Урок обучения грамоте
план-конспект урока по чтению (1 класс) по теме

Николаева Наталия Николаевна

Урок обучения грамоте в 1 классе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon _bukva_d.doc44.5 КБ
Microsoft Office document icon _bukva_i.doc27 КБ
Microsoft Office document icon _bukva_l.doc40 КБ
Microsoft Office document icon _bukva_m.doc45.5 КБ

Предварительный просмотр:

 

                                                     Конспект урока

Тема урока: Согласный звук  [д], [д'] , буква  Д, д;

Цели: Закрепить знания учащихся о согласных звуках [д], [д'] , букве  Д, д;

Задачи

1) Обучающая (Образовательная):

- овладение умением давать характеристику звукам;

- формирование навыка осознанного чтения слов, предложений с изученными буквами.

   2) Развивающая: 

-способствовать обогащению словарного запаса учащихся новыми словами

- развивать фонематический слух, творческое воображение.

  • развивать произвольное внимание;

3) Воспитательная           

-  воспитание прилежания, любознательности  в процессе учения

-способствовать воспитанию доброты, умения радоваться успехам друзей 

МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ: наглядный, практический, частично-поисковый.

ФОРМЫ РАБОТЫ: фронтальные, парные, индивидуальные

ОБОРУДОВАНИЕ: компьютер, проектор, экран, презентация 16 слайдов (среда POWER POINT), учебник «Азбука»  

Этап урока.

Время.

Цель

Содержание учебного материала

Деятельность  учителя

Деятельность   учащихся

Формы работы

Методы и приемы работы

Формирование УУД

I. Органи

зационный момент

– Давайте улыбнемся друг другу. Я рада вновь видеть ваши лица, ваши улыбки и думаю, что урок принесёт нам всем радость общения друг с другом. Вы многое узнаете и многому научитесь. Пожелаем друг другу успехов в учении.

Мы умные, мы дружные

Мы - внимательные, мы- старательные

Мы в первом классе учимся

Всё у нас получится!

Ф

Объяснительно-иллюстративный метод; наглядно-практический

метод; частично-поисковый; игровая технология с применением ИКТ

Регулятивные действия. Обеспечение учащимся организации их учебной деятельности.

Эмоционально-положительный настрой на урок, создание ситуации успеха, доверия.

II. Поста

новка учебной проблемы. Определение темы урока

Слайд 1

Тут наш... (дом).

Над домом ... (дым).

У дома … (дерево).

На дереве... (дупло).

У дупла... (дятел).

К дому ведет ... (дорожка).

   У дома   стоит … (дед).

- Какой  звук в словах повторялся чаще других?

- Как вы думаете, о чем мы будем говорить сегодня на уроке?

- Какие задачи вы бы поставили перед собой?

-Выделите звук  в словах дом, дым, дупло, дорожка

   -Дайте характеристику звуку [д]. .

-Выделите звук  в словах дерево, дед, дятел

 -Дайте характеристику звуку [д']

.

Учащиеся просматривают слайд, договаривают слова

Звуки д, д′.

Закрепить  характеристику звука и  буквы;

 читать слова и предложения с буквой д.

Звук [д] согласный, твердый, звонкий.

Звук [д'] согласный, звонкий, мягкий.

Ф

Ф

Познавательные действия

Актуализация опорных знаний

Познавательные действия

Самостоятельное формулирование познавательной цели (задачи)

Коммуникативные действия

Сотрудничество с учителем и детьми, высказывание своего мнения

III.  Выделение звуков д, д′. Характеристика звуков д, д′.

(Коррекция зрительного  восприятие)

  • Игра «Кто внимательный?» 

а) Предметные картинки с изображением помидора, солдата и т.д

Слайд 2

б) по предметным картинкам отгадать имя девочки, используя первые буквы  слов:

 дом         арбуз         шар       астра                                                              д             а                 ш          а               Даша

- Как будут называть Дашу, когда она станет взрослой?

Как назвать Дашу ласково?

Слайд 3

(Коррекция слухового восприятия)

в)- Давайте с вами проверим, можете ли вы определить, когда надо употреблять заглавную букву Д.

Если слово пишется с большой буквы хлопаете  в ладоши, если с маленькой – поднимаете руки вверх.

Девочка, Даша, дом, Дима, Днепр, дятел, Дон, динозавр

  • Игра "Поймай звук"..

