К.Паустовский "Мой дом" урок и презентация
план-конспект урока по чтению (4 класс) по теме

Хоменко Вера Григорьевна

Это уже не первое произведение К. Паустовского, с которым мы знакомимся на уроках. А что мы знаем о К. Паустовском- писателе? (Константин Георгиевич Паустовский,  известен многим читателям. В своих произведениях он сердечно и просто, с большой теплотой изображал нашу родную природу, наш народ и нашу историю. Его произведения автобиографичные, рассказ ведётся от лица автора. К. Паустовский талантливый писатель, настоящий художник слова. Вспомните, как красиво, подобно поэту К. Паустовский описывал жильцов старого дома, с каким тонким юмором он рассказал про кота-ворюгу, как помогал открывать нам прекрасное и удивительное в простом и обычном. В его творчестве раскрывается взаимоотношение между человеком и природой. Паустовский много путешествовал по стране. Умер он в 1968 году. Его похоронили на кладбище в Тарусе, возле проселочной дороги, под зеленым дубом. На его могилу приходят взрослые и дети, все кто любил его произведения. На его могиле всегда лежат живые цветы.)

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл moy_dom_k.paustovskiy_-_kopiya.docx25.48 КБ
Файл moy_dom._k.paust_.pptx2.56 МБ

Предварительный просмотр:

Литературное чтение. 3 класс.

Тема: К. Паустовский «Мой дом».

Цель:  продолжить знакомство с творчеством К. Паустовского,

формировать умения определять жанр и тему произведения, учить анализировать текст и составлять план.

Закреплять умения вести диалог с автором. Делить части рассказа на картины.

Учить видеть необычное в обычных явлениях, предметах. Понимать красоту речи в произведении, находить в тексте выразительные средства языка.

Работать над выразительностью чтения.

Ход урока.

Сегодня мы продолжаем знакомиться с произведениями в разделе «Глухая пора листопада»

СЛАЙД 1.

Мы уже знаем, что многие люди любят осень.

Осень любили и поэты, и писатели, и художники.

Рассмотрите картину «Золотая осень». Созвучна ли красота природы на картине с теми стихотворениями об осени, которые мы читали на прошлом уроке?

 Какое настроение вызывает у вас картина и музыка?

 -какими средствами и приемами пользуется композитор?

-Какие изобразительные средства использует художник?

  1. Проверка домашнего задания.

- Некоторые из вас дома попробовали себя в роли художника и нарисовали иллюстрации к стихам. Давайте посмотрим , что у них получилось.

Многие из вас  выучили понравившиеся стихи про осень. Обоснуйте свой выбор и прочтите стих.

СЛАЙД 2,3,4

-Какие средства художественного изображения применяет поэт?

Ребята, а почему о природе так часто говорят стихами? Попробуйте ответить на этот вопрос.

  1. Введение в тему урока.

-Этот же вопрос задала и Настя, героиня нашего учебника, своему папе. Прочитайте, что ответил папа? Чтение авторского текста на стр. 178.

Где ещё можно встретиться с описание природы, по словам Настиного, папы?

Вы согласны с его ответом?

-Произведение, какого автора мы будем читать?

Как называется?  Из какой книги это произведение? К какому литературному жанру относится это произведение? Что мы знаем о рассказе?

СЛАЙД 5

  1. Работа с текстом до чтения.

Это уже не первое произведение К. Паустовского, с которым мы знакомимся на уроках. А что мы знаем о К. Паустовском  - писателе? (Константин Георгиевич Паустовский,  известен многим читателям. В своих произведениях он сердечно и просто, с большой теплотой изображал нашу родную природу, наш народ и нашу историю. Его произведения автобиографичные, рассказ ведётся от лица автора. К. Паустовский талантливый писатель, настоящий художник слова. Вспомните, как красиво, подобно поэту К. Паустовский описывал жильцов старого дома, с каким тонким юмором он рассказал про кота-ворюгу, как помогал открывать нам прекрасное и удивительное в простом и обычном. В его творчестве раскрывается взаимоотношение между человеком и природой. Паустовский много путешествовал по стране. Умер он в 1968 году. Его похоронили на кладбище в Тарусе, возле проселочной дороги, под зеленым дубом. На его могилу приходят взрослые и дети, все кто любил его произведения. На его могиле всегда лежат живые цветы.)

Раздел, произведения из которого мы читаем, посвящён осени. Как мог рассказ «Мой дом» оказаться в составе этого раздела?

СЛАЙД 6

(Видимо, К. Паустовский   рассказывает о доме в период осени, включает в рассказ осенние пейзажи и т. д.)

