Главные вкладки

    План-конспект урока по чтению (4 класс) по теме:
    Методическая разработка "Добро и зло"

    Макарова  Елена Владимировна

     Методическая разработка может быть использована классными руководителями, учителями, преподающими основы светской этики и православной культуры.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Microsoft Office document icon urok_dobro_i_zlo.doc40.5 КБ

    Предварительный просмотр:

    Методическая разработка урока «Добро и зло. Совесть»

    ( модуль ОСЭ).

    Цель урока: формирование представление учащихся о том, что добро и совесть – важнейшие морально-этические регуляторы поведения человека.

    Задачи:

    1. Создание условий для расширения у школьников образного представления о морально-этических понятиях “добро”, “зло”, “совесть” с опорой на имеющие знания и жизненный опыт.
    2. Обеспечение развития умений самостоятельно применять знания в разнообразных ситуациях с учетом своего индивидуального познавательного стиля.
    3. Помощь учащимся осознать ценность совместной деятельности на уроке.

    Ход урока

    Слайд №1: Город с Мастером

    Начинается урок с притчи «Всё в твоих руках»

    Когда-то давно, в одном городе, жил великий мудрец. Слава о его мудрости разнеслась далеко вокруг его родного города, люди издалека приходили к нему за советом.

    Но был в городе человек, завидующий его славе. Пришел он как-то на луг, поймал бабочку, посадил ее между сомкнутых ладоней и подумал: «Пойду-ка я к мудрецу и спрошу у него: скажи, о мудрейший, какая бабочка у меня в руках — живая или мертвая?

    Слайд №2: Бабочка на ладони

    Если он скажет мертвая, я открою ладони, бабочка улетит, если он скажет живая, я сомкну ладони и бабочка умрет. Вот тогда все поймут, кто из нас умнее.»

    Так все и получилось. Завистник пришел в город и спросил у мудреца: «Скажи, о мудрейший, какая бабочка у меня в руках — живая или мертвая?»

    Тогда мудрец, который был действительно умным человеком, сказал: «Всё в твоих руках»

    – Скажите, пожалуйста, так что же в руках мальчика? (жизнь бабочки).

    – Как вы думаете, какой выбор сделает мальчик? (или убить или отпустить)

    – Как можно оценить убийство бабочки? (это зло)

    – А сохранение ее жизни? (это добро)

    Слайд №3: “Добро и зло. Совесть”.

    – Это и будет темой нашего урока.

    Слайд № 4

    - Посмотрите, пожалуйста на экран.

    - Какие люди изображены на слайде? (Добрые и злые)

    - Охарактеризуйте данных людей.

    – Попробуем, исходя из этих характеристик, дать определение понятиям “добро” и “зло”.

    Слайд №5: определение понятий “добро”, “зло”

    - Как вы понимаете значение слов "добро и зло"?

    - На протяжении всей своей истории человечество пытается ответить на эти вечные вопросы. Давайте поразмышляем вместе. Сформулируйте собственное определение понятий «добро», «зло».

    (Самостоятельная работа детей парами по карточкам, продолжите…)

    «Добро – это…»

    «Доброта – это ...»

    «Добрый человек – это ... »

    «Зло – это…»

    Слайд № 6

     - Посмотрите на экран, пожалуйста. В словаре Даля даны следующие определения этим понятиям:

     Добро – это все то, что способствует улучшению жизни, возвышению личности, совершенствованию общества.

    Зло – это все то, что противоположно добру, что губит душу человека.

    (Данные определения сравниваются с ответами детей).

    – Вот что об этом рассказывает старинная китайская притча. 

     О, мудрейший, возьми меня к себе в ученики, я хочу познать истину.

    — Умеешь ли ты лгать? — спросил мудрец. — Конечно, нет! — ответил юноша. — А воровать? — Нет. — А убивать? — Нет... — Так иди, — воскликнул учитель, — и познай все это. А познав, не делай! Что хотел сказать мудрец своим странным советом?

    - Как вы думаете, должен был юноша научиться лицемерить, ловчить, убивать?

    - Конечно, мысль мудреца была такой: кто не узнал и не пережил зла, тот не может быть по-настоящему, деятельно добр. Как вы думаете, добро и зло связаны между собой?

