Рабочая программа
рабочая программа по чтению (1 класс) на тему

Рабочая программа  по литературе 1 класс "Школа 2100"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon liter.poyas_.doc49 КБ
Microsoft Office document icon ktp_lit._cht._1kl.doc125 КБ

Предварительный просмотр:

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Рабочая программа по литературному чтению разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, примерной основной образовательной программы  «ШКОЛА 2100» и обеспечено УМК:

Содержание программы, которую реализует учебник «Капельки солнца» Р.Н. Бунеева, Е.В. Бунеевой., рассчитано на 4 часа в неделю и составляет 36 часов.

Важнейшие задачи образования в начальной школе:

-формирование предметных и универсальных способов действий, обеспечивающих возможность продолжения образования в основной школе;

-воспитание умения учиться – способности к самоорганизации с целью решения учебных задач;

-индивидуальный прогресс в основных сферах личностного развития – эмоциональной, познавательной, саморегуляции.

Эти задачи реализуются в процессе обучения всем предметам. Однако каждый из них имеет свою специфику.

 Цель курса - научить детей читать художественную литературу, подготовить к ее систематическому изучению в средней школе, вызвать интерес к чтению и заложить основы формирования грамотного читателя.

       Задачи, решаемые при реализации рабочей программы:

  1. формирование техники чтения и приемов понимания текста – правильного типа читательской деятельности; одновременное развитие интереса к самому процессу чтения, потребности читать;
  2. введение детей через литературу в мир человеческих отношений, нравственных ценностей;
  3. воспитание личности со свободным и независимым мышлением;
  4. приобщение детей к литературе как искусству слова, к пониманию того, что делает литературу художественной, – через введение элементов литературоведческого анализа текстов и практическое ознакомление с отдельными теоретико-литературными понятиями;
  5. развитие устной и письменной речи (в том числе значительное обогащение словаря); развитие творческих способностей детей.


Ведущие формы и методы, технологии обучения

Для успешного решения задач курса используются разнообразные методы и приемы, используемые на уроках литературного чтения:

- комментирование;

-анализ содержания и формы произведения;

- изобразительная деятельность;

- игровые приёмы;

- речевая деятельность;

- драматизация и импровизация;

Программа позволяет проводить обучение с использованием различных организационных форм работы (индивидуальная, работа в группах, в парах и т.д.), применять на уроках частично-поисковый, исследовательский методы, элементы ИКТ-технологий, личностно-ориентированной технологии.

Рабочая программа учебного курса «Литературное чтение» предусматривает реализацию:

  1. Федерального компонента по предмету «Литературное чтение» (ГОС по предмету);
  2. регионального компонента начального общего образования

через формирование образовательных компетенций:

- культурно-исторических (введение ребёнка в мир нравственных ценностей приобщением к литературе как искусству слова через анализ текстов; формирование техники чтения и приёмов понимания прочитанного на базе устойчивого интереса к чтению через собственное литературное творчество);

- информационных (развитие умений эффективно работать с учебной книгой, пользоваться словарями и справочниками, информацией Интернет);

- коммуникативных (умения работать в парах, в группе; формирование элементов учебной самостоятельности и самоконтроля);

 через оценивание качества образования как совокупности трех составляющих:

- предметно-информационной (приобщение к чтению и пониманию художественной литературы);

- деятельностно-коммуникативной (обеспечение речевого развития школьников, активное развитие речевых умений и навыков);

- ценностно-ориентационной (формирование у ребёнка эмоционально-нравственной отзывчивости);

Личностными результатами изучения предмета «Литературное чтение» являются следующие умения: оценивать поступки людей, жизненные ситуации с точки зрения общепринятых норм и ценностей; оценивать конкретные поступ-ки как хорошие или плохие;

– эмоционально «проживать» текст, выражать свои эмоции;

– понимать эмоции других людей, сочувствовать, сопереживать;

– высказывать своё отношение к героям прочитанных произведений, к их поступкам.

