Урок литературного чтения в 1 классе
план-конспект урока по чтению (1 класс) на тему

Литвинова Галина Валентиновна

Тема урока: «Звуки [к], [к’]. Буквы К и к»

Цель урока: Познакомить с новыми звуками [к] и [к’], новой буквой «к». Учить давать характеристику звукам, учить читать слоги и слова с изученными буквами, учить узнавать графический образ букв. Формировать навык чтения сочетания букв, слогов, слов, предложений. Развивать речь учащихся, внимание, логическое мышление, память, фонематический слух. Воспитывать интерес к чтению, учить четко и правильно выражать свои мысли.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon bukva_k_-_urok_literaturnogo_chteniya_v_1_klasse.doc77 КБ

Предварительный просмотр:

УРОК ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ В 1 КЛАССЕ

(ОБУЧЕНИЕ ГРАМОТЕ, РАЗВИТИЕ РЕЧИ)

Тема: «Звуки [к], [к’]. Буквы К и к»

Цель:  1) Познакомить с новыми звуками [к] и [к’], новой буквой «к». Учить давать характеристику звукам, учить читать слоги и слова с изученными буквами, учить узнавать графический образ букв.

        Формировать навык чтения сочетания букв, слогов, слов, предложений.

        Закреплять знания детей о том, что имена собственные пишутся с большой буквы, продолжить работу над понятиями «имя существительное», «глагол», «однокоренные слова», «родственные слова».

        2) Развивать речь учащихся, внимание, логическое мышление, память, фонематический слух.

        3) Воспитывать интерес к чтению, учить четко и правильно выражать свои мысли.

Оборудование:

1) Портрет П.П. Ершова

        2) Книга «Конек-Горбунок»

        3) Записи на доске

        4) Алфавит

        5) Учебные пособия: «Букварь», «Спутник Букваря», «Рабочая тетрадь к Букварю»

Ход урока

I. Приветствие

II. Мобилизирующий этап

Учитель (далее - У): Ребята, сегодня на уроке мы познакомимся с новыми звуками и буквами. А с какими, вы узнаете позже.

1) Чтение отрывка из сказки П. Ершова «Конек-Корбунок»

У:         Откройте «Спутник Букваря» на этой странице (показывает).

        Назовите ее номер (57).

        Какие нужны цифры, чтобы написать эту страницу?

Дети (далее - Д): 5 и 7

У:         Сейчас мы прочитаем отрывок из сказки.

        В этом отрывке встретится незнакомое слова «сума».

        Кто объяснит это слово?

        Сейчас я прочитаю, какое объяснение дано этому слову в нашем учебнике. Такое же объяснение дано в уже знакомом нам словаре Ожегова.

        Когда мы прочитаем отрывок из сказки, попробуйте ответить на вопрос, какая сказка так начинается.

(Двое учеников читают отрывок)

У.         Узнали, какая сказка так начинается?

Д.          Конёк – Горбунок.

У.          А кто автор этой сказки?

Д.          П. Ершов.

У.          Да, ребята, сказку «Конёк - Горбунок»

Учитель показывает книгу.

У.          Написал Пётр Павлович Ершов

Учитель  выставляет портрет писателя.

2) Рассказ учителя о П.П. Ершове

У.        Я немного расскажу о нём.

        Родился Петр Павлович очень давно, около 200 лет назад. Писать стихи он начал очень рано, когда еще учился в гимназии (так раньше назывались школы). А когда учился в Петербургском университете, то после услышанных и прочитанных сказок Жуковского и Пушкина, решил написать свою стихотворную сказку, и назвал ее «Конек-Горбунок». А А.С. Пушкин после знакомства с этой сказкой одобрил ее. С тех пор сказка П.П. Ершова стала популярной среди детей и взрослых.

У.        Кто не читал эту сказку, но вам понравился отрывок из нее, то найдите эту книгу дома или возьмите в библиотеке и прочитайте сами или вместе с родителями.

