рабочая программа по чтению 3класс
календарно-тематическое планирование по чтению (3 класс) по теме

рабочая программа и календарно-тематическое планирование по чтению 3класс ФГОС

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kalendarnoe.docx59.59 КБ
Файл chtenie.docx53.12 КБ

Предварительный просмотр:

Календарно-тематическое планирование по литературному чтению

Тема урока

Кол-во часов

Дата

Повторение и наглядность

Домашнее задание

планируемая

фактическая

I-четверть 36 часов.

Вводный урок по курсу литературного чтения   1ч

1

Знакомство с учебником по литературному чтению

 1

02.09

учебник

С.4

Самое великое чудо на свете 4 ч

2

«Рукописные книги Древней Руси»

 1

03.09

слайды

С.6-7

3

Первопечатник Иван Фёдоров

    04.09

презентация

С.10-12

  4

«Первопечатник Иван Фёдоров» Подготовка к краткому пересказу

 1

 07.09

С.10-12 пересказ

5

Обобщение по разделу «Самое великое чудо на свете». Проверим и оценим свои достижения. Тест №1

09.09

тест

Устное народное творчество   (14 ч)

6

Русские народные песни

 1

10.09

презентация

С.14-17

выучить наизусть 1 песню

7

Докучные сказки.

 1

11.09

слайды

С.18-19

8

Произведения прикладного искусства: гжельская и хохломская посуда, дымковская и богородские игрушки. Знакомство со статьями.

 1

14.09

презентация

С.20-21

9

«Сестрица Алёнушка и братец Иванушка», р.н.с. Знакомство. Анализ  сказки.

16.09

презентация

С.22-27

10

 «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка», р.н.с. Деление на части сказки.

17.09

книги

С.22-27 пересказ

11

 «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка», р.н.с. Подготовка к подробному пересказу сказки.

 1

18.09

Пересказ по частям

12

 «Иван-Царевич и серый волк», р.н.с. Знакомство со сказкой.

 1

21.09

презентация

С.28-38читать

13

 «Иван – царевич и серый волк», р.н.с. Деление на части сказки. Проверка техники чтения

 1

23.09

С.28-38 выр.читать

14

 «Иван – Царевич и серый волк», р.н.с. Подготовка к краткому пересказу сказки.

 1

24.09

Пересказ сказки

15

«Сивка-бурка», р.н.с. Знакомство. Анализ  сказки.

 1

25.09

слайды

С.40-50 читать

16

 «Сивка – бурка», р.н.с. Деление на части сказки.

 1

28.09

С.40-50 выр.читать

17

 «Сивка – бурка». Подготовка к краткому пересказу сказки

 1

30.09

пересказ

18

Проект «Сочиняем волшебную сказку»

 1

01.10

презентация

С.58 подготовить проект

19

Обобщение по разделу «Устное народное творчество». Проверим и оценим свои достижения. Проверочная работа №1

 1

02.10

карточки

Поэтическая тетрадь 1   (11ч)

20

Я.Смоленский

«Как научиться читать стихи»

Проект «Как научиться читать стихи»

 1

05.10

презентация

С.60-61 подготовить проект

21

Ф.Тютчев «Весенняя гроза» Подготовка к выразительному чтению

 1

07.10

Электронное приложение

С.62 наизусть

22

Ф.Тютчев «Листья» Подготовка к выразительному чтению

 1

08.10

Электронное приложение

С.63 выр.читать

23

 А.Фет «Мама! Глянь-ка из окошка…» Подготовка к выразительному чтению

 1

09.10

слайды

С.64-65 выразительно читать

24

И.Никитин «Полно, степь моя спать беспробудно…» Подготовка к выразительному чтению

 1

12.10

презентация

С.66-67

выр. читать

25

И.Никитин «Встреча зимы». Знакомство. Работа над языком.  

1

14.10

слайды

С.68-71

26

И.Никитин «Встреча зимы» Подготовка к выразительному чтению

 1

15.10

Выставка книг

С.68-71

27

И.Суриков «Детство» Знакомство. Работа над языком.  

 1

16.10

С.72-75

28

И.Суриков «Детство». Подготовка к выразительному чтению.

 1

19.10

слайды

С.72-75

Выразительно читать

29

И.Суриков «Зима». Подготовка к выразительному чтению. Контрольная работа №1

 1

21.10

карточки

С.76-77

30

Обобщение по разделу «Поэтическая тетрадь 1»

 1

22.10

Великие русские писатели   (24ч)

31

Подготовка к выразительному чтению

А.Пушкин «Уж небо осенью дышало»

«В тот год осенняя погода…»

«Опрятней модного паркета»

23.10

слайды

С.84-87

1 наизусть

32

А.Пушкин «Зимнее утро» Подготовка к выразительному чтению

 1

26.10

С.88-89

33

А.Пушкин «Зимний вечер» Подготовка к выразительному чтению

 1

28.10

слайды

С.90-91

34

 А.Пушкин «Сказка о царе Салтане» Знакомство со сказкой. Проверка техники чтения

 1

29.10

Электронное приложение

С.92-96

35

А.Пушкин «Сказка о царе Салтане» Анализ произведения

 1

30.10

С.96-114

36

А.Пушкин «Сказка о царе Салтане» Деление на части

 1

02.11

С.114-128

2-четверть-28часов

37

А.Пушкин «Сказка о царе Салтане» Подготовка к пересказу отрывка

 1

11.11

Пересказ отрывка

38

А.Пушкин «Сказка о царе Салтане» Подготовка к выразительному чтению

 1

12.11

Выразительно читать

39

Знакомство с творчеством И.А.Крылова

И.А.Крылов «Мартышка и Очки»

 1

13.11

Электронное приложение

С.132-135

40

 И.А.Крылов «Зеркало и Обезьяна» Анализ произведения

 1

16.11

С.136-137

41

 И.А.Крылов «Ворона и Лисица» Анализ произведения

 1

18.11

С.137-139 выучить 1 басню

42

Знакомство с творчеством М. Ю Лермонтова. М.Ю.Лермонтов «Горные вершины…»,

«На севере диком стоит одиноко…»

 1

19.11

Электронное приложение

С.142-144

43

М.Лермонтов «Утёс» Подготовка к выразительному чтению

 1

20.11

С.146

44

М.Лермонтов «Осень» Подготовка к выразительному чтению

 1

23.11

С.147

 1 наизусть

45

Знакомство с творчеством Л.Н.Толстого.

