Японская авторская поэзия. Хоку Басё и Исса (урок литературного чтения)
план-конспект урока по чтению (3 класс) по теме

Артёмова Елена Сергеевна

Урок литературного чтения по программе Л.В. Занкова по учебнику Н. Чураковой для 3 класса. Позволяет учащимся познакомиться с необычной японской поэзией, узнать её особенности и попытаться сочинить своё хокку.

Скачать:


Предварительный просмотр:

3 класс учитель Артёмова Елена Сергеевна МОУ Гимназия №43

Урок литературного чтения

Автор учебника: Чуракова Н. А.

Тема: Японская авторская поэзия. Хоку Басё и Исса.

Тип урока: урок получения новых знаний

Цель: Формирование ценностного отношения к японской авторской поэзии и к самостоятельной познавательно-учебной деятельности по практическому применению правил создания хокку.

Задачи: 1. Продолжить работу по формированию у детей представления о том, что такое художественный образ.

              2. Обогащать словарный запас и продолжить пополнение знаний о смысловой функции речи.

              3. Развитие навыков коллективного труда, формировать умение учащихся работать  в группе.

Результаты:  

Предметные:   1.Учащиеся должны продолжить знакомство с историческими предпосылками возникновения хокку, увидеть взаимосвязь поэзии с изобразительным искусством и музыкой.

                        2. Учащиеся должны  осознать, что наблюдательными нас делает не зрение, а сердце и любовь.

Метопредметные:  1.Учащиеся должны научиться находить лирический образ, через переживания, выражение чувств и мыслей автора в связи с различными жизненными впечатлениями.

                                 2. Проводить наблюдения над стилистическими особенностями текста, с целью понимания особенностей японской поэзии.

Личностные: 1. Формирование критического отношения к результатам работы в группе, умение взаимодействовать с окружающими.

Оборудование: Японская народная музыка, музыка живой природы; иллюстрации японских гравюр, памятка «Правила работы в группе», памятка «Правила создания хокку»; таблички с названием литературных приёмов;

Этапы урока

цель

Деятельность педагога

Деятельность обучающихся

результат

оценка

1.организационный момент

1-2мин.

Подготовить учащихся к работе на уроке

Проверка готовности к уроку.

Включить музыкальное произведение (японская музыка)

Проверка готовности к уроку; прослушивание мелодии.

Полная готовность учащихся к уроку

2.Актуализация знаний

6 мин.

Подготовить учащихся к восприятию новых знаний

  1. При прослушивании мелодии образ, какой страны возник у вас перед глазами? Почему?
  2. Какие ассоциации возникают при названии этой страны?

Конечно, культура Японии богата и самобытна, мы много уже о ней знаем из уроков изобразительного искусства, музыки и, конечно, литературного чтения.


Сможете ли вы определить, чем мы сегодня будем заниматься на уроке?


Прочитайте про себя высказывание Ки-но Цураюки. Подумайте над вопросом: Зависит ли восприятие литературного произведения от национальности человека, от места его рождения? Мы вернёмся к этому вопросу в конце урока.

  1. Япония. Звучат народные инструменты. Звуки музыки по характеру соответствуют Японии - протяжные, спокойные (флейта, лютня), прерывающиеся звуками барабана.
  2. икебана, сабо, кимоно, оригами, сакура, самурай, хокку…


Так как мы говорили о Японии, то скорей всего мы будем продолжать знакомиться с хокку.


«Пусть в России и  у нас говорят на разных языках, но если отражение луны одинаково, могут ли быть разными сердца людей?» (высказывание на доске)

Готовность к восприятию новых знаний

3.Усвоение новых знаний, формирование умений 15мин-20 минут

Актуализация знаний. Подготовка к восприятию

На доске записаны два высказывания: 1. Пролетела над крылечком

Паутина с паучком,

И берёза, как сердечком

Каждым дрогнула листком.

2.Не из обычных людей

тот, которого манит

дерево без цветов.

1. Определите жанр произведений. Почему вы так считаете?

2.О чём говорится в этом стихотворении? Может ли кто-нибудь назвать автора  стихотворения? (подсказка: юбилей какого поэта мы отмечали в нашей школе?)

3. Что такое хокку?



4. Почему эти высказывания мы можем поставить в один ряд?



5. Важно ли в    проявлении чувств любви к Родине место, где родились и  живут люди?




6. Что труднее воспринимать стихотворение или хокку?

Вывод нашего прошлого урока о том, что природа живая, она дышит, пульсирует, движется относится к хокку?


Сегодня мы пронаблюдаем, как японские поэты близко воспринимают мир природы и какие точные образы создают.


Работа с учебником (страница 113)


7. Есть ли особенности чтения хокку?

Необходимо проникнуться состоянием «саби» - покой, гармония, созерцание.

Чтение учителем хокку Басё:

«Уродливый ворон –

И он прекрасен на первом снегу

В зимнее утро!»

