Главные вкладки

    Методическая разработка. Урок литературного чтения во 2 классе
    презентация к уроку по чтению (2 класс) по теме

    Шматова Евгения Витальевна

    Урок литературного чтения во 2 классе поучебнику ОС "Школа2100"

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Office presentation icon malysh_i_karlson.ppt1.13 МБ
    Файл urok_literaturnogo_chteniya_po_teme.docx25.29 КБ

    Предварительный просмотр:

    Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com

    Подписи к слайдам:

    Слайд 2

    ЧКЛЕРССКАЗОЧНЫЕНОП ЩИГЦЧЕЛОВЕЧКИРОИПА

    Слайд 5

    Астрид Линдгрен родилась 14 ноября 1907 года в южной Швеции, в небольшом городке Виммербю провинции Смоланд

    Слайд 8

    Почти все свои книги Линдгрен посвятила детям (лишь несколько – юношеству). « Я не писала книг для взрослых и думаю, что никогда не стану этого делать», - решительно заявляла Астрид. Она, вместе с героями книг, учила детей, что «если жить не по привычке, целой жизнью будет день!»

    Слайд 9

    Сама Линдгрен рассказывает о своей «встрече» с Карлсоном так: «Я увидела его, вернее, сперва услышала что-то ночью, когда мне не спалось. Не спалось, может быть, потому, что за окном что-то долго жужжало. А потом он влетел в комнату, сел на кровать и спросил, где найти Малыша… «Кто ты? – спросила я. – Почему ты ко мне прилетел?» «Я – лучший в мире Карлсон, который живет на крыше, – ответил он, – а прилетел я потому, что ты написала книжку про Пеппи Длинныйчулок». Тогда я дала ему адрес Малыша. Не назову этот адрес, потому что это тайна… ».

    Слайд 12

    Малыш добрый грустный мечтает думает грустит Мне понравился Малыш. Фантазер

    Слайд 13

    Карлсон весёлый смелый летает веселит дружит Я хочу такого друга. Друг



    Предварительный просмотр:

    Урок литературного чтения во 2 классе по теме «Малыш и Карлсон»

    УМК «Школа 2100»

    Литература: Р.Н.Бунеев.  Маленькая дверь в большой мир,

    2 класс,1 часть

    Р.Н.Бунеев. Методические рекомендации для учителя.

    Урок литературного чтения по теме:

    Астрид Линдгрен "Малыш и Карлсон, который живет на крыше"

     (отрывок). 2-й класс

    Тип урока: ОНЗ

    ЦЕЛИ УРОКА:

    1. Познакомить учащихся с новым произведением.

    2. Отработать навыки правильного плавного чтения, умения находить ответы в тексте, читать

    по ролям, помочь понять образ времени, о котором пойдет речь.

    3. Вспомнить ранее прочитанные сказки, их героев, приметы сказки.

    4. Воспитывать внимательность, любовь к сказке.

    Оборудование; книги Линдгрен, мультимедийное оборудование

    Ход урока.

    Оргмомент

    -Здравствуйте,  ребята.

    -Этот урок я хочу посвятить вашим родителям. Ведь они когда-то были маленькими, любили сказки и  приключения, мечтали отправиться в волшебную страну и придумывали свой сказочный мир.  

    II Актуализация знаний.

    -Слова спрятались, но от вас им не укрыться. Найдите их скорее!

    Слайд 1

    ЧКЛЕРНОПССКАЗОЧНЫЕ

    ЩИГЦЧЕЛОВЕЧКИРОИПА

    -Какие слова вы прочитали? (Сказочные человечки.)

    -Откуда эти слова? (Это название раздела, который мы читаем.)

    -Чем сказочные человечки отличаются от нас с вами?

    -Я предлагаю вспомнить, каких сказочных человечков мы уже повстречали.

    1. Игра: Назови, кто?» Слайд 2

    -был обманут в стране дураков

    -Правил страной, в которой жил Чипполино

    -Владел Волшебным кольцом

    -он сочинил шумелки, пыхтелки и сопелки.

    1. «Бюро находок» Слайд 3

    -Скажите, кто потерял эти предметы, назовите сказку и кто ее придумал?

    Кирпич – кум Тыква, «Приключение Чиполлино», Дж. Родари.

    Шляпа-цилиндр – волшебник, «Шляпа волшебника», Т. Янсон.

    Кольцо – Бильбо, «Хоббит», Дж. Толкин.

    Золотой ключик – Буратино, «Приключения Буратино», А. Толстой.

    Что общего между этими произведениями?

    Какие сказочные приметы в них есть?

    - Какие же есть признаки, присущие только сказке

    ЗАЧИН

    ТРОЕКРАТНЫЙ ПОВТОР

    СКАЗОЧНЫЕ ПРЕДМЕТЫ И ГЕРОИ

    БОРЬБА ДОБРА И ЗЛА

    ПОБЕДА ДОБРА

    КОНЦОВКА

    -Какие сказки мы читали?

