путешествия в страну думаугадайкино.
план-конспект урока по чтению (3 класс) на тему

урок внеклассного чтения для 3 класса по творчеству Н.Н. Носова. Презентация.

Скачать:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:



Предварительный просмотр:

Анкета-заявка на участие в республиканском конкурсе методических разработок урока  в начальной школе,

 посвящённых изучению творчества Н. Н. Носова.

1. Ф.И.О. автора – Лущик Светлана Феликсовна

2. год, месяц, день рождения - 1975 год, 16 января

3. Место работы - Муниципальное общеобразовательное учреждение

« Средняя общеобразовательная школа» с.Визинга

4. Адрес – 168100.с Визинга, Сысольский район, ул.Школьная, 5

Телефон 8(82131)91880

E-mail:

5. Должность – учитель начальных классов

6. Педагогический стаж работы – 19 лет

7. Домашний адрес автора – 168100 с.Визинга, Сысольский район,  

ул. Советская, 4

Е-mail: Svetlana.lushik@mail.ru

8. Ф.И.О. руководителя образовательного учреждения Унгефуг Сергей Викторович, телефон 8(82131)91880

Муниципальное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа» с.Визинга  (Визингская СОШ)

«ВелÖдан шÖр школа» муниципальнÖй велÖдан учреждение Визин с.

Республиканский конкурс

методических разработок  урока в начальной школе, посвященных изучению творчества Н. Н. Носова.

3 класс. Урок внеклассного чтения.

Тема: " Творчество Н. Н. Носова".

 Игра-путешествие по стране « Думаугадайкино».

                                                           Работу выполнила:

                                                           Лущик Светлана Феликсовна

                                                         учитель начальных классов.

                                                                       

                                       Визинга 2013                                      

Оглавление:

1.Пояснительная записка

2.План-конспект

3.Приложение

    3.1 Презентация

    3.2 Смайлики

    3.3 Рисунки для команд

4.Список литературы.

Пояснительная записка.

Творчество Н. Носова получило всенародное и международное признание. Недаром Валентин Катаев писал: « Носов - умный, вдумчивый художник, полный неистощимого юмора, автор поистине классических книг и множества маленьких шедевров в две-три странички, каждый из которых блестит, как яркая жемчужина в довольно объёмистом ларце нашей детской литературы». Хотя уже прошло 105 лет со дня рождения писателя, но его книги на сегодняшний день, остаются очень, актуальны и современны, пользуются большим спросом читателей. Из его произведений и дети, и взрослые получают ценные и добрые уроки. К сожалению, по программе « Школа России» на творчество Н. Носова в 3 классе отводиться всего два часа. Поэтому мы стараемся познакомить детей с творчеством этого писателя и на уроках внеклассного чтения.

Свой урок я построила в форме игры-путешествия, так как дети младшего школьного возраста любят фантазировать, стремятся познать новое, очень подвижны. Поэтому, я постаралась построить свой урок так, чтобы задания были разнообразными. Это и отгадывание загадок, выбери правильный ответ, дорисуй предмет и изобрази его, расшифруй текст, проанализируй поступок героя.

 Идея урока и презентация  разработана самостоятельно. Дополнительный материал брала из сборника загадок Ушаковой О. В., из собрания сочинений Н. Носова том 1, для создания презентации были использованы интернет - ресурсы. Использование компьютерных технологий открывает большие возможности для полного восприятия детьми окружающей действительности, повышает их познавательный интерес, помогает оживить происходящие события, привлечь внимание учащихся.

Данный урок можно использовать на классном часу, библиотечном часу, как внеклассное мероприятие на летних площадках, лагерях. Можно провести игру совместно с родителями.

Вид урока: внеклассное чтение, 3класс

Тема урока: Творчество Н. Н. Носова

Игра – путешествие по стране « Думаугадайкино».

Цель: обобщить и систематизировать знания о жизни Н. Н. Носова и его творчестве.

