урок литературного чтения в 3 классе УМК "Перспектива"
план-конспект урока по чтению (3 класс) на тему

формирование толерантности, осознанного отношения к нормам и правилам в окружающем социуме

Скачать:


Предварительный просмотр:

                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                               

Технологическая карта урока литературного  чтения  в 3 классе.  УМК «Перспектива».

                                                                                                                                                                                                 учитель начальных классов

МБОУ «СОШ № 11»

г.Ижевска

Муратаева К.Д

Тема раздела

Литературная сказка

Тема  урока

Р.Киплинг  «Маугли».

Цели

познакомить с отрывками из литературной сказки Р. Киплинга «Маугли»;

учить сравнивать книги: озаглавливать выставку книг; классифицировать книги по разным основаниям;  находить нужное произведение или отрывки ; определять тему, главную мысль, основное содержание произведения; давать характеристики героям сказки;

 развивать  умения формулировать и высказывать своё мнение, уважать чужое мнение.

Сформировать представление, воспитывать  чувство толерантности к природе и друг к другу.

Планируемые результаты

Примечание: планируемые результаты  повышенного уровня (учащиеся 3 класса получат возможность для формирования)  выделены курсивом

Личностные умения

Метапредметные умения

Предметные умения

Проявление  желания читать литературные произведения зарубежных писателей;

-понимать и уметь объяснять значение общечеловеческой  ценности «быть толерантным»

Познавательные умения:

- раскрывать значение понятия: «Закон Джунглей», «лизоблюд», «не брезгует», «приемыш»,  «толерантность»;

- осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной  форме;

- определять отношение автора к героям произведения и обосновывать свое мнение на основе выборочного чтения текста произведения.

Регулятивные умения:

- выполнять учебное действие в соответствии с целью;

- ориентироваться в разных способах выполнения задания;

- выполнять самопроверку и самооценку  учебного задания.

Коммуникативные умения:

- допускать возможность существования у людей разных точек зрения на поступки героя, на изображаемое событие; формулировать собственное аргументированное мнение; самостоятельно задавать вопросы по прочитанному произведению; строить монологическое высказывание, участвовать в диалоге. 

- использовать речевые средства для представления результата деятельности.

  • Формирование умения грамотно читать и понимать прочитанное произведение ( осмысленное освоение учащимися содержания текста, понимание художественного замысла и подтекста)
  • характеристика героев произведения; 
  • чтение сказки выразительно по ролям;
  • развитие умения интерпретировать прочитанный текст: что хотел сказать автор и как он это сказал?

Организация образовательного пространства

Ресурсы

Формы работы

Информационный материал

Климанова Л.Ф. Литературное чтение . 3 класс. Учеб. для общеобразов. учреждений. В 2 ч.\ Л.Ф. Климанова, Л.А. Виноградская,  В.Г. Горецкий; Рос.акад.наук, Рос. Акад.образования, изд-во «Просвещение».-М.: Просвещение, 2012.-160 с.: ил.-(Академический школьный учебник) (Перспектива). Часть 2, с.97-110.

Демонстрационный материал

Иллюстрации к сказкам  Р.Киплинга.

Детские книги  со сказками  Р. Киплинга.

Аудиоприложение к учебнику «Литературное чтение», часть 2, для слушания отрывка из сказки Р. Киплинга «Маугли».

Для учителя:

1.Бойкина М. В. Уроки чтения. 3 класс : пособие для учителей общеобразоват.  учреждений / М. В. Бойкина; Рос.акад. наук, Рос. акад. образования, изд-во «Просвещение». — М. : Просвещение, 2010. — 143 с. — (Академический школьный учебник). — (Перспектива). —ISBN 978-5-09-019833-2.

2.  http://www.prosv.ru/umk/perspektiva. Технологические карты по предмету «Литературное чтение. 3 класс». Технологическая карта № 8

Фронтальная.

индивидуальная

парная

групповая

Цель деятельности

  I этап. Самоопределение в учебной  деятельности

Планируемый результат

 Мотивировать учащихся на изучение темы.

узнавание книги по обложке; сравнение разных книг, классификация их; обобщение представленного материала;

На доске представлены  карта Индии, портрет писателя, иллюстрации к сказкам  Р.Киплинга. Оформлена выставка книг со сказками Р. Киплинга.

