Литературная гостиная
план-конспект урока по чтению (1 класс) по теме

Решня Вера Николаевна

 

План – конспект урока литературного чтения

по теме «Творчество К.И.Чуковского»

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon literaturnaya_gostinaya.doc64 КБ

Предварительный просмотр:

Выполнил:

учитель начальных классов

МАОУ гимназия №12

им.Г.Р. Державина

г. Тамбов

                                                                        Решня Вера Николаевна

План – конспект урока литературного чтения

по теме «Творчество К.И.Чуковского»

 (Литературная гостиная. 1 класс.)

Цель: обобщить, систематизировать и расширить представление детей о творчестве  К.И. Чуковского.

Задачи: активизировать эмоциональный, мыслительный настрой детей на материале произведений К.И.Чуковского, пробуждать способность развивать речь, интерес к произведениям К.И.Чуковского, расширять словарный запас, способствовать нравственному совершенствованию детей.

Оборудование. Портрет писателя, грамзаписи произведений К.И.Чуковского в исполнении автора, отрывок из оперы Ю.Левитина «Мойдодыр», костюмы для инсценировки сказки «Муха-Цокотуха», атрибуты для сценок, выставка детских иллюстраций к сказкам К.И.Чуковского, выставка книг писателя.

Записи из серии «Фонохрестоматия для общеобразовательных школ» (эти произведения использую для музыкальной инсценировки «Мухи-Цокотухи»):

  1. Вальс (фортепиано);
  2. Вальс-шутка (оркестр);
  3. Три вида марша;
  4. Калинка (балалайка, гармонь)

Оформление доски.

Корней Иванович Чуковский.

поэт

сказочник

переводчик

критик

литературовед

Портрет писателя.

«Талант у Чуковского неиссякаемый, умный, блистательный, весёлый, праздничный»

И. Андроников.

В ходе подготовки к занятию класс делится на три группы по желанию. В первую группу входят дети, желающие представлять стихи и загадки писателя, во вторую группу, составляющую половину класса, – сказки, а третья группа представляет произведения в переводе К.И.Чуковского.

Перед началом занятия учащиеся рассаживаются по группам, причём три пары столов расставлены полукругом так, чтобы в центре класса было свободное место.

Ход урока.

- Ребята, сегодня наше занятие проходит в литературной гостиной. Кто знает, что значит «гостиная»? (Место, где встречаются друзья, гости, беседуют, общаются.) Вот и мы сегодня встречаем у себя гостей, давайте поприветствуем всех присутствующих.

1. Художественное слово учителя.

- В сорока минутах езды от столицы, в одном из красивых уголков Подмосковья – в посёлке Переделкино, среди берёз и сосен, в небольшом загородном доме жил высокий седой человек, которого знали не только все дети посёлка, но и маленькие жители Москвы и всей нашей обширной страны и за её рубежом.

Рано-рано утром, как только вставало солнце, этот высокий седой человек уже работал в своём саду, зимой расчищая дорожки от выпавшего за ночь снега, весной и летом копаясь в огороде или цветнике перед домом.

P.S. На данном этапе можно использовать магнитофонную запись с голосом учителя. Но практика показывает, что живая речь учителя, когда дети видят его глаза, жесты, мимику, производит глубокое впечатление на маленьких читателей, задаёт положительный тон на дальнейшее течение занятия.

В 6 часов он уже сидел у себя в комнате наверху, у большого окна, за просторным простым столом и писал. Поработав несколько часов, он отправлялся гулять. Ходил он удивительно легко и быстро, этот восьмидесятилетний прямой и стройный человек. Иногда он даже пускался вперегонки с малышами, которых встречал во время прогулки.

 Этим маленьким его друзьям «от 2 до 5» он казался великаном, настоящим добрым волшебником из сказки – громадный, громкоголосый, не похожий ни на кого, щедрый на ласку, всегда имевший про запас для каждого, для маленького и большого, шутку, смешную присказку, звонкое слово, громкий смех, на который нельзя не отозваться, от которого у малышей блестели глаза и розовели щёки. Вот почему с давних пор дети с великой нежностью, которую не так легко заслужить у маленького народа, звали своего любимого великана ласковым именем «ЧУКОША».

Вы, конечно же сразу догадались, что речь идёт о замечательном детском поэте, сказочнике, переводчике – Корнее Ивановиче Чуковском.

(Обращаюсь к портрету писателя.)

- Сейчас нет среди нас К.И.Чуковского, но книги его живут и будут долго жить.

Свою книгу «От 2 до5» (показываю книгу), он посвятил детям, где собрал свои наблюдения за детьми в течение всей своей жизни. Милая детская речь! Как она прекрасно звучит!

