Урок литературного чтения во 2 классе
план-конспект урока по чтению (2 класс) на тему

Урок литературного чтения во 2 классе. М.Пришвин "Ребята и утята".

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_literaturnogo_chteniya_vo_2_klasse.docx26.48 КБ

Предварительный просмотр:

Урок литературного чтения во 2 классе по программе «Начальная школа XXI века»

Составил: учитель начальных классов МБОУ ООШ с.Плехны Балаковского района Саратовской области Ивлиева Галина Петровна

Тема: М.М.Пришвин « Ребята и утята»

Цель: организовать деятельность учащихся по ознакомлению  с творчеством М.М.Пришвина; эмоционально-эстетического восприятия произведения; выражать при чтении свое отношение к прочитанному, создать условия для формирования УУД

личностных: мотивация учения, нравственно-этическое  оценивание (оценивание усваиваемого содержания, исходя из социальных и личностных ценностей, обеспечивающие личностный моральный выбор), воспитание любви к природе, бережного отношения к ней;

познавательных: формулирование познавательной цели, поиск и выделение информации, моделирование, анализ с целью выделения признаков, выбор оснований и критериев для сравнения сериации, классификации объектов, установление причинно-следственных связей,  выдвижение гипотез и их обоснование,

коммуникативных: оценка действий партнера, умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли, целеполагание, планирование, прогнозирование, контроль, коррекция, оценка .

Познакомить с творчеством и биографией М. Пришвина.

Формирование читательских умений (читать, работать с текстом произведения, составлять план).

Продолжить развивать навык выразительного, осознанного чтения, расширять и обогащать словарь читателя, развивать речь и мышление учащихся.

Воспитывать гуманное отношение к животным, к родной природе.

Оборудование: медиапроектор, презентация, выставка книг.

I. Орг. момент.

Прозвенел звонок

Начинается урок

Будем мы внимательны

Будем мы старательны

И все у нас получится

II.Проверка домашнего задания.

Стихотворение А.Барто «Воробей»

III. Подготовительная работа.

-Мы живем на нашей планете и порой не замечаем, что нас окружает удивительный неповторимый мир природы. Мы живем в нем, и часто не видим очень многого. А рядом с нами живут братья наши меньшие. Они наши соседи и земляки. И нас связывает с ними общее-жизнь. Самое удивительное явление на Земле и самое уязвимое.

Звучит музыка “Лесная тишина”. Слайд 1.

- Сегодня на уроке мы отправимся в удивительное путешествие.

IV.Сообщение темы и целей урока.

 Умению видеть прекрасное, любоваться красотой природы мы будем у замечательного писателя, удивительного человека, М.М.Пришвина, познакомимся с его произведением, будем читать, наблюдать, вспоминать, думать. Познакомимся поближе с писателем.

Обращение к портрету( сообщение ученика). Слайд 2.

 М.М.Пришвин прожил долгую, насыщенную событиями, жизнь. Родился в Елецком уезде Орловской губернии. С детства любил много читать и путешествовать. Так в 12 лет, начитавшись книг Майн Рида, Пришвин с тремя друзьями совершает свое первое путешествие-побег в Азию. Конечно же, беглецов быстро вернули назад, но страсть к путешествием осталось. И после каждого путешествия появлялась книга или какие-то заметки .За годы своей жизни сменил много видов деятельности. Был агрономом, охотником, учителем, библиотекарем. Писать начал в 30 лет. Пришвин был влюблен в свою Родину, в её красоту, в леса и поля, реки и озёра, в её птиц и зверей, Все произведения писателя проникнуты большой любовью к природе.

Обращение к выставке книг ( ученик). Слайд 3.

Вот уже несколько десятков лет Пришвина нет с нами, но его книги продолжают свою жизнь. Книги читаются не спеша. В своих произведениях автор открывает что-то важное, близкое каждому человеку. Нас самих он делает мудрее, умнее и великодушнее. Вы можете увидеть следующее книги. (обращение к книги).

 -Мы побывали в гостях у писателя, узнали о его жизни, творчестве.

 -Кому из вас захотелось прочитать книги М.Пришвина?

 -Отгадайте, о ком будет произведение?

Вдоль по речке, по водице

 Плывет лодок вереница

 Впереди корабль идет

 За собою всех ведет.

