Урок по литературному чтению во 2 классе: "Г.Скребицкий "Весна-художник"
план-конспект урока по чтению (2 класс) по теме

Матвеева Светлана Васильевна

     Урок по литературному чтению во 2 классе (образовательная система "Начальная школа ХХI века") - "Знакомство с произведением Г.Скребицкого "Весна-художник" проведён по традиционной технологии с элементами ИКТ, групповой работой, по развивающей технологии с элементами АСО.Для данного урока представлены: задания для групповой разноуровневой работы и для работы детей на персональных компьютерах.

 

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Г.Скребицкий «Весна-художник»

Задачи:

1)образовательные:

- отработка навыка чтения, формирование правильного литературного произношения;

- обогащение речи младших школьников: учить понимать смысл слов, употреблять образные выражения,  сравнения;

- продолжить работу над усвоением литературоведческих понятий (рассказ, стихотворение, сказка);

-продолжить формировать навык самостоятельной работы с книгой.

2) воспитательные:

- воспитывать умение выслушивать ответы товарищей, не перебивать;                                                                                            - воспитывать умение слушать и слышать при организации работы в парах.

3) развивающие:

- для развития памяти продолжить работу над заучиванием наизусть поэтических произведений;

- для развития внимания и памяти включить в урок работу в «парах»,

- для развития воображения, познавательной активности использовать творческие  задания;

- для развития логического мышления продолжить обучение анализу-синтезу при  работе с текстом;

- развитие самостоятельности учащихся

Оборудование:                                                                                                                                                                    1)мультимедийный проектор, экран, компьютеры для индивидуальной работы;

2)карточки с разноуровневыми заданиями (3 уровня);

3)листы бумаги для творческих работ, цветные карандаши;

4)линейки с геом. фигурами.;

5) учебник по литературному чтению (автор Ефросинина Л.А)

6)тетради по литературному чтению.

Тип урока: традиционный с элементами ИКТ.

Технология: развивающая, спиральная  с элементами АСО.

Модули урока

Содержание урока

Формы познавательной деятельности

Время

1.Организация начала урока

           Посмотрите, ребята, друг на друга, улыбнитесь. Своими улыбками пожелаем друг другу хорошего настроения и интересного урока. Настроимся на рабочий лад.

            Давайте вспомним, какой теме посвящены произведения, с которыми мы знакомились на предыдущих уроках? Да, мы знакомились с произведениями, которые посвящёны весне.                                                                                      Сегодня наш урок посвящён  рассказу Георгия Скребицкого , вспомним с какими произведениями уже познакомились, поработаем парами с интересными творческими заданиями и , конечно, поработаем на компьютере.

            Но начнём урок с минутки поэзии.

беседа

2 мин.

2.Подготовка к основному этапу.

             Минутка поэзии(учащиеся читают стихи о весне А.С. Пушкина «Гонимы вешними лучами…», РНП «Весна, весна красная!» ,С.Маршака «Весенняя песенка»).

             Замечательные стихи прочитали ребята. Я думаю, что эти стихи создали нам особое весеннее  настроение.

            Но не только стихи позволяют человеку любоваться красотой весенней природы, но и рассказы. Сегодня на уроке мы и познакомимся с одним из таких произведений.

         

       

чтение стихов учащимися, презентация (иллюстрации весенних пейзажей)







6 мин.


3.Актуализация знаний

         

  Весна – необыкновенное время года: очень радостное, весёлое, энергичное, яркое, буйное. Эту красоту мы и попытаемся увидеть в рассказе Георгия Алексеевича Скребицкого, а как называется этот рассказ, вы скажите сами, когда отгадаете небольшой ребус. Учащиеся отгадывают ребус и называют произведение - «Художник-Весна».                                                                                          Георгий Алексеевич был охотником, следопытом, любил наблюдать. Этому он и учил детей: наблюдать за природой, замечать в ней происходящие события. Свои наблюдения Скребицкий   записывал, и теперь мы можем с ними познакомиться.

              Чтение произведения одним из учащихся (стр.90-91).

               Первичное восприятие:

- понравилось ли произведение ? какое настроение оно вызывает?


          Изготовление модели обложки для данного произведения. Комментарий учащихся (определить жанр данного произведения, выбрать «фигуру заместитель», записать фамилию автора, название рассказа)


беседа,                                       портрет писателя,                             весенний пейзаж (слайды),

ребус (слайд)Эпиграф: «Здесь весна, как художник уж славный, работает тихо»(А.Майков)







 первичное чтение учащимися, беседа



самост. работа в тетради, сличение с образцом,

модель обложки,


6 мин.

Физминутка.

       

1 мин.

4. Закрепление знаний и способов действий.

   Учащиеся читают произведение «по цепочке», находя и отмечая непонятные слова. Работа по выяснению значения слов проводится в парах.

    Если ребята затрудняются, то в работе используется толковый словарь.

 

самостоятельное чтение, работа со словарём

4 мин.



1)как автор относится к весне? почему сравнивает Весну- красну с художником? (текст)                                                             2)какие краски использует Художник Весна? (текст)

3)какими цветами украсила весна берёзы, осины ,тополя?(текст)

4)как украсила черёмуху, яблони, груши? (текст)

5)какими мы увидели в рассказе поля, луга? (текст)

6)что  стало происходить с насекомыми с наступлением весны? (текст)

7)Найти в тексте сравнения:

«… будто синие брызги, рассыпала первые цветы подснежника, медуницы.

… И по лесной опушке,  все белые, будто в снегу, стоят дикие яблони, груши.»