-Рассмотрите иллюстрацию к этому рассказу и предположите, кто же будет героем этого произведения? (дом и коты)

-Скоро мы прочитаем этот рассказ и узнаем, насколько вы правы. В рассказе встречаются слова и выражения, которые могут вызвать у вас затруднения в их понимании.

СЛАЙД 7

Бывшая баня-

Обшитая тёсом-

Частокол-

Западня-

Берут дом в осаду-

Кукан с рыбой-

Мертвой хваткой-

Застигнутые врасплох-

Облетающий сад-

Можно ли  теперь что - либо добавить  о содержании рассказа?

Прежде, чем мы познакомимся с текстом, давайте прочитаем, к чему нас призывают авторы учебника. С 178.

  1. Работа с текстом во время чтения.

Первичное чтение  и озаглавливание 1-й части рассказа.

Комментированное  чтение, диалог с авторомСЛАЙД 9.

Маленький дом, где я живу в Мещёре, заслуживает описания. (Интересно почему? Вопрос задаем, но ответа он не требует.)

Это бывшая баня, бревенчатая изба, обшитая серым тёсом. Дом стоит в густом саду, но почему-то огорожен от сада высоким частоколом. Этот частокол – западня для деревенских котов, любителей рыбы.( Можете предположить почему?.) Каждый раз, когда я возвращаюсь с ловли, коты всех мастей – рыжие, чёрные, серые и белые с подпалинами – берут дом в осаду . Они шныряют вокруг, сидят на заборе, на крышах, на старых яблонях, подвывают друг на друга и ждут вечера.(Почему же коты ждут вечера?) Все они смотрят, не отрываясь, на кукан с рыбой – он подвешен к ветке старой яблони с таким расчётом, что достать его почти невозможно. (Раз «почти», значит, всё-таки возможно…)

Вечером коты осторожно перелезают через частокол (Почему осторожно?) и собираются под куканом. Они поднимаются на задние лапы, а передними делают стремительные и ловкие взмахи, стараясь зацепить кукан. Издали, кажется, что коты играют в волейбол. Потом какой-нибудь наглый кот подпрыгивает, вцепляется в кукан мёртвой хваткой, висит на нём, качается и старается оторвать рыбу. (Представили?) Остальные коты бьют от досады друг друга по усатым мордам. (Почему коты бьют друг друга?)  Кончается это тем, что я выхожу с фонарём из бани. Коты, застигнутые врасплох, бросаются к частоколу, но не успевают перелезть через него, а протискиваются между кольями и застревают. Тогда они прижимают уши, закрывают глаза и начинают отчаянно кричать, прося пощады. (Представили? Очень яркая картина!)

        Осенью весь дом засыпан листьями, и в двух маленьких комнатках становится светло, как в облетающем саду. (Отчего осенью в доме становится светло? Листья опали, деревья стоят голые, поэтому светлее.)

Трещат печи, пахнет яблоками, чисто вымытыми полами. Синицы сидят на ветках, пересыпают в горле стеклянные шарики, звенят, трещат и смотрят на подоконник, где лежит ломоть чёрного хлеба.(Какие запахи вы почувствовали в осеннем саду?

Какие услышали звуки? Сравните выражения:

Трещат печи и трещат синицы)так бывает только осенью. Их пение разное.

  1. Вопросы после чтения 1-й части.

Как вы думаете, какое настроение у хозяина дома в осеннюю пору в деревянной избе?

Как бы вы озаглавили первую часть?  Работа в тетради. Стр. 29, задание 1.

(Отчаянные соседи. Осаждённая изба)

Почему же маленький дом в Мещёре заслуживает описания, теперь можете ответить на этот вопрос?

.

  1. Чтение 2-й части.

Сейчас нам предстоит прочитать вторую часть рассказа «Мой дом»

Представьте себе осенние картины, попробуйте почувствовать настроение автора, ощущение счастья наедине с природой. Постарайтесь увидеть обыкновенные чудеса.

Читает учитель всю 2 часть.

-после чтение 2 абзаца детям предлагается закрыть глаза и слушать текст под фонограмму дождя. Открывают глаза на 3 абзаце.

СЛАЙД 8 и 9

Сейчас вы сами перечитаете 2 часть рассказа и попробуете обсудить в парах, на сколько картин можно разделить эту часть. К каждой картине, которая у вас получится, попробуйте дать название.

СЛАЙД 10

Проверка.

Сколько картин получилось?

Озвучьте первую картину. Как вы ее озаглавили? (появляется план на доске)

Озвучьте 2 картину.