 ( утка с утятами)

- Итак, главными персонажами нашего рассказа будет утка с утятами, а произведение называется « Ребята и утята». Слайд 4.

- Какие задачи поставим перед собой на сегодняшнем уроке?

- Что будем делать для этого?(составление плана работы)

V.Подготовительная работа.

В тексте произведения нам встретятся трудные слова.

Сначала по слогам, затем целыми словами: Слайд 5,6.

раз-ли-ва-лось   -    разливалось

заш-вы-ря-ли   -  зашвыряли

пе-ре-лё-ты-ва-л  -  перелётывала

ве-ли-чай-шем  – величайшем

дейст-ви-тель-но  – действительно

об-ра-до-ва-лись  – обрадовались

про-дол-жа-ла  – продолжала

пу-те-шест-ви-е – путешествие

за-пы-лён-ны-е – запылённые

радостно- непроизносимая буква т

VI.Словарная работа.

При чтении этого произведения попадутся “хитрые слова”. Давайте прочитаем и объясним значение этих слов. Слайд 7-14.

  1. Чирок-свистунок – птица семейства утиных. Обитают эти птицы на небольших водоемах.
  2. Верста – старинная русская мера длины. Чуть больше 1 км. 
  3. Паровое поле – поле, отдыхающее от посевов.
  4. Овсяное поле – поле, засеянное овсом. 
  5. Вода спала – с наступлением лета уровень воды в водоеме уменьшился. 
  6. Кузница – помещение, где работают кузнецы.

       Холм  - небольшой бугорок.

       Прочное место – безопасное место.

       Зашвыряли – закидали

       В обход деревни  -  обходя стороной, не заходя в деревню.

       Места, открытые для глаз – видно кругом далеко.

VII. Первичное чтение.

- Сейчас я буду читать рассказ, вы внимательно следите и ответьте на вопрос:

- Когда ребята начали ловить утят, подумали ли они о том, что утка-мать, будет переживать?

(После чтения дети отвечают на вопрос, высказывая свою точку зрения.)

Для себя отметьте фрагмент, который вас особо взволновал ( выслушивание)

 -Какой это рассказ: развлекательный, познавательный или поучительный? Почему?

VIII.  Моделирование обложки.

-Прочитайте фамилию автора и заголовок (М.М. Пришвин «Ребята и утята»). Назовите правильно произведение.

-К какому жанру относится это произведение.

-О ком или о чем это произведение? Тема произведения.

- Составьте модель произведения.

-Проверка.

Пришвин М.

Ж.

К.

Ребята и утята

Пример:

Пришвин М.

Ж.

Ребята и утята

Пришвин М.

Голубой

Ребята и утята

Итак, что мы прочитали?  ( рассказ М.М.Пришвин «Ребята и утята»)

IX. Физкультминутка «Танец утят» Слайд 15.

X. Чтение рассказа и анализ

1 часть «Жужжащее чтение»

– Почему уточка устроила свое гнездо далеко от озера?
– Докажите строчками из произведения.
– Почему уточка решила перевести своих утят из болотного леса?
– Сколько надо было идти до озера?
– 3 версты.
– Сколько это километров?
– Чуть больше 3 километров.
– Это много или мало для человека?
– А для маленькой уточки?
– Прочитайте, как шла мать-уточка с утятами.
– Почему уточка-мать шла позади утят?
– Какие враги были у уток?

2 часть «Чтение в парах»
– Как стали вести себя мальчишки, увидев утят?

Как вела себя уточка, когда ловили её утят?
– Докажите строчками из произведения.
– Как в рассказе чаще всего называют уточку?
Мать.
А какая она мама?
– Утята пойманы, что собираются делать ребята?
– Докажите строчками из произведения.
– Кто помешал мальчишкам?
– Смогли ли они объяснить свой поступок?
– Какое приказание дал им взрослый?
– Докажите строчками из произведения.
3часть «Чтение по абзацам»
– Что можно сказать о ребятах?
– Как их назвал рассказчик?
– Как можно назвать их по-другому?
– Можно ли сказать, что ребята были жестокими?
– Как шла уточка-мать в начале рассказа?
– А почему сейчас она побежала впереди?
Хотела быстрее увести детей от врагов.
– Как Пришвин попрощался с утятами?
– Что он сделал при этом?
– Докажите строчками из произведения.

