Главные вкладки

    Урок литературного чтения "Г.Х.Андерсен. Снежная королева"
    план-конспект урока (чтение, 4 класс) по теме

    Нугаева Людмила Васильевна

    Данная разработка   объединяет несколько уроков, в течение которых идёт работа над произведением  Г.Х.Андерсена "Снежная королева". Здесь собран дополнительный материал для учителя (биографии К.Х.Андерсена и Эдварда Грига), даются предполагаемые ответы детей. Учитель по своему усмотрению может выделить отдельные уроки.

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

    Урок литературного чтения «Снежная королева»

    (УМК «Перспективная начальная школа». 4 класс)

    Нугаева Людмила Васильевна

    учитель начальных классов

    МОУ «Средняя общеобразовательная школа №1» г.Саранска

    Цели и задачи урока:

    • формировать инструментарий, необходимый и достаточный для того, чтобы в основной школе уметь полноценно читать и воспринимать во взаимосвязях произведения фольклора и авторской литературы, а также получать эстетическое удовольствие от текстов, представляющих разные типы повествования;
    • обогатить представления четвероклассников о литературной сказке; познакомить с биографией X. К. Андерсена и обобщить знания учащихся о сказках писателя; закрепить представления о художественном образе и средствах его создания;
    • формировать умение отыскивать нужную информацию в книге, ориентируясь на страницу  «Содержание» или «Оглавление»; умение определять содержание текста по его названию (тема, основная мысль, главное переживание);
    • формировать деятельность наблюдения (отыскивать подробности и детали в литературном произведении) и обобщения (делая выводы на основании обнаруженных подробностей и деталей; объединяя разрозненные сведения в целостную картину);
    • учить детей осмысливать мотивы и последствия поступков, чувства и переживания героев литературного произведения;
    • учить детей примерять высказывание к характеру героев;
    • способствовать воспитанию сознания, чутко и интеллигентно воспринимающего мир (не только произведения литературы и художественной культуры, но и весь окружающий мир – мир людей и природы).

          

    Ход урока

    1. Организационный момент

    2. Основная часть урока

    1. Актуализация знаний

    а) Работа по содержанию

    • Как называется глава, произведения которой мы читаем? (Слайд)
    • С  какими произведениями устного народного творчества мы познакомились?
    • На какие две группы можно разделить сказки?
    • Какую авторскую сказку прочитали? (Слайд)

    б) Беседа «Сравниваем авторскую сказку и народную» (Слайд)

    • Что общего в авторской сказке и народной?

    - Особенности сказочного героя.

    Давайте вспомним, чем авторская сказка отличается от народной? (Слайд)

    • Сравним свои предположения с ответами детей из села Мирного. Для этого откроем тетради для самостоятельных работ на странице 21. (Слайд)

    - В авторской сказке в описании предметов и событий есть много подробностей и деталей.

    - Авторская сказка больше интересуется миром чувств.

    - В авторской сказке любовь важнее, чем волшебство.

    2.Беседа об авторе (Слайд)

    а) Чтение статьи в «Сведениях о писателе» (Русский язык, часть 2 стр.112). Работа в парах

    • Какая пиктограмма на странице 89?

    б) Беседа по вопросам

    • Что узнали о детских и юношеских годах?

    Истоки характера Андерсена – в его детстве.

    «В цветущей Дании, где свет увидел я, берёт мой мир своё начало.

    На датском языке мать песни мне певала, шептала сказки мне родимая моя…»

    Датский писатель Ганс Христиан Андерсен (1805–1875) родился в городе Оденсе на острове Фюн, в семье сапожника и прачки. Семья была бедной и ютилась в одной комнате, где вместе с домашними вещами находился и сапожный верстак. Андерсен вырос в бедности. Единственной гордостью семьи была необыкновенная чистота в их доме, ящик с землей, где густо разрастался лук и несколько вазочек на окнах, в них цвели тюльпаны. Их запах сливался с перезвоном колоколов, стуком отцовского сапожного молотка, дробью барабанщиков около казармы, свистом флейты бродячего музыканта. Во всем этом небогатом разнообразии людей, небольших событий, красок и звуков, окружающих тихого мальчика, он находил повод для того, чтобы выдумывать невероятные истории. Первые сказки Андерсен услышал от отца, читавшего ему истории из «Тысячи и одной ночи». А ещё отец любил петь песни и делать игрушки. От матери, мечтавшей, чтобы Ганс Христиан стал портным, он научился кроить и шить.

