Урок литературного чтения в 3 классе. Н. Артюхова "Трусиха".
план-конспект урока по чтению (3 класс) на тему

Цель данного урока:  учить правильному и выразительному чтению. Задача учителя: познакомить с произведением, воспитывать решительность, смелость, храбрость, чуткость, умение прийти на помощь в нужное время.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon urok_literaturnogo_chteniya_3_klass.doc60.5 КБ

Предварительный просмотр:

1

Открытый урок литературного чтения

по рассказу  Н. Артюховой «Трусиха» в 3А классе.

Учитель: Фадеева Инна Викторовна.

Тема: Н. Артюхова «Трусиха».

Цель урока: учить правильному и выразительному чтению.

Задачи урока:

1) совершенствовать навыки чтения (способ чтения от слогового к целому слову, правильность, беглость, выразительность);

2) познакомить с произведением Н. Артюховой «Трусиха»;

3) формировать и совершенствовать навыки работы с текстом (учить определять идею, тему, тип речи); делить текст на логически законченные части, проводить подробный языковой анализ;

4) формировать и совершенствовать монологическую форму ответа, связную речь, логическое мышление;

5) учить языку данного писателя, прививать любовь к родному языку, к чтению;

6) обогащать и расширять словарный запас учащихся;

7) воспитывать сознательную дисциплину;

8) вести учет и контроль знаний учащихся;

9) воспитывать решительность, смелость, храбрость, чуткость, умение прийти на помощь в нужное время.

ХОД УРОКА.

1. Организационный момент.

Сегодня на уроке у нас много гостей. А в гости любят ходить к хорошим людям. Постараемся доказать это своей работой.

2. Актуализация опорных знаний.

1) На прошлом уроке мы читали русскую народную сказку «Иван – крестьянский сын и чудо-юдо». Я хочу проверить, насколько внимательно вы читали эту сказку, проверить вашу память.

2) Вопросы.

- Какими лучшими чертами русского характера наделил народ Ивана – главного героя сказки?

(Храбростью, выносливостью, настойчивостью, ловкостью, умом, хитростью, силой, бескорыстностью – т.е. без личной выгоды.)

Что в этой сказке относится к миру реального, а что – к миру волшебного?

- Имеется ли в сказке троекратный повтор? Приведите пример.

2

- Как в этой сказке используется такой художественный приём, как нарастание трудностей, стоящих перед героем?

(У чуда-юда было трое сыновей и бой с ними шёл по нарастающей: с трёхголовым, шестиголовым и двенадцатиголовым чудовищем.)

3) Выборочное чтение.

Прочитайте зачин сказки, концовку.

(В некотором царстве, в некотором государстве…

И стали они жить да поживать…)

4) Вопрос.

- Традиционны ли, типичны ли зачин и концовка сказки для русских народных сказок?

5) Чтение понравившегося эпизода сказки.

6) Вопрос.

- Какие важные мысли людей отразились в этой сказке?

(Мысли о защите родины от врага, о торжестве справедливости.)

3. Работа по теме урока.

1) Постановка цели урока.

Сегодня мы продолжим учиться читать бегло, грамотно, выразительно, учиться мыслить, выражать своё мнение, развивать память.

2) Рассказ о Н. Артюховой.

Нина Михайловна Артюхова родилась в 1901 году, умерла в 1990 году. Отец Нины был известным московским книгоиздателем, в их доме постоянно бывали писатели, учёные, сотрудники издательства.

Книгоиздательство – это учреждение, где печатают книги.

В их семье был замечательный обычай: время от времени выпускали домашний рукописный журнал, в нём были и стихи, и рассказы, и рисунки, написанные детьми. И "душою" этого журнала и главным редактором была Нина.

3

В рассказах Нины Михайловны главными героями являются дети - ваши сверстники, и в каждом рассказе дается важный сердечный совет о том, как поступить в том или ином случае.

3) Отработка навыков чтения.

В рассказе “Трусиха” встретятся длинные, сложные для прочтения слова. Чтобы нам легче было читать, давайте сейчас над ними поработаем.

1 задание: Прочитай по слогам, а затем плавно целым словом.

на чет-ве-рень-ках                    на четвереньках

врас-сып-ную                    врассыпную

за-хлоп-ну-ла                    захлопнула

ско-во-род-ку                    сковородку

о-ска-лен-ная                    оскаленная

клы-кас-тая                                клыкастая

ос-та-но-вил-ся                    остановился

вы-пол-за-ли                         выползли

2 задание: Чтение слов, в которых минимальные единицы чтения напечатаны разным шрифтом.

