Методическая разработка "Добро и зло"
план-конспект урока по чтению (4 класс) по теме

Макарова  Елена Владимировна

 Методическая разработка может быть использована классными руководителями, учителями, преподающими основы светской этики и православной культуры.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon urok_dobro_i_zlo.doc40.5 КБ

Предварительный просмотр:

Методическая разработка урока «Добро и зло. Совесть»

( модуль ОСЭ).

Цель урока: формирование представление учащихся о том, что добро и совесть – важнейшие морально-этические регуляторы поведения человека.

Задачи:

  1. Создание условий для расширения у школьников образного представления о морально-этических понятиях “добро”, “зло”, “совесть” с опорой на имеющие знания и жизненный опыт.
  2. Обеспечение развития умений самостоятельно применять знания в разнообразных ситуациях с учетом своего индивидуального познавательного стиля.
  3. Помощь учащимся осознать ценность совместной деятельности на уроке.

Ход урока

Слайд №1: Город с Мастером

Начинается урок с притчи «Всё в твоих руках»

Когда-то давно, в одном городе, жил великий мудрец. Слава о его мудрости разнеслась далеко вокруг его родного города, люди издалека приходили к нему за советом.

Но был в городе человек, завидующий его славе. Пришел он как-то на луг, поймал бабочку, посадил ее между сомкнутых ладоней и подумал: «Пойду-ка я к мудрецу и спрошу у него: скажи, о мудрейший, какая бабочка у меня в руках — живая или мертвая?

Слайд №2: Бабочка на ладони

Если он скажет мертвая, я открою ладони, бабочка улетит, если он скажет живая, я сомкну ладони и бабочка умрет. Вот тогда все поймут, кто из нас умнее.»

Так все и получилось. Завистник пришел в город и спросил у мудреца: «Скажи, о мудрейший, какая бабочка у меня в руках — живая или мертвая?»

Тогда мудрец, который был действительно умным человеком, сказал: «Всё в твоих руках»

– Скажите, пожалуйста, так что же в руках мальчика? (жизнь бабочки).

– Как вы думаете, какой выбор сделает мальчик? (или убить или отпустить)

– Как можно оценить убийство бабочки? (это зло)

– А сохранение ее жизни? (это добро)

Слайд №3: “Добро и зло. Совесть”.

– Это и будет темой нашего урока.

Слайд № 4

- Посмотрите, пожалуйста на экран.

- Какие люди изображены на слайде? (Добрые и злые)

- Охарактеризуйте данных людей.

– Попробуем, исходя из этих характеристик, дать определение понятиям “добро” и “зло”.

Слайд №5: определение понятий “добро”, “зло”

- Как вы понимаете значение слов "добро и зло"?

- На протяжении всей своей истории человечество пытается ответить на эти вечные вопросы. Давайте поразмышляем вместе. Сформулируйте собственное определение понятий «добро», «зло».

(Самостоятельная работа детей парами по карточкам, продолжите…)

«Добро – это…»

«Доброта – это ...»

«Добрый человек – это ... »

«Зло – это…»

Слайд № 6

 - Посмотрите на экран, пожалуйста. В словаре Даля даны следующие определения этим понятиям:

 Добро – это все то, что способствует улучшению жизни, возвышению личности, совершенствованию общества.

Зло – это все то, что противоположно добру, что губит душу человека.

(Данные определения сравниваются с ответами детей).

– Вот что об этом рассказывает старинная китайская притча. 

 О, мудрейший, возьми меня к себе в ученики, я хочу познать истину.

— Умеешь ли ты лгать? — спросил мудрец. — Конечно, нет! — ответил юноша. — А воровать? — Нет. — А убивать? — Нет... — Так иди, — воскликнул учитель, — и познай все это. А познав, не делай! Что хотел сказать мудрец своим странным советом?

- Как вы думаете, должен был юноша научиться лицемерить, ловчить, убивать?

- Конечно, мысль мудреца была такой: кто не узнал и не пережил зла, тот не может быть по-настоящему, деятельно добр. Как вы думаете, добро и зло связаны между собой?

– Итак, мы провели четкую границу между добром и злом. А в жизни всегда ли возможно провести эту границу? (ответы детей)

- С понятиями «добро» и «зло» тесно связано понятие «совесть»

 Слайд №7: Портреты мыслителей

Так что же такое “совесть”? Перед вами афоризмы (на листочках), посвященные этому понятию. Выберите ключевое слово-синоним из афоризма, запишите .

Афоризмы:

  1. Совесть – это постоянный нравственный самоанализ. Признание ошибок перед собой и людьми – единственно доступный путь каждого человека и всего общества.

