Литературное чтение 1 класс
календарно-тематическое планирование по чтению (1 класс) по теме

Планирование  составлено в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, примерной основной образовательной программы «ШКОЛА 2100» и обеспечено УМК: учебниками «Капельки солнца» для 1-4 классов, рабочими тетрадями и методическими рекомендациями для учителя (авторы Р. Н. Бунеев, Е. В. Бунеева, О. В. Чиндилова и др.)

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл literaturnoe_chtenie.docx42.11 КБ

Предварительный просмотр:

 Литературное чтение в 1-м классе

                                          авторы Р. Н. Бунеев, Е. В. Бунеева (40часа, из расчета 4ч в неделю)

Планирование  составлено в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, примерной основной образовательной программы «ШКОЛА 2100» и обеспечено УМК: учебниками «Капельки солнца» для 1-4 классов, рабочими тетрадями и методическими рекомендациями для учителя (авторы Р. Н. Бунеев, Е. В. Бунеева, О. В. Чиндилова и др.)

Пояснительная записка

Формирование функционально грамотных людей – одна из важнейших задач современной школы. Основы функциональной грамотности закладываются в начальных классах, где идет интенсивное обучение различным видам речевой деятельности – чтению и письму, говорению и слушанию. Поэтому литературное чтение наряду с русским языком – один из основных предметов в системе подготовки младшего школьника.

Цель уроков литературного чтения – формирование читательской компетенции младшего школьника. В начальной школе необходимо заложить основы формирования грамотного читателя. Грамотный читатель – это человек, у которого есть стойкая привычка к чтению, сформирована душевная и духовная потребность в нем как средстве познания мира и самопознания. Это человек, владеющий техникой чтения, приемами понимания прочитанного, знающий книги и умеющий их самостоятельно выбирать. Достижение этой цели предполагает решение следующих задач:

  1. Формирование техники чтения и приемов понимания и анализа текста – правильного типа читательской деятельности; одновременное развитие интереса к самому процессу чтения, потребности читать;
  2. Введение детей через литературу в мир человеческих отношений, нравственно – этических ценностей; воспитание личности со свободным и независимым мышлением; формирование эстетического вкуса;
  3. Развитие устной и письменной речи, овладение речевой и коммуникативной культурой;
  4. развитие творческих способностей детей;
  5. Приобщение детей к литературе как искусству слова, к пониманию того, что делает литературу художественной, -через введение элементов анализа текстов и практическое ознакомление с отдельными теоретико-литературными понятиями.

В курсе литературного чтения реализуются следующие сквозные линии развития учащихся средствами предмета.

Линии, общие с курсом русского языка:

  1. Овладение функциональной грамотностью;
  2. Овладение техникой чтения, приемами понимания и анализа текстов;
  3. Овладение умениями, навыками различных видов устной и письменной речи

Линии, специфические для курса «Чтение и начальное литературное образование»:

  1. Определение и объяснение своего эмоционально – оценочного отношения к прочитанному;
  2. Приобщение к литературе как искусству слова;
  3. Приобретение и первичная систематизация знаний о литературе, книгах и писателях

Для достижения целей обучения и решения поставленных задач подготовлена серия учебников по литературному чтению, а также методические рекомендации для учителя и рабочие тетради для учащихся.

На уроках литературного чтения ведущей является технология формирования типа правильной читательской деятельности (технология продуктивного чтения), обеспечивающая формирование читательской компетенции младших школьников.

Технология включает в себя три этапа работы с текстом.

Ι этап. Работа с текстом до чтения.

  1. Антиципация (предвосхищение, предугадывание предстоящего чтения).
  2. Постановка целей урока с учетом общей(учебной, мотивационной, эмоциональной, психологической) готовности учащихся к работе.

ΙΙ этап. Работа с текстом во время чтения.

  1. Первичное чтение текста. Самостоятельное чтение в классе, или чтение-слушание, или комбинированное чтение в соответствии с особенностями текста, возрастными и индивидуальными возможностями учащихся. Выявление первичного восприятия( с помощью беседы, фиксации первичных впечатлений, смежных видов искусств на выбор учителя). Выявление совпадений первоначальных предположений учащихся с содержанием, эмоциональной окраской прочитанного текста.
  2. Перечитывание текста. Медленное «вдумчивое»повторное чтение всего текста или отдельных его фрагментов. Анализ текста(приемы: диалог с автором через текст, комментированное чтении, беседа по прочитанному, выделение ключевых слов).Постановка уточняющего вопроса к каждой смысловой части.
  3. Беседа по содержанию в целом. Обобщение прочитанного. Постановка к тексту обобщающих вопросов.

