Урок литературного чтения в 1 классе (букварный период)
план-конспект урока по чтению (1 класс) на тему

Черепанова Ольга Анатольевна

На уроке ребята познакомятся с согласными звуками [ д  ],   [ д' ], строчной буквой д.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_po_literaturnomu_chteniyu_1_kl.docx41.34 КБ

Предварительный просмотр:

           

                       Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

                                    «Кузедеевская средняя общеобразовательная школа»

 

                   Урок по литературному чтению в 1 классе

                              (букварный период)

 Образовательная система «Школа 2100»

                                                                          Составитель: Черепанова О.А.

                                                                                       учитель начальных классов

Тема: Согласные звуки [д], [д,], буква д.  

Цели:

– формировать  умение различать гласные и согласные звуки;

– формировать умение выделять звук в слове;

формировать умение овладевать начертаниями письменных букв, слов;

– формировать умение писать предложения;

– формировать умение анализировать текст.

Формирование УУД:

Познавательные УУД:

1) формируем умение извлекать информацию из схем, иллюстраций, текстов;

2) формируем умение представлять информацию в виде схемы;

3) формируем умение выявлять сущность, особенности объектов;

4) формируем умение на основе анализа объектов делать выводы;

5) формируем умение обобщать и классифицировать по признакам;

6) формируем умение ориентироваться на развороте учебника;

7) формируем умение находить ответы на вопросы в иллюстрации.

Коммуникативные УУД:

1) формируем умение слушать и понимать других;

2) формируем умение строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами;

3) формируем умение оформлять свои мысли в устной форме;

4) формируем умение работать в паре.

Регулятивные УУД:

1) формируем умение высказывать своё предположение на основе работы с материалом учебника;

2) формируем умение оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей;

3) формируем умение прогнозировать предстоящую работу (составлять план);

4) формируем умение осуществлять познавательную и личностную рефлексию.

Личностные УУД:

1) формируем умение выказывать своё отношение к героям, выражать свои эмоции;

2) формируем мотивации к обучению и целенаправленной познавательной деятельности;

3) формируем умение оценивать поступки в соответствии с определённой ситуацией.

Духовно-нравственное развитие и воспитание:

1) воспитание нравственного чувства, этического сознания и готовности совершать позитивные поступки, в том числе речевые;

2) гражданско-патриотическое воспитание;

3) воспитание трудолюбия, способности к познанию;

4) воспитание здорового образа жизни;

5) экологическое воспитание;

6) эстетическое воспитание.

Оборудование: печатная и письменная буква Д, конвертики с самооценкой, карточки со слогами, картинки (на что похожа буква Д)

 

                                                           Ход урока

  1. Организационный момент.

 Прозвенел звонок,

 Начинаем наш урок!

    Создадим хорошее, дружелюбное настроение. Садитесь.

Руки?

На месте!

Ноги?

На месте!

Локти?

У края!

Спина?

Прямая!

- Всем, всем доброе утро! Прочь с дороги наша лень! Не мешай трудиться, не мешай учиться!

ΙI. Актуализация знаний

Выделение нового звука.

 - В нашем классе много ребят, мы каждый день все лучше узнаем друг друга, учимся дружить. Я приглашаю к доске тебя и тебя.

 - Ребята, как их зовут?

 - Что общего в этих именах? (первый звук)

 - С какого звука начинается имя Данила?

- Имя Дима?

 - Как вы думаете, чему мы должны научиться сегодня на уроке?

Составление плана урока.   3р  2л

План

  1. Знакомство с новыми звуками и буквой.
  2. Звукобуквенный анализ слов.
  3. Чтение  слогов, слов.
  4. Чтение предложений и текстов.

IΙΙ. Постановка учебной проблемы. Открытие нового знания

1.Характеристика

- Давайте еще раз четко произнесем звуки  д   и   д , послушаем и проверим, как они произносятся. ( встречает во рту преграду, не поется, произносится звонко, с участием голоса )

- Какой буквой обозначим звуки  [д] и[д]?. (ДЭ)

Показ печатных и письменных букв. Назовите ее место в алфавите.

- На что похожа буква  Д?

                   Вот стоит, дымок пуская, буква  д  - труба печная.