Средство достижения этих результатов – тексты литературных произведений, вопросы и задания к ним, тексты авторов учебника (диалоги постоянно действующих героев), обеспечивающие 4-ю линию развития – эмоционально-оценочное отношение к прочитанному.

Метапредметными результатами изучения курса «Литературное чтение» является формирование универсальных учебных действий (УУД).

Регулятивные УУД:

– определять и формировать цель деятельности на уроке с помощью учителя;

– проговаривать последовательность действий на уроке;

– учиться высказывать своё предположение (версию) на основе работы с иллюстрацией учебника;

– учиться работать по предложенному учителем плану

Средством формирования регулятивных УУД служит технология продуктивного чтения.

Познавательные УУД:

– ориентироваться в учебнике (на развороте, в оглавлении, в условных обозначениях);

– находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях;

– делать выводы в результате совместной работы класса и учителя;

– преобразовывать информацию из одной формы в другую: подробно пересказывать небольшие тексты.

Средством формирования познавательных УУД служат тексты учебника и его методический аппарат, обеспечивающие 1-ю линию развития – формирование функциональной грамотности (первичных навыков работы с информацией).

Коммуникативные УУД:

– оформлять свои мысли в устной и письменной форме (на уровне предложения или небольшого текста);

– слушать и понимать речь других;

– выразительно читать и пересказывать текст;

– договариваться с одноклассниками совместно с учителем о правилах поведения и общения и следовать им;

– учиться работать в паре, группе; выполнять различные роли (лидера исполнителя).

Средством формирования коммуникативных УУД служит технология продуктивного чтения и организация работы в парах и малых группах.

Предметными результатами изучения курса «Литературное чтение» является сформированность следующих умений:

– воспринимать на слух художественный текст (рассказ, стихотворение) в исполнении учителя, учащихся;

– осмысленно, правильно читать целыми словами;

– отвечать на вопросы учителя по содержанию прочитанного;

– подробно пересказывать текст;

– составлять устный рассказ по картинке;

– заучивать наизусть небольшие стихотворения;

– соотносить автора, название и героев прочитанных произведений;

– различать рассказ и стихотворение.

ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ УЧАЩИХСЯ

К КОНЦУ ПЕРВОГО  ГОДА ОБУЧЕНИЯ.

Учащиеся должны знать:

- наизусть 3 - 5 стихотворений детских поэтов;

- автора, название, содержание произведений, прочитанных в классе;

- не менее 3-4 народных сказок (уметь пересказать);

- элементы книги (обложка, титульный лист, иллюстрация, оглавление…);

Учащиеся должны уметь:

- осмысленно, правильно читать целыми словами;

- отвечать на вопросы учителя по содержанию прочитанного;

- подробно пересказывать текст;

- составлять устно рассказ по картинке;

- заучивать наизусть небольшие стихотворения;

- высказывать свое отношение к героям прочитанных произведений;

-соотносить авторов, названия и героев прочитанных произведений,

- уметь различать рассказы и стихотворения.

             

Для реализации программного содержания используются:

1.Бунеев Р.Н., Бунеева Е.В. Литературное чтение.  1 класс («Капельки солнца»).- Изд. 3-е., перераб. - М.: «Баласс»; Школьный дом, 2012

2. Бунеев Р.Н. , Бунеева Е.В. Тетрадь по литературному чтению. 1 класс.-изд. 3-е испр.-М.: Баласс; Издательство Школьный дом, 2012

3. Шестакова Толковый словарик к учебнику по литературному чтению, 1 класс

4. Бунеева Е.В. Уроки  литературного чтения  в 1-м классе. Методические рекомендации для учителя.-Изд. 4-е перераб.- М.: Баласс, 2011



Предварительный просмотр:


п\п

            Тема

                   Планируемые результаты

Виды деятельности

Кол-во час

Страница

Дата

Предметные

Метапредметные и личностные УУД



 Раздел 1 « Попрыгать, поиграть…»






Знать:

- приёмы ориентирования в учебнике;

-названия, основное содержание изученных литературных произведений, их авторов;

- наизусть стихотворения;

- понятия: «стихотворение», «рифма»;

-знать  основные правила общения и этикета.

