Урок литературного чтения для 3 класса
план-конспект урока по чтению (3 класс) по теме

Урок литературного чтения

   3 класс

Тема: С. Есенин «С добрым утром»

Цель: Формирование представления о поэзии, как особом взгляде на мир, особом переживании мира.

Задачи:

  1. Расширять литературный кругозор учащихся.
  2. Формировать первичное представление о специфике лирического произведения.
  3. Формировать умение понимать изобразительные средства языка и иих роль в художественном произведении.
  4. Развивать творческое мышление и воображение.
  5. Совершенствовать выразительность чтения.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_uroka.docx21.01 КБ

Предварительный просмотр:

Урок литературного чтения

   3 класс

Тема: С. Есенин «С добрым утром»

Цель: Формирование представления о поэзии, как особом взгляде на мир, особом переживании мира.

Задачи:

  1. Расширять литературный кругозор учащихся.
  2. Формировать первичное представление о специфике лирического произведения.
  3. Формировать умение понимать изобразительные средства языка и иих роль в художественном произведении.
  4. Развивать творческое мышление и воображение.
  5. Совершенствовать выразительность чтения.

Оформление и оборудование:

Портрет С. Есенина, таблички для словарной работы. звуковое сопровождение, презентация.

                    Ход урока.

  1. Вводная беседа

Всем здравствуйте. Сегодня я хочу услышать каждого из вас,

 каждый должен привнести в урок что-то своё. Тем самым вы покажете мне, что чувствуете и понимаете произведение, которое мы читаем

Дома я просила нарисовать вас самое прекрасное, по-вашему, место в природе.

    2  .Сообщение темы и цели урока, задач        

Для любого человека нет ничего  краше родной природы. Поэтому сегодня мы будем учиться видеть прекрасное в том, что мы видим каждый день, уголки родной природы. ( Презентация)

    Прекрасна природа в изображении великого русского поэта     Сергея  Александровича Есенина  . Сергей Есенин родился 21 сентября 1895 года В семье крестьянина в селе Константинове Рязанской губернии. С двух лет воспитывался в семье деда. Был бойким и радушным мальчиком. Очень любил природу и одухотворял её. Месяц сравнивал с ягнёночком, осень с рыжей кобылой, которая чешет гриву. Такое восприятие окружающего мира, звёзд, деревьев, как чего-то одушевлённого  Есенин почерпнул из народных сказок, поверий, которые рассказала ему бабушка. Она верила, что всё, что нас окружает живое. И в это поверить просто, как вокруг тебя леса , поля, реки. И всё это твоё родное, твой дом.

Постановка проблемного вопроса.

Произведение, к которому сегодня обратимся, называется «С добрым утром».

- Когда мы слышим эти слова?

Какие чувства у вас при этом возникают?  (Нежная улыбка мамы, которая вызывает чувство радости и защищенности.)

-Видели ли вы когда-нибудь пробуждение природы. Послушайте, как изобразил картину утра  Есенин.

Первичное чтение

- Какие чувства нам передал поэт, описывая пробуждение природы?

А сейчас прочитайте про себя и постарайтесь мне сказать, какой поэт увидел природу? ( Он изобразил живую природу)

Найдите строки, где природа изображается как живая?

Вот сколько вы сделали открытий. У Есенина природа живёт, дышит. чувствует. А как называется приём в литературе, когда природа описывается как  живая?

- Почему поэт использует олицетворения?  (Он постарался передать красоту , любовь к родной природе)

Физ. минутка.

Постарайтесь передать  движениями картины природы.

Музыка Э.Грига

Вторичное чтение и литературоведческий анализ.

1.- Какую картину вы представили, прочитав первую строфу?

- Почему поэт говорит про звёзды:  задремали?

- Какой эпитет выбрал для звёзд Есенин?

Попробуйте отыскать в этой строфе слова-синонимы.  (Затон-заводь)

Затон - мелкий речной залив.

- Почему о нём говорит поэт как о зеркале? Как называется этот приём в литературе?

- Почему оно задрожало?

Что поэт говорит о свете?

Как вы думаете, в каком темпе нам следует читать эти строчки? Почему? (Медленно - всё только-только просыпается, неторопливо, плавно, задумчиво.)  Чтение выразительно.

2.Прочитайте 2 строфу.

- Какую картину вы увидели?

-Чем необычен этот образ? Кого берёзки напоминают поэту?

Как они готовятся встречать солнце?

Растрепали шёлковые косы - как вы это себе представляете?

- Можете ли вы сказать, как  поэт относится к берёзкам?