    (Хоббит, «Винни-Пух и все, все, все.,Приключения Чипполино)

    А чем является произведение А.Толстого «Приключения Буратино?

    Назовите признаки сказочной повести

    • Большой объем, делится на главы,
    • много героев,
    • рассказано о многих событиях  в жизни героев,
    • события происходят в течение долгого времени.

    -Это очень интересные произведения. Почему их поместили в учебнике «Маленькая дверь в большой мир»?

    -Чему они вас учат?

    III Проверка домашнего задания

    Ребята, а какое произведение мы изучали на прошлом уроке?

    -что нужно было сделать дома?

    -Какие советы – рекомендации вы составили дома?

    -Я надеюсь, ребята, что вы прислушаетесь к советам ваших друзей и прочитаете эту заменчательную книгу.

    (Дети зачитывают свои советы)

    -Совет – рекомендация учителя.

    А Сегодня мы начинаем читать последнюю сказочную повесть из раздела сказочные человечки, которую я очень советую вам прочитать целиком. Почему? Причин две.

    Во-первых, ее героев многие из вас уже знают и любят, но чаще не по книге, а по мультфильмам

    Во-вторых, автор этой книги шведская писательница Астрид Линдгрен – настоящая фантазерка и выдумщица, поэтому ее книги увлекательны и интересны.

    Итак, хотите познакомиться с новой сказочной повестью и ее автором?

    Астрид Линдгрен  родилась 14 ноября 1907 года в южной Швеции Слайд 5

    В 1914 году Астрид пошла в школу. Она хорошо училась, а особенно давалась девочке-выдумщице литература. Одно из ее сочинений было даже опубликовано в газете ее родного городка.

    Свое детство Астрид считала необыкновенно счастливым.  В семье было четверо детей, из них трое девочек. Слайд 6

    В семье испытывали глубокую привязанность друг к другу и к детям, но и не стеснялись показывать ее, что было по тем временам редкостью.

    Однажды в марте 1944 года Астрид Линдгрен вывихнула ногу, и врачи велели ей три недели не вставать с постели. Слайд 7

    Согласитесь: лежать три недели очень скучно. Астрид придумала себе занятие. Она начала записывать сказку, которую рассказывала своей дочери. Это была сказка - "Пеппи Длинный чулок". Книжка молниеносно стала популярной  

    С тех пор сказки Астрид Линдгрен, одна за другой, словно голубь с ладони, взлетали в мир. Это многие-многие книжки и герои: Эмиль из Леннеберги, сыщик Калле Блюмквист, Братья Львиное Сердце, Рони - дочь разбойника.

    Почти все свои книги Линдгрен посвятила детям (Слайд 8)

    Но, пожалуй, самые любимые детьми всего мира герои – это Карлсон и его верный друг Малыш.

    Сама Линдгрен так рассказывает о встрече с Карлсоном (Слайд 9)

     (сл.10)

    IV Работа с текстом. Чтение отрывка из сказочной повести

    Работа с текстом до чтения

    Вот она, эта  интересная книга. Вы все хорошо знаете её главных героев. Начинается она с таких строк в городе «Стокгольме на самой обыкновенной улице, в самом обыкновенном доме живет самая обыкновенная шведская семья по фамилии Свантесон.

    -Откройте учебник стр. 158. Прочитайте название сказки.

    -Мы будем читать книгу целиком?

    -Кто это изображён на иллюстрации?

    -Почему он над домами? Над улицей?

    -Где он живёт? Откуда вы об этом узнали?

    -О каких его проделках вы знаете? Откуда?

    Мы уже читали о гномах и хоббите, куклах, но никто из них не умел летать, помните, как хотел стать тучкой Вини – Пух, как катались на тучках Мумми-Троли? Но разве могут сравниться с ними приключения летающего человечка?

    Но сначала отдохнем.

    Карлсон всех зовет на крышу.

    Поднимайтесь все неслышно.

    Руки в сторону поднять,

    На носки всем срочно встать.

     Выше, выше… Опуститесь,

    Поклонитесь, улыбнитесь,

    А теперь, прошу , садитесь.

    V. Работа с текстом во время чтения.

    Дети читают 1-ю часть про себя, самостоятельно.

    Вопросы после чтения:

    -Вначале текста писательница 6 раз повторила обыкновенный. С какой целью? (убедить читателей в том, что все, что будет происходить дальше может случиться с каждым.)

    -Почему все дети названы по именам, а Малыш – нет.(Он самый обыкновенный мальчик, неважно как его зовут)

    -Прочитайте, как выглядит совсем обыкновенный мальчик.

    -Если малыш совсем обыкновенный, то Карлсон во всём необычен. Расскажите о нём.

    -С кем сравнивает автор летящего Карлсона?

    -Как вы понимаете слова хитроумный, самоуверенный? (Значение слова Самоуверенный по Ефремовой:

     Самоуверенный - 1. Излишне уверенный в себе, в собственных силах, возможностях.

    Только малыш знает о существовании Карлсона. Взрослые его не замечают.

