Литературное чтение 1 класс
календарно-тематическое планирование по чтению (1 класс) по теме
Планирование составлено в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, примерной основной образовательной программы «ШКОЛА 2100» и обеспечено УМК: учебниками «Капельки солнца» для 1-4 классов, рабочими тетрадями и методическими рекомендациями для учителя (авторы Р. Н. Бунеев, Е. В. Бунеева, О. В. Чиндилова и др.)
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
literaturnoe_chtenie.docx | 42.11 КБ |
Предварительный просмотр:
Литературное чтение в 1-м классе
авторы Р. Н. Бунеев, Е. В. Бунеева (40часа, из расчета 4ч в неделю)
Планирование составлено в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, примерной основной образовательной программы «ШКОЛА 2100» и обеспечено УМК: учебниками «Капельки солнца» для 1-4 классов, рабочими тетрадями и методическими рекомендациями для учителя (авторы Р. Н. Бунеев, Е. В. Бунеева, О. В. Чиндилова и др.)
Пояснительная записка
Формирование функционально грамотных людей – одна из важнейших задач современной школы. Основы функциональной грамотности закладываются в начальных классах, где идет интенсивное обучение различным видам речевой деятельности – чтению и письму, говорению и слушанию. Поэтому литературное чтение наряду с русским языком – один из основных предметов в системе подготовки младшего школьника.
Цель уроков литературного чтения – формирование читательской компетенции младшего школьника. В начальной школе необходимо заложить основы формирования грамотного читателя. Грамотный читатель – это человек, у которого есть стойкая привычка к чтению, сформирована душевная и духовная потребность в нем как средстве познания мира и самопознания. Это человек, владеющий техникой чтения, приемами понимания прочитанного, знающий книги и умеющий их самостоятельно выбирать. Достижение этой цели предполагает решение следующих задач:
- Формирование техники чтения и приемов понимания и анализа текста – правильного типа читательской деятельности; одновременное развитие интереса к самому процессу чтения, потребности читать;
- Введение детей через литературу в мир человеческих отношений, нравственно – этических ценностей; воспитание личности со свободным и независимым мышлением; формирование эстетического вкуса;
- Развитие устной и письменной речи, овладение речевой и коммуникативной культурой;
- развитие творческих способностей детей;
- Приобщение детей к литературе как искусству слова, к пониманию того, что делает литературу художественной, -через введение элементов анализа текстов и практическое ознакомление с отдельными теоретико-литературными понятиями.
В курсе литературного чтения реализуются следующие сквозные линии развития учащихся средствами предмета.
Линии, общие с курсом русского языка:
- Овладение функциональной грамотностью;
- Овладение техникой чтения, приемами понимания и анализа текстов;
- Овладение умениями, навыками различных видов устной и письменной речи
Линии, специфические для курса «Чтение и начальное литературное образование»:
- Определение и объяснение своего эмоционально – оценочного отношения к прочитанному;
- Приобщение к литературе как искусству слова;
- Приобретение и первичная систематизация знаний о литературе, книгах и писателях
Для достижения целей обучения и решения поставленных задач подготовлена серия учебников по литературному чтению, а также методические рекомендации для учителя и рабочие тетради для учащихся.
На уроках литературного чтения ведущей является технология формирования типа правильной читательской деятельности (технология продуктивного чтения), обеспечивающая формирование читательской компетенции младших школьников.
Технология включает в себя три этапа работы с текстом.
Ι этап. Работа с текстом до чтения.
- Антиципация (предвосхищение, предугадывание предстоящего чтения).
- Постановка целей урока с учетом общей(учебной, мотивационной, эмоциональной, психологической) готовности учащихся к работе.
ΙΙ этап. Работа с текстом во время чтения.
- Первичное чтение текста. Самостоятельное чтение в классе, или чтение-слушание, или комбинированное чтение в соответствии с особенностями текста, возрастными и индивидуальными возможностями учащихся. Выявление первичного восприятия( с помощью беседы, фиксации первичных впечатлений, смежных видов искусств на выбор учителя). Выявление совпадений первоначальных предположений учащихся с содержанием, эмоциональной окраской прочитанного текста.
- Перечитывание текста. Медленное «вдумчивое»повторное чтение всего текста или отдельных его фрагментов. Анализ текста(приемы: диалог с автором через текст, комментированное чтении, беседа по прочитанному, выделение ключевых слов).Постановка уточняющего вопроса к каждой смысловой части.
- Беседа по содержанию в целом. Обобщение прочитанного. Постановка к тексту обобщающих вопросов.
ΙΙΙ этап. Работа с текстом после чтения.