    • Рано ли он почувствовал в себе призвание писателя?

    Небольшие пьесы Андерсен начал писать еще в детстве. В доме у мальчика был только один благодарный слушатель – старый кот по имени Карл. Но у Карла был крупный недостаток: кот часто засыпал, не дослушав до конца интересную сказку. Но мальчик не сердился на старого кота: он все ему прощал за то, что Карл никогда не позволял себе сомневаться в существовании колдуний, хитреца Клумне–Думне, догадливых трубочистов, говорящих цветов и лягушек с бриллиантовыми коронами на голове.
     Первую пьесу для собственного «кукольного театра» он сочинял три месяца. «Театр» состоял из ящика для представления, сделанного отцом, и деревянных кукол-марионеток, которым Ганс Христиан сам сшил костюмы. Читать и писать будущий сказочник научился только к 10 годам. В 12 лет Андерсена отдали в подмастерья на суконную фабрику, а затем на табачную, так как после смерти отца семья едва сводила концы с концами. Однажды в Оденс из Копенгагена приехала театральная труппа. Для спектакля требовался статист, и Ганс Христиан получил бессловесную роль кучера. С этого момента мальчик стал мечтать о театре.

    Заработав немного денег и купив первые сапоги, четырнадцатилетний подросток отправился в Копенгаген. Но актера из Андерсена не получилось. И Ганс Христиан написал пьесу, за которую получил свой первый литературный гонорар. На его произведения обратили внимание. Андерсена даже наградили королевской стипендией, и для него открылась возможность учиться. Семнадцатилетний писатель был зачислен во второй класс латинской гимназии. Шесть лет спустя Ганс Христиан Андерсен поступил в Копенгагенский университет. В 1833 году он подарил королю Фредерику цикл стихов о Дании. В награду Андерсен получил небольшое пособие для путешествия по Европе, во время которого познакомился с выдающимися писателями. Он посетил Париж, Лондон, Рим, Флоренцию, Неаполь, Венецию. Жил Андерсен очень бедно. Литературные заработки были единственным источником дохода писателя. Его произведения принимались к печати не сразу. Критики указывали на ошибки в правописании, были недовольны использованием элементов разговорного языка, говорили о том, что сказки Андерсена не интересны ни взрослым, ни детям.

    • Как вы думаете, почему Андерсен стал сказочником?

     У него было умение в обыденном разглядеть таинственное и прекрасное. «Нет сказок лучше тех, чем создаёт наша жизнь». Это был человек необычный, непохожий на других, видевший жизнь, как он сам говорил, «через волшебное стекло».

    Всю жизнь Ганс Христиан Андерсен был очень одинок, прожил холостяком, так и не дождавшись ответной любви. Только за два месяца до смерти из английской газеты писатель узнал, что его сказки принадлежат к числу наиболее читаемых во всем мире.

    • Какие из перечисленных в статье сказок вы уже читали? (Слайд)
    • Подходит ли вывод, который сделан о сказках Андерсена, к сказке «Русалочка»?

    От народных сказок их отличает внимание автора к внутренним переживаниям героев.

         в) Рассматривание выставки

                 3. Сообщение темы урока

    • Какую сказку вы читали дома? (Слайд)
    • Откройте нужную страницу в хрестоматии

                 4. Работа с толковым словарем. Выяснение значения слова тролль (Слайд)

    Тролль –  в скандинавской мифологии сверхъестественное, волшебное существо. Например, злой тролль.

    Они обитают внутри гор, где хранят свои сокровища. Тролли, как правило, вредят людям, похищают у них скот, оказываются людоедами. У Андерсена тролль – дьявол (злой дух, чёрт, сатана).

    5. Работа над содержанием

                 а) Определение жанра

    • Какая это сказка?

                 б) Структурно-содержательное деление текста (Слайд)

    •  «Снежная королева» - это  сказка в 7 рассказах.  Как вы думаете почему?  

    Число 7 богословы называют «истинно святым числом», потому что семёрка складывается из символических чисел 3 и 4:

    3 – символ Божественного совершенства.

    4 – символ мирового порядка.

    3 + 4 = 7

    7 - символ святости (соединение Неба и земли: союз Бога и человека).

    В основе заложен глубокий христианский подтекст: как человеку вновь обрести союз с богом и противостоять злу.