Задачи урока:

Предметные: организовать осознанное восприятие и оценивание содержания текстов, давать нравственную оценку поступков героев.

Метапредметные.

Познавательные: способствовать развитию мышления детей, их речи, творческих способностей.

Регулятивные: умение работать в группах, планировать свои действия с поставленной задачей.

Коммуникативные: воспитывать дружеские отношения внутри коллектива.

Личностные: способствовать  развитию интереса к чтению и расширению кругозора.

Предварительная подготовка:

- дети читают и изучают произведения Н. Н. Носова

- знакомятся с биографией Н. Н. Носова.

Оборудование: выставка книг по произведениям  Н. Носова, фломастеры, мультимедийная установка, карточки с зашифрованным текстом, карточки с незаконченными рисунками, смайлики.

  Ход урока:

Деятельность учителя

 Деятельность учеников

Примечание

1.

2.

3.

4.

Организационный момент.

 -Здравствуйте, ребята! Сегодня у нас будет необычный урок. Мы отправимся в путешествие по произведениям Н. Н. Носова, так как  исполняется 105 лет со дня рождения великого писателя. Его рассказы, повести очень интересны, забавны и поучительны. Путешествие совершим  на поезде. Чтобы занять  места в вагонах, нужен билет. А билетом будет считаться любая книжка, автором которой является Н.Н. Носов. Я думаю, все об этом заранее позаботились.  

-Покажите все свои билеты, а теперь дружно заходим в вагоны и занимаем места. Поезд отправляется.

Постановка учебной задачи.

-Вот мы с вами и прибыли в страну

" Думаугадайкино".

- Ребята, как вы думаете, почему эта страна имеет такое название?

- Молодцы ребята! Правильно. И сегодня на уроке каждый из вас проявит свою сноровку, талант, знания, умение работать дружно. Работать будем в группах, как вы сидите за столиками. За каждый правильный ответ будут присуждаться баллы. Выиграет команда, у которой наберётся наибольшее количество баллов. У каждой команды на столе лежит радостное и грустное  лицо. Если вы готовы ответить, поднимаете радостное лицо, а если нуждаетесь в помощи другой команды, то поднимаете грустное лицо.

Решение учебной задачи.

-Первый конкурс называется

" Выбери ответ". Он пройдёт в форме теста.  Вопросы к тесту на слайдах. Вы прочитаете вопрос и выберите правильный ответ. На этот конкурс даю 3 минуты.

- Ну что, ваше время пошло.

1.Выбери портрет Н. Н. Носова.

А)        б)         в)

2.В каком городе родился писатель?

а) Минск     б) Киев     в) Курск

3. В каком году родился Н Носов?

а)1908        б) 1909        в) 1905

4. Кем ещё был писатель?

а) режиссёром   б) композитором     в) сценаристом

5. Назовите первый его рассказ?

а) " Огородники"      б) " Фантазёры"   в) " Затейники"

6.В каком журнале был опубликован первый рассказ?

 а)" Барвинок"  б)" Мурзилка"    в) "Весёлые картинки"

Когда время истекло, учитель называет правильный ответ и каждая команда получает баллы.

-Переходим к следующему конкурсу" Шифровка".

-Прочитайте задание к этому конкурсу на слайде.

-Ребята, я раздаю вам листы, на которых написан текст из произведений Н. Носова. В словах лишние буквы. Вы должны зачеркнуть эти буквы, прочитать текст, сказать из какого произведения эти строки и объяснить, чему хотел научить нас автор через этот рассказ.

1команде: Онамрти ж долголдшг эвозилсянеку, сопел и кряхтелвумипр ,зато,когдаропвсёцйч сделал насменгь заплаткубыло любоэзуцъ взглянуть. Оначывек была пришитащткувц ровногтиа ,гладкоцйя и такчяент крепко, чтояцло неюбдл отодратьюну ибе зубами.

-Из какого произведения эти строки?

-Чему учит нас этот рассказ?