– Как мальчишки на это прореагировали?
– Почему?
– Что пожелали люди уточке?
– Нужно ли было пожелание людей уточке?
– Почему?
– Докажите строчками из произведения.

XI. Составление плана. Слайд 16.

1) Куда отправилась уточка с утятами?

2) Что случилось с ними во время путешествия?

3)Какова главная мысль 3 части?

(Путешествие. Плен. На свободу.)

XII. Самостоятельная работа в рабочей тетради.

Составление картинного плана (страница 77, задание 4)

XIII. Определение главной мысли рассказа.

– Чему научил М.Пришвин ребят и нас своим рассказом?
– Не совершать бездумных поступков. Любить природу, беречь её, чутко и бережно относиться к братьям нашим меньшим, знать их жизнь и воспитать в себе готовность защищать животных и оказывать им помощь.

XIV. Домашнее задание.

Нов учеб.С. 130-132 (читать, пересказ по плану)

Стар. учеб.С. 126-128 (читать, пересказ по плану)

р/т стр.77

XV. Итог урока. Рефлексия.

Как автор назвал свой рассказ? Почему?
– Автор делает ребят и утят главными действующими лицами, подчеркивая, что мы живем все вместе, рядом, о совместном сосуществовании.

- Какие задачи ставили перед собой в начале урока?

- Удалось ли нам решить их?

 Рефлексия. Оцените свою работу (используются сигналы)

Дети выбирают сердечки  в соответствии с оценкой своей деятельности.

Красный – работал активно, все получалось

Зеленый – работал хорошо, иногда обращался за помощью

Желтый – было трудно, не все получилось

Звучит музыка “Посмотри, как хорош край, в котором ты живешь”.

Слайд 17.

Берегите эту землю, эту воду,

Даже малую былиночку любя,

Берегите всех зверей внутри природы

Убивайте лишь зверей внутри себя.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Разработка урока литературного чтения во 2 классе Автор Пушкарных Людмила Ивановна, учитель начальных классов МОУ «СОШ № 17» г. Палласовки Волгоградской области 2 «А» класс 2010/2011 учебный год УРОК ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ (2 КЛАСС, СИСТЕМА Л.В. ЗАНКОВ

Разработка урока литературного чтения во 2 классеАвтор Пушкарных Людмила Ивановна,учитель начальных классовМОУ «СОШ № 17»г. Палласовки Волгоградской области2 «А» класс 2010/2011 учебный год...

Урок литературного чтения. 4 класс. Тема "Литературные сказки. С.Т.Аксаков "Аленький цветочек"."

Цели урока:1) Обучающая: ознакомление с жизнью и творчеством писателя; обучение выразительному чтению (отдельных эпизодов, отрывков), обогащение словарного запаса учащихся;2) Развивающа...

ПРОЕКТ УРОКА Литературное чтение 1 класс Тема: _Е.Чарушин «Теремок». Русская народная сказка «Рукавичка» Сравнение литературной и народной сказки.

Проект урока литературного чтения 1 класс. Е.Чарушин "Теремок". Русская народная сказка "Руковичка"....

Технологическая карта урока литературного чтения 1 класс по теме : "Чтение слогов и слов с буквой «й»."

Технологическая карта урока литературного чтения 1 класс по теме : "Чтение слогов и слов с буквой «й»." и презентация к ней...

технологическая карта урока литературного чтения 2 класс УМК "Перспектива" А. П. Гайдар "Чук и Гек" Внеклассное чтение

Второй урок по произведению А. Гайдара с опорой на отрывок, предложенный авторами учебника, дополнен викториной по рассказу "Чук и Гек".Учащиеоя на предыдущем уроке разбились на группы по ин...

Конспект урока литературного чтения 2 класс по программе Н.Ф. Виноградовой.В.И. Даль «Девочка Снегурочка». Анализ сказки. Обучение ролевому чтению

Конспект урока литературного чтения 2 класс по программе Н.Ф. Виноградовой.В.И. Даль «Девочка Снегурочка». Анализ сказки. Обучение ролевому чтению...

Фрагмент урока литературного чтения 3 класс "Школа России". И.З.Суриков "Детство" по технологии продуктивного чтения.

Фрагмент урока литературного чтения по технологии продуктивного чтения на примере урока И.З. Суриков "Детство", 3 класс , УМК "Школа России".Показан фрагмент с 3-мя этапами работы ...