              3

4

5

6

По этому плану мы сейчас еще один раз перечитаем 2 часть рассказа, чтобы лучше понять, с помощью каких литературных приемов автору удалось показать красоту осенней природы, окружающей его дом.

1картина.Описание беседки в глубине леса.

-О какой излюбленной части дома рассказал К. Паустовский?

-Какое ощущение возникает у писателя по утрам?

-Что значит Солнце бьет?

-Как автор описывает листву?

-Кто еще навещает писателя по утрам?

-Объясните выражение «смертельно занимают» (Очень сильно, даже не боятся присутствия человека.)

2картина. Ночной осенний дождь.

Найдите эпитеты.(отвесный дождь)

-Объясните это выражение.(Идет абсолютно прямо)

-Что автор говорит о  шуме дожде? (шумит вполголоса)

-Как называется такой прием?

Паустовский часто описывает дожди в своих произведениях, но каждый раз по-новому.

-Какие запахи наполняют осенний сад?

3картина.Туманный рассвет и бодрящий душ.

-Как описывает писатель  туман? Зачитайте!

-Может ли туман шуршать?

-Какой прием использует Паустовский? (олицетворение)

-Кого он увидел в ведре?

-Что называют околицей деревенские жители?

4картина Песня сверчка

- Сравните выражения, сверчок поет и рожок поет

5 картина. Уход на рассвете.

-Как вы думаете, почему у пса такая необычная кличка?

-О чем может рассказать вздох собаки?

- Объясните выражение «Восток розовеет»

6 картина.- Затерянность в огромном мире.

 -Почему рассказчик называет сентябрьский день пустынным?

-В чём же секрет, по-вашему, этого счастья среди осеннего увядания?

(Он общается с природой, отдыхает, наблюдает, у него рождаются новые мысли).

Вы абсолютно правы,  и мне хочется прочитать строчки  К. Паустовского , в которых он рассказывает об ощущении осени:

СЛАЙД 11

     «Много было примет осени, но я постарался запомнить их. Одно я знал твёрдо – что никогда не забуду этой осенней горечи, чудесным образом соединённой с лёгкостью на душе и простыми и ясными мыслями.

    Чем угрюмее были тучи, волочившие по земле мокрые, обтрёпанные подолы, чем холоднее дожди, тем  свежее становилось на сердце, тем легче, как бы сами по себе, ложились на бумаге слова».

-Как вы думаете, какие стихотворные строчки  очень подходят ко 2 части рассказа «Мой дом»

«Унылая пора! Очей очарованье!

Приятна мне твоя прощальная краса!....»

                                                    А. С. Пушкин

СЛАЙД 12

Выразительное чтение рассказа «Мой дом»

  1. Обобщающая беседа.

Что, по-вашему, вкладывает К. Паустовский в понятие «Мой дом»?  Только ли это старая бревенчатая изба?

(Это и сад, и колодец, и пёс Дивный, и коты, и любопытные воробьи, и беседка, заросшая виноградом, и природа, которую он наблюдал и понимал… Это мир вокруг него…)

Согласны ли вы с утверждением Настиного папы, что о красоте природы, о чувствах , которые она вызывает, можно писать и прозой?                                                                        

  1.  Домашнее задание.

СЛАЙД 13

Те, кто любит рисовать, нарисуют иллюстрацию к картине, которая вас особенно впечатлила.

Рома, Богдан и Яна попробуют подобрать музыкальное сопровождение к этому рассказу.

Выполнить задание в литературной тетради под №2 и4 с. 29

Выписать на страничку ОСЕНЬ цитаты, которые особенно понравились.

Подробный пересказ 2 части по плану ( по одному фрагменту.)6 человек.

Выразительное чтение рассказа.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Подготовила Хоменко В.Г. Учитель начальных классов ГБОУ гимназии 446 2012г. Презентация к уроку литературного чтения для 3 класса по УМК 2100 К. Паустовский «Мой дом»

Слайд 2

Художники, музыканты, писатели- используют свои секреты для передачи красоты нашей природы.

Слайд 3

Унылая пора! Очей очарованье! Приятна мне твоя прощальная краса — Люблю я пышное природы увяданье, В багрец и в золото одетые леса, В их сенях ветра шум и свежее дыханье, И мглой волнистою покрыты небеса, И редкий солнца луч, и первые морозы, И отдаленные седой зимы угрозы. А.С. Пушкин

Слайд 4

Есть в осени первоначальной Короткая, но дивная пора — Весь день стоит как бы хрустальный, И лучезарны вечера... Пустеет воздух, птиц не слышно боле, Но далеко еще до первых зимних бурь И льется чистая и теплая лазурь На отдыхающее поле... Ф. Тютчев

Слайд 5

Осень Поспевает брусника, Стали дни холоднее, И от птичьего крика В сердце стало грустнее. Стаи птиц улетают Прочь, за синее море. Все деревья блистают В разноцветном уборе. Солнце реже смеется, Нет в цветах благовонья. Скоро Осень проснется И заплачет спросонья. Константин Бальмонт

Слайд 6

ПАУСТОВСКИЙ КОНСТАНТИН ГЕОРГИЕВИЧ (1892-1968) «Учитесь у героев книг любить нашу землю — ее поля и леса, ее города и заводы, ее небо, ее реки, ее язык и искусство».