Уметь:

- различать элементы книги (учебника): обложка, оглавление, титульный лист, иллюстрация;

- относить прочитанное произведение к определенному виду и жанру: рассказ, сказка, стихотворение;

-заучивать наизусть небольшие стихотворения и выразительно их читать с соблюдением соответствующей интонации, громкости речи, темпа речи;

- уметь осознанно воспринимать и оценивать содержание и специфику различных текстов, участвовать в их обсуждении, давать и обосновывать нравственную оценку поступков героев;

- читать осознанно и выразительно доступные по объёму произведения;

-         читать по ролям литературное произведение;







Личностные:

- способствовать формированию учебно- познавательного интереса к литературному чтению;

- ориентировать уч-ся на понимание причин успеха учебной деятельности;

- способствовать формированию чувства прекрасного на основе знакомства с новыми литературными произведениями разных жанров;

Метапредметные:

1.Регулятивные:

- учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем;

-знать последовательность действий на уроке;

-различать допустимые и не допустимые формы поведения  на основе изучаемых литературных произведений ;

- выполнять учеб. действия в громкоречевой и умственной форме.

2.Познавательные:

Общеучебные:

-применять общеучебные умения (анализ, сравнение, обобщение, классификацию) для  установления языковых закономерностей;

-определять главную мысль  и героев произведения;

-выразительно читать и заучивать наизусть;

-овладеть первоначальными навыками работы текстами;


Логические:

-  анализировать предложенный для восприятия текст;

- отвечать на вопросы по содержанию произведения, определяя последовательность событий;

- составлять план устного ответа.

3.Коммуникативные:

- адекватно использовать речевые средства для эффективного решения разнообразных коммуникативных задач;

- умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли, обосновывать свою точку зрения, выслушивать одноклассников:

- работать в группе, создавая инсценировки по произведениям:

«Друг детства»,  «Крокодил Гена и его друзья», «Цирк шапито».









- беседы;


- работа по учебнику;


- инсценировки;


-творческие работы

(нарисовать рисунок к произведению, главного героя и т.д.)


- разгадывание кроссвордов и загадок;


- работа в парах;


- дидактические игры


11ч

1.

Знакомство с новой книгой для чтения. Первый урок вежливости. А. Барто «Я выросла». Я. Аким «Мой конь». Саша Чёрный

«Про девочку, которая нашла своего мишку»


1

3-15

2.

В. Драгунский «Друг детства».

В. Берестов «Про машину»

1

16-23

3-4

А. Барто «С утра на лужайку», «Кукла». С. Маршак «Цирк шапито».
Э. Успенский «Крокодил Гена и его друзья»


2

24-35

5-6

Второй урок вежливости «Как надо дарить подарки». И. Демьянов «Скакалочка». А. Барто «Малыши среди двора…». Е. Чарушин «Никита-охотник»


2

36-43

7

Третий урок вежливости «Как нужно играть». Ю. Мориц «Попрыгать, поиграть». А. Барто «Игра в слова».  И. Токмакова «Плим», «Динь-дон». С. Маршак «Вот маленький»


1

44-52

8-9

Э. Успенский «Удивительное дело». Н. Носов «Приключения Незнайки и его друзей»

2

52-58

10

Э. Успенский «Крокодил Гена и его друзья»

1

59-64

11

Обобщение по разделу «Попрыгать, поиграть…». Внеклассное чтение

1

64-66

                                                  Раздел 2 « Наш дом»                                                           7ч.

12.


Г. Цыферов «Что у нас во дворе?»