(Зачитываю некоторые детские изречения из книги.)

- Об этой книге знали дети прошлого века, узнали и вы, живущие в XXI веке.

- Мы с вами разделились на три группы, 1 группа будет представлять стихи писателя, вторая – Чуковского - сказочника, а третья – Чуковского - переводчика. Но на этом талант писателя не ограничен. А вот кем он был ещё, вы узнаете в конце нашего занятия.

2. Стихи, загадки К.И. Чуковского.

У. - С ранних лет стихи Корнея Ивановича приносят всем нам радость. Они великолепно звучат, развивают нашу речь, обогащают нас новыми словами, формируют чувство юмора, делают нас сильнее и умнее. Послушаем некоторые из них.

(Дети рассказывают стихи «Ёжики смеются», «Радость», «Поросёнок», «Бутерброд», «Ёлка», «Головастики», инсценируют «Закаляку». Обычно дети эмоционально рассказывают стихи, инсценируют, что вызывает неподдельный интерес маленьких слушателей.)

У. – К.И.Чуковский отличался большим трудолюбием. «Всегда, -писал он, - где бы я ни был: в трамвае, в очереди за хлебом, в приёмной зубного врача, - я, чтобы не тратилось попусту время, сочинял загадки для детей. Это спасало меня от умственной праздности». Давайте и мы поразмышляем, поотгадывав загадки.

(Дети читают наизусть загадки К.И.Чуковского, остальные отгадывают их.)

3. Чуковский – сказочник.

У. -  С ранних лет стихи и сказки К.И. Чуковского приносят всем нам радость. Не только вы, но и ваши родители, ваши бабушки и дедушки не представляют своего детства без «Айболита», «Тараканища», «Федорина горя», «Бармалея», «Мухи-Цокотухи», «Телефона».

Детским поэтом и сказочником Чуковский стал случайно. А вышло это так. Заболел его маленький сынишка. Корней Иванович вёз его в ночном поезде. Мальчик капризничал, стонал, плакал. Чтобы хоть как-нибудь развлечь его, отец стал рассказывать ему сказку:

Жил да был крокодил,

Он по улицам ходил.

Мальчик неожиданно затих и стал слушать. Наутро, проснувшись, он попросил, чтобы отец снова рассказал ему вчерашнюю сказку. Оказалось, что он запомнил её  всю, слово в слово.

  • И вот второй случай. Вот как об этом вспоминает сам Корней Иванович.

«Однажды, работая в своём кабинете, я услышал громкий плач. Это плакала моя младшая дочь. Она ревела в три ручья, бурно выражая своё нежелание мыться. Я вышел из кабинета, взял девочку на руки и совершенно неожиданно для себя тихо ей сказал:

Надо, надо умываться

По утрам и вечерам,

А нечистым трубочистам

Стыд и срам! Стыд и срам!

Так родился на свет «Мойдодыр».

- Стихи Чуковского музыкальны. По произведению «Мойдодыр» была написана опера композитором Ю.Левитиным.

- Кто знает, что такое опера? Опера – это музыкальное произведение, в котором все поют в сопровождении оркестра.

Звучит отрывок из оперы Ю.Левитина «Мойдодыр».

- Если вам когда-нибудь придётся услышать эту оперу, где лучезарный солнечный марш сменяется тревожной музыкой, а затем снова оживлённой, светлой музыкой, вы вспомните и неряшливого замарашку, и Великого Умывальника с его неутомимыми помощниками.

  • Все вы хорошо знаете сказку «Муха-Цокотуха». А знаете ли вы, как она создавалась? Вот послушайте.

Читаю: «У меня часто бывали приливы радости и веселья. Идёшь по улице и бессмысленно радуешься всему, что ты видишь: трамваям, воробьям. Готов расцеловаться с каждым встречным.

Один такой день я особенно помню – 29 августа 1923г. Чувствуя себя человеком, который может творить чудеса, я не взбежал, а взлетел, как на крыльях, в нашу квартиру, и, схватив какой-то запылённый бумажный клочок, с трудом отыскав карандаш, стал писать весёлую поэму о Мухиной свадьбе, причём чувствовал себя на этой свадьбе женихом.

В этой сказке два праздника: именины и свадьба. Я всею душой отпраздновал оба».

Проводится музыкальная инсценировка сказки «Муха-Цокотуха».

  • - А вот как создавалась сказка «Федорино горе».

Однажды Корней Иванович часа три лепил с детьми разные фигурки из глины. Дети вытирали руки об его брюки. Домой было идти далеко. Брюки от глины были тяжёлыми, и их приходилось придерживать. Прохожие с удивлением поглядывали на него. Но Корней Иванович был весел, у него было вдохновение, стихи слагались свободно. Это было «Федорино горе».

