Урок обучения грамоте
план-конспект урока по чтению (1 класс) по теме

Зияпова Зиля Наилевна

Сценарий урока по литературному чтению в 1 классе по теме: "Согласная буква с".

Скачать:


Предварительный просмотр:

Урок 33. Согласные звуки [с], [С’], буква с.
Чтение слогов и слов с буквой
с

Цели деятельности учителя

Создать условия для ознакомления с согласными звуками [с], [с’] и буквой «с», для организации и проведения упражнений в чтении слов с буквой «с»; способствовать формированию навыка сознательного чтения, расширению кругозора и словарного запаса учащихся

Планируемые
образовательные

результаты

Личностные: осознавать роль языка и речи в жизни людей.

Предметные: познакомиться со звуками [с], [с’], буквой с; читать слоги, слова, предложения с изучаемой буквой; иметь общее представление о корне слова; выполнять звуко-буквенный анализ слова; знать и обозначать соответствующим цветом звук; объяснять лексическое значение слов.

Метапредметные (универсальные учебные действия):

•  познавательные: ориентироваться в учебнике; находить ответы на вопросы в иллюстрациях; делать выводы в результате совместной работы класса;

•  регулятивные: высказывать предположение на основе работы с материалом учебника; работать по предложенному учителем плану; определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя;

•  коммуникативные: оформлять мысли в устной и письменной форме; слушать и понимать речь других; договариваться с одноклассниками совместно с учителем о правилах поведения и общения и следовать им

Образовательные ресурсы

 Слоговая таблица, схемы, толковый словарь, компьютер, проектор, интерактивная доска, компакт-диск «Медиауроки. Русский язык. 1 класс», оценочные таблицы у учащихся, «светофорики», учебная презентация.


Сценарий урока

Этапы
урока

Формы, методы, методические приемы

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Формы
контроля

осуществляемые
действия

формируемые
умения

1

2

3

4

5

6

I. Организация начала урока

Фронтальная, индивидуальная

Учитель и учащиеся приветствуют друг друга. Учащиеся проверяют готовность к уроку.

  Громко прозвенел звонок-

                                  Начинается урок.

- Ребята, давайте улыбнемся друг другу. Пусть урок принесет нам всем радость общения. Садитесь.

Мне хотелось бы узнать, с каким настроением вы пришли сегодня на урок. Нарисуйте, пожалуйста, на листках

условным знаком свое настроение.

Если у вас солнечное настроение, нарисуйте «солнышко», если немного нет настроения, нарисуйте «солнышко за тучей», а если совсем без настроения, то «тучку с дождиком».

Ой, ребята, тише, тише,

Что-то странное я слышу:

Гость какой-то к нам спешит

И как будто бы свистит.

Кто бы ни был, заходи

Да ребяток научи!

– Сегодня к нам на урок пришел гость. Отгадайте, кто это:

Днем спит,

Ночью летает,

Прохожих пугает.

– Верно.

Совушка-сова,

Большая голова,

На суку сидит,

Головой вертит,

Во все стороны глядит.

Мудрая Сова тоже хочет с вами учиться. Посмотрите, она держит книгу, на которой написано «Хочу все знать». Позволим ей остаться на уроке?

Давайте расскажем Сове, чем  мы занимаемся на уроке.

Приветствуют учителя, проверяют готовность к уроку, эмоционально настраиваются на урок.

Рисуют «солнышко», «солнышко за тучей» или «тучу с дождиком» на выбор.

сова

Внимательно слушают, дают внутреннюю
установку
на урок

Индивидуальная. Проверка готовности
к уроку (наличия необходимых на уроке школьных принадлежностей

и их состояния)

II. Постановка  темы и целей урока

Фронтальная; словесный метод – беседа

– Откройте Буквари на с. 60. Рассмотрите разворот учебника. Определите тему урока.  (слайд1: «Согласные звуки с, с’, буква с».

- Какие цели мы поставим на этот урок? ( слайд 2:

« Познакомиться….