НАвзРЫД                     БРОсиЛИСЬ                     колХОЗноГО            ФЬють

ВЗвизгНУла           вРАСсыпНУю         КУкольНУю                        фьЮТЬ

4) Словарная работа.

В рассказе встретятся слова и выражения, значение которых может быть не всем известно. Как вы понимаете их значение.

 Умел ходить на четвереньках – одновременно опираясь на две руки и ноги.

 Бросились врассыпную – в разные стороны.

 Калитка – дверца в заборе, в воротах.

 Враг шёл на приступ – в атаку, на штурм.

 Оскаленная, клыкастая пасть – ряд зубов, открытый ощеренной пастью, с большими клыками.

 Плакала навзрыд – громко, с рыданиями.

 Ошейник – кольцо с застёжкой, одеваемое на шею животного.

 Убежище – место, где можно укрыться, найти приют, спасение от чего-нибудь.

 Наперерез – пересекая кому-нибудь путь.

 Фьють - воспроизведение свиста.

5) Физкультминутка.

Солнце землю греет слабо,

(Руки вверх и вниз)

По ночам трещит мороз,

(Руки на пояс, наклоны в стороны)

Во дворе у снежной Бабы

4

(Руки на пояс, поворот вокруг себя)

Побелел морковный нос.

(Дети показывают нос)

В речке стала вдруг вода

Неподвижна и тверда,

(Прыжки на месте)

Вьюга злится,

Снег кружится,

(Дети кружатся)

Заметает всё кругом

Белоснежным серебром.

(Имитируют движения руками)

6) Подготовка к восприятию.

- Что можно предположить о характере произведения по названию и иллюстрациям кратинного плана? О ком это произведение?

(О детях, о девочке, о трусихе.)

- Что это – рассказ, сказка или стихи?

(Рассказ, так как ничего необычного, сказочного не изображено; не стихи, потому что текст написан не столбиком.)

- Как вы думаете, смешное это произведение или нет? Почему вы так решили?

(Видимо, не смешное, так как на многих рисунках дети плачут, на одном из них – убегают от собаки.)

7) Первичное чтение рассказа учителем.

8) Обсуждение прочитанного.

- О чём этот текст?

(Этот текст о том, как все ребята испугались Лохмача, бросились врассыпную, оставив на куче песка маленького Андрюшку, а Валя смело бросилась спасать его, рискуя своей жизнью.)

- Что вы узнали о Вале? Почему ребята считали её трусихой?

(Валя была трусиха, потому что боялась мышей, лягушек, быков, пауков, гусениц.)

- Что произошло во время игры? Подтверждает ли это, что Валя была трусливой? Перечитайте этот эпизод.

9) Выборочное чтение.

5

10) Обсуждение прочитанного.

- Сравните, как поступили ребята, когда узнали, что собака сорвалась с цепи, и как поступила Валя. Что заставило Валю изменить своё поведение?

(Чувство страха заставляет девочку убежать вместе со всеми. Но потом Валя сумела преодолеть свой страх, так как чувство ответственности за брата оказалось сильнее страха.)

- Попробуйте представить себя на месте Вали. Какие чувства у вас могли быть в это время?

- Как вела себя Валя в такой обстановке?

В заключительной части мы видим Валю, когда она плачет. Это говорит о том, что вале было так же страшно, как и всем детям, но она сумела перебороть страх.

- Какой же вы представляли Валю в начале рассказа, и после чтения всего рассказа?

11) Составление плана текста.

Установим сколько частей в тексте.

- О чём сначала говорится в тексте?

(Сначала говорится о том, что Валя была трусиха и ее не принимали играть в войну.)

- А дальше?

(О том, как сорвался с цепи Лохмач, все разбежались, оставив Андрюшу в песочнице.)

-О чём говорится дальше?

(О том, как Валя бросилась спасать брата.)

-О чём говорится в конце?

(О том, как сторож уводит Лохмач, и все опять вместе.)

-Сколько частей получилось?

(4 части.)

12) Физкультминутка.

Чтоб глаза твои зорче были,

Чтоб в очках тебе не ходить,

Эти лёгкие движенья

Предлагаю повторить.

Вдаль посмотрим и под ноги,

Вправо, влево побыстрей.

6

Удивимся – что такое?

И закроем их скорей.

А теперь по кругу быстро,

Словно стрелочка часов,

Проведём глазами дружно

Ну а дальше – будь здоров!

Теперь и вы все отдохнули,

Новая забота:

Нужно сделать на «отлично»

Классную работу.

13) Составление плана текста.

Давайте найдём и докажем границы частей.

1 часть

-О чём 1 часть?

- Будем читать, и где закончится описание этого момента, остановимся.

Читаем.

- Давайте обсудим, правильно ли он остановился?