8) каким мы можем представить себе Художника  Весну?                  ( нарисовать словесный портрет)



беседа








презентация(слайд)






беседа



5 мин.

 5.Проверка понимания.

        Разноуровневые задания :

1.-соединить картинки и слова из текста

2.-восстановить деформированный текст(на персональном компьютере)

3.-придумать свой рассказ о весне с опорой на  слова-помощники

        Презентация детских творческих работ.

самостоятельная работа в статических   парах, презентация, преобразование информации, карточки со словами-помощниками, включённый контроль учителя


презентация детских работ

8 мин.

6.Итог урока.

- что особенно понравилось на уроке?

А мне понравилось, как вы поработали на уроке.

Выставление оценок.

беседа

1 мин.

7.Рефлексия.

 Такое же настроение у вас осталось и после урока?                                        Улыбнитесь друг другу.

1 мин.

8.Дом. задание.

Стр.90-91(выр.чтение, сделать иллюстрацию к одной из картин, подобрать строки из текста)

1 мин.

Приложение.

1.работа над толкованием слов:

луговина

гроздья

медуница

калужница

2.слова-помощники:

Весна в разгаре; пригревает солнышко;  ледок искрится, сверкает; снег становится рыхлым;  звенит частая капель; появляются первые проталины, земля освобождается от снега; потекли говорливые ручейки; весна с земли сорвала покрывало;  земля скоро нарядится в праздничный цветной наряд; настроение радостное, бодрое, весёлое.

           Тронула зеленью ветки берёз, поразвесила серебряные серёжки, на широкой поляне, рассыпала первые цветы, на склоне оврага, гроздья белых цветов, зеленеет молодая травка, всё оживает вокруг, выползают первые букашки, жучки, звон птичьих голосов, Весна-красна каждому придумала своё важное дело!

3.Восстанови текст. Рисует день, другой. Вот на склоне оврага кусты черёмухи; их ветки покрыла Весна мохнатыми гроздьями белых цветов.

     Вот стоит перед ней лес – ещё по-зимнему хмурый, угрюмый. «А дай-ка я разукрашу его по-своему, по-весеннему!» Взяла она тонкие, нежные кисточки.

     А сколько птиц в лесу и в полях! И для каждой из них Весна - красна придумала важное дело.

     Всё оживает кругом. Почуяв тепло, выползают из разных щёлок букашки и паучки. Майские жуки загудели возле берёзовых веток.



Предварительный просмотр:

Слова-помощники для творческого задания:

  - что произошло в природе с наступлением осени? ( обратить внимание на листву, траву, землю, воздух, небо, дожди, мокрый снег и др.)

- какое настроение у людей вызывает осень? (грусть, тоска, печаль, вспоминаются тёплые летние деньки, желание скорейшего наступления зимы)

Слова-помощники для творческого задания:

  - что произошло в природе с наступлением осени? ( обратить внимание на листву, траву, землю, воздух, небо, дожди, мокрый снег и др.)

- какое настроение у людей вызывает осень? (грусть, тоска, печаль, вспоминаются тёплые летние деньки, желание скорейшего наступления зимы)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока по литературному чтению в 4 классе. 1. Предмет: литературное чтение. Тип учебного занятия: Урок обобщения и систематизации учебного материала. 2. Тема: Обобщение и систематизация материала по разделу «Устное народное творчество»

Специфика проведения данного урока состоит в том, что такого полного обобщения и систематизации материала по разделу «Устное народное творчество» в Программе не предусмотрено, на выпуске из первой сту...

Конспект урока по литературному чтению по теме "Алексей Толстой. Золотой ключик, или Приключения Буратино (главы)" для обучающихся 2 - го класса (Р. Н. Бунеев, Е. В. Бунеева. Литературное чтение. Маленькая дверь в большой мир. 2 класс Часть 1

Тип урока - изучение нового материала. Направлен на то, чтобы создавать условия для проявления познавательной активности учащихся как основы формирования и развития учебной компетентности и ключевых к...

Урок по литературному чтению. ( ФГОС., учебник Р.Н. Бунеев, Е.В.Бунеева «Литературное чтение» 2 класс, ч.2) Тема: «Какие вопросы задают сказки?» ( урок обобщения)

В уроке использованы современные приемы и методы коллективной работы, соответствующие требованием ФГОС....

Технологическая карта урока по литературному чтению по теме: «И.А.Крылов. Басня «Зеркало и Обезьяна». Учитель:Лаан Софья Анатольевна( МБОУ «2 Пристанская ООШ») Класс: 3 класс. УМК : «Школа России» Предмет: литературное чтение Ресурсы урока: «Литературно

Пояснительная записка  Автор материала (ФИО) *на этапе актуализации знаний при проверке арифметического диктанта. Цифры появляются по щелчку. Очень удобна именно такая проверка, так как даль...

Технологическая карта урока по литературному чтению по теме: «И.А.Крылов. Басня «Зеркало и Обезьяна». Учитель:Лаан Софья Анатольевна( МБОУ «2 Пристанская ООШ») Класс: 3 класс. УМК : «Школа России» Предмет: литературное чтение Ресурсы урока: «Литературно

Пояснительная записка  Автор материала (ФИО) *на этапе актуализации знаний при проверке арифметического диктанта. Цифры появляются по щелчку. Очень удобна именно такая проверка, так как даль...

Конспект урока по литературному чтению 3 класс "Внеклассное чтение. Литературные сказки"

Учащиеся научатся при выборе книг и поиске материала опираться на информационный аппарат книги, её элементы; находить книги для самостоятельного чтения в различных библиотеках (школьной, домашней, гор...