Знать:

- понятия «слова-загадки», «стихотворения-загадки»,

- слова близкие по смыслу (синонимы);    понятия(фольклорная и авторская литература;

-названия , авторов и основное содержание литературных произведений о детях и родителях, их взаимоотношениях, о любви и взаимопонимании,  

-знать значения слов, выделенных в учебнике

Уметь:

-читать (вслух и про себя) со скоростью, позволяющей осознавать (понимать) смысл прочитанного;

- ориентироваться в нравственном содержании прочитанного, осознавать сущность поведения героев,

-прогнозировать содержание текста по заглавию, иллюстрациям, ключевым словам;     

-читать текст про себя, уметь выразительно читать с передачей настроения,

-уметь высказывать своё мнение;

- восстанавливать последовательность событий;

-соотносить автора с литературным произведением.


Личностные:

-сформировать ориентацию в нравственном содержании и смысле поступков как собственных, так и окружающих на основе сопоставления  их с поступками героев произведений разных жанров;

-формировать духовную потребность в книге как средстве познания мира и самопознания;

-развитие этических чувств -стыда, совести, вины- как регуляторов морального поведения.

Метапредметные:

1.Регулятивные:

-вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учета характера сделанных ошибок;

-планировать ход рассуждений, составлять план художественного произведения;

- выполнять учебные действия в громкоречевой и умственной форме.

2.Познавательные:

Общеучебные:

- самостоятельное создание способов решения проблем творческого характера

-смысловое чтение - как осмысление цели чтения и выбор вида чтения в зависимости от цели; извлечение необходимой информации из прослушанных текстов различных жанров; определение основной и второстепенной информации;

Логические:

- производить анализ предложенного для восприятия текста;

-классифицировать художественных произведений по заданному основанию;

- сравнивать, сопоставлять, делать элементарный анализ различных текстов, выделяя два-три существенных признака;

3.Коммуникативные:

- постановка вопросов для поиска и сбора информации;

-учитывать и координировать в сотрудничестве отличные от собственной позиции других одноклассников;

- уметь работать в группах при чтении по ролям произведений:

В. Драгунского «Сестра моя Ксения»,

 М. Коршунова «Дом в Черёмушках».









-рассматривание иллюстраций;


- творческая работа в тетрадях;



-работа в парах;


-- разгадывание кроссвордов и загадок;


-разучивание стихотворений;


-составление плана ответа


1

67-73

13.

В. Драгунский «Сестра моя Ксения»

1

74-83

14.

А. Барто «Две сестры…».

Я. Аким «Мой брат Миша».

А. Барто «Разлука». Г. Граубин «Окно». А. Барто «Одиночество»

1

84-92

15.

Э. Мошковская «Трудный путь». Четвёртый урок вежливости «Правила гигиены».

И. Демьянов «Руки-то у Вани…», «Замарашка рук

не мыл»

1

93-96

16.

М. Коршунов «Дом в Черёмушках»

1

97-103

17.

Б. Заходер «Два и три». М. Зощенко «Глупая история»

1

104-109

18.

В. Бирюков «Почему рано встал».

О. Григорьев «Обновка».

Обобщение по разделу «Наш дом»

1

110-112

                                   Раздел 3. «РЕБЯТАМ О ЗВЕРЯТАХ»                                          9 ч.

19.



Самуил Маршак « Автобус номер двадцать шесть»

Б. Заходер «Мохнатая азбука»

Знать:

- знать название и содержание произведений о животных разных авторов

- понятия: «стихотворение», «рифма», «рассказ», «ритм», «строфа», «проза»;

- различие жанров произведений;

Уметь:

- выразительно читать (отработка тона, интонации), анализировать чтение;

- делить текст на части, уметь определять тему текста, пересказывать

- находить ключевые слова в тексте, озаглавливать части текста;

- составлять характеристику героя;

- читать стихотворение по строфам, производить лексическую работу с непонятными словами;

- уметь самостоятельно выбирать интересующую литературу;

-пользоваться справочными источниками для понимания и получения дополнительной информации.


Личностные:

- использование приобретенных знаний в учении и повседневной жизни для исследования языковых явлений;

- значимость чтения для личного развития, формирования представлений о мире, первоначальных  понятий о добре и зле, нравственном отношении к животному миру;

- способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности.

