календарно-тематическое планирование по литературному чтению
календарно-тематическое планирование по чтению (3 класс) по теме

Сергеева Татьяна Константиновна

календарно-тематическоепланирование по литературному чтению по УМК "Перспективная начальная школа". 3 класс

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл lit.cht_.3_klass.docx88.09 КБ

Предварительный просмотр:

                 Содержание курса «Литературное чтение»

                                           3 класс (136 ч)

Программа 3 класса знакомит школьников с такими  жанрами, как сказка о животных, бытовая сказка, басня, пословица. Именно в 3 классе формируются самые первые представления о литературном процессе как движении от фольклора к авторской литературе. Углубляется знакомство с особенностями поэтики разных жанров. Расширяется читательский кругозор младших школьников.  Круг чтения расширяется за счет фольклорных текстов разных народов, а также за счет современной литературы, которая близка  и понятна и детям и взрослым.

Продолжается знакомство с живописными произведениями, которые представляют собой каждый раз живописную параллель тому мировосприятию, которое разворачивается в литературном произведении.

Итогом третьего года обучения должно стать представление о движении литературного процесса, об общих корнях и путях развития литературы разных народов; переживание особенностей художественного образа в прозаическом и поэтическом произведении.

                                      Содержание программы

Раздел «Виды речевой и читательской деятельности»

Понимание на слух смысла звучащей речи. Формирование умения понимать общий смысл воспринятого на слух лирического стихотворения, стихов русских классиков.

Дальнейшее совершенствование умений и навыков осознанного и  выразительного чтения. Анализ собственного чтения вслух. Совершенствование навыков техники чтения.

Умение читать про себя в процессе первичного ознакомительного чтения, повторного просмотрового чтения, выборочного и повторного изучающего чтения.

Формировать умение при чтении вслух передавать индивидуальные особенности текстов и используемых в них художественных приемов.

Дальнейшее освоение диалогического общения: умение слушать высказывания одноклассников, дополнять их или тактично и аргументировано опровергать.

Раздел «Формирование  библиографической  культуры»

Формирование представлений о жанровом, тематическом и монографическом сборнике. Формировать умение составлять разные сборники.

Раздел «Литературоведческая пропедевтика»

Устное народное творчество.

Формирование общего представления о сказке, как произведении устного народного творчества, которое есть у всех народов мира. Познакомить с простейшей лентой времени.

Жанр пословицы.

Пословица как школа народной мудрости и жизненного опыта. Знакомство  с пословицами разных народов. Использование пословиц «к слову», «к случаю» : для характеристики сложившейся или обсуждаемой ситуации.

Авторское творчество

Жанр басни.

Структура басни. Происхождение сюжетной части басни из сказки о животных.

Жанр бытовой сказки.

Обобщенность характеров, наличие морали. Связь с жанром басни.

Формирование представлений о жанре рассказа. Герой рассказа. Сравнительный анализ характера героев. Различие композиций рассказа и сказки. Различие целевых установок жанров.

Поэзия

Способы раскрытия внутреннего мира лирического героя. Средства художественной выразительности, используемые для создания яркого поэтического образа художественные приемы (олицетворение, контраст, повтор)

Лента времени.

Формирование начальных наглядно-образных представлений о линейном движении времени путем помещения на нее произведений.

Раздел «Элементы творческой деятельности учащихся»

Дальнейшее формирование умения рассматривать репродукции живописных произведений в разделе «Музейный дом»

Формировать умения устно и письменно делиться своими личными впечатлениями и наблюдениями.

Круг чтения

Сказки народов мира о животных

Африканские сказки «Гиена и черепаха», «Нарядный бурундук»; бирманская сказка «Отчего цикада потеряла свои рожки»*; бурятская сказка «Снег и заяц»; венгерская сказка «Два жадных медвежонка»; индийские сказки «О собаке, кошке и обезьяне», «Золотая рыба», «О радже и птичке»*, «Хитрый шакал»; корейская сказка «Как барсук и куница судились»; кубинская сказка «Черепаха, кролик и удав-маха»; шведская сказка «По заслугам и расчёт»*; хакасская сказка «Как птицы царя выбирали»; сказка индейцев Северной Америки «Откуда пошли болезни и лекарства».

Пословицы и поговорки из сборника В. Даля.

Русская бытовая сказка

«Каша из топора», «Волшебный кафтан», «Солдатская шинель».

Авторская литература народов мира

Эзоп «Ворон и лисица», «Лисица и виноград», «Рыбак и рыбёшка», «Соловей и ястреб», «Отец и сыновья», «Быки и лев»; Ж. Лафонтен «Волк и журавль»*; Л. Муур «Крошка Енот и тот, кто сидит в пруду»*; японские хокку Басё, Бусон, Дзёсо, Ранран.

Классики русской литературы

Поэзия

А.С. Пушкин «зимнее утро», «Вот север,  тучи нагоняя…»,  «Опрятней модного паркета…», «Сказка о царе Салтане»*, «Цветок»; И. Крылов «Волк и журавль»*, «Квартет», «Лебедь, рак и щука», «Ворона и лисица», «Лиса и виноград», «Ворона в павлиньих перьях»*;  Н. Некрасов «На Волге» («Детство Валежникова»); И. Бунин «Листопад»; К. Бальмонт «Гномы»; С. Есенин «Нивы сжаты, рощи голы…»; В. Маяковский «Тучкины штучки».

Проза

А. Куприн «Слон»; К. Паустовский «Заячьи лапы», «Стальное колечко»*, «Растрёпанный воробей; Н. Гарин-Михайловский «Детство Тёмы».

Классики советской и русской детской литературы

Поэзия

В. Берестов «Большой мороз», «Плащ», «Первый листопад»*, «Урок листопада»*, «Отражение»*; Н. Матвеева «Картофельные олени», «Гуси на снегу»; В. Шефнер «Середина марта»; С. Козлов «Июль», «Мимо белого яблока луны», «Сентябрь»; Д. Дмитриев «Встреча»; М. Бородицкая «На контрольной»; Э. Мошковская «Где тихий-тихий пруд», «Вода в колодце», «Мотылёк»*, «Осенняя вода»*;, «Нужен он…»*, «Когда я уезжаю»*; Ю. Мориц «Жора Кошкин».

