Главные вкладки

    Урок обучения грамоте
    план-конспект урока по чтению (1 класс) по теме

    Николаева Наталия Николаевна

    Урок обучения грамоте в 1 классе

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Microsoft Office document icon _bukva_d.doc44.5 КБ
    Microsoft Office document icon _bukva_i.doc27 КБ
    Microsoft Office document icon _bukva_l.doc40 КБ
    Microsoft Office document icon _bukva_m.doc45.5 КБ

    Предварительный просмотр:

     

                                                         Конспект урока

    Тема урока: Согласный звук  [д], [д'] , буква  Д, д;

    Цели: Закрепить знания учащихся о согласных звуках [д], [д'] , букве  Д, д;

    Задачи

    1) Обучающая (Образовательная):

    - овладение умением давать характеристику звукам;

    - формирование навыка осознанного чтения слов, предложений с изученными буквами.

       2) Развивающая: 

    -способствовать обогащению словарного запаса учащихся новыми словами

    - развивать фонематический слух, творческое воображение.

    • развивать произвольное внимание;

    3) Воспитательная           

    -  воспитание прилежания, любознательности  в процессе учения

    -способствовать воспитанию доброты, умения радоваться успехам друзей 

    МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ: наглядный, практический, частично-поисковый.

    ФОРМЫ РАБОТЫ: фронтальные, парные, индивидуальные

    ОБОРУДОВАНИЕ: компьютер, проектор, экран, презентация 16 слайдов (среда POWER POINT), учебник «Азбука»  

    Этап урока.

    Время.

    Цель

    Содержание учебного материала

    Деятельность  учителя

    Деятельность   учащихся

    Формы работы

    Методы и приемы работы

    Формирование УУД

    I. Органи

    зационный момент

    – Давайте улыбнемся друг другу. Я рада вновь видеть ваши лица, ваши улыбки и думаю, что урок принесёт нам всем радость общения друг с другом. Вы многое узнаете и многому научитесь. Пожелаем друг другу успехов в учении.

    Мы умные, мы дружные

    Мы - внимательные, мы- старательные

    Мы в первом классе учимся

    Всё у нас получится!

    Ф

    Объяснительно-иллюстративный метод; наглядно-практический

    метод; частично-поисковый; игровая технология с применением ИКТ

    Регулятивные действия. Обеспечение учащимся организации их учебной деятельности.

    Эмоционально-положительный настрой на урок, создание ситуации успеха, доверия.

    II. Поста

    новка учебной проблемы. Определение темы урока

    Слайд 1

    Тут наш... (дом).

    Над домом ... (дым).

    У дома … (дерево).

    На дереве... (дупло).

    У дупла... (дятел).

    К дому ведет ... (дорожка).

       У дома   стоит … (дед).

    - Какой  звук в словах повторялся чаще других?

    - Как вы думаете, о чем мы будем говорить сегодня на уроке?

    - Какие задачи вы бы поставили перед собой?

    -Выделите звук  в словах дом, дым, дупло, дорожка

       -Дайте характеристику звуку [д]. .

    -Выделите звук  в словах дерево, дед, дятел

     -Дайте характеристику звуку [д']

    .

    Учащиеся просматривают слайд, договаривают слова

    Звуки д, д′.

    Закрепить  характеристику звука и  буквы;

     читать слова и предложения с буквой д.

    Звук [д] согласный, твердый, звонкий.

    Звук [д'] согласный, звонкий, мягкий.

    Ф

    Ф

    Познавательные действия

    Актуализация опорных знаний

    Познавательные действия

    Самостоятельное формулирование познавательной цели (задачи)

    Коммуникативные действия

    Сотрудничество с учителем и детьми, высказывание своего мнения

    III.  Выделение звуков д, д′. Характеристика звуков д, д′.

    (Коррекция зрительного  восприятие)

    • Игра «Кто внимательный?» 

    а) Предметные картинки с изображением помидора, солдата и т.д

    Слайд 2

    б) по предметным картинкам отгадать имя девочки, используя первые буквы  слов:

     дом         арбуз         шар       астра                                                              д             а                 ш          а               Даша

    - Как будут называть Дашу, когда она станет взрослой?

    Как назвать Дашу ласково?

    Слайд 3

    (Коррекция слухового восприятия)

    в)- Давайте с вами проверим, можете ли вы определить, когда надо употреблять заглавную букву Д.

    Если слово пишется с большой буквы хлопаете  в ладоши, если с маленькой – поднимаете руки вверх.

