Авторская поэзия: обращение к фольклору. С. Черный "Колыбельная"
план-конспект урока по чтению (2 класс) по теме

Урок литературного чтения во 2 классе (система Занкова)

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл sasha_chernyy.docx26.99 КБ

Предварительный просмотр:

Технологическая карта урока

Учебный предмет

Литературное чтение

Класс:

2

Школа:

МОУ СОШ № 73

Учитель:

Сарсенова М.А.

УМК

Система развивающего обучения Л.В.Занкова

Тема урока:

Авторская поэзия: обращение к фольклору. С. Черный. «Колыбельная»

Цель урока:

создать условия для формирования  понятия «Авторская поэзия: обращение к фольклору»

Планируемый результат обучения        

В результате изучения темы обучающиеся  

- познакомятся  с колыбельными песнями;

-будут иметь представление о том, как авторы используют в своем творчестве малые жанры фольклора;

-будут исследовать связь авторской поэзии с фольклором;

-откроют для себя красоту народной поэзии.

Личностные УУД

У обучающихся будут сформированы:

-интерес к содержанию доступных художественных произведений, к миру чувств человека, отраженных в художественном тексте;

-понимание значения чтения для себя и в жизни близких ребенку людей, восприятие уклада жизни своей семьи;

-чувство доброжелательности, доверия, внимательности.

Регулятивные УУД

Обучающийся научится:

принимать и сохранять учебную задачу;

• планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей;

• оценивать правильность выполнения действий;

• адекватно воспринимать предложения и оценку учителя, товарищей.

• основам смыслового восприятия художественных текстов, выделять существенную информацию из текстов;

• осуществлять анализ произведений с выделением существенных и несущественных признаков.

Познавательные УДД

Обучающийся научится:

-обобщать и классифицировать учебный материал,

формулировать несложные выводы;

-находить в тексте ответ на заданный вопрос.

Коммуникативные УУД

Обучающийся научится:

• учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;

• формулировать собственное мнение и позицию;

• договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности;

• адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач, владеть диалогической формой речи, допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной, и ориентироваться на позицию партнёра в общении и взаимодействии;

Основные понятия

Колыбельная песня, колыбель, авторская поэзия

Межпредметные связи

Риторика, русский язык, музыка.

Ресурс

1.Учебник В.Ю. Свиридова «Литературное чтение» ,2часть.

2.Презентация к уроку.

3.Демонстрационный и  раздаточный материал

Этапы урока

Формируемые УДД

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Организационный момент.

Регулятивные:

- уметь слушать в соответствии с целевой установкой;

 Сегодня у нас необычный урок.

И знанья твои пригодятся, дружок.

Самоконтроль готовности.

Настрой на работу.

1этап до чтения

А.Актуализация знаний, появление темы, проблемы урока.

Б.Антиципация чтения.

Познавательные:

- уметь ориентироваться в своей системе знаний.

Регулятивные:

-принимать и сохранять учебную задачу.

Коммуникативные:

- уметь оформлять свои мысли в устной форме.

(Звучит мелодия А.Островского «Спят усталые игрушки»)          (СЛАЙД№1)

-Вы, наверное, удивились, что в начале урока прозвучала мелодия из детской телепередачи «Спокойной ночи, малыши».

   Ведь вы уже не малыши и уже 2 год ходите в школу. Песенка вернула вас к тому прекрасному времени, когда вы были совсем маленькими и засыпали под эту мелодию из любимой передачи или мамину колыбельную.

  -Как вы думаете, о чем речь сегодня пойдет на уроке?

 -Сегодня мы познакомимся с еще одним жанром фольклора-колыбельной песней.

   -А кто знает, почему эти песни называются колыбельными?

(Колыбель - качающаяся кроватка для ребенка)                 (СЛАЙД №2)

Каково же главное назначение колыбельных песен?

(Главное назначение колыбельных песен - успокоить малыша, помочь ему уснуть.)