- Выскажите свои предположения о возможной связи портрета писателя, карты Индии и иллюстраций к литературным произведениям.

- Какие произведения Р.Киплинга, представленные на выставке книг и иллюстрациях,  вам знакомы? ("Маугли", "Слоненок", "Откуда взялись броненосцы", "Кошка, гулявшая сама по себе", "Рикки- Тики-Тави", "Отчего у верблюда горб")

- Кратко и увлекательно расскажите о своих любимых  героях, проведите представление   книги  Р. Киплинга. ( затем проводится коллективная оценка: кого и за что могут похвалить слушатели презентации книги ?)

Личностные умения:

- проявлять интерес  к литературным сказкам зарубежных авторов;

- желание читать литературные произведения зарубежных писателей.

Коммуникативные умения:

-с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли; использовать речевые средства для аргументации своей позиции.

II этап. Учебно-познавательная деятельность

Цели деятельности

Учебные  задания  

Планируемый результат

Цели:

• Стимулировать интерес к чтению сказок зарубежных авторов.

• Актуализировать умение работать с текстом

• Научить:

- раскрывать значение понятия: «лизоблюд», «не брезгует», «приемыш»,  «Закон Джунглей» ;

- определять главную мысль произведения и обосновывать свое мнение;

- определять отношение автора к героям произведения и обосновывать свое мнение;

• Работать с текстом произведения:

- описывать героя, его характер и поступки;

• Читать сказку выразительно по ролям. 

• Составлять:

- рассказ об образе героя произведения

- выполнять учебное задание, используя  алгоритм;

- учитывать разные мнения и стремиться к сотрудничеству при выполнении учебного задания в паре или группе.

 Выполнение заданий методического аппарата учебника.

 Определите, на какие вопросы вы сможете ответить сами.

Потребуется ли вам помощь учителя, товарищей

по классу?

учить читать по ролям; осознавая характер каждого героя; использовать при чтении по ролям мимику, жесты, интонацию.

Сообщение учителя

Джозеф Редьярд Киплинг — английский поэт и писатель, родился 30 декабря 1865 года в Индии в городе Бомбее. Имя Редьярд он получил в честь английского озера Редьярд, где познакомились его родители.

Няня-индианка научила маленького Редьярда говорить на хинди, познакомила с индийскими сказками о животных.   Но в 5 лет вместе со своей сестрой он отправляется на учёбу. В Англии Р.Киплинг учился в пансионе, где к нему относились очень жестоко. Он все время вспоминал свое счастливое время в Индии, поэтому Киплинг пронес любовь к ней через всю жизнь.

Киплинг общался с туземцами, наблюдал их быт, слушал их рассказчиков, изучал природный мир Индии. По возвращению из этого путешествия он написал «Книги Джунглей», в которые входят рассказы о Маугли - человеческом детеныше. Сказкам исполняется  120 лет.

В 1907 году Киплинг стал первым англичанином, получившим Нобелевскую премию по литературе «за наблюдательность, яркую фантазию, зрелость идей и выдающийся талант повествователя».

"Расспрашивайте про меня лишь у моих же книг", -  обратился к своим читателям Р. Киплинг. После его смерти жена и дочь уничтожили весь архив писателя, и действительно не осталось от него ничего, кроме его книг.

Чтение текста Р.Киплинг «Братья Маугли» по учебнику (с.97) (возможно слушание учащимися аудиоприложения к учебнику и сравнение с текстом учебника)

Какое впечатление произвело на вас прочитанное произведение?

Какие чувства переживали, читая произведение?

Назовите главных героев главы «Братья Маугли».

Какие персонажи показались вам особенно интересными?

Есть ли среди героев кто-то похожий на вас или ваших друзей?

Можно ли утверждать, что автору нравятся все герои сказки «Маугли»? Обоснуйте свое мнение.

Верно ли, что Мать Волчица дорожила своей жизнью, больше чем жизнью детенышей? Обоснуйте свое мнение.

Опишите образ  Матери Волчицы и Шер-Хана.

Верно ли, что Балу и Багира вступились за Маугли, желая досадить Шер-Хану? Обоснуйте свое мнение.

Назовите значение слова «лизоблюд», «не брезгует», «приемыш».

