Главные вкладки

    урок Шим "Чем пахнет весна"
    методическая разработка (чтение) на тему

    Шовгенова Елена Александровна

    содержит разработку урока и презентацию к уроку

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл moy_urok.docx28.66 КБ
    Файл eduard_shim.pptx918.9 КБ

    Предварительный просмотр:

    Тема урока: Эдуард Шим  « Чем пахнет весна».

    Цели урока:

    -научить учащихся самостоятельно применять ЗУН и осуществлять их перенос в новые условия.

    -формирование УУД, с помощью рассказа Эдуард Шим  « Чем пахнет весна».

    Задачи:

    1. образовательные: отрабатывать читательские умения (находить описание явлений природы, предметов, учить сочинять сказку , рассказ по заданной теме);
    2. развивающие: развивать эмоционально - интеллектуальные способности, посредством читательских умений и учебной деятельности.
    3. воспитательные: посредством данного текста прививать любовь  к природе;

    Учебные умения:

    • выражать при чтении своё отношение к весенней природе;

    • подмечать приметы и краски весны.

    Характеристика деятельности учащихся:

    • воспринимать на слух в исполнении учителя художественные тексты.

    • отвечать на вопросы по содержанию прослушанного;

    • объяснять смысл заглавия произведения;

    • характеризовать особенности прослушанного произведения: определять жанр, раскрывать последовательность развития сюжета;

    • читать про себя: осознавать прочитанный текст, отвечать на вопросы, используя текст;

    • читать выразительно произведение, используя интонацию, паузы;

    • находить в тексте описание, приметы;

    • создавать устно небольшой рассказ;

    • сравнивать свои ответы с ответами одноклассников и оценивать своё и чужое высказывание по поводу произведения;

    Методы обучения: словесный, дедуктивный, самостоятельная работа.

    Формы работы: индивидуальная, парная, творческая, включение каждого ученика в активную деятельность по достижению цели.

    Оборудование: компьютер, экран,  проектор.

                                        Ход урока.

    1. Организационный момент.

    Литературное чтение – прекрасный урок,

    Много полезного в каждой из строк,

    Стих это будет, сказка, рассказ –

    Вы учите их, они учат вас!

    - Пусть этот урок принесёт вам радость общения и наполнит ваши души прекрасными чувствами.

    II. Актуализация знаний и практических умений, подготовка к восприятию нового материала.

       Учитель:   - Отгадайте загадку и тогда вы узнаете, о чём мы будем говорить сегодня  на уроке.

    Она приходит с ласкою

    И со своею сказкою.

    Волшебной палочкой

    Взмахнёт –

    В лесу подснежник

    Расцветёт.           (Весна)

    Учитель:   - Совершенно верно. А как вы думаете, почему именно  весне посвящен урок литературного чтения? (Потому что мы изучаем произведения о весне.)

    Учитель:   - А давайте вспомним, какие произведения мы уже изучили?

    Весна, весна красная! , «Перед весной бывают дни такие», Весной, « Весна-художник», «Снег и Ветер»,    «Весенняя песенка»

    III Проверка домашнего задания.

    Дома вы выучили наизусть стихотворение «Весенняя песенка» С. Маршак. Расскажите его своему соседу по парте. На столах у вас лежат таблицы.

    (работа в парах по таблице).

     Фамилия Имя

    Выразительность

    Темп

    Паузы

    Оценка

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

    IV. Работа над темой

    1. Сообщение темы и целей урока.

         Учитель: - На уроке мы продолжаем изучение произведений о родной природе и  прикоснемся к творчеству Эдуарда Юрьевича Шима.

    ( показ слайда)

     

    Тема урока: Э.Шим  «Чем пахнет весна»

      Рассказ о писателе.

    (показ слайда)

    Эдуард Юрьевич Шим (настоящая фамилия — Шмидт) 23 августа 1930 года - 13 марта 2006 года.

    Шим — хороший рассказчик, у него чувствуется любовь к природе. Он хорошо понимает детей, которые часто являются героями его рассказов. Наблюдая будничную жизнь с ее заботами и тяготами, Шим отбирает события, которые чем-либо выделяются в этой жизни. Он любит изображать людей, которых что-то захватывает, удивляет и восхищает, которые испытывают душевный подъем и верят в добро.

    Учитель: - Что бы вы хотели узнать и чему научиться на уроке?

    Учащиеся: - Научиться выразительно читать произведение, находить в нем красивые слова.

    Учитель:   - Для чего это вам нужно?

    Учащиеся: - Нам это нужно, для того чтобы уметь красиво и правильно говорить.

    2. Подготовка к первичному чтению.

    Учитель: - Любите ли вы весну?

    Учитель: - Какие приметы весны вы знаете?

    Учитель: - Часто говорят: "Весной пахнет". А чем пахнет весна?
    (Запах свежести, запах цветов, запах талой воды.)

    Учитель:   – Запах весны – это не какой-то один определенный запах, а сочетание разных, характерных для этого времени года.