«Детство Л.Н.Толстого»

(из воспоминаний писателя)

 1

25.11

Электронное приложение

С.150-151

46

 Л.Толстой «Акула» Знакомство с произведением

 1

26.11

С.152-155

47

Л.Толстой «Акула» Подготовка к подробному пересказу

 1

27.11

С.152-155 пересказ

48

А.Толстой «Прыжок» Знакомство с произведением

 1

30.11

С.156-159

49

Л.Толстой «Прыжок» Подготовка к подробному пересказу

 1

02.12

С.156-159 пересказ

50

Л.Толстой «Лев и собачка» Знакомство с произведением

 1

03.12

Электронное приложение

С.160-161

51

Л.Толстой «Лев и собачка» Подготовка к подробному пересказу

 1

04.12

С.160-161 пересказ

52

Л.Толстой, «Какая бывает роса на траве». Подготовка к подробному пересказу,

1

07.12

Электронное приложение

С.162

53

Л.Толстой «Куда девается вода из моря» Составление рассказа–рассуждения (описания).

 1

09.12

С.163

54

Обобщающий урок по разделу «Великие русские писатели» Контрольная работа№2

 1

10.12

карточки

Поэтическая тетрадь 2    (6ч)

55

Н.Некрасов «Славная осень!..» Подготовка к выразительному чтению

 1

11.12

С.168 выр.читать

56

Н.Некрасов «Не ветер бушует над бором…» Подготовка к выразительному чтению

 1

14.12

Электронное приложение

С.169-170 выр.читать

57

Н.Некрасов «Дедушка Мазай и зайцы» Подготовка к выразительному чтению

 1

16.12

С.170-172 выр.читать

58

К.Бальмонт «Золотое слово» Подготовка к выразительному чтению

 

17.12

С.173 выр.читать

59

И.Бунин «Детство», «Полевые цветы», «Густой зелёный ельник у дороги…» Подготовка к выразительному чтению

 1

18.12

Электронное приложение

С.174-177

60

Обобщающий урок по разделу «Поэтическая тетрадь». Контрольная работа №3

 1

21.12

карточки

Литературные сказки  (8ч)

61

Знакомство с творчеством Д.Мамина-Сибиряка

Д.Мамин – Сибиряк «Присказка к «Алёнушкиным сказкам»

 1

23.12

Электронное приложение

С.180-182

62

Д.Мамин-Сибиряк «Сказка про храброго зайца-длинные уши, косые глаза, короткий хвост». Анализ произведения.

 1

24.12

С.183-187

63

В.Гаршин «Лягушка путешественница» Знакомство с произведением

 1

25.12

Электронное приложение

С.188-195

64

В.Гаршин «Лягушка-путешественница» Подготовка к подробному пересказу

 1

28.12

С.188-195 пересказ

3-четверть 40часов

65

 В.Одоевский «Мороз Иванович» Знакомство со сказкой

 1

13.01

С.196-199

66

В.Одоевский «Мороз Иванович» Деление на части сказки

 1

14.01

С.200-207

67

В.Одоевский «Мороз Иванович» Подготовка к краткому пересказу сказки

 1

15.01

Электронное приложение

пересказ

68

Обобщающий урок по разделу «Литературные сказки». Диагностическая работа.

 1

18.01

Были – небылицы   (10ч)

69

М.Горький (А.М.Пешков) «Случай с Евсейкой». Знакомство с произведением

 1

20.01

Прочитать текст, подготовить выразительное чтение.

70

М.Горький «Случай с Евсейкой» Анализ произведения. Чтение по ролям..

 1

21.01

Электронное приложение

Нарисовать иллюстрации к понравившемуся отрывку.

71

К.Паустовский «Растрёпанный воробей». Знакомство с произведением.

 1

 22.01

Прочитать до слов «Должно быть, ворона воровала...» (с. 19).

Найти материал о жизни и творчестве К. Паустовского.

72

К.Паустовский «Растрёпанный воробей» Деление на части.

 1

 25.01

Электронное приложение

Дочитать текст до конца.

73

К.Паустовский «Растрёпанный воробей» Подготовка к подробному пересказу части

 1

 27.01

Найти книги и прочитать рассказы К. Паустовского

74

    А.Куприн «Слон». Знакомство с          произведением.

1

28.01

Прочитать рассказ и попытаться разделить его на части

75

    А.Куприн «Слон». Анализ произведения.  

 1

29.01

Подготовить пересказ по составленному плану.

76

А.Куприн «Слон». Деление на части

 1

01.02

77

А.Куприн «Слон» Подготовка к подробному пересказу

 1

03.02

Электронное приложение

Придумать свою невероятную историю с обычными вещами.

78

Обобщающий урок по разделу «Были – небылицы» Проверим и оценим свои достижения.

 1

04.02

Поэтическая тетрадь 1  (6ч)

79

С.Чёрный (А.М.Гликберг) «Что ты тискаешь утёнка?» Подготовка к выразительному чтению

1

05.02

Подготовить выразительное чтение стихотворения

80

С.Чёрный (А.М.Гликберг) «Воробей», «Слон» Подготовка к выразительному чтению

 1

08.02

Выучить стихотворение, которое больше всего понравилось. Нарисовать иллюстрацию к выбранному стихотворению.

81

А.Блок «Ветхая избушка», «Сны» Подготовка к выразительному чтению

 1

10.02

Электронное приложение

Прочитать стихотворение выразительно, выучить его наизусть.

82

А.Блок «Ворона». Подготовка к выразительному чтению

 1

11.02

Выучить стихотворение, которое больше всего понравилось.

83

С.Есенин «Черёмуха». Подготовка к выразительному чтению

 1

12.02

Подготовить выразительное чтение стихотворения. Нарисовать иллюстрации к стихам этого раздела. Найти и прочитать другие стихи поэтов первой поэтической тетради.