Учиться…

Упражняться…»)

- Что мы сейчас делали?

- План урока записан у вас на листочках. Мы будем проходить эти этапы урока, а вы будете отмечать кружочками свои умения. Нарисуете красный кружочек, если у вас все получалось, желтый – если получалось, но не очень хорошо, зеленый – если совсем не получалось.

Находят нужную страницу, рассматривают - анализируют

- Познакомиться с буквой с.

Учиться характеризовать звуки [c], [c’], выделять звуки в словах.

Упражняться в чтении слогов и слов.

- Планировали свою работу.

Осознают
и выводят учебную задачу

III. Изучение нового материала.

Игра «Доскажи словечко».

Определение позиции звука в слове.

Письмо строчной буквы с.

Физминутка.

Показ на доске образца написания буквы с.

Фронтальная; словесный метод – беседа.

- Начнем с характеристики звуков. ( работа с материалом из компакт-диска).

- Отгадайте загадку:

Ходит длинный, пасть с клыками,

Ноги кажутся столбами.

Как гора, огромный он.

Ты узнал, кто это?..

- Назовите первый звук. Какой он?

- Отгадайте другую загадку.

- Назовите первый звук. Какой он?

- Оденьте схему – звуковичка.

- Как проверим, действительно ли он глухой?

– Дорисуйте схему-человечка у себя в прописях. (Прописи)

- Определите позицию звука в слове.

- Назовите свои слова с этими звуками, определите позицию.

- Что мы узнали о звуках [с], [c’]? Сделайте вывод.

- Что мы сейчас делали?

- Все ли у вас получалось? Обозначьте кружком с нужным цветом.

- Звуки [с], [c’] обозначаются буквой с. Посмотрите на печатные и письменные буквы С, с.

- Сравните печатные и письменные буквы С, с. Чем похожи? Чем отличаются?

- Какое правило действует при письме?

- Сегодня мы научимся писать строчную (маленькую) букву с.

Физминутка

- Перед началом письма сделаем пальчиковую гимнастику.

В гости к пальчику большому

Приходили прямо к дому

Указательный и средний,

Безымянный и последний,

Сам мизинчик-малышок

Постучался на порог.

Вместе пальчики – друзья,

Друг без друга им нельзя.

- Начинаем писать чуть ниже верхней линии рабочей строки. Ведем вверх, закругляем влево, доводим до верхней линии рабочей строки, ведем вниз, округляю линию до нижней линии рабочей строки. Ведем вверх вправо до середины рабочей строки.

- Напишем в воздухе вместе с «ручкой».

- А теперь в Прописях. Обводим буквы на табло и пишем первую строчку.

- Устроим конкурс красоты: подчеркните самую красивую букву.

- Довольны ли вы своим письмом буквы? Отметьте на листочках нужным кружочком.

Отгадывают.

– Слон.

- Согласный, т.к. воздух проходит не свободно, во рту есть преграда.Твердый глухой.

– Синица.

- [c’]- мягкий согласный звук.

– Звук глухой, рисуем на голове черную шапочку, один башмачок закрашиваем синим – это [с], другой зеленым.

Произносят звуки и

проверяют руками под подбородком.

На картинке находят слова, в которых есть звуки [с], [c’]).

Называют свои слова.

Дают характеристику звукам.

-Писать прописную букву с.

- Похожи тем, что состоят из полуовала. Отличие в том, что письменные буквы пишутся под наклоном.

Встали. Делают упражнения для рук.

.

Выделяют первые звуки в слове
и дают им характеристику

Проводят аналогии, сравнения, сопоставления

4. Звукобуквенный анализ слова.

Фронтальная; словесный метод –

– Ребята, посмотрите, Сова расстроилась. Знаете, почему?

– Оказывается, она не может выбрать свою схему.

Запись на доске:

– Нет…

Обозначают схему слова.

Выполняют звуко-бук-

Индивидуальная. Обозначение звуков соответствующим цветом.

1

2

3

4

5

6

беседа.