Проза

А. Гайдар «Чук и Гек»; А. Пантелеев «Честное слово»; Б. Житков «Как я ловил человечков»; Саша Чёрный «Дневник фокса Микки»; Н. Тэффи «Преступник»; Н. Носов «Мишкина каша*; Б. Заходер «История гусеницы»; В. Драгунский «Ровно 25 кило», «Вола с закрытыми глазами», «Под соснами»*; С. Козлов «Как оттенить тишину», «Разрешите с вами посумерничать», «Если меня совсем нет», «Звуки и голоса»*; К. Чуковский «От двух до пяти»; Л. Каминский «Сочинение»; И. Пивоварова «Сочинение».

Современная детская литература на рубеже 20-21 веков

Поэзия

В. Лунин «Идём в лучах зари»*, «Ливень»*; Д. Дмитриев «Встреча»*; Л. Яковлев «Для Лены»; М. Яснов «Подходящий угол», «Гусеница – бабочке», «Мы и птицы»*; Г. Остер «Вредные советы»; Л. Яхнин «Лесные жуки».

Проза

Тим. Собакин «Игра в птиц», «Самая большая драгоценность»*; Маша Вайсман «Лучший друг медуз», «Приставочка моя любименькая»*; Т. Пономарёва «Прогноз погоды», «Лето в чайнике», «Автобус», «В шкафу», «Помощь»; О. Кургузов «Мальчик-папа»*; С. Махотин «Самый маленький»*; А. Иванов «Как Хома картины собирал»*,

Примечание. Произведения, помеченные звездочкой, входят не в учебник, а в хрестоматию.

РАЗВЕРНУТОЕ    КАЛЕНДАРНО  -  ТЕМАТИЧЕСКОЕ   ПЛАНИРОВАНИЕ

п/п

Наименование раздела и темы

Тип

урока

Элементы

обязательного

минимума образования

Требования к уровню

подготовки обучающихся

Формы

контроля

Д / з

Дата проведения

Учебник, хрестоматия

тетрадь

план

факт

     1

Учимся наблюдать и копим впечатления (20 ч)

Сергей Козлов "Июль". Приём олицетворения

Урок общеметодологич..

направл.

Средства художественной выразительности. Олицетворение

Узнавать литературный прием - олицетворение

Чтение вслух, беседа

с.7-9

№1: у.1

2

Юрий Коваль "Берёзовый пирожок"

Урок знакомства с произвед.

Аудирование. чтение вслух и про себя

Читать  правильно и выразительно вслух целыми словами

Чтение вслух и про себя

с.9-13

№1: у.2

3

Работа по хрестоматии.

В.Берестов «Первый листопад», В.Лунин «Идём в лучах зари»

Поход в Музейный Дом

Ван  Гог «Лодки в море у Сен-Мари»

Комбинированный урок

Средства художественной выразительности.

Работа с произведением Ван Гога «Лодки в море у Сен-Мари»

Читать  правильно и выразительно вслух целыми словами. Устно делиться своими впечатлениями, возникшими в ходе работы над худ. произведениями

Чтение вслух; работа с репродукцией

Х.с.6-8

4

Владимир Маяковский "Тучкины штучки", С.Козлов "Мимо белого яблока луны…", С Есенин "Нивы сжаты, рощи голы…" (работа над приёмами "сравнение", "олицетворение")

Чтение и осмысление произведения

Работа над приемами сравнение и олицетворение

Узнавать литературные приемы – олицетворение и олицетворение

с.13-17

№1:у.3

5

Работа по хрестоматии.

В.Лунин «Ливень», В. Берестов «Отражение»

Поход в Музейный Дом

Г.Захаров «Десять минут после полуночи»

Комбинированный урок

Средства художественной выразительности.

Работа с произведением Г.Захарова «Десять минут после полуночи»

Читать  правильно и выразительно вслух целыми словами. Устно делиться своими впечатлениями, возникшими в ходе работы над худ. произведениями

Чтение вслух; работа с репродукцией

Х.с.8-12

6

Александр Пушкин "Вот север, тучи нагоняя…", "Опрятней модного паркета…",

Урок знакомства с произведением

Работа над приемами сравнение и олицетворение

Узнавать литературные приемы – олицетворение и олицетворение

Чтение , работа над средствами выразительности

с.18-20

№1: у.4

7

Вадим Шефнер "Середина марта", хокку Дзёсо, Басё (работа над приёмами "сравнение", "олицетворение", "контраст")

Чтение и осмысление произведения

Работа над приемами сравнение и олицетворение

Узнавать литературные приемы – олицетворение и олицетворение

Чтение, работа над средствами выразительности

с.21-23

8

В. Берестов «Урок листопада»

Урок общеметодологич. направленности

Совершенствование умений и навыков осознанного и выразительного чтения

Читать правильно и выразительно целым словом вслух и про себя

Чтение вслух, беседа по прочитанному

Х.с.12-13

9

Н.Матвеева "Гуси на снегу", Эмма Мошковская "Где тихий, тихий пруд...", хокку Ёса Бусона (работа над приёмами "контраст" и "звукопись")

Чтение и осмысление произведения

Средства выразительности – контраст и звукопись

Уметь определять средства выразительности –контраст и звукопись

Чтение, работа над средствами выразительности

с.24-27

№1: у.5

10

Проверочная работа № 1

Урок контроля

Проверка знаний

Уметь определять средства выразительности в тексте

тест

11

С.Козлов "Сентябрь", "Как оттенить тишину" (работа над приёмами "сравнение" и "контраст")

Чтение и осмысление произведения

Работа над приемами «сравнение» и «контраст»

Уметь определять средства выразительности «сравнение» и «контраст»

Чтение, работа над средствами выразительности

с.28-33

№1: у.6

12

Иван Бунин "Листопад"

Чтение и осмысление произведения

Работа над особенностями  стихотворного произведения,  узнаванием литературных приемов

Узнавание особенностей  стихотворного произведения,  узнавание литературных приемов

Жанровое своеобразие стихотворного текста

с.34-37

13

Заседание клуба

Записная книжка Кости Погодина. Подготовка школьников к использованию приёма олицетворения в своём сочинении