84

Обобщающий урок по разделу «Поэтическая тетрадь 1». Проверим и оценим свои достижения.

 1

15.02

карточки

Сочинить загадки о животных. Принести на урок книги о животных, которые вам нравятся.

Люби живое  (16ч)

85

М.Пришвин «Моя Родина». Анализ произведения

 1

17.02

Придумать свой рассказ о том, как вы были в лесу летом. План записать в рабочую тетрадь.

86

Знакомство с произведением. И.Соколов –Микитов «Листопадничек»

 1

 18.02

Электронное приложение

Прочитать рассказ

87

Деление на части

И.Соколов – Микитов «Листопадничек»

 1

 19.02

Придумать продолжение этой истории. Записать ее в тетрадь. Какие еще приключения могли бы произойти с зайчонком?

88

Знакомство с произведением

В.Белов «Малька провинилась»

 1

 22.02

Читать выразительно

89

Подготовка к подробному пересказу

В.Белов «Ещё раз про Мальку»

 1

 24.02

Подготовить пересказ от имени Мальки.

90

В.Бианки «Мышонок Пик». Знакомство с произведением. Анализ произведения.

 1

 25.02

Прочитать весь рассказ.

91

В.Бианки «Мышонок Пик». Подготовка к подробному пересказу части

 1

 26.02

Электронное приложение

Найти эту сказку и прочитать ее окончание.

92

Б.Житков «Про обезьянку». Знакомство с произведением

 1

 01.03

Перечитать рассказ. Постараться читать без ошибок.

93

Б.Житков «Про обезьянку». Деление на части

 1

 03.03

Сочинить историю о том, как у вас появилась в доме обезьянка. Нарисовать иллюстрации к понравившимся отрывкам.

94

Б.Житков «Про обезьянку». Подготовка к выразительному чтению

 1

 04.03

Выбрать отрывок, который вам больше всего понравился, и приготовить его выразительное чтение.

95

В.Дуров «Наша Жучка». Знакомство с произведением.

 1

 05.03

Прочитать другие рассказы В. Дурова.

96

В.Дуров «Наша Жучка». Деление на части.

 1

 07.03

Пересказ 1 части

97

В.Астафьев «Капалуха». Знакомство с произведением.

 1

 10.03

Электронное приложение

Подготовить пересказ текста от имени глухарки.

98

В.Астафьев «Капалуха». Подготовка к подробному пересказу.

 1

 11.03

пересказ

99

Знакомство с творчеством В. Драгунского. В.Драгунский «Он живой и светится».

 1

 12.03

Повторить произведения этого раздела. Принести справочники, энциклопедии о животных

100

Обобщающий урок по разделу «Люби живое». Проверим и оценим свои достижения.

 1

 15.03

карточки

Принести на урок любимые сборники стихов.

Поэтическая тетрадь 2   (8ч)

101

С.Маршак «Гроза днём», «В лесу над росистой поляной». Подготовка к выразительному чтению.

 1

 17.03

Выучить стихотворение по выбору.

102

А. Барто «Разлука». Подготовка к выразительному чтению.

1

18.03

Электронное приложение

Подготовить выразительное чтение стихотворения.

103

А. Барто «В театре». Подготовка к выразительному чтению

 1

 19.03

Подготовить выразительное чтение стихотворения. Выучить 1 наизусть

104

С.Михалков «Если». Подготовка к выразительному чтению

 1

 22.03

Выучить стихотворение «Если».

4-четверть 36 часов

105

Е.Благинина «Кукушка». Подготовка к выразительному чтению.

1

01.04

Электронное приложение

106

Е.Благинина «Котёнок». Подготовка к выразительному чтению

1

02.04

Повторить произведения раздела «Поэтическая тетрадь 2». Нарисовать иллюстрации к понравившемуся произведению.

107

Проект: «Праздник поэзии».

 1

 05.04

Начать готовиться к выполнению проекта (с. 120 учебника).

108

Обобщающий урок по разделу «Поэтическая тетрадь 2» Проверим и оценим свои достижения.

 1

 07.04

карточки

Собирай по ягодке – наберёшь кузовок   (12ч)

109

Б. Щергин «Собирай по ягодке – наберёшь кузовок». Знакомство с произведением. Анализ.

 1

 08.04

Электронное приложение

Выразительное чтение

110

Б.Щергин, «Собирай по ягодке – наберёшь кузовок». Чтение по ролям.

 1

 09.04

Чтение по ролям

111

А.Платонов «Цветок на земле» Знакомство с произведением.

 1

 12.04

Электронное приложение

Выразительное чтение

112

А.Платонов «Цветок на земле». Характеристика героя.

 1

 14.04

пересказ

113

А.Платонов «Ещё мама». Подготовка к выразительному чтению.

 1

 15.04

Выразительное чтение

114

М.Зощенко «Золотые слова». Знакомство с произведением.

 1

 16.04

Электронное приложение

Чтение рассказа

115

М.Зощенко «Золотые слова» Подготовка к краткому  пересказу

 1

 19.04

Краткий пересказ

116

М.Зощенко «Великие путешественники». Знакомство с произведением.

 1

 21.04

Выразительное чтение

117

М.Зощенко «Великие путешественники» Подготовка к краткому пересказу.

 1

 22.04

слайды

Краткий пересказ

118

Знакомство с творчеством Н.Носова Н.Носов «Федина задача»

 1

 23.04

Чтение рассказа

119

Н.Носов «Телефон» Подготовка к выразительному чтению по ролям.

 1

 26.04

презентация

Чтение по ролям

120

Обобщающий урок по теме «Собирай по ягодке – наберёшь кузовок». Проверим и оценим свои достижения.

 1

 28.04

По страницам детских журналов    (8ч)

121

Знакомство с детскими журналами.

Л. Кассиль «Отметки Риммы Лебедевой». Знакомство с произведением.

1

29.04

презентация

Принести любимый журнал

122

Ю.Ермолаев «Проговорился», «Воспитатели». Знакомство с произведением.

 1

 30.04

Электронное приложение

Выразительное чтение

123

Ю.Ермолаев «Воспитатели» Подготовка к подробному пересказу

 1

 03.05

слайды

пересказ

124

Знакомство с творчеством Г. Остера.