ΙΙΙ этап. Работа с текстом после чтения.

  1. Концептуальная (смысловая) беседа по тексту. Коллективное обсуждение прочитанного, дискуссия. Соотнесение читательских интерпретаций произведения с авторской позицией. Выявление и формулирование основной идеи текста или совокупности его главных смыслов.
  2. Знакомство с писателем. Рассказ о писателе. Беседа о личности писателя. Работа с материалами учебника, дополнительными источниками.
  3. Работа с заглавием, иллюстрациями. Обсуждение смысла заглавия. Обращение учащихся к готовым иллюстрациям. Соотнесение видения художника с читательским представлением.
  4. Творческие задания, опирающиеся на какую-либо сферу читательской деятельности учащихся(эмоции, воображение, осмысление содержания, художественной формы).

Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения учебного предмета в 1 классе.

Личностными результатами изучения предмета «Литературное чтение» являются следующие умения:

  1. Оценивать поступки людей, жизненные ситуации с точки зрения общепринятых норм и ценностей; оценивать конкретные поступки как хорошие или плохие;
  2. Эмоционально «проживать» текст, выражать свои эмоции;
  3. Понимать эмоции других людей, сочувствовать, сопереживать;
  4. Высказывать свое отношение к героям прочитанных произведений, к их поступкам;

Метапредметными результатами изучения курса «Литературное чтение» является формирование УУД.

Регулятивные УУД:        

  1. Определять и формировать цель деятельности на уроке с помощью учителя;
  2. Проговаривать последовательность действий на уроке;
  3. Учиться высказывать свое предположение на основе работы с иллюстрацией учебника;
  4. Учиться работать по предложенному учителем планую

Познавательные УУД:

  1. Ориентироваться в учебнике;
  2. Находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях;
  3. Делать выводы в результате совместной работы класса и учителя;
  4. Преобразовывать информацию из одной формы в другую; подробно пересказывать небольшие тексты;

Коммуникативные УУД:

  1. Оформлять свои мысли в устной и письменной форме;
  2. Слушать и понимать речь других;
  3. Выразительно читать и пересказывать текст;
  4. Договариваться с одноклассниками совместно с учителем о правилах поведения и общения и следовать им;
  5. Учиться работать в паре, группе; выполнять различные роли;
  6. Предметными результатами изучения курса «Литературное чтение» является сформированность следующих умений:
  1. Воспринимать на слух художественный текст в исполнении учителя, учащихся;
  2. Осмысленно правильно читать целыми словами;
  3. Отвечать на вопросы учителя по содержанию прочитанного;
  4. Подробно пересказывать текст;
  5. Составлять устный рассказ по картинке;
  6. Заучивать наизусть небольшие стихотворения;
  7. Соотносить автора, название и героев прочитанных произведений;
  8. Различать рассказ и стихотворение

Материально-техническое обеспечение курса «Литературное чтение»:

                                                                          учебник Р. Н. Бунеева , Е.В.Бунеевой  «Капельки   солнца», рабочая тетрадь

                                                               к учебнику литературного чтения; хрестоматия для чтения

                                                               младших  школьников (на региональном материале)

                                                               под редакцией Т.А. Бутенко и В.Б. Небритенко;  диски с видеозаписью сказок

                                                               о животных; компьютер, мультимедийный проектор.

Тематическое планирование уроков литературного чтения в 1-м классе. (40 часов)

Тема урока

Планируемые результаты

Кол-во часов

Дата прове-

дения

предметные

Метапредметные, личностные

1.

Знакомство с новым учебником по литературному чтению «Капельки солнца». Первый урок вежливости.

Называть приемы ориентирования в учебнике;

Отличать различать элементы книги: обложка, оглавление, титульный лист, иллюстрация

Личностные: проявление интереса к изучаемому предмету, к родному слову;

формирование позитивного эмоционально-ценностного отношения к родному языку;

регулятивные: определять цель учебной деятельности с помощью учителя и самостоятельно искать средства ее осуществления; способность ориентироваться на учебной задаче, на основе того, что уже известно и усвоено, того, что еще неизвестно;

определение промежуточных целей с учетом конечного результата;

коммуникативные: слушать и понимать речь других;

 вступать в беседу на уроке и в жизни; сотрудничество с учителем и одноклассниками;

познавательные: ориентироваться в учебнике;

находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке;

осмысленное чтение и пересказ прочитанного;

составление рассказов по опорным картинкам;

1

11.03

Раздел 1. «Попрыгать, поиграть» (16ч)

2.