    Девочка, Даша, дом, Дима, Днепр, дятел, Дон, динозавр

    • Игра "Поймай звук"..

    Дело, домино, дудочка, Дима, подружка, дети, радость, гвоздика, Денис, стрелочка

    Ребята сигнальными карточками показывают мягкость (зеленая карточка) и твердость (синяя карточка) согласных звуков [д] и [д']

    Составляют имя девочки по первым буквам

    Ответ детей – Дарья

    Дашенька, Дашуля и т.д.

    Дети выполняют действия.

    [Д] - встают мальчики.

    [Д']- встают девочки

    Ф

    Ф

    Ф

    Познавательные действия

    Анализ объектов с целью выделения признаков характеризующих данный звук

    Ф И З М И Н У Т К А

    Валеопауза по здоровьесберегающей системе В.Ф. Базарного. Упражнения с офтальмотренажёрами и зрительными кругами для снятия утомляемости с глаз  Слайд 4

    Учащиеся выполняют упражнение по тренажёру

    IV.  Закрепление материала.

    - Ребята, какую из поставленных вами задач мы еще не решили?

    - Конечно нам надо с вами почитать.

    - Прочитаем слоги с  буквой д

    Слайд 5

    а)  Проводится работа со словом звезда. 

     

    Определяется его многозначность.

           Звезда – небесная

     Звезда – морская

    Звезда – символ

    Составление схемы слова звезда  

    Работа проводится по алгоритму:

    • Назвать слово.
    • Объяснить, что оно означает (лексическое значение).
    • Назвать изучаемый звук.
    • Дать характеристику звука:

            -гласный или согласный;

            -согласный: звонкий - глухой; твёрдый - мягкий; парный – непарный

    б) Я предлагаю прочитать загадки, вы ее отгадываете и  на слова-отгадки  составьте схемы

             Работа в паре по алгоритму.

    (пила, замок, дым, дорога, дверь)

    Вот еще загадка:

    Белый столб стоит на крыше

     И растет все выше, выше

     Вот дорос он до небес –

     И исчез. (Дым)

    Неживая, – а идёт,

    Неподвижна, - а ведёт.

    (Дорога

    Никого не обижает,

     А ее все толкают. (Дверь

    .

    Ф И З М И Н У Т К А

    В)  Чтение текста  на стр. 106

    «Сливы»

    Анализ текста

    -Что увидели дети?

    - Куда полез Денис?

    -Что сделал садовник?

    - Что случилось с Денисом? Почему?

    Текст для читающих

         У Володи дог. Догу год, но он уже огромный. Вова дал догу на обед бобы. А дог –гав – и - мимо!    Бобы ему не милы. (Почему?)

    Владимир думал, думал. И вдруг догадался. А вы?

    Алгоритм разбора

    1. Чтение текста шёпотом.
    2. Чтение текста вслух.
    3. Объяснение лексического значения  слов (ДОГ, БОБЫ, НЕ МИЛЫ).

         4)Как зовут хозяина собаки? (Вова, Володя, Владимир

    5)Нахождение в тексте предложения, соответствующего данной схеме:

    |_____    _____     _____      _____   .

    Прямое и обратное чтение слов.

    Чем интересны эти слова и словосочетания?

    ДОГ.       ДОГУ   ГОД.

    Читают  слоги, слова, предложения.

    Чтение предложений о различных звездах (в значениях)  

    Один у доски, остальные на индивидуальных наборных полотнах

      Работа в паре по алгоритму.

    Ученики читают текст самостоятельно.

    Отвечают на вопросы.

    .Для Ксюши Р. И Вовы Х.

    Ф

    С

    П

    И

    Познавательные действия

    Моделирование схем

    (анализ-синтез слова)

    Выделение существенных признаков, классификация.

    Познавательные действия

    Извлечение необходимой информации из прослушанного текста-загадки.

    Коммуникативные действия

    Сотрудничество с детьми, высказывание своего мнения

    Познавательные действия

    Смысловое чтение

    Коммуникативные действия

    Сотрудничество с учителем и детьми, высказывание своего мнения

    Познавательные действия

    Смысловое чтение

    V. Рефлексия.

    Алгоритм

    -Понравился вам урок?

    - Продолжите одно из предложений:

    Мне понравилось…

    Мне не пнравилось…

    Я узнал…

    Я научился…

    У меня не получилось…

    Дети отвечают на вопросы

    Ф

    Регулятивные действия

    Выделение и осознание учащимися того, что усвоено на уроке, осознание качества и уровня усвоения

    VI. Итог урока.

    - Ну вот, наш урок подошел к концу.