 Г.Остер «Вредные советы».

 1

 05.05

Электронное приложение

Выразительное чтение

125

Г.Остер «Как получаются легенды». Знакомство с произведением

 1

 06.05

126

Г.Остер, «Как получаются легенды». Подготовка к подробному пересказу

1

07.05

пересказ

127

Р. Сеф «Весёлые стихи». Подготовка к выразительному чтению. 

 

 10.05

Читать детские журналы. Подготовить интересный материал из них.

128

Обобщающий урок по теме «По страницам детских журналов» Проверим и оценим свои достижения.

 1

 12.05

карточки

Зарубежная литература    (12ч)

129

Знакомство с мифами Древней Греции

«Храбрый Персей»

 1

 13.05

Электронное приложение

Выразительное чтение

130

 «Храбрый Персей» Анализ произведения

 1

 14.05

Краткий пересказ

131

 «Храбрый Персей» Подготовка к подробному пересказу части

 1

 17.05

132

Г.Андерсен «Гадкий утёнок» Знакомство со сказкой.

 1

 19.05

Электронное приложение

Чтение сказки

133

Г.Андерсен «Гадкий утёнок» Деление на части сказки

 1

 20.05

Пересказ по частям

134

Г.Андерсен «Гадкий утёнок» Подготовка к краткому пересказу сказки

 1

 21.05

слайды

Краткий пересказ

135-136

Обобщающий урок по разделу «Зарубежная литература».

Проверим и оценим свои достижения.

 2

24.05-    26.05

карточки

137-140

 Повторение изученного за год.

 4

27.05, 28.05,

29.05,

30.05

 



Предварительный просмотр:

Пояснительная записка

Рабочая  программа  предмета «Литературное чтение» составлена на основе Федерального государственного стандарта начального общего образования (2009 года),  Примерной программы общеобразовательных учреждений авторов Л.Ф. Климановой,  В.Г. Горецкого, М.В. Головановой «Литературное чтение.1 -4 классы»  (учебно-методический  комплект «Школа России»).

Курс «Литературное чтение» отличается широким видо-жанровым и тематическим диапазоном литературных произведений, соответствием учебного материала и способов его систематизации ведущей задаче третьего года обучения - формированию базовых читательских компетенций и личностных качеств.

Программа направлена на достижение следующих целей:

- овладение осознанным, правильным, беглым и выразительным чтением как базовым умением в системе образования младших школьников;

- совершенствование всех видов речевой деятельности, обеспечивающих умение работать с разными видами текстов; развитие интереса к чтению и книге; формирование; читательского кругозора и приобретение опыта самостоятельной читательской деятельности;

- развитие художественно-творческих и познавательных способностей, эмоциональной отзывчивости при чтении художественных произведений,  формирование эстетического отношения к искусству слова; совершенствование всех видов речевой деятельности, умений вести диалог, выразительно читать и рассказывать, импровизировать;

- обогащение нравственного опыта младших школьников средствами художественной литературы;

- воспитание эстетического отношения к искусству слова,

- формирование интереса к чтению и книге, потребности в общении с миром художественной литературы;

- обогащение нравственного опыта младших школьников, формирование представлений о добре, правде, дружбе, справедливости и честности, развитие нравственных чувств, уважения к культуре народов многонациональной России и других стран.

Программа нацелена на решение следующих задач:

- развивать у детей способность полноценно воспринимать художественное произведение, сопереживать героям, эмоционально откликаться на прочитанное; учить детей чувствовать и понимать образный язык художественного произведения, выразительные средства, создающие художественный образ, развивать образное мышление учащихся;

- формировать умение воссоздавать художественные образы литературного произведения, развивать творческое и воссоздающее воображение учащихся, и особенно ассоциативное мышление;

- развивать поэтический слух детей, накапливать эстетический опыт слушания произведений изящной словесности, воспитывать художественный вкус;

-формировать потребность в постоянном чтении книги, развивать интерес к литературному творчеству, творчеству писателей, создателей произведений словесного искусства;

- обогащать чувственный опыт ребенка, его реальные представления об окружающем мире и природе;

-формировать эстетическое отношение ребенка к жизни, приобщая его к классике  художественной литературы;

- обеспечивать достаточно глубокое понимание содержания произведений различного уровня сложности;

-расширять кругозор детей через чтение книг различных жанров, разнообразных по удержанию и тематике, обогащать нравственно-эстетический и познавательный опыт ребенка;

- обеспечивать развитие речи школьников и активно формировать навык чтения и речевые умения;

- работать с различными типами текстов;

- создавать условия для формирования потребности в самостоятельном чтении художественных произведений, формировать «читательскую самостоятельность».

Основной целью обучения литературному чтению в начальной школе является формирование читательской компетентности младшего школьника, осознание себя как грамотно читателя, способность к использованию читательской деятельности как средства самообразования.

Работа по формированию читательской компетенции реализуется по следующим направлениям:

- формирование навыка чтения: умение читать вслух и про себя, владение основными видами чтения (ознакомительное, углубленное, поисковое, просмотровое);

- начитанность: знание изученных произведений, представление о литературоведческих понятиях их использование и понимание; знание книг и произведений из круга детского чтения, предлагаемых в учебных хрестоматиях для каждого класса;

- умения работать с книгой (определение и выбор книг по жанрам, авторам, темам и  т.д.); знание элементов книги;

- навыки и умения собственно читательской деятельности, обеспечивающие восприятие, интерпретацию (истолкование) и оценку художественного произведения как искусства слова, то есть по законам этого искусства (на доступном школьникам уровне). В основе этой компетенции лежит разносторонняя работа с текстом.

В соответствии с Образовательной программой школы, на изучение учебного предмета  «Литературное чтение» в третьем классе отводится 140 часов в год, 4 часа в неделю ( 35 учебных недель).