Метапредметные:

1.Регулятивные:    

-контроль правильности чтения,  составления ответов-рассуждений;

-преобразовать практическую задачу в познавательную:

-различать способ и результат действия;

-проявлять познавательную инициативу  в учебном сотрудничестве.

2.Познавательные:

Общеучебные:

-овладение осознанным, правильным, беглым и выразительным чтением как базовым навыком в системе образования младших школьников;  

-формирование читательского кругозора и приобретение опыта самостоятельной читательской деятельности;

-совершенствование всех видов речевой деятельности; -

-приобретения умения работать с разными видами информации.

Логические:

- анализировать прочитанное, уметь соотносить текст и иллюстрации к нему;

-устанавливать причинно-следственные связи;

-классифицировать художественные произведения по заданному основанию;

3.Коммуникативные:

- планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками;

-постановка вопросов для поиска и сбора информации;

-умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли, обосновывать свою точку зрения, выслушивать одноклассников.



- творческие работы по произведениям;



- инсценировки;


- работа в парах;


- составление характеристики главных героев;



-работа с дополнительными источниками информации;



- работа по учебнику.

1

113-125

20.

М. Пришвин «Медведь».

Г. Граубин

«У ручья», «Беспокойные мыши». Саша Чёрный «Слоник, слоник»

1

126-133

21.

Пятый урок вежливости «Как

вести себя в гостях у природы». Е. Чарушин «Томкины сны»

1

134-137

22.

С. Михалков «Щенок»

1

138-141

23.

Ю. Коваль «Дик и черника».

А. Шибаев «Без ужина»

1

142-145

24.

М. Коршунов «Рисунок с натуры». «Дом в Черёмушках»

1

146-151

25.

Д. Хармс «Удивительная кошка».

И. Токмакова «Котята»

1

152-156

26.

Шестой урок вежливости «Как содержать домашних животных». Ю. Мориц «Ворона»

1

157-160

27.

В. Вересаев «Братишка». Обобщение по разделу

1

161-162

           Раздел 4. «МАЛЕНЬКИЕ ОТКРЫТИЯ»                                                                     .

28.

Г. Граубин «Сон», «Шишкопад». Т. Золотухина «Лужи-зеваки». В. Бирюков «Сентябрь». В. Песков «Листья падают с клёнов». И. Токмакова «Туман», «Осень»

Знать:

-   жанры художественных произведений;  называть  и  характеризовать их особенности;

-названия и авторов произведений о мире природы, о его красоте, о маленьких открытиях, которые делает человек, умеющий вглядываться и вслушиваться;

-понятия: «стихотворение», «рифма», «рассказ», «ритм», «строфа», «проза»;

- лексическое значение выделенных слов.

Уметь:

- распознавать особенности построения фольклорных форм

(сказки, загадки, пословицы);

- устно излагать текст по плану;

-  работать с текстом, составлять устный рассказ по картинкам;

- творчески пересказывать текст (от лица героя, автора), дополнять текст;

- создавать словесную картину,  выбирать и обосновывать нужную информацию;

- заучивать наизусть небольшие стихотворения и выразительно их читать с соблюдением соответствующей интонации, громкости речи, темпа речи.

Личностные:

-осмысливать эстетические и нравственные ценности

художественного текста;

-развивать эмоциональную отзывчивость при чтении художественных произведений,  

-формировать эстетического отношения к искусству слова;

-сформировывать учебно-познавательный интерес к новым произведениям

Метапредметные:

1.Регулятивные:

-проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве

- корректировать смысловые и речевые ошибки;

-адекватно воспринимать оценку учителя

2.Познавательные:

Общеучебные:

- развивать художественно-творческие и познавательные способности;

-осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы;

Логические:

-сравнивать, сопоставлять, делать элементарный анализ различных  изучаемых текстов, используя ряд литер.понятий (фольклорная и авторская литература, структура текста, герой, автор);

 -строить логические цепи рассуждений, включая установление причинно-следственных связей.

