Главные вкладки

    Японская авторская поэзия. Хоку Басё и Исса (урок литературного чтения)
    план-конспект урока по чтению (3 класс) по теме

    Артёмова Елена Сергеевна

    Урок литературного чтения по программе Л.В. Занкова по учебнику Н. Чураковой для 3 класса. Позволяет учащимся познакомиться с необычной японской поэзией, узнать её особенности и попытаться сочинить своё хокку.

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

    3 класс учитель Артёмова Елена Сергеевна МОУ Гимназия №43

    Урок литературного чтения

    Автор учебника: Чуракова Н. А.

    Тема: Японская авторская поэзия. Хоку Басё и Исса.

    Тип урока: урок получения новых знаний

    Цель: Формирование ценностного отношения к японской авторской поэзии и к самостоятельной познавательно-учебной деятельности по практическому применению правил создания хокку.

    Задачи: 1. Продолжить работу по формированию у детей представления о том, что такое художественный образ.

                  2. Обогащать словарный запас и продолжить пополнение знаний о смысловой функции речи.

                  3. Развитие навыков коллективного труда, формировать умение учащихся работать  в группе.

    Результаты:  

    Предметные:   1.Учащиеся должны продолжить знакомство с историческими предпосылками возникновения хокку, увидеть взаимосвязь поэзии с изобразительным искусством и музыкой.

                            2. Учащиеся должны  осознать, что наблюдательными нас делает не зрение, а сердце и любовь.

    Метопредметные:  1.Учащиеся должны научиться находить лирический образ, через переживания, выражение чувств и мыслей автора в связи с различными жизненными впечатлениями.

                                     2. Проводить наблюдения над стилистическими особенностями текста, с целью понимания особенностей японской поэзии.

    Личностные: 1. Формирование критического отношения к результатам работы в группе, умение взаимодействовать с окружающими.

    Оборудование: Японская народная музыка, музыка живой природы; иллюстрации японских гравюр, памятка «Правила работы в группе», памятка «Правила создания хокку»; таблички с названием литературных приёмов;

    Этапы урока

    цель

    Деятельность педагога

    Деятельность обучающихся

    результат

    оценка

    1.организационный момент

    1-2мин.

    Подготовить учащихся к работе на уроке

    Проверка готовности к уроку.

    Включить музыкальное произведение (японская музыка)

    Проверка готовности к уроку; прослушивание мелодии.

    Полная готовность учащихся к уроку

    2.Актуализация знаний

    6 мин.

    Подготовить учащихся к восприятию новых знаний

    1. При прослушивании мелодии образ, какой страны возник у вас перед глазами? Почему?
    2. Какие ассоциации возникают при названии этой страны?

    Конечно, культура Японии богата и самобытна, мы много уже о ней знаем из уроков изобразительного искусства, музыки и, конечно, литературного чтения.


    Сможете ли вы определить, чем мы сегодня будем заниматься на уроке?


    Прочитайте про себя высказывание Ки-но Цураюки. Подумайте над вопросом: Зависит ли восприятие литературного произведения от национальности человека, от места его рождения? Мы вернёмся к этому вопросу в конце урока.

    1. Япония. Звучат народные инструменты. Звуки музыки по характеру соответствуют Японии - протяжные, спокойные (флейта, лютня), прерывающиеся звуками барабана.
    2. икебана, сабо, кимоно, оригами, сакура, самурай, хокку…


    Так как мы говорили о Японии, то скорей всего мы будем продолжать знакомиться с хокку.


    «Пусть в России и  у нас говорят на разных языках, но если отражение луны одинаково, могут ли быть разными сердца людей?» (высказывание на доске)

    Готовность к восприятию новых знаний

    3.Усвоение новых знаний, формирование умений 15мин-20 минут

    Актуализация знаний. Подготовка к восприятию

    На доске записаны два высказывания: 1. Пролетела над крылечком

    Паутина с паучком,

    И берёза, как сердечком

    Каждым дрогнула листком.

    2.Не из обычных людей

    тот, которого манит

    дерево без цветов.

    1. Определите жанр произведений. Почему вы так считаете?

    2.О чём говорится в этом стихотворении? Может ли кто-нибудь назвать автора  стихотворения? (подсказка: юбилей какого поэта мы отмечали в нашей школе?)

    3. Что такое хокку?



    4. Почему эти высказывания мы можем поставить в один ряд?



    5. Важно ли в    проявлении чувств любви к Родине место, где родились и  живут люди?




    6. Что труднее воспринимать стихотворение или хокку?

    Вывод нашего прошлого урока о том, что природа живая, она дышит, пульсирует, движется относится к хокку?


    Сегодня мы пронаблюдаем, как японские поэты близко воспринимают мир природы и какие точные образы создают.


    Работа с учебником (страница 113)


    7. Есть ли особенности чтения хокку?

    Необходимо проникнуться состоянием «саби» - покой, гармония, созерцание.

    Чтение учителем хокку Басё:

    «Уродливый ворон –

    И он прекрасен на первом снегу

    В зимнее утро!»