Учебно-тематический план

Наименование разделов и тем

Всего часов

1

Вводный урок по курсу литературного чтения

1

2

Самое великое чудо на свете

4

3

Устное народное творчество

14

4

Поэтическая тетрадь 1

11

5

Великие русские писатели

24

6

Поэтическая тетрадь 2

6

7

Литературные сказки

8

8

Были-небылицы

10

9

Поэтическая тетрадь 1

6

10

Люби живое

16

11

Поэтическая тетрадь 2

8

12

Собирай по ягодке – наберешь кузовок

12

13

По страницам детских журналов

8

14

Зарубежная литература

12

ИТОГО

140 часов

Содержание программы (140 часов )

 №

Наименование разделов и тем. Содержание программного материала

Часы

Универсальные учебные действия

 1

Вводный урок по курсу литературного чтения

Вступительная статья.

1

Анализ объектов с целью выделения признаков (существенных, несущественных); умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации.

 2

Самое великое чудо на свете

Рукописные книги Древней Руси. Первопечатник Иван Федоров.

4

Смысловое чтение как осмысление цели чтения; умение отвечать на вопросы по содержанию словами текста; обобщение полученной информации по истории создания книги; владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка, современных средств коммуникации.

 3

Устное народное творчество

Русские народные песни. Лирические народные песни. Шуточные народные песни. Докучные сказки.

Произведения прикладного искусства: гжельская и хохломская посуда, дымковская и богородская игрушка. Русские народные сказки «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка», «Иван-царевич и Серый Волк», «Сивка-Бурка». Проект: «Сочиняем волшебную сказку».

14

Осмысление содержания прочитанного текста (с помощью вопросов, пересказа, самостоятельно); извлечение необходимой информации из прослушанных текстов, преобразование объекта из чувственной формы в модель, где выделены существенные характеристики; рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности; использование речевых средств  для решения коммуникативных и познавательных задач.

 4

Поэтическая тетрадь 1

Проект: «Как научиться читать стихи» на основе научно-популярной статьи Я. Смоленского. Ф. И. Тютчев. «Весенняя гроза», «Листья». А.А. Фет. «Мама! Глянь-ка из окошка...», «Зреет рожь над жаркой нивой...». И.С. Никитин. «Полно, степь моя, спать беспробудно...», «Встреча зимы». И.З. Суриков. «Детство», «Зима». Утренник «Первый снег».

11

Определение различных средств выразительности; наблюдение за жизнью слова; объяснение значения некоторых слов с опорой на текст или пользуясь словарём в учебнике либо толковым словарём; умение находить средства художественной выразительности в лирических текстах; определение эмоционального характера текста.

 5

Великие русские писатели

Сообщение «Что интересного я узнал о жизни А.С. Пушкина», А.С. Пушкин. «За весной, красой природы...», «Уж небо осенью дышало...», «В тот год осенняя погода...», «Опрятней модного паркета...», «Зимнее утро», «Зимний вечер», «Сказка о царе Салтане...»;

Сообщение о Крылове на основе статьи учебника. И.А. Крылов. «Мартышка и очки», «Зеркало и Обезьяна», «Ворона и Лисица». Статья В. Воскобойникова о М.Ю. Лермонтове. М.Ю. Лермонтов. «Горные вершины», «На севере диком...», «Утес», «Осень». Л.Н. Толстой. «Детство Л.Н. Толстого» (из воспоминаний писателя), «Акула», «Прыжок», «Лев и собачка», «Какая бывает роса на траве», «Куда девается вода из моря».

24

Умение размышлять над содержанием произведений, выражать своё отношение к прочитанному; овладение приемами выразительного чтения; осознанное и произвольное построение речевого высказывания; анализ объектов с целью выделения признаков (существенных, несущественных); формирование умения формулировать свои эмоционально- оценочные суждения; извлечение необходимой информации из прослушанных текстов различных жанров.

6

Поэтическая тетрадь 2

Н.А. Некрасов. «Славная осень!..», «Не ветер бушует над бором», «Дедушка Мазай и зайцы».

 К.Д. Бальмонт. «Золотое слово». . И.А. Бунин, «Детство», «Полевые цветы», «Густой зеленый ельник у дороги...».

6

Определение различных средств выразительности; наблюдение за жизнью слова объяснение значения некоторых слов опорой на текст или пользуясь словарём в учебнике либо толковым словарём; умение находить средства художественной выразительности в лирических текстах; определение эмоционального характера текста.

7

Литературные сказки

Д.К Мамин-Сибиряк. «Аленушкины сказки», «Сказка про храброго Зайца — Длинные Уши, Косые Глаза, Короткий Хвост»;

В.М. Гаршин «Лягушка-путешественница»;

В.Ф. Одоевский «Мороз Иванович».

8

Осмысление содержания прочитанного текста (с помощью вопросов, пересказа самостоятельно); умение размышлять над содержанием произведений, выражать своё отношение к прочитанном; осознанное и произвольное построение  речевого высказывания; анализ объектов с целью выделения признаков (суще венных, несущественных); формирование  умения формулировать свои эмоцио- нально-оценочные суждения; умение составлять подробный, выборочный пере сказ прочитанного.

8

Были-небылицы

М. Горький «Случай с Евсейкой»;

К.Г. Паустовский «Растрепанный воробей»;

А.И. Куприн «Слон».

10

Определение эмоционального характера  текста; построение логической цепочки рассуждений, анализ истинности утверждений; формирование умения формулировать свои эмоционально-оценочные суждения; умение составлять подробный, выборочный пересказ прочитанного.

9

Поэтическая тетрадь 1

С. Черный  «Что ты тискаешь утенка...», «Воробей»,  «Слон»; А.А. Блок «Ветхая избушка», «Сны», «Ворона»;  

С.А. Есенин «Черемуха».

6

Определение различных средств выразительности; наблюдение за жизнью с объяснение значения некоторых слов с опорой на текст или пользуясь словарём  в учебнике либо толковым словарём, умение находить средства художественной выразительности в лирических текстах; определение эмоционального характера текста.

10

Люби живое

М.М. Пришвин «Моя Родина»;

И.С. Соколов-Микитов «Листопадничек»;

В.И. Белов «Малька провинилась», «Еще про Мальку»;

 В.В. Бианки «Мышонок Пик»;

 Б.С. Житков «Про обезьянку»;

 В.Л. Дуров «Наша Жучка»;

В.П. Астафьев «Капалуха»;

В.Ю. Драгунский «Он живой и светится».