Дело, домино, дудочка, Дима, подружка, дети, радость, гвоздика, Денис, стрелочка

Ребята сигнальными карточками показывают мягкость (зеленая карточка) и твердость (синяя карточка) согласных звуков [д] и [д']

Составляют имя девочки по первым буквам

Ответ детей – Дарья

Дашенька, Дашуля и т.д.

Дети выполняют действия.

[Д] - встают мальчики.

[Д']- встают девочки

Ф

Ф

Ф

Познавательные действия

Анализ объектов с целью выделения признаков характеризующих данный звук

Ф И З М И Н У Т К А

Валеопауза по здоровьесберегающей системе В.Ф. Базарного. Упражнения с офтальмотренажёрами и зрительными кругами для снятия утомляемости с глаз  Слайд 4

Учащиеся выполняют упражнение по тренажёру

IV.  Закрепление материала.

- Ребята, какую из поставленных вами задач мы еще не решили?

- Конечно нам надо с вами почитать.

- Прочитаем слоги с  буквой д

Слайд 5

а)  Проводится работа со словом звезда. 

 

Определяется его многозначность.

       Звезда – небесная

 Звезда – морская

Звезда – символ

Составление схемы слова звезда  

Работа проводится по алгоритму:

  • Назвать слово.
  • Объяснить, что оно означает (лексическое значение).
  • Назвать изучаемый звук.
  • Дать характеристику звука:

        -гласный или согласный;

        -согласный: звонкий - глухой; твёрдый - мягкий; парный – непарный

б) Я предлагаю прочитать загадки, вы ее отгадываете и  на слова-отгадки  составьте схемы

         Работа в паре по алгоритму.

(пила, замок, дым, дорога, дверь)

Вот еще загадка:

Белый столб стоит на крыше

 И растет все выше, выше

 Вот дорос он до небес –

 И исчез. (Дым)

Неживая, – а идёт,

Неподвижна, - а ведёт.

(Дорога

Никого не обижает,

 А ее все толкают. (Дверь

.

Ф И З М И Н У Т К А

В)  Чтение текста  на стр. 106

«Сливы»

Анализ текста

-Что увидели дети?

- Куда полез Денис?

-Что сделал садовник?

- Что случилось с Денисом? Почему?

Текст для читающих

     У Володи дог. Догу год, но он уже огромный. Вова дал догу на обед бобы. А дог –гав – и - мимо!    Бобы ему не милы. (Почему?)

Владимир думал, думал. И вдруг догадался. А вы?

Алгоритм разбора

  1. Чтение текста шёпотом.
  2. Чтение текста вслух.
  3. Объяснение лексического значения  слов (ДОГ, БОБЫ, НЕ МИЛЫ).

     4)Как зовут хозяина собаки? (Вова, Володя, Владимир

5)Нахождение в тексте предложения, соответствующего данной схеме:

|_____    _____     _____      _____   .

Прямое и обратное чтение слов.

Чем интересны эти слова и словосочетания?

ДОГ.       ДОГУ   ГОД.

Читают  слоги, слова, предложения.

Чтение предложений о различных звездах (в значениях)  

Один у доски, остальные на индивидуальных наборных полотнах

  Работа в паре по алгоритму.

Ученики читают текст самостоятельно.

Отвечают на вопросы.

.Для Ксюши Р. И Вовы Х.

Ф

С

П

И

Познавательные действия

Моделирование схем

(анализ-синтез слова)

Выделение существенных признаков, классификация.

Познавательные действия

Извлечение необходимой информации из прослушанного текста-загадки.

Коммуникативные действия

Сотрудничество с детьми, высказывание своего мнения

Познавательные действия

Смысловое чтение

Коммуникативные действия

Сотрудничество с учителем и детьми, высказывание своего мнения

Познавательные действия

Смысловое чтение

V. Рефлексия.

Алгоритм

-Понравился вам урок?

- Продолжите одно из предложений:

Мне понравилось…

Мне не пнравилось…

Я узнал…

Я научился…

У меня не получилось…

Дети отвечают на вопросы

Ф

Регулятивные действия

Выделение и осознание учащимися того, что усвоено на уроке, осознание качества и уровня усвоения

VI. Итог урока.

- Ну вот, наш урок подошел к концу.

