Рабочая программа по обучению грамоте и чтению для 1 класса "Перспектива"
рабочая программа по чтению (1 класс) на тему

Чомахидзе  Анастасия Николаевна

Рабочая программа для 1 класса "Перспектива"

Скачать:


Предварительный просмотр:

Пояснительная записка

Настоящая рабочая программа разработана в соответствии с основными положениями федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, Концепцией духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, планируемыми результатами начального общего образования, требованиями Примерной основной образовательной программы ОУ и ориентирована на работу по учебно-методическому комплекту:

1. Климанова, Л. Ф. Русский язык. Рабочие программы. Предметная линия учебников «Перспектива». 1–4 классы / Л. Ф. Климанова, Т. В. Бабушкина. – М. : Просвещение, 2011.

2. Климанова, Л. Ф. Азбука. 1 класс : учебник для общеобразовательных учреждений : в 2 ч. / Л. Ф. Климанова, С. Г. Макеева. – М. : Просвещение, 2012.

3. Климанова, Л. Ф. Читалочка. Дидактический материал. 1 класс : пособие для учащихся общеобразовательных учреждений / Л. Ф. Климанова. – М. : Просвещение, 2012.

Общая характеристика учебного предмета

Цели и задачи курса

Обучение грамоте (чтение) является начальным этапом изучения русского языка, а следовательно цели, реализуемые посредством предметного курса «Русский язык», соотносятся с целями, преследуемыми на уроках по обучению грамоте (чтению), а именно:

 ознакомление учащихся с основными положениями науки о языке и совершенствование на этой основе знаково-символического восприятия и логического мышления (познавательный аспект);

 выработка коммуникативной компетенции учащихся (социокультурный аспект).

Задачами курса являются:

 создание первоначальных представлений о единстве и многообразии языкового и культурного пространства России, о языке как основе национального самосознания;

 совершенствование диалогической и монологической устной речи, коммуникативных умений;

 воспитание нравственных и эстетических чувств;

 создание условий для творческой деятельности.

Структура курса

Обучение грамоте строится на коммуникативно-познавательной основе, имеющей ярко выраженную коммуникативно-речевую и познавательную направленность, через реализацию системно-деятельностного подхода в обучении.

I. Давайте знакомиться! (подготовительный этап) (20 ч).

Мир общения.

Введение в мир общения. Устная форма общения; умение говорить, слушать. Диалоговая форма общения, собеседники.

Слово в общении.

Роль слова в устном речевом общении. Слова речевого этикета (слова вежливости) и их роль в общении.

Номинативная функция слова (служащая для называния чего-либо). Слова-названия конкретных предметов и слова с обобщающим значением.

Помощники слова в общении. Общение без слов. Как понять животных? Разговаривают ли предметы? Слова и предметы.

Культура общения. Помощники в общении: жесты, мимика, интонация.

«Общение» с животными, с неодушевленными предметами, с героями литературных произведений. Общение с помощью предметов и с помощью слов.

Рисунки и предметы в общении.

Предыстория письменной речи.

Использование в общении посредников (предметов, меток, рисунков, символов, знаков) как подготовка к осмыслению письменной речи.

Рисунки, знаки-символы как способ обозначения предметов и записи сообщений.

Сообщения, записанные знаками-символами.

Знаки-символы в учебно-познавательной деятельности для обозначения коллективных, групповых и индивидуальных форм работы.

Условные знаки. Знакомство со знаками дорожного движения, бытовыми знаками-символами и др.

Сообщения, количество и последовательность слов в сообщениях.

Первоначальное обобщении: жесты, рисунки, знаки, слова – наши посредники в общении с людьми, средства общения.

Слово как главное средство общения.

Мир полон звуков. Гласные и согласные звуки. Твердые и мягкие согласные.

Звуковая структура слова.

Звуки в природе.

Звуковые схемы слов. Гласные и согласные звуки. Символы для их обозначения. Мягкие и твердые согласные звуки, их обозначение.

Звуковой анализ слов (определение последовательности звуков в слове, их фиксирование условными обозначениями).

Звучание и значение слова.

Наглядно-образная модель слова. Взаимосвязь значения и звучания слова. Слово как двусторонняя единица языка (без терминологии).

Слово как сложный знак, замещающий что-либо (вещь, действие, предмет).

Значение слов (как образ предмета, действия и свойства) и звучание слов (как последовательность речевых звуков). Звуковой анализ слов как переход от устной речи к письменной. Звуковой анализ слов различной слоговой структуры, схемы слов.

Слова и слоги. Ударение в слове.

Слог – минимальная единица произношения и чтения. Слова и слоги: слово – номинативная (назывная) единица, слог – единица произношения. Слогообразующая функция гласных.

Ударение. Ударный гласный звук в слове. Образно-символическое обозначение ударения.

Смыслоразличительная роль ударения (за́мок – замо́к,  кру́жки – кружки́).

Слово и предложение.

Первоначальное представление о предложении. Сравнение и различение предложения и слова.

Модель предложения, графическое обозначение его начала и конца.

Общее представление о речи на основе наглядно-образных моделей и поэтических текстов.

Обобщение. Звуки и их характеристика. Слоги и деление слов на слоги. Ударение и постановка ударений в словах. Слово, его значение и звучание. Предложение, схема предложения.

II. Страна АБВГДейка (букварный (основной) этап) (55 ч).

Гласные звуки и буквы.

Звуковой анализ, характеристика гласных звуков, обозначение их буквами.

Знакомство с шестью гласными звуками и буквами (Аа, Оо, Уу, Ии, ы, Ээ).

Звучание и значение слова.

Согласные звуки и буквы.

Согласные звуки, обозначение их буквами.

Гласные и согласные звуки, их условные обозначения на основе звукового анализа, их артикуляция. Обозначение звуков буквами.

Смыслоразличительная функция звуков.

Мягкие и твердые согласные.

Обозначение на письме мягкости согласных.

Звонкие и глухие согласные.

Ориентировка на гласный звук при чтении слогов и слов. Слого-звуковой анализ слов. Правила переноса слов по слогам.

Открытый и закрытый слоги.

Роль гласных букв в открытых слогах, правила чтения открытых слогов с гласными буквами: ы-и, о-е, а-я, э-е, у-ю.

Правописание буквосочетаний жи-ши, ча-ща, чу-щу.

Слова с непроверяемым написанием (ученик, учитель, фамилия, пенал и др.).

Буквы е, ё, ю, я.

Двойное значение букв е, ё, ю, я (в зависимости от места в слове): обозначение гласного звука и мягкости предшествующего согласного звука; обозначение двух звуков: звука й' и гласного а, о, у, э (в абсолютном начале слова, после гласных, после разделительных мягкого и твердого знаков).

Буквы ь и ъ.

Буквы ь и ъ, не обозначающие звуков.

Обозначение мягкости согласных звуков с помощью мягкого знака.

Употребление ь и ъ как разделительных знаков.

Обозначение на письме мягкости предшествующего согласного звука с помощью мягкого знака и букв я, и, ю, е, ё.

Сравнение слов с разделительным мягким знаком и мягким знаком как показателем мягкости согласных.

Правописание слов с разделительными  твердым  и  мягким  знаками  (первоначальные наблюдения).

Повторение – мать учения! Старинные азбуки и буквари.

Звук, буква, слово (как знак с единством значения и звучания).

Старинные азбуки, старые названия букв. Назначение азбук. Их обучающая и воспитательная роль.

III. Про все на свете (послебукварный этап) (11 ч).

Общение. Позитивная модель общения, основанная на доброжелательности и внимании к собеседнику.

Устная и письменная речь. Слово, его звуковая (буквенная) форма и значение (содержание).

Звуко-слоговой состав слов.

Слово и предложение.

Знаки препинания в конце предложения.

Заглавная буква в начале предложения; точка, вопросительный или восклицательный знак.

Простейший анализ предложений. Порядок и смысл слов в предложении, их взаимосвязь.

Правила орфографии и пунктуации. Словарные слова.

Основное внимание в период обучения грамоте (чтение) отводится изучению письменной речи и вырабатыванию фонематического слуха учащихся. Параллельно с освоением письменных форм речевого общения (умениями читать и писать) идет совершенствование устных форм общения (умений слушать и говорить). Поэтому ключевым понятием в содержании обучения грамоте является понятие «общение», которое рассматривается не статично, а разворачивается в форме деятельности.

После обучения грамоте начинается раздельное изучение русского языка и литературного чтения.

Описание места учебного предмета в учебном плане

В первом классе на обучение грамоте (чтение) отводится 92 часа (23 учебные недели, 4 часа в неделю), из них 6 часов включены в фазу совместного проектирования и планирования учебного года (фазу запуска), 86 часов – в фазу постановки и решения системы учебных задач. Во второй фазе 21 час отводится на внеклассное чтение (уроки работы с книгой).

На основании примерных программ Минобрнауки РФ, содержащих требования к минимальному объему содержания образования по предметному курсу, и с учетом стандарта конкретного образовательного учреждения реализуется программа базового уровня.

В рабочей программе выстроена система учебных занятий (уроков) и педагогических средств, с помощью которых формируются универсальные учебные действия, дано учебно-методическое обеспечение, что представлено в табличной форме ниже.

Описание ценностных ориентиров содержания
учебного предмета

В процессе восприятия художественного произведения реализуется духовно-нравственное воспитание учащихся.