- Концептуальная (смысловая) беседа по тексту. Коллективное обсуждение прочитанного, дискуссия. Соотнесение читательских интерпретаций произведения с авторской позицией. Выявление и формулирование основной идеи текста или совокупности его главных смыслов.
- Знакомство с писателем. Рассказ о писателе. Беседа о личности писателя. Работа с материалами учебника, дополнительными источниками.
- Работа с заглавием, иллюстрациями. Обсуждение смысла заглавия. Обращение учащихся к готовым иллюстрациям. Соотнесение видения художника с читательским представлением.
- Творческие задания, опирающиеся на какую-либо сферу читательской деятельности учащихся(эмоции, воображение, осмысление содержания, художественной формы).
Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения учебного предмета в 1 классе.
Личностными результатами изучения предмета «Литературное чтение» являются следующие умения:
- Оценивать поступки людей, жизненные ситуации с точки зрения общепринятых норм и ценностей; оценивать конкретные поступки как хорошие или плохие;
- Эмоционально «проживать» текст, выражать свои эмоции;
- Понимать эмоции других людей, сочувствовать, сопереживать;
- Высказывать свое отношение к героям прочитанных произведений, к их поступкам;
Метапредметными результатами изучения курса «Литературное чтение» является формирование УУД.
Регулятивные УУД:
- Определять и формировать цель деятельности на уроке с помощью учителя;
- Проговаривать последовательность действий на уроке;
- Учиться высказывать свое предположение на основе работы с иллюстрацией учебника;
- Учиться работать по предложенному учителем планую
Познавательные УУД:
- Ориентироваться в учебнике;
- Находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях;
- Делать выводы в результате совместной работы класса и учителя;
- Преобразовывать информацию из одной формы в другую; подробно пересказывать небольшие тексты;
Коммуникативные УУД:
- Оформлять свои мысли в устной и письменной форме;
- Слушать и понимать речь других;
- Выразительно читать и пересказывать текст;
- Договариваться с одноклассниками совместно с учителем о правилах поведения и общения и следовать им;
- Учиться работать в паре, группе; выполнять различные роли;
- Предметными результатами изучения курса «Литературное чтение» является сформированность следующих умений:
- Воспринимать на слух художественный текст в исполнении учителя, учащихся;
- Осмысленно правильно читать целыми словами;
- Отвечать на вопросы учителя по содержанию прочитанного;
- Подробно пересказывать текст;
- Составлять устный рассказ по картинке;
- Заучивать наизусть небольшие стихотворения;
- Соотносить автора, название и героев прочитанных произведений;
- Различать рассказ и стихотворение
Материально-техническое обеспечение курса «Литературное чтение»:
учебник Р. Н. Бунеева , Е.В.Бунеевой «Капельки солнца», рабочая тетрадь
к учебнику литературного чтения; хрестоматия для чтения
младших школьников (на региональном материале)
под редакцией Т.А. Бутенко и В.Б. Небритенко; диски с видеозаписью сказок
о животных; компьютер, мультимедийный проектор.
Тематическое планирование уроков литературного чтения в 1-м классе. (40 часов)
№ | Тема урока | Планируемые результаты | Кол-во часов | Дата прове- дения | |
предметные | Метапредметные, личностные | ||||
1. | Знакомство с новым учебником по литературному чтению «Капельки солнца». Первый урок вежливости. | Называть приемы ориентирования в учебнике; Отличать различать элементы книги: обложка, оглавление, титульный лист, иллюстрация | Личностные: проявление интереса к изучаемому предмету, к родному слову; формирование позитивного эмоционально-ценностного отношения к родному языку; регулятивные: определять цель учебной деятельности с помощью учителя и самостоятельно искать средства ее осуществления; способность ориентироваться на учебной задаче, на основе того, что уже известно и усвоено, того, что еще неизвестно; определение промежуточных целей с учетом конечного результата; коммуникативные: слушать и понимать речь других; вступать в беседу на уроке и в жизни; сотрудничество с учителем и одноклассниками; познавательные: ориентироваться в учебнике; находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке; осмысленное чтение и пересказ прочитанного; составление рассказов по опорным картинкам; | 1 | 11.03 |