                 в)  Работа с текстом. Выборочное чтение фрагментов сказки. Ответы на вопросы учебника. Устные пересказы

    История первая, в которой рассказывается о зеркале и его осколках. (Слайд)

    • Как описан тролль в 1 истории? (Слайд)

    « Жил-был тролль, злой-презлой; сущий дьявол». (С.67) Дьявол для Андерсена, как и для всякого христианина, - абсолютное воплощение зла. Его отличительные признаки: неправильное (искажённое) видение предметов и насмешливость.

    • Какое средство выбрал дьявол для достижения своей цели?

     «… он смастерил такое зеркало…» (С.67)

    • Какими свойствами обладало зеркало, которое изобрёл  злой тролль?

    «…зеркало, в котором все доброе и прекрасное уменьшалось, а всё дурное и безобразное так и выпирало. Прекраснейшие пейзажи выглядели в нём варёным шпинатом, а лучшие из людей — уродами! Лица искажались так, что и не узнать. Ученики тролля рассказывали всем, что сотворилось чудо.» (С.67)

    Зеркало – средство обезобразить подлинный облик человека. Характерно, что люди, попадающие под власть тролля, т. е. раненные осколком в глаз или в сердце, начинали видеть только дурные стороны жизни и становились насмешливыми.

    • Можно ли сказать, что в нём всё выглядело как бы вывернутым наизнанку?

    «…человек с таким осколком в глазу начинал видеть всё навыворот.» (С.69)

    Кай из-за осколка  видит, что вокруг всё гадко, розу точит червь; начинает передразнивать бабушку, соседей. Он увлечённо играет с увеличительным стеклом, которое, делая предметы больше, фактически искажает вещи, извращает облик мира. Волшебное зеркало искажения является и одним из орудий власти Снежной королевы, как сила, связанная с дьяволом (королева сидит «на зеркале разума; по её мнению, это было единственное и лучшее зеркало в мире»).

    • Прочитайте вывод Маши (стр. 69). Вы соглашаетесь с её выводом?
    • Что происходило с людьми, которым осколки зеркала попали в глаз или в сердце? Процитируй нужный отрывок из текста.

    «А человек с таким осколком в глазу начинал видеть всё навыворот или замечать в каждой вещи только дурное. Некоторым людям эти осколки попадали прямо в сердце, и это было страшнее всего: сердце делалось, как кусок льда.» (С.69)

    • При каких обстоятельствах разбилось зеркало?

    Тролль и его ученики решили посмеяться над самим творцом. «Напоследок захотелось им добраться и до неба… » (С.68)

    Мировое зло, порождённое множеством мелких осколков, у Андерсена имеет глубокий философский подтекст: зеркало разбилось вследствие провала попытки тролля (дьявола) «посмеяться над ангелами и самим Творцом». Налицо  столкновение Бога и дьявола, ареной которого становятся сердца людей.  (Для учителя)

    История вторая. «Мальчик и девочка» (Слайд)

    • Часто ли общались Кай и Герда? 
    • Как относились дети друг к другу до несчастья с Каем?
    • Можно ли сказать, что они любили друг друга как брат и сестра? Что говорит по этому поводу Андерсен?

    «Они не были братом и сестрой, но любили друг друга, как брат и сестра». (С.70)

    • Какие строчки в начале этой части сказки подтверждают, что у детей общие интересы и увлечения?

     «Родители позволяли мальчику и девочке ходить друг к другу по крыше в гости и сидеть на скамеечке под розами. Как чудесно им тут игралось! …Но дети нагревали на печи монеты, прикладывали их к замерзшим стеклам, и сейчас же оттаивало чудесное круглое отверстие, а в него выглядывал веселый, ласковый глазок — это смотрели, каждый из своего окна,  мальчик и девочка,  Кай и Герда.» (С.70) (Слайд)

    • Знаете ли вы, почему именно розы были единственными цветами, росшими в доме у детей?

    В доме царит любовь. Роза - символ христианской любви и вечной женственности, эмблема Богоматери.

    • Почему, когда Кай решительно сказал о Снежной королеве «я посажу  её на тёплую печку, вот она и  растает», бабушка быстро «завела разговор о другом»?

    Бабушка понимает, что Снежная королева – это нечистая, злая сила, а упоминать её в христианском доме не принято, потому что это грех и можно привлечь эту силу в дом.

    • При каких обстоятельствах Кай впервые увидел Снежную королеву? (Слайд)

    «Поздно вечером перед сном Кай вскарабкался на стул у окна и поглядел в оттаявший на стекле кружочек. За окном порхали снежинки. Одна из них, побольше, упала на край цветочного ящика и начала расти, расти, пока наконец не превратилась в женщину, закутанную в тончайший белый тюль, сотканный, казалось, из миллионов снежных звездочек.» ( С.71)

    • Какой она показалась мальчику, что он почувствовал? Зачитайте нужные строчки. 