    - Все ли поставленные задачи мы с вами решили, как вы думаете?

    - С какими звуками познакомились на уроке?

    - Какой буквой обозначаются эти звуки?

    Дети отвечают на вопросы

    Ф

    Личностные УУД.

    Смыслообразование, т.е. ученик задается вопросом, что дал урок?

    Нравственно-этическая ориентация, в том числе и оценивание усваиваемого содержания  обеспечивающего личностный социальный выбор.



    Предварительный просмотр:

    1. Урок обучения грамоте "Буква И"

     

    Цель урока: Познакомить со звуком [и], буквой И и. Научить писать заглавную и строчную букву И и.

    Основные понятия темы: Строчная буква, заглавная буква, гласный звук.

    Планируемый результат:

    Предметные умения: Умение писать правильно гласную букву И и, умение писать буквы слитно, умение распознавать гласные буквы

    УУД:

    • Личностные: осознание алгоритма своего действия; перевод внешней речи на внутренний план.
    • Познавательные: осмысление соответствия звука букве; осмысление разницы между печатным и письменным шрифтами.
    • Регулятивные: освоение способов написания и соединения письменных букв.
    • Коммуникативные: умение объяснять свои действия (способ написания).

    Межпредметные связи: Чтение. ИЗО. Музыка (умение работать с текстом, развитие моторики руки; развитие фонематического слуха). Математика.

    Формы работы: Фронтальная, в парах, индивидуальная.

    Ресурсы: 

    • Азбука,  
    • Пропись  
    • Схемы слов и предложений, предметные картинки.
    1. Ход урока

    I этап. Мотивация к деятельности. Постановка темы.

    Цель этапа — мотивировать учащихся на изучение темы

    – Чем мы с вами занимаемся на уроках обучения грамоте?
    – Чему уже научились?
    Фонетическая зарядка.
    Цветные карандаши
    – Давайте начнём сегодняшнее занятие с фонетической разминки. Я буду называть слова, а вы показывать карандаш того цвета, который соответствует первому звуку слова.
    – Если в слове первый звук гласный, какой карандаш вы покажете?
    – Если согласный?
    Улитка, ослик, сосны, лук, книга, волк, акула, облако, письма, иволга
    Игра «Кто внимательный?»
    – Послушайте слова, какой звук есть в каждом слове: пила, аист, игла, ива?
    – Попробуйте сформулировать тему сегодняшнего урока. Каковы наши цели?

    II этап. Учебно-познавательная деятельность

    Последовательность изучения

    Обучающие и развивающие задания и упражнения

    Диагностические задания

    Знакомство со звуком [и], буквой И и

    Цель — познакомить со звуком [и], буквой Ии, соотносить звук и букву

    Звуковой анализ, характеристика звуков.
    – Как кричит ослик?
    – Назовите первый звук. Определите, гласным или согласным является звук [и]?

    Упражнения в выделении звука [и]
    Игра «Узнайте звук»
    – Если услышите в словах звук [и] – встаньте: ель, йод, ива, индюк, красный, синий, Илюша, яблоко, сливы.
    Рисунки «Загадки слов» Пропись 2 стр. 12 – Рассмотрите рисунки. Назовите предмет на картинке, какой первый звук в слове? Дайте ему характеристику, обозначьте на схеме под рисунком.
    – Кто такая иволга?
    **** аналогично со вторым словом
    – Можем ли мы увидеть звук [и]?
    – Звук [и] мы обозначим буквой И.
    **** учитель показывает печатную букву Ии
    Сколько букв на плакате? Почему две буквы Ии?
    – На что похожа буква И?
    – Послушайте как про эту букву написал поэт:
    Буква И наискосок примеряла поясок.
    Снизу вверх его тянула – к правой ножке пристегнула.
    – Сложите букву Ии из карандашей. Сколько карандашей понадобилось?
    Печатание буквы Ии Пропись №2 стр. 12
    **** печатание по алгоритму
    С чего начнем печатание буквы?
    Показ на доске учителем
    Прописывание в воздухе
    Печатание в тетради самостоятельно
    Самоконтроль

     

    Упражнения в выделении звука

    Цель – научить распознавать звук И в словах

    Игра «Кто больше»
    – Придумайте и назовите слова в которых есть звук [и].