Правильно ребята. Есть даже такая пословица:

 « Терпенье и труд всё перетрут». Если вы будете стараться у вас всё получиться, всему надо учиться.

2команде: Котька орво весьне духлг помчался поьте полюэжд, через оврагекуж, поимп мостикугне, черезшо ручейюббьло и ужети увне спешакеп  шёлхзэ по деревне свадомой. На раедушекн у негожх былогн радостно.

- Как называется рассказ?

- Почему у Котьки на душе было радостно?

- Что хотел сказать Н. Носов своим рассказом?

3команде: Яло же ыне виноваттр, чтодо паубабка нгопопаласьжн такаязэжк пугливая.

Воткувя придётло милиционергори, он потебез покажеткува бабкути будешь ксвзнать  каксав людей ролпугать.

- Вспомните название этого рассказа?

-Какой совет можно дать Саше?

4 команде: Взял праон дведе половинкиго и прислонилзне другне к дружкедот, они ендержатся. Дажезо не заметновак, что сахарницапр разбита. Оннеор сложилву сахаргим обратно накрылфывул крышкойж иып осторожноцу поставил акв юбуфет.

-Из какого произведения эти строки?

-Назовите главную мысль  этого рассказа, что полезного можно взять для себя?

-Замечательно! Все отлично справились. Мы вспомнили произведения Н. Носова: «Огурцы», «Заплатка», «Леденец», «Саша» . Каждая команда получает свои баллы.

-Теперь немного отдохнём. Выполним физминутку.

-Переходим к конкурсу

" Торбочка с загадками".

-Я буду загадывать загадки, а вы, должны будете отгадывать, и называть из какого произведения этот предмет. И попытаться вспомнить главных героев.

1.Через поле и лесок

Подаётся голосок.

Он бежит по проводам-

Скажешь здесь, а слышно там.

2.Чтоб тебя я повёз,

мне не нужен овёс.

Накорми меня бензином,

на копытца дай резину.

И тогда поднявши пыль,

Побежит....

3.Шапочка серенькая,

Жилеточка нетканая,

Глаза,как бусинки,

А ходит босиком.

4.Нелегко иногда забираться туда,

Но легко и приятно

Прокатиться обратно.

5. Заворчал живой замок

Лёг у двери поперёк,

Две медали на груди

Лучше в дом не заходи.

6.Черна , мала крошка,

соберут немножко,

В воде поварят,

Кто съест - похвалят.

7.Мужик стоит,

во все стороны глядит.

Птиц пугает,

сам этого не знает.

8.Спереди - пяточок,

Сзади - крючок,

Посередине - спинка,

А на ней щетинка.

За угаданную загадку присуждается балл.

-А теперь проверим, какие вы художники и актёры.

Конкурс " Фантазёры".

  -Ребята, сейчас каждая команда получит лист, на котором нарисован элемент какого-то предмета. Вы должны дорисовать предмет, которые  встречаются в произведениях Н. Н. Носова, и изобразить его нам. А другие команды  должны угадать, что изобразили ребята и вспомнить произведение, в котором встречается этот предмет.

 Рисунок 1 команде.

Рисунок 2команде.

Рисунок 3 команде.

Рисунок 4 команде.

-Прекрасно справились и с этим заданием. Каждая команда получает по 2 балла,  а те команды, которые сумели отгадать изображённый предмет и назвать произведение, получают дополнительные баллы.

Заключение.

 -Вот пришло время подвести итог нашему путешествию и выявить победителей. Подсчитываются баллы, награждаются победители. 

-Сегодня мы вспомнили много увлекательных, загадочных рассказов Н. Н. Носова.

-Каким было наше путешествие?

-Правильно ребята,  наше путешествие было интересным и полезным для всех нас, много добрых уроков мы получили благодаря этому писателю. Но у Николая Николаевича есть ещё много весёлых произведений, с которыми мы не успели познакомиться. Многие из них стоят на нашей выставке. Я думаю, вы их обязательно прочтёте.