Литературное чтение как вид искусства знакомит учащихся с нравственно-эстетическими ценностями своего народа и человечества, способствует воспитанию личностных качеств, соответствующих национальным и общечеловеческим ценностям.

Совершенствуется техника чтения, качество чтения, особенно осмысленность.

Читая и анализируя произведения, ребенок задумывается над вечными вопросами (базовыми ценностями): добром, справедливостью, правдой и т. д. Огромную роль в этом играет эмоциональное восприятие произведения, которое способствует совершенствованию умений различать, понимать и контролировать свои эмоции позитивно и конструктивно.

Содержание учебного предмета

Фонетика. Звуки речи, их характеристика. Осознание единства звукового состава слова и его значения.

Выделение отдельных звуков в слове. Установление числа и последовательности звуков в слове, фиксирование их в звуковых и образно-символических схемах. Сопоставление слов, различающихся одним или несколькими звуками.

Различение гласных и согласных звуков. Понимание фонемных противопоставлений: твердых и мягких фонем, знаково-символическое их обозначение. Различение согласных твердых и мягких, звонких и глухих.

Слог как минимальная произносительная единица. Деление слов на слоги, открытый и закрытый слоги. Ударение. Определение места ударения в слове, различение ударных и безударных слогов, ударных и безударных гласных.

Графика. Различение звука и буквы: буква как знак звука. Овладение позиционным способом обозначения звуков буквами. Буквы ъ, ь, не обозначающие звуков. Гласные буквы е, ё, ю, я; их двойная роль (в зависимости от места в слове). Обозначение на письме мягкости согласных звуков с помощью букв и, е, ё, ю, я. Мягкий знак как показатель мягкости согласных звуков. Употребление ъ и ь как разделительных знаков.

Знакомство с русским алфавитом как последовательностью букв. Значение алфавита. Сравнение алфавитного письма (обозначение звуков буквами) и письма с помощью рисунков, символов (пиктография). Понимание ценности современного письма.

Чтение. Формирование навыка слогового чтения (ориентация на букву, обозначающую гласный звук) как вида речевой деятельности. Плавное слоговое чтение и чтение целыми словами со скоростью, соответствующей индивидуальному темпу ребенка. Осознанное чтение слов, словосочетаний, предложений и коротких текстов. Чтение с интонациями и паузами в соответствии со знаками препинания. Развитие осознанности и выразительности чтения на материале небольших текстов и стихотворений. Воспроизведение прочитанного текста по вопросам учителя и самостоятельно.

Знакомство с орфоэпическим чтением (при переходе к чтению целыми словами). Орфографическое чтение (проговаривание) как средство самоконтроля при письме под диктовку и при списывании.

Слово и предложение. Восприятие слова как объекта изучения, материала для анализа. Наблюдение над значением слова. Практическое различение значения и звучания слова. Роль слова как посредника в общении, его номинативная функция. Правильное употребление в речи слов, называющих отдельные предметы (роза, ландыш, осока), и слов с обобщающим значением (цветы, растения).

Различение слова и предложения. Работа с предложением: выделение слов, изменение их порядка.

Орфография и пунктуация. Знакомство с правилами правописания и их применение:

•  раздельное написание слов;

 обозначение гласных после шипящих (ча-ща, чу-щу, жи-ши);

 употребление ь для обозначения на письме мягкости согласных;

 употребление ъ и ь как разделительных знаков;

 прописная (заглавная) буква в начале предложения, в именах собственных;

 перенос слов по слогам без стечения согласных;

 знаки препинания в конце предложения.

Развитие речи. Первоначальное представление о тексте как речевом произведении. Выделение в тексте предложений. Объединение предложений в текст. Понимание прочитанного текста при самостоятельном чтении вслух и при его прослушивании.

Первоначальное представление о речи с помощью наглядно-образных моделей. Деление речи на смысловые части (предложения) с помощью рисунков и схем. Составление из предложений связного текста, его запись.

Составление небольших рассказов повествовательного характера по серии сюжетных картинок, по материалам собственных игр, занятий, наблюдений.

Культура речевого общения. Освоение позитивной модели речевого общения, основанной на доброжелательности, миролюбии и уважении к собеседнику.

Результаты изучения учебного предмета

Программа обеспечивает достижение следующих личностных, метапредметных и предметных результатов.

Личностные результаты:

 формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России; осознание своей этнической и национальной принадлежности, ценностей многонационального российского общества; становление гуманистических и демократических ценностных ориентаций;

 принятие и освоение социальной роли обучающегося; развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения;

 развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах;

 развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания других людей и сопереживания их чувствам; понимание значимости позитивного стиля общения, основанного на миролюбии, терпении, сдержанности и доброжелательности;

 формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;

 развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликты и находить выход из спорных ситуаций.

Метапредметные результаты:

 умение планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации, определять наиболее эффективные способы достижения результата;

 способность принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, находить средства ее осуществления;

 умение включаться в обсуждение проблем творческого и поискового характера, усваивать способы их решения;

 умение понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способность конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха;

 освоение начальных форм самонаблюдения в процессе познавательной деятельности;

 умение создавать и использовать знаково-символические модели для решения учебных и практических задач;

 овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров в соответствии с целями и задачами; осознанное выстраивание речевого высказывания в соответствии с задачами коммуникации, составление текстов в устной и письменной форме;

 овладение следующими логическими действиями: сравнение, анализ, синтез, классификация и обобщение по родовидовым признакам, установление аналогий и причинно-следственных связей, построение рассуждений, отнесение к известным понятиям;

 готовность слушать собеседника и вести диалог, признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; умение излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий; умение активно использовать диалог и монолог как речевые средства для решения коммуникативных и познавательных задач;

 определение общей цели совместной деятельности и путей ее достижения; умение договариваться о распределении функций и ролей, осуществлять взаимный контроль, адекватно оценивать собственное поведение;

 готовность конструктивно разрешать конфликты с учетом интересов сторон и сотрудничества.

Предметные результаты:

 формирование первоначальных представлений о единстве и многообразии языкового и культурного пространства России, о языке как основе национального самосознания;

 понимание обучающимися того, что язык представляет собой явление национальной культуры и основное средство человеческого общения и взаимопонимания; осознание значения русского языка как государственного языка Российской Федерации, языка межнационального общения;

 первоначальное усвоение главных понятий  курса  русского  языка  (фонетических, лексических, грамматических), представляющих основные единицы языка и отражающих существенные связи, отношения и функции;

 понимание слова как двусторонней единицы языка, как взаимосвязи значения и звучания. Практическое усвоение заместительной (знаковой) функции языка;

 овладение первоначальными представлениями о нормах русского и родного литературного языка (орфоэпических, лексических, грамматических) и правилах речевого этикета; умение ориентироваться в целях, задачах, средствах и условиях общения, выбирать адекватные языковые средства для успешного решения коммуникативных задач;

 формирование позитивного отношения к правильной устной и письменной речи как показателям общей культуры и гражданской позиции человека;

 овладение учебными действиями с языковыми единицами и умение использовать приобретенные знания для решения познавательных, практических и коммуникативных задач.

Целевая ориентация настоящей рабочей программы
в практике конкретного образовательного учреждения
 

Настоящая рабочая программа учитывает особенности классов. В 1 «А» и 1 «Б» классах учащиеся в процессе обучения грамоте знакомятся с явлениями и понятиями из области фонетики, словообразования, морфологии, постоянно ведут наблюдение над сочетаемостью слов в русском языке, особенностями словоупотребления, овладевают начальными навыками письма и чтения на разных уровнях. Кроме того, ученики продвинутого уровня будут вовлекаться в дополнительную подготовку к урокам и олимпиадам. Учащиеся будут осваивать материал каждый на своем уровне и в своем темпе.

Материально-техническое обеспечение

1. Дополнительная литература.

1. Комплексная диагностика уровней освоения программы «Детство» под редакцией В. И. Логиновой : диагностический журнал. Подготовительная группа / авт.-сост. Н. Б. Вершинина. – Волгоград : Учитель, 2011.

2. Комплексная диагностика уровней освоения «Программы воспитания и обучения в детском саду» под редакцией М. А. Васильевой, В. В. Гербовой, Т. С. Комаровой : диагностический журнал. Подготовительная группа / авт.-сост. Н. Б. Вершинина. – Волгоград : Учитель, 2011.

3. Проектные задачи в начальной школе : пособие для учителя / А. Б. Воронцов [и др. ; под ред. А. Б. Воронцова. – 2-е изд. – М. : Просвещение, 2010.

4. Формирование универсальных учебных действий в основной школе: от действия к мысли : система заданий / А. Г. Асмолов, Г. В. Бурменская, И. А. Володарская. – М. : Просвещение, 2011.

2. Интернет-ресурсы.

1. Единая коллекция Цифровых Образовательных Ресурсов. – Режим доступа : http://school-collection.edu.ru

2. Презентации уроков «Начальная школа». – Режим доступа : http://nachalka.info/about/193

3. Я иду на урок начальной школы (материалы к уроку). – Режим доступа : www.festival. 1september.ru

4. Учебные материалы и словари на сайте «Кирилл и Мефодий». – Режим доступа : www.km.ru/ education

5. Поурочные планы: методическая копилка, информационные технологии в школе. – Режим доступа : www.uroki.ru

6. Официальный сайт УМК «Перспектива». – Режим доступа : http://www.prosv.ru/umk/perspektiva/ info.aspx? ob_no=12371

3. Информационно-коммуникативные средства.