Раздел 1. «Попрыгать, поиграть» (16ч) | |||||
2. | Любимые игрушки. А. Л. Барто «Я выросла», Я. Аким «Мой конь», Саша Черный «Про девочку, которая нашла своего Мишку». | Называть названия, основное содержание изученных литературных произведений, их авторов; Отличать: читать осознанно и выразительно стихи, заучивать наизусть, определять тему и главную мысль произведения; | 1 | 12.03 | |
3. | Настоящие друзья детства. В. Драгунский «Друг детства». | Называть название, основное содержание литературного произведения; Отличать определять тему и главную мысль произведения, пересказывать текст, делить на части; | 1 | 13.03 | |
4. | В. Берестов «Про машину», А. Барто «Кукла», «С утра на лужайку», С. Маршак «Цирк Шапито», Э. Успенский «Крокодил Гена и его друзья», Г. Остер «Вредные советы», А. Барто «Малыши», И. Демьянова «Скакалочка». Второй урок вежливости. | 1 | 15.03 | ||
5. | Играть – это увлекательно. Е. Чарушин «Никита - охотник». | Называть содержание произведения; Отличать строить рассказ по опорным картинкам, Отличать находить в тексте логически законченные части; озаглавливать части; | 1 | 18.03 | |
6. | Игры в слова. Г. Остер «Вредные советы», Ю. Мориц «Попрыгать-поиграть», А. Барто «Игра в слова», И. Токмакова «Плим», «Динь-дон», С. Маршак «Вот маленький плюшевый слон…» | Отличать работать со стихотворным текстом, выразительно читать, находить ответы на вопросы в тексте; | 1 | 19.03 | |
7. | Э. Успенский «Удивительное дело», Н. Носов «Приключения Незнайки» (отрывок). Как нужно играть. Третий урок вежливости. | 1 | 20.03 | ||
8. | Почему Незнайка не стал поэтом? Н. Носов «Приключения Незнайки» | Называть содержание произведения; Отличать работать с иллюстрациями, читать с комментированием, отвечать на вопросы; | 1 | 22.03 | |
9. | Как найти настоящих друзей? Э. Успенский «Крокодил Гена и его друзья» Проверочная работа №1 | Называть содержание литературного произведения; Отличать читать и комментировать прочитанное, пересказывать, читать по ролям, выполнять лексическую работу; | 1 | 1.04 | |
10. | Обобщение по разделу: «Попрыгать, поиграть». Внеклассное чтение по теме: «Раз, два, три, четыре, пять, мы собрались поиграть». Игры и развлечения казаков. | Отличать участвовать в диалоге; слушать, высказывать свое мнение, доказывать его | 1 | 2.04 | |
Раздел 2. «Наш дом»(6ч) | Личностные: проявление любознательности, интереса к литературному чтению; развитие умения высказывать свое отношение к прочитанному с аргументацией; оценивать простые жизненные ситуации с позиции общепринятых нравственных правил человеколюбия, уважения к родным; регулятивные: учиться определять цель деятельности на уроке с помощью учителя; проговаривать последовательность действий на уроке; учиться совместно давать эмоциональную оценку деятельности класса на уроке; коммуникативные: выражать в речи свои мысли и действия, понятные для партнера; совместно договариваться о правилах общения и поведения в школе; планировать учебное сотрудничество; познавательные: Называть о творчестве поэтов и писателей; литературоведческие понятия; выделять главную мысль произведения; бегло и выразительно читать; пересказывать прочитанное; учить наизусть; | ||||
11. | Что можно увидеть в обычном дворе? Г. Цыферов «Что у нас во дворе?» | Отличать формулировать и высказывать свое мнение о прочитанном по плану | 1 | 3.04 | |
12.. | О младших сестренках и братишках. В. Драгунский «Сестра моя Ксения», А. Барто «Две сестры глядят на братца», Я. Аким «Мой брат Миша» | Отличать составлять план, анализировать героя, отвечать на вопросы по тексту; Отличать читать стихи, формулировать свое отношение к прочитанному; | 1 | 5.04 | |
13. | О детях и их родителях. А. Барто «Разлука», «Одиночество», Г. Граубин «Окно», Э. Мошковская «Трудный путь» | Называть содержание прочитанного; Отличать читать выразительно стихи, формулировать свое отношение к прочитанному; | 1 | 8.04 | |
14.. | Конкурс на лучшее чтение стихотворения Г. Остер «Вредные советы», стихи И. Демьянова. Четвертый урок вежливости. | Отличать выразительно читать стихотворный текст; | 1 | 9.04 | |
15. | Дружат взрослые и дети. М. Коршунов «Дом в Черемушках», Б. Заходер «Два и три», М. Зощенко «Глупая история» | Называть содержание произведений; Отличать прогнозировать содержание по иллюстрациям, Отличать слушать и отвечать на вопросы, составлять устный рассказ по картинкам; | 1 | 10.04 | |