Урок развития речи

Использование приема олицетворения при подготовке своего сочинения

Составление текста с использованием приема олицетворения

Составление текста с использованием приема олицетворения

с.38-43

14

Александр Пушкин "Зимнее утро" (приём контраста и смысл его использования в литературе)

Чтение и осмысление произведения

Александр Пушкин "Зимнее утро" (приём контраста и смысл его использования в литературе)

Выразительно читать произведение. Узнавать прием контраста и объяснять смысл его использования в литературе

Выразительное чтение, работа над средствами выразительности

с.44-46

15

Валентин Берестов "Большой мороз",

Чтение и осмысление произведения

Средства поэтической выразительности для создания яркого поэтического образа

Читать правильно и выразительно целыми словами вслух, узнавать средства выразительности

чтение, анализ произведения

с.47-49

№1: у.7

16

Валентин Берестов "Плащ"

Чтение и осмысление произведения

Средства поэтической выразительности для создания яркого поэтического образа

Читать правильно и выразительно целыми словами вслух, узнавать средства выразительности

чтение, анализ произведения

с. 50-51

17

С.Козлов "Разрешите с вами посумерничать"

Чтение и осмысление произведения

Совершенствование умений и навыков осознанного и выразительного чтения

Читать правильно и выразительно целым словом вслух и про себя

чтение, анализ произведения

с.51-55

18

Работа по хрестоматии.

А. Иванов «Как Хома картины собирал»

Поход в Музейный Дом

В.Попков «С санками»

Комбинированный урок

Работа с репродукцией .

В.Попков « С санками»

Формировать умение рассматривать репродукцию живописных произведений, устно делиться своими впечатлениями и наблюдениями

Чтение вслух; работа с репродукцией

Х.с.14-23

19

Юрий Коваль "Вода с закрытыми глазами",

Чтение и осмысление произведения

Расширение читательского кругозора школьников

Читать правильно и выразительно, пересказывать прочитанное

чтение, анализ произведения

С.55-60

20

Хокку Ранрана

Чтение и осмысление произведения

Способы раскрытия внутреннего мира героя

Понимать содержание прочитанного, *осознанно выбирать интонацию, темп чтения

чтение, анализ произведения

с. 61-63

21

Постигаем секреты сравнения (13 ч)

Сказка "Откуда пошли  болезни и лекарства"

Чтение и осмысление произведения

Сказка индейцев Северной Америки «Откуда пошли болезни и лекарства»

Читать про себя в процессе первичного ознакомительного чтения, выборочного и повторного изучающего чтения

чтение, анализ произведения

с.64-67

22

Сравнительный анализ сказок "Гиена и черепаха" и "Нарядный бурундук"

Урок открытия новых знаний

Сравнительный анализ африканских сказок  "Гиена и черепаха" и "Нарядный бурундук"

Читать и анализировать сказки, различать жанровые особенности сказки

Жанровое своеобразие сказки, работа над сравнением сказок

с.67-72

23

Проектирование сборника сказок

Урок контроля

Составление жанрового сборника произведений

Составлять жанровый сборник произведений

Проектирование сборника

с.72-73

№1:у.8

24

Сравнительный анализ сказок "Два жадных медвежонка" и "Как барсук и куница судились"

Урок открытия новых знаний

Сравнительный анализ сказок "Два жадных медвежонка" и "Как барсук и куница судились"

Читать и анализировать сказки, различать жанровые особенности сказки

Чтение, сравнительный анализ сказок

с.73-77

25

Представление о бродячем сказочном сюжете. Сравнительный анализ сказок "Два жадных медвежонка" , "Как барсук и куница судились" и "О собаке, кошке и обезьяне", "Золотая рыбка"

Урок открытия новых знаний

Представление о бродячем сказочном сюжете. Сравнительный анализ сказок

Читать и анализировать сказки, различать жанровые особенности сказки

Чтение, сравнительный анализ сказок

с.78-83

26

Представление о бродячем сюжете

Урок открытия новых знаний

Представление  о бродячих сюжетах (историях)

Обнаруживать бродячие сюжеты в сказках разных народов мира

Чтение, беседа

27

Кубинская сказка "Черепаха, кролик и удав-маха". Проблема различения Самых древних сказочных историй и Просто древних сказочных историй. Появление в сказке нового героя - великодушного и благородного

Урок открытий новых знаний

Развитие сказок о животных во времени. Составление  простейшей ленты времени

Различать особенности самых древних сказок и просто древних сказочных историй

Работа с лентой времени

с.84-89

№1:у.9

28

Индийская сказка "Хитрый шакал". Распознание черт бродячего сказочного сюжета

Чтение и осмысление произведения

Индийская сказка "Хитрый шакал". Распознание черт бродячего сказочного сюжета

Распознавать черты бродячего сказочного сюжета

Чтение текста , выборочное чтение

с.89-95

№1:у.10

29

Работа по хрестоматии.

Бирманская сказка «Отчего цикада потеряла свои рожки»

Чтение и осмысление произведения

Общее представление о сказке о животных как произведении. которое есть у разных на родов мира

Различать сказки о животных и их особенности

Жанровое своеобразие сказок о животных

Х.с. 24-28

30

Работа со школьной библиотекой

Русские народные сказки: «Яичко», «У страха глаза велики».

Чтение и осмысление произведения

Работа с текстом

Ориентироваться в книге по ее элементам, читать вслух целым словом правильно и выразительно

Работа с книгой, ее научным аппаратом

Х.с.29

31

Работа по хрестоматии.

Д. Дмитриев «Встреча»

Чтение и осмысление произведения

Работа с текстом

Ориентироваться в книге по ее элементам, читать вслух целым словом правильно и выразительно

Работа с текстом

Х.с.30

32

Бурятская сказка "Снег и заяц" и хакасская сказка "Как птицы царя выбирали"

Чтение и осмысление произведения

Сказки о животных

Знать и выделять особенности  жанра

Жанровое своеобразие  сказок о животных

с.95-101

№1:у.11

33

Работа по хрестоматии.