                               

– Давайте поможем Сове выбрать нужную схему.

-  Кто догадался, которая схема подходит к слову «сова»? Почему ты так считаешь? Сделай звуко-буквенный анализ слову.

- У вас на листочках схема слова. Сделайте самостоятельно  звуко-буквенный анализ слову «осина».

- Давайте проверим.

- У кого так же получилось? Отметьте кружочком свое умение делать звуко – буквенный анализ слову.

Ученик выходит к доске и делает  

звуко-буквенный анализ слову.

1 ученик объясняет у доски.

венный анализ слова.

5. Работа по учебнику (с. 60).

Работа в парах.

–Ребята, посмотрите, буквы рассыпались. А если их соединить, что получится? Прочитайте слоги:

                                у

                        ы        С        о

                                и

- В учебнике у вас тоже написаны слоги. Давайте проверим друг друга. Сначала читает 1,  сосед его слушает. А потом читает 2,  сосед по парте его проверяет. Оцените друг друга.

Читают слоги.

Выполняют взаимопроверку

Фронтальная работа

– Прочитайте слова 1-го столбика. Назовите самое длинное слово.

– Усики.

– Что это слово обозначает?

– А теперь прочитайте короткое слово, обозначающее большой предмет.

– Что заметили?

Общая часть слов-родственников называется корнем. Мы постепенно запомним это название. А слова с одинаковым корнем будем называть однокоренными.

– Прочитайте второй столбик слов про себя.

– Есть ли здесь однокоренные слова?. (Сын, сыр – сынок, сырок.) 

– Прочитайте третий столбик слов про себя.

– Прочитайте слово, обозначающее слив воды. (Сток.) 

– Прочитайте слова четвёртого столбика про себя.

– Прочитайте слова, значение которых вам не совсем понятно.

(Трос – стальной канат.)

– Кто может объяснить значение этих слов?

– Прочитайте слова из всех четырёх столбиков, в которых есть мягкий звук [с’]. (Усик, усики.) Какая буква указывает. Что с надо читать мягко?

Чтение слов ниже.

– Прочитайте слова, у которых одинаковый корень. (Рост, росток, ростки, куст, кустик, кусток.)

– Когда говорят кустик, кусток? (Кустик – уменьшительно-ласкательное значение от слова куст, а слово кусток больше употребляется в сказках, потешках.)

– Прочитайте слова, в которых есть сразу две буквы С. (Уксус, сосна.) 

– Прочитайте слова, состоящие из трёх слогов. (Укусы, осина.)

- Значение каких слов вам непонятны?

- Что нужно делать?

Прочитаем в словаре Ожегова значение слова «сопка».

– Маленькие усы.

– Ус.

– В этих словах есть одинаковая часть.

– Уксус, сосна.

Имеют представление о корне слова.

Объясняют значение слов.

Физкультминутка

.

Фронтальная.

– Мудрая Сова решила с вами поиграть и рассыпала буквы. Давайте соберем из них слово.

Выполняют
задание.

– Сопка.

Составляют слово.

8. Работа
с текстом «У сопки»

(с. 60).

Фронтальная; словесный метод – беседа.

– Прочитайте название текста, рассмотрите иллюстрацию. Сделайте предположение, о чем будем читать.

– На картинке изображен пейзаж. Наверное, будем читать о природе. Текст называется «У сопки». 3начит, будем читать

Делают предположение о содержании текста.

Фронтальная; практический метод – практическая работа.

– Что такое сопка?

– Давайте прочитаем текст и узнаем, о чем он.

– Прочитайте, что растет у сопки.

– Прочитайте, что растет у куста.

– Как это понять?

– Правильно ли мы сделали предположение, о чем текст?

про сопку.

– Небольшая гора.

– У куста ростки.

– Это значит, что у куста появились новые побеги.

– Да.

Фронтальная; словесный метод – беседа.

– Давайте еще раз вернемся к иллюстрации. Совпадают ли взгляды художника и автора на содержание текста?

- А в нашей местности есть сопки?