16

Осмысление содержания прочитанного текста (с помощью вопросов, пepecказа, самостоятельно); умение размышлять над содержанием произведений, выражать своё отношение к прочитанному отвечать на вопросы по содержанию словами текста; анализ объектов с целью выделения признаков (существенных несущественных); формирование умения формулировать свои эмоционально- оценочные суждения; умение составлять подробный, выборочный пересказ  прочитаного.

11

Поэтическая тетрадь 2

С.Я. Маршак «Гроза днем», «В лесу над росистой поляной»;

А.Л. Барто «Разлука», «В театре»; С.В. Михалков «Если...»;

Е.А. Благинина. «Кукушка», «Котенок»; проект «Праздник поэзии».

8

Определение различных средств выразительности; наблюдение за жизнью слова объяснение значения некоторых слов с  опорой на текст или пользуясь словарём в учебнике либо толковым словарём  умение находить средства художественной выразительности в лирических текстах; определение эмоционального характера текста.

12

Собирай по ягодке – наберёшь кузовок

Б В. Шергин «Собирай по ягодке — наберешь кузовок»;

 А.П. Платонов «Цветок на земле», «Еще мама»; М.М.Зощенко «Золоте слова», «Великие путешественники»;

Н.Н. Носов. «Федина задача», «Телефон»; В Ю. Драгунский. «Друг детства».

 12

Определение эмоционального характера текста; построение логической  цепочки  рассуждений, анализ истинности утверждений; формирование умения формулировать свои эмоционально-оценочные суждения; осмысление содержания прочитанного текста.

13

По страницам детских журналов

Вступительная статья. Ю. И. Ермолаев  «Проговорился», «Воспитатели»; Г.Б.Остер «Вредные советы», «Как получаются легенды»; Р. Сеф «Веселые стихи».

 8

Осмысление содержания прочитанного текста (с помощью вопросов, пересказа, самостоятельно); самостоятельное создание способов решения проблем творческого и поискового характера; умение составлять подробный, выборочный пересказ прочитанного.

14

 Зарубежная литература

Древнегреческий миф «Храбрый Персей». Г.Х. Андерсен. «Гадкий утенок», сообщение о великом сказочнике.

 12

Умение размышлять над содержанием произведений, выражать своё отношение к прочитанному, отвечать на вопросы по содержанию словами текста; выявлять в тексте слова и выражения, значение которых непонятно, и осознавать потребность в выяснении их смысла.

Требования к уровню подготовки учащихся

К концу изучения в третьем классе курса «Литературное чтение» будет сформирована  готовность обучающихся к дальнейшему образованию, достигнут необходимый уровень их читательской компетентности, литературного и речевого развития.

Третьеклассники научатся:

  • осознавать значимость чтения для своего развития, для успешного обучения другим предметам и в дальнейшей жизни;
  • бегло, выразительно читать текст;
  • выработать умение ускоренно читать произведение за счёт отработки приёмов целостного  и точного восприятия слова,  быстроты понимания прочитанного (скорость чтения не менее 80-90 слов в минуту);
  • улавливать главную мысль произведения, логику повествования, смысловые и интонационные связи в тексте;
  • описывать устно содержание репродукции картин известных художников и сопоставлять их  с прочитанными художественными текстами;
  • самостоятельно делить тексты на законченные по смыслу части и выделять в них главное, определять с помощью учителя тему и смысл произведения в целом;
  • составлять план прочитанного и краткий пересказ его содержания;
  • устно рисовать картины к прочитанным произведениям;
  • ориентироваться в учебной книге: самостоятельное нахождение произведения по его названию в содержании, отыскивание в учебной книге произведений, близких по тематике;
  • научиться ориентироваться в мире книг по предложенному учителем списку;
  • оценивать выполнение любой проделанной работы, учебного задания.

Третьеклассники получат возможность научиться:

  • осознавать основные духовно-нравственные ценности человечества;
  • воспринимать окружающий мир в его единстве и многообразии;
  • применять в учебной и в реальной жизни доступные для освоения в данном возрасте личностные и регулятивные учебные действия;
  • испытывать чувство гордости за свою Родину, народ и историю;
  • уважать культуру народов многонациональной России и других стран;
  • бережно и ответственно относиться к окружающей природе;
  • развивать способность к эмпатии, эмоционально-нравственной отзывчивости (на основе сопереживания литературным героям);
  • определять сходство и различие произведений разных жанров;
  • использовать полученную при чтении научно-популярного и учебного текста информацию в практической деятельности;
  • высказывать и пояснять свою точку зрения;
  • применять правила сотрудничества;
  • выделять в тексте опорные (ключевые) слова;
  • делать устную презентацию книги (произведения);
  • пользоваться тематическим (систематическим) каталогом;
  • работать с детской периодикой;
  • расширять свой читательский кругозор и приобретать дальнейший опыт самостоятельной читательской деятельности.

Планируемые результаты освоения предмета

Программа обеспечивает достижение необходимых личностных, метапредметных,  предметных результатов освоения курса, заложенных в ФГОС НОО.

У третьеклассника продолжится формирование личностных результатов обучения:

  • воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, уважения к Отечеству, прошлому и настоящему многонационального народа России;
  • формирование средствами литературных произведений целостного взгляда на мир  в единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий;
  • воспитание художественно-эстетического вкуса, эстетических потребностей, ценностей и чувств на основе опыта слушания и заучивания наизусть произведений художестве ной литературы;
  • развитие эстетических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;
  • овладение начальными навыками адаптации к школе, к школьному коллективу;
  • осознание значимости чтения для своего дальнейшего развития;
  • восприятие литературного произведения как особого вида искусства;
  • формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции  к истории, культуре, религии, традициям, языкам, ценностям народов России и народов  мира; готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нём взаимопонимания.

У третьеклассника продолжится формирование метапредметных результатов обучения:

  • овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств её осуществления;
  • овладение способами решения проблем творческого и поискового характера;
  • формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия  в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, определять наиболее: эффективные способы достижения результата;
  • овладение навыками смыслового чтения текстов в соответствии с целями и задача ми, осознанного построения речевого высказывания в соответствии с задачами коммуникации и составления текстов в устной и письменной формах;
  • овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления причинно-следственных связей, строения рассуждений;
  • готовность слушать собеседника и вести диалог, признавать различные точки зрения и право каждого иметь и излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и  оценку событий.