16. | Стихи В. Бирюкова, О. Григорьева. Обобщение по разделу. Проверочная работа№2 | Отличать выразительно читать и вести беседу о прочитанном; | 1 | 12.04 | |
17. | Р/р Подробный пересказ Внеклассное чтение по теме «Как казачат в старину учили». | Называть содержание прочитанного материала по внеклассному чтению; Отличать пересказывать с опорой на план и ключевые слова; | 1 | 15.04 | |
18-19. | Очень разные животные. Б. Заходер «Мохнатая азбука» | Называть о творчестве и произведениях Б. Заходера; Отличать выразительно читать (отработка тона, интонации), анализировать чтение; | Личностные: проявление интереса к содержанию произведений по литературному чтению; Эмоционально «проживать» текст, выражать свои эмоции; Отличать передавать свои мысли и чувства через характеры и поступки героев; регулятивные: учиться работать по предложенному плану; определять цель деятельности на уроке с помощью учителя; проявлять мобилизацию сил и энергии, способности к волевому усилию, преодолению препятствий; коммуникативные: оформлять свои мысли в устной и письменной речи; слушать и понимать речь других; выразительно читать и пересказывать текст; учить наизусть стихотворение; познавательные: Называть о творчестве писателей и поэтов; формулировать ответы на вопросы по содержанию текста; подробно пересказывать текст по вопросам и картинкам; составлять устные рассказы по серии картинок; выразительно читать стихи; | 1 1 | 16.04 |
20. | М. Пришвин «Медведь» | 1 | 17.04 | ||
21. | Веселые и грустные стихи о животных. Г. Граубин «У ручья», «Беспокойные мыши», Саша Черный «Слоник, слоник…». Пятый урок вежливости. | Называть содержание произведений; Отличать выразительно наизусть читать и вести беседу о прочитанном; | 1 | 19.04 | |
22. | Какие сны снятся щенкам? Е. Чарушин «Томкины сны» | Называть о творчестве Е. Чарушина; Отличать читать по ролям, озаглавливать части текста, устанавливать соответствие иллюстрации содержанию, делать выводы из прочитанного | 1 | 22.04 | |
23. | Отношение человека и собаки. Ю. Коваль «Дик и черника», А. Шибаев «Без ужина» С. Михалков «Щенок» | Называть содержание изучаемых произведений; Отличать делить текст на части, Отличать определять тему текста, пересказывать; | 1 | 23.04 | |
24. | «Любитель» живой природы. М. Коршунов «Рисунок с натуры». | Называть о творчестве М. Коршунова; Отличать анализировать рассказ, находить его тему; Отличать читать по строфам; | 1 | 24.04 | |
25. | М. Коршунов «Дом в Черемушках» | 1 | 26.04 | ||
26. | Стихи о кошках и котятах. Д. Хармс «Удивительная кошка», И. Токмакова «Котята» | Называть о жанре «рассказ»; Отличать различать жанры произведений; анализировать прочитанное, отвечать на вопросы по тексту; | 1 | 29.04 | |
27. | Выдуманные и невыдуманные истории о животных и людях. Ю. Мориц «Ворона», В. Вересаев «Братишка». Шестой урок вежливости. | Называть значение понятий «выдуманный» и «невыдуманный» рассказ; Отличать анализировать прочитанное, Отличать соотносить текст и иллюстрации к нему; | 1 | 30.04 | |
28. | Вн. Чтение казачьи народные сказки о животных («Лиса и рак», «Две козы») | Называть произведения раздела; Отличать ответить на вопросы по содержанию раздела; Отличать соотносить иллюстрацию и название рассказа; | 1 | 3.05 | |
29. | Маленькие открытия поэтов в стихах об осени. Г. Граубин «Сон», «Шишкопад», В. Бирюков «Сентябрь», Т. Золотухина «Лужи-зеваки». | Называть о творчестве авторов и содержание произведений; Отличать создавать словесную картину, читать стихотворение по строфам, выбирать и обосновывать нужную информацию; Отличать формулировать и высказывать свое отношение к прочитанному; | Личностные: проявление интереса к литературному чтению; к особенностям авторского употребления слов, выражений; понимать и чувствовать красоту, яркость, точность слова в художественном тексте; регулятивные: составлять план действий по решению проблемы (задачи); работать по предложенному плану; соотносить результат своей деятельности с целью урока оценивать его; коммуникативные: выражать свои мысли и действия в речи; допускать возможность существования разных точек зрения в процессе решения поставленных задач; сотрудничество с учителем и одноклассниками; познавательные: ориентироваться в своей системе знаний; подробно пересказывать тексты, называть их тему; составлять устный рассказ по иллюстрациям; находить главную мысль, определять тему произведения; | 1 | 6.05 |