 Электронное приложение к учебнику «Азбука» Л. Ф. Климановой, С. Г. Макеевой. 1 класс (1CD).

4. Наглядные пособия.

1. Алфавит. Печатные и рукописные буквы.

2. Лента букв.

5. Технические средства обучения.

1. Компьютер.

2. Экспозиционный экран.

3. Акустическая система.

4. Документ-камера.

5. Интерактивная доска.

6. Мультимедиапроектор.

6. Учебно-практическое оборудование.

1. Аудиторная доска с магнитной поверхностью и набором приспособлений для крепления таблиц, схем.

2. Ящики для хранения таблиц.

7. Специализированная мебель.

Компьютерный стол.

Литературное чтение

Пояснительная записка

Настоящая рабочая программа разработана в соответствии с основными положениями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, Концепцией духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, планируемыми результатами начального общего образования, требованиями Примерной основной образовательной программы ОУ и ориентирована на работу по учебно-методическому комплекту:

1. Климанова, Л. Ф. Литературное чтение. Рабочие программы. Предметная линия учебников «Перспектива». 1–4 классы / Л. Ф. Климанова, М. В. Бойкина. – М. : Просвещение, 2011.

2. Климанова, Л. Ф. Литературное чтение. Творческая тетрадь. 1 класс : пособие для учащихся общеобразоват. учреждений / Л. Ф. Климанова, Т. Ю. Коти. – М. : Просвещение, 2011.

3. Климанова, Л. Ф. Волшебная сила слов. Рабочая тетрадь по развитию речи. 1 класс : пособие для учащихся общеобразоват. учреждений / Л. Ф. Климанова, Т. Ю. Коти. – М. : Просвещение, 2010.

4. Литературное чтение. 1 класс : учеб. для общеобразоват. учреждений : в 2 ч. / Л. Ф. Климанова [и др.] ; под ред. Л. Ф. Климановой. – М. : Просвещение, 2012.

Общая характеристика учебного предмета

Цели и задачи курса

Основные  цели обучения литературному чтению:

– совершенствование навыков сознательного, правильного, беглого и выразительного чтения, коммуникативно-речевых умений при работе с текстами литературных произведений; выработка навыка чтения про себя; приобретение умения работать с разными видами информации;

– приобщение младших школьников к чтению художественной литературы и восприятию ее как искусства слова; создание условий для проявления эмоциональной отзывчивости на слушание и чтение произведений;

– обогащение личного опыта учащихся духовными ценностями, которые определяют нравственно-эстетическое отношение человека к людям и окружающему миру;

– введение учащихся в мир детской литературы; воспитание у начинающего читателя интереса к книге, истории ее создания и потребности в систематическом чтении литературных произведений, навыков работы с книгой и текстом, читательской самостоятельности и познавательной активности при выборе книг; помощь в овладении первоначальными навыками работы с учебными и научно-познавательными текстами1 (см. Примечание).

Задачи:

 освоение общекультурных навыков чтения и понимания текста; воспитание интереса к чтению и книге;

 помощь в овладении речевой, письменной и коммуникативной культурой;

 воспитание эстетического отношения к действительности, отраженной в художественной литературе;

 воспитание нравственных ценностей и эстетического вкуса младшего школьника, понимания им духовной сущности произведений2 (см. Примечание).

Структура курса

Литературное чтение как систематический курс начинается с 1 класса после обучения грамоте, параллельно с коммуникативно-речевым курсом русского языка.

Содержание курса представлено следующими разделами:

 «Виды речевой деятельности. Культура речевого общения»;

 «Виды работы с текстом. Коммуникативно-познавательная деятельность»;

 «Работа с художественным произведением. Эстетическая и духовно-нравственная деятельность»;

 «Круг детского чтения. Культура читательской деятельности».

Раздел «Виды речевой деятельности. Культура речевого общения» ориентирован на совершенствование всех видов коммуникативно-речевой деятельности: умений читать и писать, слушать и говорить, использовать различные виды речевой деятельности в разных ситуациях общения.

Программа предусматривает поэтапную выработку навыка чтения: от громкоречевой формы (чтение вслух) до чтения про себя. От плавного слогового чтения вслух учащиеся постепенно переходят к активному освоению приемов целостного (синтетического) чтения в пределах слова (чтение целыми словами). Затем они овладевают умением интонационно объединять слова в словосочетания и предложения, упражняются в темповом чтении, которое обеспечивает лучшее понимание прочитанного, осваивают смысловое чтение, наращивают скорость чтения (беглое чтение), овладевают чтением про себя.

Содержание курса включает выработку умения слушать речь (высказывание), основой которого являются внимание к речи собеседника, способность ее анализировать, выделять главное, задавать уточняющие вопросы.

Умение говорить (высказывать свое мнение, задавать вопросы и отвечать на них, вести диалог и строить монолог) обеспечивается включением в содержание литературного чтения материала о правилах речевого этикета, ситуациях и условиях общения (кто, что и кому говорит? как и зачем?). Учащиеся учатся ставить перед собой цель (что я хочу сказать?), корректировать и контролировать свое высказывание, оценивать его, терпеливо выслушивать других, проявляя уважение к мнению собеседника.

Раздел «Виды работы с текстом. Коммуникативно-познавательная деятельность» предусматривает освоение учащимися разнообразных речевых умений при работе с текстами произведений (подбор заглавий к тексту, полный пересказ прочитанного текста), а также решение различных коммуникативно-речевых задач.

Раздел «Работа с художественным произведением. Эстетическая и духовно-нравственная деятельность» нацелен на совершенствование художественно-эстетической деятельности, нравственно-этических представлений и активизацию творческой деятельности учащихся средствами художественной литературы. Дети учатся различать способы изображения мира в художественных и познавательных текстах (с помощью учителя), понимать различия в познании мира с помощью научно-понятийного и художественно-образного мышления, создавать собственные тексты.

Предусмотрено знакомство детей не только с лучшими образцами художественной литературы, но и с произведениями других видов искусства.

Учащиеся должны научиться понимать и ценить художественное произведение.

В содержание литературного чтения включен элементарный анализ художественного произведения, который строится по принципу «синтез – анализ – синтез»: учащиеся сначала воспринимают текст целиком, потом его читают и анализируют, а затем вновь обращаются к тексту в целом, сравнивая его начало и конец, сопоставляя главную мысль с заглавием и содержанием текста, давая ему художественно-эстетическую оценку.

При анализе литературного произведения на первый план выдвигается изучение художественного образа (без терминологии), воплощенного в слове. Слово в художественном тексте становится объектом внимания юного читателя на всех этапах чтения. При анализе художественного текста слово как средство художественной выразительности (эпитеты, сравнения и др.) рассматривается не само по себе, не изолированно, а в образной системе всего произведения, в его реальном контексте, который наполняет смыслом и значением не только образные, но и нейтральные слова и выражения.

Определены для разбора только те средства художественной выразительности, которые доступны младшим школьникам, помогают им почувствовать целостность художественного образа и полноценно осмыслить его.

В содержание литературного чтения включены доступные детям элементарные представления о теме и проблематике художественного произведения, его нравственно-эстетических ценностях, словесно-художественной форме и построении (композиции) произведения.

Предусмотрен анализ произведения на разных уровнях: уровне сюжета (разбор событий и знакомство с героями); уровне героя (мотивы поступка героя, отношение к нему читателя); уровне автора (отношение автора к своим героям, его замысел и общий смысл прочитанного). Дети, проникая в тайны художественного творчества, осмысливают нравственные ценности (дружба, уважение, забота о других, доброжелательность), получают радость и удовольствие от чтения, учатся выражать свое отношение к героям через выразительное чтение.

В содержание раздела включено совершенствование умений, связанных с наблюдением за миром природы и поведением животных.

С целью совершенствования стимулирования творческой активности учащихся вводятся приемы театральной драматизации произведений.  

Раздел «Круг детского чтения. Культура читательской деятельности» определяет содержание и выбор книг для чтения. В круг детского чтения входят произведения отечественных и зарубежных классиков  (художественные и научно-познавательные), произведения детской литературы современных писателей России и других стран, а также произведения устного народного творчества из золотого фонда детской литературы (сказки, былины, песенки, пословицы, загадки и пр.).  

Тематические разделы программы отражают разнообразие интересов детей младшего школьного возраста. Их содержание не только стимулирует развитие познавательных интересов, но и привлекает внимание учащихся к различным сторонам жизни: взаимоотношениям детей со сверстниками и взрослыми, приключениям, природе, истории и культуре разных национальностей нашей Родины, а также дает возможность сравнивать произведения разных авторов на одну и ту же тему. Разнообразие тематики обогащает социально-нравственный опыт, расширяет познавательные интересы ребенка, развивает читательскую самостоятельность, формирует культуру чтения.

Произведения, включенные в круг детского чтения, имеют большое значение для нравственно-эстетического воспитания и духовно-нравственного развития младших школьников3 (см. Примечание).

Описание места учебного предмета в учебном плане

На уроки литературного чтения в 1 классе отводится 40 часов (10 учебных недель, 4 часа в неделю), из них 34 часа включены в фазу постановки и решения системы учебных задач, в том числе 8 часов отводится на внеклассное чтение (уроки работы с книгой), 6 часов – на рефлексивную фазу учебного года.