- На территории нашей республики Башкортостан тоже есть такие сопки. Их больше возле Уральских гор. Да и в нашем Дюртюлинском районе они есть. Давайте посмотрим на них в фотоэтюдах.

- А теперь оцените свое умение читать слова и предложения.

– Да, совпадают.

Художник изобразил вечер, закат солнца. Возле сопки – тропинка, растут деревья и кустарники. Раз это вечер, то, наверное, прохладно. Автор написал: «…тут сыро».

Рассматривают содержание иллюстрации.

Смотрят фотоэтюды с изображением сопок.

3. Закрепление изученного

Групповая

Работа по группам.

- Прочитайте на другой странице, о ком мы будем читать на следующем уроке.

– Посмотрите, Мудрая Сова опечалилась. Про сороку есть рассказ, а про сову нет. Давайте придумаем рассказ о сове.

- Оцените свое участие в работе группы.

-  О сороке.

.Работают
в группах: составляют рассказ о сове

V. Итог урока. Рефлексия деятельности

Фронтальная, индивидуальная

- Какие цели мы ставили в начале урока?

- Мы выполнили учебную задачу сегодняшнего урока?

- Что нового узнали?

- Какие необычные слова встретились сегодня на уроке?

- Посмотрите на свои листочки и скажите, что у вас получалось сегодня лучше всего?

- В чем испытывали затруднения?

- Что постараетесь сделать лучше на следующем уроке?

- Нарисуйте условным знаком свое настроение в конце урока.

- У кого оно изменилось? Почему?

- Сова улетела, но оставила вам запись. Давайте прочитаем: «Спасибо, ребята, за урок!»

- Я тоже благодарю вас за активное участие на уроке. Урок окончен.

Отвечают
на вопросы.

Формулируют ответы
на вопросы, проводят внутренний анализ своей деятельности

Индивидуальная. Проводят внутренний анализ деятельности


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Интегрированный урок обучения грамоте и трудового обучения

УМК "Школа России",     Русская азбука;  Горецкий В. Г., Кирюшкин В. А., Шанько А. ФУрок проведен с упором на  применением здоровьесберегающих технологий. ...

урок обучения грамоте "Планета знаний"Тема урока: Урок обучения грамоте Звук [щ\']. Буквы Щ, щ.

Ход урока. 1. Орг . момент . Снег порхает и сверкает В золотом сиянье дня. Словно пухом устилает Все дороги и дома. Сыплет, сыплет снег-снежок. Начинаем наш урок.-Ка...

Мастер - класс "Виды работы над звуком, буквой, словом на уроках обучения грамоте в системе развивающего обучения Л.В.Занкова в рамках ФГОС"

Целью данного мастер - класса является формирование представлений об организации работы на уроках обучения грамоте в соотетствии с требованиями нового образовательного стандарта с учётом УУД и ...

Проект урока обучения грамоте в развивающей системе обучения

В конспекте представлен материал по одной из сложнейших тем основного периода обучения грамоте "Йотированные гласные Е,Ё,Ю,Я" по развивающей системе обучения.Цель: изучить йотированные гласные буквы е...

УРОК ОБУЧЕНИЕ ГРАМОТЕ (ОБУЧЕНИЕ ЧТЕНИЮ) по ФГОС

Тема:  Закрепление изученного по теме шипящие звуки ( букварь стр.99) -1 класс по программе «Планета знаний»Цель: создать условия для тренировки детей в осмысленном правильном и выра...

Урок обучения грамоте (чтение) в 1 классе по системе развивающего обучения Л.В.Занкова учитель начальных классов Кичигина Тамара Федоровна

Урок разработан в соответствии с требованиями ФГОС НОО по системе развивающего обучения Л.В. Занкова....

Календарно-тематическое планирование уроков обучения грамоте(чтение) по УМК"Школа России" 1 класс и обучение письму

Календарно-тематическое планирование с УУД уроков обучения грамоте ( чтение) по УМК "Школа России" и обучение письму....