Слайд 7

Константин Георгиевич Паустовский «Мой дом». Рассказ

Слайд 8

Словарная работа . Обшитая серым тёсом досками Частокол забор, где колья или доски расположены близко друг к другу – часто, а щели между ними узкие. Западня ловушка. Берут дом в осаду т. е. окружают его со всех сторон. Кукан с рыбой со всей силы В цепиться мертвой хваткой З астигнутые врасплох бечёвка, на которую нанизывают пойманную рыбу неожиданно, внезапно О блетающий сад

Слайд 10

Самостоятельное чтение 1.Прочитайте 2часть рассказа. Разбейте её на картины. 2.Составьте план. 1.Беседка в глубине сада. 2.Ночной осенний дождь. 3.Туманный рассвет и бодрящий душ. 4.Песня сверчка. 5.Уход на рассвете. 6.Затерянность в огромном мире.

Слайд 11

«Чем угрюмее были тучи, волочившие по земле мокрые, обтрёпанные подолы, чем холоднее дожди, тем свежее становилось на сердце, тем легче, как бы самим по себе , ложились на бумаге слова». К. Паустовский Ф.А.Васильев. «Перед дождем

Слайд 12

Домашнее задание: 1.Подобрать музыкальное сопровождение к рассказу. 2.Нарисовать иллюстрацию к картине, которая вас особенно впечатлила. 3.Выписать на страничку «Осень» цитаты, которые вам очень понравились. 4.Учащиеся 2 колонки готовят пересказ 2 части по плану (6 человек по одному фрагменту) 5.Всему классу подготовить выразительное чтение рассказа.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Разработка урока и презентация к уроку и презентация к уроку

Разработка урока по родной (башкирской) литературе в 5 классе "Әсикмәк" и презентация к уроку...

Урок по самопознанию "Наши эмоции" + презентация Урок (Риккель Л. И.), презентация (Зайцева С. А.)

Тема: Я и мои эмоции.Цель: коррекция и развитие эмоционально – волевой сферы.Задачи: познакомить детей с эмоциями;  учить определять эмоциональные состояния других людей; развивать умение владеть...

презентация "Мультимедийные презентации, как средство формирования знаний у учащихся" Презентация к защите диплома

МУЛЬТИМЕДИЙНЫЕ ПРЕЗЕНТАЦИИ КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ ЗНАНИЙ У УЧАЩИХСЯ НА УРОКАХ В СПЕЦИАЛЬНОЙ (КОРРЕКЦИОННОЙ) ШКОЛЕ 8 ВИДАсодержание :•Актуальность проблемы•Цель исследования•Объект и предмет •...

Публичная презентация общественности и профессиональному сообществу результатов педагогической деятельности. Формирование УУД в урочной и внеурочной деятельности (презентация)

Презентация. Современные образовательные технологии как один из способов формирования УУД . Проблемно-диалогическая технология. ТЕхнология продуктивного чтения....

Презентация к уроку окружающего мира ,1 класс ,УМК "Школа России" Как путешествует письмо".Презентацию подготовила Евсеева Ирина Викторовна, учитель ГБОУ лицея №408

Из презентации дети узнают какой путь письмо проходит от отправителя к получателю. Поможет детям узнать это Муравьишко и Мудрая Черепаха....

Публичная презентация общественности и профессиональному сообществу результатов педагогической деятельности. Городское методическое объединение . Презентация

Методическая деятельность – управляемый, ресурсообеспеченный процесс совместной деятельности методиста и педагогов по обеспечению условий качественной реализации ими образовательных услуг...

Презентация на тему: "Работа над мелкой моторикой рук в начальной школе Из опыта работы учителя начальных классов «МАОУ СОШ №1 с. Александровское,Александровского района Томской области» Гагиной Ольги Борисовны — Транслит презентации:

Презентация на тему: "Работа над мелкой моторикой рук в начальной школе Из опыта работы учителя начальных классов «МАОУ  СОШ  №1 с. Александровское,Александровского района Томской обла...