Любимые игрушки.

 А. Л. Барто «Я выросла»,

Я. Аким «Мой конь»,  Саша Черный «Про девочку, которая нашла своего Мишку».

Называть названия, основное содержание изученных литературных произведений, их авторов;

Отличать: читать осознанно и выразительно стихи, заучивать наизусть, определять тему и главную мысль произведения;

1

12.03

3.

Настоящие друзья детства.

В. Драгунский «Друг детства».

Называть название, основное содержание литературного произведения;

Отличать определять тему и главную мысль произведения, пересказывать текст, делить на части;

1

13.03

4.

В. Берестов «Про машину», А. Барто «Кукла»,  «С утра на лужайку», С. Маршак «Цирк Шапито», Э. Успенский «Крокодил Гена и его друзья», Г. Остер «Вредные советы», А. Барто «Малыши», И. Демьянова «Скакалочка».

Второй урок вежливости.

1

15.03

5.

Играть – это увлекательно.

Е. Чарушин «Никита - охотник».

Называть содержание произведения;

Отличать строить рассказ по опорным картинкам, Отличать находить в тексте логически законченные части; озаглавливать части;

1

18.03

6.

Игры в слова.

Г. Остер «Вредные советы», Ю. Мориц «Попрыгать-поиграть», А. Барто «Игра в слова», И. Токмакова «Плим», «Динь-дон», С. Маршак «Вот маленький плюшевый слон…»

Отличать работать со стихотворным текстом, выразительно читать, находить ответы на вопросы в тексте;

1

19.03

7.

Э. Успенский «Удивительное дело», Н. Носов «Приключения Незнайки» (отрывок). Как нужно играть.

Третий урок вежливости.

1

20.03

8.

Почему Незнайка не стал поэтом?

Н. Носов «Приключения Незнайки»

Называть содержание произведения;

Отличать работать с иллюстрациями, читать с комментированием, отвечать на вопросы;

1

22.03

9.

Как найти настоящих друзей?

Э. Успенский «Крокодил Гена и его друзья»

Проверочная работа №1

Называть содержание литературного произведения;

Отличать читать и комментировать прочитанное, пересказывать, читать по ролям, выполнять лексическую работу;

1

1.04

10.

Обобщение по разделу: «Попрыгать, поиграть». Внеклассное  чтение по теме: «Раз, два, три, четыре, пять, мы собрались поиграть». Игры и развлечения казаков.

Отличать участвовать в диалоге; слушать, высказывать свое мнение, доказывать его

1

2.04

Раздел 2. «Наш дом»(6ч)

Личностные: проявление любознательности, интереса к литературному чтению;

развитие умения высказывать свое отношение к прочитанному с аргументацией;

оценивать простые жизненные ситуации с позиции общепринятых нравственных правил человеколюбия, уважения к родным;

регулятивные: учиться определять цель деятельности на уроке с помощью учителя;

проговаривать последовательность действий на уроке;

учиться совместно давать эмоциональную оценку деятельности класса на уроке;

коммуникативные: выражать в речи свои мысли и действия, понятные для партнера;

совместно договариваться о правилах общения и поведения в школе;

планировать учебное сотрудничество;

познавательные: Называть о творчестве поэтов и писателей; литературоведческие понятия; выделять главную мысль произведения; бегло и выразительно читать; пересказывать прочитанное;

 учить наизусть;

11.

Что можно увидеть в обычном дворе?

Г. Цыферов «Что у нас во дворе?»

Отличать формулировать и высказывать свое мнение о прочитанном по плану

1

3.04

12..

О младших сестренках и братишках.

В. Драгунский «Сестра моя Ксения», А. Барто «Две сестры глядят на братца»,

 Я. Аким «Мой брат Миша»

Отличать составлять план, анализировать героя, отвечать на вопросы по тексту;

Отличать читать стихи, формулировать свое отношение к прочитанному;

1

5.04

13.

О детях и их родителях.

А. Барто «Разлука», «Одиночество», Г. Граубин «Окно», Э. Мошковская «Трудный путь»

Называть содержание прочитанного;

Отличать читать выразительно стихи, формулировать свое отношение к прочитанному;

1

8.04

14..

Конкурс на лучшее чтение стихотворения

Г. Остер «Вредные советы», стихи И. Демьянова. Четвертый урок вежливости.

Отличать выразительно читать стихотворный текст;

1

9.04

15.

Дружат взрослые и дети.

