Урок литературного чтения во втором классе
план-конспект урока по чтению (2 класс) по теме

Ляпичева Анна Ивановна

Ф. И. Тютчев "Зима недаром злится..."

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon urok_lit_zima_nedarom.doc62 КБ

Предварительный просмотр:

УРОК ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ ВО 2 КЛАССЕ

  1. ШКОЛА РОССИИ . Климанова Л.Ф., Горецкий В.Ф., Голованова М.В.  М : Просвещение, 2010

  1. ТЕМА  : Ф.И.Тютчев «Зима недаром злится…»

  1. ЦЕЛЬ :  научить детей  выразительному чтению стихотворения Ф.И.Тютчева«Зима недаром     злится…»;

                        учить анализировать языковые средства, используемые автором в произведении;

                        учить  определять тему и главную мысль произведения.

      4. ЗАДАЧИ:  развивать интерес к чтению, воспитывать читательскую активность и любовь к поэзии;                                                      формирование навыков работы над поэтическим произведением;

                              расширение лексических знаний о слове;

                              воспитание чувства прекрасного на примерах произведений поэтов и художников;       

                              развивать эмоциональное отношение к произведениям искусства.

5. ЛИТЕРАТУРА : Учебник «Литературное чтение 2 класс», М: Просвещение 2010

                            Поурочные разработки Е.С. Гостимская.

Этапы и содержание урока

Речь и деятельность учителя

Речь и деятельность учащихся

1.Организационный.

2. Подготовка к восприятию.

- Ребята, отгадайте, пожалуйста, загадку:

- Замела я всё вокруг,

Прилетев из царства вьюг.

Я морозна и бела

И надолго к вам пришла.

(Зима)

- По каким признакам вы догадались, что в загадке говорится о зиме.

(На экране – зимний пейзаж К.Ф.Юона  «Русская зима»)

- Опишите картину.


- Послушайте  следующую загадку:

- Шагает красавица,

Легко земли касается.

Тает снежок, ожил лужок.

Зазвенели ручьи, прилетели грачи.

(Весна)

- О каких признаках весны вы услышали?


(На экране весенний пейзаж К.Ф. Юона «Мартовское солнце»).

- Что вы видите на картине?  Какие признаки весны изображены?

- Так кистью и красками художник Константин Федорович Юон представил нам картины зимы и весны.

- Как вы думаете, возможно словами нарисовать картины природы?




- Это зима.





 - Мороз, белым снегом все замело.






- Все село накрыло как будто пуховым одеялом. Пушистый снег серебрится на ветках березок. Вдали играют дети, лепят снежную бабу. Холодно. Красиво.




-



 Это весна.

- Начал таять снег, солнышко стало теплее, побежали ручьи, прилетели первые перелетные птицы.






- Картина вся как будто светится, так много солнца. Теперь солнышко светит теплее, снег еще лежит, но он не пушистый, не такой как был зимой.




- Да, мы уже знакомились со стихами известных  русских поэтов о природе.

3. Сообщение темы урока.

 

- Сегодня на уроке я хочу предложить вам понаблюдать, как  видит зиму и весну в известный русский поэт Федор Иванович  Тютчев.

- Прослушайте стихотворение «Зима недаром злится…»

ЧИТАЮ

4. Выявление восприятия.

- Какие картины вы увидели, слушая стихотворение? Какие чувства вызвали у вас образы зимы и весны?


- Жалко вам зиму?

- Возможно ей еще немного побыть?

- Мы увидели ссору (драку) зимы и весны.

Зима злая, старая ведьма, а Весна веселая ,молодая. Зима не хочет уходить, а Весна смеется над ней.

- Нет.

- Нет.

5. Постановка учебной задачи.

- Как же удалось Ф.И.Тютчеву так показать нам времена года, что мы не просто увидели их , а даже и услышали?

- Перечитайте самостоятельно стихотворение и подумайте, какие приемы использовал автор для создания образа Зимы и Весны. Сегодня мы будем учиться читать это стихотворение выразительно.


ЧИТАЮТ  ТЕКСТ  САМОСТОЯТЕЛЬНО

6. Анализ  произведения.

- О чем стихотворение?

- Какими вы представляете Зиму и Весну?



- Как называется такой прием в поэзии?

- Как вы думаете кто победит?


- Перечитайте:

ЧИТАЕМ ПО СТРОФАМ

1 строфа:

- Почему Зима злится?

- Что означает слово «недаром»?

- Как понимаете две последние строчки?

- Какие слова в этой части являются главными?

- А вы как относитесь к приходу весны?

- Какие  чувства  хочется вам выразить к зиме? А к весне?

- Какую интонацию выберем для чтении этой строфы, чтобы показать наши чувства?

2 строфа:

- Что изменилось с приходом весны?

- Как понимаете «всё засуетилось»,»всё нудит Зиму вон»? Что такое это «ВСЕ»?

- Какие слова здесь главные?

- Какие чувства мы будем  выражать при чтении этих строк?

3 строфа:-

- Найдите слова, которые передают настроения Зимы и Весны?

(на доске :ЗИМА               ВЕСНА

                 хлопочет          хохочет

                   ворчит              шумит)

2. Что значит»хлопочет»?


