Урок литературного чтения 3кл. И.А.Крылов. Урок - викторина.
план-конспект урока по чтению (3 класс) по теме

Нафикова Сазида Анваровна

- Великого русского баснописца Ивана Андреевича Крылова наш народ издавна зовет дедушкой Крыловым. У подножия его памятника в Летнем саду в Санкт-Петербурге изображены персонажи его басен.

Крылов был не только баснописцем. Он писал стихи, водевили, издавал журнал. Но ярче всего его талант проявился в баснях.
Басни писали и до Крылова, но Иван Андреевич писал басни так просто, доходчиво, по-народному, что каждый легко их запоминает.
В баснях Крылова фигурирует множество различных зверей. Но под видом животных он изображал людей. За львами, лисицами, воронами стоят подлинные человеческие характеры.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Тема урока: басни И.А.Крылова (обобщающий)

Цели.  Обобщить знания учащихся о баснях И.А.Крылова, продолжать формировать умение находить мораль в произведении, развивать внимание, память, воспитывать любовь к литературе.

Форма урока:  урок - викторина

Оборудование. Портрет И.А. Крылова, рисунки детей к басням, книга "Басни Крылова", слайд-презентация: иллюстрации к басням, кроссворд, карточки с именами героев, строчками из басен, названиями произведений, черный ящик, очки, зеркало.

ХОД УРОКА

I. Организационный момент

На доске – портрет баснописца и рисунки детей к его басням.

II. Обобщение и закрепление знаний об И.А.Крылове и его баснях.

- Расскажите, что вы запомнили из биографии И.А.Крылова?

(Ответы детей)

Вопросы:

- Сколько басен написал И.А.Крылов? (более 200)

- Сколько было Ване, когда умер его отец и семья лишилась последних средств к существованию? (10 лет)

- Сколько пьес написал И.А.Крылов, которые были опубликованы и поставлены в театре? (13 пьес)

- Сколько лет прожил баснописец И.А.Крылов? (75 лет)

- Великого русского баснописца Ивана Андреевича Крылова наш народ издавна зовет дедушкой Крыловым. У подножия его памятника в Летнем саду в Санкт-Петербурге изображены персонажи его басен.

Крылов был не только баснописцем. Он писал стихи, водевили, издавал журнал. Но ярче всего его талант проявился в баснях.
Басни писали и до Крылова, но Иван Андреевич писал басни так просто, доходчиво, по-народному, что каждый легко их запоминает.
В баснях Крылова фигурирует множество различных зверей. Но под видом животных он изображал людей. За львами, лисицами, воронами стоят подлинные человеческие характеры.

Каждый год на уроках чтения мы встречаемся с баснями Крылова. И сегодняшний наш урок проведем в виде конкурса, который позволит выявить лучшего знатока басен.

III. Конкурсная программа

1. Разминка

- Сначала проведем разминку.

а) У сильного всегда бессильный виноват:
   Тому в истории мы тьму примеров слышим.
   Но мы истории не пишем.
   В какой басне звучат эти слова?

Д. "Волк и Ягненок".

б) Кто так говорил:

"До того ль, голубчик, было?
В мягких муравах у нас
Песни, резвость всякий час
Так,  что голову вскружило".

Д. Стрекоза.

 в) Перечислите героев басни, которые "затеяли сыграть квартет".

  Д. Мартышка, Осел, Козел да Мишка.

д) Кого "по улицам водили, как будто напоказ"?

   Д. Слона.

 е) Персонажи  какой басни восхваляли друг друга, "не боясь греха"?

  Д. "Кукушка и Петух".

 ж) Куда попал ночью волк, думая залезть в овчарню?

  Д. На псарню.

  з) Слова  из какой басни стали крылатым выражением: "Видит око, да зуб   неймет"?

Д. "Лисица и виноград".

Молодцы, ребята!

2. Следующий конкурс «Поэтический ринг».

Каждый желающий ученик читает наизусть понравившуюся ему басню Крылова.

3. «Театральная минутка»

Инсценировать басню "Ворона и Лисица", «Зеркало и обезьяна», «Мартышка и очки».

4. Конкурс "Эрудиты"
Детям раздаются сетки кроссворда с вопросами.

Вопросы

1. Героиня басни "Квартет".
2. Героиня, которая увидела свой образ в зеркале.
3. Кто без драки "хочет попасть в большие забияки"?
4. У кого к зиме "был готов и стол, и дом"?
5. Кто восхвалял Петуха, "не боясь греха"?
6. Любимое блюдо Демьяна.
7. Один из героев басни, которые "везти с поклажей воз взялись".
8. Она осталась без обеда благодаря своей глупости.

