Урок обучения грамоте
план-конспект урока по чтению (1 класс) по теме

Блажко Ольга Петровна

 Урок обучения грамоте в 1 классе по теме:"Знакомство с буквой Ц".  УМК "Начальная школа 21 века"

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 1.doc.docx25 КБ
Файл 2.ppt.pptx2.88 МБ

Предварительный просмотр:

Блажко Ольга Петровна

учитель начальных классов

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №6»

Ленинградская область, город Сосновый Бор

КОНСПЕКТ УРОКА «ЗНАКОМСТВО С БУКВОЙ Ц»

(1 класс, «Начальная школа ΧΧΙ века» под редакцией Н.Ф.Виноградовой)

Базовый учебник: "Букварь" для 1 класса четырѐхлетней начальной школы (авторы Журова Л.Е., Евдокимова А.О.)

Цель урока: организовать деятельность учащихся, направленную на формирование у учащихся умения выделять в слове согласный звук [ц] и обозначать его на письме  буквой ц.

Задачи:

-обучающие: знакомство учащихся с буквой ц, формирование умения обозначать на письме согласный звук [ц]  буквой ц;

-развивающие: развитие познавательного интереса, формирование умения использовать знаково-символические средства для решения задач;

-воспитательная: воспитывать у учащихся умение взаимодействовать друг с   другом  на уроке.

Тип урока: урок формирования первоначальных знаний.

Техническое оборудование: интерактивная доска, компьютер, проектор.

Формы работы: демонстрация (работа с интерактивной доской), беседа, работа с учебником, моделирование, работа в тетради, работа в парах.

Регулятивные  УУД:

-ученик научится использовать речь для регуляции своего действия;

-сравнивать свои ответы с  ответами своих одноклассников;

Познавательные  УУД:

-научиться использовать знаково-символические средства, в том числе модели, для решения задач;

Коммуникативные  УУД:

-внимательно слушать друг друга;

-получит возможность научиться взаимодействовать друг с другом.

Ход урока:
1. Организационный момент.    (Слайд №1)

Прозвенел звонок для вас,

Встали все у парт красиво.

Поздоровались учтиво,

Тихо сели, спинки прямо,

Начинается урок.

 Тем, кто любит заниматься

 Я открою свой секрет –

 Увлекательнее чтенья

 Ничего на свете нет.

- Я, думаю, что сегодня на урок вы пришли с хорошим настроением. Ведь только с хорошим настроением любая работа спорится, любое дело делается.

2. Актуализация знаний.       (Слайд №2)

-На каждом уроке обучения грамоте вы, ребята, становитесь настоящими мастерами слова, учитесь слушать, слышать, понимать и внимательно читать. Я приглашаю звуковых мастеров в мастерскую слова.

(У доски работают 2 ученика)

-А пока наши мастера моделируют слова, мы проведём «Звуковую викторину» (Учитель демонстрирует слайд с изображением опорной схемы)    (Слайд №3)

1. На какие две группы делятся звуки нашей речи?

(Звуки нашей речи делятся на гласные и согласные)

2. Какие звуки мы называем гласными? (Звуки, которые поются, тянутся, произносятся без преград)

3. Сколько гласных звуков в нашей речи? (В нашей речи 6 гласных звуков)

4. А сколько гласных букв?  (Гласных букв 10)

5. Какие могут быть гласные звуки? (Ударные и безударные)

6. Какие звуки мы называем согласными? (Звуки, которые не тянутся, не поются, произносятся с препятствиями)

7. Какими могут быть согласные звуки? (Твёрдыми, мягкими, звонкими и глухими)

8. Назовите гласные, которые дают команду «Читать твёрдо!» ( а, о, ы, у, э )

9. Какие гласные, дают команду «Читать мягко!»?  ( я, ё, е, и, ю )   (Слайд №4)

-Проверяем работу звуковых мастеров. (Сигналы)

3. Целеполагание.

-Сегодня мы продолжим путешествие по страницам «Букваря».    (Слайд№5)

Рассмотрите иллюстрации и условные обозначения на страницах 138-139.  Предположите, чем мы будем заниматься на уроке.

Предположения детей:

  • знакомиться с новой буквой
  • моделировать звуковые схемы слов
  • соотносить схемы со словами, которые зашифрованы в картинках
  • познакомимся с новым правилом
  • решать кроссворды
  • отгадывать загадки
  • читать слоги, слова и предложения с новой буквой

-Определите тему нашего урока.

Тема урока: « Знакомство с буквой Ц»

4. Изучение нового. Проблемная ситуация.     (Слайд №6)

1) Выделение звука [ц] из слова и его характеристика.