 Шведская сказка «По заслугам расчёт»

Чтение и осмысление произведения

Работа с текстом

Ориентироваться в книге по ее элементам, читать вслух целым словом правильно и выразительно

чтение, анализ произведения

Х.с.31-34

№1: у.12

34

Пытаемся понять, почему люди фантазируют (14 ч)

Новелла Матвеева "Картофельные олени"

Чтение и осмысление произведения

Жанр новелла, особенности построения и основная целевая установка повествования

Понимать содержание прочитанного, осознанно выбирать интонацию, темп чтения и необходимые паузы в соответствии с особенностями текста

Чтение и анализ произведения

с.101-108

№1: у.13

35

Саша Чёрный "Дневник Фокса Микки"

Чтение и осмысление произведения

Работа с текстом

Понимать содержание прочитанного, осознанно выбирать интонацию, темп чтения и необходимые паузы в соответствии с особенностями текста

чтение, анализ произведения

с. 109-113

36

Сравнительный анализ произведений Н. Матвеевой и С. Чёрного

Чтение и осмысление произведения

Сравнительный анализ произведений

Сравнивать произведения (целевые установки, алгоритм поведения героев и т.д.)

Чтение, сравнительный анализ произведений

с. 101-113

37

Татьяна Пономарёва "Автобус",

Чтение и осмысление произведения

Работа с текстом художественного произведения

Читать правильно и выразительно целым словом, пересказ прочитанное

чтение, анализ произведения

с. 113-117

№1: у.14

38

Татьяна Пономарёва "В шкафу"

Чтение и осмысление произведения

Работа с текстом художественного произведения

Читать правильно и выразительно целым словом, пересказ прочитанное

чтение, анализ произведения

с. 117-120

39

Эмма Мошковская "Вода в колодце" и др. стихи

Урок знакомства с произведением

Способы раскрытия внутреннего мира героев поэтического текста. Средства  художественной выразительности

Правильно и выразительно читать поэтические произведения

Чтение текста, работа над средствами выразительности

с.120-124

40

Работа по хрестоматии.

М. Яснов «Мы и птицы»; Э. Мошковская «Мотылёк», «Осенняя вода…»

Урок знакомства с произведением

Способы раскрытия внутреннего мира героев поэтического текста. Средства  художественной выразительности

Правильно и выразительно читать поэтические произведения

чтение, анализ посьупков главного героя

чтение, анализ поступков главного героя

Х.с.35-39

41

Борис Житков "Как я ловил  человечков".

Чтение и осмысление произведения

Жанр рассказа. Герой рассказа. Особенности  характера и  мира чувств

Чтение произведения.

чтение, анализ произведения

с. 124-130

№1: у.15

42

Переживания героя литературного произведения. Различия вранья и фантазии.

Урок развития речи

Способы выражения авторской оценки в рассказе. Различие вранья и фантазии

Знать и находить жанровые особенности рассказа. Выявлять авторское отношение к герою

Чтение, работа над жанровым своеобразием рассказа

с. 131-134

43

Работа по хрестоматии.

С.Козлов «Звуки и голоса»

Чтение и осмысление произведения

Работа с текстом художественного произведения

Читать и пересказывать содержание текста

Чтение и пересказ текста

Х.с.40-43

№1: у.16

44

Работа по хрестоматии.

Составление литературных сборников

Урок развития речи

Составление жанрового сборника произведений

Составлять сборник произведений

Составление литературного сборника

Х.с.43

№1: у.17

45

Тим Собакин "Игра в птиц"

Урок знакомства с произведением

Работа с текстом художественного  произведения

Правильно и выразительно читать целым словом, характеризовать героев произведения

чтение, анализ произведения

с.134-138

46

Работа по хрестоматии.

О.Кургузов «Мальчик – папа»

Поход в Музейный Дом

М. Шагал «Крылатая лошадь»

Комбинированный урок

Работа с текстом и репродукцией картины  

Интерпретировать  литературный текст и живописное произведение

Чтение вслух; работа с репродукцией

Х. с.43-48

47

Константин Бальмонт "Гномы"

Урок знакомства с произведением

Работа с текстом художественного произведения.

Выразительное и правильное чтение произведения. Узнавание выразительных средств

Чтение поэтического текста, работа над средствами выразительности

с.138-142

№1: у.18

48

Учимся любить (16 ч) 

Татьяна Пономарёва "Прогноз погоды"

Урок знакомства с произведением

Работа с текстом художественного произведения.

Понимать содержание прочитанного, осознанно выбирать интонацию, темп чтения, пауза в соответствии с особенностями произведения

чтение, анализ произведения

с.142-145

№1: у.19

49

Работа по хрестоматии.

Э. Мошковская «Когда я уезжаю»

Чтение и осмысление произведения

Работа с текстом художественного произведения.

Выразительное и правильное чтение произведения. Узнавание выразительных средств

чтение, анализ произведения

Х.с.48-49

50

Татьяна Пономарёва "Лето в чайнике"

Чтение и осмысление произведения

Работа с текстом художественного произведения.

Различать целевую установку жанра рассказ

чтение, анализ произведения

с. 146-147

51

Мария Вайсман "Лучший друг медуз"

Чтение и осмысление произведения

Работа с текстом художественного произведения.

Различать целевую установку жанра рассказ

чтение, анализ произведения

с.148-151

№1: у.20

52

Работа по хрестоматии.

 В.Драгунский «Кот в сапогах»

Чтение и осмысление произведения

Работа с текстом художественного произведения.

Различать целевую установку жанра рассказ

чтение, анализ произведения

Х.с. 50-55

53

Работа со школьной библиотекой

В. Драгунский «Похититель собак»

Чтение и осмысление произведения

Работа с текстом художественного произведения.

Различать целевую установку жанра рассказ

чтение, анализ произведения

Х.с.56

54

Работа со школьной библиотекой

В. Драгунский «Девочка на шаре»

Чтение и осмысление произведения

Работа с текстом художественного произведения.

Различать целевую установку жанра рассказ

чтение, анализ произведения

Х.с.56

55

Александр Куприн "Слон" ознакомительное чтение

Урок знакомства с произведением

Работа с текстом художественного произведения.

Различать целевую установку жанра рассказ

Чтение и анализ произведения

с.151-163

№1: у.21

56

Александр Куприн "Слон" характеристика главных героев

Урок развития речи

Александр Куприн "Слон" характеристика главных героев

Характеризовать героев рассказа. Выявлять авторское отношение к герою

чтение, анализ посьупков главного героя

чтение, анализ поступков главного героя

с. 151-163

57

Работа по хрестоматии.

