План - конспект урока
план-конспект урока по чтению (2 класс) по теме
Урок развития речи и его презентационное сопровождение направлены на формирование коммуникативно-речевых умений.
Образовательный процесс ориентирован на расширение кругозора учащихся, межпредметные связи. В ходе урока формируются умения сравнивать, обобщать, делать выводы, анализировать, находить ошибки и исправлять их.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
russkaya_narodnaya_skazka.doc | 52 КБ |
Предварительный просмотр:
Русская народная сказка «Снегурочка»
Тип урока: комбинированный урок чтения.
Цели и задачи урока:
- средствами урока воспитывать в учениках уверенность в своих силах, уважение и любовь к устному народному творчеству;
- учить самостоятельно искать и проверять новые знания по теме;
- способствовать обогащению словарного запаса детей, наблюдать за выразительными средствами языка;
- учить соотносить поговорки с содержанием изучаемого произведения;
- способствовать развитию креативности мышления учащихся, через воплощение в сценическом образе;
- совершенствовать психологический климат на уроке с целью укрепления и развития эмоционально-волевой сферы учащихся.
Оборудование:
компьютерная презентация по теме «Устное народное творчество»,
репродукция картины В. Васнецова «Снегурочка»,
аудиозапись с отрывком из оперы Н.А. Римского-Корсакова «Снегурочка»,
компьютер,
проектор,
индивидуальные карточки,
учебник: Свиридова В.Ю., Чуракова Н.А. Литературное чтение, часть I: Издательство «Учебная литература» Издательский Дом «Фёдоров»,
Ход урока
I. Организационный момент
Психологическая гимнастика.
- Какое сейчас время года? (Зима)
Покажите, что вы замёрзли и съежились, отогрелись и расслабились.
Вам случайно попали снежком в лицо, изобразите огорчение.
Изобразите, как дети лепят снеговика: ставят снежные комы друг на друга. Молодцы! Какие красивые снеговики у вас получились.
Вы пришли весёлые домой. С таким же отличным настроением мы поработаем на уроке.
II.Подготовка к усвоению нового материала
Мы сегодня совершим небольшое путешествие по страницам волшебной книги и разгадаем, название этой книги и название удивительной страны. (на доске).
1-я страница (Прочитать, отгадать)
1. Без рук, без ног, а рисовать умеет. (Мороз)
2. Белая скатерть, всё поле одела. (Снег)
- Что мы отгадывали ? (Загадки)
2-я страница (Прочитать)
1. Много снега-много хлеба.
2. Лето собериха-зима поедиха.
3. Зимою вьюга-летом ненастье.
- Можно сказать, что это предложения? (Да.)
- Почему? (Они выражают законченную мысль.)
- А точнее, что это? (Пословицы.)
- Можно ли сказать, что в них выражена народная мудрость?
(Пословица- краткое народное изречение с поучительным смыслом.)
3-я страница (Чтение поговорок.)
1. Зима кончается, весна начинается.
2. Чему быть, тому не миновать.
3. Люди рады лету, а пчела цвету.
- Что мы прочитали? (Поговорки – краткое образное устойчивое выражение.)
- Как можно объяснить 2-ю поговорку? 3-ю?
4-я страница (Иллюстрация к сказке «По щучьему велению».)
- Определите, к какому произведению можно отнести эту иллюстрацию? (Русская народная сказка «По щучьему велению».)
На доске:
УСТНОЕ ФОЛЬКЛОР ТВОРЧЕСТВО НАРОДНОЕ
- Разгадайте, как можно назвать устное народное творчество? (Фольклор.)
- Какие жанры в фольклоре вы знаете? (Сказки, загадки, пословицы, заклички, былины.)
III. Ознакомление с новым материалом
1. Знакомство с темой урок.
Мы сегодня будем работать с фольклорным произведением. Как оно называется, мы должны с вами отгадать.
- Кого мы лепили в начале урока? (Снеговика.)
- Как можно назвать девочку из снега, составьте из предлагаемых букв слово? (Снегурочка.)
Н О С Е Г У К Р А Ч
Произведение, с которым мы будем работать, называется «Снегурочка». (1 слайд)
И начнём с речевой разминки.
2. Речевая разминка
Работа над выразительностью речи.
- Прочитать, выделяя логическим ударением разные слова:
Плакала Снегурочка, зиму провожая. (слайд 2 )
3. Упражнение на развитие памяти, внимания, скорости чтения: (слайд 3 )
Жили-были...
… не по дням, а по часам.
