Урок литературного чтения в 4 классе С.Есенин "Лебедушка"(УМК Школа России)
план-конспект урока по чтению (4 класс) на тему

Горшкова Римма Ранисовна

Разработка урока по стихотворению С.Есенина "Лебедушка" с использованием презентации

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon esenin.doc73.5 КБ
Office presentation icon esenin.ppt620 КБ

Предварительный просмотр:

Горшкова Р.Р.                                                                                                                      учитель начальных классов

МОУ «Куединская средняя общеобразовательная школа»

Класс: 4класс

  Тема: С.А.Есенин

Урок: стихотворение «Лебедушка».

Цель урока: развивать способность полноценно воспринимать произведение, сопереживать, эмоционально откликаться на прочитанное.

Тип урока:  комбинированный урок

Задачи урока: 

1. Помочь детям вспомнить известные стихи Есенина.

2. Формирование навыков выразительного чтения.

3.Помочь осознать смысл стихотворения.

По завершении урока учащиеся должны:

  1. Знать особенности Городецкой росписи.
  2. Уметь создавать  простейшую композицию

Методы:

информационный,  объяснительно – иллюстративный,    частично – поисковый.

Формы организации учебной деятельности, применяемые учителем на уроке:

 фронтальная,  индивидуальная,  самостоятельная,  парная.

Оборудование: учебники

Дидактические материалы: 

Средства ТСО: компьютер,  проектор,  экран.

Программное обеспечение: презентация.

Этапы урока:     

  1. Организационный.  
  2. Проверка домашнего задания
  3. Постановка цели. Актуализация знаний
  4. Работа над новым материалом
  5. Подведение итогов  урока.
  6. Домашнее задание

Ход урока:

Деятельность  учителя

Деятельность  учащихся

  1. Организационный  момент (1  мин.).
  2. Проверка домашнего задания


- Урок мне хотелось бы начать с отрывков известных стихотворений. Вы должны вспомнить название этого стихотворения и автора:

Тихо дремлет река.

Темный бор не шумит

Соловей не поет,

И дергач не кричит (Ночь)

                                                     На пушистых ветках

                                            Снежною каймою

                                            Распустились кисти

                                            Белой бахромою (Береза)

Поет зима -  аукает,

Мохнатый лес баюкает

Стозвоном сосняка (Воробышки)

                                             Кругом роса медвяная

                                            Сползает по коре,

                                             Под нею зелень пряная

                                             Сияет в серебре (Черемуха)

                У плетня заросшая крапива

               Обрядилась ярким перламутром

               И, качаясь, шепчет шаловливо:

              «С добрым утром!» («Задремали звезды золотые…»)



  1. Постановка цели. Актуализация знаний.

.

- Сегодня мы познакомимся с новым стихотворением Сергея Есенина «Лебедушка» (слайд 3)

- Что вам известно о поэте – С. Есенине? (слайд 4)

- Я прочитаю вам отрывки из его автобиографий, т. е то, что поэт говорил о себе:

«Я родился в 1895 году 21 сентября в селе Константинове Кузьминской волости, Рязанской губернии… Отец мой крестьянин Александр Никитич Есенин, мать Татьяна Федоровна…

Детство прошло среди полей и степей…

Рос под призором бабки и деда… Стихи начал слагать рано, с 9 лет. Толчки давала бабка. Она рассказывала сказки. Некоторые с плохими концами мне не нравились, и я их переделывал на свой лад. Стихи начал писать, подражая частушкам…

Среди мальчишек я всегда был коноводом и большим драчуном и ходил всегда в царапинах…»

Вместе с дядей ездили поить лошадей. Ночью луна при тихой погодестоит стоямя в воде. Когда лошади пили, мне казалось, что они вот-вот выпьют луну, и радовался, когда она с кругами отплывала от их ртов…

- О каких качествах характера говорят эти строки?

