Звуки Ф, Ф*. Буквы Ф, ф.
план-конспект урока по чтению (1 класс) по теме

Логинова Галина Алексеевна

Открытый урок обучения грамоте. Программа 2100.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Конспект урока25.54 КБ

Предварительный просмотр:

Открытый урок по обучению грамоте Программа 2100.

Звуки (ф) (ф*). Буква ф,Ф.

  Цели урока:

  1. Познакомить с новыми звуками и буквой; учить выделять в словах звуки (ф), (ф*) и характеризовать их.
  2. Закреплять умение работать со схемой слова, выделять нужный звук, делить звуки на гласные и согласные, характеризовать согласные по твёрдости- мягкости, парности- непарности, глухости- звонкости.
  3. Развивать устную речь, логическое мышление, внимание, умение сравнивать, анализировать и делать выводы, а также работать над выразительностью чтения.
  4. Воспитывать умение работать в коллективе, любознательность, трудолюбие.
  5. Воспитывать чувство гордости за Родину, патриотизм.

Оборудование: 

 У учителя - диск с презентацией урока, компьютер, мультимедийный проектор.

У детей -  Букварь (Образовательная система «Школа 2100»), тетрадь для печатания, «звуковые человечки», сигнальные карточки синего и зелёного цвета для обозначения звуков по твёрдости - мягкости, листочки для «фокуса», рисунки цветов для самооценки.

Ход урока:

1.Оргмомент.

Психологическая установка на работу.

Внимание! Проверь, дружок,

Готов ли ты начать урок.

Всё ль на месте, всё ль в порядке:

Книга, ручка и тетрадка?

Прозвенел и смолк звонок.

Начинается урок.

Мы за парты дружно сели

И на доску поглядели.

2.Постановка учебной проблемы. Определение темы урока.

(слайд1)

- Ребята, кто у нас в гостях, кто догадался? (фокусник)

-Кто такой фокусник?

Фокусник – это артист, который демонстрирует фокусы в цирке или на эстраде.

Как  ещё можно назвать фокусника?  (факир, иллюзионист)

А вы любите фокусы? Если будем на уроке внимательно слушать, активно работать, то, наверняка, фокусник покажет нам свои фокусы.

Познакомимся с ним. Зовут его Федя, и принёс он нам множество различных букв.

(слайд 2)

Посмотрите на них и скажите, на какие группы их  можно разделить.
( гласные и согласные, согласные звонкие и глухие, гласные, обозначающие мягкость согласных, парные согласные). (слайд 3)

Вы молодцы. Федя познакомит нас с новой буквой. Она есть в его профессии и имени. А какие звуки она обозначает, мы сейчас узнаем.

 Фокусник дарит вам свой фонарик.

(слайд 4)

Произнесите хором слово. Поработайте в парах, сделайте звуковой анализ слова фонарик.

(проверка на слайде)

 Сколько слогов в этом слове? Назовите 1 звук в этом слове? Что мы можем сказать о нём?

А вот ещё подарок для вас.

(слайд 5)

 Кто знает название этого цветка? Произнесите хором название. В парах проведите звуковой разбор слова фиалка.  Сколько слогов в этом слове? Произнесите 1 звук в слове? Что можем сказать о нём? (проверка на слайде)

Сравните 2 звука в наших словах. Звуки (ф) (ф*)  согласные

Фонетическая зарядка. (слайд 6)

 Давайте подуем на одуванчик вместе с зайчиком. (фу!)

 А теперь вспомните, как пыхтит каша? (пф – пф - пф…)

Напомню вам, что наш гость выступает в цирке. А в цирке часто звучат аплодисменты. Фокусник предлагает нам поиграть. Мальчики хлопают, если в слове звук (ф) твёрдый, а девочки хлопают, если в словах звук (ф*) (слайд 7)

Молодцы! Поаплодируем себе.

Давайте подведём итог этой части урока. Что мы узнали о новых звуках. Какой буквой на письме мы будем их обозначать. Кто из вас знает имя новой буквы?  (слайд 8)

Раскрасим «звуковых человечков».

Наблюдение за графическим обликом буквы.

На что похожа буква Ф?

 Послушайте весёлые стихи, которые подготовили дети.