… запоёт — заслушаешься.
… души не чаяли ...
4. Дополни фразу.
Сказка — ложь, да в ней...
5. Проблемный вопрос
- Кто запомнил выражения? Продолжите их. Какое выражение лишнее? (Последнее выражение – это слова А.С. Пушкина.) (слайд 4 )
Как вы понимаете это выражение А.С. Пушкина?
- Почему произведение «Снегурочка» относится к сказочному жанру? (Зачин, концовка, волшебство)
- Почему эта сказка народная?
6. Физминутка (слайд 5 )
Снежинки
Мы пушистые снежинки, мы волшебные пушинки,
Приодели белый свет,
Набросали белый плед.
Мы друг с другом подружились,
В белом танце покружились.
И на землю тихо-тихо
Опустились и притихли.
7. Актуализация знаний.
- Что вы хотели бы рассказать о сказке «Снегурочка»? (Дети высказываются.)
- Вот мы и восстановили сюжет сказки.
- Что такое сюжет? (Последовательная цепочка событий.)
ятны?
8. Индивидуальная работа со словарём.
Сафьяновые (сапоги) – сафьян – тонкая мягкая окрашенная обычно в яркие цвета кожа, выделываемая из козьих или овечьих шкур.
Атлас – сорт шелковой гладкой блестящей ткани.
9. Фронтальная работа
Лелеять – нежить, заботиться.
Миновало - прошло
Эти слова нам встретятся в тексте.
IV. Знакомство с новым произведением.
1.Решение проблемы приемом подводящего диалога.
- Найдите начало сказки. (первый абзац)
- Что узнали об Иване и Марье? Кто они друг другу?
- Как они жили? (ПРОЧИТАТЬ)
- Выборочное чтение. Как лепили Снегурочку?
- Как вы думаете, с каким чувством Иван и Марья лепили Снегурочку? ОБСУДИТЕ и докажите свою точку зрения.
-Зачитайте описание Снегурочки. (слайд 6 )
- А когда счастье поселилось в их доме? (С появлением Снегурочки)
- ОБСУДИТЕ (группы) и сделайте вывод: о чём эта сказка?
- Вот мы и раскрыли одну тайну сказки. Эта сказка о семейном счастье, которое без детей не бывает.
- Какое настроение вызвала у вас сказка? (грустное)
- Группами найдите и зачитайте отрывки, которые вызывают у вас грустные
чувства? Почему? - не было детей
– грусть Снегурочки
– стон Снегурочки –
– горе Ивана и Марьи –
- Только ли грустное настроение присутствует в сказке? Может, оно меняется?
- Выборочное чтение. Когда радостное настроение?
– появление Снегурочки –
– растёт Снегурочка – стр. 135;
– радовалась Снегурочка тёмным тучам; граду –
- праздник –
- О каком празднике говорится в сказке? (В сказке описывается древний праздник — день Ивана Купалы. (слайд 7) Вторая тайна сказки.
2. Рассказ учителя о народном празднике.
В середине лета отмечается народный праздник Ивана Купалы. Он приходится на 7 июля. Девушки и юноши собираются вместе, идут в лес, чтобы увидеть, как в полночь цветет папоротник. ( слайд 8). На самом деле папоротник не имеет цветов. (слайд 9) Существует поверье, что, увидевший цветок папоротника, найдет свое счастье.
В лесу девушки плетут венки, водят хороводы, (слайд 8 ) Пустивший по воде венок, обретет любовь.
Вечером разжигают юноши большой костер, а прыгнув через костер, станешь здоровым.
- Третья тайна сказки – поверье о папоротнике. (слайд 9)
3.Выборочное чтение.
- В сказке есть легенда о цветке. О каком? (выборочное чтение)
- Четвёртая тайна сказки – легенда о цветке иван-да-марья. (10 )
Пошли в лес по грибы Иван да Марья. Но засверкала молния, началась гроза. Негде было спрятаться, и храбрый Иван заслонил красавицу Марью от грозы. Как только стихла непогода, Иван и Марья вернулись домой, а на том месте, где он спасал девушку, поднялась трава с красивыми фиолетовыми листочками, которые, как Иван Марью, защищают от непогоды желтые цветы. Вот и пошло отсюда название иван-да-марья.
4. Работа в группах: разделить сказку на части и составить план.
5. Образ Снегурочки
- Снегурочка одна из любимейших героинь русских сказок. Почему?
- Что включает в себя образ Снегурочки. (слайд 12 )
V. Первичная проверка понимания новых знаний.
1. Работа по рядам с заданиями.