     

    Упражнения в написании букв

    Цель – научить писать строчную и заглавную букву Ии и их соединение

    Анализ строчной буквы Ии стр. 12-13 Пропись 2
    – Рассмотрите строчную букву И. Из каких элементов она состоит?
    – С какого элемента начнем писать строчную букву И?
    *** Работа с табло (обводка буквы)
    Письмо элементов строчной буквы И стр. 12 строчка 2
    **** письмо по алгоритму
    Показ на доске учителем
    Прописывание в воздухе
    Самостоятельное письмо элементов
    Самоанализ написанного
    – А теперь попробуем написать строчную букву И. Строчка 3
    **** письмо по алгоритму
    Показ на доске учителем
    Прописывание в воздухе
    Самостоятельное письмо буквы
    Самоанализ написанного
    Зарядка для кистей рук и глаз
    Игра «Найди звук» Пропись 2 стр. 12 рисунок внизу страницы
    – Что нарисовано на каждом рисунке? Как можно назвать эти предметы одним словом?
    – В каких словах есть звук [и]?
    – Составьте звуковую схему к этим словам.
    ***** 3 ученика у доски самостоятельно
    – Проверим правильность выполнения задания.
    Анализ заглавной буквы И стр. 13 Пропись 2
    – Рассмотрите заглавную букву И. Из каких элементов она состоит?
    – С какого элемента начнем писать заглавную букву И?
    *** Работа с табло (обводка буквы), письмо элементов строчка 2
    Письмо заглавной буквы И стр. 13 строчка 3
    **** письмо буквы по алгоритму
    Показ на доске учителем
    Прописывание в воздухе
    Самостоятельное письмо буквы
    Самоанализ написанного
    Письмо соединений стр. 13 строчка 4
    – Соединения каких букв на строчке 4. Где эти буквы соединяются?
    **** письмо по алгоритму
    Показ на доске учителем
    Прописывание в воздухе
    Самостоятельное письмо соединений
    Самоанализ написанного
    Письмо слов стр. 13 строчка 5
    – Прочитайте слово. Почему оно написано с большой буквы? Кого так зовут?
    **** письмо по алгоритму
    Показ на доске учителем
    Прописывание в воздухе
    Самостоятельное письмо слова
    Самоанализ написанного

     

    Упражнения на развитие речи

    Цель – закрепить умение составлять предложение по схеме и звуковые схемы слов

    Пропись 2 стр. 13 рисунок внизу
    – Рассмотрите рисунки. Кто изображен?
    – Из этих слов составили предложение. Сколько в нем слов.
    – Назовите первое слово, закончите схему. На каком месте стоит буква И? Напишите ее ниже схемы.
    **** аналогично с остальными словами

     

    III этап. Подведение итога. Рефлексия.

    Цель – проверить умение учащимися проводить рефлексию своей деятельности

    – Какие новые знания приобрели сегодня?
    – Какие трудности возникли?
    – Какое задание было наиболее интересным?
    – Все ли цели достигли?



    Предварительный просмотр:

    КОНСПЕКТ (ПРОЕКТ УРОКА)

    РУССКОГО ЯЗЫКА (ОБУЧЕНИЕ ГРАМОТЕ)

     

     

    Основная тема обучения:  Букварный период.                                          

    Тема урока: Согласные буквы Л, л , обозначающие согласные звуки [л], [л,],

    Цели урока:  Создать условия для ознакомления с новыми буквами Лл.

                            Формировать умение узнавать графический образ букв.

                            Формировать умение написания сочетаний и слов с буквами Лл.

                             Развивать мелкую моторику пальцев.

                             Развивать речь, внимание, логическое мышление.

                             Воспитывать интерес к русскому языку, событиям города, страны.

                             Воспитывать самостоятельность в работе, умение контролировать собственную работу, оценивать собственные действия.

    Оборудование:  Тетради с образцами написания букв, прописанные тетради для классных работ, прописи  , лента букв.

    Ход урока:

    Время

    Этапы урока

    Примечание

    Деятельность учителя

    Деятельность обучающихся

    2 – 3'

    Начало урока. Предварительная организация класса.

    Взаимное доброжелательное приветствие. Проверка помещения и средств, необходимых для урока. Проверка рабочих мест, самочувствия и внешнего вида учащихся. Наличие всего необходимого на уроке у учащихся. Организация внимания.

    Дежурный проверяет подготовку к уроку, наличие всего необходимого для урока. Ученики проверяют подготовку своего рабочего места самостоятельно.

    Доброжелательный настрой на общую работу.

    2 – 3'

    Определение темы и постановка цели урока.

    На уроке русского языка мы будем учиться писать буквы Лл и слова с этими буквами. Сделаем подарок для учеников нашего класса.