(дети читают стихи и показывают свои рисунки)  (слайд 9)

А теперь настоящий фокус. Эта буква родится у вас прямо в руках. Для этого нужно «вытащить» уже известную вам букву Р  (на партах у детей вдвое сложенные листочки, на которых написана буква Р) Раскрыв сделанную букву Р, дети убеждаются, что она превратилась в новую букву Ф.

 У всех получилась новая буква.

 А мы будем отрабатывать навык чтения слогов с новой буквой. (слайд 10 )

Чтение слогов хором, прочитайте слоги, которые звучат  твёрдо, мягко. Какие гласные обозначают мягкость согласных?

Чтение скороговорки. (слайд11)

Физкультминутка.(для глаз) (слайды)

Беседа по иллюстрациям – слайды.

 Спасибо фокуснику Феде. Я же приглашаю вас в путешествие по морю за словами с новой буквой. Всегда интересно узнавать что-то новое. А поплывём мы на паруснике. (слайд 12)

Этот парусник называется ФРЕГАТ. На нём мы вышли в открытое море, а тут- целая флотилия.(слайд 13)

Назовите, что изображено на слайде.

 Выберете слово, которое объединяет все картинки судов. (флот)

Фрегат –парусник, флотилия –группа кораблей, флагман – передовой корабль, флот-крупное соединение военно-морских судов.

Какой одинаковый звук встречается во всех словах? (ф)

 Историческая справка.

 Ребята, а вы знаете, что 1 русский корабль, был построен при царе Алексее Михайловиче Романове и назывался «Орёл». Особое внимание флоту стал уделять Пётр 1.  (слайд 14)

1696 год 20 октября, Боярская Дума - высший совещательный орган Государства, вынесла решение – морским судам быть! Именно эту дату считают днём основания нашего флота. А закладывался флот в нашем городе, на судостроительных верфях в Адмиралтействе. (слайд15)

 Путешествуя, можно встретить очень много интересного в природе: и во  флоре, и в фауне.

Работа с учебником

Ну а мы продолжаем знакомство с представителями фауны.  Что такое фауна? – прочитайте значение слова в Букваре на с.140.  А что такое флора? (ищут ответы)

(слайд 16)

ФРЕГАТ-птица, и корабль под парусом. Как называются такие слова? (многозначные) Какой 1 звук в слове фрегат? ( (ф) - согл., тв., глух.)

Послушайте и отгадайте загадку о следующем представителе фауны.

Есть сторож ночной у зелёного дома.

Как только на лес опускается дрёма,

Он, ухая гулко, на вахту спешит,

И смотрит, и слушает:

Кто там шуршит?  (ФИЛИН) (слайд 17)

Назовите 1 звук в этом слове ((Ф*)-согл., мяг., глух.)

А как вы думаете, почему художник рядом с птицей нарисовал матроса за штурвалом?

(матрос несёт вахту, зорко всматриваясь вдаль, его тоже называют «филином»)

 (слайд 18) На слайде вы видите изображение крупной хищной птицы – гриф.

 Какие ещё значения этого слова вы знаете?

(1. Длинная узкая часть инструмента, вдоль которой натянуты струны- гитара.2.Печать и  оттиск с изображением подписи. 3. В античной мифологии : крылатое чудовище с головой орла и туловищем льва назывался грифон - слайд).

 Что слышим в конце слова? (звук (В) или(Ф) Это говорит нам о том, что в слабой позиции (ф) слышится нечётко и поэтому слово нужно проверять. Как? Изменяем слово так, чтобы после согласной стоял гласный звук. Например:  гриф – один, а много грифы.

Мы с вами выяснили, что у звуков (ф) (ф*) есть парные звуки (в) (в*).

 Давайте ещё раз подведём итог того, что мы узнали о букве ф (эф)

(слайд 19)

Продолжаем знакомиться с представителями фауны.

 (слайд20) ФЛАМИНГО

(слайд 21) ДРОФА

Назовите букву, которая встречается во всех словах. (ф) Она стоит в начале (фламинго  - ТВ.зв., филин –  мяг. зв.), в середине (дрофа – ТВ.зв.), в конце (гриф – ТВ.зв.)

 Увидеть всех представителей фауны, да и флоры помогают фотографии, сделанные, (сфотографированные)  с помощью  фотоаппарата фотокорреспондентами.

 Куда ни взглянет этот глаз,

Всё на картинке передаст (фотоаппарат)

Назовите родственные или однокоренные слова к слову фото. Что такое фотоаппарат?

