Урок литературного чтения в 3 классе
учебно-методический материал по чтению (2 класс) по теме

Мещанинова Валентина Николаевна

«Важнейшая задача цивилизации – научить человека мыслить» Эдисон

Решить эту задачу помогают уроки, построенные в теории развития критического мышления (ТРКМ), так как большую часть информации дети открывают сами, а не выслушивают из уст учителя. Одно из главных условий проведения урока – переход учителя из позиции «натаскивателя знаний» в позицию «невидимого дирижера». ТРКМ базируется на трех китах:

Структура (трехфазовая базовая модель: вызов, осмысление, рефлексия);

Приемы (табличные, графические, творческие, работа с текстами и прочие);

Принципы (сотрудничества, совместного планирования и осмысленности). 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Мещанинова Валентина Николаевна

Учитель начальных классов МБОУ «СОШ №1 п. Базарный Карабулак Саратовской области»

Урок литературного чтения в 3 классе ТРКМ

Тема урока: «К.Г. Паустовский «Какие бывают дожди?»

             Цель: стимулировать самостоятельную познавательную деятельность учащихся; расширять знакомство с творчеством К.Г. Паустовского на материале рассказа «Какие бывают дожди.

Задачи: стадия вызова: пробудить познавательный интерес к изучаемому материалу, актуализировать имеющиеся у учащихся знания и помочь самим определить направления в изучении темы;

стадия осмысления: помочь активно воспринимать изучаемый материал, соотнести имеющиеся знания с новыми, учить наблюдать за явлениями природы;

стадия рефлексии: помочь учащимся самостоятельно обобщить изучаемый материал.

Ход урока:

  1. Вызов
  1. Мотивация учащихся

- Сегодня мы продолжим знакомство с произведениями К. Паустовского. Начнем урок с логической дорожки (запись на доске)

РАССКАЗЫ→ПИСАТЕЛЬ→СКАЗКА→ДОБРОТА→ЮМОР

- Необходимо связать дорожку в единое целое.

- Прочитайте название рассказа, с которым мы будем работать («Какие бывают дожди?»)

- Предположите, о чем будет текст (дети делают свои предположения)

- Работа в парах. Мозговой штурм – предположите, с какими понятиями мы познакомимся при работе с текстом. Составить кластер с ключевым словом «дождь» - я предлагаю вам мысленно выйти на улицу в пасмурную погоду. Представьте себе, что дует прохладный ветерок, падают первые капли дождя. Затем дождь расходится. Мы прячемся от него под зонтик. Запишите все, что вы знаете по поводу понятия «дождь». Дети записывают слова (грибной, спорый, ливень, моросящий, слепой).

- О каком дожде вы хотели бы узнать?

          II. Осмысление

     2.1. Работа с текстом К. Паустовского «Какие бывают дожди?»  

Прием (чтение с остановками).

Текст разбит на три смысловые части, каждая остановка предполагает дальнейшее размышление, прогнозирование. Используются вопросы различного уровня: от простых, уточняющих понимание, до интерпретирующих, моделирующих, прогнозирующих дальнейшее развитие ситуации. Дети читают текст.

I часть. Вопросы после чтения:

- Назвать приметы дождя

- Объяснить значение слова «крапать»

- Почему «дождь» называют ласково «дождик»?

- Как вы думаете, о чем пойдет речь дальше?

Работа в группах

II часть.

- Какой дождь спорый? Объясните

- Какой дождь грибной?

- В чем отличие спорого дождя от грибного?

- Что изменилось бы в природе без грибных дождей?

- Как вы думаете о каком дожде мы будем читать дальше?

III часть.

 - Какой дождь назван слепым?

 - Объясните почему он так назван?

(Работа в парах).

- Какой дождь вы наблюдали?

- Какой дождь вам нравится? Почему?

- Что может произойти, если не будет дождей?

Обсуждение в паре.

  1. Физминутка.

-  Прошу подняться со своих мест, пора дать отдых вашим глазам и плечам.

 - Вообразите, что вы пришли в театр, чтобы участвовать в театральном представлении.

 - Гром, гром, как из пушек.

(Два хлопка в ладоши, два притопа ногами).

 - Нынче праздник у лягушек.

(Полуприседания, руки согнуты в локтях, подняты вверх, пальцы растопырены).

- Дождь, дождь, надо нам

(Скользящие движения ладонями – вертикальные хлопки – «тарелочки»).

 - Расходиться по домам.

(Маршируют, активно размахивая руками).

 - Град, град, сыплет град,

(Постукивают кулачками друг о друга).

 - Все под крышами сидят

(Приседание, пальцы рук над головой образуют крышу – домик).

- Только наш братишка в луже

Ловит рыбу нам на ужин

(Наклоняются вперед, делают руками «полоскательные» движения в стороны).

  1.  Выборочное чтение.

Прием фишбоун. Работа в группах.

«Голова» – дождь

- Прочитать описание спорого дождя.

(Заполнить «ребра»: верхнее – спорый; нижнее – сильный, отвесный).

- Найти и прочитать описание грибного дождя (заполнить «скелет»: верхнее ребро – грибной; нижнее – мелкий, теплый).

- Найти в тексте и прочитать описание слепого дождя.

- Заполнить «хвост» рыбы. Каково значение дождя? («хвост»: поливает растения, освежает воздух, создает прохладу, пополняет водоемы).

2.4. Возврат к кластеру.

- О каком виде дождя не читали сегодня?

 - А хотели бы узнать?

- Приготовьтесь рассказать об этом на следующем уроке.