Тим Собакин «Самая большая драгоценность»

Урок знакомства с произведением

Работа с текстом художественного произведения

Правильное и выразительное чтение художественного произведения, пересказ текста

Чтение и пересказ текста

Х.с.57-61

58

Константин Паустовский "Заячьи лапы". Ознакомительное чтение

Урок знакомства с произведением

Работа с текстом художественного произведения.

Правильное и выразительное чтение произведения

Чтение и анализ произведения

с.163-170

59

Константин Паустовский "Заячьи лапы". Чувства  и переживания  героев.

Урок развития речи

Константин Паустовский "Заячьи лапы". Чувства  и переживания  героев.

характеризовать героев произведения. Выявлять авторское отношение к героям

чтение, анализ посьупков главного героя

чтение, анализ поступков главного героя

с. 163-170

№1: у.22

60

Сергей Козлов "Если меня совсем нет"

Чтение и осмысление произведения

Работа с текстом художественного произведения

Называть автора произведения. Перечислить прочитанные его рассказы

Работа по выставке книг, чтение и анализ текста

с.170-174

61

Работа по хрестоматии.

Э. Мошковская «Нужен он…»

Урок знакомства с произведением

Способы раскрытия внутреннего мира лирического героя

Читать вслух поэтический текст на основе передачи его художественной особенности

Чтение, работа над средствами художественной выразительности

Х.с.62

62

Работа над составлением литературного сборника.

Урок развития речи

Работа над составлением литературного сборника.

Составлять  тематический литературный сборник

Составление литературного сборника

с.  174-176

63

Подготовка своих видов сборников. Письмо в клуб.

Урок развития речи

Подготовка своих видов сборников. Письмо в клуб.

Подготовить свой вид тематического сборника

Письмо в клуб «Клуб и заря»

с. 176

№1: у.23

     64

Набираемся житейской мудрости (11 ч)

Басня. Композиция басни. Эзоп "Рыбак и рыбёшка"

Урок открытия новых знаний

Жанр басня. Композиция басни

Знать жанровое своеобразие басни

Работа над жанровым своеобразием басни

с. 6-10

65

Эзоп "Отец и сыновья", "Быки и лев". Лента времени. Пословицы

Урок открытия новых знаний

Эзоп "Отец и сыновья", "Быки и лев". Лента времени. Пословицы

Самостоятельная  жизнь басенной морали.  Сходство с пословицей

Работа с лентой времени, выявление сходства басенной морали и пословицы

с.10-15

№2: у.1

66

Работа по хрестоматии.

Жан де Лафонтен «Волк и журавль»

Поход в Музейный Дом

В. Серов «Волк и журавль»

Комбинированный урок

Работа с басней Жана де Лафонтена «Волк и журавль». Работа с репродукцией В. Серова «Волк и журавль»

Интерпретировать литературный текст и живописное произведение

Чтение вслух; работа с репродукцией

Х.с.63-65

67

Работа по хрестоматии.

Жан де Лафонтен «Ворона в павлиньих перьях»

Поход в Музейный Дом

В. Серов «Ворона в павлиньих перьях»

Комбинированный урок

Работа с басней Жана де Лафонтена «Ворона в павлиньих перьях». Работа с репродукцией В. Серова «Ворона в павлиньих перьях»

Интерпретировать литературный текст и живописное произведение

Чтение вслух; работа с репродукцией

Х.с.66-68

68

Эзоп "Ворон и лисица", Иван Крылов "Ворона и лисица". Лента времени. Бродячие басенные истории.

Урок открытия новых знаний

Лента времени. Бродячие  басенные истории

Международная популярность жанра. Развитие жанра басня во времени

Работа с лентой времени, бродячими басенными сюжетами

с.16-21

№2: у.2-3

69

Работа по хрестоматии.

И. Крылов «Волк и журавль»

Чтение и осмысление произведения

Двучленная структура басни : сюжет и мораль

Знать структуру басни

Работа над структурой басни

Х.с.68-69

70

Эзоп "Лисица и виноград", Иван Крылов "Лисица и виноград". Смысл басни. Специфика басни.

Чтение и осмысление произведения

Эзоп "Лисица и виноград", Иван Крылов "Лисица и виноград". Смысл басни. Специфика басни.

Международная популярность жанра. Развитие жанра басня во времени

Чтение, работа над жанровым своеобразием басни

с.21-26

№2: у.4

71

Иван Крылов "Квартет".

Чтение и осмысление произведения

Басня И.А.Крылова «Квартет»

Знать и определять специфику жанра

Чтение, определение специфики жанра басня

с. 26-31

№2: у.6

72

Сравнение басен Ивана Крылова "Лебедь, рак и щука" и "Квартет". Басня "Волк и журавль"

Чтение и осмысление произведения

Сравнение басен Ивана Крылова "Лебедь, рак и щука" и "Квартет". Басня "Волк и журавль"

Читать басню, Находить средства художественной выразительности

Чтение, работа над сравнением басен

с.32-34

73

Работа по хрестоматии.

Индийская народная сказка «О радже и птичке»

Чтение и осмысление произведения

Индийская народная сказка «О радже и птичке». Сравнение жанров сказка и басня

Чтение произведений. Сравнивать особенности двух жанров

Чтение, работа над сравнением двух жанров

Х.с.69-72

74

Самостоятельная работа по заданиям учебника

Урок контроля

Тестирование

Знать и воспроизводить  свои знания

тест

с.35-37

№2: у.5, 7

75

 Продолжаем  разгадывать секреты смешного (15 ч) 

Леонид Каминский "Сочинение"

Урок знакомства с произведением

Связь названия с темой текста, мысль текста

Уметь составлять высказывания с опорой на текст; анализировать характер и мотивы поведения героев

чтение, анализ посьупков главного героя

чтение, анализ поступков главного героя

с.38-42

№2: у.8

76

Ирина Пивоварова "Сочинение"

Урок знакомства с произведением

Связь названия с темой текста, мысль текста

Уметь составлять высказывания с опорой на текст; анализировать характер и мотивы поведения героев

чтение, анализ произведения

с. 43-47

№2: у.9

77

Работа по хрестоматии.