- Все ли поставленные задачи мы с вами решили, как вы думаете?

- С какими звуками познакомились на уроке?

- Какой буквой обозначаются эти звуки?

Дети отвечают на вопросы

Ф

Личностные УУД.

Смыслообразование, т.е. ученик задается вопросом, что дал урок?

Нравственно-этическая ориентация, в том числе и оценивание усваиваемого содержания  обеспечивающего личностный социальный выбор.



Предварительный просмотр:

  1. Урок обучения грамоте "Буква И"

 

Цель урока: Познакомить со звуком [и], буквой И и. Научить писать заглавную и строчную букву И и.

Основные понятия темы: Строчная буква, заглавная буква, гласный звук.

Планируемый результат:

Предметные умения: Умение писать правильно гласную букву И и, умение писать буквы слитно, умение распознавать гласные буквы

УУД:

  • Личностные: осознание алгоритма своего действия; перевод внешней речи на внутренний план.
  • Познавательные: осмысление соответствия звука букве; осмысление разницы между печатным и письменным шрифтами.
  • Регулятивные: освоение способов написания и соединения письменных букв.
  • Коммуникативные: умение объяснять свои действия (способ написания).

Межпредметные связи: Чтение. ИЗО. Музыка (умение работать с текстом, развитие моторики руки; развитие фонематического слуха). Математика.

Формы работы: Фронтальная, в парах, индивидуальная.

Ресурсы: 

  • Азбука,  
  • Пропись  
  • Схемы слов и предложений, предметные картинки.
  1. Ход урока

I этап. Мотивация к деятельности. Постановка темы.

Цель этапа — мотивировать учащихся на изучение темы

– Чем мы с вами занимаемся на уроках обучения грамоте?
– Чему уже научились?
Фонетическая зарядка.
Цветные карандаши
– Давайте начнём сегодняшнее занятие с фонетической разминки. Я буду называть слова, а вы показывать карандаш того цвета, который соответствует первому звуку слова.
– Если в слове первый звук гласный, какой карандаш вы покажете?
– Если согласный?
Улитка, ослик, сосны, лук, книга, волк, акула, облако, письма, иволга
Игра «Кто внимательный?»
– Послушайте слова, какой звук есть в каждом слове: пила, аист, игла, ива?
– Попробуйте сформулировать тему сегодняшнего урока. Каковы наши цели?

II этап. Учебно-познавательная деятельность

Последовательность изучения

Обучающие и развивающие задания и упражнения

Диагностические задания

Знакомство со звуком [и], буквой И и

Цель — познакомить со звуком [и], буквой Ии, соотносить звук и букву

Звуковой анализ, характеристика звуков.
– Как кричит ослик?
– Назовите первый звук. Определите, гласным или согласным является звук [и]?

Упражнения в выделении звука [и]
Игра «Узнайте звук»
– Если услышите в словах звук [и] – встаньте: ель, йод, ива, индюк, красный, синий, Илюша, яблоко, сливы.
Рисунки «Загадки слов» Пропись 2 стр. 12 – Рассмотрите рисунки. Назовите предмет на картинке, какой первый звук в слове? Дайте ему характеристику, обозначьте на схеме под рисунком.
– Кто такая иволга?
**** аналогично со вторым словом
– Можем ли мы увидеть звук [и]?
– Звук [и] мы обозначим буквой И.
**** учитель показывает печатную букву Ии
Сколько букв на плакате? Почему две буквы Ии?
– На что похожа буква И?
– Послушайте как про эту букву написал поэт:
Буква И наискосок примеряла поясок.
Снизу вверх его тянула – к правой ножке пристегнула.
– Сложите букву Ии из карандашей. Сколько карандашей понадобилось?
Печатание буквы Ии Пропись №2 стр. 12
**** печатание по алгоритму
С чего начнем печатание буквы?
Показ на доске учителем
Прописывание в воздухе
Печатание в тетради самостоятельно
Самоконтроль

 

Упражнения в выделении звука

Цель – научить распознавать звук И в словах

Игра «Кто больше»
– Придумайте и назовите слова в которых есть звук [и].