На основании примерных программ Минобрнауки РФ, содержащих требования к минимальному объему содержания образования по предметному курсу, и с учетом стандарта конкретного образовательного учреждения реализуется программа базового уровня.

В рабочей программе выстроена система учебных занятий (уроков) и педагогических средств, с помощью которых формируются универсальные учебные действия, дано учебно-методическое обеспечение, что представлено в табличной форме ниже.

Описание ценностных ориентиров содержания
учебного предмета

В процессе восприятия художественного произведения реализуется духовно-нравственное воспитание учащихся.

Литературное чтение как вид искусства знакомит учащихся с нравственно-эстетическими ценностями своего народа и человечества, способствует воспитанию личностных качеств, соответствующих национальным и общечеловеческим ценностям.

Совершенствуются техника чтения, качество чтения, особенно осмысленность.

Читая и анализируя произведения, ребенок задумывается над вечными вопросами (базовыми ценностями): добром, справедливостью, правдой и т. д. Огромную роль в этом играет эмоциональное восприятие произведения, которое способствует совершенствованию умений различать, понимать и контролировать свои эмоции позитивно и конструктивно.

Содержание учебного предмета

Раздел «Виды речевой деятельности. Культура речевого общения» включает следующие содержательные линии: аудирование (слушание), чтение, говорение (культура речевого общения). Содержание раздела обеспечивает развитие аудирования, говорения, чтения в их взаимодействии, воспитывая культуру общения (устного и письменного).

Аудирование (слушание) – это умение слушать и слышать, то есть адекватно воспринимать на слух звучащую речь (высказывание собеседника, чтение различных текстов).

Чтение понимается как осознанный самостоятельный процесс чтения доступных по объему и жанру произведений, осмысление цели чтения и выбор вида чтения (ознакомительное, выборочное, выразительное чтение с использованием интонации, темпа, тона, пауз, ударений, соответствующих смыслу текста).

Говорение (культура речевого общения) на основе разных видов текста определяет специфические умения вести диалог, отвечать и задавать вопросы по тексту, создавать монолог с использованием правил речевого этикета (отбирать и использовать изобразительно-выразительные средства языка для создания собственного устного высказывания), воплощать свои жизненные впечатления в словесных образах, выстраивать композицию собственного высказывания, раскрывать в устном высказывании авторский замысел, передавая основную мысль текста.

Раздел «Виды читательской деятельности» включает работу с разными видами текста, которая предполагает выработку аналитических умений: воспринимать изобразительно-выразительные средства языка художественного произведения; воссоздавать картины жизни, представленные автором; устанавливать причинно-следственные связи в художественном произведении; понимать авторскую позицию в произведениях; выделять главную мысль текста (с помощью учителя). Предусмотрены ознакомление учащегося с книгой как источником различного вида информации и отработка библиографических умений: умения ориентироваться в книге по её элементам, знакомиться с разными видами и типами книг, выбирать книги на основе рекомендованного списка или собственных предпочтений.

В разделе «Круг детского чтения» реализуются принципы отбора содержания чтения младшего школьника, обеспечивающие выработку мотивированного выбора круга чтения, воспитание устойчивого интереса ученика к самостоятельной читательской деятельности, компетентности в области детской литературы: учет эстетической и нравственной ценности текстов, их жанрового и тематического разнообразия, доступности для восприятия детьми 6–7 лет, читательских предпочтений младших школьников.

Раздел «Литературоведческая пропедевтика» содержит круг литературоведческих понятий для практического освоения детьми с целью ознакомления с первоначальными представлениями о видах и жанрах литературы, о средствах выразительности языка.

Раздел «Творческая деятельность учащихся (на основе литературных произведений)» является ведущим элементом содержания начального этапа литературного образования. Опыт творческой деятельности воплощается в системе читательской и речевой деятельности, что обеспечивает перенос полученных детьми знаний в самостоятельную продуктивную творческую деятельность: постановку «живых картин», чтение по ролям, инсценирование, драматизацию. Особое внимание уделяется созданию различных форм интерпретации текста: устному словесному рисованию, разным формам пересказа, созданию собственного текста на основе художественного  произведения  (текст  по  аналогии)5  (см. Примечание).

Результаты изучения учебного предмета

При изучении литературного чтения по учебникам «Литературное чтение» для 1–4 классов авторов Л. Ф. Климановой, Л. А. Виноградской и др. достигаются следующие личностные результаты (в соответствии с требованиями ФГОС):

 формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России; осознание своей этнической и национальной принадлежности, ценностей многонационального российского общества; становление гуманистических и демократических ценностных ориентаций;

 формирование уважительного отношения к иному мнению, к истории, культуре других народов;

 развитие мотивов учебной деятельности и личностного смысла учения; принятие и освоение социальной роли обучающегося;

 развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки;

 формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;

 развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;

 развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций.

Метапредметные результаты:

 способность принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, находить средства ее осуществления;

 умение контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации, определять наиболее эффективные способы достижения результата; умение понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха; освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии;

 овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров в соответствии с поставленными целями и задачами; осознанное построение речевого высказывания в соответствии с задачами коммуникации, составление текстов в устной и письменной форме;

 овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинно-следственных связей;

 готовность слушать собеседника и вести диалог, признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; выражать свое мнение и аргументировать свою точку зрения, а также с уважением воспринимать другие.

Предметные результаты изучения курса:

 понимание литературы как явления национальной и мировой культуры, средства сохранения и передачи нравственных ценностей и традиций;

 осознание значимости чтения для личностного развития; формирование представлений о мире, российской истории и культуре, первоначальных этических представлений, понятий о добре и зле, нравственности; осознание значимости умения хорошо читать для успешности обучения по всем учебным предметам; формирование потребности в систематическом чтении;

 понимание роли чтения,  использование  различных  видов  чтения  (ознакомительное, изучающее, выборочное, поисковое); умение осознанно воспринимать и оценивать содержание и специфику различных текстов, участвовать в обсуждении, давать и обосновывать нравственную оценку поступков героев;

 достижение необходимого для продолжения образования уровня читательской компетентности, общего речевого развития, то есть овладение техникой чтения вслух и про себя, элементарными приемами интерпретации, анализа и преобразования художественных, научно-популярных и учебных текстов с использованием элементарных литературоведческих понятий;

 умение самостоятельно выбирать интересующую литературу, пользоваться справочными источниками для понимания и получения дополнительной информации6 (см. Примечание).

Целевая ориентация настоящей рабочей программы
в практике конкретного образовательного учреждения
 

Настоящая рабочая программа учитывает особенности класса. В 1 «А» и 1 «Б» классах  учащиеся в процессе обучения литературному чтению работают с текстом (подбирают заглавие, пересказывают), решают коммуникативные речевые задачи, учатся понимать и анализировать художественные произведения, определяют содержание и выбор книг для чтения, выполняют творческие задания. Кроме того, ученики продвинутого уровня будут вовлекаться в дополнительную подготовку к урокам и олимпиадам. Учащиеся будут осваивать материал каждый на своем уровне и в своем темпе.

Материально-техническое обеспечение

1. Дополнительная литература.

1. Бородина, В. А. Учим читать / В. А. Бородина, С. М. Бородина. –  Л., 1985.

2. Воюшина, М. П. Критерии и уровни литературного развития // Литературное и речевое развитие школьников : межвузовский сборник научных трудов. – СПб., 1992.

3. Кубасова, О. В. Как помочь ребенку стать читателем / О. В. Кубасова. – М., 2004.

4. Лазарева, В. А. Технологии анализа художественного произведения / В. А. Лазарева. – М., 2006.

5. Левин, В. А. Когда маленький школьник становится большим читателем / В. А. Левин. – М., 1994.

6. Матвеева, Е. И. Учим младшего школьника понимать текст / Е. И. Матвеева. – М., 2005.

7. Никифорова, О. И. Психология восприятия художественной литературы / О. И. Никифорова. – М., 1972.

8. Оморокова, М. И. Основы обучения чтению младших школьников / М. И. Оморокова. – М., 2005.

9. Осетинская, О. В. Я – первоклассник  :  портфолио  учащегося  /  О. В. Осетинская. – Волгоград : Учитель, 2011.

10. Рез, З. Я. Изучение лирики в школе / З. Я. Рез. – М., 1968.

11. Романовская, З. И. Чтение и развитие младшего школьника / З. И. Романовская. – М., 1982.

12. Рубакин, Н. А. Психология читателя и книги / Н. А. Рубакин. – М., 1977.

13. Портфолио в начальной школе : тетрадь младшего школьника / авт.-сост. Е. А. Андреева, Н. В. Разваляева. – Изд. 2-е. – Волгоград : Учитель, 2011.

14. Проектные задачи в начальной школе : пособие для учителя / А. Б. Воронцов [и др. ; под ред. А. Б. Воронцова. – 2-е изд. – М. : Просвещение, 2010.

15. Пропп, В. Я. Морфология сказки : исторические корни волшебной сказки / В. Я. Пропп. – М., 1972.

16. Формирование универсальных учебных действий в основной школе: от действия к мысли : система заданий / А. Г. Асмолов, Г. В. Бурменская, И. А. Володарская. – М. : Просвещение, 2011.

2. Интернет-ресурсы.