     «Она была так прелестна и нежна, но изо льда, из ослепительно сверкающего льда,  и всё же живая! Глаза её сияли, как две ясных звезды, но не было в них  ни теплоты, ни покоя.» (С.71)

    • Чего испугался Кай, увидев Снежную королеву впервые?

     «Она кивнула мальчику и поманила его рукой. Кай испугался и спрыгнул со стула. А мимо окна промелькнуло что-то похожее на большую птицу.» (С.71)

    • Догадываешься, почему Снежная королева явилась именно Каю?
    • Как вы думаете, почему после изображения Снежной королевы Андерсен повествует о приходе весны, лета, о ярком и ласковом солнце, красоте распустившихся роз? 

    Злая сила ещё не проникла в героя, мир полон тепла и красок, а дети едины в своей вере.

    • Что произошло с Каем летом? (Слайд)
    • Почему изменилось его отношение к Герде и другим людям?

    «Теперь его сердце  должно было стать как  кусок льда! Боль прошла, но осколки остались.» (С.73)

    • Что казалось Каю прекрасным раньше?
    • А в чём он видит красоту теперь? Из каких фрагментов текста это понятно?

    Его забавы стали «мудрёными», рассудительными. Критерием красоты какой- либо вещи  становится мера искусности, проявленная при её создании.  «И забавы его стали теперь совсем иными, такими мудрёными. Раз зимою, когда шёл снег, он явился с большим увеличительным стеклом и подставил под снег полу своей синей куртки. … Каждая снежинка казалась под стеклом куда больше, чем была на самом деле, и походила на роскошный цветок или десятиугольную звезду. Это было так красиво! ... Гораздо интереснее настоящих цветов! И какая точность! Ни единой неправильной линии! Ах, если бы они только не таяли!» ( С.73-74)

    • Как описано второе появление Снежной королевы? 

    « В самый разгар веселья на площади появились большие белые сани. В них сидел кто-то укутанный в меховую шубу и в такой же шапке.» (С.74). (Слайд)

    • Найдите в тексте то место, где Кай преодолевает границу обычного мира и попадает в волшебный мир. (Слайд)

    «Вот они выехали за городские ворота. Снег повалил вдруг хлопьями, и стало темно, хоть глаз выколи. Кай громко закричал — никто не услышал его. Снег валил, санки мчались, ныряя в сугробы. …В тот же миг Снежная королева взвилась с ним на чёрное облако.»  (С.74)

    • Какими глазами мальчик теперь смотрит на Снежную королеву, кажется ли она ему неживой и холодной?

    «…большие сани остановились, и сидевший в них человек встал. Это была высокая, стройная, ослепительно белая женщина — Снежная королева; и шуба, и шапка на ней были из снега.» (С.75)

    • Боится ли её Кай? Подтвердите строчками из текста. (Слайд)

     «Кай весь дрожал. …Поцелуй её был холоднее льда, пронизал его насквозь и дошёл до самого сердца, а оно и без того уже было наполовину ледяным. Каю казалось, что ещё немного - и он умрёт… Но только на минуту, а потом, напротив, ему стало так хорошо, что он даже совсем перестал зябнуть. …Кай взглянул на неё. Как она была хороша! Лица умней и прелестней он не мог себе и представить. Теперь она не казалась ему ледяною, как в тот раз, когда сидела за окном и кивала ему. …Он совсем не боялся её и рассказал ей, что знает все четыре действия арифметики, да ещё с дробями, знает, сколько в каждой стране квадратных миль и жителей, а она только улыбалась в ответ.» (С.74-75)

    • Почему Кай, следуя за санями Снежной королевы, мчится из света во тьму?

    г) Самостоятельная работа в парах. Чтение пересказа Евдокии Васильевны (стр. 77) (Слайд)

    • Кто прочитал сказку полностью?

    д) Собеседование с детьми, прочитавшими всю сказку

    История третья. «Колдунья» (Слайд)

    • А что же было с Гердой, когда Кай не вернулся? Могла ли она смириться с тем, что мальчик исчез? Почему?

    Герда была готова поверить в смерть Кая, но её убеждают в обратном силы природы (солнце, ласточки) – и надежда снова появляется в сердце девочки.

    • Чем готова пожертвовать Герда ради Кая? (Слайд)

    Самым дорогим, что у неё есть.