 Учитель рассказывает о фотоаппарате, расширяя кругозор детей. (Фотография-светопись). Взгляд у аппарата очень быстрый (с помощью особой светочувствительной плёнки он может быстро «нарисовать» бегущего зайца), очень зоркий (может мгновенно сфотографировать Луну). Есть такие аппараты, которые моментально, через несколько секунд, выдают готовые фотокарточки. Если склеить несколько изображений предметов и быстро пропустить их через особые «рамки», получится живая фотография – кино.

Прочитаем слова, образованные от корня фото. Все ли слова вам  понятны? Это сложные слова, состоят из 2 корней.

Найдите  другие сложные слова  в учебнике (телефон, телеграф)

 Найдите  ещё родственные слова. (флаг, флажок, флагшток…)

Физминутка.

Подготовленный ребёнок показывает зарядку, связанную с буквой Ф.

Продолжение работы по учебнику.

Дети, которые читают быстро, знакомятся с рассказом на с.143 (индивидуально).

Остальные работают вместе с нами.

Работа в парах.

Найдите слова, в которых 1 слог, 2 слога, 3 слога. Есть ли слова непонятные пока вам? Кто может объяснить значение их.

 (если дети не могут объяснить – помогает учитель).  Прочитайте слова записанные с большой буквы. Почему  они так записаны.

 (Это название страны и столицы в Башкирии).

Прочитайте «военные слова». (офицер -, фронт- место военных действий, флот-крупное соединение военно-морских судов) Какие звуки в словах обозначены буквой ф?

 Прочитайте слова, которые называют цветы (фиалка, фикус) Чем похожи в них звуки?

Прочитайте как называется приспособление для передачи звуков по проводам.

Прочитайте вкусные слова (конфеты, кофе). А где их можно попробовать? (в кафе).

Чем интересны слова, которые мы прочитали?     (во всех словах есть звуки (ф) или (ф*)).

А что узнали ребята из рассказа «Папина профессия»? Кем работал папа Саши Ефимова?

И последний фокус для вас приготовил Федя фокусник. Он предлагает раскрасить ковровую дорожку арены цирка синим и зелёным цветом. На волшебном экране будут появляться слова, а вы должны правильно цветом показать звук (ф) или (ф*) с помощью сигнальных карточек. (слайд 21)

Итог урока

 Мы благодарим фокусника за новое  знакомство со звуками и  буквой, обозначающих их.

 С какими же звуками мы сегодня познакомились?

Дайте характеристику этим звукам. Какой буквой обозначаются эти звуки?

 Давайте, как в жизни, после выступления артиста, поблагодарим его цветами.

Но, Федя поставил нам условие: если у вас было хорошее настроение, всё вам понравилось и у вас всё получалось – подарите жёлтые цветы - цвет солнца.

Если у вас были затруднения, но вы справились – подарите голубые цветы.

Если вам было очень трудно и непонятно – он готов принять красные цветы.

Всем спасибо за урок.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Занятие по логопедической коррекции. Тема: Звуки [П], [П]. Буквы П, п. Соотнесение звуков с буквами. Уточнение и автоматизация звуков на материале лексической темы «Дикие птицы».

Открытое занятие по логопедиив рамках методической неделив Государственном областном бюджетном специальном (коррекционном) образовательном учреждении для обучающихся, воспитанников с огран...

Согласные звуки[м],[м*].Буквы М,м.Написание строчной "м".Чтение и письмо с изученной буквой."Москва...Как много в этом звуке"Обучение грамоте, письмо и москвоведение (интегративно)

Познакомить учащихся с новыми звуками [м], [м"], буквами М,м;научить писать строчную бкву м; обогащать словарный запас учащихся; развивать логическое мышление, умение сравнивать, наблюдать и делать вы...

Редактировать Рабочие листы к урокам обучения грамоте по темам "Звук [и], буквы И, и". "Звуки [р], [р\'], буквы Р, р"

Данный материал может быть использован учителем, как во фронтальной, так и в индивидуальной работе на уроках обучения грамоте при изучении гласного и согласных звуков и букв, которые их обозначают. - ...

Звуки С-Сь .Буква" С". Звук Ш . Буква " Ш " .

Уточнение произношения звуков С , Сь , Ш. Соотнесение звука с буквой . Сравнительная характеристика звуков ....