 -А сейчас, для всех будет небольшой подарок фрагмент из мультфильма " Незнайка в Солнечном городе".

-Что хотел совершить Незнайка?

- Правильно ребята. Незнайка понял, что хорошие поступки совершать надо и это для него полезно.

-Я думаю, вы не забудете о хороших поступках, и будете стараться их исполнять.

 -А теперь нам пора возвращаться домой и

 снова занимаем места в вагонах. Счастливого пути!

 

Дети выстраиваются в полукруг в рекреации. В руках держат книги, которые они принесли на урок.

Дети поднимают книжки вверх.

Звучит музыка " Весёлые путешественники". Дети берут друг друга за пояс, имитируя движение поезда, входят в класс, ставят книжки на выставку и занимают свободные места за столиками. Так получаются группы, в которых будут работать учащиеся.

Дети размышляют и отвечают:

- В этой стране нам придётся много думать, угадывать, находить правильный ответ, узнавать что-то новое, принимать верное решение.

Дети выполняют тест, дается 3 минуты.

Кто закончил, поднимают радостное лицо, идёт проверка.  За каждый правильный ответ присуждается балл.

Дети на доске ведут табло по баллам.

Дети читают текст:

Вот листок небольшой перед вами.

Зашифрован здесь текст один,

Чтоб его прочитать нам с вами,

Надо лишнюю букву убрать.

Ну, давай, не зевай и к работе приступай!

А потом нам дай ответ - знаешь это произведение или нет?

Дети выполняют задание на листках. Кто готов поднимают радостное лицо, читают строки, которые у них получились, называют произведение.

1 команда читает свой текст: Он долго возился, сопел и кряхтел, зато, когда всё сделал, на заплатку было любо взглянуть. Она была пришита ровно, гладко и  так крепко, что не отодрать и зубами.

Ответы детей:

-« Заплатка»

-Бобка показал нам своим примером, что  надо быть трудолюбивым и самому научиться шить, чтобы не отвлекать маму. Раз сам порвал, сам и зашивай.

2 команда: Котька во весь дух помчался по полю, через овраг, по мостику, через ручей и уже не спеша шёл по деревне домой . На душе у него было радостно.

Ответы детей:

-« Огурцы»

-Потому что его не поругал сторож, и он во всём честно признался.

- Из данного рассказа мы поняли, что брать чужое нельзя. Воровство огорчает наших родителей. И если мы исправляемся, нам становится от этого очень хорошо, радостно.

3команда: Я же не виноват, что бабка такая пугливая.

- Вот придёт милиционер, он тебе покажет бабку, будешь знать, как людей пугать.

-« Саша»

- Мы бы посоветовали Саше, чтобы он никого не пугал, это некрасиво. Старших людей надо уважать и помогать им.

4 команда:

  Взял он две половинки и прислонил друг к дружке, они держатся. Даже не заметно, что сахарница разбита. Он сложил сахар обратно, накрыл крышкой   и осторожно поставил в буфет.

-« Леденец»

- Мы думаем, что Н. Н. Носов напомнил нам о том, чтобы мы были послушными. Ничего от своих родителей не скрывали, если сделали что-нибудь плохое, то признавались в своём проступке.

Дети выполняют физминутку. Звучит музыка.

Дети по очереди читают загадки. Команда, которая знает ответ, поднимает радостное лицо и отвечает.

Ответы детей на загадки:

-телефон

-  из произведения " Телефон", главные герои Мишка и его друг.

- Автомобиль, произведение

 " Автомобиль", главные герои Мишка с другом.

- Ворона, произведение "Тук-тук-тук", герои Мишка, Костя.

- Снежная горка, произведение" На горке", герои Котька Чижов, ребята.

- Собака, из произведения "Дружок" герои Мишка с другом, Лена , тётя Надя.

- Каша, произведение

" Мишкина каша", герои Мишка с другом, мама. 