    • Герда у старушки- волшебницы. Есть ли общее в желании колдуньи и Снежной королевы? А различия?

    Снежная королева -  холод, зло.

    Колдунья -  тепло, красота, добро.

    • Почему колдунья убирает все розы из своего цветника? 

    Стремиться заглушить тревогу Герды, порождённую её христианской любовью к Каю.

    • Герде было хорошо у старушки, но она смогла вспомнить о Кае. Благодаря чему? 

    Розы на шляпе колдуньи заставляют вспомнить о мальчике.

    • Как появляются розы? 

    Слёзы Герды  (слеза - символ христианского сострадания) пробуждают к жизни розы, загнанные старушкой под землю, творят чудеса.

    • Кто первый говорит Герде, что Кай не умер?
    •  Случайно ли, что это говорят именно розы?
    • Что узнала Герда от цветов, и как это повлияло на её решение продолжить поиски Кая?

    «Разве пламя сердца может погаснуть?» Поиски Кая для Герды были нравственным долгом.

    • После ухода Герды из дома старушки-волшебницы весь белый свет показался девочке «унылым и серым». Почему? Потому что пришла осень?

    История четвёртая. «Принц и принцесса» (Слайд)

    • Какие события происходят в главе?

    Герда продолжает искать Кая.

    • Как же описан этот поиск? Рассмотрим содержание всей цепочки событий эпизод за эпизодом.

    • Работа с таблицей (Слайд)

    Содержание происходящего.

     Смысл   сцены.

    1.Встреча Герды с лесным вороном, расспросы  о Кае.

    Поиск героя.

    2. Рассказ ворона о принцессе.

    Помощь доброй силы.

    3. Решение принцессы о замужестве. Условия для женихов. Неудачное сватовство (1-2 день). Выполнение условий (3 день).

    Преодоление препятствий (это вставной эпизод, т.к. Герда не знает, здесь ли Кай. Таким образом, сам эпизод для Герды является дополнительным препятствием)

    4. Герда не может попасть во дворец.

    Новое препятствие.

    5. Придворные вороны помогают Герде.

    Преодоление препятствий.

    6. Разочарование: это не Кай,

    Новое препятствие.

    7. Принц и принцесса помогают Герде продолжить поиск.

    Преодоление препятствий.

    • Чем эта глава похожа на другие волшебные сказки? 

    Мотив препятствия на пути героя и его преодолении.

    Как отнеслись принц и принцесса к рассказу Герды? (Слайд)

    • Сон Герды. Почему именно ангелы везли Кая во сне девочки?

    Параллелизм этого эпизода и эпизода похищения Кая Снежной королевой. Явный смысл: злые силы увлекли за собою Кая. Скрытый смысл: ангелы (силы добра) возвратят мальчика обратно.

    д)  Работа с текстом. Выборочное чтение фрагментов сказки. Ответы на вопросы учебника. Устные пересказы

    Истории пятая. «Маленькая разбойница» (Слайд)

    • Что должна была пережить Герда, услышав, что Кай женился на принцессе?

    Наверное, нелегко было на сердце девочки, но главное для неё всё- таки заключалось в другом: «Кай жив!».

    • Что приключилось с Гердой в лесу? (Слайд)

    «Вот Герда въехала в тёмный лес, в котором жили разбойники;  карета горела, как жар, она резала разбойникам глаза, и  они просто не могли этого вынести. «Золото! Золото!» — закричали они, схватив лошадей под уздцы, и вытащили из кареты Герду.»  (С.77)

    • Как выглядела маленькая разбойница? Найдите в тексте её описание. 

    «Маленькая разбойница была ростом с Герду, но сильнее, шире в плечах и гораздо смуглее. Глаза у неё были совсем чёрные, но какие-то печальные.»  (С.78)

    • Почему глаза маленькой разбойницы были «печальными»?
    • Какие слова и поступки помогают понять её характер? Как она разговаривает с матерью, с Гердой, со своими животными?

    «…ее укусила за ухо её собственная дочка, которая сидела у неё за спиной и была такая необузданная и своевольная, что просто любо! …И девочка опять так укусила мать, что та подпрыгнула и завертелась на месте. … схватила одного голубя за ноги и так тряхнула его, что тот забил крыльями. …Их надо держать взаперти, не то живо улетят! …девочка потянула за рога привязанного к стене северного оленя в блестящем медном ошейнике. …Каждый вечер я щекочу его под шеей своим острым ножом — он до смерти  этого боится! …» (С.78 -79)

    • О чём рассказали Герде лесные голуби?