 Н.Носов «Мишкина каша»

Чтение и осмысление произведения

Современные юмористические произведения для детей

Уметь определять причину смеха (отсутствие логических связей, путаница, недопонимание), анализировать секреты «смешного», устно высказывать свое мнение

чтение, анализ произведения

Х.с.73-86

№2: у.10

78

Работа со школьной библиотекой. Чтение рассказов Н. Носова

Составление сборника из 5 рассказов Н. Носова

Чтение и осмысление произведения

Составление  тематического сборника произведений

 Освоить алгоритм составления тематического сборника произведений

Чтение, работа по составлению сборника  

Х.с.86

79

Марина Бородицкая "На контрольной…" Лев Яковлев  " Для Лены",  Михаил Яснов "Подходящий угол"

Чтение и осмысление произведения

Связь названия с темой текста, мысль текста

Уметь составлять высказывания с опорой на текст; анализировать характер и мотивы поведения героев

Чтение и анализ произведений

с.47-50

№2: у. 11

80

Надежда Тэффи "Преступник" деление текста на части

Урок развития речи

Работа с текстом художественного произведения

Работать с текстом : выделять в нем тему и основную мысль, выделять смысловые части, составлять план

Чтение, деление текста на части

с.50-61

№2: у.12

81

Надежда Тэффи "Преступник" пересказ

Урок развития речи

Работа над пересказом текста

Пересказывать текст по ранее составленному плану

Пересказ текста

с. 50-61

82

Работа по хрестоматии.

М.Вайсман «Приставочка моя любимая»

Урок знакомства с произведением

Работа с текстом художественного произведения

Уметь анализировать поступки главного героя; подтверждать свои слова словами текста; выразительно читать текст

Выборочное чтение

Х.с. 86-91

83

Короткие истории из книги Корнея Чуковского "От двух до пяти" , стихи Григория Остера "Вредные советы"

Чтение и осмысление произведения

Современные юмористические произведения для детей

Уметь определять главную тему произведения; понимать разницу между фантазией и выдумкой

Чтение, работа над жанровым своеобразием произведений

с. 62-64

84

Рассказ Татьяны Пономарёвой "Помощь"

Урок знакомства с произведением

Современные юмористические произведения для детей

Уметь определять главную тему произведения; понимать разницу между фантазией и выдумкой

Чтение текста целиком, выборочное чтение

с. 65-66

85

Виктор Драгунский "Ровно 25 кило" ознакомительное чтение

Урок знакомства с произведением

Герои произведения. Восприятие и понимание их переживаний

Знать произведения В. Драгунского

Уметь соотносить поведение героя произведения с поведением своих друзей.

чтение, анализ произведения

с.66-77

№2: у.13

86

Работа по хрестоматии.

Т. Кочиев «Такая яблоня»

Инсценирование

Урок развития речи

Герои произведения. Восприятие и понимание их переживаний

Принимать участие в инсценировании крупных диалоговых фрагментов

инсценирование

Х.с.91-92

87

Виктор Драгунский "Ровно 25 кило" ознакомительное чтение

Урок знакомства с произведением

Герои произведения. Восприятие и понимание их переживаний

Знать произведения В. Драгунского

Уметь соотносить поведение героя произведения с поведением своих друзей.

Викторина по произведениям В.Драгунского

с.66-70

№2: у.14

88

Виктор Драгунский "Ровно 25 кило" деление текста на части

Урок развития речи

Работа с содержанием текста

Делить текст на части, составлять план текста

Деление текста на смысловые части

с.70-76

№2: у.15

      89

Виктор Драгунский "Ровно 25 кило" анализ произведения

Чтение и осмысление произведения

Работа над содержанием текста

Уметь анализировать поступки главного героя; подтверждать свои слова словами текста; выразительно читать текст

чтение, анализ произведения

С.77

90

 Как рождается герой (28 ч)

Черты сказочного героя. Сказки "Колобок" и "Гуси-лебеди"

Чтение и осмысление произведения

Черты сказочного героя

Выявлять авторское отношение к герою, характеризовать героев произведений

Чтение, работа над составлением характеристики героев

с. 78-80

№2: у.16

91

Борис Заходер "История гусеницы" (начало)

Чтение и осмысление произведения

Способы раскрытия внутреннего мира героя

Выявлять авторское отношение к герою, характеризовать героев произведений

чтение, анализ произведения

с.80-84

92

Работа по хрестоматии.

Пытаемся выяснить, как рождается герой.

С. Махотин «Самый маленький»

Чтение и осмысление произведения

Герой произведения. Особенности  характера и мира чувств

Выявлять авторское отношение к герою, характеризовать героев произведений

чтение, анализ посьупков главного героя

чтение, анализ поступков главного героя

Х.с.92-101

93

Юнна Мориц "Жора Кошкин"

Урок знакомства с произведением

Герой произведения. Особенности  характера и мира чувств

Выявлять авторское отношение к герою, характеризовать героев произведений

чтение, анализ посьупков главного героя

чтение, анализ поступков главного героя

с. 85-87

94

Черты характера героя.

 Борис Заходер "История гусеницы" (продолжение)

Чтение и осмысление произведения

Герой произведения. Особенности  характера и мира чувств

Выявлять авторское отношение к герою, характеризовать героев произведений

чтение, анализ посьупков главного героя

чтение, анализ поступков главного героя

с. 87-90

№2: у.17

95

Работа по хрестоматии.