1. Есть ли в этом стихотворении какие-нибудь поэтические приёмы, помогающие воссоздать образ: сравнение, эпитеты, метафора? (на доске таблички с названием приёмов)

2.Вы ясно представляете картину, которую рисует поэт?

На чём держится этот образ? Что позволяет чётко представить этого ворона?

В написании этого произведения автор использовал приём контраста.

Приём контраста – этим подчёркивается красота мира. (табличка на доске)

3. Вам приходилось видеть красную луну?

Чтение второго хокку учеником. Читаем с состоянием «саби», обращая внимание на знаки препинания.

Понравилось?

4. Чем вы объясните употребление восклицательных знаков во втором трёхстишии?

5. Почему Исса обращается именно к детям, а не просто к людям?

Сама красная луна – это так красиво и кажется чем-то нереальным, каким-то чудом. Должен быть у этого чуда хозяин. Но хозяином может быть только, тот, кто сам верит в чудеса и живёт в мире чудес.

6. Если мы заменим слово «дети» на «люди» поменяется ли смысл?

7. Сравните начальные строчки в 1 и 2 хокку. Вы сразу видите образы, созданные поэтом?

8. Можно ли сказать, что оба поэта сразу указывают, на что надо смотреть, чему удивляться?

Значит, можем мы сказать, что все слова и знаки препинания в трёхстишиях важны?

9. Можем мы сказать, что в любом поэтическом произведении поэт пытается передать нам свои чувства, отношение к явлениям через создание художественного образа?


Давайте проверим и сравним. Откроем учебник на странице 114 и прочитаем про себя стихотворения русского поэта Андрея Вознесенского, который очень любит и ценит японские хокку и также ярко воспринимает мир, но уже русской природы.











  1. Вы представляете те образы, которые создал поэт? Увидели ли вы их? Поделитесь своими мыслями.









2. Каким приёмом Андрей Вознесенский пользуется в первом стихотворении? А во втором?


3. Можно ли найти что-то общее в произведениях Вознесенского с хокку?





4. Что помогает поэтам замечать неброскую красоту?

5. Какое сильное чувство наделяет глаза поэтов особым зрением?

6. Правильно ли авторы учебника разместили все эти произведения в теме «Мир просит тебя, открой меня заново!»? Почему?

1. Первое высказывание это стихотворение, а второе - хокку. В стихотворении есть рифма, используется литературный приём - сравнение.

Хокку – это нерифмованное японское трёхстишие. Практически не используются литературные приёмы.


2. О любви к Родине. В нашей школе проходил праздник, посвящённый 80- летию  со дня рождения Тимофея Белозёрова.


3. Японская поэзия, нерифмованное трёхстишие, авторское произведение.

4. В них говорится об одном и том же – любви к Родине, это мудрость разных народов.

5. Да, потому что все люди любят место, где они родились и выросли. Это место напоминает о близких родных людях, о детских впечатлениях.

6.Хокку, так как это чужая культура и авторское произведение поэтов, которые жили  давно.

Да, так как хокку неразрывно связано с природой.










7. Медленно, соблюдая знаки препинания.









Эпитет – уродливый





Различные отзывы детей

Снег










Чтение подготовленным учеником.

«Красная луна!

Кто владеет ею, дети,

Дайте мне ответ!»

3.Ответы учащихся

4.Особой интонацией автор хотел привлечь наше внимание к художественному образу.

5.Дети лучше понимают, тоньше чувствуют, верят в чудеса, в волшебство.








Да. Потому что не будет этой настоящей  веры в чудо.


Да. Так как приём контраста помогает это сделать.


Да



То, что задумал автор он и передал с помощью слов и знаков препинания.

9. Используя, определённые литературные приёмы каждый автор, пытается донести до нас определённый художественный образ.



Самостоятельное чтение учащимися про себя.

Выразительное чтение учащимися стихотворений.

«На спинку божия коровка

легла с коричневым брюшком,

как чашка красная в горошек

налита стынущим чайком».


«С ясеней, вне спасенья,

вкось семена летят –

клюшечками хоккейными

валятся на асфальт».





1.Божья коровка перевернулась и начала шевелить ножками. И эта картина вызвала у автора ассоциацию с красной чашкой чая.

Семена, которые висят на ветках ясеня, под дуновением ветерка падают на асфальт. По своей форме они напоминают хоккейные клюшки.


2.В первом стихотворении - сравнение, а во втором- метафора. (как чашка; хоккейные клюшечки)

3. Да. Стихотворения А. Вознесенского состоят из 4-х строчек, в них также автор создаёт определённый художественный образ и также при чтении чувствуется настроение «саби».

4. Наблюдательность. Поэты замечают то, мимо чего мы проходим.

5.Это чувство любви.


6.Смотря, уже на знакомые предметы и явления мы с удивлением, открываем в них новые качества и черты. И понимаем, что они прекрасны.

На практике увидеть особенности построения хокку, правила его создания. Уметь анализировать тексты.

4.Закрепление знаний, выработка умений.