- С какой интонацией будем читать эту строфу? (громче, ласково, любуясь)

3. Читаем 3 строфу. Есть ли что-то сказочное в этих строчках. Кого вы видите перед собой?  ( Девушку- модницу крапиву)

-Что такое плетень?  (Изгородь, сплетённая из веток)

_ Почему поэт называет её шалуньей?

Какие слова произносит крапива? Прочитайте последнюю строчку. Будет ли наше чтение похоже на то, как мы читали название произведения? Название- это приветствие ко всей природе, а последняя строчка  - это шёпот крапивы. И читая её, мы должны передать характер крапивы

-  А  нам в природе помогает услышать этот шёпот?  Шелест ветерка

- Какие звуки в словах нам помогают услышать этот шелест? Как называется этот приём в литературе?

А какие звуки нам помогают представить, что блестят исчезающие звёзды и играет свет в зеркале затона?

А теперь встали и представили ,что перед вами мольберт с палитрой красок? Какие вы краски  вы бы использовали для написания картины?

На берёзке

На воде

На крапиве

На небе

Работа с текстом после чтения        

Стихотворение называется  « С добрым утром».  А на каком слове мы сделаем логическое ударение в приветствии.

-Как показывает поэт, что утро действительно доброе?  (Нежные краски, всюду улыбка и добро. )

А как вы думаете , поэт воспевает в своём стихотворении утро какой-то сказочной страны

Эти слова о нашей природе. Ведь недаром  Есенина называли певцом родной природы. Он в обыкновенном видел прекрасное.

И мы поучимся сегодня делать это.

Работа по группам.

Каждой группе дается изображение обыкновенного растения. Нужно описать это растение, пользуясь метафорами, эпитетами, олицетворениями.

(Одуванчик , ромашка, лопух ,клевер) Каждой группе даются картины природы и таблицы с художественными образами.

Молодцы, вы подтвердили  слова Есенина, что природа – это вечная красота Посмотрите вокруг себя остановите мгновение, и вы увидите мир окружающей нас земной красоты.

Приглядывайтесь к небесам, прислушивайтесь к птицам .За мигом миг за часом час впадайте в изумление , Всё будет так и всё не так через одно мгновенье


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Разработка урока литературного чтения во 2 классе Автор Пушкарных Людмила Ивановна, учитель начальных классов МОУ «СОШ № 17» г. Палласовки Волгоградской области 2 «А» класс 2010/2011 учебный год УРОК ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ (2 КЛАСС, СИСТЕМА Л.В. ЗАНКОВ

Разработка урока литературного чтения во 2 классеАвтор Пушкарных Людмила Ивановна,учитель начальных классовМОУ «СОШ № 17»г. Палласовки Волгоградской области2 «А» класс 2010/2011 учебный год...

Урок литературного чтения. 4 класс. Тема "Литературные сказки. С.Т.Аксаков "Аленький цветочек"."

Цели урока:1) Обучающая: ознакомление с жизнью и творчеством писателя; обучение выразительному чтению (отдельных эпизодов, отрывков), обогащение словарного запаса учащихся;2) Развивающа...

ПРОЕКТ УРОКА Литературное чтение 1 класс Тема: _Е.Чарушин «Теремок». Русская народная сказка «Рукавичка» Сравнение литературной и народной сказки.

Проект урока литературного чтения 1 класс. Е.Чарушин "Теремок". Русская народная сказка "Руковичка"....

Технологическая карта урока литературного чтения 1 класс по теме : "Чтение слогов и слов с буквой «й»."

Технологическая карта урока литературного чтения 1 класс по теме : "Чтение слогов и слов с буквой «й»." и презентация к ней...

технологическая карта урока литературного чтения 2 класс УМК "Перспектива" А. П. Гайдар "Чук и Гек" Внеклассное чтение

Второй урок по произведению А. Гайдара с опорой на отрывок, предложенный авторами учебника, дополнен викториной по рассказу "Чук и Гек".Учащиеоя на предыдущем уроке разбились на группы по ин...

Конспект урока литературного чтения 2 класс по программе Н.Ф. Виноградовой.В.И. Даль «Девочка Снегурочка». Анализ сказки. Обучение ролевому чтению

Конспект урока литературного чтения 2 класс по программе Н.Ф. Виноградовой.В.И. Даль «Девочка Снегурочка». Анализ сказки. Обучение ролевому чтению...

Фрагмент урока литературного чтения 3 класс "Школа России". И.З.Суриков "Детство" по технологии продуктивного чтения.

Фрагмент урока литературного чтения по технологии продуктивного чтения на примере урока И.З. Суриков "Детство", 3 класс , УМК "Школа России".Показан фрагмент с 3-мя этапами работы ...