    3.Первичное восприятие текста

    Первоначальное чтение произведения учителем.

    Учитель:  - Я прочитаю произведение, а вы постарайтесь представить картину, описанную автором, и ответьте на вопрос. Почему Шим так озаглавил своё произведение?

    4. Беседа после чтения. Выявление первичного восприятия.

    Учитель:  - Какие картины возникли в вашем воображении после прочтения этого рассказа?

    Учащиеся: - Солнечный весенний день, чирикают воробьи, расцветают подснежники.

    Учитель: 

                     - Почему автор его так озаглавил?

                     - Чем пахнет весна, по мнению автора?

    Учащиеся высказывают свои предположения.

    Вывод: Читая рассказ, мы можем почувствовать, как вступает в свои владения весна.

    5. Моделирование обложки

    Учитель. Откройте учебники на стр.    . Найдите и прочитайте фамилию автора и заголовок.

     Работа в парах.

    Учитель. Обсудите и нарисуйте с соседом по парте модель обложки данного произведения  (на каждом столе лежит половинка альбомного листа).

    Учащиеся выполняют модель обложки

    Учитель: - Охарактеризуй свою обложку.

    Ученик: - Это рассказ, о природе, автор Э. Шим, название «Чем пахнет весна».

    Учитель: - Почему вы считаете, что это рассказ?

    Учащиеся: - По форме записи - это не стихотворение.

    Все это могло произойти на самом деле, значит это рассказ.

    Учитель: - Молодец все правильно сделал. Ребята, сравните вашу обложку с предлагаемой. Исправьте ошибки, если они есть.

    6. Дыхательная гимнастика перед чтением

    Учитель: - Представьте себя апрельским ветерком. А теперь подуйте сильно, чтобы разогнать весь снег. А теперь рывками, чтобы сдуть последние снежинки.

    7. Вторичное восприятие текста

    Учитель: Прочитайте рассказ про себя. Сделайте для себя пометки, где Шим  описывает признаки весны.

    8.Самостоятельное чтение рассказа детьми.

    Учитель: Прежде, чем прочитать вспомним правила выразительного чтения.

    (показ слайда)

    Правила выразительного чтения:

    •читайте внимательно;

    •передайте голосом восклицательную и вопросительную интонацию;

    • постарайтесь прочитать так, чтобы передать настроение автора и одновременно выразить свои чувства.

    9. Выборочное чтение.                         (прошло примерно 15 минут)

    Учитель – Прочитайте,  при  помощи каких слов автор описывает признаки весны.

    Учащиеся: - Стало ярко светить солнце. Снег стал таять. Побежали ручьи. Снег растаял. Стало тепло. Мы нашли в лесу первые подснежники.

    Учитель: - А теперь давайте прочитаем этот рассказ по ролям.

    Сколько героев нам надо.

     Учащиеся: (3) Автор, мама и мальчик.

    10. Анализ рассказа

     Учитель:- Как вы считаете, с какой целью автор написал этот рассказ?

    Дети высказывают свои предположения.

    Учитель: А я, ребята, так сформулировала с какой целью. Я предполагала, что вы можете ответить по-разному. Какой из моих вариантов совпадает с вашим выводом?

    показ слайда 

    « С какой целью автор написал этот рассказ»)

    ( выбор варианта)

    • чтобы сообщить, что пришла весна;

    •чтобы привлечь внимание читающего к приметам и краскам весны;

    •чтобы узнать, чем пахнет весна.

    Учитель:- Каждый автор, чтобы сделать своё произведение красивым и интересным подбирает речевые обороты. Найдите и прочитайте выражения, которые на ваш взгляд украсили рассказ.

    Учащиеся: - Весна улыбается. Весна голос подаёт. Пахнет настоящей весной.

    11. Физминутка.

    Учитель: - А сейчас мы отдохнем. Представьте, что мы в весеннем  лесу. Тишина. Поднимите руки вверх, потянитесь – это солнышко взошло. А теперь покачайте руками – это весёлый ветерок пробежался среди деревьев. Пошевелите пальчиками – это листочки на деревьях радуются теплу. Тишина. Сели на свои места.

     12. Работа по развитию речи

    (показ слайда)

    Учитель: - Переставьте слова в предложении.

    Снег наконец растаял.

    Мы нашли в лесу первые подснежники.

                     

    Учитель: - Дополни предложение.

    Весна пахнет.

    Учитель: - Для чего мы выполняли эти задания?

    Учащиеся: Чтобы наша речь была яркой и красивой.

     

    Слайд

    13. Аутотренинг. Звучит музыка.

    Учитель: - Закройте глаза. Представьте вы в лесу, на поляне, ярко светит солнце. Весело щебечут птицы. Журчит ручеёк. Легкий ветерок развевает ваши волосы. У вас прекрасное настроение. Вы можете выполнить любое трудное задание. Я буду считать до пяти, когда я скажу «пять» вы откроете глаза.

    14. Творческая работа.

    Учитель: - Сядьте удобно. Предлагаю вам побыть писателями. С помощью фантазии создайте своё произведение.