Учащиеся знакомятся с темой урока, целями и задачами

   IV. Работа над новым материалом. (20 мин.)           

             В своей автобиографии Есенин писал, что переделывал бабушкины сказки с плохим концом на свой лад.  

1. Чтение учителем

 Послушайте стихотворение «Лебедушка» и подумайте, почему у этой сказки-былины такой печальный конец.

 - Как вы думаете, почему Есенин не придумал счастливый конец этой истории?

- Меняется ли настроение на протяжении всего стихотворения?

-Почему я назвала это стихотворение былиной? Только ли потому, что  история могла произойти на самом деле? (Начало напевное, неторопливое, как в былине. Ритм напевный, как в былине, а рифмы нет. Есть много устаревших слов). Приведите пример.

- Прочитайте стихотворение про себя и разделите на части.

Но прежде давайте вспомним что такое:

зачин, завязка, кульминация, развязка (слайд 5)

поэтические средства (слайд 6)

2. Словарная работа

Вам встретятся слова багровые, ватага, лазоревый, дозорила, доблестным. (слайд 7)

3. Чтение детьми

4. Работа над произведением

- Прочитайте зачин. На какой тон он настраивает?

Какие поэтические средства использованы?

- О чем повествует следующая часть?

-С какой интонацией ее надо читать? Почему?

- Прочитайте эпизод о «надвигающейся туче черной». Почему змее удалось спастись от гибели?

- Прочитайте кульминационный момент. Почему с лебедушкой произошла трагедия?

- Какие слова из последней строфы уже встречались?

Сопоставьте. (слайд 8)

Хоронились лебежатушки                    

  А под кочками зелеными

Под крыло ли материнское                      

Хоронились лебежатушки

- Последняя строфа замыкает композицию. Все осталось в природе, но нет лишь лебедушки. И материнское крыло заменено «кочками зелеными »

- Проследите по тексту, какое Есенин питает чувство к прекрасной птице. Привидите примеры. (слайд 9)

         - Как автор описал орла? (слайд 10)

         - Как Есенин оценивает происшедшее?

- Как нужно читать предпоследнюю строфу?

(слайд 11)

 Последнюю? (слайд 12) Почему?

Рассмотрите иллюстрацию. Найдите строфы, которые подходят к ним.

Чтение стихотворения

Ответы детей.

Просмотр слайдов

V. Итоги  урока  (3  мин).

Раскройте смысл пословицы:

При солнышке тепло – при матери добро. (слайд 13)

Подходит ли эта пословица к стихотворению Есенина

- Почему Есенин назвал свое стихотворение «Лебедушка»

VI Домашнее  задание  (2  мин).

- На основании того о чем мы говорили на уроке – напевность, изменение настроения, нежность, лиричность – подготовить выразительное чтение или нарисовать свой рисунок

Учащиеся  записывают  задание  в  дневник.


 

 


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока литературного чтения 2 класс по фгос УМК «Школа России» русская народная сказка «лиса и журавль»

Способствовать развитию навыков чтения, умений передавать содержание произведения, отвечать на вопросы по тексту...

Конспект урока литературного чтения И.С. Никитин «Русь» (УМК «Школа России», 4 класс)

Цели деятельности учителя:создание условий для раскрытия смысла и полноценного восприятия учащимися стихотворения И.С. Никитина «Русь»;развитие навыков чтения: правильности, сознательности...

Конспект урока литературного чтения С.Д. Дрожжин «Родине» (УМК «Школа России», 4 класс)

Цели деятельности учителя:создание условий для раскрытия смысла и полноценного восприятия учащимися стихотворения С.Д. Дрожжина «Родине»;развитие навыков чтения: правильности, сознательнос...

План - конспект урока литературного чтения К.И. Чуковский "Телефон" УМК "Школа России", 1 класс

Знакомство с творчеством К.И. Чуковского, креативные  задания для работы в парах....

Урок литературного чтения 2 класс.Писатели - детям. УМК Школа России

Урок-обобщение к разделу «Писатели—детям»...