Назовите главную мысль главы сказки «Братья Маугли».

Назовите значение выражения «Закон Джунглей».

Назовите первый «Закон Джунглей».

Назовите  второй «Закон Джунглей».

Назовите третий «Закон Джунглей».

Перефразируйте Законы Джунглей, так чтобы их можно было использовать  в обществе людей, среди норм для учащихся нашего класса

Первый Закон : ………………………………………………………………… .

Второй Закон …………………………………………………………………….

Третий Закон ………………………………………………………………..

Четвертый закон ……………………………………………………………….

(Первый закон – нельзя врываться в чужой дом и устанавливать в гостях свои порядки.

Второй закон – правила поведения, принятые в обществе, нужно соблюдать всем.

Третий закон – в решении общих вопросов (правила игры, распределение ролей и т.д.) нужно учитывать мнение  большинства (в ситуации спора осуществлять распределение ролей, выбор с использованием считалки)

Четвертый закон – нельзя сознательно обижать все окружающее  живое (тех, кто чем-то отличается от нас внешне, тех, кто слабее). «Мы все одной крови  »

Обсудите в паре и дополните  фразу ( записана на доске, на кадре презентации, интерактивной доске):

Произведение Р.Киплинга «Маугли» сказка ………….,  потому что ее герои - …………..,  умеют………………. и обладают……………… .

(Произведение Р.Киплинга «Маугли» сказка о животных, потому что ее герои – звери умеют разговаривать и обладают человеческими качествами).

Учитель: толерантным называют  человека, который умеет быть   внимательным и добрым,  общаться с людьми, хорошо излагать свои мысли. Люди отличаются друг от друга национальностью, привычками, одеждой, но живут они вместе и надо уважать молодых и старых, здоровых и больных, бедных и богатых. Надо чтобы каждый человек развивал свои способности, много знал и умел, чтобы мог стать полезным и нужным окружающим, нашей стране.

-Как  писатель говорит о необходимости человека  быть толерантным?

(Устами своих героев  Киплинг  выражает мудрые мысли о смысле жизни, законах жизни, присущих в первую очередь людям. Образцами  поведения  служат животные. Они воспитывают из «человеческого детеныша» достойную и благородную личность, пусть и не понимающую человеческий язык, но сильную и непреклонную. Маугли уважает авторитет старших, в роли которых здесь выступают Балу, Каа и Багира. Он терпеливо выслушивает их наставления, старается во всем следовать советам мудрых животных. Кровожадный тигр Шерхан служит собирательным образом зла, он не уважает никого и ничего, кроме собственной силы. Лишь к нему Маугли не толерантен)

 «Ролевая маска». Детям предлагается войти в роль Шерхана и выступить от его лица. Что вынудило его проявлять неуважение к окружающим?

«Сочини конец истории». Детям предлагается завершить предлагаемую историю. Придумать свое завершение проблемы отношений между животными, которые являются героями литературного произведения.

-Чем  отличается  сказка английского  писателя Киплинга  от литературных сказок  русских писателей?

-Что отличает ее от знакомых  народных сказок о животных?

(На примере истории Маугли дети подводятся к осознанию, что внешние отличия не мешают взаимопониманию и дружбе. Удивительная история маленького мальчика, воспитанного волками, раскрывает  законы природы, принуждает задуматься над ценностями человеческой жизни. Человеческий ребенок, оказавшись в джунглях, не погиб, так как нашел верных и надежных друзей. Друзья эти - звери. Но Киплинг не наделяет их чертами людей, как это бывает в народных сказках. Все они - мыслящие существа и действуют по обстоятельствам, соответственно по законам природы. Один из таких законов - заботиться о потомстве. Олицетворением этого закона становятся Отец и мать - волки. Впервые увидев Маугли, мать-волчица ощутила, что он - лишь беззащитный «щенок». Поэтому она и встала на его защиту, как защищала бы своих волчат. И все звери признали ее право. Взрослея, Маугли находил новых друзей. Акела, Балла, Багира олицетворяют мудрость естественного мира. Именно благодаря им, содержится в джунглях неустойчивое равновесие добра и злая, жизнь и смерть.)

- Что хотел сказать читателям сказки автор и как он это сказал?