    – Итак, мы провели четкую границу между добром и злом. А в жизни всегда ли возможно провести эту границу? (ответы детей)

    - С понятиями «добро» и «зло» тесно связано понятие «совесть»

     Слайд №7: Портреты мыслителей

    Так что же такое “совесть”? Перед вами афоризмы (на листочках), посвященные этому понятию. Выберите ключевое слово-синоним из афоризма, запишите .

    Афоризмы:

    1. Совесть – это постоянный нравственный самоанализ. Признание ошибок перед собой и людьми – единственно доступный путь каждого человека и всего общества.

    М. А. Савицкий

    1. Честь – это внешняя совесть. Совесть – это внутренняя честь.

    Шопенгауэр

    1. Совесть – это, в основном память, к которой присоединяется моральная оценка совершенного.

    Д. С. Лихачев

    1. Я полагаю, что совесть – это страх, в каждом отдельном человеке охраняющий правила, которые общество выработало для своей безопасности.

    С. Моэм

    1. Наша совесть – судья непогрешимый, пока мы не убили ее.

    О. Бальзак

    1. Совесть – это внутренний голос, предупреждающий о том, что за нами кто-то следит.

    Генри Луис Менкен

    1. Самое лучшее украшение – чистая совесть.

    Цицерон

    Ребята работают в группах (объединить две парты). Выполняют задание, на доске возникает следующая запись:

    Совесть-это

    (выделенные в афоризмах слова)

    Самоанализ, честь, память, страх, судья непогрешимый, внутренний голос.

    – Я вам предлагаю понятие “совесть”, приведенное в философском словаре.

    Слайд № 8: Понятие “совесть”

    Совесть – это способность человека как нравственного существа формулировать моральные обязательства, требовать от себя их выполнения. Контролировать и оценивать свое поведение.

    – Как вы видите. Это определение соотносимо с теми, которые предлагают нам Шопенгауэр, Лихачев, Бальзак. Цицерон и др.

    Слайд № 9: Добро и совесть – важнейшие морально-этические регуляторы поведения человека?

    – Как вы считаете, мы ответили на главный вопрос нашего урока?

    – Какой момент урока был самым запоминающим для вас?

    Слайд №10: Портрет Б.Окуджавы и стихотворение 

    – Сегодняшний урок я хочу завершить словами Булата Окуджавы

    Совесть. Благородство и достоинство

    Вот оно, святое наше воинство.

    Протяни ему свою ладонь.

    За него не страшно и в огонь.

    Лик его высок и удивителен.

    Посвяти ему свой краткий век.

    Может и не станешь победителем,

    Но ты будешь жить как человек.

    Слайд №11: Порхающая бабочка

    – Помните, ребята, все в ваших руках.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    "Добро и зло. Понятие греха, раскаяния и воздаяния". Конспект урока (методическая разработка) по курсу ОРКСЭ в 4-м классе по модулю ОМРК.

    Методическая разработка (план-конспект) урока по курсу ОРКСЭ в 4-м классе по модулю "Основы мировых религиозных культур". Тема "Добро и зло. Понятие греха, раскаяния и воздания". Урок-беседа....

    методическая разработка викторины "Добро и зло в русских народных сказках"

    Внеклассное мероприятие, позволяющее    расширять знания учащихся о сказках;                  ...

    Методическая разработка урока по программе «Основы религиозных культур и светской этики» Тема урока: «Добро и зло». 4 класс

    Цели и задачи:1.     познакомить с понятиями «добро и зло»;2.     воспитывать нравственные чувства и этическое сознание....

    Методическая разработка урока "Добро и зло" по курсу ОРКСЭ модуль "Светская этика"

    Урок в 4 классе по ОРКСЭ модуль "Светская этика" формирует  у учащихся представление об основных этических понятиях «добро» и «зло»....

    Методическая разработка урока основы религиозных культур и светской этики по теме "Добро и зло" с презентацией.

    Методическая разработка урока основы религиозных культур и светской этики по теме "Добро и зло" с презентацией для учащихся 4 класса....

    Методическая разработка урока ОРКСЭ «Добро и зло. Понятие греха, раскаяния и воздаяния»

    Добро и зло! Это особые слова. Что есть добро? Что есть зло? Как зло появилось в мире и как в связи с этим должен вести себя человек? Над этими вопросами люди размышляли на протяжение многих веков. Ре...