УРОК ПО ТЕМЕ "Г.СКРЕБИЦКИЙ "ВЕСНА-ХУДОЖНИК" 2 КЛАСС
план-конспект урока по чтению (2 класс) по теме

Каширская Ирина Викторовна

УРОК ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ ВО 2 КЛАССЕ ПО УМК "НАЧАЛЬНАЯ ШКОЛА 21 ВЕКА"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon literaturnoe_chtenie.doc57.5 КБ

Предварительный просмотр:

                           УРОК ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ ВО 2 КЛАССЕ

ТЕМА: Г. Скребицкий «Весна-художник».

ЦЕЛИ: 

Обучающие: расширить читательский опыт учащихся знакомством с произведениями о природе;  формировать читательские умения (определять жанр, тему произведения и идею произведения); учить работать с текстом; формировать навыки правильного быстрого и выразительного чтения.

Развивающие: развивать умение видеть и чувствовать красоту родной природы; развивать художественно - творческую  активность; развивать образное воображение, внимание, память, мышление;  развивать умение мотивировать свой ответ; обогащать речь младшего школьника  (незнакомые слова в тексте и т.д.).

Воспитывающие: формировать познавательную активность учащихся; воспитывать речевую культуру;  пробуждать любовь и бережливое отношение к родной природе и ко всему живому; обучать правильному поведению и деятельности в природе.

Учебные материалы: учебник по литературному чтению для 2 класса авт. Л. А. Ефросинина; карточки с текстами произведений для индивидуальной работы; медиапроектор, слайды; оценочные листы.

Тип урока: комбинированный.

Методы: словесные, наглядные, практические.

Вид урока: урок с использованием средств мультимедиа.

Формы: фронтальные, индивидуальные.

                                             Ход урока:

  1. Орг. момент. Создание эмоционального настроя.

У. Добрый день, добрый час!

Как я рада видеть вас.

Друг на друга посмотрели

И тихонечко все сели.

Сообщение темы и целей урока. Загадка.

-Сегодня вы сами назовете тему произведений, с которыми познакомитесь на уроке, если отгадаете загадку:

Тает снежок,

Ожил лужок,

День прибывает,

Когда это бывает?        (весной)

-Да, сегодня мы продолжим знакомиться с произведениями русских писателей о родной природе, о весне.

 А сейчас определите свое настроение на оценочном листе.

   Презентация №1.

Ученики читают приметы; пословицы; стихи о весне.

Закличка о весне. (хором).

  1. Работа над новым материалом.

(20.07.1903 - 18.08.1964)

 Скребицкий родился 20 июля (2 августа н.с.) в 1903 г. в Москве. Четырех лет, совсем малышом, он был усыновлен Надеждой Николаевной Скребицкой. Через некоторое время Надежда Николаевна вышла замуж за земского врача Алексея Михайловича Полилова, и они всей семьей переехали жить в город Чернь Тульской губернии.
В семье, где рос будущий писатель, очень любили природу, отчим Георгия Алексеевича был страстным охотником и рыболовом, сумевшим передать свое увлечение мальчику.
Любовь к природе, пробудившаяся и окрепшая в детские и юношеские годы на Тульской земле, определила весь жизненный путь Скребицкого, своеобразие его творчества.
Скребицкий говорил, что его «с детства интересовали две вещи - природоведение и художественная литература». В конце концов, ему удалось стать человеком сразу двух этих профессий, слившихся в одну писателя-натуралиста. Но произошло это не сразу. Сперва два занятия как бы соревновались друг с другом.
В 1921 г. будущий писатель, окончив Чернскую школу 2-й ступени, уехал учиться в Москву. В 1925 г. он окончил литературное отделение Института слова. Казалось бы, путь в литературу открыт. Но нет! Он отдался во власть другой своей страсти и поступил в Высший зоотехнический институт на факультет охотоведения и звероводства, чтобы изучать с детства родной ему мир природы, мир зверей.
Окончив и этот институт, Скребицкий становится научным сотрудником Всесоюзного исследовательского института звероводства и охотничьего хозяйства. Пять лет пробыл он здесь, и они оказались для него хорошей научной школой: каждое лето выезжал он в самые разные экспедиции и изучал природную жизнь зверей и птиц.
Потом Георгий Алексеевич работал научным сотрудником в Институте психологии (в лаборатории зоопсихологии) при МГУ, стал кандидатом биологических наук, занимал должность доцента кафедры физиологии животных Московского университета, ездил в экспедиции, наблюдал жизнь различных животных. Он много писал в это время, но все это были пока что сугубо научные труды - по зоологии и зоопсихологии. А в памяти Скребицкого все это время жили воспоминания детства, воспоминания о первых встречах с природой. Каждый день работа ученого поставляла ему все новые и новые соображения о жизни зверей и птиц. Охотничьи походы приносили поистине приключенческие сюжеты.
Скребицкий решил записать свои воспоминания, использовать свои знания, адресовав их тем, кому столько же лет, сколько было ему самому, когда он впервые встретился с природой.
Так и началось слияние двух любимых профессий Скребицкого, так определил он наконец наиболее полным образом истинное свое призвание.
Первый свой рассказ о зайчонке-листопаднике - «Ушан» Скребицкий написал в 1939 г. С тех пор он стал работать в детской литературе в самых разных ее жанрах.
Его книги пользовались и пользуются широкой популярностью не только в нашей стране, но и за рубежом, они издавались на албанском, болгарском, венгерском, немецком, польском, чешском и словацком языках.
Вершиной творчества Скребицкого, его лебединой песней, стали две большие книги, написанные в последние годы жизни: повесть о детстве «От первых проталин до первой грозы» (1964, 1972, 1979) и - изданная посмертно - повесть о юности «У птенцов подрастают крылья» (1966). Это автобиографические произведения, действие которых проходит главным образом в Черни в последние десятилетия накануне Октябрьской революции и в первые годы Советской власти. Они достойно увенчивают творческий путь писателя, в них с наибольшей выразительностью сказались особенности его таланта, знакомые читателям по прежним книгам и связанные с изображением мира природы и ее обитателей. Через детское и юношеское восприятие главного героя здесь показана целая полоса русской жизни, ознаменовавшаяся огромными по своей значимости событиями. Написанные с большой душевной теплотой и поэтичностью, пронизанные ласковым юмором, они поражают знанием психологии ребенка и юноши, тонким мастерством лепки развивающегося характера.
Летом 1964 г. Г.А.Скребицкий почувствовал себя плохо и был доставлен в больницу с приступом острой боли в сердце.
18 августа он скончался от инфаркта. Похоронен в Москве на Ваганьковском кладбище.

