Ванька Чехова А. П.
презентация урока для интерактивной доски по чтению (3 класс) по теме

Слесарева Наталья Николаевна

Ванька Чехова А. П.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_literaturnogo_chteniya.docx25.28 КБ

Предварительный просмотр:

«Начальная школа»  
«Использование современных образовательных технологий
в обучении школьников начальных классов»

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная  школа № 9»

Энгельсского муниципального района  Саратовской области

Урок литературного чтения

3 класс

Тема: А.П.Чехов «Ванька»

Подготовила

учитель начальных классов

Слесарева Наталья Николаевна  

                                               

                                                    2013 год

Урок литературного чтения

3 «В» класс

Учитель Слесарева Н. Н.

Тема: А. П. Чехов «Ванька».

Цель урока:

1. Познакомить с произведением «Ванька» А.П. Чехова.

2. Учить анализировать текст, выделять идею автора через отношение самого автора к написанному.

3. Развивать речь, логическое мышление, формировать навык осознанного выразительного чтения.

4. Воспитывать у детей нравственные качества, вызывать чувство сострадания к ближнему, к чужим бедам.

5.Учить детей работать в парах, в группах, самостоятельно добывать знания.

1. Организация позитивной мотивации деятельности учащихся на уроке.  

-Ребята, сегодня к нам пришли гости, поэтому давайте начнём наш урок с приветствия гостям. Сядьте ровно, выпрямите спинки, чтобы вы выросли красивыми, здоровыми.                                                                                                                         - Скажите, чего вы ждёте от сегодняшнего урока? (новых знаний, радости общения). Пусть исполнится всё то, о чём вы сейчас говорили.                                                                                                                     На протяжении всего урока вы будете не просто учениками, но учениками – внимательными, думающими и исследователями.                                                                            - А что значит быть внимательными? Думающими?  Исследователями? 

1.Повторение. Выставка книг. Назовите произведения, которые рассказывают о судьбах ваших сверстников, живших более 100 лет назад.

2. Беседа по картине.

Посмотрите внимательно на эти картины. Эти картины отражают судьбы разных детей. Художники -  современники, люди которые жили в одно и то же время с писателями, которые писали о трудном детстве.

Картина Василия Григорьевича Перова «Тройка» изображает, как ученики мастеровые везут воду. Какой непосильный труд для таких маленьких детей!

Картина Н. Аргунова «Портрет мальчика семьи Шереметьевых» и картина Федора Михайловича Славянского «Семейная картина (На балконе)» отдыха богатого семейства отражают совершенно другой мир детства.

В какой картине вам хотелось бы оказаться? Почему?

Какие краски использует художник в этой группе картин, изображая детей из бедного сословия? Богатого сословия?

Какое настроение передает художник с помощью светлых красок? Темных красок?

Чем отличаются дети на картинах? (настроение, одежда, выражение лиц, глаз, позы)

В прошлом веке детям из бедных семей жилось очень тяжело. Их родные были вынуждены отдавать детей «в люди», т.е. к чужим людям, как правило, на подсобную работу – нянчить детей, подавать что-нибудь, принести, сбегать … «за тарелку скудной еды», т.к. сами прокормить были не в состоянии.

Сегодня мы познакомимся с судьбой такого мальчика в рассказе А.П. Чехова.   Произведение, которое рассказывает о судьбе ваших сверстников, живших более 100 лет назад, А.П. Чехов назвал «Ванька». Вот так коротко, одним словом, а не Ванечка, Ванюша.                                                                                                                                          - О чем нам говорит название произведения?    (Неуважительно, небрежно, грубо, не по-родственному, недружелюбно, господство богатых людей над бедными).                                                                                                                    

2. Первичное восприятие текста.

Грамзапись

 а) Чтение начала рассказа А.П.Чехова «Ванька» в исполнении артиста (звукозапись). Отрывок.                                                                                        Учитель:

- Как вы думаете, о чем мог написать в письме девятилетний мальчик?

 Устное рисование.

Учитель:

- А хотите узнать?

б) Чтение текста по частям с использованием индивидуально-дифференцированного подхода.

I часть                                                                                                                               стр.137 со слов: «Ванька перевел глаза на темное окно…» до слов на стр.139 «Как будто его перед праздником помыли и потерли снегом».