    1. Есть ли в этом стихотворении какие-нибудь поэтические приёмы, помогающие воссоздать образ: сравнение, эпитеты, метафора? (на доске таблички с названием приёмов)

    2.Вы ясно представляете картину, которую рисует поэт?

    На чём держится этот образ? Что позволяет чётко представить этого ворона?

    В написании этого произведения автор использовал приём контраста.

    Приём контраста – этим подчёркивается красота мира. (табличка на доске)

    3. Вам приходилось видеть красную луну?

    Чтение второго хокку учеником. Читаем с состоянием «саби», обращая внимание на знаки препинания.

    Понравилось?

    4. Чем вы объясните употребление восклицательных знаков во втором трёхстишии?

    5. Почему Исса обращается именно к детям, а не просто к людям?

    Сама красная луна – это так красиво и кажется чем-то нереальным, каким-то чудом. Должен быть у этого чуда хозяин. Но хозяином может быть только, тот, кто сам верит в чудеса и живёт в мире чудес.

    6. Если мы заменим слово «дети» на «люди» поменяется ли смысл?

    7. Сравните начальные строчки в 1 и 2 хокку. Вы сразу видите образы, созданные поэтом?

    8. Можно ли сказать, что оба поэта сразу указывают, на что надо смотреть, чему удивляться?

    Значит, можем мы сказать, что все слова и знаки препинания в трёхстишиях важны?

    9. Можем мы сказать, что в любом поэтическом произведении поэт пытается передать нам свои чувства, отношение к явлениям через создание художественного образа?


    Давайте проверим и сравним. Откроем учебник на странице 114 и прочитаем про себя стихотворения русского поэта Андрея Вознесенского, который очень любит и ценит японские хокку и также ярко воспринимает мир, но уже русской природы.











    1. Вы представляете те образы, которые создал поэт? Увидели ли вы их? Поделитесь своими мыслями.









    2. Каким приёмом Андрей Вознесенский пользуется в первом стихотворении? А во втором?


    3. Можно ли найти что-то общее в произведениях Вознесенского с хокку?





    4. Что помогает поэтам замечать неброскую красоту?

    5. Какое сильное чувство наделяет глаза поэтов особым зрением?

    6. Правильно ли авторы учебника разместили все эти произведения в теме «Мир просит тебя, открой меня заново!»? Почему?

    1. Первое высказывание это стихотворение, а второе - хокку. В стихотворении есть рифма, используется литературный приём - сравнение.

    Хокку – это нерифмованное японское трёхстишие. Практически не используются литературные приёмы.


    2. О любви к Родине. В нашей школе проходил праздник, посвящённый 80- летию  со дня рождения Тимофея Белозёрова.


    3. Японская поэзия, нерифмованное трёхстишие, авторское произведение.

    4. В них говорится об одном и том же – любви к Родине, это мудрость разных народов.

    5. Да, потому что все люди любят место, где они родились и выросли. Это место напоминает о близких родных людях, о детских впечатлениях.

    6.Хокку, так как это чужая культура и авторское произведение поэтов, которые жили  давно.

    Да, так как хокку неразрывно связано с природой.










    7. Медленно, соблюдая знаки препинания.









    Эпитет – уродливый





    Различные отзывы детей

    Снег










    Чтение подготовленным учеником.

    «Красная луна!

    Кто владеет ею, дети,

    Дайте мне ответ!»

    3.Ответы учащихся

    4.Особой интонацией автор хотел привлечь наше внимание к художественному образу.

    5.Дети лучше понимают, тоньше чувствуют, верят в чудеса, в волшебство.








    Да. Потому что не будет этой настоящей  веры в чудо.


    Да. Так как приём контраста помогает это сделать.


    Да



    То, что задумал автор он и передал с помощью слов и знаков препинания.

    9. Используя, определённые литературные приёмы каждый автор, пытается донести до нас определённый художественный образ.



    Самостоятельное чтение учащимися про себя.

    Выразительное чтение учащимися стихотворений.

    «На спинку божия коровка

    легла с коричневым брюшком,

    как чашка красная в горошек

    налита стынущим чайком».


    «С ясеней, вне спасенья,

    вкось семена летят –

    клюшечками хоккейными

    валятся на асфальт».





    1.Божья коровка перевернулась и начала шевелить ножками. И эта картина вызвала у автора ассоциацию с красной чашкой чая.

    Семена, которые висят на ветках ясеня, под дуновением ветерка падают на асфальт. По своей форме они напоминают хоккейные клюшки.


    2.В первом стихотворении - сравнение, а во втором- метафора. (как чашка; хоккейные клюшечки)

    3. Да. Стихотворения А. Вознесенского состоят из 4-х строчек, в них также автор создаёт определённый художественный образ и также при чтении чувствуется настроение «саби».

    4. Наблюдательность. Поэты замечают то, мимо чего мы проходим.

    5.Это чувство любви.


    6.Смотря, уже на знакомые предметы и явления мы с удивлением, открываем в них новые качества и черты. И понимаем, что они прекрасны.

    На практике увидеть особенности построения хокку, правила его создания. Уметь анализировать тексты.

    4.Закрепление знаний, выработка умений.