Ответы: 1. Мартышка. 2. Обезьяна. 3. Моська. 4. Муравей. 5. Кукушка. 6. Уха. 7. Лебедь. 8. Ворона.

- Если вы правильно отгадали кроссворд, то по горизонтали в выделенных клетках прочитаете имя героини басни, которая "пропела все лето".

Д. Стрекоза.

IV. Физминутка

5. Конкурс "Угадай-ка"
На карточках обозначены герои басен.

У. Какие герои басен здесь зашифрованы?

– и – и – а
о – ё –
– о – ь – а
– о – о – е –
в – – –
– у – а – е –
– т – е – о – а

Ответы: Лисица, Осел, Моська, Соловей, Волк, Муравей, Стрекоза.

6. Конкурс "Черный ящик"
Учитель достает черный ящик.

- В ящике лежит предмет, при помощи которого можно было увидеть, "что там за рожа".

Д. Зеркало.

 - В ящике лежит предмет, которых героиня басни достала себе с полдюжины.

Д. Очки.

- В ящике лежит предмет, который упал «и с ним была плутовка такова»

Д. Сыр

7. Конкурс «Загадочные животные»

Здесь даны названия животных – героев басен, только буквы в них перепутаны. Поставьте буквы на место и вы получите названия животных.

квол
пухет
райвеум
губоль
ёсол
лсон

Дети выполняют задание.

– Что у вас получилось?

Д. Волк, петух, муравей, голубь, осел, слон.

В каких баснях встречаются эти животные?

Д. В баснях "Волк и Ягненок", "Кукушка и Петух", "Стрекоза и Муравей", "Чиж и Голубь", "Квартет", "Слон и Моська".

Игра называется "Путаница". Отгадайте, что здесь перепутано?

"Плутовка к берегу на цыпочках подходит, вертит хвостом, с кукушки глаз не сводит".

Д. Надо: "к дереву подходит, с вороны глаз не сводит".

- "Как, милый Кочеток, поешь ты громко, важно!"

Д. Надо: "Петушок".

- "Однажды Лебедь, Рак да Щука везти с поклажей воз впряглись".

Д. "Взялись".

"Ворона гавкнула во все воронье горло".

Д. "Ворона каркнула".

"Мартышка к старости слаба ушами стала".

Д. "Глазами".

- "Соседка, перестань срамиться" – ей бабка говорит".

Д. "Шавка говорит".

V. Подведение итогов

Итак, ребята, вы выполнили все задания конкурсной и игровой программы. При этом показали очень хорошие знания басен Крылова. Молодцы!

 УРОК  -  ВИКТОРИНА

ПО ЛИТЕРАТУРНОМУ ЧТЕНИЮ

В  3  КЛАССЕ

ТЕМА:   «БАСНИ  И. А. КРЫЛОВА»

                           

                           

 Учитель: Нафикова С.А.

2009  год


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок литературного чтения Тема. И. А. Крылов «Мартышка и Очки»

Тема. И. А. Крылов «Мартышка и Очки»Цель. Ознакомление учащихся с жизнью и творчеством И. А. Крылова, расширение читательского кругозора детей.Задачи: Научить определять басню как жанр литератур...

Урок литературного чтения Тема. И. А. Крылов «Мартышка и Очки» 3 класс

                              Урок литературного чтения Тема. И. А. Крылов «Мартышка и Очки» 3 класс...

Методическая разработка урока литературного чтения 3 класс И. Крылов "Ворона и лисица"

Урок разработан по программе "Перспективная начальная школа" . Урок литературного чтения в 3 классе. На уроке используется презентация к басни И . Крылова "Ворона и Лисица"....

Урок литературного чтения Тема. И. А. Крылов «Мартышка и Очки»

Цели: ознакомление учащихся с жизнью и творчеством И. А. Крылова ; расширение читательского кругозора детей ; воспитание культуры поведения.Планируемые результаты: Дети  научатся определять ...

Конспект урока литературного чтения Тема :И.А. Крылов «Лебедь, Щука и Рак» 3 класс

Конспект урока литературного чтения Тема :И.А. Крылов «Лебедь, Щука и Рак» 3 класс...

Конспект урока литературного чтения на тему: "И. Крылов. Квартет" (УМК "Перспективная начальная школа", 3 класс)

Цели деятельности учителя: ознакомление с басней И.А. Крылова «Квартет»; формирование умений: анализировать художественный текст и видеть жанровые особенности басни; осознанно и выразитель...

Урок литературного чтения во 2 классе Тема урока: И.А. Крылов «Лебедь, Рак и Щука»

Цель: дать новые знания учащимся о творчестве И.А.Крылова, выделить особенности басенного жанра, учить видеть в басне скрытый смысл (мораль)- развивать умение выразительно читать, рассуждать, реш...