Чтение «Разведка»

1. «Затейники»

 - Найдите описание внешности дедушки Константина Макаровича.

 2. «Всезнайки»

 - Как автор описывает ночь в деревне?

 3. «Разведчики»

 - От какого лица ведется повествование в этой части? ( От автора 3- лицо и Ванька 1- лицо).

 Задание: Подчеркните слова, которые при чтении вызывают у вас затруднение

Словарная работа (индивидуальные словарики):

 тулуп - шуба

 Млечный путь – скопление звезд

 иезуитское ехидство - ложь, лицемерие

ласка – хищный лесной зверек

кредитом не пользуется – не доверяют

Обобщение: Ванька смотрит на темное окно, а что он в это время вспоминает?  Прочитайте выборочно.

 (Все самое дорогое, любимое, светлое).

II часть

стр. 139-140 со слов «Ванька вздохнул…»

до слов: «Все равно как за мамку Пелагею…»

Чтение «Чтение шепотом, затем громко, затем про себя»

1) «Затейники»

- Найдите и прочитайте, из чего состоит «учение Ваньки»?

2) «Всезнайки»

- На что согласен Ванька, лишь бы его отсюда забрали?

3) «Разведчики»

- Найдите предложение в тексте, в котором выражено отчаяние мальчика?                                                                                                                          Задание: Подчеркните слова, значения которых у вас вызывают затруднение.

Учитель: дети, обратите внимание, какие страшные слова: «смерть одна», какая безысходность

Словарь:                                                                                                                         подпасок - мальчик, помогающий пастуху

шпандырь – ремень сапожника

подмастерья – рабочие

кабак – ресторан

приказчик - управляющий

-Какой фразеологизм вы нашли в тексте? (секи как Сидорову козу)                                                                                                                                           - Как можно охарактеризовать хозяев? (Бессердечные, грубые, злые, подмастерья бездушные)

III часть

стр.140 со слов: «А Москва город большой…» до слов на стр. 141 «К сапожнику Алехину».

Чтение «Цепочкой». Прочитать, передавая радость, возмущение, печаль, гордость в зависимости от текста»

Учитель: Как вы понимаете «Ваньку спровадили – отправили.

 Какая разница в значении слов отправили и спровадили?

(Спровадили – выпроводили, заставили удалиться, стал лишним.

А. П. Чехов осуждает и хозяев и Ольгу Игнатьевну.  «От нечего делать выучила его читать…»

Учитель: Поняли ли вы, о чем говорится в этой части? (Подготовка к Рождеству, елка, подарки)  

-Что для Ваньки является самым светлым воспоминанием?        Творческая работа  (рисунок). Защита рисунков.    

Словарь:          рябцы- рябчики

клирос- место для певчих в церкви перед иконостасом

кадриль -   танец парами    

IV часть (страница 141-142)

1) Чтение «шепотом»                                                                                        «Затейники»                                                                                                                          - Согласитесь ли вы с утверждением, что Ванька наблюдательный и чрезвычайно сообразительный мальчик.

 Докажите словами из текста.

 «Всезнайки»

 - Какое выражение стало крылатым? «На деревню дедушке» (неизвестно куда)

 «Разведчики»

 - Как автор называет письмо?

(Доверено самое сокровенное, мечты, надежды.                                  Драгоценное письмо.)

 Словарь: отседа – отсюда, гармония – гармошка

 Учитель:

 1. Какие чувства мы испытываем, читая письмо чеховского героя?

 2. Хотелось бы вам помочь Ваньке?

 3. Как вы думаете, получит ли письмо дедушка?

4.Почему Ванька так промахнулся с адресом?

 5. А случайно ли то, что Ванька пишет его в ночь перед Рождеством?

 Возвращаемся к проблемному вопросу

Изменилась ли жизнь крестьянских детей, когда в учение отдали другого «свободного» человека – Ваньку?

Рассуждения детей.                                                                                                                    - Почему рассказ заканчивается многоточием? ( Недосказанность, ожидается продолжение)

- Какое настроение вызвал у вас рассказ А.Чехова «Ванька»?

Учитель:  я бы хотела, чтобы все мечты сбывались. Ведь именно в светлый праздник Рождества Христова на небосклоне загорается Рождественская звезда – звезда самых заветных желаний. Чудеса бывают!

Давайте и мы представим такой поворот событий!