Л. Муур «Крошка енот и то, кто сидит в пруду»

Урок знакомства с произведением

Герой произведения. Особенности  характера и мира чувств

Выявлять авторское отношение к герою, характеризовать героев произведений

чтение, анализ произведения

Х.с.101-110

96

Леонид Яхнин "Лесные жуки"

Урок знакомства с произведением

Герой произведения. Особенности  характера и мира чувств

Выявлять авторское отношение к герою, характеризовать героев произведений

чтение, анализ произведения

с. 91-93

97

Главная мысль и тема текста. Борис Заходер "История гусеницы" (продолжение)

Чтение и осмысление произведения

Главная мысль произведения. Работа с толковым словарем

Уметь определять главную мысль произведения, пользоваться толковым словарем

Работа над определением темы , работа с толковым словарем

с.93-97

98

Черты характера героя «История гусеницы»

Урок развития речи

Герой рассказа, черты его характера

Определять особенности характера героя, выявлять авторское отношение к герою

чтение, анализ посьупков главного героя

чтение, анализ поступков главного героя

с.97-105

99

Главная мысль и тема текста Бориса Заходера "История гусеницы" (окончание)

Чтение и осмысление произведения

Главная мысль и тема текста

Уметь определять главную мысль и тему произведения

Определение главной мысли и темы произведения

с.97-105

   100

Михаил Яснов "Гусеница  - Бабочке"

Урок знакомства с произведением

Герой рассказа, черты его характера

Определять особенности характера героя, выявлять авторское отношение к герою, проводить сравнительный анализ характера героев

чтение, анализ произведения

с.97-104

    101

Поход в Музейный Дом

С. Жуковский «Плотина»

Урок развития речи

Иллюстрация в книге и ее роль в понимании произведения

Применять  на практике знания о различных жанрах живописи; работать с иллюстрацией

Работа с репродукцией картины

с.104-105

    102

Николай Гарин-Михайловский "Детство Тёмы".  Ознакомительное чтение.

Урок знакомства с произведением

Формирование представлений о жанре рассказа

Читать правильно и выразительно целым словом

чтение, анализ произведения

с.106-110

    103

Николай Гарин-Михайловский "Детство Тёмы".  Деление текста на смысловые части

Урок развития речи

Работа с текстом художественного произведения

Работа над содержанием текста, деление его на части

Деление текста на смысловые части, выборочное чтение

с.110-112

№2: у.18

    104

Николай Гарин-Михайловский "Детство Тёмы". Характеристика поступков героя

Урок развития речи

Характеристика поступков героев

Характеризовать поступки героев, сравнивать характеры героев

чтение, анализ посьупков главного героя

чтение, анализ поступков главного героя

с.113-117

    105

Николай Гарин-Михайловский "Детство Тёмы". Черты сходства и отличия  между героем сказки и героем рассказа

Чтение и осмысление произведения

Черты сходства и отличия между героем сказки и героем рассказа

Характеризовать героев произведений разных жанров

Сравнительный анализ поступков героев двух разных произведений

с.117-119

    106

Николай Гарин-Михайловский "Детство Тёмы". Пересказ.

Урок развития речи

Работа с текстом художественного произведения

Работа над содержанием текста, деление его на части, пересказывать содержание

Пересказ текста

с.110-119

    107

Леонид Пантелеев  «Честное слово» ознакомительное чтение

Урок знакомства с произведением

Формирование представлений о жанре рассказа

Читать правильно и выразительно целым словом

чтение, анализ произведения

с.119-127

   108

Леонид Пантелеев  «Честное слово» характеристика героя

Чтение и осмысление произведения

Способы раскрытия внутреннего мира героя

Выявлять авторское отношение к герою, характеризовать героев произведений

чтение, анализ посьупков главного героя

чтение, анализ поступков главного героя

с.119-127

   109

Леонид Пантелеев «Честное слово» поступки героя

Чтение и осмысление произведения

Характеристика поступков героев

Характеризовать поступки героев, сравнивать характеры героев

чтение, анализ посьупков главного героя

чтение, анализ поступков  героевпроизведения

с.119-127

    110

Поход в Музейный Дом

З. Серебрякова «За обедом»

Урок развития речи

Иллюстрация в книге и ее роль в понимании произведения

Применять  на практике знания о различных жанрах живописи; работать с иллюстрацией

Чтение вслух; работа с репродукцией

С.128-129

    111

Отрывки из поэмы Николая

Некрасова "На Волге" (Детство Валежникова)  

1 часть

Чтение и осмысление произведения

Работа с текстом художественного произведения

Работа над содержанием текста, деление его на части,

чтение, анализ произведения

с.130

    112

Николай Некрасов "На Волге" (Детство Валежникова)

2 часть

Чтение и осмысление произведения

Работа с текстом художественного произведения

Работа над содержанием текста, деление его на части

чтение, анализ произведения

с. 131-13

    113

Николай Некрасов "На Волге" (Детство Валежникова)

3 часть

Чтение и осмысление произведения

Работа с текстом художественного произведения

Работа над содержанием текста, деление его на части

чтение, анализ произведения

С.134-135

    114

Поход в Музейный Дом

А. Мещерский «У лесного озера»

Урок развития речи

Иллюстрация в книге и ее роль в понимании произведения

Применять  на практике знания о различных жанрах живописи; работать с иллюстрацией

Чтение вслух; работа с репродукцией

С.135

    115                  

Работа по хрестоматии.

А.Пушкин «Сказка о царе Салтане…» (отрывок)

Чтение и осмысление произведения

Народные и авторские сказки. Особенности волшебной сказки

Уметь объяснять авторские обороты; читать текст художественного произведения про себя

Чтение и анализ произведения

Х.с.

110-119

   116

Работа со школьной библиотекой.

А. Пушкин «Сказка о царе Салтане…» ознакомительное чтение всего произведения

Чтение и осмысление произведения

Народные и авторские сказки. Особенности волшебной сказки

Уметь объяснять авторские обороты; читать текст художественного произведения про себя

Чтение, работа над средствами выразительности

Х.с.120

    117

Работа со школьной библиотекой.

А. Пушкин «Сказка о царе Салтане…» анализ произведения

Чтение и осмысление произведения

Работа с текстом художественного произведения

Анализировать текст : содержение, средства выражения

Чтение, анализ текста

Х.с.120

   

   118

Сравниваем прошлое и настоящее (18 ч) 

Сравнение прошлого и настоящего в жизни людей (использование картины Б.Кустодиева и фрагментов музыкальных произведений Н.Римского-Корсакова

Комбинированный урок

Иллюстрация в книге и ее роль в понимании произведения

Уметь соотносить иллюстрацию с художественным произведением; определять идею иллюстрации

Работа с иллюстрациями учебника

с.137-139

№2: у.19

    119

Константин Паустовский "Растрёпанный воробей" Ознакомительное чтение.

Урок знакомства с произведением

Формирование представлений о жанре рассказа

Читать правильно и выразительно целым словом

чтение, анализ произведения

с.139-149

    120

Константин Паустовский "Растрёпанный воробей" Выразительное чтение.