    10мин

    Обеспечить усвоение новых знаний на уровне применения в знакомой ситуации

    Я предлагаю вам выступить   в роли поэтов, сочиняющих хокку, и постараемся понять важность слов и знаков и значение художественного образа.

    Каждой группе предлагается хокку Басё, но 3 строка не дописана. Вам нужно предложить вариант окончания хокку. Важно постараться сохранить по возможности настрой автора, его интонацию и смысл стихотворения.

    1. Повторить правила работы в группе.
    2.  Повторить правила создания хокку.
    3. Предложить свой вариант окончания хокку.
    4. Сравнить с оригиналом и определить, какая группа наиболее близка к нему. ( критерий оценки работы)

         

    Учащиеся читают полученные хокку, происходит сравнение с оригиналом.

     













    Ребята работают по группам, весь этап работы сопровождается тихой музыкой живой природы (птицы, кузнечики и т.д.)

    1 группа

    «Нынче выпал ясный день

    Но откуда брызжут капли!

    ( В небе облака клочок)»

    2 группа

    «Цветы увяли

    Сыплются, падают семена,

    ( Как будто слёзы)»

    3 группа

    «Старый пруд

    Прыгнула в воду лягушка

    (Всплеск в тишине)»

    4 группа

    «Как быстро летит луна

    На неподвижных ветках

    (Повисли капли дождя»)

    Использование полученных знаний для создания хокку

    5.Обобщение и систематизация

    3-5мин

    Обобщение полученных знаний по теме

    1. Легко ли было выступать в роли поэта? Почему?
    2. Давайте вернёмся к эпиграфу урока и попробуем сделать вывод.


    Можем ли мы русские люди понять произведения японских, английских и других авторов?

    Нет. Так как важно знать много правил и особенностей создания хокку. А также представлять какой художественный образ имел в виду автор.

    Люди чувствуют и понимают прекрасное одинаково.

    6. Информация о домашнем задании

    1мин

    Обеспечить понимание домашнего задания

    Нарисовать рисунок к одному из хокку

                                                                                   ПАМЯТКА

                                                                   ПРАВИЛА НАПИСАНИЯ ХОККУ

              ЦЕЛЬ ХОККУ:

    В некрасивом - красивое, в простом – сложное, в частичном – целое, в малом – великое, в привычном – неожиданное. Не останься равнодушным.

    1. Создаётся картинка-образ

    а) пейзажи, яркие моменты жизни, смешные случаи, переживания и др.

    б) картинка-образ должна воздействовать на чувства читателя.

     2.Наличие сезонного слова – «киго».

    Обязательное упоминание о времени года. В Японии 12 сезонов и разделяют их по периодам цветения растений.

    3.Стихи не рифмуются.

    4. Трёхстишие 5-7-5

    1 строфа – 5 слогов «Где?»

    2 строфа -7 слогов «Что?

    3 строфа -5 слогов «Когда?»

     5.Косвенное указание лучше, чем прямое. Скрытый смысл «шарф», а не «зимний вечер».

     6.Стихи часто заканчиваются многоточием.

                                                  НЕ ПРИНЯТО ИСПОЛЬЗОВАТЬ:

    1. эпитеты (прекрасный, …) и названия чувств (любовь, одиночество…).
    2. метафоры и сравнения
    3. антропоморфизм – одушевление неодушевлённых предметов («улыбка месяца»)
    4. поэзии хокку свойственна объективность, не часто звучит слово «я».

                                                               

                                                          ПРАВИЛА РАБОТЫ В МИКРОГРУППЕ

    1.Говорить коротко и только по делу.

    2. Работают все и никто не отмалчивается.

    3. Никому не отказывать в слове.

    5. Относится ко всем доброжелательно, терпимо, вежливо, принципиально.

    6. Учитесь применять позицию другого участника группы.

    7. Прав тот, кто научно обосновал свою позицию.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    урок литературного чтения 4 класс "Кобаяси Исса. Хокку про гусей Японии"

    Урок литературног чтения в 4 классе по учебнику Чураковой...

    Урок литературного чтения "Изучение японской поэзии в жанре хокку".

    Урок литературного чтения в 4 классе "Изучение японской поэзии в жанре хокку" (технология развития критического мышления)....

    Урок литературного чтения. Моя Вообразилия. Авторская поэзия Бориса Заходера.

    Сравнение авторской поэзии и малых жанров устного народного творчества....

    Урок литературного чтения на тему:"Мир природы глазами японского поэта Кобаяси Иссы"

    Конспект урока по литературному чтению в 4-м классе на тему:"Мир природы глазами японского поэта Кобаяси Иссы".Цель урока: дать понятие японского стихотворения - хокку и учить его анализировать....

    Урок литературного чтения для 4 класса на тему: «Художественный образ в поэтическом тексте. Японские трёхстишия , хокку Басё и Тиё.».

    Данная разработка поможет при изучении темы "Художественный образ в поэтическом тексте. Японские трёхстишия , хокку Басё и Тиё."...

    Конспект урока литературного чтения "Знакомство с японской поэзией в жанре хокку"

    Конспект урока, проведённого в 4 классе с групповыми формами работы....