторы М.В. Голованова, В.Г. Горецкий, Л.Ф. Климанова.  

  1. Литературное чтение. Родная речь: учебник для 4 класса начальной  школы: в 2 ч. / Л.Ф. Климанова  и др. – М.:  «Просвещение», 2009 г.

  1. Узорова, О.В. Тексты по проверке техники чтения / О.В. Узорова, Е.А. Нефедова. – М.: « Астрель», 2008 г.

  1.   Ушакова О. Д. Великие писатели: Справочник школьника. – СПб.:  «Литера», 2008 г.

 

Оборудование

  1. Фотографии и портреты писателей
  2. Картины природы
  3. Произведения устного народного творчества
  4. Иллюстрации к сказкам, потешкам, загадкам, песенкам
  5. Фотографии детей
  6. Картинки птиц и животных
  7. Картины художников
  8. Картинки по развитию речи
  9. Композиции
  10. Книги о природе своего края
  11. Фотографии города и его окрестностей
  12. Глобус
  13. Рисунки «Литературные герои»
  14. Рисунки детей по сказкам
  15. Звукозаписи литературных произведений
  16. СD по курсу «Литературное чтение», 2010 г.
  17. Ожегов С.И., Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка. – М.: Азбуковкин, 1999. – 944 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

календарно-тематическое планирование по литературному чтению. Г.Н.Кудина, З.Н.Новлянская

Для учителей, работающий в системе РО по учебникам Г.Н. Кудиной, З.Н.Новлянской, предлагаю наш вариант календарно- тематического планирования. Правда в этом году на литературу в 4 классе выделено всег...

Календарно-тематическое планирование по литературному чтению 4 класс

Календарно-тематическое планирование по литературному чтению "Школа 2100"...

Календарно-тематическое планирование по литературному чтению 2 класс

Планирование составлено по программе "Начальная школа 21 века"...

календарно-тематическое планирование по литературному чтению (обучение чтению) 1 класс "Школа России" ФГОС

календарно-тематическое планирование по обучению чтению с описанием предметных, личностных и метапредметных УУД...

Календарно - тематическое планирование по литературному чтению 3 класс по системе Л.В. Занкова. Включены уроки внеклассного чтения и региональный компонент.

Календарно тематическое планирование соответствует требованиямс ФГОС. В планирование включены уроки внеклассного чтения и региональный компонент....

Календарно- тематическое планирование по литературному чтению к учебнику Л. Ф. Климановой, В. Г. Горецкого, М. В. Головановой "Литературное чтение" 4 класс

Календарно-тематическое планирование по литературному чтению Л.Ф. Климановой, В.Г. Горецкого, М.В. Голованова "Литературное чтение" 4 класс ФГОС...

Учебно-тематический план и календарно-тематическое планирование по литературному чтению для 2 класса

Учебно-тематический план и календарно-тематическое планирование по литературному чтению для 2 классаУМК "Школа России"...