Дети читают по ролям отрывок из сказки «Федорино горе».

  1. Чуковский – переводчик.

     - Итак, мы ещё раз убедились, что К.И.Чуковский – замечательный сказочник.  Но Чуковский – прекрасный переводчик. Послушайте стихотворение в переводе Корнея Ивановича «Котауси и Мауси». Звучит голос автора!

Прослушивается грамзапись.

- Какие произведения в переводе К.И.Чуковского вам известны?

Дети читают английские народные песенки «Храбрецы», «Курица», «Скрюченная песня».

      - Книги каких авторов в переводе К.И.Чуковского вам известны?

Ученик показывает и читает аннотацию английской сказки «Джек – покоритель великанов». Э.Распе «Приключения барона Мюнхгаузена» - аннотация и пересказ одной из частей.

У. -  Мы ещё много раз будем встречаться с произведениями К.И.Чуковского. Мы встретимся с Чуковским-переводчиком ещё не раз. Ведь это он перевёл такие известные произведения с английского языка, как «Приключения Робинзона Крузо», «Приключения Тома Сойера», «Приключения маленького оборвыша»,  «Принц и нищий», «Рикки-Тикки-Тави».

5. Чуковский – критик и литературовед.

У. (По ходу вывешиваю на доску карточки со словами критик, литературовед) -  К.И.Чуковский  - это ещё и критик, человек, который очень профессионально и толково высказывал свои суждения по поводу тех или иных произведений. В старших классах вы прочитаете повесть К.И.Чуковского «Серебряный герб» и книгу о русском языке «Живой, как жизнь».

К.И.Чуковский – исследователь – литературовед, он прекрасно изучил творчество великого русского поэта Н.Некрасова.

6. Итог.

У. -  Мы начали нашу встречу со стихов и сказок К.И.Чуковского, и закончить её нельзя, не предоставив слово герою его нескольких сказок – славному доктору Айболиту.

Мальчик в костюме Айболита:

- Вы знаете, ребята, что я очень люблю зверей, птиц. Очень хочется верить, что вы также являетесь друзьями всех животных. Ведь человек, любящий животных, всегда по-доброму будет относиться и к людям. В память о встрече с творчеством К.И.Чуковского, я подарю вам по зайчику, которого я однажды вылечил. Помните? –

И доктор пришил ему ножку,

И заинька прыгает снова.

Вместе с этим сувениром я передаю вам искорку доброты и тепла, чтобы эта искорка переросла в большую любовь ко всему живому. Ведь именно этому нас учат произведения К.И.Чуковского.

Из своей сумочки он достаёт и раздаёт всем по зайчику-сувениру.

У. – Спасибо тебе, Айболит, за твои добрые слова.

Да, ребята, сказки К.И.Чуковского помогают всем детям ориентироваться в окружающем мире, заставляют чувствовать себя бесстрашным участником воображаемых битв за справедливость, за добро и свободу. Стихи К.И.Чуковского воспитывают драгоценную способность сопереживать, сострадать, сорадоваться. А без этой способности человек – не человек. Всем нам очень полюбились произведения К.И.Чуковского. Об этом говорят ваши выступления на сегодняшней встрече, ваши рисунки.

 Ираклий Андроников писал: «Талант у Чуковского неиссякаемый, весёлый, праздничный. С таким писателем не расставайтесь всю жизнь».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Литературная гостиная "Вспоминая Пушкина"

Материал можно использовать для проведения мероприятий, посвященных жизни и творчеству А.С.Пушкина....

Урок литературного чтения "Творчество С.Я. Маршака. Литературная гостиная."

Расширение знаний детей о творчестве Самуила Яковлевича Маршака.Упражнения в выразительном чтении стихотворений. Развитие  речевых  умений и творческих способностей. Урок способствует развит...

План-конспект урока по литературному чтению во 2 классе»Б» по теме «Литературная гостиная, посвященная творчеству К.И.Чуковского» с применением кейс-технологий.

План-конспект урока  по литературному чтению во 2 классе»Б» по теме «Литературная гостиная, посвященная творчеству К.И.Чуковского» с применением кейс-технологий....

Конспект урока по литературному чтению в 3 классе по теме: «Литературная гостиная» Сергей Есенин «Пороша»

Конспект урока по литературному чтению в 3 классе можно провести, работая по любой программе....

Конспект урока по литературному чтению "Литературная гостиная, посвященная творчеству М.Ю.Лермонтова"

Дан конспект урока, в котором показано, как провести занятие в форме "Литературной гостиной", работа в группах по задаанному материалу....