    Чем взрослые отличаются от детей?

    Вот как это объясняет писательница

    Видимо жильцы дома просто не догадываются поселиться на крыше. Ведь они не знают, что у Карлсона там свой домик, потому что домик этот спрятан за большой дымовой трубой. И вообще, станут ли взрослые обращать внимание на какой-то там крошечный домик, даже если и споткнутся о него?

    Как то раз один трубочист вдруг увидел домик Карлсона. Он очень удивился и сказал самому себе:

    -странно… домик… не может быть! На крыше стоит маленький домик?... как он мог здесь оказаться?

    Затем трубочист полез в трубу, забыл про домик и уж никогда больше о нем не вспоминал.

    -Чем же взрослые, по мнению автора, отличаются от детей?

    -Но пора узнать, а как же познакомились малыш и карлсон. Давайте читать дальше. Но прежде чем начнем читать текст по учебнику, послушайте, в какой день случилось это знакомство.

    Слайд 11  аудиоспектакль

    -Что расстроило Малыша в этот день?

    -Каким он себя чувствовал? (Одиноким, несчастным, обиженным)

    -Можем ли мы сказать, какой был Малыш? (добрый, любящий животных, мечтательный)

    Чтение части 2 (Диалог с автором, комментированное чтение).

    Теперь мы можем продолжить дальше. Посмотрите на значок вначале текста. Как мы будем с Вами читать это произведение?

    Читаем по цепочке.

    …услышал какое-то слабое жужжанье.(В.Интересно, что это за жужжанье? О. Ответы-предположения детей.)

    …пролетел толстый человечек.(П.)

    окинул Малыша внимательным, долгим взглядом…(В. Почему так долго и внимательно Карлсон смотрит на Малыша? О. Ответы-предположения детей.)

    повернул назад, к окну. (Очевидно, Карлсон понял, кому он сейчас нужен.)

    Потом третий…( В.Чего добивается Карлсон? О. Ответы-предположения детей.)

    дух захватило (было трудно дышать от избытка чувств, от сильных переживаний)

    побежали мурашки (В. Отчего?)- ведь не каждый день мимо окон пролетают маленькие, толстые человечки (П.).

    Работа с текстом после чтения. Обобщающая беседа.

    -Расскажите, как познакомились Малыш и Карлсон?

    -Что мы узнали о Карлсоне из прочитанной части?

    Правильно, мы узнали черты характера.

    -Узнали мы, как автор относится к Карлсону?

    -Какой вопрос у вас возникает?

    -Кто из нас прав?

    Дети отвечают: «На странице 160, 2 часть заканчивается словами – маленькие, толстые человечки. Значит автору нравится Карлсон.

    - Вот видите, сколько важной информации может заключаться в одном слове!

    - Что узнали про речь и фразы героя?

    -Оставим это на следующий урок.

    VI Итог урока

    Прочитайте слова Астрит Лингрен(на доске)

    «Ничего великого и примечательного не свершилось бы в нашем мире, не свершись оно вначале в фантазии какого – либо человека».

    -Как вы понимаете эти слова?

    -Что же свершилось однажды в фантазии Малыша?

    -Вы поняли, в какие минуты появился Карлсон в жизни Малыша? А у вас бывают такие минуты ?

    -Что мы посоветуем детям делать в минуты одиночества? (фантазировать мечтать)

    Вернёмся к сказочным повестям.

    -Чему учит нас повесть «Малыш и Карлсон, который живёт на крыше»?

    (фантазировать мечтать )

    -Давайте напишем синквейн.

    Детские ответы.

    Малыш

    добрый          грустный

    мечтает        думает          грустит

    Мне понравился Малыш.

    Фантазёр

    Карлсон

    весёлый      смелый

    летает     веселит     дружит

    Я хочу такого друга.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Методическая разработка урока литературного чтения 3 класс И. Крылов "Ворона и лисица"

    Урок разработан по программе "Перспективная начальная школа" . Урок литературного чтения в 3 классе. На уроке используется презентация к басни И . Крылова "Ворона и Лисица"....

    Методическая разработка урока литературного чтения 3 класс В. Осеева "Волшебное слово"

    Методическая разработка урока предназначена для учителей начальных классов. Цель урока: обучающая-познакомить с произведением В. Осеевой "Волшебное слово", биографией писательницы, закреплять умения р...

    Методическая разработка урока литературного чтения 4 класс Е. Л. Шварц "Сказка о потерянном времени"

    Представлена технологическая карта урока литературного чтения и презентация к уроку....

    Методическая разработка урока литературного чтения. 1 класс А Митта. Шар в окошке

    Программа "Школа XXI века". Конспект и презентация к уроку литературного чтения в 1 классе. Тема: А Митта "Шар в окошке"....

    Методическая разработка урока литературного чтения 4 класс по теме: "М.И.Цветаева. "Наши царства""

    В разработке представлен конспект урока и презентация "М.И.Цветаева "Наши царства""...