          Этот домик – буква  Д, в домике - окошко,

          Из трубы идет дымок, а в окошке – кошка.

- Охарактеризуйте звук  [д]. (  д   -  он согласный,  звонкий, твердый,   [д] -  согласный, звонкий, мягкий). Раскрасьте схему     «человечка»

 (1 ученик комментирует  - звонкий, нарисуем шапочку- звоночек и закрасим желтым цветом, бывает и твердым, и мягким, один ботиночек закрашиваем синим цветом, другой – зеленым.)

2.Игра «Составь слоги, договори до полного слова»

Д – А, У, И, Ы, О                        

3. Звуко – буквенный анализ слова дом.

4. Самооценка.

Вопросы к ученику (начало формирования алгоритма самооценки):

- Что тебе нужно было сделать?

– Удалось тебе выполнить работу?

– Ты выполнил всё правильно или были недочёты?

– Ты составил всё сам или с чьей-то помощью?

– А каким словом вы бы ОЦЕНИЛИ свою работу? Почему?

– Оцените себя   (выбор кружка, его демонстрация)  

 

              -  тревога! Помогите мне,

              - у меня всё получилось,         

              - у меня не всё получилось, я допустил ошибки

ΙV. Применение нового знания

 1. Работа в «Букваре». Чтение слов (с. 92)  5п   6 п  2к

Чтение слов 1,2,3 столбиков (самостоятельно).

ПРАВИЛО «Прочитал сам, помоги соседу»

– Слово, обозначающее женщину (дама).

- Здание, в котором живет ваша семья (дом, домик).

- Что идет из трубы? (дым, дымок).

- На одежде образовалась … (дыра, дырочка).

Чтение слов 4,5 столбиков (дети читают цепочкой).

– Что общего в словах?

– Найдите группы  однокоренных слов. (Дол и долина, дом и  домик и т.д.)

– Прочитайте слова, где все согласные звуки звонкие. (Дар – это приношение, подарок, добровольная передача.)

– А что приятнее: дарить или получать в дар?

– Прочитайте слова с приставками.

ФИЗМИНУТКА

2.Работа в «Букваре». Чтение текста. Наблюдение за предлогами. 5п   6п   2к

– Можно ли сказать, что это текст? Почему?

– Кто может прочитать текст с опорой на схемы?

– Где происходили события?

– Как можно было бы назвать этот текст?

– Озаглавьте.  

– Подберите имя дедушке. Вы догадались, с какой буквы должно начинаться имя деда? (Д: Денис, Дима, Демьян.)

– Точно ли художник нарисовал картинку к тексту?

– Какие слова выделены?

– Как в русском языке называют такие слова?

– Перечитаем текст, подчёркивая пробелы между предлогом и словом по ходу чтения.

3. Работа в «Букваре». Чтение текста В. Хмельницкого «Дымок».  1л  4к  7п   1р  5р

А) Работа с текстом до чтения.

– Что изобразил художник?

– Что напоминает эта картинка?

– Кто автор текста?

– Прочитайте название текста Виктора Хмельницкого.

– А как вы думаете, это будет сказка или рассказ? (Принимаются все версии детей.) Проверим.

Б) Работа с текстом во время чтения.

   а) Чтение по предложениям с комментариями. Ключевые слова записаны на доске и подчёркиваются по мере их появления в тексте.

– Представьте, какой был дымок. (Автор пишет: белый. Дымок – значит маленький, возможно, только родился. Белый, маленький, симпатичный...) 

2-е предложение:

– Автор оживил его. Заметили? (Осмотревшись, помчался.) 

3-е предложение:

– Какой вопрос зададим автору? (Почему стала его учить труба? Мудрая, давно живёт на крыше дома.)

4-е предложение:

– Каким был дымок? (Любознательным.)

– А как об этом сказано в тексте? (Некогда, я всё хочу увидеть.) 

5-е предложение:

– Почему так думает труба?

– А что ответит дымок? Попробуйте предположить.

6-е предложение, чтение и подтверждение.

– Каким образом ей ответил дымок? Прочитайте.

Выпалил – что означает это слово? (Сказал очень громко, быстро.) 

– Что произойдёт дальше с ним? (Предположения.)

– Читайте 7-е предложение не спеша.