Первичное чтение рассказа Г. Скребицкого «Весна-художник».

Чтение  рассказа  Г. Скребицкого «Весна-художник» по учебнику хорошо читающим учащимся или учителем вслух.

4.Первичное впечатление. Беседа по прочитанному. Работа с текстом .

-Понравилось вам произведение? Какие слова были непонятны?

(луговина-луг, калужница - травянистое растение с желтыми цветами)

-Как называет писатель весну? Найдите, подчеркните ответы в тексте карандашом.

- Почему? Как начинается произведение? Почему Весна не сразу взялась за дело? Какой был лес? Что значит «лес стоял хмурый и угрюмый»? Как решила Весна раскрасить лес? Какие она взяла кисточки?

-Какие краски использовала Весна? Подчеркни эти слова карандашом.

5.Активизация творческого воображения детей.

-Давайте вместе с художником-Весной войдем в лес и посмотрим, какие краски взяла с собой она и какие картины она нарисовала. Рассмотрим первую картину. Найдите ее описание. (Дети читают.)

-Что сделала Весна?

Ученик. Взяла она тонкие, нежные кисточки. Чуть-чуть тронула зеленью веточки берез, а на осинах и тополях поразвесила розовые и серебряные сережки.

Учитель. Подчеркните слова, которые обозначают эти краски.

-Попробуйте представить эту картину.

-Что мы видим?

Ученик. Я вижу, как Весна идет по лесу и тонкой кисточкой чуть притрагивается нежно к деревьям. И сразу веточки берез стали нежно-зелеными, а на осинах очень красиво повисли длинные розовые и серебряные сережки.

-Тебе нравится эта картинка?

Ученик. Да, очень красиво стало в лесу, темные деревья стали светлыми, в лесу стало веселее.

-Найдите описание  весенней лужи?

(лужа, окруженная подснежниками и цветами медуницы …)

-Какую следующую картину она нарисовала? (цветущая черемуха, дикие яблони и груши, зеленая трава с калужницей, насекомые, птицы)

 Дети читают описание каждой  картины, подчеркивают слова-описания.

- Что же делала Весна? Посмотрите, какие слова выбрал автор для описания ее действий.

Ученик. Разукрасила, тронула, поразвесила, вывела, рассыпала, рисует, покрыла.

-О чем они нам говорят?  Почему слово Весна написано с большой буквы? Почему автор назвал Весну художником?

Ученик. Весна, как настоящий художник (человек): сначала подумала,

что ей нарисовать, потом взяла краски и стала рисовать очень

красивые картины.

-Прочитайте строчки из этого произведения, которые вам понравились больше всего.

-Скажите, вызвало ли у вас это произведение какие-то чувства? Какие?

(приятные, восторг, любовь…)

-А как вы считаете, какие чувства хотел автор передать нам в этом произведении? Нравится ли ему это время года?

Вывод. Такой рассказ, в котором, автор создает с помощью художественных средств образные картины и само произведение вызывает у нас определенные чувства, называется художественным рассказом.

Работа в рабочей тетради.

.

VI. Закрепление пройденного материала.

1.Повторное чтение.

      В художественном рассказе описаны картины, образы весны, которые можно представить.