    Определение: кому нужна буква Лл.

    2 – 3'

    Актуализация изученных знаний.

    Сегодня на уроке  чтения мы познакомились с новой буквой. Что нового узнали об этой букве? Какие секреты этой буквы знаем?

    Повторение изученного. Определение согласного. Характеристика согласного звука.

    Аргументация своего ответа.

    Определение места буквы в ленте букв.

    2 – 3'

    Подготовка рук к письму.

    Готовимся к работе.

    Зарядка – массаж для пальцев. Растирание ладошек. Массаж каждого пальчика «от ноготка к ладошке».

    Выполняют массаж самостоятельно по указаниям учителя.

    Контроль работы.

    Работа в тетради  Актуализация изученных знаний.

    5 – 7'

    Открываем тетради. Какое сегодня число?

    Что видим после записи числа?

    Диктант с предварительной подготовкой.

    Предварительный показ букв (обоснование – для Арины и Миши, которые долго болели).

    Показ написания с ориентированием на помощницу.

    Запись букв под диктовку.

    Проверка диктанта. Запись правильного написания на доске.

    Ориентирование в записях тетради по дите 19 октября.

    Нахождение зеленого светофорчика – знака для диктанта.

    Объяснение написания.

    Самостоятельная запись букв под диктовку в тетради.

    Самопроверка. При правильном написании выставление знака «+» над правильным написанием буквы.

    Как можно больше сигналов управления, четкости в определении задания.

    Формирование навыков сравнения

    Усвоение новых знаний и способов действий.

    3 – 5'

    1) Ознакомление с написанием письменных букв. Работа в тетради с образцами написания букв.  

    Показ на доске.

    Написание букв Лл в воздухе..

    1) Нахождение точек, показывающих начало письма.

    Написание по образцу пальчиком, проходим по стрелочкам.

    Объяснение: взлетаем по веточке ели, как белочки, опускаемся по стволу

    Написание карандашом по образцу соединяем стрелочки.

    Физминутка.

    Мы ездили в театр марионеток. Кто такие марионетки? Как они двигаются? Попробуем двигаться как марионетки. Освобождаем руки, плечи.

    Выполняют физминутку с движением по образцу.

    Обязательное расслабление мышц, затем напряжение «Ручки приклеились».

    Усвоение новых знаний и способов действий.

    7 – 10'

    Работа в рабочей тетради.

    1) Когда дети пишут букву «Л», то допускают ошибки. Хотите написать правильно? Найдите ошибки. Что неправильного?

    Показ на доске ошибочного написания.

    2) Делаем подарок для Лейлы, Леона.

    Работа в тетради по образцу.

    3) Мы с вами знаем, что сегодня особенный день. Что знаем о 19 октября.

    Где учился поэт? Что такое «лицей»? Картинка с изображением Царскосельского лицея.

    1. Запись слов с предварительной разметкой.

    «Превращаем» первый слог в зверя с пушистым хвостом.

    Разметка слова «лиса» по элементам чтения. Что изменилось?

    1. В тетрадях учеников есть ошибка. Буква «а» капризная и все время просит, чтобы её погладили по голове. А дети забывают. Показ написания строчной буквы «а» и соединения «ла»
    2. Буква «л» не только любимая, легкая буква. Она очень любит следующее слово, попробуйте прочитать.
    3. Показ письма слова.
    4. Поменяйте слоги в слове «ласка». Какое новое слово можно получить «скала».

    Проверка посадки, наклона тетради, правильного держания ручки.

    Анализ неправильного написания, вывод: как удобнее и красивее писать букву.

    Выполнение письма после предварительного показа по образцу. Самооценка: похвалите те буквы, которые вам нравятся. Поставьте им !

    Работа с классным уголком. Вывод на Лицейский день. Первый учебный день великого поэта Пушкина.

    Запись первого соединения «Ал» - нужно для записи имени поэта – Александр.

    Запись «ли» - первый слог слова лицей.

    Разметка слова

    по элементам чтения.

    Запись соединения по образцу в тетради.

    Разметка слова по элементам чтения.

    Запись слова по элементам.

    Четкие указания нахождения элементов по отношению к помощнице.

    Контроль за посадкой, наклоном тетради, правильностью написания букв и соединений, инд помощь

    Проговаривание алгоритма

    1. точки под гласными
    2. слияния гласного и согласного
    3. чтение слова по элементам чтения

    Доп. Работа в прописи. Раскрашивание рисунков элементами букв «Лл» в прописи №2.

    Вывод по уроку  Обобщение и систематизация знаний.

