«Тема воды в устном народном творчестве. Тайна капельки».
план-конспект занятия по чтению (1 класс) по теме

Похиль Татьяна Леонидовна

Данное занятие проведено в день метапредметного осознания, который проводился в школе с 1 по 11 классы. Все  уроки были объединены одной темой «Вода». На занятиях окружающего мира, русского языка,  ИЗО и даже математики учащиеся проводили эксперименты с водой, изучали её свойства, читали сказки, стихи, потешки   о воде.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok.docx850.61 КБ

Предварительный просмотр:

Аннотация

Данное занятие проведено в день метапредметного осознания, который проводился в школе с 1 по 11 классы. Все  уроки были объединены одной темой «Вода». На занятиях окружающего мира, русского языка,  ИЗО и даже математики учащиеся проводили эксперименты с водой, изучали её свойства, читали сказки, стихи, потешки   о воде. В конце дня подвели итог данного мероприятия.

где предусматривались следующие

ЦЕЛИ:

  • развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения;
  • развитие умения соединять теоретический материал с практической деятельностью
  • формирование умения слушать и слышать собеседника, вести диалог, излагать свою точку зрения и аргументировать ее;
  • развивать познавательную активность детей,
  • развивать умение выполнять анализ слов, текстов;
  • правильно строить высказывание;
  • выражать собственное мнение об изучаемом объекте;
  • способствовать высказыванию детьми своего мнения, корректировать ответы одноклассников, 
  • оцениванию своей деятельности на уроке.

ОБОРУДОВАНИЕ:

Интерактивная доска, колбы с чистой водой, книжка-тетрадь для работы по теме «Вода»,  наклейки с изображением капельки для «ЛИНЕЕЧКИ УСПЕХА»

Ход занятия.

-Мы продолжаем с вами  удивляться,  делать открытия, разгадывать тайны удивительного чуда природы как ВОДА

-Каждый из нас мечтает хотя бы раз в жизни увидеть чудо, часто не замечая того. Что чудеса  постоянно окружают нас.

Презентация

Например: фантастические узоры инея, причудливые формы облаков, узорчатые кружева  снежинок, громады айсбергов, Или сверкающие поутру  капельки росы.

-У меня в колбах чистая вода. Но она может стать волшебной, если мы будем работать творчески и активно.

Результаты своей работы продолжаем  отображать на  «ЛИНЕЕЧКЕ УСПЕХА»

Интерактивная доска стр. 1

C:\Documents and Settings\Admin\Рабочий стол\Рисунок1.png

-Прочитайте.

-Что мы узнали об этих словах,  (у них есть общая часть и они родственные)

-Выделяем общую часть слова

-Но все ли слова родственные?  

-Найди лишнее слово (водит)  

-Почему вы так считаете?  

-Вы справились с заданием.

 

Демонстрирую колбу с прозрачной водой, встряхиваю, вода окрашивается в синий цвет.                                   

Капитошка спрятал еще одно слово, значение которого вы узнаете, если будете внимательны.

Физминутка «Ручеек»

Интерактивная доска стр. 2

C:\Documents and Settings\Admin\Рабочий стол\Новая папка (2)\стр 2.jpg

-   Прочитайте слова, которые находятся в капельках 

РЕКА  МОРЕ  БОЛОТО  ПРУД   

-Объедините их в одно понятие.

ВОДОЕМ  - Место скопления или хранения воды (озеро, пруд, море ) какое слово не является водоемом?   (река)

-Обоснуйте свой ответ.

Интерактивная доска стр.1

-Вот и сделали открытие.  

Капитошка открывает слово.

C:\Documents and Settings\Admin\Рабочий стол\02222.jpg

Интерактивная доска стр. 2

C:\Documents and Settings\Admin\Рабочий стол\Новая папка (2)\стр 2.jpg

- Теперь соотнесем слова по группам

печка ведра река  прорубь

сани рыба хвост пруд

море сети корыто  изба

болото стрела  пир лягушка

-В каждой капельке спрятались слова из сказки

-  Слова, которые мы употребляем редко или вообще даже их не знаем

сани корыто  изба пир

-Толкование слов

Демонстрирую колбу с прозрачной водой, встряхиваю, вода окрашивается в красный цвет.                                   

-Где нам могут встретиться эти слова ?

(сказки) интерактивная доска стр. 2  

Открываем затененную часть доски

C:\Documents and Settings\Admin\Рабочий стол\002.jpg

-Назовите эти сказки

-В каждой из них  есть ключевые фразы,  слова. Вспомните, и назовите их.

 «По щучьему веленью, по моему хотенью».

«Смилуйся, государыня рыбка»

«Мерзни, мерзни волчий хвост.»

«Не тужи, Иван-царевич, лучше ложись спать, утро вечера мудренее.»

-Дополните моё предложение      Сказки это……

-А что еще относится к устному народному творчеству

Пословицы, поговорки, потешки.

-А поскольку тема нашего занятия ВОДА, то вы должны были приготовить пословицы и поговорки.

Дети зачитывают и объясняют смысл пословиц

Не зная броду, не суйся в воду.