3.Коммуникативные:

-адекватно использовать речь для планирования и регуляции своей деятельности;

- формулировать личную оценку, аргументируя свое мнение с привлечением текста произведения;

- участвовать в диалоге: понимать вопросы  собеседника и отвечать на них в соответствии с правилами  речевого общения.




- беседы;


- работа по учебнику;



-творческие работы

(нарисовать рисунок к произведению, главного героя и т.д.)


- разгадывание кроссвордов и загадок;


- работа в парах;


- использование ИКТ





























































1

164-172

29.

Г. Граубин «Сон», «Шишкопад». Т. Золотухина «Лужи-зеваки». В. Бирюков «Сентябрь». В. Песков «Листья падают с клёнов». И. Токмакова «Туман», «Осень»

1

164-172

30.

Н. Сладков «Почему ноябрь пегий». Е. Благинина «Улетают, улетели»

1

173-176

31.

Т. Золотухина «Метель».

И. Токмакова «Медведь».

Н. Сладков «Песенки подо льдом».

И. Токмакова «Куда в машинах снег везут»

1

177-182

32.


Н. Сладков «Шапки долой». И. Токмакова «Весна».

Н. Сладков «Бегство цветов». В. Лапин «Утро»  

1

182-189

33

Г. Новицкая «Зонтик».

С. Маршак «Дождь». А. Чутковская «Ночью дождь на ёлку…»

К. Паустовский «Приточная трава»

1

189-193

34

М. Пришвин «Берестяная трубочка». А. Александров «Лесные шорохи»

Г. Скребицкий «Лесной голосок»

1

194-199

35.





36.

Ю. Мориц «Что над чем». С. Козлов, Г. Цыферов из книги «Где живёт солнце»



Обобщение по разделу

 « Маленькие открытия»

1





1




Итого

36ч.

200-204


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочие программы 1 класс и рабочая программа по ОРКСЭ

Рабочие программы для 1 класса по УМК "начальная школа 21 века".Если кому-то пригодятся, буду рада....

Рабочая программа по физической культура в 4 классе VIII вида, рабочая программа по физической культуре в 4 классе VII вида

Главной  целью моей педагогической деятельности является сохранение и укрепление здоровья детей, воспитание у них потребности в здоровом образе жизни. При проведении уроков учитываю возрастные, п...

Рабочая программа по русскому языку 3 класс ФГОС .Учебник А.В. Полякова.Система Л.В. Занкова. Документ содержит рабочую программу и календарно-тематическое планирование

Рабочая программа по русскому языку 3 класс ФГОС .Учебник А.В. Полякова.Система Л.В. Занкова. Документ содержит рабочую программу и календарно-тематическое планирование Рабочая программа по матем...

Рабочие программы для 3 класса по программе "Школа России"и рабочие программы по внеурочной деятельности.

Материал представлен в виде рабочих программ для 3 класса по программе "Школа России", тематическое планирование по предметам, а также рабочие программы и тематическое планирование по внеурочной деяте...

Рабочая учебная программа по музыке ОС "Школа 2100"Л.В. Школяр, В.О. Усачёва и др. Данная рабочая программа составлена на основе Примерной основной образовательной программы начального общего образования и предназначена для учеников 4 класса.

Программа составлена в соответствии с требованиями Федеального государственного образовательного стандарта начального общего образования, обеспечена УМК для 1- 4 классов, авторов Л.В.Школяр,В.О.Усачёв...

Рабочая программа по технологии для 1 класса разработана на основе авторской программы Е.А.Лутцевой, Т.П.Зуевой по технологии (Сборник рабочих программ. – М.: Просвещение, 2015)

Рабочая программа по технологии для 1 класса разработана на основе авторской программы Е.А.Лутцевой, Т.П.Зуевой по технологии (Сборник рабочих программ. – М.: Просвещение, 2015)  в соответствии с...