Главные вкладки

    Урок литературного чтения во 2 классе
    план-конспект урока по чтению (2 класс) на тему

    Урок литературного чтения во 2 классе. М.Пришвин "Ребята и утята".

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл urok_literaturnogo_chteniya_vo_2_klasse.docx26.48 КБ

    Предварительный просмотр:

    Урок литературного чтения во 2 классе по программе «Начальная школа XXI века»

    Составил: учитель начальных классов МБОУ ООШ с.Плехны Балаковского района Саратовской области Ивлиева Галина Петровна

    Тема: М.М.Пришвин « Ребята и утята»

    Цель: организовать деятельность учащихся по ознакомлению  с творчеством М.М.Пришвина; эмоционально-эстетического восприятия произведения; выражать при чтении свое отношение к прочитанному, создать условия для формирования УУД

    личностных: мотивация учения, нравственно-этическое  оценивание (оценивание усваиваемого содержания, исходя из социальных и личностных ценностей, обеспечивающие личностный моральный выбор), воспитание любви к природе, бережного отношения к ней;

    познавательных: формулирование познавательной цели, поиск и выделение информации, моделирование, анализ с целью выделения признаков, выбор оснований и критериев для сравнения сериации, классификации объектов, установление причинно-следственных связей,  выдвижение гипотез и их обоснование,

    коммуникативных: оценка действий партнера, умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли, целеполагание, планирование, прогнозирование, контроль, коррекция, оценка .

    Познакомить с творчеством и биографией М. Пришвина.

    Формирование читательских умений (читать, работать с текстом произведения, составлять план).

    Продолжить развивать навык выразительного, осознанного чтения, расширять и обогащать словарь читателя, развивать речь и мышление учащихся.

    Воспитывать гуманное отношение к животным, к родной природе.

    Оборудование: медиапроектор, презентация, выставка книг.

    I. Орг. момент.

    Прозвенел звонок

    Начинается урок

    Будем мы внимательны

    Будем мы старательны

    И все у нас получится

    II.Проверка домашнего задания.

    Стихотворение А.Барто «Воробей»

    III. Подготовительная работа.

    -Мы живем на нашей планете и порой не замечаем, что нас окружает удивительный неповторимый мир природы. Мы живем в нем, и часто не видим очень многого. А рядом с нами живут братья наши меньшие. Они наши соседи и земляки. И нас связывает с ними общее-жизнь. Самое удивительное явление на Земле и самое уязвимое.

    Звучит музыка “Лесная тишина”. Слайд 1.

    - Сегодня на уроке мы отправимся в удивительное путешествие.

    IV.Сообщение темы и целей урока.

     Умению видеть прекрасное, любоваться красотой природы мы будем у замечательного писателя, удивительного человека, М.М.Пришвина, познакомимся с его произведением, будем читать, наблюдать, вспоминать, думать. Познакомимся поближе с писателем.

    Обращение к портрету( сообщение ученика). Слайд 2.

     М.М.Пришвин прожил долгую, насыщенную событиями, жизнь. Родился в Елецком уезде Орловской губернии. С детства любил много читать и путешествовать. Так в 12 лет, начитавшись книг Майн Рида, Пришвин с тремя друзьями совершает свое первое путешествие-побег в Азию. Конечно же, беглецов быстро вернули назад, но страсть к путешествием осталось. И после каждого путешествия появлялась книга или какие-то заметки .За годы своей жизни сменил много видов деятельности. Был агрономом, охотником, учителем, библиотекарем. Писать начал в 30 лет. Пришвин был влюблен в свою Родину, в её красоту, в леса и поля, реки и озёра, в её птиц и зверей, Все произведения писателя проникнуты большой любовью к природе.

    Обращение к выставке книг ( ученик). Слайд 3.

    Вот уже несколько десятков лет Пришвина нет с нами, но его книги продолжают свою жизнь. Книги читаются не спеша. В своих произведениях автор открывает что-то важное, близкое каждому человеку. Нас самих он делает мудрее, умнее и великодушнее. Вы можете увидеть следующее книги. (обращение к книги).

     -Мы побывали в гостях у писателя, узнали о его жизни, творчестве.

     -Кому из вас захотелось прочитать книги М.Пришвина?

     -Отгадайте, о ком будет произведение?

    Вдоль по речке, по водице

     Плывет лодок вереница

     Впереди корабль идет

     За собою всех ведет.