III. Рефлексия

Работа в группах.

3.1. Прием синквейн (учить составлять синквейн)

1. Ключевое слово «дождь»

2. Подобрать два прилагательных

3. Подобрать три глагола

4. Составить предложение из четырех слов

5. Подобрать синоним к теме

- Обсуждение синквейнов. Выбрать лучший.

ДОЖДЬ

СВЕЖИЙ, ПРОХЛАДНЫЙ

СТУЧИТ, ИДЕТ, ЛЬЕТ

КАК ХОРОШО, ЧТО ОН ЕСТЬ!

ДОЖДЬ – ЖИЗНЬ!

3.2. Самооценка. Насколько вам  понравилась ваша работа?

На столе карточки с кружками. Закрасьте кружки тем цветом ,который соответствует  оценке вашей работы: красный – отлично; зеленый – хорошо; желтый – не очень понравилась моя работа.

  - Мы узнали малую часть о дожде. Напишите на карточке, что еще вы хотели бы узнать?

 - На уроках окружающего мира вы будете подробнее говорить об этом.

3.3. Домашнее задание.

Творческая работа. Составить рассказ «Мой любимый дождик» и подготовить сообщение о других видах дождя.



Предварительный просмотр:

Конспект урока литературного чтения во 2 классе

Тема урока. «Как Джек ходил счастья искать».

 Английская народная сказка».

Цель урока: учить детей выразительно читать, сравнивать поступки героев, развивать устную речь, воспитывать чувство дружбы и товарищества.

Оборудование: И К Т, карточки с названиями героев сказки, детские книги со сказками.

Ход урока.

I . Организация учащихся.

II. Проверка домашнего задания.

  1. Беседа.

- Какую сказку читали дома?

- Кто автор?

-Чем отличается авторская сказка от народной?

-Кто главный герой сказки?

-Куда пошёл Джек?

- Кого он встретил по дороге?

2. Чтение по ролям 1 части сказки.

3. Выборочное чтение .Прочитать отрывок, относящийся к иллюстрации.

III. Работа над новой темой.

1.Сравнить данную сказку с русской народной « Зимовье зверей»

2.Просмотр мультфильма «Зимовье зверей»

3. Сравнить сказки по таблице (приложение)

4. Определить главную мысль сказок.

5. Назвать пословицы о дружбе.

-Один за всех и все за одного.

-Крепкую дружбу и топором не разрубишь.

-Нет друга – ищи, а нашёл- береги.

-Дружба не гриб, в лесу не растёт.

6. Самостоятельная работа.

Смоделировать обложку к английской сказке.

7.Инсценирование отрывков из сказок. « Угадай сказку и автора».

(«Лиса и волк» . Русская народная сказка. «  Журавль и цапля». Русская народная сказка. «Айога» . Ненецкая сказка. )

8. Игра. Двое детей выходят к доске и раскладывают  книги со сказками на две кучки- авторские и народные.

IV. Итог урока.

-Что понравилось на уроке? Показать с помощью схематического рисунка.

V. Домашнее задание.

Творческая работа – придумать концовку к английской сказке.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Разработка урока литературного чтения во 2 классе Автор Пушкарных Людмила Ивановна, учитель начальных классов МОУ «СОШ № 17» г. Палласовки Волгоградской области 2 «А» класс 2010/2011 учебный год УРОК ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ (2 КЛАСС, СИСТЕМА Л.В. ЗАНКОВ

Разработка урока литературного чтения во 2 классеАвтор Пушкарных Людмила Ивановна,учитель начальных классовМОУ «СОШ № 17»г. Палласовки Волгоградской области2 «А» класс 2010/2011 учебный год...

Урок литературного чтения. 4 класс. Тема "Литературные сказки. С.Т.Аксаков "Аленький цветочек"."

Цели урока:1) Обучающая: ознакомление с жизнью и творчеством писателя; обучение выразительному чтению (отдельных эпизодов, отрывков), обогащение словарного запаса учащихся;2) Развивающа...

ПРОЕКТ УРОКА Литературное чтение 1 класс Тема: _Е.Чарушин «Теремок». Русская народная сказка «Рукавичка» Сравнение литературной и народной сказки.

Проект урока литературного чтения 1 класс. Е.Чарушин "Теремок". Русская народная сказка "Руковичка"....

Технологическая карта урока литературного чтения 1 класс по теме : "Чтение слогов и слов с буквой «й»."

Технологическая карта урока литературного чтения 1 класс по теме : "Чтение слогов и слов с буквой «й»." и презентация к ней...

технологическая карта урока литературного чтения 2 класс УМК "Перспектива" А. П. Гайдар "Чук и Гек" Внеклассное чтение

Второй урок по произведению А. Гайдара с опорой на отрывок, предложенный авторами учебника, дополнен викториной по рассказу "Чук и Гек".Учащиеоя на предыдущем уроке разбились на группы по ин...

Конспект урока литературного чтения 2 класс по программе Н.Ф. Виноградовой.В.И. Даль «Девочка Снегурочка». Анализ сказки. Обучение ролевому чтению

Конспект урока литературного чтения 2 класс по программе Н.Ф. Виноградовой.В.И. Даль «Девочка Снегурочка». Анализ сказки. Обучение ролевому чтению...

Фрагмент урока литературного чтения 3 класс "Школа России". И.З.Суриков "Детство" по технологии продуктивного чтения.

Фрагмент урока литературного чтения по технологии продуктивного чтения на примере урока И.З. Суриков "Детство", 3 класс , УМК "Школа России".Показан фрагмент с 3-мя этапами работы ...