Дифференцированная работа.
1 ряд – в первой части найдите, где говориться о забавах детей. Прочитайте.
2 ряд – карточка с текстом (эпизод как лепили Снегурочку.)
3 ряд – найти в тексте и прочитать, как ожила Снегурочка.
2. Проверка задания 1 и 2 рядов.
3. Практическая работа.
Возьмите свои рисунки с изображением Снегурочки. Давайте вместе будем дорисовывать, как постепенно появилась Снегурочка.
Покажите, какая у вас получилась Снегурочка.
4. Проверка задания 3 ряд.
VI. Физминутка (выполняется под музыку)
Снег, снег, белый снег
Кружит, падает на всех
Мы из снега ком лепили
Потом куклу смастерили.
Снег, снег, белый снег,
Вышла кукла лучше всех.
VII. Знакомство с шедеврами мировой культуры
Образ Снегурочки творчески вдохновлял поэтов, писателей, художников и композиторов. - Владимир Иванович Даль на основе народной придумал свою сказку о Снегурочке (слайд 13 )
- Александр Николаевич Островский, русский писатель, написал пьесу «Снегурочка». (слайд 14 )
Его Снегурочка — юная девушка, мечтающая о любви.
Вот как представил её великий русский художник Виктор Михайлович Васнецов (слайд 15 )
- По пьесе А.Н. Островского Николай Андреевич Римский-Корсаков, композитор— сказочник, сочинил замечательную музыку, оперу. Я хочу предложить вам послушать, как языком музыки композитор создал образ Снегурочки. Внимательно послушайте мелодию, а по окончанию мы обменяемся впечатлениями.
- Как звучала музыка? Что вы представляли, слушая ее?
- Какое настроение передал композитор?
VIII Итог урока. Рефлексия.
Сегодня мы раскрывали секреты сказки. Какие? Что вы поняли? Какие мысли пробудила сказка?
Свое настроение, впечатление можно выразить в синквейне
Синквейн — это небольшое произведение, которое составляется по определённым правилам:
1) Существительное
2) Два прилагательных
3) Три глагола
4) Фраза из четырёх слов — что автор думает о данном персонаже
5) Существительное — новое имя героя
Пример:
Снегурочка.
Ласковая, приветливая.
Улыбается, поёт, радует.
Хорошая дочка любящим родителям.
Мечта. (слайд 16)
Спасибо. Молодцы, мне было очень приятно с вами работать.
IX. Домашнее задание. (по выбору)
-Придумайте дома другое продолжение сказки.
- Найдите другие легенды о цветах или придумайте свои.
-Найдите в библиотеке сказку В.И. Даля «Девочка Снегурочка» и прочтите её.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
План-конспект урока окружающего мира в 3 классе, III четверть. Тема урока: Растения-производители
Одним из способов повышения эффективности передачи и получения знаний является чередование разнообразных методик проведения занятий. В предлагаемом уроке важен не только результат творческого поиска,...
Разработка (план-конспект) урока. Предмет: русский язык. Класс: 1 Тема урока: Письмо слов со строчными буквами б, д.
Разработка (план-конспект) урока. Предмет:русский язык.Класс:1Учитель:Цветкова И.Ю.Тема урока:Письмо слов со строчными буквами б, д....
План-конспект урока по физической культуре для 4 класса. Конспект - урока: Использование современных танцевальных фитнес программ на уроке физической культуры
Цель: Повысить интерес к занятиям физическими упражнениями, через музыкально - двигательную деятельность учащихся, содействовать поддержанию и развитию их активности.Задачи:1.Формировать двигате...
План-конспект урока по чтению (1 класс) по теме: Конспект урока литературного чтения в 1 классе ."Школа 2100"
Урок литературного чтения в 1 классе «Школа 2100»Тема: Недолгая красота весны.( Николай Иванович Сладков «Бегство цветов» )Цель: формирование читательской компетенции учащихсяЗадачи: - форм...
План-конспект урока математики по теме "Сложение вида 61+7 и соответствующие случаи вычитания; план-конспект урока чтения по теме "Е. Пермяк. Случай с кошельком"
Возможно, урок в помощь начинающему педегогу коррекционной школы....
План-конспект урока по физкультуре (1 класс) на тему: Конспект образовательного урока по физической культуре. Технологическая карта урока
Предмет физическая культура Класс...
План - конспект урока музыки по теме: Конспекты уроков музыки в начальной школе
Здесь вы найдете конспекты уроков музыки в начальной школе!...