1. Единая коллекция Цифровых Образовательных Ресурсов. – Режим доступа : http://school-collection.edu.ru

2. Презентации уроков «Начальная школа». – Режим доступа : http://nachalka.info/about/193

3. Я иду на урок начальной школы (материалы к уроку). – Режим доступа : www. festival. 1september.ru

4. Учебные материалы и словари на сайте «Кирилл и Мефодий». – Режим доступа : www.km.ru/ education

5. Поурочные планы: методическая копилка, информационные технологии в школе. – Режим доступа : www.uroki.ru

6. Официальный сайт УМК «Перспектива». – Режим доступа : http://www.prosv.ru/umk/perspektiva/ info.aspx? ob_no=12371

3. Технические средства обучения.

1.Компьютер.

2.Экспозиционный экран.

3.Интерактивная доска.

4. Мультимедийный проектор.

5. Акустическая система.

6. Документ-камера.

4. Учебно-практическое оборудование.

1. Аудиторная доска с магнитной поверхностью и набором приспособлений для крепления таблиц, схем.

2. Ящики для хранения таблиц.

5.Специализированная мебель. Компьютерный стол.

тематическое планирование

№ урока и учебной недели

Тема урока, тип урока

Формы организации познавательной деятельности.

Формы контроля.

Формирование универсальных учебных действий (УУД)

Использование УМК

Дополнительное ресурсное обеспечение урока.

1

2

3

4

5

6

7

1, 1

Знакомство с учебником. Давайте знакомиться!
ОНЗ

Фронтальная.

Текущий контроль

Работа с учебником, текстом. Формирование умения обобщать и делать выводы.

4-5

CD

2, 1

Мы теперь ученики. Книга-наш друг

ОНЗ

Фронтальная.

Текущий контроль

Работа с учебником, текстом. Формирование умения обобщать и делать выводы.

6-9

CD

3, 1

Слово
в общении.

ОНЗ

Индивидуальная

Текущий контроль

Работа с учебником, текстом. Формирование навыка самоконтроля.  Формирование умения обобщать и делать выводы.

4, 1

Составление рассказа по картинкам. Жест и его значение. Русская народная сказка «Гуси-лебеди».

ОНЗ

Фронтальная

Индивидуальная

Групповая

Работа в парах.

Текущий контроль

Работа с учебником, текстом. Формирование навыка самоконтроля. Формирование умения работать в парах. Формирование умения обобщать и делать выводы.

12-13

Документ-камера

5,2

Помощники  слова в общении. Слова и жесты. Упражнении в составлении рассказа по картинкам.

Фронтальная

Индивидуальная

Групповая работа

Работа в парах

Текущий контроль

Работа с учебником, текстом. Формирование умения работать в парах.  Формирование умения обобщать и делать выводы.

14-15

Компьютер, интерактивная доска

6,2

Мы пришли в театр.

ОНЗ

Фронтальная

Групповая работа

Текущий контроль

Работа с учебником, текстом. Формирование умения работать в группах  Формирование умения обобщать и делать выводы.

16-17

Компьютер, интерактивная доска

7,2

Общение без слов.  Как понять животных ?

ОНЗ

Фронтальная работа

Текущий контроль

Работа с учебником, текстом. Формирование умения обобщать и делать выводы.

18-21

CD

8,2

Рассказы в картинках. Интонация, её роль в общении.

ОНЗ

Фронтальная

Работа в парах

Групповая работа

Текущий контроль

Работа с учебником, текстом. Формирование умения работать в группах и парах.  Формирование умения обобщать и делать выводы.

22-25

CD

9,3

Слова и предметы. «О чем рассказал Гулливер?»

ОНЗ

Фронтальная

Работа в парах

Коллективная Индивидуальная

Текущий контроль

Работа с учебником, текстом. Формирование умения работать в парах.  Формирование умения обобщать и делать выводы.

26-29

10,3

Путешествие по цветочному городу.
ОНЗ

Фронтальная

Коллективная Индивидуальная

Текущий контроль

Работа с учебником, текстом. Формирование навыка самоконтроля. Формирование умения обобщать и делать выводы.

30-31

CD

11,3

Охрана природы. Знаки в лесу и в парке.

ОНЗ

Работа в парах

Фронтальная

Индивидуальная

Текущий контроль

Работа с учебником, текстом. Формирование умения работать в парах. Формирование умения обобщать и делать выводы.

32-35

CD

12,3

Дорожные знаки. Кому адресованы знаки»

ОНЗ

Фронтальная

Индивидуальная Коллективная

Текущий контроль

Работа с учебником, текстом. Формирование умения обобщать и делать выводы.

36-37

CD

13,4

Удивительная встреча.
ОНЗ

Фронтальная

Текущий контроль

Работа с учебником, текстом. Формирование умения обобщать и делать выводы.

38-39

CD

14,4

Рассказ в картинка. Загадочные письма.
ОНЗ

Работа в парах

Фронтальная

Коллективная

Текущий контроль

Работа с учебником, текстом. Формирование умения работать в парах.  Формирование умения обобщать и делать выводы.

40-41

CD

15,4

Мир звуков. Звуки в природе.

ОНЗ

Фронтальная

Текущий контроль

Работа с учебником, текстом. Формирование умения обобщать и делать выводы.

42-45

CD

16,4

Гласные и согласные звуки.

ОНЗ

Работа в парах

Коллективная

Индивидуальная Фронтальная

Текущий контроль

Работа с учебником, текстом. Формирование умения работать в парах.  Формирование умения обобщать и делать выводы.

46-49

CD

17,5

Твердые и мягкие согласные звуки.

Фронтальная

Работа в парах

Индивидуальная

Текущий контроль

Работа с учебником, текстом. Формирование умения работать в парах. Формирование умения обобщать и делать выводы.

52-53

18,5

Слова и слоги. Ударение в слове.

ОНЗ

Индивидуальная –Фронтальная

Коллективная

Текущий контроль

Работа с учебником, текстом. Формирование умения обобщать и делать выводы.

54-57

CD

19,5

Слово
и предложение.
Обобщение. Сказки А. С Пушкина.

ОНЗ

Фронтальная

Коллективная

Групповая работа Индивидуальная

Работа в парах

Текущий контроль

Работа с учебником, текстом. Формирование умения работать в пгруппе.  Формирование умения обобщать и делать выводы.

58-64

20,5

Гласный звук «а», буквы «А», «а».

ОНЗ

Фронтальная

Групповая работа

Индивидуальная Коллективная

Текущий контроль

Работа с учебником, текстом. Формирование умения работать вгруппе.  Формирование умения обобщать и делать выводы.

68

CD

21,6

Звук о. Буква Оо

ОНЗ

Индивидуальная

Фронтальная

Работа в парах

Групповая работа Коллективная

Текущий контроль

Работа с учебником, текстом. Формирование умения работать в паре и группе.  Формирование умения обобщать и делать выводы.

69

CD

22,6

Звук у. Буква Уу

ОНЗ

Фронтальная

Работа в парах Индивидуальная Коллективная

Текущий контроль

Работа с учебником, текстом. Формирование умения работать в паре. Формирование умения обобщать и делать выводы.

70-71

CD

23,6

Звук и. Буква И,и

ОНЗ

Фронтальная

Индивидуальная

Коллективная

Фронтальная

Текущий контроль

Работа с учебником, текстом. Формирование умения обобщать и делать выводы.

72

CD

24,6

Звук ы. Буква ы

ОНЗ

Групповая работа Фронтальная работа

Работа в парах

Коллективная Индивидуальная

Текущий контроль

Работа с учебником, текстом. Формирование умения работать в паре и группе.  Формирование умения обобщать и делать выводы.

73

CD

25,7

Звук э. Буква Э,э

ОНЗ

Индивидуальная Фронтальная

Коллективная

Текущий контроль

Работа с учебником, текстом. Формирование умения обобщать и делать выводы.

74-75

CD

26,7

Обобщение изученного о гласных звуках.

Рефлексия.

Фронтальная Индивидуальная Коллективная

Текущий контроль

Работа с учебником, текстом. Формирование умения обобщать и делать выводы.

76-77

CD

27,7

Звуки м, м’, буква Мм 

ОНЗ

Фронтальная

Работа в парах

Коллективная Индивидуальная

Текущий контроль

Работа с учебником, текстом. Формирование умения работать в паре Формирование умения обобщать и делать выводы.

78

CD

28,7

Звуки с, с’, буква Сс 

ОНЗ

Индивидуальная Коллективная

Фронтальная

Текущий контроль

Работа с учебником, текстом. Формирование умения обобщать и делать выводы.

79

CD

29,8

Звуки н, н’. Буква Нн

ОНЗ

Фронтальная

Коллективная

Индивидуальная

Текущий контроль

Работа с учебником, текстом. Формирование умения обобщать и делать выводы.

80

CD

30,8

Звуки л, л’. Буква Лл 

ОНЗ

Фронтальная

Индивидуальная

Текущий контроль

Работа с учебником, текстом. Формирование умения обобщать и делать выводы.

81-83

CD

31,8

Звуки т, т’. Буква Тт

ОНЗ

Фронтальная

Работа в паре Индивидуальная Коллективная

Текущий контроль

Работа с учебником, текстом. Формирование умения работать в паре и группе.  Формирование умения обобщать и делать выводы.