7-е предложение:    

– Что хотел при помощи многоточия выразить Виктор Хмельницкий?


8-е предложение.

– Что же случилось с дымком?

–  Почему? (Растаял. Не успела предупредить труба.)

– Поразмышляйте, что могла сказать или подумать труба, увидев, что дымок растаял?

9-е предложение.

– А как текст об этом говорит? Размышляем дальше.

– Куда плывут послушные дети? Мог быть с ними наш дымок?

   б) Выявление первичного восприятия.

– За какие важные мысли можно автору текста сказать «спасибо»?

– Сказку подарил нам Виктор Хмельницкий или рассказ?

– Задайте друг другу вопросы.

В) Работа с текстом после чтения. Творческое задание.

  • Мы не узнали, какие путешествия и приключения ждали нашего героя. Пофантазируйте. Нарисуйте.
  • Расскажите, о чём вы мечтаете, когда смотрите на облака.  

V. Подведение итога урока.

– Какая была тема урока?

– Что нового мы узнали сегодня о русском языке?  4р  4п 

– А что из сегодняшнего урока пригодится нам и на других уроках?

РЕФЛЕКСИЯ

– Все ли пункты плана выполнили?

– Чему научились на уроке?

– Кто или что вам помогало справиться?

– Кто доволен сегодня своей работой?

– Кто хотел бы что-то исправить? Что? Что для этого нужно сделать?

– А каким словом вы бы ОЦЕНИЛИ свою работу? Почему?

– Отметьте своё настроение.

У  вас на столах лежат конверты, откройте,  там 3 смайлика (веселый, грустный, нормальный).  Выберите тот, который подходит к вашему настроению после нашего урока. Мы увидим настроение класса.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Разработка урока литературного чтения во 2 классе Автор Пушкарных Людмила Ивановна, учитель начальных классов МОУ «СОШ № 17» г. Палласовки Волгоградской области 2 «А» класс 2010/2011 учебный год УРОК ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ (2 КЛАСС, СИСТЕМА Л.В. ЗАНКОВ

Разработка урока литературного чтения во 2 классеАвтор Пушкарных Людмила Ивановна,учитель начальных классовМОУ «СОШ № 17»г. Палласовки Волгоградской области2 «А» класс 2010/2011 учебный год...

Урок литературного чтения. 4 класс. Тема "Литературные сказки. С.Т.Аксаков "Аленький цветочек"."

Цели урока:1) Обучающая: ознакомление с жизнью и творчеством писателя; обучение выразительному чтению (отдельных эпизодов, отрывков), обогащение словарного запаса учащихся;2) Развивающа...

ПРОЕКТ УРОКА Литературное чтение 1 класс Тема: _Е.Чарушин «Теремок». Русская народная сказка «Рукавичка» Сравнение литературной и народной сказки.

Проект урока литературного чтения 1 класс. Е.Чарушин "Теремок". Русская народная сказка "Руковичка"....

Технологическая карта урока литературного чтения 1 класс по теме : "Чтение слогов и слов с буквой «й»."

Технологическая карта урока литературного чтения 1 класс по теме : "Чтение слогов и слов с буквой «й»." и презентация к ней...

технологическая карта урока литературного чтения 2 класс УМК "Перспектива" А. П. Гайдар "Чук и Гек" Внеклассное чтение

Второй урок по произведению А. Гайдара с опорой на отрывок, предложенный авторами учебника, дополнен викториной по рассказу "Чук и Гек".Учащиеоя на предыдущем уроке разбились на группы по ин...

Конспект урока литературного чтения 2 класс по программе Н.Ф. Виноградовой.В.И. Даль «Девочка Снегурочка». Анализ сказки. Обучение ролевому чтению

Конспект урока литературного чтения 2 класс по программе Н.Ф. Виноградовой.В.И. Даль «Девочка Снегурочка». Анализ сказки. Обучение ролевому чтению...

Фрагмент урока литературного чтения 3 класс "Школа России". И.З.Суриков "Детство" по технологии продуктивного чтения.

Фрагмент урока литературного чтения по технологии продуктивного чтения на примере урока И.З. Суриков "Детство", 3 класс , УМК "Школа России".Показан фрагмент с 3-мя этапами работы ...