(ШКАТУЛКА С КЛЮЧИКАМИ)

Ведь любая простая, на первый взгляд, колыбельная,  как чудесная шкатулка, закрытая золотыми ключиками. В ней есть секреты. Открыть  их - наша задача. У вас  на партах лежат  листочки с колыбельными песнями. Прочтите их. (Чтение колыбельных песен по 6 группам)

1.Каким чувством пронизаны колыбельные песни? Докажите.

(Любовь, нежность) (СЛАЙД №3)

2.Каким образом мы это узнаем?

(Ласковые обращения) (СЛАЙД №4)

3.О чем в ней обычно поется?

(Убаюкивание, усыпление) 

(СЛАЙД №5)

4.Кого мы постоянно в них встречаем? Опишите, как вы представляете себе этих персонажей? (Сон, Дрема, Угомон)

(Фантастические существа)

 (СЛАЙД №6)

5.Рядом с фантастическими существами мы видим волчка, а чаще всего-кота.

Что они делают?

(Птицы и животные) (СЛАЙД №7)

6.Какие слова часто повторяются? Что они обозначают? Кстати, как вы думаете, откуда взялись слова «бай», «баю»?

(Повтор, ритм, баюкальные слова) (СЛАЙД №8)

Они образованы от старинного глагола «баять» «баить»- говорить, уговаривать. От этого глагола образовано и имя сказочного кота Баюна, который знает множество сказок, и имя знаменитого древнерусского певца Баяна (Бояна), а в честь последнего, кстати, назван известный музыкальный инструмент-баян.

 Вот и открыли наши ключики все ключики с секретом.

Перечитайте еще раз все эти секреты-сокровища колыбельных песен.

(СЛАЙД №9)

Демонстрация знаний, умений.

Принятие учебной задачи.

Свободное владение прошлым материалом. Умение работать самостоятельно, по цепочке, в парах и группах с использованием ранее изученного материала и освоенного инструментария.

Умение зафиксировать затруднение или удивление, выразить их в речи, самостоятельно сформулировать тему урока.

(Самостоятельное) поключевым словам, предшествующей тексту иллюстрации, с опорой на читательский опыт определение смысловой, тематической, эмоциональной направленности текста, выделение его героев.

Принятие целей урока, готовность к чтению и обсуждению текста.

Обращение к толковому словарю.

2этап вовремя чтения

Регулятивные:

- уметь планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей;

Познавательные:

- уметь находить ответы на вопросы в тексте;

- уметь преобразовывать информацию           из одной формы в другую (составлять ответы на вопросы);

- уметь осуществлять анализ объектов художественного произведения с выделением существенных и несущественных признаков;

- уметь определять главную мысль текста;

- уметь осуществлять поиск необходимой информации для

4.Работа по теме урока.

-Как вы думаете, а авторы в своем творчестве обращаются к этому жанру?

-Откройте учебник с.44.

-Мы познакомимся с  одним  произведением и выясним, похоже ли оно на колыбельную песню?

А) Чтение «Колыбельной» Саши Черного.(СЛАЙД №10)

(Саша Черный - псевдоним Александра Михайловича Гликберга, 1880-1932г. Родился в Одессе, потом переехал в Петербург, выпустил книги стихов: «Тук-Тук», «Живая Азбука». В его стихах очень  много юмора. Саша Черный жил  в разных европейских странах. Умер от сердечного приступа, спасая человека на пожаре.)

-Кому она исполнялась?

-Поделитесь впечатлениями.

-Какие жанры фольклора вам вспомнились, когда вы слушали это произведение?

-Прочитайте стихотворение и найдите строчки, которые помогли вспомнить эти жанры.

-Кого укладывают спать?

-Назовите полное имя мальчика?

-А на что указывает имя Васик?

Умение выразить свои чувства и мысли.

Проверка своих предположений.

Самостоятельное слежение и слушание

 Самостоятельное чтение в соответствии с программными требованиями к качеству чтения (техника и осмысленность чтения).

Умение отвечать на вопросы учителя с опорой на текст,

 аргументировать свою точку зрения.

Проявление внимания к суждениям товарищей, стремление найти и "разгадать" авторские подсказки в тексте.