(Сценка двух почтальонов.)        

1 почтальон: (Приказчиков Иван) Смотри, какой странный адрес!

2 почтальон: (Филатов Леонид)  Дай посмотрю. Это написал какой-нибудь шутник. Давай выбросим!

1 почтальон: Да как-то неловко получается! Ты внимательно посмотри – адрес написан детской рукой. Наверное, он сирота.

2 почтальон: Давай спросим у старосты в ближайшей деревне, а вдруг там есть Константин Макарович?

1 почтальон: Да, ты прав. Завтра в эту деревню везёт почту Савелий Иванович. Он всё и выяснит.

От автора: (Красичкова Дарья)  К удивлению почтовых работников, письмо Ваньки дошло к дедушке Константину Макаровичу.

Итог:

Рассказ грустный, но он помогает нам осознать, что Ванька не пропадет в этой жизни. Почему?

(Умеет читать, писать, что было в то время редким явлением, трудолюбивый)

И пусть на этот раз его желание не сбудется, но в его жизни будет «свое Рождество»

«Сенквейн» Эту работу выполняет каждая команда

1.Написать героя.

2. Написать 2 прилагательных.

3.Написать 3 глагола.

4. Написать основную мысль рассказа(4 слова)

5. Назвать по-другому героя.

Пример:

Ванька

внимательный, душевный

пишет, любит, надеется

надежды, мечты, светлые воспоминания

Любящий внук

Блиц – турнир

1.Сколько лет Ваньке?

2.Какое время он живет у сапожника?

3.Какое письмо пишет деду?

4.Как звали собак деда?

5.До какого числа умел считать Ванька?

6.Какой танец умел танцевать?

7.Любимое занятие Константина Макарыча?

Рефлексия - Чему вы научились на уроке?

- Какие задания вам понравились больше всего?

- Продолжи предложения:

Мне показалось важным…

Я понял, что…

Я почувствовал, что…

Сделай вывод, что тебе дал этот урок для жизни?

7. Домашнее задание.

Прочитать с. 137-142.

Найти в тексте, выписать в тетрадь строки, которые помогут нарисовать портрет Ваньки. Какой он был (речь, одежда, отношение взрослых, детали быта). Тетрадь на печатной основе.

Литература: учебник литературное чтение Л. А. Ефросинина, методическое пособие, тетрадь на печатной основе, дополнительная литература из хрестоматии.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рассказ А. П. Чехова «Ванька»

Литературное чтение, 3 класс...

Конспект и презентация урока по литературе: "Рассказ А. П. Чехова "Ванька", 3 класс, УМК Школа 21 века

Материал урока по литературе: "Рассказ А. П. Чехова "Ванька", 3 класс, УМК  Школа 21 века (учебник Л.А Ефросининой и М.И Омороковой) призван изучать цикл произведений о трудной жизни детей XIX ве...

Филологический анализ рассказа А.П.Чехова "Ванька"

Филологический анализ определяется глубоким и всесторонним анализом, своего рода соединением литературоведческой информации, и лингвистического анализа, где обосновывается авторская позиция, посыл, яз...

Урок литературного чтения в 3 классе.Творчество А.П.Чехова в произведениях «Степь», «Белолобый»,«Ванька».

Урок литературного чтения в 3 классе.Творчество А.П.Чехова в произведениях «Степь», «Белолобый»,«Ванька».Цели урока: 1. Формировать умение вчитываться в речь а...

Технологическая карта урока литературного чтения в 4 классе Тема «Такие похожие разные судьбы» на примере произведений А.П. Чехова «Ванька», Л.Н. Андреева «Петька на даче».

Тема: «Такие похожие разные судьбы» на примере произведений   А.П. Чехова «Ванька»,Л.Н. Андреева «Петька на даче».Тип урока: систематизация, обобщение зна...


 

Комментарии

Жирнова Елена Михайловна

Голосую за вашу работу.Буду благодарна, если посмотрите и оцените мою.Желаю удачи.Вот моя ссылка http://nsportal.ru/node/592872

 Андрей Андрианович Канев

Примите и мой голос! Удачи Вам и больших творческих успехов!

Наталья Николаевна!Не откажитесь и от моего!Отличная работа!Голосую с удовольствием!Зайдите и ко мне на страничку!Буду рада узнать Ваше мнение!http://nsportal.ru/node/499316