84-85

CD

32,8

Звуки к, к’. Буква Кк

ОНЗ

Фронтальная  Индивидуальная

Текущий контроль

Работа с учебником, текстом. Формирование умения обобщать и делать выводы.

86-88

CD

33,9

Обобщение изученного о согласных звуках.
Повторение

Рефлексия.

Фронтальная  Индивидуальная

 Работа в парах

Групповая

Текущий контроль

Работа с учебником, текстом. Формирование умения работать в паре и группе.  Формирование умения обобщать и делать выводы.

89-91

CD

34,9

Звуки р, р’. Буква Рр

ОНЗ

Фронтальная  

Текущий контроль

Работа с учебником, текстом. Формирование умения обобщать и делать выводы.

92

CD

35,9

Звуки в, в’. Буква Вв

ОНЗ

Фронтальная

Текущий контроль

Работа с учебником, текстом. Формирование умения обобщать и делать выводы.

93

CD

36,9

Звуки п, п’. Буква Пп

ОНЗ

Фронтальная

Текущий контроль

Работа с учебником, текстом. Формирование умения обобщать и делать выводы.

94-95

CD

37,10

Звуки г, г’.

Буква Гг
ОНЗ

Фронтальная

Коллективная

Текущий контроль

Работа с учебником, текстом. Формирование умения обобщать и делать выводы.

96-97

CD

38,10

Чтение слогов, слов с буквами г, к
ОНЗ

Фронтальная

Коллективная

Индивидуальная

Текущий контроль

Работа с учебником, текстом. Формирование умения обобщать и делать выводы.

98-99

CD

39,10

Чтение слов, предложений изученными буквами.

Рефлексия.

Фронтальная

Индивидуальная

Текущий контроль

Работа с учебником, текстом. Формирование умения обобщать и делать выводы.

100-101

CD

40,10

Буква Ее 
в начале слова и после гласных

ОНЗ

Фронтальная

Индивидуальная Коллективная

Текущий контроль

Работа с учебником, текстом. Формирование умения обобщать и делать выводы.

102

CD

41,11

Буква Ёё 
в начале слова и после гласных

ОНЗ

Фронтальная

Коллективная

Текущий контроль

Работа с учебником, текстом. Формирование умения обобщать и делать выводы.

103-104

CD

42,11

Чтение слов, предложений с изученными буквами. Буквы е,ё после согласной. ОНЗ

Фронтальная Индивидуальная

Коллективная

Текущий контроль

Работа с учебником, текстом. Формирование умения обобщать и делать выводы.

105-107

CD

43,11

Чтение слов, предложений с изученными буквами.

Рефлексия

Фронтальная

Работа в парах

Текущий контроль

Работа с учебником, текстом. Формирование умения работать в паре Формирование умения обобщать и делать выводы.

108-110

Документ-камера

CD

44,11

Звуки б, б’. Буква

Бб 

ОНЗ

Фронтальная

Индивидуальная Коллективная

Текущий контроль

Работа с учебником, текстом. Формирование умения обобщать и делать выводы.

4-5

CD

45,12

Звуки з, з’. Буква Зз 

ОНЗ

Индивидуальная

Коллективная

Фронтальная

Работа в паре

Текущий контроль

Работа с учебником, текстом. Формирование умения работать в паре. Формирование умения обобщать и делать выводы.

6-7

CD

46.12

Чтение слов, предложений с изученными буквами.

Рефлексия.

Фронтальная

Текущий контроль

Работа с учебником, текстом. Формирование умения обобщать и делать выводы.

8-11

Документ-камера

47,12

Звуки д, д’. Буква Дд

ОНЗ

Работа в паре

Фронтальная

Индивидуальная

Текущий контроль

Работа с учебником, текстом. Формирование умения работать в паре Формирование умения обобщать и делать выводы.

12-13

CD

48,12

Звук ж, буква Жж

ОНЗ

Групповая работа

Фронтальная

Коллективная

Работа в парах

Текущий контроль

Работа с учебником, текстом. Формирование умения работать в паре и группе.  Формирование умения обобщать и делать выводы.

14-15

CD

49,13

Мои первые книжки. Рассказ. Сказка. Прибаутка. Загадка.  

Рефлексия

Работа в паре Индивидуальная Коллективная

Фронтальная

Текущий контроль

Работа с учебником, текстом. Формирование умения работать в паре Формирование умения обобщать и делать выводы.

16-19

Документ-камера

50,13

Веселые картинки. Упражнение в звуковом анализе слов. Составление сказок по заданному началу.

ОНЗ

Фронтальная

Текущий контроль

Работа с учебником, текстом. Формирование умения обобщать и делать выводы.

20-21

Документ-камера

51,13

Чтение сказок и рассказов. Однокоренные  слова (без термина).

ОНЗ.

Фронтальная

Текущий контроль

Работа с учебником, текстом. Формирование умения обобщать и делать выводы.

22-23

Документ-камера

52,13

Гласная буква буква  Я я перед гласной и после согласной.

ОНЗ

Фронтальная

Индивидуальная Коллективная

Текущий контроль

Работа с учебником, текстом. Формирование умения обобщать и делать выводы.

24-26

CD

53,14

Чтение слов и предложений с буквой я.
ОНЗ

Фронтальная

Работа в паре

Текущий контроль

Работа с учебником, текстом. Формирование умения работать в паре Формирование умения обобщать и делать выводы.

27-29

CD

54,14

Согласные звуки  х, х’. Буквы Х, х.

ОНЗ

Фронтальная

Работа в паре

Текущий контроль

Работа с учебником, текстом. Формирование умения работать в паре Формирование умения обобщать и делать выводы.

30-31

CD

55,14

Ь- показатель мягкости согласных. Чтение рассказов.

ОНЗ

Фронтальная

Коллективная

Текущий контроль

Работа с учебником, текстом. Формирование умения обобщать и делать выводы.

32-33

Документ-камера

CD

56,14

Согласный мягкий звук й’. Буквы Й, й.

ОНЗ

Фронтальная

Индивидуальная

Текущий контроль

Работа с учебником, текстом. Формирование умения обобщать и делать выводы.

34-35

CD

57,15

Чтение слов и предложений с изученными буквами.

Рефлексия.

Фронтальная

Текущий контроль

Работа с учебником, текстом. Формирование умения обобщать и делать выводы.

36-37

Документ-камера

58,15

Гласная буква Ю, ю перед гласной и после согласной.

ОНЗ

Фронтальная

 Индивидуальная

Коллективная

Текущий контроль

Работа с учебником, текстом. Формирование умения обобщать и делать выводы.

38-39

Документ-камера

CD

59,15

Чтение и сопоставление слогов с твердыми и мягкими согласными.

Рефлексия.

Фронтальная

Текущий контроль

Работа с учебником, текстом. Формирование умения обобщать и делать выводы.

40-41

Документ-камера

60,15

Приговорки, игры, загадки, песенки Отработка выразительности чтения.

ОНЗ.

Фронтальная

Текущий контроль

Работа с учебником, текстом. Формирование умения обобщать и делать выводы.

42-43

Документ-камера

61,16

Б. Заходер  «Весёлые стихи». Русские народные песенки. Отработка выразительности чтения.

ОНЗ.

Фронтальная

Текущий контроль

Работа с учебником, текстом. Формирование умения обобщать и делать выводы.

44-47

Документ-камера

CD

62,16

Согласный твердый звук [ш], буквы Ш. ш.

ОНЗ

Фронтальная

Индивидуальная

Текущий контроль

Работа с учебником, текстом. Формирование умения обобщать и делать выводы.

48-49

Документ-камера

63,16

Согласный мягкий звук [ч], буквы Ч, ч. 

ОНЗ

Индивидуальная

Фронтальная

Текущий контроль

Работа с учебником, текстом. Формирование умения обобщать и делать выводы.

50-51

CD

64,16

Согласный мягкий звук [щ],

буквы Щ, щ. ОНЗ

Фронтальная

Индивидуальная

Текущий контроль

Работа с учебником, текстом. Формирование умения обобщать и делать выводы.

52-53

Документ-камера CD

65,17

«Как хлеб пекут?» Чтение рассказов. Пословицы о хлебе.

ОНЗ

Фронтальная

Текущий контроль

Работа с учебником, текстом. Формирование умения обобщать и делать выводы.

54-55

Документ-камера CD

66,17

Буквы Цц,

ОНЗ

Индивидуальная

Фронтальная

Текущий контроль

Работа с учебником, текстом. Формирование умения обобщать и делать выводы.

56-

Документ камера

CD

67,17

Буквы Фф

ОНЗ

Индивидуальная

Фронтальная

Текущий контроль

Работа с учебником, текстом. Формирование умения обобщать и делать выводы.

57

CD

68,17

Чтение и сопоставление слогов с твердыми и мягкими согласными.

ОНЗ

Фронтальная

Текущий контроль

Работа с учебником, текстом. Формирование умения обобщать и делать выводы.

58-59

Документ-камера

69,18

Разделительный ь. разделительный ъ. (общее понятие) 

ОНЗ

Фронтальная

Коллективная Индивидуальная

Текущий контроль

Работа с учебником, текстом. Формирование умения обобщать и делать выводы.

60-61

Документ-камера

70,18

Разделительные ь и ъ. Чтение стихотворений и рассказов.

ОНЗ

Фронтальная

Коллективная

Текущий контроль

Работа с учебником, текстом. Формирование умения обобщать и делать выводы.