 

Упражнения в написании букв

Цель – научить писать строчную и заглавную букву Ии и их соединение

Анализ строчной буквы Ии стр. 12-13 Пропись 2
– Рассмотрите строчную букву И. Из каких элементов она состоит?
– С какого элемента начнем писать строчную букву И?
*** Работа с табло (обводка буквы)
Письмо элементов строчной буквы И стр. 12 строчка 2
**** письмо по алгоритму
Показ на доске учителем
Прописывание в воздухе
Самостоятельное письмо элементов
Самоанализ написанного
– А теперь попробуем написать строчную букву И. Строчка 3
**** письмо по алгоритму
Показ на доске учителем
Прописывание в воздухе
Самостоятельное письмо буквы
Самоанализ написанного
Зарядка для кистей рук и глаз
Игра «Найди звук» Пропись 2 стр. 12 рисунок внизу страницы
– Что нарисовано на каждом рисунке? Как можно назвать эти предметы одним словом?
– В каких словах есть звук [и]?
– Составьте звуковую схему к этим словам.
***** 3 ученика у доски самостоятельно
– Проверим правильность выполнения задания.
Анализ заглавной буквы И стр. 13 Пропись 2
– Рассмотрите заглавную букву И. Из каких элементов она состоит?
– С какого элемента начнем писать заглавную букву И?
*** Работа с табло (обводка буквы), письмо элементов строчка 2
Письмо заглавной буквы И стр. 13 строчка 3
**** письмо буквы по алгоритму
Показ на доске учителем
Прописывание в воздухе
Самостоятельное письмо буквы
Самоанализ написанного
Письмо соединений стр. 13 строчка 4
– Соединения каких букв на строчке 4. Где эти буквы соединяются?
**** письмо по алгоритму
Показ на доске учителем
Прописывание в воздухе
Самостоятельное письмо соединений
Самоанализ написанного
Письмо слов стр. 13 строчка 5
– Прочитайте слово. Почему оно написано с большой буквы? Кого так зовут?
**** письмо по алгоритму
Показ на доске учителем
Прописывание в воздухе
Самостоятельное письмо слова
Самоанализ написанного

 

Упражнения на развитие речи

Цель – закрепить умение составлять предложение по схеме и звуковые схемы слов

Пропись 2 стр. 13 рисунок внизу
– Рассмотрите рисунки. Кто изображен?
– Из этих слов составили предложение. Сколько в нем слов.
– Назовите первое слово, закончите схему. На каком месте стоит буква И? Напишите ее ниже схемы.
**** аналогично с остальными словами

 

III этап. Подведение итога. Рефлексия.

Цель – проверить умение учащимися проводить рефлексию своей деятельности

– Какие новые знания приобрели сегодня?
– Какие трудности возникли?
– Какое задание было наиболее интересным?
– Все ли цели достигли?



Предварительный просмотр:

КОНСПЕКТ (ПРОЕКТ УРОКА)

РУССКОГО ЯЗЫКА (ОБУЧЕНИЕ ГРАМОТЕ)

 

 

Основная тема обучения:  Букварный период.                                          

Тема урока: Согласные буквы Л, л , обозначающие согласные звуки [л], [л,],

Цели урока:  Создать условия для ознакомления с новыми буквами Лл.

                        Формировать умение узнавать графический образ букв.

                        Формировать умение написания сочетаний и слов с буквами Лл.

                         Развивать мелкую моторику пальцев.

                         Развивать речь, внимание, логическое мышление.

                         Воспитывать интерес к русскому языку, событиям города, страны.

                         Воспитывать самостоятельность в работе, умение контролировать собственную работу, оценивать собственные действия.

Оборудование:  Тетради с образцами написания букв, прописанные тетради для классных работ, прописи  , лента букв.

Ход урока:

Время

Этапы урока

Примечание

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

2 – 3'

Начало урока. Предварительная организация класса.

Взаимное доброжелательное приветствие. Проверка помещения и средств, необходимых для урока. Проверка рабочих мест, самочувствия и внешнего вида учащихся. Наличие всего необходимого на уроке у учащихся. Организация внимания.

Дежурный проверяет подготовку к уроку, наличие всего необходимого для урока. Ученики проверяют подготовку своего рабочего места самостоятельно.

Доброжелательный настрой на общую работу.

2 – 3'

Определение темы и постановка цели урока.

На уроке русского языка мы будем учиться писать буквы Лл и слова с этими буквами. Сделаем подарок для учеников нашего класса.

Определение: кому нужна буква Лл.