Урок знакомства с произведением

Способы раскрытия внутреннего мира героя

Выявлять авторское отношение к герою, характеризовать героев произведений

чтение, анализ произведения

с. 139-149

    121

Константин Паустовский "Растрёпанный воробей" красота окружающего мира в произведении.

Чтение и осмысление произведения

Работа над содержанием произведения

Средства художественной выразительности в рассказе

чтение, анализ произведения

с. 139-149

    123

Работа по хрестоматии.

Ю.Коваль «Под соснами».

Поход в Музейный Дом. В. Попков «Интерьер с фикусами»

Комбинированный урок

Иллюстрация в книге и ее роль в понимании произведения

Уметь соотносить иллюстрацию с художественным произведением; определять идею иллюстрации

чтение, анализ произведения, работа с репродукцией

Х.с.

120-125

    124

Работа по хрестоматии.

К. Паустовский «Стальное колечко» (1 часть)

Чтение и осмысление произведения

Работа с художественным произведением

Читать правильно и выразительно целым словом

чтение, анализ произведения

Х.с.126-129

    125

Работа по хрестоматии.

К. Паустовский «Стальное колечко» (2 часть)

Чтение и осмысление произведения

Работа с художественным произведением

Читать правильно и выразительно целым словом

чтение, анализ произведения

Х.с.130-131

    126

Работа по хрестоматии.

К. Паустовский «Стальное колечко» (3 часть)

Чтение и осмысление произведения

Работа с художественным произведением

Читать правильно и выразительно целым словом

чтение, анализ произведения

Х.с.132-134

    127

Работа по хрестоматии.

К. Паустовский «Стальное колечко» (4 часть)

Чтение и осмысление произведения

Работа с художественным произведением

Читать правильно и выразительно целым словом

чтение, анализ произведения

Х.с.135-137

    128

Поход в Музейный Дом Александр Пушкин "Цветок"

Урок развития речи

Знакомство с стихотворением А.Пушкина

Читать правильно и выразительно текст, правильно расставляя интонацию,паузы

Чтение вслух; работа с репродукцией

с. 149-151

    129

Аркадий Гайдар "Чук и Гек"  «Телеграмма»

Чтение и осмысление произведения

Жанр рассказа. Характеры героев рассказа

Знать особенности жанра, характеризовать героев произведений

Чтение вслух, составление характеристики героев

с.152-157

    130

Аркадий Гайдар "Чук и Гек"  «Дорога к отцу»

Чтение и осмысление произведения

Жанр рассказа. Характеры героев рассказа

Знать особенности жанра, характеризовать героев произведений

Чтение, составление характеристики героев

с.158-160

    131

Аркадий Гайдар «Чук и Гек» «Вот и приехали…»

Чтение и осмысление произведения

Жанр рассказа. Характеры героев рассказа

Знать особенности жанра, характеризовать героев произведений

Чтение, работа над жанровым своеобразием рассказа

с.160-164

    132

Аркадий Гайдар "Чук и Гек"   « Одни в лесной сторожке»

Чтение и осмысление произведения

Жанр рассказа. Характеры героев рассказа

Знать особенности жанра, характеризовать героев произведений

Работа над жанровым своеобразием рассказа

с.165-170

    133

Проверочная работа № 2

Урок контроля

тестирование

Знать и воспроизводить полученные знания

тест

    134

Аркадий Гайдар "Чук и Гек" «Вот оно – счастье!»

Чтение и осмысление произведения

Жанр рассказа. Характеры героев рассказа

Знать особенности жанра, характеризовать героев произведений

Работа над составлением характеристик героев

с.171-175

№2: у.20-21

    135

Аркадий Гайдар "Чук и Гек". Главные ценности в жизни людей

Поход в Музейный Дом

К.Юон «Весенний солнечный день. Сергиев Посад»

Комбинированный урок

Тема и основная мысль литературного произведения, способы их выражения. Тема живописного произведения

Рассматривать репродукцию картины и сравнивать ее с художественным произведением с точки зрения выраженных в них мыслей, чувств и переживаний

Чтение вслух; работа с репродукцией

с.175

   136

Итоговый урок. Письмо в клуб

Урок общеметодологической направленности

Подведение итогов. Письмо в клуб

Знать:

-имена 2-3 классиков русской и зарубежной литературы;

-имена 2-3 современных писателей;

название и содержание их произведений, прочитанных  в классе;

-название и содержание нескольких произведений любимого автора;

устно выражать свое отношение к содержанию прочитанного

отвечать на  вопросы викторины

с.176


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

календарно-тематическое планирование по литературному чтению. Г.Н.Кудина, З.Н.Новлянская

Для учителей, работающий в системе РО по учебникам Г.Н. Кудиной, З.Н.Новлянской, предлагаю наш вариант календарно- тематического планирования. Правда в этом году на литературу в 4 классе выделено всег...

Календарно-тематическое планирование по литературному чтению 4 класс

Календарно-тематическое планирование по литературному чтению "Школа 2100"...

Календарно-тематическое планирование по литературному чтению 2 класс

Планирование составлено по программе "Начальная школа 21 века"...

календарно-тематическое планирование по литературному чтению (обучение чтению) 1 класс "Школа России" ФГОС

календарно-тематическое планирование по обучению чтению с описанием предметных, личностных и метапредметных УУД...

Календарно - тематическое планирование по литературному чтению 3 класс по системе Л.В. Занкова. Включены уроки внеклассного чтения и региональный компонент.

Календарно тематическое планирование соответствует требованиямс ФГОС. В планирование включены уроки внеклассного чтения и региональный компонент....

Календарно- тематическое планирование по литературному чтению к учебнику Л. Ф. Климановой, В. Г. Горецкого, М. В. Головановой "Литературное чтение" 4 класс

Календарно-тематическое планирование по литературному чтению Л.Ф. Климановой, В.Г. Горецкого, М.В. Голованова "Литературное чтение" 4 класс ФГОС...

Учебно-тематический план и календарно-тематическое планирование по литературному чтению для 2 класса

Учебно-тематический план и календарно-тематическое планирование по литературному чтению для 2 классаУМК "Школа России"...