62-63

CD

71,18

Чтение текстов с изученными буквами. Отработка выразительности чтения.

Рефлексия.

Фронтальная

Текущий контроль

Фронтальный опрос

Работа с учебником, текстом. Формирование умения обобщать и делать выводы.

64-67

Документ-камера

72,18

Знаки вокруг нас. Знаки городов России. Слово- это знак. Значение слова.

ОНЗ

Индивидуальная

 Фронтальная

Коллективная

Текущий контроль

Фронтальный опрос

Работа с учебником, текстом. Формирование умения обобщать и делать выводы.

68-71

Документ-камера

73,19

Старинные азбуки и буквари. По страницам старинных книг.

ОНЗ.

Фронтальная

Коллективная

Текущий контроль

Фронтальный опрос

Работа с учебником, текстом. Формирование умения обобщать и делать выводы.

72-75

CD

74,19

«На что клад, когда в семье лад» Пословицы о доброте.

ОНЗ

Фронтальная

Коллективная

Текущий контроль

Фронтальный опрос

Работа с учебником, текстом. Формирование умения обобщать и делать выводы.

76-78

Документ-камера

75,19

С. Маршак. «Про все на свете».

ОНЗ.

Фронтальная

Текущий контроль

Фронтальный опрос

Работа с учебником, текстом. Формирование умения обобщать и делать выводы.

80-81

Документ

76,19

С чего начинается общение? А. Барто « Вовка-добрая душа», Б. Заходер «Приятная встреча».

ОНЗ

Фронтальная

Текущий контроль

Фронтальный опрос

Работа с учебником, текстом. Формирование умения обобщать и делать выводы.

82-83

Документ

77,20

И. Токмакова Разговор старой ивы с дождем», «Ива», В. Берестов. «О чем поют воробушки».

ОНЗ.

Индивидуальная

 Фронтальная

Групповая

Текущий контроль

Фронтальный опрос

Работа с учебником, текстом. Формирование умения работать в группе.   Формирование умения обобщать и делать выводы.

84-86

Документ

78,20

М. Пляцковский «Ромашки в январе», Н. Матвеева «Птичьи наряды», Л. Толстой «мышка».

ОНЗ

Фронтальная

Текущий контроль

Фронтальный опрос

Работа с учебником, текстом. Формирование умения обобщать и делать выводы.

87-89

Документ

79,20

Б. Заходер «Моя Вообразилия», Л. Квитко «Разговор с вилкой»

ОНЗ

Фронтальная

Текущий контроль

Фронтальный опрос

Работа с учебником, текстом. Формирование умения обобщать и делать выводы.

90-91

Документ-камера

80,20

Что, где, когда и почему? Б. Заходер «Почему?» Н. Сладков «Почему год круглый?»

Рефлексия

Фронтальная

Текущий контроль

Фронтальный опрос.

Работа с учебником, текстом. Формирование умения обобщать и делать выводы.

92-93

CD

81,21

Удивительное рядом. Е. Соловьева «Коралловый риф», Б. Заходер «Ура!»

Рефлексия

Фронтальная

Индивидуальная

Текущий контроль

Фронтальный опрос

Работа с учебником, текстом. Формирование умения обобщать и делать выводы.

94-95

Документ-камера

82,21

Чтобы представить слово. Э. Мошковская «Такая, в общем, история», С Есенин «Береза»

ОНЗ

Фронтальная

Текущий контроль

Фронтальный опрос

Работа с учебником, текстом. Формирование умения обобщать и делать выводы.

96-97

Документ-камера

83,21

Об одном
и том же по-разному

ОНЗ

Индивидуальная Коллективная

Фронтальная

Текущий контроль

Фронтальный опрос

Работа с учебником, текстом. Формирование умения обобщать и делать выводы.

98-101

Документ-камера

84,21

Н. Матвеева «В лесу», Н. Сладков «Сорочьи тараторки», «Кто как спит», В, Бианки «Кто чем пишет».

ОНЗ

Фронтальная

Текущий контроль

Фронтальный опрос

Работа с учебником, текстом. Формирование умения обобщать и делать выводы.

102-103

Документ-камера

85,22

Сравни

и подумай.

ОНЗ

Фронтальная

Групповая работа

Текущий контроль

Работа с учебником, текстом. Формирование умения работать в группе.  Формирование умения обобщать и делать выводы.

104-105

Документ-камера

86,22

Большие и маленькие секреты  

ОНЗ

Индивидуальная

Фронтальная

Текущий контроль

Работа с учебником, текстом. Формирование умения обобщать и делать выводы.

106-107

Документ-камера

87,22

Волшебство слова

ОНЗ

Индивидуальная

Коллективная

Фронтальная

Текущий контроль

Работа с учебником, текстом. Формирование умения обобщать и делать выводы.

108-109

Документ-камера

88,22

Считалочки в стране  Считалия.

ОНЗ

Фронтальная

Текущий контроль

Работа с учебником, текстом. Формирование умения обобщать и делать выводы.

110-111

Документ-камера

89,23

Сказки. Присказки. Загадки.

ОНЗ

Фронтальная

Текущий контроль

Работа с учебником, текстом. Формирование умения обобщать и делать выводы.

112-117

CD

90,23

А. Дмитриев «Однажды я встретил…» «. Дружиннков «Хвастунишка», А. Майков «Колыбельная песня»

ОНЗ.

Фронтальная

Текущий контроль

Работа с учебником, текстом. Формирование умения обобщать и делать выводы.

118-120

CD

91,23

С. Маршак «Наши с папой разговоры». Л. Толстой «Чиж», «Богач», А. Плещеев «Мать».

ОНЗ

Фронтальная

Текущий контроль

Фронтальный опрос

Работа с учебником, текстом. Формирование умения обобщать и делать выводы.

121-123

CD

92,23

Л. Тостой «мальчик и орехи», К Ушинский «Гришенька», «Два козлика» «две козы».

ОНЗ

Фронтальная

Текущий контроль

Фронтальный опрос

Работа с учебником, текстом. Формирование умения обобщать и делать выводы.

124-125

Документ

93,24

Вводный урок. Знакомство

с учебником

ОНЗ

Индивидуальная

Фронтальная

Текущий контроль

Фронтальный опрос

Работа с учебником, текстом. Формирование умения обобщать и делать выводы.

1-3

Документ-камера

94,24

Книга. Читатель. Писатель С. Маршак «Новому читателю».

ОНЗ

Индивидуальная

Работа в паре

Фронтальная

Текущий контроль

Фронтальный опрос

Работа с учебником, текстом. Формирование умения работать в паре

Формирование умения обобщать и делать выводы.

4-7

Документ-камера

95,24

Кто говорит молча? Возникновение письменности С. Михалков «Как бы жили

мы без книг?..»

ОНЗ

Фронтальная

Индивидуальная Коллективная

Текущий контроль

Фронтальный опрос

Работа с учебником, текстом. Формирование умения обобщать и делать выводы.

8-13

Интерактивная доска.

96,24

Мы идем в библиотеку (экскурсия)

ОНЗ

Индивидуальная –

Работа в паре

Текущий контроль

Фронтальный опрос

Работа с учебником, текстом. Формирование умения работать в паре

Формирование умения обобщать и делать выводы.

14-19

Экскурсия

97,25

Мои любимые писатели  А. С. Пушкин « У лукоморья дуб зеленый»
ОНЗ

Фронтальная

Индивидуальная Коллективная

Текущий контроль

Фронтальный опрос

Работа с учебником, текстом. Формирование умения обобщать и делать выводы.

20-21

Документ-камера

98,25

Мои любимые писатели  К Чуковский «Айболит». Обобщение по разделу.

ОНЗ

Фронтальная

Индивидуальная

Групповая

Коллективная

Текущий контроль

Фронтальный опрос

Работа с учебником, текстом. Формирование умения работать в группе.  Формирование умения обобщать и делать выводы.

24-27

Документ-камера

99,25

Песенки. Пословицы. Загадки считалки.

ОНЗ.

Фронтальная

Текущий контроль

Работа с учебником, текстом. Формирование умения обобщать и делать выводы.

28-32

Документ-камера

100,25

Загадки разных народов. Пословицы разных народов.

ОНЗ

Работа в паре

Фронтальная

Текущий контроль

Работа с учебником, текстом. Формирование умения работать в паре

Формирование умения обобщать и делать выводы.

33-39

CD

101,26

Читалочка – обучалочка. Наш театр. «Перчатки» Английская народная сказка.

ОНЗ

Фронтальная

Текущий контроль

Работа с учебником, текстом. Формирование умения обобщать и делать выводы.

40-48

Документ-камера

102,26

Обобщение по разделу.

Рефлексия

Фронтальная

Текущий контроль

Работа с учебником, текстом. Формирование умения обобщать и делать выводы.

49-51

Документ-камера

103,26

Викторина «Узнай сказку», В.Берестов «Солнце, дождик, приходите…» Понятие: сказочный герой»

ОНЗ

Фронтальная

Коллективная

Индивидуальная

Текущий контроль

Фронтальный опрос

Работа с учебником, текстом. Формирование умения обобщать и делать выводы.

52-55

Документ-камера

104,26

Юдин. Почему «А» первая?    Т. Коти. Катя и буквы.    И. Гамазкова Живая азбука

ОНЗ

Фронтальная

Текущий контроль

Фронтальный опрос

Работа с учебником, текстом. Формирование умения обобщать и делать выводы.

