Урок литературного чтения в третьем классе
план-конспект урока по чтению (3 класс) на тему

Ляпичева Анна Ивановна

И. А. Крылов "Мартышка и очки"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon ur.cht_.doc56.5 КБ

Предварительный просмотр:

Этапы и содержание урока

Речь и деятельность учителя

Речь и деятельность учащихся (в том числе возможные варианты ответов).

1.Организационный.

2. Проверка домашнего задания.

- Сегодня мы заканчиваем изучать творчество А.С.Пушкина. Давайте послушаем несколько отрывков из «Сказки о царе Салтане…»

дети читают наизусть


3. Введение в новую тему.

  -  Ребята, сейчас мы с вами отправимся на прогулку в Летний сад. Кто из вас там уже бывал?

- Памятник какому человеку можно здесь увидеть?

- Посмотрите, Иван Андреевич сидит в своем обычном сюртуке, держит раскрытую книгу, словно читая кому-то. Мы видим открытое лицо, добрые и проницательные глаза мудрого человека.

 - Этот памятник был сооружен из бронзы через 11 лет после смерти Крылова на деньги, которые собирали по всей России. Скульптор - Петр Карлович Клодт.

- Чем прославился И.А. Крылов?

- Какие басни вы знаете?

- Рассмотрите постамент. Кого вы видите?

-  На каждой стороне высокого постамента, на котором разместился памятник, барельефные изображения персонажей произведений. Вот идет Слон, и здесь же забияка Моська, Лебедь, Щука, Свинья, Мартышка, а вот хитрая Лисица ждет кусочек сыра.

- Но путь к славе Ивана Андреевича был нелегким. Послушайте небольшой рассказ об И.А.Крылове.

      И.А. Крылов родился в семье армейского офицера. Семья была бедной, Иван не смог получить в детстве хорошего образования. Когда Ивану Крылову было 10 лет, умер его отец. Семья Крыловых и так была небогата, теперь лишилась последних средств к существованию. Одиннадцатилетнему  Ивану пришлось поступить на работу в Тверской губернский суд - канцеляристом. Он разносил пакеты с документами, переписывал бумаги, чинил гусиные перья для письма. Да еще читал книги, которые остались после отца. Позже семья Крыловых перебралась в Петербург. Здесь Иван продолжал служить в канцелярии. Он много читал, ему удалось выучить французский, итальянский, греческий языки. Вначале он писал пьесы для театра, басни же появились в печати, когда Крылову было уже 37 лет. Тридцать лет И.А. Крылов проработал библиотекарем в петербургской Публичной библиотеке. Он написал более 200 басен.

-  Популярность басен Крылова была огромна уже при жизни поэта. Их заучивали наизусть, пересказывали, хохоча, друг другу и боевые генералы, и солдаты, и мелкие чиновники, и даже императоры Александр I и Николай II ими зачитывались.

-Как вы думаете, почему, ребята?


( дети отвечают)


- И.А.Крылову. ( рассматривают на экране)









- Своими баснями.


 ( называют)


- Изображения животных. ( перечисляют)






























- Они смешные, интересные, поучительные и т.д.



4. Восприятие нового произведения.













Работа с иллюстрацией учебника








5. Выяснение первичного восприятия





6. Вторичное чтение басни учащимися самостоятельно



Словарно-лексическая работа.




































7. Выразительное чтение басни.

- Сегодня мы познакомимся с  новой басней И.А.Крылова , но прежде , вспомните, что такое басня.


- Какие действующие лица обычно присутствуют в баснях?


- Ребята, если бы вам надо было высмеять такой человеческий недостаток как подражание окружающим; слепое, бездумное повторение поведения, каких животных вы бы выбрали для своей басни?

- Сегодня мы познакомимся с басней И.А.Крылова «Мартышка и Очки».

- Не читая басни, рассмотрите иллюстрацию на стр.134

- Как вы думаете, что делает мартышка?

- Как вы думаете, какой будет мораль?

- Прослушайте.