- Читаем следующее предложение. Оно не относится к 1 части.

- О чём эта часть?

Идея части – Валя-трусиха.

Озаглавим эту часть, помня об идее части.

1 часть. Валя была трусиха.

(План закрыт на доске. По мере озаглавливания рассказа открываем название каждой части рассказа.)

2 часть

- Переходим ко 2 части.

- О чём 2 часть?

- Идея части  – страх.

- Озаглавим.

2 часть. Андрюша в опасности.

- О чём 3 часть?

7

- Идея – защитить брата.

3 часть. Защитница.

- О чём 4 часть?

- Идея – опасность миновала.

4 часть. Опасность миновала.

14) Вопросы.

- Назовите заголовок текста.

- Заголовок нам рассказывает тему текста?

- Соответствует ли здесь заголовок теме текста?

(И да, и нет.)

- А как бы вы озаглавили текст?

(Храбрая девочка. Надежный друг.)

- Какова же идея текста?

(Валя действительно была трусиха. Но когда это было необходимо, в опасный момент Валя сумела преодолеть страх, чтобы прийти на помощь и защитить более слабого.)

15) Работа с пословицами.

Соотнесите пословицы и части рассказа.

1 часть: Трус своей тени боится.

2 часть: Кто дрожит – тот и бежит.

3 часть: Сам погибай, а товарища выручай.

4 часть: Храбрый не тот, кто страха не знает, а кто узнал и навстречу ему идёт.

4. Подведение итогов урока.

1) Вопросы.

- Какой рассказ читали сегодня на уроке?

- Почему автор дала такое название своему произведению?

- Могли бы вы предложить свою версию?

- Чему же учит этот рассказ?

2) Анализ работы учащихся и выставление оценок.

5. Домашнее задание.       Стр. 18-20, пересказ по картинному плану.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Разработка урока литературного чтения во 2 классе Автор Пушкарных Людмила Ивановна, учитель начальных классов МОУ «СОШ № 17» г. Палласовки Волгоградской области 2 «А» класс 2010/2011 учебный год УРОК ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ (2 КЛАСС, СИСТЕМА Л.В. ЗАНКОВ

Разработка урока литературного чтения во 2 классеАвтор Пушкарных Людмила Ивановна,учитель начальных классовМОУ «СОШ № 17»г. Палласовки Волгоградской области2 «А» класс 2010/2011 учебный год...

Урок литературного чтения. 4 класс. Тема "Литературные сказки. С.Т.Аксаков "Аленький цветочек"."

Цели урока:1) Обучающая: ознакомление с жизнью и творчеством писателя; обучение выразительному чтению (отдельных эпизодов, отрывков), обогащение словарного запаса учащихся;2) Развивающа...

ПРОЕКТ УРОКА Литературное чтение 1 класс Тема: _Е.Чарушин «Теремок». Русская народная сказка «Рукавичка» Сравнение литературной и народной сказки.

Проект урока литературного чтения 1 класс. Е.Чарушин "Теремок". Русская народная сказка "Руковичка"....

Технологическая карта урока литературного чтения 1 класс по теме : "Чтение слогов и слов с буквой «й»."

Технологическая карта урока литературного чтения 1 класс по теме : "Чтение слогов и слов с буквой «й»." и презентация к ней...

технологическая карта урока литературного чтения 2 класс УМК "Перспектива" А. П. Гайдар "Чук и Гек" Внеклассное чтение

Второй урок по произведению А. Гайдара с опорой на отрывок, предложенный авторами учебника, дополнен викториной по рассказу "Чук и Гек".Учащиеоя на предыдущем уроке разбились на группы по ин...

Конспект урока литературного чтения 2 класс по программе Н.Ф. Виноградовой.В.И. Даль «Девочка Снегурочка». Анализ сказки. Обучение ролевому чтению

Конспект урока литературного чтения 2 класс по программе Н.Ф. Виноградовой.В.И. Даль «Девочка Снегурочка». Анализ сказки. Обучение ролевому чтению...

Фрагмент урока литературного чтения 3 класс "Школа России". И.З.Суриков "Детство" по технологии продуктивного чтения.

Фрагмент урока литературного чтения по технологии продуктивного чтения на примере урока И.З. Суриков "Детство", 3 класс , УМК "Школа России".Показан фрагмент с 3-мя этапами работы ...


 

Комментарии

Тумольская Елена Михайловна

Интересный и увлекательный конспект урока. Спасибо за то, что делитесь своими разработками.

Спасибо за хорошие отзывы. Буду рада, если вам в работе пригодится мой материал.

Урок очень понравился. Много различных форм работы с текстом. Спасибо, возьму на вооружение.

Очень рада, что мой материал пригодится вам в работе.