Обобщение:

-Картины эти образные, созданы с помощью художественных средств. Автор изображает весну как живое существо и использует слова, которые помогают нам представить художественный образ, а не просто передают факт. Кроме того, это произведение вызывает у нас определенные чувства: весна нам нравится, она очень красива.

-А теперь я хочу, чтобы вы лучше представили наступление  весны и предлагаю вашему вниманию посмотреть небольшой «фильм», в котором кроме словесных описаний есть картинные.

2.Просмотр слайдового фильма «Г. Скребицкий «Весна-художник».(презентация№2)

3.Обмен впечатлениями.

-Что  вам понравилось больше всего? Совпали ли ваши картины, которые вы представляли, с теми, которые вы видели на слайдах?

4.Беседа об охране природы.

-Как вы думаете, какие важные дела будут у птиц?

Ученик: выводить новое потомство, уничтожать вредных для растений и человека  насекомых; и петь, чтобы мы наслаждались их пением.

-Поэтому птиц надо беречь: не разорять гнезд и помогать им зимой.

-Как вы думаете, почему надо беречь цветы?

-Нарвать букет ландышей или других цветов - это плохо. Цветы быстро завянут. И их выбросят. Если будешь рвать букеты, нанесешь вред природе. Они быстро исчезнут. Помните старую истину – цветок намного красивее в природе, чем в букете, где он завянет через несколько часов. И помните из 20 тысяч видов растений 550 из них на грани исчезновения. Лес может стать некрасивым и пустым! Если мы сохраним красоту зеленых растений, то и животные нам отплатят красотой и принесут пользу, например: пчелы – вкусный сладкий мед. Постарайтесь, пребывая на природе, пользоваться правилом: прежде чем что-то сделать, подумай, не навредишь ли ты природе.

 Итог урока. Рефлексия.

-Чем занимались на уроке? Произведение какого автора, вы сегодня читали? Каков жанр этого произведения?

 Оцените свое настроение в оценочных листах.

Домашнее задание: прочитать рассказы, нарисовать рисунки к рассказу Г.Скребицкого «Весна-художник».

Презентация  №3

           

                     

 

                                         


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

конспект урока по русскому языку 4 класс " Имя прилагательное", конспект урока по математике 4 класс "Деление многозначного числа на однозначное"

Конспект урока по русскому языку ( 4 класс). Автор учебника - Рамзаева. Тема урока - " Имя прилагательное". Тип урока - открытие новых знаний.   Конспект урока по математике ( 4 класс). Автор -...

Разработка урока литературного чтения во 2 классе Автор Пушкарных Людмила Ивановна, учитель начальных классов МОУ «СОШ № 17» г. Палласовки Волгоградской области 2 «А» класс 2010/2011 учебный год УРОК ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ (2 КЛАСС, СИСТЕМА Л.В. ЗАНКОВ

Разработка урока литературного чтения во 2 классеАвтор Пушкарных Людмила Ивановна,учитель начальных классовМОУ «СОШ № 17»г. Палласовки Волгоградской области2 «А» класс 2010/2011 учебный год...

Конспект урока по русскому языку в классе комплекте (1-2 класс) Тема урока: 1 класс Прописная буква З. 2 класс Проверяемые и не проверяемые гласные в корне слова

Конспект урока по русскому языку в классе комплекте (1-2 класс). По теме: 1 класс Правописание буквы З. 2 класс Проверяемые и непроверяемые гласные в корне слова. Поможет учителю при работе с двумя кл...

Конспект урока русского языка в 3 классе. Автор: учитель начальных классов МБОУ «СОШ № 9» О.В.Некрылова Тема урока: Сочинение по картине И.И.Левитана «Золотая осень».

Тип урока-урок обобщения и закрепления полученных ранее знаний. Учащиеся знакомятся с творчеством великого русского художника И.Левитана, учатся составлять описательный текст....

Урок «Окружающий мир» в 4 классе. Тип урока: урок-исследование. Тема урока: «Органы чувств».

Данный урок является первым в теме»Органы чувств». Учащиеся исследуют при помощи каких органов чувств они познают окружающий мир.. - методы обучения: объяснительно-иллюстративный, частично-поиск...

Урок математики в 1, 3 классе- комплекте. Тема урока в 1 классе:«Закрепление знаний таблицы сложения и вычитания в пределах 10» Тема урока в 3 классе: "Приемы умножения и деления в пределах 100. Закрепление"

На уроке ребята отправились в новогоднее путешествие, где познакомились с Дедами Морозами разных стран и узнали, как празднуют Новый год в других частях планеты. За время путешествия закрепили на...

Мастер-класс работа по составлению таблицы на уроке русского языка в 3 классе по учебнику Н.В. Нечаевой. Тема урока: «Глагол» (1-ый урок).

Как известно, современная школа, в том числе и начальная, страдает от перегрузки учащихся, причём в качестве основного её источника обычно указывается перенасыщенность программ и учебников теоретическ...