(читаю)

- Какие чувства вы испытали во время чтения басни?

- Что вас в басне забавляет, смешит?

 - Смогли ли мы предугадать содержание басни?

- Прочитайте басню про себя.


- Какие слова вызвали у вас затруднение?

- Кто их попробует объяснить?















- Какие действия совершала мартышка с очками? Прочитайте.

- Что обычно делают с очками?

- Почему мартышка решила, что ее обманули?

- Что вам показалось в басне смешным?

-  Какие слова - части речи употребляет баснописец чаще всего? Для чего?

- В каких словах содержится мораль? Прочитайте.

- Какие человеческие недостатки высмеиваются в басне?

- Чем отличаются слова «невежа» и «невежда»?


- Басня - небольшое произведение, написанное стихами или прозой, в котором высмеиваются пороки и недостатки людей - хитрость, ложь, жадность, глупость.                  

- Животные, в которых   мы узнаем людей. Басня начинается или заканчивается моралью.

- Обезьяна, попугай и т.д.










( отвечают)







- Было смешно.


( отвечают)



(читают)






Дюжина- 12

Полдюжины- 6

Темя - верхняя часть головы

Нанижет - оденет подряд на нитку, проволоку

Нет проку - нет толку

Невежда - необразованный, несведущий человек

К худу клонит - к плохому клонит

Познатней - знать - в буржуазно - дворянском обществе: высший слой привилегированного класса

Невежа - грубый, невоспитанный человек.

читают.


отвечают



отвечают


- Глаголы. Они точно описывают действия мартышки.


- Невежественность.


отвечают

8. Итог урока

- С каким произведением познакомились?

- Какие качества человека высмеивает автор?

- Кто такой Крылов?


отвечают

9. Домашнее задание

С.134, выучить басню наизусть.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Разработка урока литературного чтения во 2 классе Автор Пушкарных Людмила Ивановна, учитель начальных классов МОУ «СОШ № 17» г. Палласовки Волгоградской области 2 «А» класс 2010/2011 учебный год УРОК ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ (2 КЛАСС, СИСТЕМА Л.В. ЗАНКОВ

Разработка урока литературного чтения во 2 классеАвтор Пушкарных Людмила Ивановна,учитель начальных классовМОУ «СОШ № 17»г. Палласовки Волгоградской области2 «А» класс 2010/2011 учебный год...

Проект урока литературного чтения в третьем классе (УМК Гармония) Тема: Знакомство с произведением В.Ю. Драгунского «Кот в сапогах»

Тема урока: знакомство с произведением В.Ю.Драгунского «Кот в сапогах».  Предмет: литературное чтение.Тип урока:  комбинированный, с применением компьютерных технологий.Учебник:  Кубасо...

Конспект урока – проекта по литературному чтению для третьего класса Тема: «Сказка как литературный жанр».

создать таблицу для сообщения о сказке как о литературном жанре. Создание классификаций сказок по различным признакам. ...

Информационная карта урока литературного чтения во 2 классе по теме: Решение проектной задачи на уроке литературного чтения при работе с рассказом А. Митта "Шар в окошке", систематизация знаний о способах подготовки к пересказу.

Информационная карта урока литературного чтения во 2 классе по теме: Решение проектной задачи на уроке литературного чтения при работе с рассказом А. Митта "Шар в окошке", систематизация знаний о спос...

План - конспект урока литературного чтения во 2 классе (по учебнику « Литературное чтение» 2 класс. Л.Ф.Климановой, В.Г.Горецкого. УМК «Школа России»).

Тема: М.М.Пришвин «Ребята и утята».Цель:  познакомить детей с творчеством М.М.Пришвина и его рассказом «Ребята и утята».; организовать эмоционально-эстетическое воспр...

Выпускная квалификационная работа на тему: "Формирование читательского интереса младших школьников через нетрадиционные формы уроков литературного чтения в третьем классе"

Практическая значимость исследования заключается в возможности включения разработанного методического материала, направленного на повышение читательского интереса младших школьников, в педагогическую ...