Открытый урок
план-конспект урока по чтению (3 класс) по теме

Ушакова Анна Юрьевна

открытый урок по учебнику под ред. Н.Ф.Виноградовой 3 класс Тема: В.Г.Корленко "Слепой музыкант"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon otk_litra.doc85 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №14

Тема урока:

        

Учитель: Ушакова Анна Юрьевна

Класс: 3 «А»

Предмет: «Литературное чтение»

                                                                  г. Сочи, 2013г.


Тип урока: урок открытия нового знания (технология деятельностного метода)

Деятельностная цель: формирование способности учащихся к духовному обновлению обиженного судьбой человека, формирование чувства сострадания, взаимопонимания, осмысления - что есть счастье, его границы и смысл, формирование умения сопереживать

Образовательная цель:

  1. развивать осознанные навыки чтения для восприятия текста через разнообразные виды чтения, умение составлять словесный портрет героев;
  2. сформировать умение анализировать внутренний мир героев через самостоятельное чтение;
  3. углубить и расширить знания о творчестве В. Г. Короленко а так же о его биографии;
  4. совершенствовать умения выражать методологический аспект произведения, опираясь на текст и жизненные собственные ситуации учащегося

Планируемые результаты

Личностные УУД:

  • Способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности.
  • Способность

Метапредметные:

Регулятивные УУД

  • Уметь определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя;

проговаривать последовательность действий на уроке;

  • уметь высказывать своё предположение на основе работы с материалом учебника;
  • уметь работать по коллективно составленному плану;
  • оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной оценки;
  • вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок; планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей.

Коммуникативные УУД

  • Уметь оформлять свои мысли в устной форме;
  • слушать и понимать речь других;
  • учиться работать в группе, формулировать собственное мнение и позицию.

Познавательные УУД

  • Уметь ориентироваться в своей системе знаний а также в приобретенном жизненном опыте: отличать морально-нравственные законы от уже известных им безнравственных с помощью учителя;
  • добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке.

Предметные:

  • Уметь работать с текстом, ориентироваться по тексту.
  • Уметь высказывать свои мысли, формулировать правильную и грамотную речь.
  • Основные понятия

Ресурсы:

  • книга В.Г. Короленко "Слепой музыкант"
  • мультимедийный проектор, презентация;
  • толковый словарь Ожегова;

 

Организация пространства: 

фронтальная работа, индивидуальная работа, групповая работа.


Ход урока:

  1. Организация на работу. Психологический настрой.

– Улыбнитесь  друг другу, нашим гостям, мне ведь “С маленькой удачи начинается большой успех!”

  1. Постановка темы урока

(Слайд 1)  слушают музыку «Слепой музыкант»:

 - Как вы думаете о чем на уроке у нас пойдет речь?

-Мы сегодня начнем раскрывать тайну…слепых людей. Готовы? А сделаем мы это через произведение В.Коваленко «Слепой музыкант», вернее через его отрывок из этого произведения. В конце урока каждый из вас сегодня сделает какие – то собственные эмоциональные открытия, какие - вы поделитесь в конце урока.

  1.  Актуализация опорных знаний

Повторение и расширение сведений о биографии В.Г.Коваленко

(Слайд 2) 

В.Г.КОРОЛЕНКО родился 27 июля 1853 года в Житомире. Писатель отличался предельной честностью, скрупулезно выполняя законы. Государственные устои были для него священны. Суровый, замкнутый, неподкупный и справедливый, переживал за всех униженных и оскорбленных, помогал им. Он имел огромное желание писать и быть интересным для читателей. Он писал о многом: о страдании, лишениях простого человека, о его стремлении быть нужным, полезным близким, родным, о нравственной красоте, чистоте, богатстве души; размышлял о том, что составляет сущность русского народа.

Пресса назвала писателя “живой совестью русского народа”. Такими и были произведения писателя.

  1. Постановка цели урока

(Слайд 3)

 - Как называется произведение, с которым мы познакомимся?

 - Как вы думаете о чем это произведение?

 - Давайте прочитаем и посмотрим – верны ли наши предположения.

Но прежде чем мы с вами познакомимся с произведением, мы помним что писатель жил за долго до наших лет, поэтому нам необходимо проделать словарную работу. Нам помогут наши лингвисты, которым было дано заранее задание.

(Слайд 4)

Учащиеся дают определения слов, заранее выбранных учителем, заранее подготовленных самими учащимися из работы с толковым словарем.

Дремота – полусон, состояние, при котором хочется спать, и закрываются глаза.

Истома – чувство приятной расслабленности.

Гнев – чувство сильного возмущения.

Уступчивый - сговорчивый.

Досада – чувство раздражения и неудовлетворения вследствие неудачи.

Береговая галька – мелкий, гладкий камень округлой формы.