     ( утка с утятами)

    - Итак, главными персонажами нашего рассказа будет утка с утятами, а произведение называется « Ребята и утята». Слайд 4.

    - Какие задачи поставим перед собой на сегодняшнем уроке?

    - Что будем делать для этого?(составление плана работы)

    V.Подготовительная работа.

    В тексте произведения нам встретятся трудные слова.

    Сначала по слогам, затем целыми словами: Слайд 5,6.

    раз-ли-ва-лось   -    разливалось

    заш-вы-ря-ли   -  зашвыряли

    пе-ре-лё-ты-ва-л  -  перелётывала

    ве-ли-чай-шем  – величайшем

    дейст-ви-тель-но  – действительно

    об-ра-до-ва-лись  – обрадовались

    про-дол-жа-ла  – продолжала

    пу-те-шест-ви-е – путешествие

    за-пы-лён-ны-е – запылённые

    радостно- непроизносимая буква т

    VI.Словарная работа.

    При чтении этого произведения попадутся “хитрые слова”. Давайте прочитаем и объясним значение этих слов. Слайд 7-14.

    1. Чирок-свистунок – птица семейства утиных. Обитают эти птицы на небольших водоемах.
    2. Верста – старинная русская мера длины. Чуть больше 1 км. 
    3. Паровое поле – поле, отдыхающее от посевов.
    4. Овсяное поле – поле, засеянное овсом. 
    5. Вода спала – с наступлением лета уровень воды в водоеме уменьшился. 
    6. Кузница – помещение, где работают кузнецы.

           Холм  - небольшой бугорок.

           Прочное место – безопасное место.

           Зашвыряли – закидали

           В обход деревни  -  обходя стороной, не заходя в деревню.

           Места, открытые для глаз – видно кругом далеко.

    VII. Первичное чтение.

    - Сейчас я буду читать рассказ, вы внимательно следите и ответьте на вопрос:

    - Когда ребята начали ловить утят, подумали ли они о том, что утка-мать, будет переживать?

    (После чтения дети отвечают на вопрос, высказывая свою точку зрения.)

    Для себя отметьте фрагмент, который вас особо взволновал ( выслушивание)

     -Какой это рассказ: развлекательный, познавательный или поучительный? Почему?

    VIII.  Моделирование обложки.

    -Прочитайте фамилию автора и заголовок (М.М. Пришвин «Ребята и утята»). Назовите правильно произведение.

    -К какому жанру относится это произведение.

    -О ком или о чем это произведение? Тема произведения.

    - Составьте модель произведения.

    -Проверка.

    Пришвин М.

    Ж.

    К.

    Ребята и утята

    Пример:

    Пришвин М.

    Ж.

    Ребята и утята

    Пришвин М.

    Голубой

    Ребята и утята

    Итак, что мы прочитали?  ( рассказ М.М.Пришвин «Ребята и утята»)

    IX. Физкультминутка «Танец утят» Слайд 15.

    X. Чтение рассказа и анализ

    1 часть «Жужжащее чтение»

    – Почему уточка устроила свое гнездо далеко от озера?
    – Докажите строчками из произведения.
    – Почему уточка решила перевести своих утят из болотного леса?
    – Сколько надо было идти до озера?
    – 3 версты.
    – Сколько это километров?
    – Чуть больше 3 километров.
    – Это много или мало для человека?
    – А для маленькой уточки?
    – Прочитайте, как шла мать-уточка с утятами.
    – Почему уточка-мать шла позади утят?
    – Какие враги были у уток?

    2 часть «Чтение в парах»
    – Как стали вести себя мальчишки, увидев утят?

    Как вела себя уточка, когда ловили её утят?
    – Докажите строчками из произведения.
    – Как в рассказе чаще всего называют уточку?
    Мать.
    А какая она мама?
    – Утята пойманы, что собираются делать ребята?
    – Докажите строчками из произведения.
    – Кто помешал мальчишкам?
    – Смогли ли они объяснить свой поступок?
    – Какое приказание дал им взрослый?
    – Докажите строчками из произведения.
    3часть «Чтение по абзацам»
    – Что можно сказать о ребятах?
    – Как их назвал рассказчик?
    – Как можно назвать их по-другому?
    – Можно ли сказать, что ребята были жестокими?
    – Как шла уточка-мать в начале рассказа?
    – А почему сейчас она побежала впереди?
    Хотела быстрее увести детей от врагов.
    – Как Пришвин попрощался с утятами?
    – Что он сделал при этом?
    – Докажите строчками из произведения.