2 – 3'

Актуализация изученных знаний.

Сегодня на уроке  чтения мы познакомились с новой буквой. Что нового узнали об этой букве? Какие секреты этой буквы знаем?

Повторение изученного. Определение согласного. Характеристика согласного звука.

Аргументация своего ответа.

Определение места буквы в ленте букв.

2 – 3'

Подготовка рук к письму.

Готовимся к работе.

Зарядка – массаж для пальцев. Растирание ладошек. Массаж каждого пальчика «от ноготка к ладошке».

Выполняют массаж самостоятельно по указаниям учителя.

Контроль работы.

Работа в тетради  Актуализация изученных знаний.

5 – 7'

Открываем тетради. Какое сегодня число?

Что видим после записи числа?

Диктант с предварительной подготовкой.

Предварительный показ букв (обоснование – для Арины и Миши, которые долго болели).

Показ написания с ориентированием на помощницу.

Запись букв под диктовку.

Проверка диктанта. Запись правильного написания на доске.

Ориентирование в записях тетради по дите 19 октября.

Нахождение зеленого светофорчика – знака для диктанта.

Объяснение написания.

Самостоятельная запись букв под диктовку в тетради.

Самопроверка. При правильном написании выставление знака «+» над правильным написанием буквы.

Как можно больше сигналов управления, четкости в определении задания.

Формирование навыков сравнения

Усвоение новых знаний и способов действий.

3 – 5'

1) Ознакомление с написанием письменных букв. Работа в тетради с образцами написания букв.  

Показ на доске.

Написание букв Лл в воздухе..

1) Нахождение точек, показывающих начало письма.

Написание по образцу пальчиком, проходим по стрелочкам.

Объяснение: взлетаем по веточке ели, как белочки, опускаемся по стволу

Написание карандашом по образцу соединяем стрелочки.

Физминутка.

Мы ездили в театр марионеток. Кто такие марионетки? Как они двигаются? Попробуем двигаться как марионетки. Освобождаем руки, плечи.

Выполняют физминутку с движением по образцу.

Обязательное расслабление мышц, затем напряжение «Ручки приклеились».

Усвоение новых знаний и способов действий.

7 – 10'

Работа в рабочей тетради.

1) Когда дети пишут букву «Л», то допускают ошибки. Хотите написать правильно? Найдите ошибки. Что неправильного?

Показ на доске ошибочного написания.

2) Делаем подарок для Лейлы, Леона.

Работа в тетради по образцу.

3) Мы с вами знаем, что сегодня особенный день. Что знаем о 19 октября.

Где учился поэт? Что такое «лицей»? Картинка с изображением Царскосельского лицея.

  1. Запись слов с предварительной разметкой.

«Превращаем» первый слог в зверя с пушистым хвостом.

Разметка слова «лиса» по элементам чтения. Что изменилось?

  1. В тетрадях учеников есть ошибка. Буква «а» капризная и все время просит, чтобы её погладили по голове. А дети забывают. Показ написания строчной буквы «а» и соединения «ла»
  2. Буква «л» не только любимая, легкая буква. Она очень любит следующее слово, попробуйте прочитать.
  3. Показ письма слова.
  4. Поменяйте слоги в слове «ласка». Какое новое слово можно получить «скала».

Проверка посадки, наклона тетради, правильного держания ручки.

Анализ неправильного написания, вывод: как удобнее и красивее писать букву.

Выполнение письма после предварительного показа по образцу. Самооценка: похвалите те буквы, которые вам нравятся. Поставьте им !

Работа с классным уголком. Вывод на Лицейский день. Первый учебный день великого поэта Пушкина.

Запись первого соединения «Ал» - нужно для записи имени поэта – Александр.

Запись «ли» - первый слог слова лицей.

Разметка слова

по элементам чтения.

Запись соединения по образцу в тетради.

Разметка слова по элементам чтения.

Запись слова по элементам.

Четкие указания нахождения элементов по отношению к помощнице.

Контроль за посадкой, наклоном тетради, правильностью написания букв и соединений, инд помощь

Проговаривание алгоритма

  1. точки под гласными
  2. слияния гласного и согласного
  3. чтение слова по элементам чтения

Доп. Работа в прописи. Раскрашивание рисунков элементами букв «Лл» в прописи №2.