-Зачем он возвращает Маугли к людям?

-Что сказка смогла нам рассказать о писателе и человеке Р. Киплинге?

Личностные умения:

  • умение отвечать на  жизненно важные для себя и других вопросы  «Что значит поступать  по совести, жить по совести», «быть толерантным»
  • соотносить поступки героев с реальными жизненными ситуациями; делать свой нравственный выбор;

- проявлять желание читать сказки зарубежных авторов.

Познавательные умения:

- раскрывать значение понятия: «лизоблюд», «не брезгует», «приемыш»,  «Закон Джунглей»;

- определять жанр произведения и обосновывать свое мнение;

- определять главную мысль произведения и обосновывать свое мнение;

- определять отношение автора к героям произведения и обосновывать свое мнение;

-умение  на основе опорных слов составлять свое высказывание;

 использовать  разные виды чтения: изучающее, просмотровое, ознакомительное и выбирать разные виды чтения в соответствие с поставленным заданием;

Регулятивные умения:

- выполнять учебное задание

  • учитывать учителем выделенные ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем.

Коммуникативные умения:

 высказывать и обосновывать свою точку зрения;

  • слушать и слышать других, пытаться принимать иную точку зрения, быть готовым корректировать свою точку зрения;
  • строить понятные для партнера (собеседника) высказывание.

Предметные умения:

• Работать с текстом произведения:

- описывать героя, его характер и поступки;

• Читать сказку выразительно по ролям. 

Регулятивные умения:

-сравнение литературных сказок (умение находить общие и отличительные черты);

                                                                  Диагностика качества  освоения темы урока

Цель -  установить степень освоения данной темы, а именно:

Определять:

-  автора по фрагменту текста;

- образ литературного героя; основные качества героев;

1.Кто это?

Шер-Хан – тигр

Табаки – шакал

Акела – вожак волчьей стаи

Багира – чёрная пантера

Балу – Бурый медведь

2. Опишите образ каждого героя Р.Киплинга «Братья Маугли».

 Отец Волк - …………………………………….(смелый, гордый, сильный)

Мать Волчица - ………………….(отважная, заботливая, добрая, любящая)

Шакал Табаки - …………………………… ( подлый, трусливый, лизоблюд)

Тигр Шер-Хан - ……………………………..(злобный, подлый, глупый)

3.О ком строчки?

1. Он рыщет повсюду, сеет раздоры, разносит сплетни и не брезгает тряпками и обрывками кожи, роясь в деревенских мусорных кучах.

(Шакал Табаки)

2. Он с самого рождения хромает на одну ногу. Вот почему он охотится только за домашней скотиной.  (Шер-Хан)

3. В юности он два раза попадал в волчий капкан, однажды люди его избили и бросили, решив, что он издох, так что нравы и обычаи людей были ему знакомы.  (Акела)

4. .- Как красивы благородные дети! Какие у них большие глаза! Правда, правда, мне следовало помнить, что царские дети с самых первых дней уже взрослые!  Шакал Табаки

5. Пусть детеныш бегает со стаей. Давайте примем детеныша вместе с другими. Я сам буду учить его. ………. Медведь Балу.

6. Никто не захотел бы становиться ей поперёк дороги, ибо она была хитра, как Табаки, отважна, как дикий буйвол, и бесстрашно, как раненый слон. Зато голос у неё был сладок, как дикий мёд, капающий с дерева, а шкура мягче пуха.  (Багира)

4.Кому из персонажей принадлежат следующие слова:

1. «Желаю тебе удачи, о Глава Волков! Удачи и крепких белых зубов твоим благородным детям. Пусть они никогда не забывают, что на свете есть голодные!» (Шакал Табаки)

2. Человеческий детеныш мой. Берегись, охотник за голыми детенышами, - придет время, он поохотиться и за тобой!..Мать Волчица

3. «Хорошо мы сделали! Люди и их детеныши очень умны. Когда-нибудь он станет нам помощником» (Акела)

4. «Придёт время, когда этот голышонок заставит тебя реветь на другой лад, или я ничего не смыслю в людях» (Багира)

5.Подумай и ответь

 1. Назовите имя и фамилию автора сказки «Маугли». (Редьярд Киплинг.)