М. А. Савицкий

  1. Честь – это внешняя совесть. Совесть – это внутренняя честь.

Шопенгауэр

  1. Совесть – это, в основном память, к которой присоединяется моральная оценка совершенного.

Д. С. Лихачев

  1. Я полагаю, что совесть – это страх, в каждом отдельном человеке охраняющий правила, которые общество выработало для своей безопасности.

С. Моэм

  1. Наша совесть – судья непогрешимый, пока мы не убили ее.

О. Бальзак

  1. Совесть – это внутренний голос, предупреждающий о том, что за нами кто-то следит.

Генри Луис Менкен

  1. Самое лучшее украшение – чистая совесть.

Цицерон

Ребята работают в группах (объединить две парты). Выполняют задание, на доске возникает следующая запись:

Совесть-это

(выделенные в афоризмах слова)

Самоанализ, честь, память, страх, судья непогрешимый, внутренний голос.

– Я вам предлагаю понятие “совесть”, приведенное в философском словаре.

Слайд № 8: Понятие “совесть”

Совесть – это способность человека как нравственного существа формулировать моральные обязательства, требовать от себя их выполнения. Контролировать и оценивать свое поведение.

– Как вы видите. Это определение соотносимо с теми, которые предлагают нам Шопенгауэр, Лихачев, Бальзак. Цицерон и др.

Слайд № 9: Добро и совесть – важнейшие морально-этические регуляторы поведения человека?

– Как вы считаете, мы ответили на главный вопрос нашего урока?

– Какой момент урока был самым запоминающим для вас?

Слайд №10: Портрет Б.Окуджавы и стихотворение 

– Сегодняшний урок я хочу завершить словами Булата Окуджавы

Совесть. Благородство и достоинство

Вот оно, святое наше воинство.

Протяни ему свою ладонь.

За него не страшно и в огонь.

Лик его высок и удивителен.

Посвяти ему свой краткий век.

Может и не станешь победителем,

Но ты будешь жить как человек.

Слайд №11: Порхающая бабочка

– Помните, ребята, все в ваших руках.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Отчет о работе методического объединения учителей начальных классов на методическом совете школы.

В современной школе необходимо воспитывать и развить в ребенке активную, смелую, решительную личность. Личность, которая умеет сама добывать знания и применять их в нестандартных ситуациях.Дости...

Методическая разработка "Формирование орфографической зорокости у первоклассников по учебно-методическому комплекту "Гармония" "К тайнам нашего языка" М.С.Соловейчик

Данные рекомендации предназначены для того, чтобы помочь  в период обучения грамоте подготовить детей к работе над языком и речью по учебнику «К тайнам нашего языка» М.С.Соловейчик....

Учебно - методическая разработка по коррекции сложной дисграфии. Методические рекомендации. Конспект открытого занятия по коррекции сложной дисграфии на тему: Слоговой анализ и синтез слов различной звуко - слоговой структуры. Презентация.

В настоящее время к учителю - логопеду в логопедический пункт на занятия приходят дети, имеющие ошибки на письме, характерные не для одного вида дисграфии, а для 3 - 4 видов  дисграфии сразу. Реб...

Аналитическая записка Номинация № 3 "Лучшая авторская разработка комплекта учебно-методических материалов / методических рекомендаций": Методическая разработка «Олимпиадные задания по трудовому обучению для учащихся 2 – 3 классов (легкая умственная отс

      Программа трудовой подготовки во 2-ом классе направлена на осуществление умственного, физического, эмоционально - волевого развития и эстетического воспитания детей с огран...

Организационно-методическое сопровождение: содержание, принципы и условия реализации. Сопоставление понятий: организационно-методическое сопровождение и методическая поддержка

В условиях постоянно изменяющихся требований к педагогической деятельности весьма актуальным становится вопрос методического сопровождения.Термин «сопровождение» появился в педагогике отно...

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ДЛЯ РУКОВОДИТЕЛЕЙ ШКОЛЬНЫХ МЕТОДИЧЕСКИХ ОБЪЕДИНЕНИЙ В ОРГАНИЗАЦИИ РАБОТЫ ШКОЛЬНЫХ МЕТОДИЧЕСКИХ ОБЪЕДИНЕНИЙ

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ДЛЯ РУКОВОДИТЕЛЕЙ ШКОЛЬНЫХ МЕТОДИЧЕСКИХ ОБЪЕДИНЕНИЙ УЧИТЕЛЕЙ-ПРЕДМЕТНИКОВ ОРГАНИЗАЦИЯ РАБОТЫ ШКОЛЬНЫХ МЕТОДИЧЕСКИХ ОБЪЕДИНЕНИЙ...