Вывод по уроку  Обобщение и систематизация знаний.

1-2'

Когда пишем заглавную и строчную буквы Лл? С какими буквами они похожи? В каких словах встречаются?

1-2'

Рефлексия

Мобилизация учащихся на рефлексию своего поведения. У кого получилось? Кому хочется писать ласковую букву Л? Кому понравилось работать на уроке?

Открытость учащихся в осмыслении своих действий и самооценке

Прогнозирование способов саморегуляции и сотрудничества. Развитие уважения к другому.



Предварительный просмотр:

Конспект урока обучения грамоте в 1 классе.

Тема урока:                          Буквы М, м обозначающие согласные звуки [м], [м']

Цель: Познакомить с новыми буквами и звуками

Задачи  урока

Образовательная:

                      - Формировать умения отвечать на вопросы учителя;

                           формировать навыки сознательного, правильного, слогового, беглого чтения

Развивающая:

                          - Развивать фонематический слух и культуру звукопроизношения, совершенствовать культуру речи,

                            способствовать обогащению словарного запаса;  развивать речь, внимание.                  

Воспитательная:

                      - Воспитывать интерес к чтению и культуру учебного труда.

         

Оборудование:

                          Учебник   “Азбука”, толковый словарь Ожегова, наглядность, приложение «Буква за буквой»

ХОД УРОКА

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Примечания

1.Организационный момент.

Метод: слово учителя

Приём: приветственное слово учителя.

- Здравствуйте, ребята!

Садитесь, пожалуйста.

Метод: слушание

Приём: слуховое восприятие информации.

Проверка готовности к уроку. Настрой детей на хорошую работу.

II. Повторение пройденного.

Актуализация знаний.

III. Постановка темы и цели урока.

Метод: слово учителя

Приём: работа по учебнику,

беседа

1. Чтение в приложении «Буква за буквой», с.46-47

Приём: творческий пересказ.

А) Пересказать стихотворение как обычный текст.

- Сколько предложений получилось?

2.

Метод: слово учителя

Приём: беседа, работа по учебнику с иллюстрацией.

 

Откройте учебники на с. 85

- Что изображено на картинке?

- Как называется текст, который вы читали?

- Почему он так называется?

Что купил папа Пете?

Что есть у Веры?

Что купили Лене?

Кому купили Кисти и краски?

Прочитайте рассказ.

Чтение в “Русской азбуке” текста «Покупки»

Метод: слово учителя

Приём: выделение слов из предложения.

  А) “Покупки”

 - Найдите все двусложные слова.

Докажите (разделите на слоги)

 - Найдите все трёхсложные слова.

Докажите.

Метод: слово учителя

Приём: беседа, работа по учебнику.

Б) – Прочитайте рассказ “ Повар”

- О ком говорится в тексте?

- Как звали повара?

- Что делает Елена Петровна?

- Придумайте однокоренные слова к слову “повар”.

Метод: слово учителя

Приём: беседа

 - Как мычит корова?

 - Какой звук знаком?

 -С  каким ещё не работали?

Объявление темы урока.

Тема нашего урока: «Буквы М, м обозначающие согласные звуки [м], [м']»

Приём: выразительное чтение

Чтение текста.

Приём: творческий пересказ.

Образец устного ответа

По росточку подобрали для нас козлы. Мы теперь бревно осилим. Мы его пилим и пилим. Так заготовили дрова на зиму.

Ответы детей.

Приём: выразительное чтение

Чтение текста.

Приём: выделение слов из предложения.

Приём: деление на слоги.

Образец устного ответа

Па-па, ку-пил, пе-нал, Ве-ра, папка, Ле-на, Кук-лу, кис-ти, крас-ки.

Образец устного ответа

По-куп-ки, пла-сти-лин, ку-пи-ли, Павлику.

Приём: выразительное чтение.

Чтение детьми текста   в “Русской азбуке”, с.  87

Ответы детей.

Образец устного ответа

Поварёнок, варит, вар, варево, варка…

Приём: звукоподражание.

Образец устного ответа

(Му-у-у.)

У-у-у

М-м-м

Метод: слушание

Приём: слуховое восприятие информации.

Чтение детьми текста в приложении «Буква за буквой», с.46-47

Работа по учебнику на с. 85

Чтение детьми текста   в “Русской азбуке”, с.  85

Чтение детьми текста   в “Русской азбуке”, с.  87

IV. Работа над новым материалом.

Метод: слово учителя

Приём: первичное выделение нового звука.