У.        Закройте «Спутник Букваря»

III. Физкультминутка

У.        Мы сейчас проведем физкультминутку, сказочный герой которой – Буратино. Кто автор сказки про Буратино?

        (Проводится физкультминутка про Буратино)

У.        Мы так хорошо потянулись с вами, что достали волшебный ключик. Он нам сегодня на уроке поможет открывать новое, неизвестное.

IV. Изучение нового

  1. Знакомство мо звуками [к] и [к’]

У.              Волшебный ключик просит открыть Букварь на этой странице (учитель показывает).

        Назовите эту страницу.

Д.                59

У.              Какие нужны цифры, чтобы записать этот номер? (5 и 9)

        Назовите, что нарисовано наверху этой странички?

Д.                Ключик, Конек-Горбунок, колокольчик

У.        Произнесите первый и последний звуки в этих словах и охарактеризуйте их.

Д.                Звук [к] – согласный, т.к. когда произносим, воздух встречает преграды

        Глухой, т.к. когда произносим, слышим только шум.

        В этих словах он твердый.

У.        А может ли он быть мягким?

        Подумайте, и докажите.

Д.                Дети придумывают примеры и говорят, что звук может быть и мягким.

  1. Постановка темы и цели урока

У.        Сегодня на уроке мы познакомимся со звуками [к] и [к], буквой, которая их обозначает, будем учиться отличать эти звуки и букву от других звуков и букв, учиться читать слоги и слова с новой буквой.

  1. Знакомство с буквой

У.        Мы с вами познакомились с новыми звуками. А вот волшебный ключик очень хочет увидеть букву, которая обозначает эти звуки.

Кто выйдет и покажет эту букву?

Оля, покажи ребятам. Здесь есть большая и маленькая.

Ребята, а буква называется – Ка.

Давайте произнесем хором.

А в каком ряду она стоит в алфавите?

А после какой буквы? (Й)

Перед какой буквой? (Л)

А зачем нужна большая буква?

  1. Печатание буквы К.

У.        Открываем тетради с кружочком. Сейчас мы будем печатать большую и маленькую букву К. Какой для этого нужен карандаш?

Д.                Синий.

У.        Почему?

Д.                Буква согласная.

У.        Вот поэтому в ленте букв букву К я поместила в синий квадрат.

        Пропускаем вниз четыре клеточки.

        А слева направо сколько?

Д.                Две клеточки.

У.        Ставим точку.

        Посмотрите на большую и маленькую буквы К.

        Что мы можем о них сказать?

Д.                Они похожи, но разные по размеру.

У.        Я показываю на доске, а вы вместе со мной в воздухе пишете большую букву К.

        Прямая палочка будет высотой в две клеточки, и проводим две палочки из уголка клетки в уголок.

        Как эта линия называется?

Д.                Диагональ.

У.        А теперь печатаем маленькую.

        Высота прямой палочки – одна клетка.

        Печатаем ее поуже.

        А теперь сами до конца страницы через одну клетку. Большую, маленькую, большую, маленькую.

        Кто напечатал, придумайте слова, в которых есть новый звук.

V. Физкультминутка.

У.        Я буду называть слова. Если в них есть новые звуки, то вы будете потягиваться. Если нет – то будете приседать.

БУРАТИНО                КАРАБАС                ГОРБУНОК                КАРЛО                ДЮЙМОВОЧКА                МАЛЬВИНА                КАРЛСОН                ЧЕБУРАШКА

У.        Что общего в этих словах?

Д.                Это имена и пишутся с большой буквы. Это герои сказок.

VI. Закрепление нового.

1) Чтение слогов с доски.

У.        Волшебный ключик говорит, что букву он хорошо запомнил, но читать еще научился.

        Давайте поможем ключику и начнем как всегда с чтения слогов. По цепочке и хором.

Запись на доске

ка

кап

кпа

пка

ко

кос

ксо

ско

ку

кун

кну

нку

кы

кыт

кты

ткы

ки

кил

кли

лки

2) Чтение столбиков в «Букваре».