    1-2'

    Когда пишем заглавную и строчную буквы Лл? С какими буквами они похожи? В каких словах встречаются?

    1-2'

    Рефлексия

    Мобилизация учащихся на рефлексию своего поведения. У кого получилось? Кому хочется писать ласковую букву Л? Кому понравилось работать на уроке?

    Открытость учащихся в осмыслении своих действий и самооценке

    Прогнозирование способов саморегуляции и сотрудничества. Развитие уважения к другому.



    Предварительный просмотр:

    Конспект урока обучения грамоте в 1 классе.

    Тема урока:                          Буквы М, м обозначающие согласные звуки [м], [м']

    Цель: Познакомить с новыми буквами и звуками

    Задачи  урока

    Образовательная:

                          - Формировать умения отвечать на вопросы учителя;

                               формировать навыки сознательного, правильного, слогового, беглого чтения

    Развивающая:

                              - Развивать фонематический слух и культуру звукопроизношения, совершенствовать культуру речи,

                                способствовать обогащению словарного запаса;  развивать речь, внимание.                  

    Воспитательная:

                          - Воспитывать интерес к чтению и культуру учебного труда.

             

    Оборудование:

                              Учебник   “Азбука”, толковый словарь Ожегова, наглядность, приложение «Буква за буквой»

    ХОД УРОКА

    Этапы урока

    Деятельность учителя

    Деятельность учащихся

    Примечания

    1.Организационный момент.

    Метод: слово учителя

    Приём: приветственное слово учителя.

    - Здравствуйте, ребята!

    Садитесь, пожалуйста.

    Метод: слушание

    Приём: слуховое восприятие информации.

    Проверка готовности к уроку. Настрой детей на хорошую работу.

    II. Повторение пройденного.

    Актуализация знаний.

    III. Постановка темы и цели урока.

    Метод: слово учителя

    Приём: работа по учебнику,

    беседа

    1. Чтение в приложении «Буква за буквой», с.46-47

    Приём: творческий пересказ.

    А) Пересказать стихотворение как обычный текст.

    - Сколько предложений получилось?

    2.

    Метод: слово учителя

    Приём: беседа, работа по учебнику с иллюстрацией.

     

    Откройте учебники на с. 85

    - Что изображено на картинке?

    - Как называется текст, который вы читали?

    - Почему он так называется?

    Что купил папа Пете?

    Что есть у Веры?

    Что купили Лене?

    Кому купили Кисти и краски?

    Прочитайте рассказ.

    Чтение в “Русской азбуке” текста «Покупки»

    Метод: слово учителя

    Приём: выделение слов из предложения.

      А) “Покупки”

     - Найдите все двусложные слова.

    Докажите (разделите на слоги)

     - Найдите все трёхсложные слова.

    Докажите.

    Метод: слово учителя

    Приём: беседа, работа по учебнику.

    Б) – Прочитайте рассказ “ Повар”

    - О ком говорится в тексте?

    - Как звали повара?

    - Что делает Елена Петровна?

    - Придумайте однокоренные слова к слову “повар”.

    Метод: слово учителя

    Приём: беседа

     - Как мычит корова?

     - Какой звук знаком?

     -С  каким ещё не работали?

    Объявление темы урока.

    Тема нашего урока: «Буквы М, м обозначающие согласные звуки [м], [м']»

    Приём: выразительное чтение

    Чтение текста.

    Приём: творческий пересказ.

    Образец устного ответа

    По росточку подобрали для нас козлы. Мы теперь бревно осилим. Мы его пилим и пилим. Так заготовили дрова на зиму.

    Ответы детей.

    Приём: выразительное чтение

    Чтение текста.

    Приём: выделение слов из предложения.

    Приём: деление на слоги.

    Образец устного ответа

    Па-па, ку-пил, пе-нал, Ве-ра, папка, Ле-на, Кук-лу, кис-ти, крас-ки.

    Образец устного ответа

    По-куп-ки, пла-сти-лин, ку-пи-ли, Павлику.

    Приём: выразительное чтение.

    Чтение детьми текста   в “Русской азбуке”, с.  87

    Ответы детей.

    Образец устного ответа

    Поварёнок, варит, вар, варево, варка…

    Приём: звукоподражание.

    Образец устного ответа

    (Му-у-у.)

    У-у-у

    М-м-м

    Метод: слушание

    Приём: слуховое восприятие информации.