Работа по учебнику с. 87

1. Знакомство со звуками [ м], [м'] в словах “дом” и “семь”.

 - Что изображено на рисунке?

- Какой новый звук вы услышали?

 - Произнесите его.

- Что изображено на следующем рисунке?

- Какой новый звук вы услышали?

 - Произнесите его.

2. Артикуляция (положение губ, зубов, языка, прохождение воздуха, голос).

- Что вы можете сказать про этот звук?

Какой он?

- Чем отличаются гласные звуки от согласных?

Приём: первичное выделение нового звука.

Образец устного ответа

ДОМ

[ м]

СЕМЬ

 [м']

Вывод: согласный, звонкий, может быть мягким и твёрдым.

Органы речи создают для согласных звуков преграду, а при произношении гласных звуков – преград нет.

Работа по учебнику с. 87

Физкультминутка.

    Метод: слово учителя

    Приём:

3. Определение позиции звука в словах:

Если вы услышали новый звук в начале слова- поднимаем руки вверх;

в середине  - руки в стороны;

в конце -  руки вниз.

МОХ   МЕДВЕДЬ  КАРМАН  МУРАВЕЙ  МЕТРО СОМ  МОЛОТ  САМОВАР СОМИК  СЕМЬ

Выполнение упражнения

Метод: ведущее слово учителя

Приём: презентация.

4. Представление буквы М, м.

- На что похожа буква М.

В презентации появляется стихотворение и буква.

Взялись за руки друзья

И сказали: “Ты да я –

Это мы”.

А между тем

Получилась буква М.

                                           (А. Шибаев)

5.

Приём: презентация.

Образование слоговой таблицы на основе согласной М.

- Прочитайте слоги.

                  А

                  О

                  ы

М               и

                  У

                   е

- Составьте слоги в кассе букв.

Приём:

6. Сопоставление схемы и слова.

В презентации одна схема и несколько слов.

Москва     мама     мыло      мыли     мышка      мячик

- Почему одно слово написано с заглавной буквы?

7. Работа по учебнику.

Приём: Составление рассказа по иллюстрации “Москва – столица России”.

Метод:

Рассказ учителя о Красной площади, Историческом музее, Соборе Василия Блаженного, Кремле. Рассказать об истории создания Москвы белокаменной, предназначении кремлёвской стены.

Игровой  метод:

8. Загадки.

Приём :

Слого – звуковой анализ отгадок.

- Отгадайте загадки.

Маленький рост, длинный хвост,

Серая шубка, острые зубки.

(мышь)

-

Какой это мастер на стёкла нанёс

И листья, и травы, и заросли роз?

(мороз)

Ответы детей

Приём:

Чтение слогов из презентации и составление их в кассе букв.

Ответы детей:

МА  мо  мы  ми  му  ме

Приём:

работа с кассой букв.

МА  мо  мы  ми  му  ме

 Слово “Москва” - имя собственное.

Метод : слушание

Образец устного ответа

МЫШЬ – м –ы-ш – 3 звука, 4 буквы, 1 гл., 2 согл., 1 слог.

МОРОЗ- 5 зв., 5 б., 2 гл., 3 согл., 2 сл., уд. РОЗ.

В презентации появляется стихотворение и буква.

Взялись за руки друзья

И сказали: “Ты да я –

Это мы”.

А между тем

Получилась буква М.

Презентация.

составление слогов в кассе букв.

МА  мо  мы  ми  му  ме

Презентация.

В презентации одна схема и несколько слов.

Москва     мама     мыло      мыли     мышка      мячик

Работа по учебнику, с. 88-89

Метод:

9. Отработка навыков чтения по “Азбуке”.

Приём:

Чтение учителем (или хорошо подготовленным учеником).

Чтение хором.

Чтение по цепочке.

Выполнение задания.

V. Работа над развитием мышления, внимания, памяти.

Игровой метод.

Приём: слово учителя.

Чтение учителем

1. Кто больше запомнит слов со звуком [ м].

Поэты

Мышонок Мыша и медвежонок Миша лежали на поляне и ели малину. Мыша и говорит:

- Давай стихи придумывать. Вот слушай, какой я сочинил:

Каждый день и каждый час

Мы твердим упрямо:

Нет на свете никого

Лучше нашей…

- Малины! – заорал Миша.