2. Где провёл первые самые счастливые годы своей жизни? (В Индии)

3. Откуда необычное имя у писателя Редьярд? (Озеро в Великобритании, где познакомились родители)

4. Самое популярное произведение писателя? ( 2 сборника «Книги джунглей») 

5.Зачем Киплинг   повторяет в сказке : «Мы с вами одной крови, вы и я!»?

Предметные умения:        

• Определять:

- автора по фрагменту текста;

- образ литературного героя;

Регулятивные умения:

- выполнять учебное задание в соответствии с целью.

-умение находить необходимые слова в тексте; на основе опорных слов составлять свое высказывание;

  • учитывать учителем выделенные ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем.

Коммуникативные умения:

 высказывать и обосновывать свою точку зрения;

  • слушать и слышать других, пытаться принимать иную точку зрения, быть готовым корректировать свою точку зрения;
  • строить понятные для партнера (собеседника) высказывание.

Цели деятельности

Самоанализ и самооценка ученика

Результат деятельности

• Учить:

-понимать поступки героев произведения; соотносить поступки героев с реальными жизненными ситуациями; делать свой нравственный выбор;

-способность к самооценке своей работы  на основе образца.

- осознавать, что такое  «толерантность»

Притча. Шел мудрец, а навстречу ему три человека, которые везли под горячим солнцем тележки с камнями для строительства. Мудрец остановился и задал каждому по вопросу.
У первого спросил: «Что, ты, делал целый день?»
И тот с ухмылкой ответил, что целый день возил проклятые камни.
У второго мудрец спросил: «А что, ты, делал целый день?» И тот ответил: «а я добросовестно выполнял свою работу».
А третий улыбнулся, его лицо засветилось радостью: «А я принимал участие в строительстве храма!»

- Ребята, давайте мы попробуем с вами оценить каждый свою работу за урок.

- Кто работал на сегодняшнем уроке как первый рабочий?
-А кто как второй?
-А кто как третий?

2. Какие из Законов Джунглей могли быть  Законами жизни нашего класса?

(Первый закон –  нельзя  устанавливать в гостях свои порядки.

Второй закон – правила поведения принятые в обществе нужно соблюдать всем.

Третий закон – в решении общих вопросов (правила игры, распределение ролей и т.д.) нужно учитывать мнение  большинства

Четвертый закон –  нельзя обижать окружающих).

3. Что полезного в сказке Киплинга  для тебя как   читателя ХХI века? (выбор варианта ответа из предложенных)

  • Книга вызвала интерес и желание прочитать полностью
  • содержит полезную информацию
  • заставила задуматься о своем отношении к людям
  • позволила посмотреть на себя и окружающих другими глазами
  • заставила по-другому посмотреть на чтение книг
  • выскажи свое мнение

5.Учитель:

Удивительная история маленького мальчика, воспитанного волками, раскрывает настоящие  законы природы, принуждает задуматься над ценностями человеческой жизни. 

            Вместе с Маугли мы познаем Законы Джунглей . Он возвратится к людям, как Багира возвратилась от людей в Джунгли,  будет жить по людским законам, но уроки уважения, любви и справедливости помогут ему найти свое место среди людей.   

           Сказка учит, что добро всегда возвращается к тому, кто помогает другим.

От каждого из нас зависит, какие ценности выбрать главными в своей жизни. От нашего выбора зависит не только наша жизнь, но и жизнь окружающих нас людей. Михаил Михайлович Пришвин говорил,  что «человек в обществе должен расти согласно своей природе, быть самим собой и единственным, как на дереве каждый лист отличается от другого. Но в каждом листике есть нечто общее с другими, и эта общность перебегает по сучкам, сосудам и образует мощь ствола и единство всего дерева».

Закон джунглей выражает основной принцип единства всего живого: “Мы одной крови, ты и я!”.

Домашнее задание: ( допускается возможность выбора задания из предложенных)

1.Найдите  и прочитайте книгу Р. Киплинга «Маугли». Перескажите (выборочно) то, что вам запомнилось и понравилось.

2.Прочитайте выразительно по ролям в группе отрывки сказки  Р.Киплинга «Братья Маугли», передавая интонацией характер и особенности взаимоотношения героев.

3.Составьте рекомендательный список литературных и народных сказок, созвучных по смыслу. Подготовьте  объяснение причины выбора.