3. Как шумит Весна? Что значит «пуще»?


4. Перечитайте последнюю строчку. Что позволяет нам  услышать этот шум?

5. Как можно показать эти  звуки ?

4 строфа:

- Как автор называет зиму? А как называет весну? Почему?

(на доске :ЗИМА               ВЕСНА

                  хлопочет          хохочет

                   ворчит              шумит

                ведьма злая          прекрасное дитя).

- Какими словами автор показывает нам , что Зима так просто не сдастся?

- Представьте как может взбеситься З ?

- Как будем читать эти строки?


5 строфа:

- А что же Весна?

- Что значит «наперекор врагу»?

- О борьбе Зимы и Весны.

- Представляем живыми существами. Зима –старуха злая, а Весна юная красавица, веселая, хохочет.

- Олицетворение.

- Конечно, Весна. Зима должна уйти, ведь всегда приходит весна.






- Не хочет уходить, завидует Весне.


- Не зря.


- Весна уже пришла и торопит «пора».


- «недаром», «прошла»,»весна стучится и гонит со двора».





- Хочется тоже сказать : уходи скорее, зима. Весне мы рады, ждем ее .


-  Будем читать взволнованно.




- Всё засуетилось, жаворонки в небе…


- Всё вокруг ожило, пришло в движение; вынуждает Зиму убраться.


- «Всё засуетилось», «нудит Зиму вон».


- Будем показывать как , все после длительного зимнего  спокойствия вдруг ожило, задышало.




- З: Хлопочет, ворчит. В: хохочет, шумит.









- Наверное, какие -то действия выполняет: ветер напустит, метель, мороз.

- Птицы щебечут, ручьи шумят. Ещё больше, сильнее.


- Шипящие звуки [ш], [щ].

- Можем читать оживленно, ускоряя темп,

четко проговаривая  шипящие звуки




- Ведьма злая. Прекрасное дитя.










- Взбесилась, пустила снегом в В.



- Пустит еще вьюги , завалит снегом, ударит морозом.

- Не очень быстро, соблюдая все паузы. Можно четко проговорить «ВЗБЕСИЛАСЬ ВЕДЬМА ЗЛАЯ», четко проговорить все глаголы.



- В.не переживает, ей и «горя мало». «лишь румяней стала».

- назло, все равно


7. Рефлексия

(на доске :ЗИМА               ВЕСНА

                 хлопочет          хохочет

                   ворчит              шумит

                ведьма злая          прекрасное дитя

                   взбесилась         горя мало ).

- Прочитайте слова, относящиеся к Зиме и Весне. Что можно сказать по их характеристикам?

- Может ли Зима в этой схватке выиграть?

- Какие чувства  особенно хочется выразить?


- Прочитайте стихотворение вполголоса, постарайтесь выразить свои чувства .

- А теперь попробуйте прочитать стихотворение выразительно и передать свои чувства, свое настроение нам , своим слушателям.











- Зима и Весна противопоставляются друг другу. Зима злится, бесится, а Весна жизнерадостна, ей и «горя мало».


- Никогда. Уже ничего не изменить. Так устроено в природе.

- Хочется радоваться вместе с весной, хочется  вместе с ней умыться в снегу, разрумяниться, шуметь, журчать. Хочется, чтобы всему миру передалось такое настроение.


ЧИТАЮТ



3 ученика читают, мы обсуждаем их чтение, выбираем лучшее, оцениваем.

8. Домашнее задание.

Выучить стихотворение Ф. И.Тютчева наизусть.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка урока литературного чтения во втором классе по теме: «Анализ взаимоотношений в семье в произведениях Л.Н. Толстого. Нравственный смысл поступков героев произведений Л.Н. Толстого»

Уроки литературного чтения не могут решить в полной мере проблему межличностных отношений в семье. Но именно чтение и анализ художественный произведений, в которых показаны взаимоотношения между...

Авторская модель урока литературного чтения во втором классе Байгазакова Саулеш Турсынбаевна, учитель начальных классов

Авторская модель урока литературного чтения во втором классеБайгазакова Саулеш Турсынбаевна, учитель начальных классов Тема:М. Алимбаев «Благословение аксакала», Ж. Кенжалиев «Дорога»Цели урока: ...

Методическая разработка урока литературного чтения во втором классе по теме: "Как мудрость в жизни помогает (татарская сказка «Мудрый старик»)".

Технологическая карта урокаУрок во 2а классе по ОС «Школа 2100» «Литературное чтение» (1 час), «Маленькая дверь в большой мир» Р.Н.Бунееев, Е.В. Бунеева,  Москва БАЛАСС, Тетрадь по литератур...

Конспект урока литературного чтения во втором классе с использованием приемов ТРКМЧП В. А. Осеева. «Волшебное слово». (урок 1)

Задача данного урока познакомить с содержанием рассказа с помощью технологии развития критического мышления (приём - таблица «Что? Где? Когда? Почему?»)  и освоить социокультурные кат...

Конспект урока литературного чтения во втором классе с использованием приемов ТРКМЧП В. А. Осеева. «Волшебное слово». (урок 2)

На данном уроке ведущая технология – технология развития критического мышления (приём рефлексии– «Синквейн»). Задача  урока продолжение работы  с содержанием рассказа...