    Чтение детьми текста в приложении «Буква за буквой», с.46-47

    Работа по учебнику на с. 85

    Чтение детьми текста   в “Русской азбуке”, с.  85

    Чтение детьми текста   в “Русской азбуке”, с.  87

    IV. Работа над новым материалом.

    Метод: слово учителя

    Приём: первичное выделение нового звука.

    Работа по учебнику с. 87

    1. Знакомство со звуками [ м], [м'] в словах “дом” и “семь”.

     - Что изображено на рисунке?

    - Какой новый звук вы услышали?

     - Произнесите его.

    - Что изображено на следующем рисунке?

    - Какой новый звук вы услышали?

     - Произнесите его.

    2. Артикуляция (положение губ, зубов, языка, прохождение воздуха, голос).

    - Что вы можете сказать про этот звук?

    Какой он?

    - Чем отличаются гласные звуки от согласных?

    Приём: первичное выделение нового звука.

    Образец устного ответа

    ДОМ

    [ м]

    СЕМЬ

     [м']

    Вывод: согласный, звонкий, может быть мягким и твёрдым.

    Органы речи создают для согласных звуков преграду, а при произношении гласных звуков – преград нет.

    Работа по учебнику с. 87

    Физкультминутка.

        Метод: слово учителя

        Приём:

    3. Определение позиции звука в словах:

    Если вы услышали новый звук в начале слова- поднимаем руки вверх;

    в середине  - руки в стороны;

    в конце -  руки вниз.

    МОХ   МЕДВЕДЬ  КАРМАН  МУРАВЕЙ  МЕТРО СОМ  МОЛОТ  САМОВАР СОМИК  СЕМЬ

    Выполнение упражнения

    Метод: ведущее слово учителя

    Приём: презентация.

    4. Представление буквы М, м.

    - На что похожа буква М.

    В презентации появляется стихотворение и буква.

    Взялись за руки друзья

    И сказали: “Ты да я –

    Это мы”.

    А между тем

    Получилась буква М.

                                               (А. Шибаев)

    5.

    Приём: презентация.

    Образование слоговой таблицы на основе согласной М.

    - Прочитайте слоги.

                      А

                      О

                      ы

    М               и

                      У

                       е

    - Составьте слоги в кассе букв.

    Приём:

    6. Сопоставление схемы и слова.

    В презентации одна схема и несколько слов.

    Москва     мама     мыло      мыли     мышка      мячик

    - Почему одно слово написано с заглавной буквы?

    7. Работа по учебнику.

    Приём: Составление рассказа по иллюстрации “Москва – столица России”.

    Метод:

    Рассказ учителя о Красной площади, Историческом музее, Соборе Василия Блаженного, Кремле. Рассказать об истории создания Москвы белокаменной, предназначении кремлёвской стены.

    Игровой  метод:

    8. Загадки.

    Приём :

    Слого – звуковой анализ отгадок.

    - Отгадайте загадки.

    Маленький рост, длинный хвост,

    Серая шубка, острые зубки.

    (мышь)

    -

    Какой это мастер на стёкла нанёс

    И листья, и травы, и заросли роз?

    (мороз)

    Ответы детей

    Приём:

    Чтение слогов из презентации и составление их в кассе букв.

    Ответы детей:

    МА  мо  мы  ми  му  ме

    Приём:

    работа с кассой букв.

    МА  мо  мы  ми  му  ме

     Слово “Москва” - имя собственное.

    Метод : слушание

    Образец устного ответа

    МЫШЬ – м –ы-ш – 3 звука, 4 буквы, 1 гл., 2 согл., 1 слог.

    МОРОЗ- 5 зв., 5 б., 2 гл., 3 согл., 2 сл., уд. РОЗ.

    В презентации появляется стихотворение и буква.

    Взялись за руки друзья

    И сказали: “Ты да я –

    Это мы”.

    А между тем

    Получилась буква М.

    Презентация.

    составление слогов в кассе букв.

    МА  мо  мы  ми  му  ме

    Презентация.

    В презентации одна схема и несколько слов.

    Москва     мама     мыло      мыли     мышка      мячик

    Работа по учебнику, с. 88-89

    Метод:

    9. Отработка навыков чтения по “Азбуке”.

    Приём:

    Чтение учителем (или хорошо подготовленным учеником).

    Чтение хором.

    Чтение по цепочке.

    Выполнение задания.

    V. Работа над развитием мышления, внимания, памяти.

    Игровой метод.

    Приём: слово учителя.

    Чтение учителем

    1. Кто больше запомнит слов со звуком [ м].