- Да при чём здесь “малина”! Я хотел сказать: “Лучше нашей мамы”

- Это здорово! А теперь я сочиню. А про что?

- Ну, хотя бы про этот мухомор.

Не ешьте белые макароны,

А ешьте красные мухоморы!

- Что ты, что ты – испугался мышонок. - Мухоморы нельзя есть, в больницу попадешь. Вот, слушай стих про доктора:

В лесу нет доктора важней,

Чем бойкий рыжий…

- Айболит! – заорал медвежонок.

- Да не Айболит, а муравей. Айболит лечит зверей, а муравей – лес.

- Откуда ты так много знаешь?

- Кто много читает, тот много знает! – важно ответил мышонок Мыша.

(Г.Юдин)

   Игровой метод

2. Игра «Кто больше»

Приём: перечисление слов с одинаковым начальным звуком

- Назовите цветы, в названии которых есть звук [ м].

- Перечислите продукты, в названии которых есть [м], [м']

3.Антонимы .

- Подберите слова противоположного значения со  звуками [м], [м'].

Война –….

ссориться –……….

быстро –………….

твёрдый-………….

глупый – ………..

большой –……..

Метод: слушание

Приём: слуховое восприятие информации.

Слушают внимательно и запоминают.

Образец устного ответа

Мышонок, Мыша, мы, малина, мама, мухомор, макароны, муравей, много.

Образец устного ответа

Мак, ромашка, маргаритки, мальва.

Мясо, молоко, мёд, маргарин, масло, макароны, манка, мандарины, мука.

Война – (мир),

ссориться –(мириться),

быстро – (медленно),

твёрдый – (мягкий),

глупый – (мудрый),

большой – (маленький).

Слушают внимательно и запоминают

VI. Итоги урока.

Метод: ведущее слово учителя.

Приём:

 Заключительное слово .

Молодцы, ребята! Вы очень старались, хорошо работали. А давайте вспомним, с какой буквой сегодня познакомились? Какие звуки обозначает?

Молодцы! Спасибо за работу! Урок закончен.

Ответы детей.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Интегрированный урок обучения грамоте и трудового обучения

УМК "Школа России",     Русская азбука;  Горецкий В. Г., Кирюшкин В. А., Шанько А. ФУрок проведен с упором на  применением здоровьесберегающих технологий. ...

урок обучения грамоте "Планета знаний"Тема урока: Урок обучения грамоте Звук [щ\']. Буквы Щ, щ.

Ход урока. 1. Орг . момент . Снег порхает и сверкает В золотом сиянье дня. Словно пухом устилает Все дороги и дома. Сыплет, сыплет снег-снежок. Начинаем наш урок.-Ка...

Мастер - класс "Виды работы над звуком, буквой, словом на уроках обучения грамоте в системе развивающего обучения Л.В.Занкова в рамках ФГОС"

Целью данного мастер - класса является формирование представлений об организации работы на уроках обучения грамоте в соотетствии с требованиями нового образовательного стандарта с учётом УУД и ...

Проект урока обучения грамоте в развивающей системе обучения

В конспекте представлен материал по одной из сложнейших тем основного периода обучения грамоте "Йотированные гласные Е,Ё,Ю,Я" по развивающей системе обучения.Цель: изучить йотированные гласные буквы е...

УРОК ОБУЧЕНИЕ ГРАМОТЕ (ОБУЧЕНИЕ ЧТЕНИЮ) по ФГОС

Тема:  Закрепление изученного по теме шипящие звуки ( букварь стр.99) -1 класс по программе «Планета знаний»Цель: создать условия для тренировки детей в осмысленном правильном и выра...

Урок обучения грамоте (чтение) в 1 классе по системе развивающего обучения Л.В.Занкова учитель начальных классов Кичигина Тамара Федоровна

Урок разработан в соответствии с требованиями ФГОС НОО по системе развивающего обучения Л.В. Занкова....

Календарно-тематическое планирование уроков обучения грамоте(чтение) по УМК"Школа России" 1 класс и обучение письму

Календарно-тематическое планирование с УУД уроков обучения грамоте ( чтение) по УМК "Школа России" и обучение письму....