30. | Волшебная осень. В. Песков «Листья падают с кленов», И. Токмакова «Туман», «Осень». | 1 | 7.05 | ||
31. | Каким увидел ноябрь писатель Н. Сладков. Н. Сладков «Почему ноябрь пегий?» | Называть о творчестве Н. Сладкова и его произведения; Отличать соотносить содержание с иллюстрацией и заглавием; озаглавливать части текста, выразительно читать; | 1 | 8.05 | |
32. | Звуки и краски зимы. Е. Благинина «Улетают, улетели…», Т. Золотухина «Метель», И. Токмакова «Медведь» | Называть понятия «жанр», «декламация»; Отличать определять темп, тон, громкость речи, читать текст по частям и высказывать мнение о прочитанном, отвечать на вопросы; | 1 | 10.05 | |
33. | Н. Сладков «Песенки подо льдом», И. Токмакова «Куда в машинах снег везут» | 1 | 13.05 | ||
34. | Как нарисовать словами весну. Н. Сладков «Шапки долой!», И. Токмакова «Весна» | Называть содержание данных произведений; Отличать воспринимать на слух и понимать художественное произведение; Отличать по иллюстрации и названию предполагать, о чем рассказ; | 1 | 14.05 | |
35. | Н. Сладков «Бегство цветов», Г. Новицкая «Зонтик», С Маршак «Дождь», А. Чутковская «Ночью дождь…» | 1 | 15.05 | ||
36. | Удивительные цветы. К. Паустовский «Приточная трава». | Называть о творчестве К. Паустовского; произведения отечественной литературы; Отличать составлять устный рассказ по иллюстрациям, читать рассказ про себя с целью выбора необходимого тона, темпа, интонации; | 1 1 | 17.05 20.05 | |
37. | Маленькие открытия писателя М. Пришвина «Берестяная трубочка» | Называть о творчестве М. Пришвина и его произведениях; Отличать пересказывать рассказ с использованием иллюстраций; соотносить заголовки с частями рассказа; | |||
38. | А. Александров «Лесные шорохи», г. Скребицкий «Лесной голосок» | 1 | 21.05 | ||
39. | «Эту чудную картину я увидел у окна…» Ю. Мориц «Что над чем». Проверочная работа №4. | Называть о творчестве Ю. Мориц; Отличать выразительно читать, находить главную мысль, определять тему; строить монологические высказывания, находить в тексте ответы на вопросы; | 1 | 22.05 | |
40. | Заключительный урок по учебнику «Капельки солнца». Обобщение | Называть пройденный материал 1 класса; Отличать выполнять проверочную работу, обобщать материал; | 1 | 24.05 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Литературное чтение Класс: 3 Автор учебника: Н.А.Чуракова Тема урока: «Зимний вечер» Пушкин А.С.
Познакомить с некоторыми фактами биографии Пушкина, стихотворениями, посвященными няне поэта; показать своеобразие пейзажной лирики А.С.Пушкина и мастерство поэта в создании картин зимнего пейзажа...
Разработка (план - конспект) урока Предмет: литературное чтение Класс: 1 Тема: Звуки [г], [г\'], [д], [д\']. Буквы Гг, Дд.
Урок литературного чтения в период обучения грамоте сприменением СОТ здоровьесбережения В.Ф.Базарного...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по литературному чтению Класс: 3 Начальная школа 21 века
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по литературному чтению Класс: 3 Начальная школа 21 века...
Урок литературного чтения (класс-комплект 2-3 классы)
Урок литературного чтенияв классе-комплекте2-3 классыУчитель: Щербак Л.И.Тема: М.Пришвин «Золотой луг» (2 класс) М.Пришвин «Моя ...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по литературному чтению Класс: 4 Начальная школа 21 века
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по литературному чтению Класс: 4 Начальная школа 21 века...
Автор: Баранова Анна Викторовна, учитель начальных классов, МБОУ Лицей №113 Предмет: Литературное чтение Класс: 3 Тема раздела: ЛЕТНИЕ ПУТЕШЕСТВИЯ И ПРИКЛЮЧЕНИЯ.Тема урока: Превращение кота Ворюги в кота Милиционера (рассказ К. Паустовского «Кот-ворюга»).
Предлагаю технологическую карту урока литературного чтения. Тип урока: открытие нового знания с отработкой умений и рефлексией. На уроке используются следующие технологии: проблемного диалога, продукт...
Автор: Баранова Анна Викторовна, учитель начальных классов, МБОУ Лицей №113 Предмет: Литературное чтение Класс: 2 Тема раздела: «Самое обыкновенное чудо». Тема урока: Уроки «Маленького принца»
Тип урока: систематизация и обобщение знаний с элементами проектирования. К уроку предлагается конспект и презентация....