М. Коршунов «Дом в Черемушках», Б. Заходер «Два и три», М. Зощенко «Глупая история»

Называть содержание произведений;

Отличать прогнозировать содержание по иллюстрациям, Отличать слушать и отвечать на вопросы, составлять устный рассказ по картинкам;

1

10.04

16.

Стихи В. Бирюкова,

 О. Григорьева. Обобщение по разделу.

 Проверочная работа№2

Отличать выразительно читать и вести беседу о прочитанном;

1

12.04

17.

Р/р Подробный пересказ Внеклассное чтение по теме «Как казачат в старину учили».

Называть содержание прочитанного материала по внеклассному чтению;

Отличать пересказывать с опорой на план и ключевые слова;

1

15.04

18-19.

Очень разные животные.

Б. Заходер «Мохнатая азбука»

Называть о творчестве и произведениях

Б. Заходера;

Отличать выразительно читать (отработка тона, интонации), анализировать чтение;

Личностные: проявление интереса к содержанию произведений по литературному чтению;

Эмоционально «проживать» текст, выражать свои эмоции;

Отличать передавать свои мысли и чувства через характеры и поступки героев;

регулятивные: учиться работать по предложенному плану;

определять цель деятельности на уроке с помощью учителя;

проявлять мобилизацию сил и энергии, способности к волевому усилию, преодолению препятствий;

коммуникативные: оформлять свои мысли в устной и письменной речи;

слушать и понимать речь других;

выразительно читать и пересказывать текст;

учить наизусть стихотворение;

познавательные: Называть о творчестве писателей и поэтов;

формулировать ответы на вопросы по содержанию текста;

подробно пересказывать текст по вопросам и картинкам;

составлять устные рассказы по серии картинок;

выразительно читать стихи;

1

1

16.04

20.

М. Пришвин «Медведь»

1

17.04

21.

Веселые и грустные стихи о животных.

Г. Граубин «У ручья», «Беспокойные мыши», Саша Черный «Слоник, слоник…». Пятый урок вежливости.

Называть содержание произведений;

Отличать выразительно наизусть читать и вести беседу о прочитанном;

1

19.04

22.

Какие сны снятся щенкам?

Е. Чарушин «Томкины сны»

Называть о творчестве Е. Чарушина;

Отличать читать по ролям, озаглавливать части текста, устанавливать соответствие иллюстрации содержанию, делать выводы из прочитанного

1

22.04

23.

Отношение человека и собаки. Ю. Коваль «Дик и черника», А. Шибаев «Без ужина»

С. Михалков «Щенок»

Называть содержание изучаемых произведений;

Отличать делить текст на части, Отличать определять тему текста, пересказывать;

1

23.04

24.

«Любитель» живой природы. М. Коршунов «Рисунок с натуры».

Называть о творчестве М. Коршунова;

Отличать анализировать рассказ, находить его тему; Отличать читать по строфам;

1

24.04

25.

М. Коршунов «Дом в Черемушках»

1

26.04

26.

Стихи о кошках и котятах.

Д. Хармс «Удивительная кошка», И. Токмакова «Котята»

Называть о жанре «рассказ»;

Отличать различать жанры произведений; анализировать прочитанное, отвечать на вопросы по тексту;

1

29.04

27.

Выдуманные и невыдуманные истории о животных и людях.

Ю. Мориц «Ворона»,

В. Вересаев «Братишка». Шестой урок вежливости.

Называть значение понятий «выдуманный» и «невыдуманный» рассказ;

Отличать анализировать прочитанное,

 Отличать соотносить текст и иллюстрации к нему;

1

30.04

28.

Вн. Чтение казачьи народные сказки о животных («Лиса и рак», «Две козы»)

Называть произведения раздела;

Отличать ответить на вопросы по содержанию раздела;

Отличать соотносить иллюстрацию и название рассказа;

1

3.05

29.

Маленькие открытия поэтов в стихах об осени. Г. Граубин «Сон», «Шишкопад», В. Бирюков «Сентябрь»,

Т. Золотухина «Лужи-зеваки».

Называть о творчестве авторов и содержание произведений;

Отличать создавать словесную картину, читать стихотворение по строфам, выбирать и обосновывать нужную информацию;

Отличать формулировать и высказывать свое отношение к прочитанному;

Личностные: проявление интереса к литературному чтению; к особенностям авторского употребления слов, выражений; понимать и чувствовать красоту, яркость, точность слова в художественном тексте;

регулятивные: составлять план действий по решению проблемы (задачи);

работать по предложенному плану;

соотносить результат своей деятельности с целью урока оценивать его;

коммуникативные: выражать свои мысли и действия в речи; допускать возможность существования разных точек зрения в процессе решения поставленных задач;

сотрудничество с учителем и одноклассниками;

познавательные: ориентироваться в своей системе знаний; подробно пересказывать тексты, называть их тему;

составлять устный рассказ по иллюстрациям; находить главную мысль, определять тему произведения;

1

6.05

30.

