Совершенствование техники чтения
статья по чтению по теме

Миронова Ольга Владимировна

 

 

В статье рассказывается о различных формах совершенствования техники чтения.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Использованные материалы и Интернет-ресурсы

1.     http://festival.1september.ru/articles/418454/

2.     Журнал «Начальная школа», №8/1990, с. 52-62: В.Н. Зайцева «Резервы обучения чтению»

3.     Газета «Начальная школа», №8/1997, с. 3-4, 13-14: Л. Игнатьевой «Хотеть недостаточно, надо действовать»

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл sovershenstvovanie_tekhniki_chteniya.docx20.67 КБ

Предварительный просмотр:

Совершенствование техники чтения.

Чтение – вот лучшее учение.

Следовать за мыслями великого человека –

есть наука самая занимательная.

А. С. Пушкин.

Работая в  школе более 20 лет, наблюдается огромная тенденция того, что учащиеся с каждым поколением менее заинтересованы в умении быстро, правильно и выразительно читать. Кого или что винить в этом вопросе, четко сказать никак нельзя. Технический век, занятость родительского внимания или просто сокращение учебных часов литературного чтения никак не должно отражаться на формировании оптимального чтения.

Оптимальное чтение – это чтение со скоростью разговорной речи, т.е. в темпе от 120 до 150 слов в минуту. Именно к такой скорости приспособился за многие столетия артикуляционный аппарат человека, именно при этой скорости достигается лучшее понимание текста. Скорость чтения является самым важным фактором из числа влияющих на успеваемость. По оценкам психологов, на успеваемость вливают более более 200 факторов. Естественно, что все их учесть невозможно, но и не следует оценивать действие всех факторов на успеваемость. Есть демагогическое утверждение, что в педагогике все важно. Если более важные факторы надо учитывать, то менее важными факторами следует пренебречь, иначе нас физически на все не хватает. Психологи и учителя отобрали 40 факторов, сильно влияющих на успеваемость, затем ввели их в тесты, анкеты. Когда протестировали и проанкетировали около 2000 учащихся, оказалось что, существует фактор номер один – скорость чтения.

Зачем необходимо оптимальное чтение?

Ученик Вася переходя в 5 класс имеет скорость чтения 38 слов в минуту. В среднем домашнее задание составляет 6-8 страниц учебника, это примерно 6500 слов. Разделим на 38 слов. Получается примерно 170 минут или около 3 часов, ещё прибавим 6ч, которые Вася пробыл в школе, получится 15-ти часовой рабочий день. Мы уже нарушили Кодекс законов о труде. Плюс письменные задания по математике, русскому языку и др. станет совершенно ясно, что 24часов в сутки не хватит Васе, чтобы выполнить домашнее задание. Вася, таким образом, обречен на неуспеваемость. Каких бы репетиторов не приглашали, они ничего не смогут сделать с Васей до тех пор, пока не научат элементарному – читать!

Эта проблема существует во многих школах, наша не исключение. Что делать? Учителями методического объединения, которым я руковожу, было решено, что необходимо рассмотреть и подобрать наиболее эффективные резервы обучения чтению.

  1. Ежеурочные пятимунутки чтения (монгольская методика).  Ребенок приносит в школу свою любимую книгу и любой урок начинается с того, что все дети 5 минут читают в режиме жужжащего чтения.
  2. Жужжащее чтение (элемент Павлышевской школы В.А. Сухомлинского). Все ученики в течение 5 минут читают одновременно вслух вполголоса, чтобы не мешать товарищам, каждый со своей скоростью.
  3. Важна не длительность, а частота тренировочных упражнений. Человеческая память устроена таким образом, что запоминается не то, что постоянно перед глазами, а то, что мелькает: то есть, то  нет. Именно оно создает раздражение и запоминается. Поэтому, если мы хотим освоить какие-то умения, довести их до автоматизма, до уровня навыка, то мы вовсе не должны проводить длительные по времени упражнения, их надо проводить короткими порциями, но с большой частотой.