Пугало, " Огородники", герои Мишка с другом, вожатый Витя, ребята.

- Поросёнок,

 " Затейники", герои Валя и Петя.

Каждая команда получает лист с изображением. Ребята дорисовывают предмет, а потом изображают его, чтобы другая команда угадала. И вспоминают название произведения.

1 команда дорисовывает кота, изображают его.

Дети из других команд угадывают произведение

 « Живая шляпа»

2 команда дорисовывает ёлку, изображает её.

Дети из других команд и угадывают произведение

 « Бенгальские огни»

3 команда дорисовывает короля, изображает его.

Дети угадывают произведение « Федина задача»

4 команда дорисовывает ракету, изображает её.

Дети угадывают произведение « Незнайка на Луне».

Ответы детей:

 -Путешествие было весёлым, познавательным, мы узнали новые рассказы, которые читали дети в других группах. Н. Н. Носов писал о детях как мы. Когда читаешь его рассказы, то сразу поднимается настроение.

Дети смотрят мультфильм.

Ответы детей:

-Незнайка хотел совершить добрые поступки. Стал умываться холодной водой по утрам. Почитал вслух сказку Пульке. Помог размельчить лекарство Пилюлькину.

Ребята берут друг друга за пояс и, имитируя движение поезда, едут домой. Играет музыка «Весёлые путешественники», дети выходят из класса.

Использование презентации.

Слайд 1

Слайд 2

Слайд 3

Смотри приложение 2

Слайд 4

Правильный ответ на вопрос 1-  а)

Слайд 5

Правильные ответы на вопросы:

2- б)

3- а)

4 - а), в)

Слайд 6

5- в)

6- б)

Слайд 7

Слайд 8

Слайд 9

Слайд 10

Слайд 11

Слайд 12

Слайд 13

Слайд 14

Слайд 15

Слайд 16

Слайд 17

Слайд 18

Слайд 19

Рисунки для каждой команды смотри в приложении 3

Слайд 20

Слайд 21

Слайд 22

Список использованной литературы:

1. Н. Н. Носова .Собрание сочинений 1 том М. Детская литература 1979 г.

2. О.Д. Ушакова Сборник загадок .Санкт-Петербург. Дом «Литера».2011.

3. О.Н.Тишурина. Писатели в начальной школе. М. Издательство «Дрофа» 2010

4. Интернет-ресурсы.

Приложение 2

Приложение 3

Рисунок 1 команде.

Рисунок 2команде.

Рисунок 3 команде.

Рисунок 4 команде.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок путешествие: «Путешествие в страну Грамматику.»

Цель и задачи урока:   Расширить и закрепить у учащихся  знания и навыки по грамматике, убедить, что грамматика – не свод скучных и трудных правил, а увлекательная наука о знаках...

"Путешествие в страну знаний" урок-путешествие

Конспект данного урока поможет создать праздничное настроение, настроить учащихся на работу. Предназначен для учащихся 3 класса....

игра-путешествие "Путешествие в страну Читалию"

Игра представлена в форме путешествия по станциям.На каждой станции дети выполняют задания так или иначе связанные с литературными произведениями.Это и  спортивные конкурсы, и конкурсы эрудитов, ...

Путешествие по странам мира и знакомство с фольклором зарубежных стран

Данный урок поможет развивать навыки выразительного, беглого чтения, память, внимание, воображение; формировать информационную компетенцию; воспитывать интерес к культуре другого народа. ...

Игра- путешествие "Путешествие в страну Арифметику"

Данное внеклассное мероприятие можно использовать в период проведения предметной недели по математике в начальном звене, а также в качестве классного часа для обучающихся, воспитанников младшего школь...

Методическая разработка "Путешествие в страну Пионерию" ("Путешествие в детство наших родителей)

Данная работа рассказывает о путешествии ребят вместе с родителями в прошлое - в 1983 год (Путешествие в детство своих родителей)          Ребята 4б класса  через временн...