( например, сказка Андерсена «Гадкий утенок» преподносит важный урок толерантного отношения к тем, кто отличается от окружающих своей внешностью. То, что один не похож на другого, не означает, что он заслуживает пренебрежительного отношения. Гадкий утенок даже сам себе казался безобразным, пока не встретил лебедей и не понял, что он один из них. Грациозные птицы приняли его в свое сообщество, заботливо и уважительно отнеслись к молодому лебедю, которого среди уток и кур долго считали некрасивым переростком.

В «Сказке о царе Салтане» А.С. Пушкина завистливые сестры отправляют царицу и грудного ребенка  в закатанной бочке в море. Сын царя Салтана, уже  будучи взрослым, показывает образец толерантного отношения к отцу: «Князь Гвидон зовет их в гости, их и кормит и поит, и ответ держать велит». Вместо того, чтобы мстить отцу, Гвидон проявляет мудрое терпение, потому что, несмотря ни на что, царь Салтан является его отцом и мудрым правителем одновременно. )

Личностные умения:

- оценивать результат собственной деятельности.

Регулятивные умения:

- соотносить поставленную цель и  полученный результат

деятельности.

Коммуникативные умения:

 высказывать и обосновывать свою точку зрения;

  • слушать и слышать других, пытаться принимать иную точку зрения, быть готовым корректировать свою точку зрения;
  • строить понятные для партнера (собеседника) высказывания.

Познавательные:

- самостоятельно осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий

Коммуникативные:

-оформлять свои мысли в устной  речи с учетом своих учебных и жизненных речевых ситуаций.

Личностные:

-понимать и уметь объяснять значение общечеловеческой  ценности «быть толерантным»



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Разработка урока литературного чтения во 2 классе Автор Пушкарных Людмила Ивановна, учитель начальных классов МОУ «СОШ № 17» г. Палласовки Волгоградской области 2 «А» класс 2010/2011 учебный год УРОК ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ (2 КЛАСС, СИСТЕМА Л.В. ЗАНКОВ

Разработка урока литературного чтения во 2 классеАвтор Пушкарных Людмила Ивановна,учитель начальных классовМОУ «СОШ № 17»г. Палласовки Волгоградской области2 «А» класс 2010/2011 учебный год...

Урок литературного чтения. 4 класс. Тема "Литературные сказки. С.Т.Аксаков "Аленький цветочек"."

Цели урока:1) Обучающая: ознакомление с жизнью и творчеством писателя; обучение выразительному чтению (отдельных эпизодов, отрывков), обогащение словарного запаса учащихся;2) Развивающа...

ПРОЕКТ УРОКА Литературное чтение 1 класс Тема: _Е.Чарушин «Теремок». Русская народная сказка «Рукавичка» Сравнение литературной и народной сказки.

Проект урока литературного чтения 1 класс. Е.Чарушин "Теремок". Русская народная сказка "Руковичка"....

Технологическая карта урока литературного чтения 1 класс по теме : "Чтение слогов и слов с буквой «й»."

Технологическая карта урока литературного чтения 1 класс по теме : "Чтение слогов и слов с буквой «й»." и презентация к ней...

технологическая карта урока литературного чтения 2 класс УМК "Перспектива" А. П. Гайдар "Чук и Гек" Внеклассное чтение

Второй урок по произведению А. Гайдара с опорой на отрывок, предложенный авторами учебника, дополнен викториной по рассказу "Чук и Гек".Учащиеоя на предыдущем уроке разбились на группы по ин...

Конспект урока литературного чтения 2 класс по программе Н.Ф. Виноградовой.В.И. Даль «Девочка Снегурочка». Анализ сказки. Обучение ролевому чтению

Конспект урока литературного чтения 2 класс по программе Н.Ф. Виноградовой.В.И. Даль «Девочка Снегурочка». Анализ сказки. Обучение ролевому чтению...

Фрагмент урока литературного чтения 3 класс "Школа России". И.З.Суриков "Детство" по технологии продуктивного чтения.

Фрагмент урока литературного чтения по технологии продуктивного чтения на примере урока И.З. Суриков "Детство", 3 класс , УМК "Школа России".Показан фрагмент с 3-мя этапами работы ...