У.        А сейчас прочитаем слоги и слова в Букваре.

1 столбик (читает один ученик, а все повторяют хором)

У.        Что мы сейчас прочитали?

Д.                Названия букв.

2 столбик (читает один ученик, а все повторяют хором)

У.        Какой вопрос можно поставить к этим словам?

Д.                Что?

У.        Как называются слова, которые отвечают на вопрос «кто» и «что»?

Д.                Существительное.

3 столбик (читает один ученик, а все повторяют хором)

У.        Здесь есть слова, в которых есть общая часть. Назовите ее (корм). Как она называется?

Д.                Корень

У.        А как называются такие слова?

Д.                Однокоренные, родственные.

У.        Какое слово здесь лишнее? (купил)

        Какой вопрос можно к нему поставить?

Д.        Что сделал?

У.        Как называются слова, к которым можно поставить вопросы что сделал? что делал? Что будут делать? и пр. (глагол)

4 столбик (читает один ученик, а все повторяют хором)

У.        В 4 столбике мы прочитаем слова, которые помогут нам понять текст «Аквариум».

3) Работа с текстом.

а) Первичное знакомство с текстом.

У.        Сколько красных строк в тексте?

Д.        Две.

У.        Значит, сколько абзацев? (два)

        Обратите внимание, что каждый абзац заканчивается восклицательным предложением. Читайте их правильно.

У.        Прочитайте название текста.

        По названию вы можете сказать, о чем будет идти речь в этом тексте?

Д.        . . . . . . .

У.        Вот сейчас вы внимательно прочитаете рассказ и узнаете, прав ли был ……..

      б) Чтение текста «Аквариум» учащимися - самостоятельно

У.        Прав ли был ……., что здесь говориться о …….?

в) Беседа по прочитанному

У.        - Какие подарки получил Кирилл?

        - Прочитайте, как Кирилл радовался подаркам.

        - Расскажите, как Кирилл с другом Владиком, ухаживал за рыбками и аквариумом.

        - Как по-другому в тексте называют аквариум?

        - Прочитайте, какой дом у рыбок.

г) Чтение текста с начала по предложениям, а два ученика читают по абзацам

VII. Физкультминутка.             «Рыбки»

4) Работа со словами общей части «аква»

У.        Ребята, а вот следующие слова ключик уже прочитал сам, но не все их понял. Он просит, чтобы вы объяснили ему их значение.

У.        Прочитайте эти слова. Назовите общую часть в этих словах.

Д.        Аква

У.        Аква – в переводе с латинского означает вода. И все записанные слова имеют прямое отношение к воде.

У.        Сережа, прочитает первое слово. Повторим хором.

        Кто объяснит слово аквариум?

квариум – резервуар с водой, где живут рыбы и другие водные обитатели)

У.        Сережа, читает второе слово. Повторим хором.

        Кто объяснит слово акварель?

кварель – краски, растворяющиеся в воде)

У.        Сережа, читает третье слово. Повторим хором.

        Кто объяснит слово акваланг?

кваланг – аппарат для дыхания человека под водой)

У.        Сережа, читает последнее слово. Повторим хором.

        Кто объяснит слово аквалангист?

квалангист – человек, использующий акваланг для подводного плавания)

VIII. Игра – «Получи другое имя»

У.        Прочитайте слова, которые написаны у меня на доске.

ОЛЯ                АРИНА                ИРА                ЛАРА

Д.        Это имена

У.        А теперь поставьте в начало каждого слова нашу новую букву и получите другие имена.

        Давайте прочитаем, что получилось.

Д.        Была Оля, стал Коля.

У.        Как напишите это слово? А почему?

Так же проводится работа со словами Арина – Карина, Ира – Кира, Лара – Клара.

IX. Работа в «Рабочей тетради»

  1. Упражнение 3.

У.         Открываем «Рабочую тетрадь» на странице 28.

          Посмотрите на предметы, которые здесь изображены и назовите их.

