Урок обучения грамоте. Тема Звук [ш], буквы Ш, ш
план-конспект урока (чтение, 1 класс) по теме

Комлева Татьяна Викторовна

Урок обучения грамоте. Тема:  Звук [ш], буквы Ш, ш

Цели:

1.     Познакомить детей с новыми буквами и звуком;

2.     Формировать навыки слогового, правильного, сознательного, выразительного, беглого чтения. Учить детей работать с текстом, закреплять знания о звонких и глухих парных согласных, развивать внимание, мышление, фонематический слух, речь;

3.     Воспитывать дружелюбие, интерес к школе.

Скачать:


Предварительный просмотр:

МКОУ «Уйская начальная общеобразовательная школа»

Урок обучения грамоте

Тема:  Звук [ш], буквы Ш, ш

Учитель: Комлева Т.В.

2012-2013 учебный год

Цели:

  1. Познакомить детей с новыми буквами и звуком;
  2. Формировать навыки слогового, правильного, сознательного, выразительного, беглого чтения. Учить детей работать с текстом, закреплять знания о звонких и глухих парных согласных, развивать внимание, мышление, фонематический слух, речь;
  3. Воспитывать дружелюбие, интерес к школе.

Универсальные учебные действия, формируемые на уроке:        

Личностные умения:        Мотивация  к обучению; соотнесение с нормой; умение сделать                  выбор.

Регулятивные умения:        Умение проговаривать последовательность действий на уроке, отличать верно выполненное задание от неверного.

Предметные умения:        Соотносить согласный звук и букву, которой он соответствует, освоить способы определения твердости звука [ш], уметь давать характеристику звука.

Познавательные умения:        Делать выводы в результате совместной работы всего класса, сравнивать, группировать предметы.

Коммуникативные умения:        Оформлять свою мысль  в речи, слушать и понимать других, учиться выполнять различные роли  (исполнитель – слушатель)

  1. Организационный момент.

- Внимание, проверь, дружок!

Готов ли ты начать урок?

Всё ль на месте?

Всё ль в порядке: книжка, ручка и тетрадки?

(Есть у нас девиз такой –

Всё что нужно – под рукой)

- Сегодня мы отправляемся в путешествие. А за каким предметом узнает Лена.

2. Повторение

А) Задание: Подбери к слову схему и определи количество букв и звуков.

                             Е Л Ь             …б,  … зв.

Б) Все работают на досочках.

- А мы разметём снег, сугробы.

а

и

л

я

у

- Найдите лишнюю букву. (л)

- Почему?

- Как отличить гласный звук от согласного?

ы

у

е

о

В)

- Лишняя буква? (е)

- Почему?

- Какие ещё буквы показатели мягкости?

Г) - Найдите слова, в которых букв больше, чем звуков. (Под сугробами слова – лось, …, ….)

- Почему лось?

- Какая буква интересная в этом слове? (ь)

- Запишите букву на досочку, которая обозначает мягкий согласный звук. (с)

- Итак какое слово получилось на досочках? (ЛЕС)

- Да мы отправляемся с вами в волшебный лес.

- А за каким предметом узнаем у Лены.

- Почему выбрала эту схему? Докажи.

- Количество букв и звуков?

- Почему поровну ведь есть мягкий знак?

- Итак, мы отправляемся в лес, чтобы найти ель и украсить её к новому году ёлочными игрушками. А отправляемся мы с дедом морозом. (Открывается). Поможем ему набрать в мешок ёлочные игрушки.

3. Речевая разминка. Определение темы урока

- С нами едет мышка Шушерка. Чтобы ехать было веселей, она приготовила скороговорку:

Шесть мышат в шалаше шуршат.

- Повторим, быстрее, ещё быстрее. Кто один?

- Какой звук повторяется? ([ш])

- Правильно. Итак, тема нашего урока Звук [ш], буквы, которые его обозначают.

- Кто сформулирует цели урока?

  • Научимся выделять звук.
  • Научимся обозначать его буквами
  • Читать слоги, слова с новой буквой.

- Молодцы! И вы заработали 1 ёлочную игрушку.

4. Выделение звука

- Чтобы тепло одеться подойдём к …. (шкафу)

- Сделайте схему слова ШКАФ (1 ученик за доской)

- Проверяем. В этом слове 1 слог, потому что 1 гласный звук [а], первый звук [ш], затем слияние с твёрдым согласным [ка] и последний согласный звук [ф].

- Произнесите первый звук ([ш])

- Пронаблюдайте артикуляцию.

- Дайте характеристику данному звуку по плану. (отвечает 1 ребёнок)

- Что значит парный?

- Кто ещё чётко даст характеристику звуку [ш]?

- Молодцы! И вы заработали ещё одну ёлочную игрушку.

5. Упражнения в слышании нового звука.

- У кого из вас в фамилии или имени есть звук [ш]?