Что же зачастую наблюдается в интеллигентных семьях? Папа или мама  усаживают своего сынишку – первоклассника, который плохо читает, у которого чтение вызывает затруднение, и говорит: «прочитай вот эту сказку. Пока не прочитаешь из-за стола не выходи!» При той низкой технике чтения, которой обладает первоклассник, ему необходимо 1-1,5ч чтобы прочитать коротенькую сказку. Это 1-1,5ч очень трудной работы. Папа и мама допускают очень серьёзную педагогическую ошибку, подавляя у ребенка желание читать. Было бы гораздо лучше, если бы домашняя тренировка проводилась тремя порциями по 5 минут. Небольшой абзац ребенок читает и пересказывает его содержание. Через 1-2ч еще одна порция. Перед сном еще одна порция. Эффективность такой тренировки гораздо выше, чем тренировка в течение 1-1,5ч за один приём.

  1. Хорошие результаты дает чтение перед сном. Дело в том, что последние события дня фиксируются эмоциональной памятью и те 8 часов, когда человек спит, он находится под их впечатлением. Организм привыкает к этому состоянию. Ещё 200 лет назад говорилось «Студент  , науками живущий, учи псалтырь на сон грядущий». Или в любой религии вечерняя молитва укрепляет верующего в вере в бога. Или положи книжку под подушку, когда выучил стихотворение.
  2. Режим щадящего чтения – 2 строчки прочитал – отдохни. Прием пришедший к нам с недавно забытых диафильмов.
  3. Развитие техники чтения тормозится из-за слаборазвитой оперативной памяти. Прочитал предложение и забыл. Очень хорошие упражнения на развитие этой памяти в зрительных диктантах (И.Т. Федоренко)
  4. Система И.Т. Федоренко – И. Г. Пальченко три упражнения: многократное чтение, чтение в темпе скороговорки (30сек), выразительное чтение с переходом на незнакомую часть.
  5. Орфографическое чтение – как вижу так читаю.
  6. Чтение – канон. Дети читают за хорошо читающим учеником.
  7. Чтение по ролям.
  8. Чтение цепочкой. Прерывать нельзя.

Использованные материалы и Интернет-ресурсы

  1. http://festival.1september.ru/articles/418454/
  2. Журнал «Начальная школа», №8/1990, с. 52-62: В.Н. Зайцева «Резервы обучения чтению»
  3. Газета «Начальная школа», №8/1997, с. 3-4, 13-14: Л. Игнатьевой «Хотеть недостаточно, надо действовать»

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Пути совершенствования техники чтения

Приёмы, позволяющие совершенствовать технику чтения....

Совершенствование техники чтения

Упражнения, приведенные в данном материале можно использовать для совершенствования техники чтения....

Система работы по совершенствованию техники чтения

Постепенно задание усложняется. Очень хорошо развивают поле зрения таблицы Шульте. Работа выполняется за 10 секунд, но при тренировке многие ребята считывают их за 5 секунд. Таблицы изготовили на урок...

Совершенствование техники чтения в начальной школе.

Содержание: 1. Значение оптимального чтения для учащихся начальных классов и пути его совершенствования. 2. Как работать над техникой чтения. 3. Развитие речи учащихся - одна из основных задач нача...

Совершенствование техники чтения младших школьников

Книги читают все, но далеко не все умеют правильно читать.А. Блок говорил, что литература трабует не только талантливого поэта, но и талантливого читателя.Быть талантливым читателем - это бесценный да...

Содержание и цели обучения чтению и пути совершенствования техники чтения младших школьников

Рассматриваются вопросы развития интереса к чтению, расширению круга чтения младшего школьника, его начитанности, а также как воспитывать средствами чтения у ребенка гражданские чувства и активн...

урок чтения: В. Бианки "Синичкин календарь". Отработка совершенствования техники чтения.

урок чтения: В. Бианки "Синичкин календарь". Отработка совершенствования техники чтения....