У.         А теперь выберете среди них только те, в которых слышны два звука [к]. Слышите, два звука [к].

Д.        Клубок.

У.        Поставьте ручкой в квадратике Y.

2)  Упражнение 4.

У.        Ребята, сейчас мы будем выполнять задание, которое называется

               Палидром -- что в переводе с греческого означает «бегу назад» .

               А в русском языке такие слова называются перевертень или перевёртыши.

Такие слова одинаково читаются , что слева направо, что справа налево.

 У.        Например. (Учитель открывает запись на доске БОБ)

             Смотрите, я ставлю под словом мел и веду стрелку слева направо.

 Прочитайте слово.

Д.        Боб.

У.        Я веду стрелку справа налево.

Прочитайте слово.

Д.        Боб.

У.        Найдите в упражнении 4 слова-перевертыши.

Д.        Комок, наган.

У.        Закройте тетради.

X. Итог урока

У.        С какими звуками мы сегодня познакомились на уроке?

Д.        [к] и [к’].

У.        А с какой буквой?

Д.        К.

У.        Прочитайте пословицу в Букваре.

        Как вы ее понимаете?

Д.        . . . . .

У.        Закройте учебники.

У.        Ребята, вы у меня сегодня такие мастера – молодцы и вы так хорошо работали, что даже буква К ожила и улыбается вам. Своей улыбкой она говорит вам «спасибо за работу». Волшебный ключик тоже благодарит вас, а я говорю вам «молодцы».

                                         


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Разработка урока литературного чтения во 2 классе Автор Пушкарных Людмила Ивановна, учитель начальных классов МОУ «СОШ № 17» г. Палласовки Волгоградской области 2 «А» класс 2010/2011 учебный год УРОК ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ (2 КЛАСС, СИСТЕМА Л.В. ЗАНКОВ

Разработка урока литературного чтения во 2 классеАвтор Пушкарных Людмила Ивановна,учитель начальных классовМОУ «СОШ № 17»г. Палласовки Волгоградской области2 «А» класс 2010/2011 учебный год...

Урок литературного чтения. 4 класс. Тема "Литературные сказки. С.Т.Аксаков "Аленький цветочек"."

Цели урока:1) Обучающая: ознакомление с жизнью и творчеством писателя; обучение выразительному чтению (отдельных эпизодов, отрывков), обогащение словарного запаса учащихся;2) Развивающа...

ПРОЕКТ УРОКА Литературное чтение 1 класс Тема: _Е.Чарушин «Теремок». Русская народная сказка «Рукавичка» Сравнение литературной и народной сказки.

Проект урока литературного чтения 1 класс. Е.Чарушин "Теремок". Русская народная сказка "Руковичка"....

Технологическая карта урока литературного чтения 1 класс по теме : "Чтение слогов и слов с буквой «й»."

Технологическая карта урока литературного чтения 1 класс по теме : "Чтение слогов и слов с буквой «й»." и презентация к ней...

технологическая карта урока литературного чтения 2 класс УМК "Перспектива" А. П. Гайдар "Чук и Гек" Внеклассное чтение

Второй урок по произведению А. Гайдара с опорой на отрывок, предложенный авторами учебника, дополнен викториной по рассказу "Чук и Гек".Учащиеоя на предыдущем уроке разбились на группы по ин...

Конспект урока литературного чтения 2 класс по программе Н.Ф. Виноградовой.В.И. Даль «Девочка Снегурочка». Анализ сказки. Обучение ролевому чтению

Конспект урока литературного чтения 2 класс по программе Н.Ф. Виноградовой.В.И. Даль «Девочка Снегурочка». Анализ сказки. Обучение ролевому чтению...

Фрагмент урока литературного чтения 3 класс "Школа России". И.З.Суриков "Детство" по технологии продуктивного чтения.

Фрагмент урока литературного чтения по технологии продуктивного чтения на примере урока И.З. Суриков "Детство", 3 класс , УМК "Школа России".Показан фрагмент с 3-мя этапами работы ...