Волшебная осень.

В. Песков «Листья падают с кленов», И. Токмакова «Туман», «Осень».

1

7.05

31.

Каким увидел ноябрь писатель Н. Сладков.

Н. Сладков «Почему ноябрь пегий?»

Называть о творчестве Н. Сладкова и его произведения;

Отличать соотносить содержание с иллюстрацией и заглавием; озаглавливать части текста, выразительно читать;

1

8.05

32.

Звуки и краски зимы.

Е. Благинина «Улетают, улетели…», Т. Золотухина «Метель», И. Токмакова «Медведь»

Называть  понятия «жанр», «декламация»;

Отличать определять темп, тон, громкость речи, читать текст по частям и высказывать мнение о прочитанном, отвечать на вопросы;

1

10.05

33.

Н. Сладков «Песенки подо льдом», И. Токмакова «Куда в машинах снег везут»

1

13.05

34.

Как нарисовать словами весну.

Н. Сладков «Шапки долой!», И. Токмакова «Весна»

Называть содержание данных произведений;

Отличать воспринимать на слух и понимать художественное произведение;

Отличать по иллюстрации и названию предполагать, о чем рассказ;

1

14.05

35.

Н. Сладков «Бегство цветов», Г. Новицкая «Зонтик», С Маршак «Дождь», А. Чутковская «Ночью дождь…»

1

15.05

36.

Удивительные цветы.

К. Паустовский «Приточная трава».

Называть о творчестве К. Паустовского; произведения отечественной литературы;

Отличать составлять устный рассказ по иллюстрациям, читать рассказ про себя с целью выбора необходимого тона, темпа, интонации;

1

1

17.05

20.05

37.

Маленькие открытия писателя М. Пришвина «Берестяная трубочка»

Называть о творчестве М. Пришвина и его произведениях;

Отличать пересказывать рассказ с использованием иллюстраций; соотносить заголовки с частями рассказа;

38.

А. Александров «Лесные шорохи», г. Скребицкий «Лесной голосок»

1

21.05

39.

«Эту чудную картину я увидел у окна…»

 Ю. Мориц «Что над чем». Проверочная работа №4.

Называть о творчестве

 Ю. Мориц;

Отличать выразительно читать, находить главную мысль, определять тему; строить монологические высказывания, находить в тексте ответы на вопросы;

1

22.05

40.

Заключительный урок по учебнику «Капельки солнца». Обобщение

Называть пройденный материал 1 класса;

Отличать выполнять проверочную работу, обобщать материал;

1

24.05


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Литературное чтение Класс: 3 Автор учебника: Н.А.Чуракова Тема урока: «Зимний вечер» Пушкин А.С.

Познакомить с некоторыми фактами биографии Пушкина, стихотворениями, посвященными няне поэта; показать своеобразие пейзажной лирики А.С.Пушкина и мастерство поэта в создании картин зимнего пейзажа...

Разработка (план - конспект) урока Предмет: литературное чтение Класс: 1 Тема: Звуки [г], [г\'], [д], [д\']. Буквы Гг, Дд.

Урок литературного чтения в период обучения грамоте сприменением СОТ здоровьесбережения В.Ф.Базарного...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по литературному чтению Класс: 3 Начальная школа 21 века

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по   литературному чтению Класс: 3 Начальная школа 21 века...

Урок литературного чтения (класс-комплект 2-3 классы)

Урок литературного чтенияв классе-комплекте2-3 классыУчитель:  Щербак Л.И.Тема: М.Пришвин  «Золотой луг» (2 класс)           М.Пришвин «Моя ...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по литературному чтению Класс: 4 Начальная школа 21 века

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по   литературному чтению Класс: 4 Начальная школа 21 века...

Автор: Баранова Анна Викторовна, учитель начальных классов, МБОУ Лицей №113 Предмет: Литературное чтение Класс: 3 Тема раздела: ЛЕТНИЕ ПУТЕШЕСТВИЯ И ПРИКЛЮЧЕНИЯ.Тема урока: Превращение кота Ворюги в кота Милиционера (рассказ К. Паустовского «Кот-ворюга»).

Предлагаю технологическую карту урока литературного чтения. Тип урока: открытие нового знания с отработкой умений и рефлексией. На уроке используются следующие технологии: проблемного диалога, продукт...