-Ребята, а теперь догадайтесь, кто станет главным героем нашего урока.

К нам явился в жёлтой шубке

И сказал: «Прощай, скорлупка!»

-Как догадались?

-Конечно, это цыплёнок. А зовут его Цып. Выделите первый звук в слове цыплёнок. Выделите первый звук в слове Цып.

Дайте характеристику этому звуку.

(Звук [ц] – согласный, твёрдый, глухой, нет пары)

2) Знакомство с буквой Ц.

-Звук [ц] – всегда твёрдый, обозначается буквой Ц. Найдите в кассе букву Ц.

Сравните строчную печатную букву и прописную печатную букву Ц.

-В каком случае мы будем писать заглавную букву Ц? 

(Имена, клички пишем с заглавной буквы)

-Как напишем слово цыплёнок? А Цып?

3)  Работа в парах. Моделирование.    (Слайд №7)

-С нашим героем  мы снова отправляемся в мастерскую слова. (Стр. 138)     Соотнесите схемы слов с рисунками птиц.

-Какому слову соответствует 1 схема? (Синица) - Как догадались?

-Какому слову соответствует 2 схема? (Цапля)

- Выложите фишками звуковые модели этих слов. Работаем в парах.

-Кто выполнил задание, проверьте работу своего товарища, покажите свою готовность.

(Проверка выполненной работы)

4) Сопоставление звуков в словах синица, цапля.

-А теперь, ребята, внимание! Проведём небольшое исследование, для этого вам нужно сравнить звуки, указанные в схемах стрелочками.

Что вы скажете о них? (И в первой и во второй схеме звуки [ц] – одинаковые, они произносятся твёрдо)

-Какой вывод можно сделать? (Звук [ц] - всегда твёрдый, у него нет мягкой пары)

-Какой буквой обозначите данный звук?

(Одновременно работают у доски двое учеников:  делят данные слова на слоги, определяют ударный слог.)  ( Проверка. Сигналы. )

5) Физкультминутка.       (Слайд №8)

Шёл цыплёнок по дорожке,

Прыгал он на тонкой ножке.

А ещё кружился смело,

Крылышком махал умело

Он спешил себе домой,

К милой мамочке родной.

5. Первичное закрепление нового материала.

1) Формирование навыков чтения.     (Слайд №9)

А сейчас, друзья, узнаем

Хорошо ли мы читаем.

Чётко, громко говори

А на паузах замри.

Целым словом прочитай

На «отлично» отвечай!

-При чтении всегда нужно помнить – у звука [ц] нет мягкой пары.

Все слоги-слияния читаем твёрдо. Буквы И и Е не оказывают на Ц никакого влияния. Звук [ц] всегда произносится твёрдо.  (Хоровое чтение)

-Прочитайте слова, которые заканчиваются на слог ЦЫ.    (Слайд №10)

2) Отгадывание загадок, составление слов в кроссворде.     (Слайд №11)

-Мы внимательно читаем и работу продолжаем. Работаем на странице 139.

-Выберите для самостоятельного чтения одну из загадок Корнея Ивановича Чуковского. Прочитайте загадку – стихотворение про себя, приготовьтесь читать вслух.

-Кто готов прочитать 1 загадку? Читаем чётко, громко, выразительно. Кто это?

Кто прочитает 2 загадку? Что это?

-Загадки отгадали, а теперь нужно заполнить строки кроссворда. Ребята, а как распределить эти слова в кроссворде?

(По горизонтали – цыплёнок, по вертикали – огурец)

(2 ученика у доски заполняют строки нужными буквами)

3) Самостоятельная работа в тетради «Я учусь писать и читать» (стр.71).

-Впишите печатную букву Ц в слова, в которых 2 слога.

(Проводится взаимопроверка в парах)

-Прочитайте эти слова. (Дети объясняют, доказывают, исправляют ошибки)

4) Знакомство со сказкой Георгия Юдина «Цыплёнок Цып».  (Слайд №12)

-А у нас на уроке ещё одно знакомство. Послушайте сказку Георгия Юдина «Цыплёнок Цып», запомните слова со звуком [ц], которые вам встретятся в этой сказке. (Дети называют слова со звуком [ц])

-Какой совет цыплёнку дала Цапля? (Чтобы учить - надо самому знать)

-Чему учит сказка? (Надо всему учиться)

6. Итог урока. Рефлексия.  

-Ребята, как вы думаете, цыплёнок Цып получил новые знания на  уроке?  (Он познакомился с новой буквой Ц, которая обозначает твёрдый звук [ц])

-Что особенного в новой букве?