Под лежачий камень вода не потечет.

Вода камень точит.

Замолчал, как воды в рот набрал

Много с тех пор воды утекло

Как рыба в воде!

Вилами по воде писано.

В решете воду не носят

Не плюй в колодезь - пригодится воды напиться.

В мутной воде отражение не увидишь

Выйти сухим из воды

-Молодцы

Демонстрирую колбу с прозрачной водой, встряхиваю, вода окрашивается в зеленый  цвет.   

Демонстрация мультфильма (2минуты)      http://www.youtube.com/watch?v=dEhoHO_TDUw&list=FLxm8JtfDIXbmCk-SzEzanLA

-Вы просмотрели мультфильм. Он не озвучен, и нам предложили по данному сюжету создать рекламу. Как вы думаете, о чем мы можем сказать или предупредить детей и взрослых?

(О безопасности на скользком льду.)

-Скрепленный вечерним или ночным холодом, он еще способен выдерживать небольшую нагрузку, но днем, быстро нагреваясь от просачивающейся через него талой воды, становится пористым и очень слабым.

-Какие слоганы можно придумать?

Интерактивная доска стр. 3

-А теперь давайте обратимся к нашей линеечке успеха и оценим результаты своей работы.

Линеечка успеха 

C:\Documents and Settings\Admin\Рабочий стол\УРОК\листы\готовая.jpg

-Нам помогут капельки, которые мы собирали весь день.

C:\Documents and Settings\Admin\Рабочий стол\стр3.jpg

Предполагаемые ответы детей

Я узнал:

-что на нашей планете воды больше, чем суши

-то наша страна богата водными ресурсами.

-вода имеет 3 состояния

-вода не имеет запаха, вкуса, прозрачная

Я задумался: над тем, что каждый из нас должен

-бережно относится к воде.

-человек без пищи может прожить почти месяц, а без воды не более 3 дней

Я удивился: тому, что

 -человек за 60 лет своей жизни выпивает до 50 тонн воды

-снежинка имеет 6 лучиков

-что снег скрипит, потому что ломаются лучики у снежинок

-наш народ мудрый и поэтому о воде много пословиц и поговорок

Я могу правильно назвать три состояния воды

 - могу определить эти состояния

 - знаю, что у воды есть разные свойства

 - могу назвать эти свойства

 - могу доказать эти свойства

О чём из урока расскажете дома?

-Ребята, послушайте высказывание писателя Антуана де Сент- Экзюпери о воде: «…, у тебя нет ни вкуса, ни цвета, ни запаха, тебя не возможно описать, тобой наслаждаются, не ведая, что ты такое. Нельзя сказать, что ты необходима для жизни: ты сама жизнь. Ты наполняешь нас радостью, которую не объяснить нашими чувствами. С тобой возвращаются к нам силы, с которыми мы уже простились. По твоей милости в нас вновь начинают бурлить высокие родники нашего сердца. Ты самое большое богатство на свете.»

Чтение стихотворения      (домашняя заготовка)

Вы слыхали о воде?

Говорят, она везде!

В луже, в море, в океане

И в водопроводном кране.

Как сосулька, замерзает,

В лес туманом заползает.

Ледником в горах зовется,

Лентой серебристой вьется.

Мы привыкли, что вода -

Наша спутница всегда!

Без нее нам не умыться,

Не наесться, не напиться.

Смею я вам доложить:

Без нее нам не прожить!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока по литературному чтению в 4 классе. 1. Предмет: литературное чтение. Тип учебного занятия: Урок обобщения и систематизации учебного материала. 2. Тема: Обобщение и систематизация материала по разделу «Устное народное творчество»

Специфика проведения данного урока состоит в том, что такого полного обобщения и систематизации материала по разделу «Устное народное творчество» в Программе не предусмотрено, на выпуске из первой сту...

Урок литературного чтения 1 класс ( программа "Перспективная начальная школа")Тема: «Малые жанры устного народного творчества» (использование проектной технологии обучения)

“Русский народ создал огромную изустную литературу: мудрые пословицы и хитрые загадки, весёлые и печальные обрядовые песни, торжественные былины, героические, волшебные, бытовые и пересмешные сказки. ...

Конспект урока литературного чтения во 2 классе с компьютерной поддержкой. Тема: Игра-путешествие «Устное народное творчество» (обобщающий урок)

Пояснительная записка Предмет: «Литературное чтение»Тема урока с компьютерной поддержкой: Игра-путешествие «Устное народное творчество»Продолжительность: 45 минутАвторский медиапродукт: презентац...

Конспект урока c презентацией литературного чтения во 2 классе по теме: «Малые жанры устного народного творчества»

Конспект урока литературного чтения во 2 классе по теме: «Малые жанры устного народного творчества»Цели:1.Образовательные –  расширить представление учащихся о жанрах устного народного творч...

План-конспект урока по теме: Произведения устного народного творчества об осени. Пословицы и поговорки, народные приметы, загадки.

План-конспект урока по теме: Произведения устного народного творчества об осени. Пословицы и поговорки, народные приметы, загадки.Класс: 2...