Пренебрежение – лишённое высокого уважения и внимания к кому-либо.

Достоинство – уважение к себе за лучшие человеческие качества.

Унижение - оскорбление.

Калека – увечный человек.

Солидный - прочный, надёжный, представительный

  1. Знакомство с содержанием отрывка

Чтение произведения учителем и хорошо читающими детьми

(Слайд 5)

Итак, правы ли мы были?

О ком это произведение?

Автор рассказывает о слепом мальчике, талантливом музыканте, жизнь которого изменилась после знакомства со сверстницей.

  1. Проверка первичного восприятия.

  1. Эмоциональная оценка прочитанного

 - Какие чувства, ощущения вызвал этот отрывок в вас?

 - Как вы думаете, такая ситуация только у слепого человека может быть, докажи свое предположение.

        Итак, все правильно вы говорите, иногда мы обижаемся или нам становится больно от сказанного другими людьми, но мы не понимаем, что возможно этот человек на самом деле не хочет нас обидеть, просто мы смотрим на вещи с разных позиций.

  1. Словарная работа

 - Какие ещё слова вам непонятны? (Объяснение толкования этих слов учениками по словарю)

(Слайд 6)

 - Орфоэпическое и орфографическое чтение многосложных слов, таких как:

Возвращавшегося.

Смягчённое.

Дремотной истоме.

С неудовольствием.

Простодушного.

Простодушно-удивлённым.

Всеобщей уступчивостью.

Негодующее замечание.

  1. Работа над содержанием отрывка. Вторичное восприятие части текста.

- Ну а теперь, для более точного понимания смысла произведения прочитаем часть текста до слов жужжащим чтением:

“- Ах, какой гадкий мальчик! – услышал он за собой искренне негодующее замечание”.

  1. Работа над первой частью по вопросам:

 - Ответьте, пожалуйста, на мои вопросы:

  1. Как встретились мальчик и девочка? (найдите в тесте и прочитайте)
  2. Хотел ли Петрись общаться с незнакомкой? Почему? (Нет, не хотел, он не любил, когда нарушали его одиночество) Подтвердите это словами из текста.
  3. Как вы думаете, а почему Петрик так себя повёл, всячески стараясь не заводить знакомство с этой девочкой, только ли его грубость является причиной?
  4. А, что вы можете сказать про девочку, она чем-нибудь отличалась от мальчика?
  5. Почему же она не уступила Петрику? Только ли из вредности? (Она хотела с ним подружиться)

- Были ли в вашей жизни случаи, когда вы сильно хотели с человеком пообщаться, а он этого не хотел?

- Как поступить в таких случаях, надо ли обижаться? (Нет, надо просто быть внимательнее друг к другу)

  1. Рефлексия учебной деятельности

 - У вас на столах лежат листы, в которых вы видите две колонки, я вам предлагаю поработать парой.

(Слайд 7)

- На доске есть прилагательные, среди которых вы должны выбрать те, которые подходят для характеристики настроения мальчика и девочки во время первой встречи.

(Слова на доске:

Жизнерадостный, тоскливый, скромный, весёлый, печальный, добродушный, стеснительный, радостный, беспечный, грубый.)

Вам на работу 5 минут. Дети заполняют таблицу.

Мальчик (какой?)

Девочка (какая?)

 тоскливый

 жизнерадостная

печальный

Скромная

грубый

веселая

стеснительный

добродушная

радостная

беспечная

Ответы нескольких пар выслушиваются в классе, остальные собирает учитель.

(Слайд 8)

  1. Микроитог урока.

- Что мы с вами сейчас учились делать? (Составлять характеристику героя, анализируя его настроение)

- Ребята, сравнивая их настроение, их внутренний мир во время первого знакомства, что мы можем сказать? (Он был разный, а они были ещё маленькие и не заметили этого)

- А почему у мальчика было такое внутреннее состояние? (Потому что он был слепой и стеснялся этого. Этот недуг не давал ему покоя. И к таким людям надо относиться более трепетно и осторожно. Мальчику было очень больно говорить о своём недуге, об этом прочитаем во второй части дома)

- Ребята, одной из цели нашего урока было учиться составлять характеристику главных героев и мы с вами начали это делать.

- У нас получилось это или нет? И что нам помогло? (Учебник, наши знания, умение читать и понимать смысл прочитанного)

 - Проследив на последующих уроках, как изменяются отношения главных героев, вы сможете дополнить ту таблицу, которую начали сегодня и составить полную характеристику главных героев.

  1. Информация о домашнем задании (по желанию)

(Слайд 9)

  1. Прочитать отрывок до конца. (обязательно)
  2. Прочитать отрывок из любого другого произведения В.Г. Короленко (по желанию)

(Слайд 10)

Большое спасибо всем за работу на уроке!