10мин

Обеспечить усвоение новых знаний на уровне применения в знакомой ситуации

Я предлагаю вам выступить   в роли поэтов, сочиняющих хокку, и постараемся понять важность слов и знаков и значение художественного образа.

Каждой группе предлагается хокку Басё, но 3 строка не дописана. Вам нужно предложить вариант окончания хокку. Важно постараться сохранить по возможности настрой автора, его интонацию и смысл стихотворения.

  1. Повторить правила работы в группе.
  2.  Повторить правила создания хокку.
  3. Предложить свой вариант окончания хокку.
  4. Сравнить с оригиналом и определить, какая группа наиболее близка к нему. ( критерий оценки работы)

     

Учащиеся читают полученные хокку, происходит сравнение с оригиналом.

 













Ребята работают по группам, весь этап работы сопровождается тихой музыкой живой природы (птицы, кузнечики и т.д.)

1 группа

«Нынче выпал ясный день

Но откуда брызжут капли!

( В небе облака клочок)»

2 группа

«Цветы увяли

Сыплются, падают семена,

( Как будто слёзы)»

3 группа

«Старый пруд

Прыгнула в воду лягушка

(Всплеск в тишине)»

4 группа

«Как быстро летит луна

На неподвижных ветках

(Повисли капли дождя»)

Использование полученных знаний для создания хокку

5.Обобщение и систематизация

3-5мин

Обобщение полученных знаний по теме

  1. Легко ли было выступать в роли поэта? Почему?
  2. Давайте вернёмся к эпиграфу урока и попробуем сделать вывод.


Можем ли мы русские люди понять произведения японских, английских и других авторов?

Нет. Так как важно знать много правил и особенностей создания хокку. А также представлять какой художественный образ имел в виду автор.

Люди чувствуют и понимают прекрасное одинаково.

6. Информация о домашнем задании

1мин

Обеспечить понимание домашнего задания

Нарисовать рисунок к одному из хокку

                                                                               ПАМЯТКА

                                                               ПРАВИЛА НАПИСАНИЯ ХОККУ

          ЦЕЛЬ ХОККУ:

В некрасивом - красивое, в простом – сложное, в частичном – целое, в малом – великое, в привычном – неожиданное. Не останься равнодушным.

1. Создаётся картинка-образ

а) пейзажи, яркие моменты жизни, смешные случаи, переживания и др.

б) картинка-образ должна воздействовать на чувства читателя.

 2.Наличие сезонного слова – «киго».

Обязательное упоминание о времени года. В Японии 12 сезонов и разделяют их по периодам цветения растений.

3.Стихи не рифмуются.

4. Трёхстишие 5-7-5

1 строфа – 5 слогов «Где?»

2 строфа -7 слогов «Что?

3 строфа -5 слогов «Когда?»

 5.Косвенное указание лучше, чем прямое. Скрытый смысл «шарф», а не «зимний вечер».

 6.Стихи часто заканчиваются многоточием.

                                              НЕ ПРИНЯТО ИСПОЛЬЗОВАТЬ:

  1. эпитеты (прекрасный, …) и названия чувств (любовь, одиночество…).
  2. метафоры и сравнения
  3. антропоморфизм – одушевление неодушевлённых предметов («улыбка месяца»)
  4. поэзии хокку свойственна объективность, не часто звучит слово «я».

                                                           

                                                      ПРАВИЛА РАБОТЫ В МИКРОГРУППЕ

1.Говорить коротко и только по делу.

2. Работают все и никто не отмалчивается.

3. Никому не отказывать в слове.

5. Относится ко всем доброжелательно, терпимо, вежливо, принципиально.

6. Учитесь применять позицию другого участника группы.

7. Прав тот, кто научно обосновал свою позицию.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

урок литературного чтения 4 класс "Кобаяси Исса. Хокку про гусей Японии"

Урок литературног чтения в 4 классе по учебнику Чураковой...

Урок литературного чтения "Изучение японской поэзии в жанре хокку".

Урок литературного чтения в 4 классе "Изучение японской поэзии в жанре хокку" (технология развития критического мышления)....

Урок литературного чтения. Моя Вообразилия. Авторская поэзия Бориса Заходера.

Сравнение авторской поэзии и малых жанров устного народного творчества....

Урок литературного чтения на тему:"Мир природы глазами японского поэта Кобаяси Иссы"

Конспект урока по литературному чтению в 4-м классе на тему:"Мир природы глазами японского поэта Кобаяси Иссы".Цель урока: дать понятие японского стихотворения - хокку и учить его анализировать....

Урок литературного чтения для 4 класса на тему: «Художественный образ в поэтическом тексте. Японские трёхстишия , хокку Басё и Тиё.».

Данная разработка поможет при изучении темы "Художественный образ в поэтическом тексте. Японские трёхстишия , хокку Басё и Тиё."...

Конспект урока литературного чтения "Знакомство с японской поэзией в жанре хокку"

Конспект урока, проведённого в 4 классе с групповыми формами работы....