56-65

Документ-камера

105,27

Русская народная сказка «Лиса, заяц и петух», Л. Пантелеев «Две лягушки»

ОНЗ

Фронтальная

Индивидуальная Коллективная

Текущий контроль

Фронтальный опрос

Работа с учебником, текстом. Формирование умения обобщать и делать выводы.

66-73

Документ-камера

106,27

Наш театр С. Михалков «Сами виноваты». «Сказка»

ОНЗ..

Фронтальная

Индивидуальная

Групповая

Коллективная

Текущий контроль

Фронтальный опрос

Работа с учебником, текстом. Формирование умения работать в группе.  Формирование умения обобщать и делать выводы.

86-89

Документ-камера

107,27

Обобщение по разделу.

Рефлексия

Фронтальная

Текущий контроль

Фронтальный опрос

Работа с учебником, текстом. Формирование умения обобщать и делать выводы.

90-92

Документ-камера

108,27

Общение. Диалог. В. Лунин «никого не обижай», Е. Благинина «Котенок», И. Токмакова «Лягушки»

ОНЗ

Работа в паре

Фронтальная

Коллективная Индивидуальная

Групповая

Текущий контроль

Фронтальный опрос

Работа с учебником, текстом. Формирование умения работать в паре и группе.   Формирование умения обобщать и делать выводы.

4-7

Документ-камера

109,28

«Разговоры, разговоры, разговоры…»

ОНЗ

Фронтальная

Индивидуальная

Работа в паре

Коллективная

Текущий контроль

Работа с учебником, текстом. Формирование умения работать в паре

Формирование умения обобщать и делать выводы.

8-11

Документ-камера

110,28

«Мы в ответе за тех, кого приручили…»   ОНЗ

Фронтальная

Индивидуальная

Работа в паре

Коллективная

Текущий контроль

Работа с учебником, текстом. Формирование умения работать в паре

Формирование умения обобщать и делать выводы.

13-19

Документ-камера

111,28

Л. Толстой «Обходиться добром со всяким», «Не мучить животных», «Пожарные собаки»

ОНЗ

Фронтальная

Текущий контроль

Работа с учебником, текстом. Формирование умения обобщать и делать выводы.

22-27

Документ-камера

112,28

Наш театр. С. Маршак.  Волк и Лиса.

ОНЗ

Фронтальная

Текущий контроль

Фронтальный опрос

Работа с учебником, текстом. Формирование умения обобщать и делать выводы.

28-33

Документ-камера

113,29

Обобщение по разделу.

Рефлексия

Фронтальная

Текущий контроль

Работа с учебником, текстом. Формирование умения обобщать и делать выводы.

34-37

Документ-камера

114,29

С. Михалков «Песенка друзей», «когда мои друзья со мной», А. Барто «Сонечка».

ОНЗ

Фронтальная

Текущий контроль

Фронтальный опрос

Работа с учебником, текстом. Формирование умения обобщать и делать выводы.

38-43

Документ-камера

115,29

Е. Пермяк «Самое страшное»,В. Осеева «Брат и старшая сестра»

ОНЗ

Фронтальная

 Индивидуальная

Коллективная

Работа в паре

Текущий контроль

Фронтальный опрос

Работа с учебником, текстом. Формирование умения работать в паре.   Формирование умения обобщать и делать выводы. на прочитанное

44-49

Документ-камера

116,29

Мы идем в библиотеку. В. Лунин «Велосипедист», И. Токмакова «Невпопад».

ОНЗ

Фронтальная Индивидуальная

Текущий контроль

Фронтальный опрос

Работа с учебником, текстом. Формирование умения обобщать и делать выводы.

50-53

Документ-камера

117,30

Е Благинина  «Паровоз», «Подружка», В. Лунин «Мне туфельки мама вчера подарила».

ОНЗ

Фронтальная

Текущий контроль

Фронтальный опрос

Работа с учебником, текстом. Формирование умения обобщать и делать выводы.

Документ-камера

118,30

Наш театр М. пляцковский «Солныщко на память», Ю. Мориц « Это-да» Это-нет!»

ОНЗ

Фронтальная

Коллективная Индивидуальная

Текущий контроль

Фронтальный опрос

Работа с учебником, текстом. Формирование умения обобщать и делать выводы.

56-59

Документ-камера

119,30

Л. Толстой «Не лениться», «Косточка».

ОНЗ

Индивидуальная

Фронтальная

Коллективная

Групповая

Текущий контроль

Фронтальный опрос

Работа с учебником, текстом. Формирование умения работать в группе.   Формирование умения обобщать и делать выводы.

60-61

Документ-камера

120,30

Обобщение по разделу

Рефлексия

Фронтальная

Текущий контроль

Фронтальный опрос

Работа с учебником, текстом. Формирование умения обобщать и делать выводы.

62-65

Документ-камера

121,31

Понятия :стихи, рифма. П. Воронько «Лучше нет родного края».

ОНЗ

Работа в паре Индивидуальная

Текущий контроль

Фронтальный опрос

Работа с учебником, текстом. Формирование умения работать в паре

Формирование умения обобщать и делать выводы.

67-69

Документ-камера

122,31

Стихотворения русских поэтов

о родной природе

ОНЗ

Индивидуальная  Фронтальная

Коллективная

Работа в паре

Текущий контроль

Фронтальный опрос

Работа с учебником, текстом Формирование умения работать в паре. Формирование умения обобщать и делать выводы.

70-73

Документ-камера

123,31

Репродукции картин. Сравнение произведений литературы и живописи.
ОНЗ

Работа в паре

Фронтальная

Индивидуальная

Текущий контроль

Фронтальный опрос

Работа с учебником, текстом. Формирование умения работать в паре

Формирование умения обобщать и делать выводы.

74-77

Документ-камера

124,31

В. Сухомлинский «Четыре сестры», А. Введенский «Песенка о дожде», И. Токмакова «Сенокос».
ОНЗ

Фронтальная

Текущий контроль

Фронтальный опрос

Работа с учебником, текстом. Формирование умения обобщать и делать выводы.

80-83

Документ-камера

125,32

В. Берестов «Любили тебя без особых причин», А. Митяев « За что люблю маму»

ОНЗ

Фронтальная

Текущий контроль

Фронтальный опрос

Работа с учебником, текстом. Формирование умения обобщать и делать выводы.

84-87

Документ-камера

126,32

Г. Виеру « сколько звезд на ясном небе», Н. Бромлей «Какое самое первое слово?» В. Берестов «Стихи».

ОНЗ

Фронтальная

Текущий контроль

Фронтальный опрос

Работа с учебником, текстом. Формирование умения обобщать и делать выводы.

84-86

Документ-камера

127,32

Мы идем в библиотеку. Книги о Родине. Выставка книг.

Рефлексия.

Фронтальная

Текущий контроль

Фронтальный опрос

Работа с учебником, текстом. Формирование умения обобщать и делать выводы.

89

Документ-камера

128,32

Е. Пермяк «Первая рыбка», И. Косяков «Все она».

ОНЗ.

Фронтальная

Текущий контроль

Фронтальный опрос

Работа с учебником, текстом. Формирование умения обобщать и делать выводы.

90-91

Документ-камера

129,33

Обобщение по разделу. Л. Толстой «Мальчик и отец», К Ушинский «Лекарство»

Рефлексия.

Фронтальная

Текущий контроль

Фронтальный опрос

Работа с учебником, текстом. Формирование умения обобщать и делать выводы.

92-93

Документ-камера

130,33

Р. Сеф «Совершенно не понято», В. Маяковский «Тучкины штучки»

ОНЗ

Фронтальная

Текущий контроль

Фронтальный опрос

Работа с учебником, текстом. Формирование умения обобщать и делать выводы.

95-97

Документ-камера

131,33

Ю. Мориц «Сто фантазий», И. Пивоваров «Я палочкой волшебной…»

ОНЗ.

Фронтальная

Текущий контроль

Фронтальный опрос

Работа с учебником, текстом. Формирование умения обобщать и делать выводы.

98-101

Документ-камера

132,33

Г. Цмферов «Про меня и про цыпленка». Обобщение по разделу.

Рефлексия.

Фронтальная

Текущий контроль

Фронтальный опрос

Работа с учебником, текстом. Формирование умения обобщать и делать выводы.

101-103

Документ-камера


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по обучению грамоте (обучение чтению и письму) Школа России 1 класс ФГОС

Рабочая программа по обучению грамоте (обучение чтению и письму) Школа России 1 класс ФГОС...

Рабочая программа по обучению грамоте (письмо, чтение), русскому языку. "Школа России", В.П.Канакина

Рабочая программа по русскому языку для 1 класса, в которой совмещены календарно-тематические планирования по обучению грамоте: письмо и чтение....

1 класс. Рабочая программа по обучению грамоте, литературному чтению, УМК "Школа России"

Язык – это средство общения людей, орудие формирования и выражения мыслей и чувств, средство усвоения новой информации, новых знаний. Но для того, чтобы эффективно воздействовать на разум и чувс...

Рабочая программа по обучению грамоте(литературному чтению) 1 класс УМК "Школа России"

Рабочая программа составлена на основе Федерального государственного образовательного стандарта Начального Общего Образования (приказ Министерства образования и науки РФ №17785 от 6 октября 2009г) и ...