    Поэты

    Мышонок Мыша и медвежонок Миша лежали на поляне и ели малину. Мыша и говорит:

    - Давай стихи придумывать. Вот слушай, какой я сочинил:

    Каждый день и каждый час

    Мы твердим упрямо:

    Нет на свете никого

    Лучше нашей…

    - Малины! – заорал Миша.

    - Да при чём здесь “малина”! Я хотел сказать: “Лучше нашей мамы”

    - Это здорово! А теперь я сочиню. А про что?

    - Ну, хотя бы про этот мухомор.

    Не ешьте белые макароны,

    А ешьте красные мухоморы!

    - Что ты, что ты – испугался мышонок. - Мухоморы нельзя есть, в больницу попадешь. Вот, слушай стих про доктора:

    В лесу нет доктора важней,

    Чем бойкий рыжий…

    - Айболит! – заорал медвежонок.

    - Да не Айболит, а муравей. Айболит лечит зверей, а муравей – лес.

    - Откуда ты так много знаешь?

    - Кто много читает, тот много знает! – важно ответил мышонок Мыша.

    (Г.Юдин)

       Игровой метод

    2. Игра «Кто больше»

    Приём: перечисление слов с одинаковым начальным звуком

    - Назовите цветы, в названии которых есть звук [ м].

    - Перечислите продукты, в названии которых есть [м], [м']

    3.Антонимы .

    - Подберите слова противоположного значения со  звуками [м], [м'].

    Война –….

    ссориться –……….

    быстро –………….

    твёрдый-………….

    глупый – ………..

    большой –……..

    Метод: слушание

    Приём: слуховое восприятие информации.

    Слушают внимательно и запоминают.

    Образец устного ответа

    Мышонок, Мыша, мы, малина, мама, мухомор, макароны, муравей, много.

    Образец устного ответа

    Мак, ромашка, маргаритки, мальва.

    Мясо, молоко, мёд, маргарин, масло, макароны, манка, мандарины, мука.

    Война – (мир),

    ссориться –(мириться),

    быстро – (медленно),

    твёрдый – (мягкий),

    глупый – (мудрый),

    большой – (маленький).

    Слушают внимательно и запоминают

    VI. Итоги урока.

    Метод: ведущее слово учителя.

    Приём:

     Заключительное слово .

    Молодцы, ребята! Вы очень старались, хорошо работали. А давайте вспомним, с какой буквой сегодня познакомились? Какие звуки обозначает?

    Молодцы! Спасибо за работу! Урок закончен.

    Ответы детей.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Интегрированный урок обучения грамоте и трудового обучения

    УМК "Школа России",     Русская азбука;  Горецкий В. Г., Кирюшкин В. А., Шанько А. ФУрок проведен с упором на  применением здоровьесберегающих технологий. ...

    урок обучения грамоте "Планета знаний"Тема урока: Урок обучения грамоте Звук [щ\']. Буквы Щ, щ.

    Ход урока. 1. Орг . момент . Снег порхает и сверкает В золотом сиянье дня. Словно пухом устилает Все дороги и дома. Сыплет, сыплет снег-снежок. Начинаем наш урок.-Ка...

    Мастер - класс "Виды работы над звуком, буквой, словом на уроках обучения грамоте в системе развивающего обучения Л.В.Занкова в рамках ФГОС"

    Целью данного мастер - класса является формирование представлений об организации работы на уроках обучения грамоте в соотетствии с требованиями нового образовательного стандарта с учётом УУД и ...

    Проект урока обучения грамоте в развивающей системе обучения

    В конспекте представлен материал по одной из сложнейших тем основного периода обучения грамоте "Йотированные гласные Е,Ё,Ю,Я" по развивающей системе обучения.Цель: изучить йотированные гласные буквы е...

    УРОК ОБУЧЕНИЕ ГРАМОТЕ (ОБУЧЕНИЕ ЧТЕНИЮ) по ФГОС

    Тема:  Закрепление изученного по теме шипящие звуки ( букварь стр.99) -1 класс по программе «Планета знаний»Цель: создать условия для тренировки детей в осмысленном правильном и выра...

    Урок обучения грамоте (чтение) в 1 классе по системе развивающего обучения Л.В.Занкова учитель начальных классов Кичигина Тамара Федоровна

    Урок разработан в соответствии с требованиями ФГОС НОО по системе развивающего обучения Л.В. Занкова....

    Технология проблемно-диалогического обучения на уроках обучения грамоте (УМК "Школа-2100").

    Мастер-класс в 1 классе по обучению грамоте  по букварю Р.Н. Бунеева, Е.В. Бунеевой....