    «Вдруг лесные голуби проворковали: … - Курр! Курр! Мы видели Кая! Белая курица несла на спине его санки, а он сидел в санях Снежной королевы. Они летели над лесом, когда мы, птенцы, ещё лежали в гнезде.  Она дохнула на нас, и все умерли, кроме нас двоих! Она полетела, наверно, в Лапландию, ведь там вечный снег и лёд! Спроси у северного оленя, что стоит тут на привязи! …Да, там вечный снег и лёд: чудо как хорошо! — сказал северный олень. — Там прыгаешь себе на воле по огромным блестящим ледяным равнинам! Там раскинут летний шатёр Снежной королевы, а постоянные её чертоги у Северного полюса, на острове Шпицберген!»  (С.80-81)

    • Как собирает Герду в дорогу? (Слайд)

    «Маленькая разбойница подсадила на него Герду, крепко привязала её для верности и даже подсунула под неё мягкую подушку, чтобы ей удобнее было сидеть. …- Так и быть, — сказала она затем, — возьми назад свои меховые сапожки — ведь холодно будет! А муфту уж я оставлю себе, больно она хороша. Но мёрзнуть я тебе не дам: вот огромные рукавицы моей матери, они дойдут тебе до самых локтей! Сунь в них руки! …  Терпеть не могу, когда хнычут! — сказала маленькая разбойница. — Теперь ты должна радоваться.  Вот тебе ещё два хлеба и окорок, чтобы  не пришлось голодать! … Затем маленькая разбойница отворила дверь, перерезала своим острым ножом верёвку, которою был привязан олень, и сказала ему:  - Ну, живо! Да береги, смотри, девочку.»  (С.81-82)

    • Почему же маленькая разбойница решила помочь Герде?
    • Какая же черта её характера победила остальные?

    «И она отёрла слёзы Герде. …Маленькая разбойница обвила одной рукой шею Герды.» (С.79-80)

    • Могла ли Герда преодолеть все трудности, если бы ей не помогали люди и звери? Почему они помогают девочке? (Слайд)

    Герда пробуждает милосердие в сердцах людей. Ей служат даже животные – это подчёркивает могущество её веры. 

    Истории шестая. «Лапландка и финка» (Слайд)

    • Упоминаются ли в пятой и шестой историях конкретные географические названия мест?  ( Лапландия, Северный полюс, остров Шпицберген, Финляндия.) (Слайд)
    • Встречаются ли такие подробности в народных сказках?
    • Какое очередное испытание должна была выдержать Герда, чтобы попасть в чертоги Снежной королевы? (Слайд)

    «Долгий же вам ещё предстоит путь! Придётся сделать сто миль с лишком, пока доберётесь до Финляндии, где живёт Снежная королева.» (С.83)

    • Почему финка отказалась приготовить для Герды волшебный напиток? Прочитайте нужный отрывок.

    «Сильнее, чем она есть, я не могу её сделать. Не видишь разве, как велика её сила? Не видишь, что ей служат и люди, и звери? Её сила — в её сердце. Если она сама не сможет проникнуть в чертоги Снежной королевы и  извлечь из сердца Кая осколок, то мы и подавно ей не поможем!» (С.84) (Слайд)

    • Как вы понимаете выделенные слова?
    • Почему финка говорит, что не может сделать Герду сильнее, чем она есть?

    Колдовство не сильнее веры чистого сердца.

    • Найдите и зачитайте фразу, которая помогает понять самое главное в Герде.

     «Её сила — в её сердце.» (С.84)

    • Что же более важно в авторской волшебной сказке: сила волшебных предметов или сила чувств?
    • И опять в сказке появляется мотив страдания. Где?

    «Бедная девочка осталась одна-одинёшенька на трескучем морозе, без башмаков, без рукавиц. Она побежала вперёд что было мочи.  Навстречу ей нёсся целый полк снежных хлопьев, но они не падали с неба — небо было совсем ясное, и в нём полыхало северное сияние, — нет, они бежали по земле прямо на Герду и становились всё крупнее и крупнее. Герда вспомнила большие красивые хлопья под увеличительным стеклом, но эти были куда больше, страшнее и все живые. Это были передовые дозорные войска Снежной королевы.»  (С.85)

    История седьмая. Что случилось в чертогах Снежной королевы и что случилось потом? (Слайд)

    • В царстве Снежной королевы было не только страшно и неуютно? Или  ещё красиво и величественно? Подтвердите свой ответ строчками из текста.