    – Как мальчишки на это прореагировали?
    – Почему?
    – Что пожелали люди уточке?
    – Нужно ли было пожелание людей уточке?
    – Почему?
    – Докажите строчками из произведения.

    XI. Составление плана. Слайд 16.

    1) Куда отправилась уточка с утятами?

    2) Что случилось с ними во время путешествия?

    3)Какова главная мысль 3 части?

    (Путешествие. Плен. На свободу.)

    XII. Самостоятельная работа в рабочей тетради.

    Составление картинного плана (страница 77, задание 4)

    XIII. Определение главной мысли рассказа.

    – Чему научил М.Пришвин ребят и нас своим рассказом?
    – Не совершать бездумных поступков. Любить природу, беречь её, чутко и бережно относиться к братьям нашим меньшим, знать их жизнь и воспитать в себе готовность защищать животных и оказывать им помощь.

    XIV. Домашнее задание.

    Нов учеб.С. 130-132 (читать, пересказ по плану)

    Стар. учеб.С. 126-128 (читать, пересказ по плану)

    р/т стр.77

    XV. Итог урока. Рефлексия.

    Как автор назвал свой рассказ? Почему?
    – Автор делает ребят и утят главными действующими лицами, подчеркивая, что мы живем все вместе, рядом, о совместном сосуществовании.

    - Какие задачи ставили перед собой в начале урока?

    - Удалось ли нам решить их?

     Рефлексия. Оцените свою работу (используются сигналы)

    Дети выбирают сердечки  в соответствии с оценкой своей деятельности.

    Красный – работал активно, все получалось

    Зеленый – работал хорошо, иногда обращался за помощью

    Желтый – было трудно, не все получилось

    Звучит музыка “Посмотри, как хорош край, в котором ты живешь”.

    Слайд 17.

    Берегите эту землю, эту воду,

    Даже малую былиночку любя,

    Берегите всех зверей внутри природы

    Убивайте лишь зверей внутри себя.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Разработка урока литературного чтения во 2 классе Автор Пушкарных Людмила Ивановна, учитель начальных классов МОУ «СОШ № 17» г. Палласовки Волгоградской области 2 «А» класс 2010/2011 учебный год УРОК ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ (2 КЛАСС, СИСТЕМА Л.В. ЗАНКОВ

    Разработка урока литературного чтения во 2 классеАвтор Пушкарных Людмила Ивановна,учитель начальных классовМОУ «СОШ № 17»г. Палласовки Волгоградской области2 «А» класс 2010/2011 учебный год...

    Урок литературного чтения. 4 класс. Тема "Литературные сказки. С.Т.Аксаков "Аленький цветочек"."

    Цели урока:1) Обучающая: ознакомление с жизнью и творчеством писателя; обучение выразительному чтению (отдельных эпизодов, отрывков), обогащение словарного запаса учащихся;2) Развивающа...

    ПРОЕКТ УРОКА Литературное чтение 1 класс Тема: _Е.Чарушин «Теремок». Русская народная сказка «Рукавичка» Сравнение литературной и народной сказки.

    Проект урока литературного чтения 1 класс. Е.Чарушин "Теремок". Русская народная сказка "Руковичка"....

    Технологическая карта урока литературного чтения 1 класс по теме : "Чтение слогов и слов с буквой «й»."

    Технологическая карта урока литературного чтения 1 класс по теме : "Чтение слогов и слов с буквой «й»." и презентация к ней...

    технологическая карта урока литературного чтения 2 класс УМК "Перспектива" А. П. Гайдар "Чук и Гек" Внеклассное чтение

    Второй урок по произведению А. Гайдара с опорой на отрывок, предложенный авторами учебника, дополнен викториной по рассказу "Чук и Гек".Учащиеоя на предыдущем уроке разбились на группы по ин...

    Конспект урока литературного чтения 2 класс по программе Н.Ф. Виноградовой.В.И. Даль «Девочка Снегурочка». Анализ сказки. Обучение ролевому чтению

    Конспект урока литературного чтения 2 класс по программе Н.Ф. Виноградовой.В.И. Даль «Девочка Снегурочка». Анализ сказки. Обучение ролевому чтению...