    слайд

    - Придумайте сказку, рассказ о Весне.

    или

    - Придумайте своё окончание рассказа.

    (Выслушивание творческих работ)

    Учитель:-Я тоже когда готовилась к уроку придумала сказку. Послушайте. Однажды старуха Зима со своими спутниками Морозом и Ветром решила не пускать на землю Весну. Но смелый Подснежник выпрямился, расправил лепестки и попросил защиту у солнца. Солнце заметило Подснежник, согрело землю и открыло дорогу Весне.

      - Какие вы ещё знаете первые весенние цветы (ещё их называют первоцветами)? (крокус, мать-и-мачеха, одуванчик и т.д.)

       Подробнее с этими цветами мы познакомимся на уроках окружающего мира, а ещё можно почитать о них в энциклопедиях и в интернете.

    Учитель: - Я надеюсь, что вам понравилось сочинять и желаю, чтобы фантазия никогда не покидала вас, а творчество было частью вашей жизни.

    У вас обязательно получится.

    V. Итог.

    Учитель:  - Какая главная мысль рассказа? О чём главном хотел рассказать вам Э. Шим?

    Учащиеся: О том, что настоящей весной пахнет тогда, когда появляются первые подснежники.

    Учитель: - Что вы не знали, а теперь знаете? Это новое для вас?

    Учитель: - Какие задания вам  показались  наиболее  интересными?

    Учитель: - Пригодятся ли вам эти знания в жизни?

    - Учитель: - Для чего нужна такая работа с рассказом?

    Учащиеся: - Чтобы научиться выразительно читать. Узнать о чувствах автора, чтобы наша речь была красивой

    Рефлексия.

    Учитель: - Ребята, а сейчас я вам предлагаю оценить себя, если вы узнали для себя что-то новое и хорошо поработали на уроке, то прикрепите на лесную полянку подснежник, который расцвел, а если вы мало поработали – то подснежник, который ещё бутон. Комментируете, почему вы взяли именно этот подснежник.

    VI. Домашнее задание

    (показ слайда)

    - Задания в тетради.

    По желанию:

    подготовить выразительный пересказ текста или нарисовать весну.


    Предварительный просмотр:

    Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com

    Подписи к слайдам:

    Слайд 1

    Эдуард Шим «Чем пахнет весна»

    Слайд 2

    Эдуард Юрьевич Шим 23.08.1930 - 13.03.2006 г.г.

    Слайд 3

    Правила выразительного чтения: читайте внимательно; передайте голосом восклицательную и вопросительную интонацию; постарайтесь прочитать так, чтобы передать настроение автора и одновременно выразить свои чувства.

    Слайд 4

    С какой целью автор написал этот рассказ • чтобы сообщить, что пришла весна; •чтобы привлечь внимание читающего к приметам и краскам весны; •чтобы узнать, чем пахнет весна.

    Слайд 5

    Переставь слова в предложении . Снег наконец растаял.

    Слайд 6

    Переставь слова предложении . Мы нашли в лесу первые подснежники.

    Слайд 7

    Дополни предложение. Весна пахнет.

    Слайд 9

    Творческая работа. - Придумайте сказку, рассказ о Весне. или - Своё окончание рассказа.

    Слайд 10

    Домашнее задание Задания в тетради . По желанию: подготовить выразительный пересказ текста или нарисовать весну.

    Слайд 11

    Спасибо за урок


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Тема урока: «Как животные весну встречают»

    Дидактический материал: Федотова О. Н., Трафимова Г. В., Трафимов С.А. Окружающий мир. Наш мир, 1 класс/ учебник. – М.: Академнига, 2009 Федотова О. Н., Трафимова Т. В. «Давай знакомиться, мир»/ Хр...

    презентация к уроку Э.Шим "Чем пахнет весна"

    Презентация по  литературному чтению для 2 класса по теме  Э.Шим "Чем пахнет весна". В неё включена  биография автора, работа с моделями к обложке книг, задания к самому произведен...

    Конспект урока "какие растения весной цвести торопятся"

    Конспект урока по окружающему миру  " Какие растения весной цвести торопятся" по УМК "Перспективная начальная школа"...

    Конспект урока на тему: «Весна, весна, и все ей радо. Ф.И.Тютчев «Зима недаром злится...»

    Конспект урока на тему:  «Весна, весна, и все ей радо. Ф.И.Тютчев «Зима недаром злится...»...

    Презентация к уроку русского языка "Весна,весною,о весне..."

    Предназначена для урока русского языка в 3 классе по УМК "Гармония"....

    УРОК ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ ВО 2 КЛАССЕ ПО ТЕМЕ: Э. ШИМ «ЧЕМ ПАХНЕТ ВЕСНА»

    УРОК ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ ВО 2 КЛАССЕ ПО ТЕМЕ:Э. ШИМ «ЧЕМ ПАХНЕТ ВЕСНА»Предметные цели урока: - подвести учащихся к пониманию содержания рассказа  Э. Шима «Чем пахнет весна&raqu...