    «Как холодно, как пустынно было в этих белых, ярко сверкающих чертогах! Веселье никогда и не заглядывало сюда! …Холодно, пустынно, грандиозно! Северное сияние вспыхивало и горело так правильно, что можно было точно рассчитать, в какую минуту свет усилится,  в какую померкнет. Посреди самой большой пустынной снежной залы находилось замёрзшее озеро. Лёд треснул на нём на тысячи кусков, таких одинаковых и правильных, что это казалось каким-то фокусом. Посреди озера сидела Снежная королева, когда была дома, говоря, что сидит на зеркале разума; по её мнению, это было единственное и лучшее зеркало в свете.» (С.86-87)

    • Можно ли сказать, что в чертогах Снежной королевы всё было подчинено разуму, а не чувству? (Слайд)
    • Андерсен, говоря о Кае, указывает, что мальчик «посинел, почти почернел». О чём это говорит? Только ли об изменении цвета лица?

    Нет, изменилась, «почернела» его душа. «Поцелуи Снежной королевы сделали его нечувствительным к холоду, да и самое сердце его было всё равно что кусок льда.» (С.87)

    • Что же делал в это время Кай?

    «Кай возился с плоскими остроконечными льдинами, укладывая их на всевозможные лады. Кай  складывал разные затейливые фигуры из льдин, и это называлось ледяной игрой разума. В его глазах эти фигуры были чудом искусства, а складывание их — занятием первостепенной важности. Это происходило оттого, что в глазу у него сидел осколок волшебного зеркала! Складывал он и такие фигуры,  из которых получались целые слова, но никак не мог сложить того, что ему особенно хотелось, - слово «вечность». Снежная королева сказала ему: «Если ты сложишь это слово, ты будешь сам себе господин, и я подарю тебе весь свет и пару новых коньков». Но он никак не мог его сложить.»  (С.87)

    • Зачем Каю нужно было сложить из льдинок слово «вечность»? Почему он не смог этого сделать?

    Ему это не удаётся, потому что он руководствуется только рассудком.

    • Кому удалось это сделать? Почему льдины сами составили это слово?

    Вера Герды складывает это слово независимо от её желания. У Кая и Герды разные понятия о вечности. Вечность - ледяной порядок, логичный и безошибочный (Кай). Вечность -   христианская любовь (Герда).

    • Как Герда «оживила» Кая? Можно ли сказать, что он ожил? (Слайд)

    Слёзы девочки растопили ледяное сердце, её вера возвратила мальчику любовь.

    • Из каких строчек понятно, что Герде служат не только люди и звери, но и природные явления?

    «Они шли и перед ними стихали буйные ветры, проглядывало солнышко. Они шли, и по дороге расцветали весенние цветы, зеленела травка.»  (С.89)

    • Что увидели Кай и Герда на пути домой? (Любовь и доброту.)
    • Почему город встретил их колокольным звоном? (Дьявол побеждён, всеобщая радость.)
    • Что дети увидели, вернувшись домой? (Розы зацвели.)
    • Что изменилось в Кае и Герде?

    «Они шли, и на их пути  расцветали весенние цветы, зеленела травка. Вот раздался колокольный звон, и они узнали колокольни своего родного города. Они поднялись по знакомой лестнице и вошли в комнату, где всё было по-старому: часы говорили «тик-так», стрелки двигались  по циферблату. Но, проходя в низенькую дверь, они заметили, что стали совсем взрослыми. Цветущие розовые кусты заглядывали с крыши в открытое окошко; тут же стояли их детские стульчики. Кай с Гердой сели каждый на свой, взяли друг друга за руки, и холодное, пустынное великолепие чертогов Снежной королевы забылось, как тяжёлый сон. …Так сидели они рядышком, оба уже взрослые, но дети сердцем и душою, а на дворе стояло лето, тёплое благодатное лето.» (С.90) (Слайд)

    1. Обобщение

    а) Беседа по вопросам

    • В чём же заключается сила Герды? Найдите нужные строчки. Что же это за сила? (Слайд)
    • В каких других сказках любовь оказывается сильнее волшебства?
    • Что же характерно для авторских сказок? (Слайд)

    б) Работа в группах (Слайд)

    • Соотнесение героев и их характеристик. (Слайд)

    Тролль

    «…злой-презлой, сущий дьявол…»

    Снежная королева

    «Она была так прекрасна и нежна, но изо льда, из ослепительно сверкающего льда, и всё же живая!»