У третьеклассника продолжится формирование предметных результатов обучения:

  • овладение техникой чтения, приёмами понимания прочитанного и прослушанного произведения;
  • осознание значимости чтения для личного развития; формирование представлений о Родине  и её людях, окружающем мире, культуре, первоначальных  этических представлений о добре и зле, дружбе, честности; формирование потребности в  систематическом чтении;
  • достижение необходимого для продолжения образования уровня читательской компетентности, общего речевого развития, т.е. овладение чтением вслух и про себя, элементарными  приёмами анализа художественных, научно-познавательных и учебных текстов с использованием элементарных литературоведческих понятий;
  • использование разных видов чтения (изучающее (смысловое), выборочное, поисковое);умение осознанно воспринимать и оценивать содержание и специфику различных текстов участвовать в их обсуждении, давать и обосновывать нравственную оценку поступков героев;
  • умение самостоятельно выбирать интересующую литературу, пользоваться справочными источниками;
  • умение использовать простейшие виды анализа различных текстов;
  • умение работать с разными видами текстов, находить характерные особенности научно-познавательных, учебных и художественных произведений;
  • умение создавать собственный текст на основе художественного произведения, репродукции картин художников, по иллюстрациям, на основе личного опыта;
  • умение декламировать (читать стихи наизусть) стихотворные произведения, выступать перед знакомой аудиторией с небольшими сообщениями.

Система оценки достижения планируемых результатов

освоения предмета. Критерии оценивания

В соответствии с требованиями ФГОС, структура и содержание программы «Литературное чтение» направлены на достижение личностных результатов освоения программы. Формируется умение планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результатов. Данный метапредметный результат достигается посредством системы заданий, направленных на осознание ребёнком необходимости понимать смысл поставленной задачи для её успешного выполнения; на формирование умения планировать учебную работу, используя различные справочные материалы (таблицы, схемы, алгоритмы, словари и т.д.); на развитие способности к самооценке и к самоконтролю.

Текущий контроль по чтению проходит на каждом уроке в виде индивидуального или фронтального устного опроса: чтение текста, пересказ содержания произведения (полно, кратко, выборочно), выразительное чтение наизусть или с листа. Осуществляется на материале изучаемых программных произведений в основном в устной форме. Возможны и письменные работы - небольшие по объему (ответы на вопросы, описание героя или события), а также самостоятельные работы с книгой, иллюстрациями и оглавлением. Целесообразно для этого использовать и тестовые задания типа «закончи предложение», «найди правильный ответ», «найди ошибку» и т.п.

Тематический контроль проводится после изучения определенной темы и может проходить как в устной, так и в письменной форме. Письменная работа также может быть проведена в виде тестовых заданий, построенных с учетом предмета чтения.

Итоговый контроль по проверке чтения вслух проводится индивидуально. Для проверки подбираются доступные по лексике и содержанию незнакомые тексты. При выборе  текста осуществляется подсчет количества слов (слово «средней» длины равно шести знакам, к знакам относят как букву, так и пробел между словами). Для проверки понимания текста  учитель задает после чтения вопросы. Проверка навыка чтения «про себя» проводится фронтально или группами. Для проверки учитель заготавливает индивидуальные карточки, которые получает каждый ученик. Задания на карточках могут быть общими, а могут быть дифференцированными. Для учета результатов проверки навыка чтения учитель пользуется  соответствующей схемой.

Классификация ошибок и недочетов, влияющих на снижение оценки

Ошибки:                

  • искажения  читаемых слов (замена, перестановка, пропуски или добавления букв, слогов, слов);
  • неправильная постановка ударений (более 2);
  • чтение всего текста без смысловых пауз, нарушение темпа и четкости произношения слов при чтении вслух;
  • непонимание общего смысла прочитанного текста за установленное время чтения;
  • неправильные ответы на вопросы по содержанию текста;
  • неумение выделить основную мысль прочитанного; неумение найти в тексте слова и  выражения, подтверждающие понимание основного содержания прочитанного;
  • нарушение при пересказе последовательности событий в произведении;
  • нетвердое знание наизусть подготовленного текста;
  • монотонность чтения, отсутствие средств выразительности.

Недочеты:

  • не более двух неправильных ударений;
  • отдельные нарушения смысловых пауз, темпа и четкости произношения слов при  чтении вслух;
  • осознание прочитанного текста за время, немного превышающее установленное;
  • неточности при формулировке основной мысли произведения;
  • нецелесообразность использования средств выразительности, недостаточная выразительность при передаче характера персонажа.

Критерии сформированности навыка чтения третьеклассников:

  • умение читать текст бегло, выразительно;
  • осознание общего смысла и содержания прочитанного текста при темпе вслух не менее 80-90 слов в минуту (на конец года);

умение использовать паузы, соответствующие знакам препинания, интонации передающие характерные особенности героев;

  • безошибочность чтения.

К итоговому контролю относятся и комплексные работы. Структура контрольно- измерительных материалов соответствует структуре ЕГЭ. Данные работы позволяют быстро  проверить усвоение материала у большого количества учащихся, объективно оценить результаты работы, повторить пройденный материал, углубить и систематизировать знания учащихся. На выполнение работы отводится 10-25 минут (в зависимости от уровня подготовленности класса).

При выставлении оценки следует ориентироваться на следующую шкалу:

«3» - если сделано не менее 50% объёма работы;

«4» - если сделано не менее 75% объёма работы;

«5» - если работа не содержит ошибок.

К концу второго полугодия в третьем классе задания по работе с детской книгой входят  в текущую и итоговую проверку начитанности и знания изученных произведений.