3этап после чтения

выполнения учебного задания с использованием учебной литературы.

Коммуникативные:

- уметь участвовать в учебном диалоге при обсуждении прочитанного;

- уметь учитывать разные мнения и интересы и обосновывать собственную позицию;

-  уметь договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности;

- уметь осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь.

Б) Расследуйте: это  стихотворение – настоящая колыбельная?

-Какие строки делают его похожим на колыбельную?

-А какие обнаруживают его шуточный характер? Прочитайте.

-Почему смешно?

-А есть ли еще смешные строчки? Прочитайте.

-Каким чувством пронизана колыбельная песня?

-Чем она близка народному творчеству? Что позаимствовал из него поэт?

-Что привнес в песню своего?

В) Придумать авторскую колыбельную с заданными рифмами:

 (СЛАЙД №11)

Баю-баю, баю-бай                          

------------------засыпай

------------------закрывай

------------------не мешай.

Читают стихотворение  самостоятельно и вслух.

Участие в коллективной дискуссии.

Выдвижение гипотез, формулирование аргументов.

Отвечают на вопросы.

Находят ответы на вопросы в тексте.

Формулируют вывод.

Демонстрируют свои знания.

Выполнение творческого задания.

Работа в парах

Подведение итогов урока.

Рефлексия.

Познавательные:

- уметь формулировать несложные выводы, основываясь на тексте.

Личностные:

-способность к самооценке на основе критериев успешности учебной деятельности;

Регулятивные:

- уметь адекватно воспринимать оценку учителя, товарищей;

-

-Чему учились на уроке?

-Какое открытие нам удалось сделать?

- Ребята, а какими вы были сегодня на уроке читателями? Оцените свою работу (сигнальные карточки). (Критерии самооценки: «Очень хорошо» - розовый, «Хорошо» - зелёный, «Старался, но не всё получилось» -оранжевый).

- Молодцы! Вы сегодня замечательно работали на уроке. Я довольна вами.

Демонстрация главного итога: ответ на проблемный вопрос.

Оценка и рефлексия собственной и коллективной деятельности.

Домашнее задание

Регулятивные:

- уметь слушать в соответствии с целевой установкой;

А.Исследовать: стихотворение А.Барто на с.45-настоящая колыбельная или нет, и выучить наизусть.

Б. Исследовать: стихотворение А.Барто на с.45-настоящая колыбельная или нет, и сделать рисунок.

Выбор домашнего задания.

Восприятие , осмысление информации и запись домашнего задания.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Авторская поэзия. Мастерская стиха. Хокку. 4 класс

Поэзия хокку таинственна как и сама Япония. Но если учитель полюбил её, то и дети будут относиться точно также. А какие прекрасные хокку они создают! На этом уроке они знакомятся с правилами перевода,...

Авторская программа«Фольклор как средство расширения социокуль-турного опыта учащихся с интеллектуальной недостаточностью».

            Музыкальное образование является одним из разделов комплексного воспитания и развития учащихся с отклонениями в развитии. Муз...

Авторская программа«Фольклор как средство расширения социокуль-турного опыта учащихся с интеллектуальной недостаточностью».

            Музыкальное образование является одним из разделов комплексного воспитания и развития учащихся с отклонениями в развитии. Муз...

Авторская программа литературного клуба "Русский детский фольклор"

Программа литературного клуба «Русский детский фольклор» предназначена для детей начальной школы 8-9 лет. Данная программа прошла апробацию во 2 классе. Программа рассчитана на 1 час в неделю, ч...

Урок литературного чтения. Моя Вообразилия. Авторская поэзия Бориса Заходера.

Сравнение авторской поэзии и малых жанров устного народного творчества....

Японская авторская поэзия. Хоку Басё и Исса (урок литературного чтения)

Урок литературного чтения по программе Л.В. Занкова по учебнику Н. Чураковой для 3 класса. Позволяет учащимся познакомиться с необычной японской поэзией, узнать её особенности и попытаться сочинить св...