    Кай

    «…он сидел всё такой же неподвижный и холодный…»

    Герда

    «Ах, как ныли её бедные усталые ножки!»

    Маленькая разбойница

    «Глаза у неё были совсем чёрные, но какие-то печальные…»

    Принц

    «… держался он вообще непринуждённо и мило …»

    Принцесса

    «Умница, каких свет не видывал!»

    Колдунья

    «… в большой соломенной шляпе, расписанной чудесными цветами…»

    • Проверка. (Слайд)

    в) Викторина. (Слайд)

    Вопросы

    Ответы

    1. Кай, герой сказки «Снежная королева», изменился, когда его ранили осколки дьявольского зеркала. Куда попали осколки?

    1. Один осколок попал в сердце, а другой - в глаз.

    2.Сколько видов цветов было в саду у Колдуньи?

    2. Семь видов: огненная лилия, вьюнок, гиацинты, колокольчики, золотой одуванчик, жёлтая лилия.

    3. Героиня сказки «Снежная королева», лапландка, написала своей знакомой – финке - письмо. На чём она его написала?

    3. Письмо было написано на сушёной треске, потому что бумаги у лапландки не было.

    1. Прослушивание пьесы «В пещере горного короля» Эдварда Грига из музыки к драме Генриха Ибсена «Пер Гюнт».  (Слайд)
    • Сведения о композиторе (Материал для учителя.)

    Э́двард Хагеруп Григ (15 июня 1843 — 4 сентября 1907) — норвежский композитор периода романтизма, музыкальный деятель, пианист, дирижёр.

    Одним из самых знаменитых произведений Грига и по сей день считается вторая сюита — «Пер Гюнт».

    Эдвард Григ родился 15 июня 1843 года в Бергене, в семье потомка шотландского купца. Отец Эдварда, Александр Григ, занимал пост британского консула в Бергене, мать, Гесина Хагеруп, была пианисткой. Эдварда, его брата и трёх сестёр с детства обучали музыке, как было принято в состоятельных семьях. Впервые будущий композитор сел за пианино в четыре года. В возрасте десяти лет Григ был отправлен в общеобразовательную школу. В двенадцать лет Эдвард Григ уже сочинял собственную музыку.

    В 1863 году Григ едет в Копенгаген — центр музыкальной жизни тогдашней Скандинавии. Годы, проведённые в Копенгагене, отмечены многими событиями, важными для творческой жизни Грига. Прежде всего, Григ близко соприкасается со скандинавской литературой, искусством. Он знакомится с видными её представителями, например, со знаменитым датским поэтом и сказочником Гансом Христианом Андерсеном. Это вовлекает композитора в русло близкой ему национальной культуры. Григ пишет песни на тексты Андерсена.

    • Удалось ли вам представить тот таинственный мир, который создал музыкальными средствами норвежский композитор Григ? Поделитесь своими впечатлениями.
    1. Итог урока. Рефлексия (Слайд)


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Урок литературного чтения " В.Сутеев. Снежный зайчик"

    Урок литературного чтения во 2 классе , УМК "Начальная школа 21 века"...

    Урок литературного чтения Г.Х.Андерсен «Снежная королева»

    Целью урока является на основе прочитанного выделять черты характера героев, анализировать их поступки , развивать устную речь учащихся, их творческие способности....

    Открытый урок литературного чтения «Снежная королева» Г.Х. Андерсен

    (УМК «Перспективная начальная школа». 4 класс)...

    Конспект урока литературное чтение 4 класс ПНШ Тема: Сказка «Снежная королева»

    Конспект урока литературное чтение 4 класс ПНШТема: Сказка «Снежная королева»...

    Конспект урока по литературному чтению в 4 классе Сказка Г.Х.Андерсена «Снежная королева»

         Конспект урока по литературному чтению в 4  классе Сказка Г.Х.Андерсена «Снежная  королева»...

    Литературная игра по сказке Г.Х.Андерсена «Снежная королева»

    Игра составлена по аналогии телевизионной игры "Большие буквы"Игра может использоваться как в урочной, так и внеурочной деятельности....

    Урок литературного чтения в 4 классе Тема урока: Обобщающий урок-проект по сказке Г. К. Андерсена «Снежная королева» Проблема добра и зла.

    ПАСПОРТ ПРОЕКТААвторы проекта:учитель начальных классов Осипенкова Елена Викторовна, ученики 4 класса: Андросенко Александра, Антипов Сергей, Дроздов Никита, Кукушкина Дарья, Осипенков Даниил, Семёнов...