Общими критериями оценивания результативности обучения чтению являются следующие:

  • индивидуальный прогресс в совершенствовании правильности, беглости и способов  чтения (слоговое, плавное слоговое, целыми словами, плавное слитное);
  • индивидуальный прогресс в понимании содержания прочитанного;
  • индивидуальный прогресс в выразительности чтения соблюдение знаков препинания, интонационная передача эмоционального тона, логических  ударений, пауз и мелодики,  темпа и громкости - в соответствии с характером текста);
  • индивидуальный прогресс в навыках работы с текстом; 
  • умение прочитать и понять инструкцию, содержащуюся в тексте задания, и следовать ей;
  • ориентировка в книге, в группе книг, в мире детских книг;  
  • интерес к чтению художественной, познавательной и справочной литературы, расширение круга чтения.

Способами оценивания результативности обучения чтению являются:

  • замер скорости чтения (в скрытой для детей форме);
  • ответы обучающихся на вопросы по содержанию, структуре, языковому оформлению и жанровой принадлежности литературных произведений;
  • выразительность чтения (умение передать общий характер текста с помощью интонационных  средств - мелодики, темпоритма , пауз, логических ударений, громкости и эмоциональной окраски голоса);
  • выполнение заданий на составление плана пересказа, собственного высказывания;
  • выполнение заданий по ориентировке в книгах;
  • наблюдение учителя за продуктивностью участия детей в коллективной творческой деятельности (в составлении книжных выставок, конкурсах чтецов, драматизации, воображаемой экранизации и т.п.);
  • наблюдение учителя за соблюдением обучающимися правил коллективной и групповой  работы;
  • наблюдения за читательской деятельностью учащихся;
  • анализ читательского дневника;
  • анализ отзывов учащихся о прочитанном, аннотаций, презентаций;
  • анализ творческих работ учащихся (в том числе входящих в рабочие тетради и в хрестоматии).

Характеристика цифровой оценки (отметки)

5 («отлично») - уровень выполнения требований значительно выше удовлетворительного : отсутствие ошибок как по текущему, так и по предыдущему учебному материалу; не более одного недочета; логичность и полнота изложения.

4 («хорошо») - уровень выполнения требований выше удовлетворительного: использование дополнительного материала, полнота и логичность раскрытия вопроса; самостоятельность суждений, отражение своего отношения к предмету обсуждения. Наличие 2-3ошибок или 4-6 недочетов по текущему учебному материалу; не более 2 ошибок или 4 недочетов по пройденному материалу; незначительные нарушения логики изложения материала ; использование нерациональных приемов решения учебной задачи; отдельные неточности в изложении материала.

3 («удовлетворительно») - достаточный минимальный уровень выполнения требований, предъявляемых к конкретной работе; не более 4-6 ошибок или 10 недочетов по текущему учебному материалу; не более 3-5 ошибок или не более 8 недочетов по пройденному  учебному материалу; отдельные нарушения логики изложения материала; неполнота раскрытия вопроса.

2 («плохо») - уровень выполнения требований ниже удовлетворительного: наличие более 6 ошибок или 10 недочетов по текущему материалу; более 5 ошибок или более 8 недочетов по пройденному материалу; нарушение логики; неполнота, нераскрытость  обсуждаемого  вопроса, отсутствие аргументации либо ошибочность ее основных положений.

Характеристика словесной оценки (оценочное суждение)

Словесная оценка есть краткая характеристика результатов учебного труда школьников. Эта форма оценочного суждения позволяет раскрыть перед учеником динамику результатов  его учебной деятельности, проанализировать его возможности и прилежание. Особенностью словесной оценки являются ее содержательность, анализ работы школьника, фиксация успешных результатов и раскрытие причин неудач. Причем эти причины не должны  касаться личностных характеристик учащегося.

Оценочное суждение сопровождает любую отметку в качестве заключения по существу раскрывающего как положительные, так и отрицательные ее стороны, а также пути устранения недочетов и ошибок.

График проведения проверочных и контрольных работ

Период обучения

Количество часов

Тест

Проверочная работа

Контрольная работа

Проверка техники чтения

Диагностическая работа

1 четверть

36 часов

1

1

1

1

1

2 четверть

28 часов

-

-

2

1

3 четверть

40 часов

1

1

1

1

1

4 четверть

36 часа

1

2

1

1

1

Итого:

140 часов

3

4

5

4

Контрольно-измерительные материалы

№ урока

Вид работы

Тема

2

Диагностическая работа

Констатирующая диагностика

5

Тест № 1

Самое великое чудо на свете

19

Проверочная работа № 1

Устное народное творчество

29

Контрольная работа № 1

Поэтическая тетрадь 1

34

Проверка техники чтения

Промежуточная диагностика

54

Контрольная работа № 2

Великие русские писатели

60

Контрольная работа № 3

Констатирующая (за 1 полугодие)

61

Проверка техники чтения

Констатирующая (за 1 полугодие)

68

Диагностическая работа

Литературные сказки

78

Проверочная работа № 2

Были-небылицы

84

Тест № 2

Поэтическая тетрадь 1

100

Контрольная работа № 4

Люби живое

103

Проверка техники чтения

Промежуточная диагностическая работа

108

Тест № 3

Поэтическая тетрадь 2

120

Проверочная работа № 3

Собирай по ягодке - наберёшь кузовок

128

Проверочная работа № 4

По страницам детских журналов

134

Контрольная работа № 5

Зарубежная литература

132

Проверка техники чтения

Итоговая диагностика

136

Итоговая диагностическая работа

Итоговая диагностика


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по физкультуре 3класс

Рабочая программа по физкуьтуре 3класс.Автор Лях...

рабочая программа по математике 3класс "Школа россии" ФГОС

Рабочая программа и тематическое планирование по математике для 3 класса по УМК "Школа России" с учетом ФГОС...

Рабочие программы для 2-3класса

поурочное планирование по русскому языку, математике, литературному чтению, окружающему миру, ИЗО, технологии в соответствии с ФГОС  по системе " Школа России"...

Рабочая программа по математике - 3класс. "Начальная школа 21 века" под редакцией профессора Н.Ф. Виноградовой.

Рабочая программа по математике -3класс  «Начальная школа XXI века» под редакцией проф. Н.Ф. Виноградовой. Пояснительная запискаДанная программа построена в соответствии с требованиями ...

Рабочая программа по музыке 3класс

Рабочая программа по музыке 3класс УМК "Школа России"...

Рабочая программа по чтению 3класса 8 вида

Адаптированная  программа для 3класса 8 вида...