- А у наших героев? (мышка Шушерка)

- Посмотрите на вещи в шкафу. (шарф, шапка, шуба, рубашка, пальто, шляпа, ушанка)

- Назовите любые предметы со звуком [ш]. Где находится звук в слове?

- Назовите лишний предмет.

- Почему пальто?

- Мы выделили твёрдый звук [ш].

- есть ли мягкий звук?

- ЗАПОМНИТЕ! Звук [ш] – всегда твёрдый.

- Молодцы! Заработали ещё одну ёлочную игрушку.

6. Знакомство с буквой.

Мы с вами дошли до того места в лесу, где рассыпаны орехи.

- Найдите орех с новой буквой. – напечатайте на досочке.

- Покажите в кассе.

- как называется эта буква?

- На что похожа буква ш?

- Почему 4 буквы?

- Давайте узнаем где живёт мышка. Соединим буквы ш, начиная с 1 строчки.

  ш щ ц  щ щ ц

  ш ш ц  щ ц  щ

        щ ш ш ш щ щ

        ц  щ ц  ш ц  щ

 щ ц  ц  ш ш ц

ц  щ щ щ ш ш

- Итак, где живёт мышка? (в норке)

- Молодцы! Ещё одна ёл. игр.

7. Чтение слогов с новой буквой

- А её соседи гномы заблудились. Прочитаем: ша, шо, ши, шу, ше.

- Дополните до целого слова.

(Читаем по слоговой таблице).

- Итак, доведите гномов домой. (зелёный дом, синий дом)

- Почему все живут в кирпичном синем доме?

- Но ведь в слогах ши, ше есть показатели мягкости и, е? (звук [ш] – всегда твёрдый)

- Гномы в благодарность дарят вам драгоценный камень.

(Камень раздвигается. Дети читают: ши – пиши с буквой и)

- Запишите на досочке.

- Молодцы! Ещё ёл. игр.

ФИЗМИНУТКИ НА ГЛАЗА И ДВИГАТЕЛЬНАЯ.

8. Чтение слов  

На доске:

шишки

яблоки

орехи

ягоды

орешник

рябина

сосна

ель

яблоня

- Прочитайте первый столбик.

- Как назвать одним словом? (плоды)

- Прочитайте второй столбик

- Как назвать одним словом? (деревья)

Работа в парах.

- Соедините название дерева с названием его плода.

- Почему шишки соединили с сонной и елью?

- Они одинаковые?

- Найдите плоды сосны и ели(картинки на доске)

- Как называются плоды рябины? (кисти рябины)

- Молодцы! Ёл. игр.

9. Чтение текста.

- Ребята нам хотят помочь. Они расскажут, где видели осенью ель, которую мы ищем. Стр. 17

(хорошо читающий ребёнок читает рассказ)

- Читаем до точки.

- Как вы поняли выражение «горели кисти рябин»?

- Я сейчас проверю как вы внимательно читали.

-Игра «Зелёный, красный»

- Молодцы! Ёл. игр.

10. Итог урока.

Итак, если ребята собирали шишки, значит ель совсем рядом. А мешок у Деда Мороза полон игрушек.

- Вспомните цели урока.

- научились выделять звук из речи?

- Узнали новую букву?

- Научились читать слоги, слова и даже предложения с новой буквой?

- А вот  и ёлочка, которую мы ищем.

- У вас на партах лежит ёлочная игрушка. Кто считает, что он целей урока достиг, тот может повесить игрушку на нашу ёлочку. Украсим ёлочку к празднику.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

урок обучения грамоте "Планета знаний"Тема урока: Урок обучения грамоте Звук [щ\']. Буквы Щ, щ.

Ход урока. 1. Орг . момент . Снег порхает и сверкает В золотом сиянье дня. Словно пухом устилает Все дороги и дома. Сыплет, сыплет снег-снежок. Начинаем наш урок.-Ка...

Урок обучения грамоте: "Знакомство с буквой Ш, ш". Письмо строчной буквы ш.

Урок обучения грамоте: "Знакомство с буквой Ш, ш". Письмо строчной буквы ш.УМК "Планета Знаний"...

Урок обучения грамоте.Звук и буква З,з. Слоги и слова с буквами и звуком Зз"

Урок обучения грамоте в первом классе коррекционной школы...

Урок обучения грамоте УМК Гармония " Буквы парных по глухости-звонкости согласных звуков. Буквы з, З – с, С"

Урок построен в соответствиии с ФГОС, к нему прилагается презентация в МИМИО....

Открытый урок обучения грамоте по теме: "Буквы Я, я. Функции буквы Я"

Открытый урок обучения грамоте по теме "Буквы Я, я. Функции буквы Я"...

Технологическая карта урока обучения грамоте «Написание заглавной буквы Щ. Звук [щ’], буквы Щ,щ» ( УМК «Школа России», 1 класс)

Цель урока: формирование навыка написания заглавной буквы Щ; повторение имеющихся знаний о мягком согласном звуке [щ’], о букве щ.; формирование навыка правильного, сознательного, выразите...