САМОАНАЛИЗ

урока литературному чтению в 3 классе по теме

«В.Г.Короленко «Слепой музыкант»

 

Форма обучения - урок.

Тип урока –  совершенствование знаний, умений и навыков

Тема данного урока: «В.Г.Короленко «Слепой музыкант» отрывок из повести

Цель урока -  формирование способности учащихся к духовному обновлению обиженного судьбой человека, формирование чувства сострадания, взаимопонимания, осмысления - что есть счастье, его границы и смысл, формирование умения сопереживать. 

Исходя из этого, мною была выбрана следующая структура урока:

  1. Организационный момент.

Цель данного этапа – обеспечить нормальную внешнюю обстановку для работы на уроке, психологически и эмоционально подготовит учащихся к общению и предстоящему занятию. Этап был кратковременным. Класс и оборудование подготовлено к уроку. С самого начала создана доброжелательная обстановка.  

  1. Постановка темы урока

Цель этапа  - осознания рабочего материала, определение его с в системе знаний

  1. Актуализация опорных знаний

Цель данного этапа – уметь ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя, углубить и расширить представление детей о писателе, произведениях

  1. Постановка цели урока

      Цель данного этапа –

  1. Уметь определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя;
  2. проговаривать последовательность действий на уроке;
  3. Уметь оформлять свои мысли в устной форме;
  4. слушать и понимать речь других Словарно-орфографическая работа

На данном этапе  развивались такие учебно-интеллектуальные умения, как анализ, синтез, обобщение.

  1. Знакомство с содержанием текста

Эмоциональное восприятие текста, с выражением таких чувств как сочувствие, взаимопонимание

  1. Проверка первичного восприятия

Цель данного этапа - актуализировать знания учащихся по теме, закрепить знания, умения и навыки уже имеющихся у учащихся, повысить уровень осмысления материала.  

  1. Рефлексия учебной деятельности. 

Цель этапа – дать анализ успешности усвоения знаний. Формировалось умение рефлексировать пройденный материал. Перед этим этапом был подведён микроитог урока.

  1.  Домашнее задание.

Был проведен краткий анализ выполнения домашнего упражнения.

В ходе работы на уроке мною были использованы следующие методы работы:

         репродуктивный – формирование умений и навыков через систему упражнений;

         стимулирование интереса к обучению – создание эмоциональных ситуаций;

          метод организации учебно-познавательной деятельности (словесный, частично-поисковый, беседа);

       Выбор данных методов способствует вооружению школьников прочными знаниями, умениям и навыками, а также умению переносить их в новые ситуации, обеспечивает связь с жизненным опытом учащихся, создаёт условия для активной мыслительной деятельности. Во время урока требовала точных и полных ответов на поставленные вопросы, уделяла внимание соблюдению единых орфографических норм при письме. Старалась создать на уроке условия для культуры общения, для потребности в ЗОЖ, через применение здоровьесберегающих технологий: эмоциональный настрой. Считаю, что перегрузок и переутомлений на уроке не наблюдалось.

              На уроке мною использовались такие формы организации учащихся как: коллективная (фронтальная), грпповая (в парах) и индивидуальная.

           Кабинет был подготовлен к уроку. Доска оформлена в соответствии с планом урока: задание для каллиграфической минутки, задания для словарно- орфографической работы, проверки самостоятельной работы, домашнее задание.  На мой взгляд выбор наглядности был оптимален. Цели урока достигнуты.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Открытый урок, проведённый в рамках «Дня открытых дверей» для родителей по теме «Урок здоровья» «Be healthy, wealthy and wise!» Советы, как быть здоровым и успешным.

Тип урока:Закрепление знаний(рекомендация, советы  по режиму дня)Цели:       - развитие коммуникативных умений   в говорении,   чтении,  ау...

Открытый урок по чтению "Умейте делать открытия" 2 класс

Сегодня на уроке чтения мы будем работать над содержанием рассказа Михаила Пришвина «Золотой луг», узнаем, какие названия существуют у известного вам растения. Девизом урока я предлагаю слова: «...

Конспект открытого урока на районный конкурс-фестиваль « Открытый урок».

Конспект открытого урока по окружающему миру во 2 классе на тему " Вокруг света с фотоаппаратом" с использованием передовых педагогических технологий....

Открытый урок во 2 классе по теме " Clothes" УМК" Forward",открытый урок в 1 классе по теме " Моя семья"

Певый урок апробировался на экспериментальной площадке с 2010-2013...

Конспект открытого урока русского языка. 4 класс. Конспект открытого урока русского языка. 3 класс.

Тема «Правописание окончаний имён существительных в дательном падеже». Тема «Упражнения в правописании слов с проверяемыми безударными гласными в корне»...