( Обозначает согласный, твёрдый, непарный звук. Буквы И и Е не оказывают на букву Ц никакого влияния. Звук [ц] - произносится всегда твёрдо)

Завершается урок,

Он пойдёт ребятам впрок.

Постарались всё понять?

Учились тайны открывать?

Ответы полные давали?

На уроке не зевали?      (Слайд №13)

-Оцените свою работу на уроке. Выберите  одно из предложений. Сигнал.

  • На уроке я был активным и внимательным. Я всё запомнил.
  • Я работал хорошо. Но в некоторых заданиях я сомневался.
  • Не всё получилось, как хотелось бы. Ещё придётся потрудиться.

 

Список использованных источников для оформления презентации:

http://900igr.net/kartinki/russkij-jazyk/Suschestvitelnoe/Imja-suschestvitelnoe.html - для слайда №1

http://allday2.com/index.php?newsid=139907  - для слайда №2

http://ppt4web.ru/detskie-prezentacii/glasnye-i-soglasnye-zvuki.html слайда №3

http://propowerpoint.ru/detskij-shkolnyj-shablon-dlya-prezentacij/-для слайда №5

http://school64.uz/index/alfavit_v_stikhakh_chast_2/0-210 - для слайда №6

http://www.max-foto.info/birds/sinitsa/bolshaya-sinitsa-na-v… - для слайда №7

http://dompolnajachasa.at.ua/publ/skachat_besplatno_prezentaciju_quot_fizkultminutka_cyp_cyp_povtorjaj_za_mnoj_quot/57-1-0-1355 - для слайда №9

Elektronnyy bukvar - для слайда  №10, №11

http://stepnoysad.narod.ru/index/0-17 - для слайда №6, №12, №13, №14.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Урок обучения грамоте 1 . 1 класс » А Б

Слайд 2

МАСТЕРСКАЯ СЛОВА А Б В

Слайд 3

Звуки речи

Слайд 4

Гласные а о ы у э я ё е и ю

Слайд 5

Знакомство с буквой Ц,ц Букварь

Слайд 6

цыплёнок Цып ц

Слайд 7

?

Слайд 8

синица цапля

Слайд 10

е и ы у о ц а ы а о е и у

Слайд 11

огур молод ножни сквор пти спи цы цы цы цы цы цы цы

Слайд 12

Корней Иванович Чуковский Загадки

Слайд 13

ы о

Слайд 14

«Цыплёнок Цып » Слушаем сказку

Слайд 15

На уроке я был активным и внимательным. Я всё запомнил. Я работал хорошо. Но в некоторых заданиях я сомневался. Не всё получилось, как хотелось бы.. Ещё придётся потрудиться. Оцени свою работу.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Интегрированный урок обучения грамоте и трудового обучения

УМК "Школа России",     Русская азбука;  Горецкий В. Г., Кирюшкин В. А., Шанько А. ФУрок проведен с упором на  применением здоровьесберегающих технологий. ...

урок обучения грамоте "Планета знаний"Тема урока: Урок обучения грамоте Звук [щ\']. Буквы Щ, щ.

Ход урока. 1. Орг . момент . Снег порхает и сверкает В золотом сиянье дня. Словно пухом устилает Все дороги и дома. Сыплет, сыплет снег-снежок. Начинаем наш урок.-Ка...

Мастер - класс "Виды работы над звуком, буквой, словом на уроках обучения грамоте в системе развивающего обучения Л.В.Занкова в рамках ФГОС"

Целью данного мастер - класса является формирование представлений об организации работы на уроках обучения грамоте в соотетствии с требованиями нового образовательного стандарта с учётом УУД и ...

Проект урока обучения грамоте в развивающей системе обучения

В конспекте представлен материал по одной из сложнейших тем основного периода обучения грамоте "Йотированные гласные Е,Ё,Ю,Я" по развивающей системе обучения.Цель: изучить йотированные гласные буквы е...

УРОК ОБУЧЕНИЕ ГРАМОТЕ (ОБУЧЕНИЕ ЧТЕНИЮ) по ФГОС

Тема:  Закрепление изученного по теме шипящие звуки ( букварь стр.99) -1 класс по программе «Планета знаний»Цель: создать условия для тренировки детей в осмысленном правильном и выра...

Урок обучения грамоте (чтение) в 1 классе по системе развивающего обучения Л.В.Занкова учитель начальных классов Кичигина Тамара Федоровна

Урок разработан в соответствии с требованиями ФГОС НОО по системе развивающего обучения Л.В. Занкова....

Календарно-тематическое планирование уроков обучения грамоте(чтение) по УМК"Школа России" 1 класс и обучение письму

Календарно-тематическое планирование с УУД уроков обучения грамоте ( чтение) по УМК "Школа России" и обучение письму....